Шпаргалка - Прикладная информатика в экономике - файл n1.docx

приобрести
Шпаргалка - Прикладная информатика в экономике
скачать (993.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.docx994kb.19.09.2012 16:41скачать

n1.docx

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

1. Экономическая теория

  1. Рынок: сущность, классификация, функции.

Можно дать несколько определений рынка.

Рынок – это обмен, организованный по законам товарного производства и обращения, совокупность отношений товарного обмена.

Рынок – это механизм взаимодействия покупателей и продавцов, иными словами, отношение спроса и предложения.

Рынок – это сфера обмена внутри страны и между странами, связывающая между собой производителей и потребителей продукции.

Рынок является фундаментом для понимания ключевых путей экономического развития и путей повышения эффективности на микро- и макроуровне. Его сущность отражает совокупность отношений товарного обмена всех хозяйствующих субъектов, людей и общества в целом. Вполне обоснованны утверждения экономистов и о том, что рынок представляет собой определенную систему экономических отношений между продавцами и покупателями в сфере обмена. Воздействие рынка на экономические отношения продавцов и покупателей обеспечивается через использование таких атрибутов, как цена, спрос и предложение, конкуренция, прибыль и убытки, то есть всего того, что включается в понятие «рыночный механизм».

Утвердившиеся в обществе рыночные отношения оказывают огромное воздействие на все стороны хозяйственной жизни, выполняя ряд существенных функций.

Функции бывают:

1. Информационная. Через постоянно меняющиеся цены, процентные ставки на кредит рынок дает участникам производства объективную информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые поставляются на рынок. Это позволяет каждому предприятию постоянно сверять собственное производство с меняющимися условиями рынка.

2. Посредническая. Потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика (с точки зрения качества продукции, ее цены, сроков поставки, послесбытового обслуживания и других параметров), а продавцу предоставляется возможность выбрать наиболее подходящего покупателя.

3. Ценообразующая. Здесь формируется отражение общественной стоимости, благодаря этому устанавливается подвижная связь между стоимостью и ценой, чутко реагирующая на изменения в производстве, потребностях, конъюнктуре.

4. Регулирующая – самая важная. Она связана с воздействием рынка на все сферы экономики, и прежде всего на производство. Важную роль в рыночном регулировании имеет соотношение спроса и предложения, существенно влияющее на цены. Растет цена – это сигнал к расширению производства, падает цена – сигнал к его сокращению. В результате стихийные действия предпринимателей приводят к установлению более или менее оптимальных экономических пропорций.

5. Санирующая. Рыночный механизм – это не благотворительная система. С помощью конкуренции рынок очищает общественное производство от экономически неустойчивых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и, напротив, дает зеленый свет более предприимчивым и эффективным. В результате этого непрерывно повышается средний уровень устойчивости всего хозяйства в целом.

Система рынков – совокупность всех видов рынков, характеризующихся разнообразными критериями и признаками.

Классификация рынков:

- олигополический; - монопольный (монопсонный).

- регулируемый (под контролем государства).

Таким образом, рынок как развитая система отношений товарного обмена представляет собой систему отдельных рынков, как бы элементов единого большого рынка. Это, прежде всего, рынки ресурсов, а также другие. В свою очередь, эти рынки разбиваются на более узкие и т.д.

  1. Рыночный спрос и рыночное предложение. Формирование равновесной цены.

Рыночный спрос и рыночное предложение.

Объем, или величина спроса – это то количество товара, которое потребители желают приобрести для удовлетворения своих потребностей.

На величину спроса влияют факторы: цена товара, цены других товаров, взаимосвязанных с данным, вкусы потребителей, средний доход потребителей, количество покупателей, ожидания изменения цен.

Спрос - вся совокупность значений количества товара, соответствующих различным возможным величинам цены товара, при прочих равных условиях.

Если при каждой возможной цене возрастают величины количества товаров, на которые есть спрос, то говорят, что спрос увеличился.

Если при каждой возможной цене снижаются величины количества товаров, на которые есть спрос, то говорят, что спрос уменьшился.

Объем, или величина предложения – это то количество товара, которое производящие данный товар фирмы хотели бы выпустить и продать.

На величину предложения влияют факторы: цена товара, цены ресурсов, используемых в производстве товаров, цели фирмы, величины налогов и субсидий, количество производителей товаров.

Предложение - вся совокупность значений количества предложенного товара, соответствующих различным возможным величинам цены товара, при прочих равных условиях.

Увеличению предложения способствует рост числа производителей, снижение цен на ресурсы, повышение уровня технологии, субсидии товаропроизводителям.

Сокращение предложения вызывается увеличением налогов, ростом цен на ресурсы.

Формирование равновесной цены.

Важнейшими инструментами маркетинговых исследований являются кривые спроса и предложения товара. Оптимальный вариант — равенство величин спроса и предложения, а они равны в точке пересечения кривых спроса и предложения.

Равновесная цена – это цена, при которой количество товара, на которое покупатели предъявляет спрос, равняется количеству товара, предлагаемого на продажу производителями. Все остальные цены являются неравновесными.

Равновесная цена рационализирует спрос покупателя, передавая ему информацию о том, на какой объем потребления данного товара он может рассчитывать;

равновесная цена подсказывает производителю (продавцу), какое количество товара ему следует изготовить и доставить на рынок;

равновесная цена несет в себе всю информацию, необходимую производителям и потребителям: изменение равновесной цены является для них сигналом к увеличению (уменьшению) производства (потребления), стимулом к поиску новых технологий.

Таким образом, равновесная цена вполне успешно служит для автоматического регулирования производства.

Колебания рыночных цен вокруг стоимости товара имеют три принципиальных варианта:

1) D = S – спрос и предложение на данный товар на данном рынке примерно равны, поэтому цена товара совпадает с его стоимостью;

2) D > S – спрос превышает предложение, и цена товара будет выше его стоимости (возникает конкуренция среди покупателей);

3) D < S – спрос меньше предложения, поэтому цена отклоняется вниз от стоимости, возникает конкуренция среди продавцов, которая создает экономическое давление на товаропроизводителя.

4 закона спроса и предложения:

Увеличение спроса вызывает рост равновесной цены и равновесного количества товара

Сужение спроса приводит к уменьшению равновесной цены и равновесного количества товара

Повышение предложения способствует возрастанию равновесного количество товара и снижению равновесной цены

Сокращение предложения обусловит падение равновесного количество товара и рост равновесной цены

  1. Издержки производства и их виды.

Издержки производства - это затраты предприятия на производство товара.

Издержки производства рассматриваются как особого рода экономические затраты на любые ресурсы. По сути, экономические издержки - это выплаты, которые каждая фирма обязана возместить за предоставленные ресурсы другим фирмам или домашним хозяйствам.

Именно издержки производства лежат в основе производственного процесса. И именно о них в первую очередь думает производитель. Исходя из идеи максимизации прибыли первое на чем необходимо заострить свое внимание это на минимизации издержек.

Виды издержек - Различают бухгалтерские издержки и издержки упущенных возможностей (альтернативные), экономические и трансакционные, постоянные и переменные издержки. Альтернативные издержки - это издержки упущенных возможностей, представляющие собой ценность других благ, которые можно было бы получить при наиболее выгодном из всех возможных способов использования данного ресурса.

Прежде чем начать предпринимательскую деятельность организатор бизнеса знакомится с конъюнктурой рынка, выясняет цены на факторы производства, изучает спрос на предполагаемый продукт своего предприятия, определяет возможные затраты, рассматривает различные варианты, выбирает предпочтительный. Запасы производственных ресурсов ограниченны, а некоторые из них относятся к весьма редким. Поэтому решение о начале производства одного продукта всегда связано с отказом от производства других товаров, вот почему все издержки на производство носят альтернативный характер. Ex: Если из одной ткани производят женские и мужские костюмы, то при наличии определенных запасов данной ткани увеличение выпуска женских костюмов будет означать сокращение выпуска мужских костюмов.

Бухгалтерские издержки (внешние) - это платежи за ресурсы внешним поставщикам ресурсов. Бух. издержки производства представляют собой все денежные затраты, необходимые для производства, включая сырьё, заработную плату, амортизацию, арендную плату, проценты по кредитам, налоги, торговые и административные расходы и т.п. Общую сумму бухгалтерских издержек обычно называют валовыми издержками производства.
      Ценность любого ресурса, используемого в производстве товаров и услуг, выражается в денежной форме, т.е. все выплаты обязательно фиксируются в бухгалтерских документах. Вот почему такой способ оценки издержке называется бухгалтерским, а оцененные с его помощью издержки - бухгалтерскими издержками.


Разница между стоимостью продаж и бух. издержками представляет собой бух. прибыль.

Внутренние издержки - это сумма денежных средств, которые нужно было бы платить, если бы эти ресурсы приобретались у других производителей. То есть затраты на ресурсы, владельцем которых является сам предприниматель, и за использование которых он не платит. Ex: если ваше предприятие находится на земле, которая принадлежит вам, то вы не платите арендную плату за использование земли в отличие от других предпринимателей. Вместе с тем, вы реально используете земельный ресурсы, которые являются вашими внутренними ресурсами, а издержки по использованию земли представляют собой внутренние издержки.

Сумма внешних и внутренних издержек представляет собой экономические издержки.

Экономическая прибыль - это разница между суммой продаж и экономическими издержками.

Постоянные и переменные издержки Постоянные издержки (FC – fixed Cost) - это затраты предприятия, не зависящие от объёма производимой продукции.

К этим затратам относится арендная плата, амортизация, налог на собственность, затраты на теплоснабжение, связь, телефон, затраты на содержание управленческого аппарата, амортизационные отчисления и т.д. Независимо от объемов производства, эти суммы остаются неизменными, т.е. постоянными в рамках определенного времени.

Ex. Завод может остановить свое производства, так как его продукция не пользуется спросом, шахта - не работает из-за забастовок рабочих. Но, несмотря на это, завод и шахта несут постоянные издержки, поскольку они несут определенные обязанности перед другими субъектами хозяйственной деятельности, то есть они должны выплачивать проценты по кредитам, страховые взносы, налоги на собственность, начислять заработную плату уборщикам и сторожам, платить за тепло, электроэнергию и т.п.

Переменные издержки (VC - Variable Cost) - это затраты предприятия на производство продукции, зависящие от объёмов производимой продукции.

К переменным издержкам относятся затраты, связанные с использованием оборотного капитала. Они включают расходы на приобретение сырья, материалов, комплектующих изделий, полуфабрикатов, выплату заработной платы производственных рабочих, транспортные расходы, разнообразные платежи и т.д. Таким образом, переменными называются такие издержки, величина которых меняется в зависимости от изменения объема производства.

Сумма постоянных и переменных издержек образует полные, или валовые, издержки.

При нулевом объеме производства валовые издержки равны величине постоянных издержек. При наращивании объема производства валовые издержки увеличиваются на величину переменных издержек в соответствующей точке роста.
     Существует еще один вид издержек - это так называемые операционные или транзакционные издержки - это издержки в сфере обмена, связанные с передачей прав собственности.


Большое значение имеют средние издержки фирмы. Это издержки на производство одной единицы продукции. Они исчисляются делением общих издержек на всю произведенную продукцию.

Предельные или маржинальные издержки представляют собой дополнительные издержки, необходимые для обеспечения прироста продукции. Они показывают, с каким приростом издержек будет связан желаемый прирост продукции. Они дают понять, где необходимо остановить расширение производства.

  1. Конкуренция и ее виды. Российское антимонопольное законодательство.

Конкуренция - (от лат. сoncurre – сталкиваться) :

Конкуренция - в повседневном понимании - соперничество экономических субъектов за лучшие условия производства, купли и продажи товаров.

Конкуренция - в классической экономической теории - элемент рыночного механизма, который позволяет уравновесить спрос и предложение.

Конкуренция - в теории строения рынка - критерий, по которому определяется тип отраслевого рынка.

Конкуренция служат одним из важнейших способов повышения эффективности, как целой экономической системы, так и всех ее звеньев. Конкуренция есть цивилизованная форма борьбы за выживание, это сильнейший способ непрерывного стимулирования работников и трудовых коллективов. Благодаря экономической свободе, сопутствующей ей конкуренции, рыночная экономика превосходит командно-административную, в которой конкуренции нет места.

Конкуренция в РФ - состязательность хозяйствующих субъектов, при которой их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товаром рынке.

Рассматривая конкуренцию необходимо показать ее как положительные стороны, так и отрицательные.

Говоря о конкуренции необходимо показать ее виды. Существует шесть видов конкуренции:

функциональная конкуренция – базируется на том, что одну и ту же потребность потребителя можно удовлетворить по-разному;

видовая конкуренция – это конкуренция между аналогичными товарами, но разными по оформлению;

предметная конкуренция – это конкуренция между аналогичными товарами, но разными по качеству изделия и по притягательности марки;

ценовая конкуренция – снижение цены увеличивает продажи, приводит к расширению рынка;

неценовая конкуренция: выдвигает на первый план более высокую, чем у соперников, надежность, меньшую «цену потребления», более современный дизайн и так далее

недобросовестная конкуренция:

антиреклама товаров конкурентов;

производство товаров имитаторов (подделка).

Существует четыре возможные конкурентные структуры, определяющие собой вид рынка:

Чистая конкуренция.

Монополистическая конкуренция.

Олигополия.

Чистая монополия.

Чистая конкуренция

Характеризуется:

Множеством мелких фирм.

Однородностью продукции.

Отсутствием затруднений на вход и выход (из отрасли).

4. Равным доступом ко всем видам информации.

Монополистическая конкуренция

Характеризуется:

Множеством мелких фирм.

Неоднородностью продукции.

Отсутствием затруднений на вход и выход (из отрасли).

Несколько ограниченным доступом к информации.

Олигополия (Дуополия)

Характеризуется:

Небольшим числом крупных фирм.

Неоднородностью (или однородностью) продукции.

Возможными затруднениями при выходе (из отрасли).

Несколько ограниченным доступом к информации.

Монополия

Характеризуется:

Одной фирмой.

Уникальностью продукции.

Практически не преодолимыми барьерами на вход.

Несколько ограниченным доступом к информации.

  1. Основные макроэкономические показатели. ВВП и ВНП.

Предметом макроэкономики являются процессы, происходящие на уровне экономической системы государства, т.е. макроэкономика - изучает народное хозяйство в целом. Основное внимание уделяется рассмотрению таких вопросов: динамики агрегированных экономических показателей,  формирование и исполнение государственного бюджета, и финансовая политика государства, функционирование денежной системы, роль центрального банка, монетарная и кредитно-финансовая политика, ситуация на основных рынках (товаров, рабочей силы, капиталов, валют); государственная политика финансовой стабилизации и экономического роста.

Основная цель макроэкономических исследований - это поддержка текущей экономической политики государства.

Макроэкономические показатели: Все важнейшие показатели, используемые в макроэкономическом анализе, принципиально разделяются на три группы: потоки, запасы (активы) и показатели экономической конъюнктуры. Потоки отражают передачу ценностей субъектами друг другу в процессе экономической деятельности, запасы – накопление и использование ценностей субъектами. Потоки представляют собой экономические параметры, значение которых измеряется в единицу времени, как правило, в расчете на год, значение экономических параметров запасов измеряется на определенный момент. Пример потоков – сбережения и инвестиции, бюджетный дефицит, запасов – накопленный в результате капитал, государственный долг.

Потоковые величины

Валовый выпуск представляет собой стоимость всех товаров и услуг, произведенных в экономике за определенный промежуток времени. Валовый выпуск включает в себя абсолютно все товары, произведенные в экономике, в том числе и предназначенные для производства других товаров и услуг. Последние составляют промежуточное потребление, в отличие от конечного потребления.

Валовой национальный продукт (ВНП) - В нашей стране ВНП исчисляется статистикой с 1987 г. и принципиально отличается от применявшихся у нас ранее показателей тем, что отражает результаты деятельности не только в материальном, но и в нематериальном производстве. ВНП – стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных в экономике за определенный промежуток времени. ВНП, в отличие от валового выпуска, очищен от промежуточного потребления. Различают валовый национальный и валовый внутренний продукт (ВВП). ВНП – это ВВП минус сумма добавленной стоимости, созданной на территории страны с использованием иностранных факторов производства, плюс сумма добавленной стоимости, созданной за границей с использованием факторов, принадлежащих гражданам данной страны.

Валовой внутренний продукт (ВВП) - ВВП представляет собой совокупную рыночную стоимость всего объема конечного производства товаров и услуг как в материальном, так и в нематериальном производстве независимо от национальной принадлежности предприятий располагаемых на данной территории. Под конечным производством понимаются товары и услуги, покупаемые для конечного использования, а не для перепродажи или дальнейшей переработки. Продажа промежуточной продукции не учитывается при подсчете ВВП. Это означает, что ВВП можно определить, подсчитывая и суммируя добавленные стоимости, созданные всеми фирмами в экономике. Добавленная стоимость - это рыночная цена объема продукции, произведенной фирмой, за вычетом стоимости потребленных сырья, полуфабрикатов, материалов, приобретенных у поставщиков. Это производственный метод подсчета ВВП. Кроме того, существуют метод расчета ВВП по расходам и метод расчета ВВП по доходам. Первый означает, что объем ВВП равен сумме денежных расходов всех секторов в экономике (домашних хозяйств, частного бизнеса и государства), необходимых для того, чтобы выкупить на рынке весь объем производства. Т.Е. ВВП= C+I+G+(X), где С – расходы домохозяйств, I – инвестиции, G – гос.расходы, (X) – сальдо экспортно-импортных операций.

Метод расчета ВВП по доходам предполагает суммирование всех доходов физ. и юр. лиц, полученных ими от производства всего объема продукции за данный статистический период. К доходам относятся: заработная плата с отчислениями на социальное страхование, рентные платежи, проценты, прибыль а также амортизация и налоги косвенные. Теоретически все три метода подсчета ВВП должны дать одинаковый результат. Однако на практике существуют расхождения при определении ВВП различными способами. Так, например, многие граждане и предприятия умышленно занижают величину своих доходов, укрывая часть из них от налогообложения. Это приводит к тому, что объем ВВП, исчисленного по доходам может оказаться ниже, чем ВВП, рассчитанный по расходам.

Чистый национальный продукт (ЧНП) представляет собой ВНП за минусом начисления на потребление капитала (амортизации).

Показатели запасов и показатели экономической коньюктуры.

Имущество (активы) – любой источник законного нетрудового дохода. К имуществу относятся как реальные активы, например, реальный капитал (К), так и финансовые активы (акции, облигации), кроме того, выделяют имущественные права и интеллектуальную собственность.

Портфель активов – совокупность активов, принадлежащих экономическому субъекту.

Национальное богатство – суммарные активы, принадлежащие домашним хозяйствам фирмам и государству.

Реальные денежные (кассовые) остатки – запас платежных средств, который экономический субъект желает держать в форме наличности.

Состояние экономической конъюнктуры отражают следующие показатели:

Ставка процента, норма доходности капитального актива, уровень цен, инфляция, уровень безработицы и другие.

Ставка процента - это плата за деньги, предоставляемые в кредит. Различают номинальные и реальные процентные ставки. реальная процентная ставка определяется с учетом уровня инфляции. Она равна номинальной процентной ставке, которая устанавливается под воздействием спроса и предложения, за вычетом уровня инфляции:

r = i - %?P, где r – реальная % ставка; i – номинальная % ставка; P – общий уровень цен

Общий уровень цен. Индекс цен. Дефлятор ВНП.

Общий уровень цен: В реальной жизни цены меняются непрерывно, что-то дорожает, что-то дешевеет, да и величины, на которые увеличиваются или уменьшаются цены, тоже различны. Поэтому, чтобы определить на какую величину возросли или упали цены, необходимо знать общий уровень цен – средний уровень широкой группы цен, измеряемый с помощью индекса цен. Индекс цен выражает относительное изменение среднего уровня цен за определенный период. Это средневзвешенное значение всех цен на товары определенной совокупности. Обычно при исчислении индекса цен принимают цены базового года за 100%, а цены других лет оценивают по отношению к этим 100%. Индекс цен можно определить по формуле:

цены текущего года

Индекс цен тек. года = *100%

цены базового года

Существует несколько видов индекса цен: индекс цен потребительских товаров, индекс цен товаров производственного назначения, дефлятор ВНП.

Индекс цен потребительских товаров (CPI) рассчитывается на основе «корзины» наиболее потребляемых товаров и услуг;

При подсчете индекса цен товаров производственного назначения (индекса оптовых цен PPI) в корзину включается 3000 промежуточных товаров, используемых в производстве (определяется стоимость производства конкретной группы товаров);

Важное место среди индексов цен занимает дефлятор ВНП (IPD). Это индекс цен, в котором «корзина» включает все конечные товары и услуги. Данный индекс отражает изменение в ценах не только на товары широкого потребления, но и на все товары. Данный индекс позволяет сравнивать реальный и номинальный ВНП. Величина дефлятора ВНП определяется по формуле:

реальный ВНП

*100%

номинальный ВНП

Индекс цен используется и при исчислении уровня инфляции. Последний определяют как процентное изменение цен:

цены тек. периода – цены прошлого периода

уровень инфляции = *100%

цены прошлого периода

  1. Экономический цикл и экономический кризис. Цикличность как форма движения рыночной экономики.

Современная экономика подвержена циклическим колебаниям, которые являются социальной и экономической формой выражения неравномерности развития общественного воспроизводства, и в этом качестве выступает выражением циклического развития природы в целом. Но в отличие от природных циклов, смена которых происходит ритмично и неотвратимо, цикличность в экономике носит менее ярко выраженный и значительно более драматичный и противоречивый характер, что и обуславливает актуальность темы данной лекции.

Рыночная экономика, вероятно, как и любая другая, склонна к повторению одних и тех же явлений. Для измерения силы этого волнообразного движения экономисты используют особую «единицу» экономического колебания — «экономический цикл». При таком подходе макроэкономическое развитие предстает как «циклическое движение», т. е. как переход от одного цикла к другому. Это значит, что экономика, под воздействием многих факторов, развивается волнообразно, или циклично.

Экономический цикл — это постоянные, периодически повторяющиеся во времени, взлеты (подъемы) и падения (спады) рыночной конъюнктуры, экономической активности.

Единичный цикл охватывает период движения экономики от одного подъема (спада) до другого. Один цикл может занимать несколько лет, отличаясь от других продолжительностью и интенсивностью (иногда даже отсутствуют отдельные фазы).

При неизбежных особенностях каждого состоявшегося цикла у них есть нечто общее — последовательность одинаковых фаз внутри каждого цикла («пик» — «спад» — «дно» — «подъем»), причем обычно высота «нового» пика превосходит прежнюю.

«Пик» — это полная занятость трудоспособного населения, производство загружено на всю мощность, уровень цен имеет тенденцию к повышению, однако рост деловой активности уменьшается.

«Спад» (кризис) — фаза, на которой сокращается производство, снижается занятость, однако уровень цен не снижается (классическая ситуация «стагфляции»). Кризис представляет нарушение сложившегося равновесия, он является наиболее сокрушительной и критической фазой промышленного цикла, прежде всего из-за своей неожиданности.

Безработица растет, достигая критической черты, а заработная плата падает. Когда прибыли падают даже у крупнейших предприятий, то никто не думает о капитальных вложениях — они также резко уменьшаются. Кризис переходит в депрессию.

«Дно» (депрессия) — фаза максимального падения производства и максимально высокой безработицы. Для нее характерно «замораживание» экономики в том состоянии, в котором она оказалась в итоге кризиса. Эта фаза носит продолжительный характер, иногда бывает самой длительной по времени. При депрессии стремительно меняется на фоне общего застоя только величина ссудного процента. Она падает, так как у «выживших» появляются свободные денежные средства в результате низких издержек производства. Ведь заработная плата застыла на самой низкой точке.

«Оживление» (подъем) — фаза, когда растут и объем производства, и уровень цен, снижается безработица. Дело в том, что в состоянии депрессии стабилизируются товарные запасы, цены. Низкие цены стимулируют потребление, спрос. И не только на предметы потребления. Кризис показал технологическую и техническую несостоятельность основного капитала. Начинается его замена — обновление капитала, которое означает переход к фазе оживления, производство берет медленный разгон.

Первопричиной цикличности экономики и, как следствие, кризисов необходимо считать смену технологических укладов.

Причины экономических циклов:

Таким образом, в экономике наблюдаются самые разные колебания, носящие объективный характер.

Основные виды экономических циклов

По продолжительности протекания, в связи с указанными колебаниями, различают следующие виды экономических циклов:

Кондратьев обозначил следующие большие циклы:

Австрийский экономист И. Шумпетер связывает длинные волны с научно-техническим прогрессом, который регулярно получает новый импульс посредством внедрения в экономику базовых нововведений.

Антициклическая политика государства

Регулярность повторения циклов, их дестабилизирующее воздействие на экономику определили необходимость государственного антициклического регулирования. Экономисты расходятся только в перечислении допускаемых методов регулирования циклического развития экономики, в степени интенсивности этого регулирования. Господствуют два подхода: неокейнсианский и неоконсервативный. При первом государство регулирует совокупный спрос, и приоритетной становится налогово-бюджетная политика; второй основан на регулировании совокупного предложения, приоритет получает кредитно-денежная политика. Как следствие, различаются и мероприятия, и формы регулирования.

Каковы бы ни были методы регулирования государством циклических колебаний, все они сводятся к противодействию (К. Эклунд). Все мероприятия должны быть направлены против хода колебания в каждый данный момент.

В период кризиса и депрессии — низкая рыночная конъюнктура, поэтому государство всеми средствами старается активизировать хозяйственную деятельность, а в период оживления, особенно подъема, оно старается сдержать деловую активность, чтобы экономика не «перегревалась». Так, например, безработица и деловая активность регулируются увеличением государственных расходов и снижением налогов, предоставлением налоговых льгот на новые инвестиции в период спада и повышением налогов с понижением государственных расходов в период подъема.

Кредитно-денежная политика в период спада предполагает проведение кредитной экспансии. Государство пытается оживить экономическую деятельность с помощью дополнительных кредитов. В это время проводится политика «дешевых денег», то есть снижается процентная ставка, увеличиваются кредитные ресурсы банков, что ведет к увеличению капиталовложений, росту деловой активности и снижению безработицы.

В период подъема проводятся противоположные мероприятия кредитно-денежной политики — политика «дорогих денег», уменьшение кредитных ресурсов банков.

  1.   1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации