Реферат - Вербальная коммуникация - файл n1.doc

Реферат - Вербальная коммуникация
скачать (95.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc96kb.29.05.2012 21:46скачать

n1.doc

  1   2



Вербальная коммуникация
Реферат

По дисциплине: Культура массовых коммуникаций


Оглавление:


Введение…………………………………………………………….....3

1. Язык как элемент культуры...…………..….................................5

1.1.Ре­чевая способность — отличительный признак человека...5

1.2. Функции естественного языка и речи…………………………6

1.2.1. Социально-языковые функции………………………………6

1.2.2. Индивидуально-языковые функции………………………....7

1.2.3. Социально-речевые функции…………………………………8

1.2.4. Индивидуально-речевые функции…………………………...9

2. Контекстуальность – важная черта коммуникации…………..11

2.1. Контексты вербальной коммуникации……………………….13

3. Формы вербальной коммуникации……………………….……..15

Заключение………………………………………………………….....17

Список литературы…………………………………………………...20
Введение

Разнообразие видов социального взаимодействия, социальных контекстов и намерений участников общения находит свое отражение в разнообразии речевых жанров – от повседневной болтовни до эмоциональных признаний, от деловых совещаний и переговоров до выступления в средствах массовой информации. При этом речевое общение через образы, мотивы, установки, эмоции определяет социальные и межличностные отношения, речь конституирует их.

В зависимости от сочетания различных способов, приемов и стилей общения в коммуникативистике принято выделять два основных вида коммуникации: вербальную и невербальную.

«Как считают специалисты, коммуникативное взаимодействие людей на три четверти состоит из вербального общения. В процессе коммуникации осуществляется взаимное влияние людей друг на друга, обмен различными идеями, интересами, настроениями, чувствами и т.д. Для этого каждая культура создала свою языковую систему, с помощью которой ее носители имеют возможность общаться и взаимодействовать. В науке различные формы языкового общения получили название вербальных средств коммуникации. Под вербальной коммуникацией понимается языковое общение, выражающееся в обмене мыслями, информацией, эмоциональными переживаниями собеседников. К наиболее известным вербальным средствам общения относится, прежде всего, человеческая речь, так как благодаря речи люди передают и получают основную массу жизненно важной информации» (2.-с.17). Однако человеческая речь является лишь только одним из элементов языка, и поэтому ее функциональные возможности гораздо меньше, чем всей языковой системы в целом.

Скажем пару слов о невербальной коммуникации. «Как правило, она дополняет речь (прав­да, есть исключение: язык глухонемых и тайная жестику­ляция), поэтому не следует слишком идеализировать ее возможности. Невербальная коммуникация хорошо выражает эмоциональное состояние коммуниканта или реципиента, но не пригодна для передачи абстрактных понятий и смысловых нюансов, имеет при­митивную «мешочную» грамматику, трудоемка в испол­нении, требует повышенного внимания при восприятии, не обладает алфавитом для записи» (9.-с.137). Именно последнее преимущество вербальной коммуникации — возможность составления письменных текстов — обусловило развитие документных коммуникационных каналов, ставших ха­рактерным отличием цивилизованных народов от варвар­ских племен.

Мы будем работать по следующему плану: рассмотрим язык как элемент культуры, охарактеризуем контекстуальность как важную черту коммуникации и скажем несколько слов о формах вербальной коммуникации.

В нашей работе мы будем рассматривать учебную, публицистическую и научную литературу по данной теме.

Данная работа не претендует на полный охват темы, ввиду ограниченности рамок контрольной работы.

1. Язык как элемент культуры

1.1.Ре­чевая способность — отличительный признак человека

В различных научных изданиях можно встретить множество определений языка, но все они сходятся в главном: язык представляет собой средство выражения мыслей, средство общения. Конечно, у него есть и другие функции, но эти – основные.

Среди многочисленных функций языка существует коммуникативная функция, предполагающая, что без языка любые формы общения людей становятся невозможными. Язык служит коммуникации и может быть назван коммуникативным процессом в чистом виде. А поскольку культура как специфически человеческий признак приспособления к окружающей среде тоже может быть названа коммуникацией, становится ясно, что связь языка, культуры и коммуникации является естественной и неразрывной.

Вербальная коммуникация доступна только роду человечес­кому, обладающему речевой способностью, способностью пользоваться естественным языком. «Ре­чевая способность — отличительный признак хомо сапи­енс, для реализации этой способности потребовались нейрофизиологические и анатомические преобразования в телесности пралюдей: образование асимметрии головно­го мозга, выделение центров управления говорением и пониманием речи («речевые зоны» в мозгу), развитие ар­тикуляционного аппарата, грациализация челюстей и т. п. Домашние животные не могут говорить именно потому, что они не имеют природных предпосылок для этого. Поэтому вербальный канал пра­вомерно считать естественным» (1.-с.38).

Формирование речевой способности (и соответствен­но — вербального коммуникационного канала) происхо­дило в процессе антропогенеза.

«Палеолингвисты полагают, что австралопитеки не выходили за пределы нечленораздельной речи в составе зоокоммуникаций; питекантропы (археоантропы) владе­ли примитивной диалоговой речью, состоящей из слов-предложений; неандертальцы (палеоантропы) строили простейшие грамматические конструкции, подобно мало­грамотным и начинающим говорить детям; наконец неоантропы (кроманьонцы), видимо, освоили монологовую речь со сложной грамматической структурой» (1.-с.39).

1.2. Функции естественного языка и речи

Решающий момент в понимании языка в культуре — выявление его специфики, определяемой прежде всего теми функциями, которые он выполняет в жизни общества. «Язык и речь в совокупности выполняют две сущностные, т. е. неотделимо присущие им, функции: во-первых, коммуникационную (часто говорят — «коммуникативную»), во-вторых, мыслительную. Язык и речь, благодаря этим функциям, являются средствами и орудиями социальной коммуникации и личностного мышления» (9.-с.140).

Сущностные функции проявляются в прикладных языково-речевых функциях. Под прикладной функцией понимаются те свойства языка и речи, которые позволяют людям использовать их в своей внеязыковой деятельности. Эти свойства многообразны, отсюда — многообразные области использования языка и речи в социальной и личной жизни, другими словами, в социальном пространстве и в индивидуально-психическом пространстве.

1.2.1. Социально-языковые функции

«Национально-культурная функция вытекает из сущностной функции социальной памяти, свойственной язы­ку» (9.-с.140). Подчеркнем, что национальный язык — это духовный генофонд народа, подобный генетическому фонду этно­са. На этом фонде строится национальная культура.

«Этнообразующая функция обусловлена тем, что на­циональный (этнический) язык входит в число необходи­мых конституирующих признаков этноса (народа, нации). Потеря родного языка равноценна утрате этнического са­мосознания» (9.-с.140).

«Функция основания словесного искусства, поэтичес­кого творчества достаточно очевидна, но имеет смысл под­черкнуть связь этой функции с происхождением нацио­нальных языков. Поэзия неотделима от языка потому, что творцами язы­ка выступают не все члены общества коллективно (один придумал одно слово, другой — падеж и т. п.), а люди, ода­ренные поэтическим гением» (9.-с.141). На созданной «первопоэтами» и по­стоянно обогащаемой новыми творческими вкладами язы­ковой основе стало возможно существование современного фольклора, литературы, публицистики. По этой причине язык предстает в работах современных философов-эстети­ков как культурно-эстетический феномен.

«Функция основания искусственных языков прояв­ляется в том, что все искусственные языки — от химичес­ких и математических номенклатур до языков компьютер­ного программирования и языков международного обще­ния типа эсперанто — вводятся в оборот посредством естественных языков и переводимы на них» (9.-с.141).

1.2.2. Индивидуально-языковые функции

Всякий человек рождается и, как правило, проводит дни свои в атмосфере родного языка: мы не только разговариваем, но и мыслим на родном языке, и это обстоятель­ство неизбежно накладывает свой отпечаток на личную духовную жизнь. Можно выделить следующие функции, выполняемые естественным языком в жизни отдельного человека:

«Функция социализации: овладев родным языком, человек начинает общаться с социальным окружением, получает доступы к культурному наследию и формиру­ется как типичный член данного общества» (9.-с.142).

«Мировоззренческая функция, заключающаяся в зависимости мировоззрения социализированной личности от ее родного языка» (9.-с.142). Многообразие языков огромно: есть языки, имеющие более 40 падежей, другие 6—8, у некото­рых их нет вообще; есть языки, где каждое слово однослож­но, и языки, где предложение — одно-единственное слово; в гавайском языке всего 7 согласных звуков, в языке саамов — 53 и т. п. Поскольку язык является орудием мышления, напрашивается вывод, что народы, использующие язык с 40 падежами, должны мыслить как-то иначе, чем народы, вообще не знающие падежей. «С 30-х годов XX века и науке дискутируется так называемая гипотеза лингвисти­ческой относительности, связанная с именами Э. Сепира и Б. Уорфа. Согласно этой гипотезе, структура языка опреде­ляет структуру мышления и способ познания внешнего мира. Китаец и североамериканский индеец по-разному понимают одни и те же события и явления, потому что они воспринимают мир через призму своего родного язы­ка. Гомер назвал синее Эгейское море «виноцветным». Виноградное вино, которое пили древние греки, было зеленоватого цвета. Синий же цвет ни разу Гомером не упо­мянут; не встречается он и на страницах Библии. Отсюда делается вывод, что древние жители восточного Среди­земноморья не отличали вообще синего цвета от зелено­го, голубого, возможно — фиолетового, поскольку отсут­ствуют слова для обозначения этих цветов. Таким обра­зом, все мы являемся пленниками своего родного языка. Зависимость этнического сознания от языка достаточно очевидна, но продолжаются споры о границах этой зави­симости» (9.-с.143).

«Инструментальная функциявладение языком может использоваться в утилитарных целях, например для чтения иноязычной литературы, для переводческой дея­тельности, для туристического общения и т. д.» (9.-с.143).

«Функция самоопределения и самовыражения. Внут­ренняя речь, естественно, осуществляется на родном язы­ке, поэтому размышления человека о своем Я, о личной «самости», интимная самооценка производится средства­ми «мутер-шпрахе». Семантические ресурсы родного язы­ка играют решающую роль в процессе поэтического само­выражения» (9.-с.143).

1.2.3. Социально-речевые функции

«Регулятивная функция — управляющая сила сло­ва. Общеизвестны факты влияния слова на физиологические и психологические процессы: вспомним внушение, заражение, гипноз. Говоря терминами И. П. Пав­лова, вторая сигнальная система влияет на жизнедеятельность человеческого (и только человеческого!) организ­ма не меньше, чем первая сигнальная система, присущая животным» (9.-с.144).

«Магическая функция. Речевая способность издав­на казалась людям великим даром богов, требующим ос­торожного и бережного обращения» (9.-с.144).

«Контактная функция обеспечивает установление и поддержание этикетного контакта между людьми» (9.-с.144). Обмен приветствиями, разговор о погоде, о транспорте и т. п. — необходимые составляющие повседневного общения. «Бес­содержательную болтовню в европейской культуре предпочитают угрюмому молчанию. Правда, в других культу­рах встречается иной этикет. Так, у североамериканских: индейцев допускалось прийти к соседу, молча покурить полчаса и уйти» (8.-с.116).

1.2.4. Индивидуально-речевые функции

«Функция развития интеллекта. Использование внутренней речи для осмысления внешних впечатлений и самоопределения способствует развитию рационально­го мышления, т. е. интеллекта личности» (9.-с.145).

«Эмотивная функция. Функция эмоциональной оценки происходящего, эмоциональной разрядки и впе­чатляющего выражения чувств и воли говорящего» (9.-с.145).

«Культурно-нормативная функция. Исторически сло­жившийся национальный (общенародный) язык существу­ет в следующих формах: литературный язык, народно-раз­говорная речь, территориальные диалекты, социолекты (терминологические системы, жаргоны, кастовые языки)» (9.-с.145).

«Функция идентификации индивида с группой. Владение вербальными (жаргон, слова-пароли, территориальный или социальный диалект) и невербальными специальными значениями есть знак принадлежности к той или иной со­циальной группе, например: медик, матрос, уголовник, пе­дагог, поэт и т. д» (9.-с.145).

Перечисленные прикладные функции языка и речи возможно реализовать только благодаря сущностным ком­муникационной и мыслительной функциям.
  1   2


Вербальная коммуникация
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации