Курсовая работа - Этап закрепления и дальнейшего совершенствования двигательного действия в физическом воспитании - файл n1.docx

Курсовая работа - Этап закрепления и дальнейшего совершенствования двигательного действия в физическом воспитании
скачать (115.4 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.docx116kb.19.09.2012 13:29скачать

n1.docx

ОГЛАВЛЕНИЕ


Перечень условных обозначений и сокращений

Введение

3

4

Глава 1. Закономерности процесса закрепления и совершенствования двигательного действия

1.1. Задачи, решаемые на этапе закрепления и совершенствования двигательного действия

1.2. Особенности методики обучения при совершенствовании двигательного действия

1.3. Определяющие черты методики формирования и закрепления двигательного навыка

5
5
6
7

Глава 2. Закрепления двигательного действия на этапе совершенствования спортивного мастерства

2.1. Закрепление и дальнейшее совершенствование двигательного действия в фазе стабилизации навыка

2.2. Автоматизация и вариативность двигательных действий в индивидуально-игровых видах спорта

2.3. Повышение уровня подготовленности спортсменов на этапе дальнейшего совершенствования двигательного действия


17
17
22
24

Заключение

25

Список использованных источников

31


ПЕРЕЧЕНЬ УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ И СОКРАЩЕНИЙ

ООД – ориентировочная основа действия

ООТ – основные опорные точки
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы курсовой работы

Этап закрепления и дальнейшего совершенствования двигательного действия практически продолжается на протяжении всего времени занятий в избранном направлении физического воспитания. Поэтому данная тема и имеет актуальность в современном обществе, т.к. является важным этапом в изучении теории и методики физического воспитания.

Цель и задачи исследования

Цель: Изучить особенности этапа закрепления и дальнейшего совершенствования двигательного действия в физическом воспитании

Задачи:

  1. Изучить закономерности процесса закрепления и совершенствования двигательного действия.

  2. Выявить методические особенности формирования и закрепления двигательного навыка

  3. Раскрыть общую характеристику этапа совершенствования спортивного мастерства

Методы исследования

  1. Библиографический розыск, сбор и систематизация литературных источников.

  2. Теоретический анализ и обобщение литературных источников.

  3. Анализ и обобщение данных научно-методической литературы.

Структура и объём курсовой работы

Работа включает в себя введение, две главы, заключение и список использованных источников, выполнена в объеме 32 страниц компьютерного текста. В работе использованно 22 литературных источника.

ГЛАВА 1

Закономерности процесса закрепления и совершенствования двигательного действия
1.1 Задачи, решаемые на этапе закрепления и совершенствования двигательного действия

На основе двигательного умения формируется двигательный навык. Чтобы достичь цели — добиться совершенного владения двигательным действием в разнообразных условиях его применения, необходимо применять методы как для закрепления разучиваемого упражнения, так и для его возможного варьирования.

Этап закрепления и совершенствования двигательного действия может длиться очень долго в процессе тренировки высококвалифицированных спортсменов, так как изменение уровня развития физических качеств требует коррекции содержания самого движения не только по форме, но и по временным параметрам.

Задачи этого этапа:

? закрепить навык и совершенствовать технику движения, чтобы повысить достижения (результат). Для этого постепенно увеличиваются требования к результату без нарушения техники двигательного действия;

? избирательно совершенствовать те физические качества (или функциональные системы), от которых зависит высокий результат в двигательном действии;

? совершенствовать технику двигательного действия в нестандартных условиях, т.е. увеличивать его вариативность. Этому могут служить требования выполнить движение в экстремальном состоянии, на фоне сильного утомления, эмоциональной напряженности; усложняются задания (подключаются дополнительные движения) или, наоборот, условия его выполнения упрощаются;

? облегчить технику движения

Успех или неуспех в освоении упражнений зависит от степени развития тех качеств, которые являются ведущими при освоении двигательного действия. Следовательно, необходима самостоятельная работа спортсменов над развитием этих физических качеств [9].

Экспериментальным путем доказано, что процесс формирования двигательного навыка имеет следующие закономерности:

1) образование двигательного навыка носит прогрессивно-поступательный характер (другими словами, формирование навыка всегда имеет тенденцию к росту);

2) рост результатов в процессе формирования навыка неравномерен: в начале усвоения спортивного навыка результаты растут быстро, а затем постепенно их рост замедляется;

3) результаты растут скачкообразно – со взлетами и спадами;

4) на стадии совершенствования навыка возникает стойкая стабилизация результатов, хотя на отдельных этапах его формирования возникает задержка в росте результатов. Это объясняется тем, что применяемые приемы совершенствования уже не обеспечивают дальнейшего развития техники. В этих случаях необходимо вносить рациональные изменения в методику тренировки [5].
1.2 Особенности методики обучения при совершенствовании двигательного действия
Методика закрепления навыка характеризуется систематическим многократным целостным повторением двигательного действия. Как ведущий метод используется повторное упражнение, выполняемое в следующих формах:

1) многократное повторение действия с полными или сокращенными интервалами отдыха между повторениями (подходами);

2) серийно-повторное упражнение. Действие повторяется несколько раз подряд непрерывно, что и составляет серию. Количество серий и интервалы отдыха между ними могут быть различными. Этот метод по сравнению с предыдущим в большей мере способствует достижению устойчивости действия к утомлению;

3) повторное выполнение при различном состоянии организма и психики занимающихся. Здесь можно предлагать выполнять двигательное действие в состоянии утомления (например, в конце занятия), в состоянии эмоционального возбуждения, волнения, при исключении или затруднении зрительного контроля и т. п.;

4) повторное, непрерывное выполнение действия с максимальным количеством повторений («до отказа»). Действие выполняется подряд до тех пор, пока сохраняется правильная его техника.

Методика формирования умений осуществлять двигательное действие в различных условиях и ситуациях использует следующие формы:

1) выполнение действия при изменяющихся условиях внешней обстановки: в различных местах занятий, на снарядах (или со снарядами) различного качества, при различных метеорологических условиях, при различных внешних помехах, в условиях подвижной игры и т. д.;

2) различные сочетания с другими действиями, что наиболее характерно, например, для гимнастики, акробатики, фигурного катания на коньках;

3) выполнение действия с предельными физическими усилиями, в том числе в условиях прикидок и состязаний;

4) выполнение действия при дополнительных физических отягощениях (метод «сопряженных воздействий»).

Частичная перестройка техники. При этом создаются облегченные условия выполнения действия, такие, как вычленение частей действия, уменьшение мышечных усилий (облегчение снарядов, снижение скорости движений, выполнение с небольшими усилиями, оказание физической помощи и другие приемы). Вводятся также дополнительные ориентиры и средства срочной информации.

Стабильность двигательного действия оценивается по качеству техники его исполнения в различных условиях.

Обучать двигательным действиям целесообразно целостным методом с последующей дифференциацией (выделением деталей технологии и «разведением» их по сложности) и затем интеграцией (объединением) этих частей разными способами в зависимости от уровня технической подготовленности занимающихся [15].
1.3 Определяющие черты методики формирования и закрепления двигательного навыка
Формирование двигательного навыка сопровождается окончательным устранением излишних закрепощений, экономизацией энергетических трат как за счет совершенствования координации работы мышц, так и за счет увеличения доли участия так называемых пассивных сил (инерции, тяжести, гидро- и аэродинамических, эффектов сохранения количества движения и т. п.) в осуществлении двигательного действия. Это создает предпосылки для увеличения скорости действия и его свободы.

Ориентировочная основа действия усваивается в форме внутренней речи и значительно сокращается в осознаваемой части: по многим ООТ управление перемещается в подсознание, исчезает необходимость фиксации внимания на деталях действия, последовательности операций, что также позволяет увеличить быстроту исполнения. Автоматизируется не только исполнительная, но и контрольно-корректировочная часть действия. Оно стабилизируется по отношению к возможным изменениям условий двигательной задачи в своей обобщенной (вариативной) схеме.
Завершающая отработка ООД
На завершающем этапе обучения действию обеспечивается преобразование его ориентировочной основы в таком направлении, чтобы она приобрела качества, необходимые для становления и эффективного использования двигательного навыка. Главным при этом становится свертывание ООД в определенном отношении, увеличение степени ее обобщенности, что выражается, кроме прочего, в возможности заблаговременно предвидеть ход и результат действия в различных условиях, а также все более избирательная концентрация внимания в процессе выполнения действия не на его деталях, а на решающих операциях и переменных условиях его.

Такое преобразование ООД теснейшим образом связано с целесообразной автоматизацией механизмов непосредственного управления движениями, обеспечиваемой в первую очередь в результате многократного воспроизведения действия методами строго регламентированного упражнения. В сочетание с ними применяется ряд методических подходов и приемов, специально направленных на формирование указанных черт ООД. Кроме тех подходов и приемов эффективны следующие.

Выполнение заданий по точному предвидению параметров действия

Конкретное содержание задания может состоять, например, в том, чтобы по возможности точно назвать время, которое будет затрачено на выполнение действия, скорость, с которой будет преодолена дистанция (или отрезки дистанции) в беге либо ином локомоторном упражнении, дальность прыжка или броска снаряда; отметить после выполнения действия, насколько верен оказался прогноз, и в случае значительных расхождений постараться свести их к минимуму. При выполнении таких заданий внимание концентрируется не на деталях действия, а на его общей результативности, что соответствует особенностям функционирования ООД в стадии навыка.

Выполнение заданий по акцентированию установки на решающих качественных характеристиках действия

Такого рода задания связываются как с идеомоторным упражнением, так и с фактическим выполнением действия (например, при мысленном воссоздании фазы отталкивания в прыжках в длину, а затем и в реальном его выполнении акцентируется установка на предельную быстроту отталкивания — «как можно быстрей», что способствует сосредоточению внимания и физических усилий на ключевом моменте этого действия в соответствии с его качественными особенностями).

Выполнение по ходу действия дополнительных так называемых отвлекающих заданий

Эти задания способствуют переключению внимания с частных, хорошо освоенных движений и операций на обстановку действия, помогают освободить сознание от ненужной теперь сосредоточенности на них и сконцентрировать его на решающих моментах и условиях достижения цели.

Свертывание ООД на завершающем этапе его отработки не означает, что теперь она вообще не осознается в развернутой форме. Если соблюдались правила разучивания действия на предыдущих этапах, то ООД и при стабилизации двигательного навыка может быть, коль скоро возникает такая необходимость, детально воспроизведена в сознании и глубоко проанализирована по всем своим «опорным точкам». Это бывает нужно как при исправлении возникающих ошибок, так и при дальнейшем совершенствовании действия.

Обеспечение стабильности, вариативности, надежности двигательного навыка

Стабилизация и расширение диапазона целесообразной вариативности двигательного навыка — различные и одновременно органически взаимосвязанные линии процесса его формирования, ведущие к образованию надежного навыка, т. е. достаточно прочного и вместе с тем гибкого, легко приспособляемого к различным условиям жизненной практики. На завершающем этапе отработки действия особенно важно поэтому обеспечить рациональное соотношение средств и методов, направленных на достижение заданного уровня стабильности и вариативности формируемого навыка.

Пути и условия начальной стабилизации навыка

Известно, что навык быстрее возникает и закрепляется тогда, когда совокупность формирующих его воздействий воспроизводится достаточно часто и относительно стереотипно. Исходя из этого, вначале больше используют методы стандартно-повторного упражнения. При этом, стремятся исключить по возможности все сбивающие факторы (помехи), которые могут вызвать отклонения от заданных параметров техники действия (затрудняющие условия внешней среды, утомление, психическую напряженность и т. д.) и создать условия, способствующие точному воспроизведению этих параметров в процессе повторения действия (путем стандартизации внешних условий, использования вспомогательных технических средств, целесообразного нормирования нагрузок и отдыха и т. д.),

Пути и условия расширения диапазона вариативности навыка

По мере стабилизации двигательного навыка в процессе отработки действия возрастает роль методических подходов, позволяющих придать ему, а, следовательно, и технике действия необходимую степень целесообразной вариативности. Последняя характеризуется тем, что в случае изменений условий действия оно соответственно изменяется в определенных своих деталях, оставаясь в то же время достаточно результативным, эффективным и стабильным (инвариантным) по основному механизму техники (например, метая легкоатлетический снаряд в различных метеорологических условиях, спортсмен добивается заданной дальности его полета, варьируя соответственно угол вылета и обеспечивающие предварительные движения; выполняя комбинацию на брусьях, различной упругости, гимнаст соответственно варьирует прилагаемые усилия в пределах, допускаемых правилами техники движений).

В числе многообразных методических подходов и приемов, способствующих расширению диапазона вариативности сформированных навыков, можно выделить два типа:

1) предполагающие строго регламентированное варьирование, когда направленность и степень его предписаны точным заданием и обеспечены определенными внешними условиями действий;

2) предполагающие относительно свободное (не строго регламентированное) варьирование, когда оно хотя и предусматривается как одна из задач прикладного использования действия, но ее реализация в большей мере зависит от сравнительно неопределенных вариаций внешних условий. В основе подходов и приемов обоих типов лежит сочетание постоянной установки на достижение заданной результативности действия и целесообразных изменений его в деталях соответственно вводимым вариациям условий.

I. Строго регламентированное варьирование методически обеспечивается выполнением заданий, требующих умения изменять отдельные параметры движений, их связи и формы координации в точно обусловленных рамках (как, например, при выполнении упражнения с одним и тем же внешне выраженным результатом из различных точно обусловленных исходных положений, или с различными строго нормированными внешними отягощениями, или с использованием заданных вариантов техники движений, или в различных, точно обусловленных комбинациях с другими движениями). Задания этого типа практикуют во множестве вариантов. В целом их можно подразделять на две группы: задания «на точность повторения» и задания «на точность отклонения».

II. Не строго регламентированное варьирование действия используется как фактор расширения диапазона вариативности двигательного навыка, чтобы увеличить возможность его эффективного применения в самых различных (в том числе неожиданно изменяющихся) условиях двигательной деятельности. Методически это обеспечивается чаще всего такими путями, как выполнение постепенно усложняющихся заданий по применению разученного действия в игровых и соревновательных ситуациях, а также в различных затрудняющих условиях внешней среды (в необычайной обстановке, при неблагоприятных метеорологических условиях и т. д.). Неожиданно возникающие при этом двигательные задачи и помехи требуют умения ориентироваться в обстановке, быстро находить верные способы решения нестандартных двигательных задач, соответственно изменять детали техники действия.

Обеспечение надежности навыка

Рассмотренные методические подходы, которые избирательно направлены, с одной сстороны, на стабилизацию, а с другой — на расширение диапазона целесообразной вариативности двигательного навыка, являются в совокупности и основными путями обеспечения его надежности, поскольку в основе этого свойства навыка лежит оптимальное соединение стабильности и вариативности форм управления движениями. Но надежность двигательного навыка зависит также от степени развития ряда физических и психических качеств индивида, в частности специфической выносливости и эмоциональной устойчивости. Поэтому проблема повышения надежности навыка может быть решена в полной мере лишь в комплексе с воспитанием выносливости, волевых и других качеств, обеспечивающих стабильную эффективность двигательной деятельности.

Одна из главных методических линий при этом состоит в обеспечении последовательной адаптации навыка к повышенным проявлениям функциональных возможностей организма в процессе упражнений, что выражается в постепенном увеличении как интенсивности усилий, направленных на достижение необходимой результативности действия, так и объема нагрузок.

Вмеете с тем на этом этапе оправдано выполнение действия не только при оптимальном состоянии работоспособности, но и на фоне утомления, т. е. после предшествующей нагрузки, и, в частности, с сокращенными итервалами отдыха. Повторяя действие в условиях нарастающего утомления, как бы испытывают приобретенный навык на прочность. Если при этом не нарушается мера нагрузки и не допускаются существенные отклонения от освоенных оптимальных параметров техники действия, такой методический подход может способствовать как упрочению навыка, так и совершенствованию координациии движений (один из предполагаемых механизмов здесь — экономизация движения за счет устранения неэффективных энерготрат, на что указывает ряд экспериментальных данных).

В тех случаях, когда необходимо добиться высокой помехоустойчивости навыка в экстремальных ситуациях (характерных, например, для особо напряженных спортивных состязаний, проводимых в необычных условиях), используются также специальные методические подходы и приемы, направленные на повышение степени надежности результата. В частности, в обстановку тренировочных занятия преднамеренно вводят дополнительные трудности, усложнения, помехи, требующие повышенной мобилизации физических и психических сил для преодоления. Некоторые авторы считают целесообразным путь «от легкого к трудному через еще более трудное», предусматривающий первоначальное формирование обобщенного, вариативного действия, которое является основой для целого семейства действий более простых, имеющих однотипную; биомеханическую структуру. Такие действия получили название профилирующих, базовых. Усвоенные элементы ориентировочной основы этих действий могут быть успешно использованы при формировании всех новых действий данного семейства, что позволяет в некоторых случаях выполнять новое действие с листа, после небольшого числа пробных попыток.

Имеется в виду также высокая трудность формирования двигательного навыка в многочисленных, часто искусственно создаваемых ситуациях высокой сложности, по сравнению с которыми ординарные жизненные ситуации представляются более легкими. Существенным здесь является то, что речь идет об акценте на формирование навыка анализа ситуаций высокой сложности и конструирования стандартизированных двигательных задач из, казалось бы, хаотического нагромождения условий решаемой ситуации. Эта задача решается при установке обучаемого на усвоение действия на высшем, четвертом, уровне, или, что точнее, при организации обучения по третьему типу, когда формируются навыки самостоятельного выделения задачи и формирования ориентировочной основы ее решения [2].

Навык, сформировавшийся в специально подобранных упражнениях, может быть доведен до совершенства только в специфической деятельности. При этом сама она должна чередоваться с ее имитацией на различного рода тренажерных стендах — системах тренажерных устройств. С их помощью обучаемому согласованно предъявляют комплекс слуховых, зрительных и прочих раздражителей, создающих почти полную иллюзию обстановки реальной деятельности. Один из главных методов формирования навыка — деятельность, в состав которой входит изучаемое действие.

Основные методы формирования и закрепления навыка сочетаются с дополнительными: объяснениями, демонстрированием, непосредственной физической помощью и срочной информацией о качестве выполняемого действия.

Ошибки могут появиться и на этой стадии формирования навыка, поскольку обучаемый выполняет действие в новых условиях: изменилась быстрота, по-новому осуществляется управление, сокращается осознаваемая часть ООД, отдельные операции уходят из-под контроля сознания.

«Сопряженное воздействие»

Из приведенных методических приемов отработки действия на рассматриваемом этапе уже видно, что здесь приобретает особое значение одновременное воздействие на формируемый навык и связанные с ним качественные особенности двигательной деятельности. Эта методическая линия получила современную конкретизацию в методике «сопряженного воздействия». На заключительном этапе отработки действия она выражается главным образом в том, что упражнения, включающие целостное действие, выполняют с объективно повышенными требованиями к определенным двигательным качествам, причем требования эти нормируются так, чтобы не вызвать искажения основного механизма техники движений.

Общая регламентация режима упражнений

Суммарное число повторений и интенсивность упражнений, обеспечивающих завершающую отработку действия, могут возрастать в принципе в широких пределах. Конкретно же это зависит от принятой общей системы занятий, уровня совершенства действия и других условий. Пока не достигнута необходимая степень прочности навыка, нецелесообразны длительные перерывы в выполнении действия - желательно повторять его в каждом очередном занятии. Хорошо же закрепленный навык не утрачивается и при больших перерывах, что позволяет использовать «разреженную» систему упражнений для поддержания его на определенном качественном уровне.

Поскольку большинство двигательных действий, являющихся предметом обучения, входит затем в состав более сложных форм двигательной деятельности, то с завершением отработки отдельного действия упражнение в нем, как правило, не прекращается — оно воспроизводится, так или иначе, в совокупности с другими действиями в физическом воспитании или жизненной практике.

Предупреждение и устранение ошибок; контроль

Соблюдение всех положений методики завершающей отработки действия решающая гарантия его совершенствования на этом этапе. Практически, однако, здесь все же допускаются ошибки. К наиболее распространенным из них относятся следующие.

1. Чрезмерная, излишне акцентированная и затянутая концентрация внимания (как обучающего, так и обучаемого) на контроле за деталями действия, что тормозит целесообразную автоматизацию его, мешает переключению внимания на общий целевой результат и условия выполнения действия. Это исключается при своевременном введении и постепенном увеличении доли упражнений, выполняемых с установкой на достижение общего целевого результата, использованием методических приемов, способствующих переключению внимания на результат и переменные условия действия, включением его в игровые и соревновательные ситуации, а также снятием излишней опеки со стороны преподавателя — предоставлением обучаемому самостоятельности в практическом применении действия.

2. Нарушение меры в использовании стандартно-повторного упражнения, следствием чего является чрезмерная стереотипизация навыка, либо, наоборот, нарушение меры в варьировании упражнений и условий их выполнения, в результате чего формируется недостаточно устойчивый навык. Оптимальное сочетание стандартной повторности и вариативности упражнений, направленных на отработку действия, последовательное изменение их удельного веса по мере стабилизации навыка, как уже говорилось, позволяет избежать этих ошибок. Если же они допущены, требуется установить, в чем именно нарушена мера, и соответственно изменить методику, отдав предпочтение тем или иным формам упражнений и методическим приемам, помогающим исправить отклонения, добиться необходимой стабильности и вариативности навыка.

3. Нарушение соответствия между отработкой двигательного навыка и воспитанием двигательных качеств, что может выражаться, с одной стороны, в преждевременном и чрезмерном закреплении навыка при недостаточно высоком уровне проявления функциональных возможностей организма, а с другой — в излишне форсированном увеличении скорости движений, интенсивности и продолжительности усилий, из-за чего нарушаются оправданные технические характеристики действия. Проблема тут, следовательно, заключается в том, чтобы обеспечить гармоничное соединение совершенствования техники действия и воспитания двигательных качеств, определяющих его эффективность. Это достигается комплексным использованием соответственно направленных подготовительных упражнений, методикой озонного освоения интенсивности» и «сопряженного воздействия», другими уже рассмотренными путями и средствами.

Контроль за формированием навыка и совершенствованием действия в целом на заключительном этапе включает преимущественно определение его общей результативности и качественных сторон навыка, от которых в решающей мере зависит его надежность и эффективность. При этом используется ряд тестовых и других контрольных процедур, а также расчетные способы оценки. Общая результативность действия оценивается посредством стандартизированных контрольных упражнений (тестов-испытаний), результаты в которых сопоставляются с табличными нормативами, и в состязаниях — с принятыми в спорте критериями достижений. На этой основе определяется, естественно, лишь самая общая внешняя результативность действия, которая весьма важна для суждения о его практической эффективности, но не выявляет отдельно основные составляющие, от которых она зависит.

Один из интегральных критериев эффективности техники действия выводят на основе сопоставления его общей результативности при целостном воспроизведении и так называемого двигательного потенциала, оцениваемого по результатам тестирования в упражнении, являющемся технически упрощенным вариантом действия.

Степень автоматизации движений оценивается, в частности, по успешности выполнения упражнений, требующих переключения внимания по ходу действия с него самого на иные объекты и задачи (например, на анализ внешних условий, на решение дополнительных двигательных задач), а также упражнений, связанных с ограничением зрительного и вообще экстерорецепторного контроля.

О степени надежности приобретенного навыка судят по его стабильности в условиях сбивающих факторов и по целесообразной вариативности в меняющихся условиях, что выявляется посредством соответственно организованных контрольных упражнений.

Совокупность названных критериев и контрольных процедур позволяет всесторонне контролировать ход формирования и совершенствования навыка на завершающем этапе отработки действия Они используются и для оценки степени сохранения навыка в случае перерывов в выполнении упражнений, подкрепляющих его [17].
ГЛАВА 2
Закрепления двигательного действия на этапе совершенствования спортивного мастерства

2.1 Закрепление и совершенствование двигательного действия в фазе стабилизации навыка
Процесс формирования двигательных навыков — от начала до конца сознательный процесс. Его следует рассматривать как процесс количественного и качественного совершенствования изучаемого действия, в результате чего оно выполняется с меньшим напряжением, но с большим эффектом (в смысле точности, скорости, силы и т. п.).

Количественным выражением изменений в ходе формирования навыка является так называемая кривая упражнения. Примером такой кривой могут служить кривые развития навыков укола рапирой и прыжка в высоту с разбегу (рисунок 2.1).

Кривая упражнения характеризует в каких-либо количественных единицах последовательный ход формирования навыка от одного дня упражнения к другому.



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Рисунок 2.1 - Кривая упражнения при овладении навыком укола рапирой

При построении кривых упражнения такого рода количественными показателями могут служить минуты и секунды (в беге, плавании и др.), метры и сантиметры (в метаниях, прыжках и др.), баллы (в гимнастике, фигур ном катании на коньках, прыжках в воду и т. д.), очки (в стрельбе, спортиграх и т. п.).

На основании анализа количественных показателей процесса упражнения установлен ряд закономерностей, относящихся к общей характеристике хода формирования навыка. Они в основном таковы:

1. Темп формирования навыка, особенно заметный в начале упражнения, постепенно замедляется.

2. Успешность формирования навыка зависит от сложности действия, которым человек овладевает. В сложном действии темп развития навыка вначале нарастает медленно, и лишь впоследствии кривая упражнения может скачком подняться вверх.

3. Успешность формирования навыка зависит от индивидуальных особенностей овладевающего навыком. Эти особенности могут оказывать положительное или отрицательное влияние. Они (особенности) связаны и со способностями, и с характером, и с прошлым опытом, и с целым рядом других сторон личности овладевающего навыком.

4. Формирование навыка (и это главное) зависит от методики обучения, а, следовательно, и от преподавателя.

Темп формирования навыка постепенно замедляется, и может наступить такой момент, когда кривая упражнения пойдет горизонтально, точнее говоря, будет в незначительных пределах колебаться около какой-то одной количественной величины, характеризующей определенный уровень, которого достигло к этому времени развитие навыка (рис. 2.1). Переход кривой упражнения в горизонталь характеризует остановку в развитии навыка. Этот отрезок кривой получил название плато.


Рисунок 2.2 - Кривые упражнения при овладении навыком укола рапирой в цель в связи с различной методикой обучения

Плато характеризует лишь временную задержку в развитии навыков. Правильно объясняет причины возникновения плато С. Г. Геллерштейн. По его мнению, плато — это скрытый период включения в процесс овладения навыком новых механизмов, новых способов исполнения действия.

Причины возникновения плато, указываемые С. Г. Геллерштейном, особенно отчетливо выступают в спортивных навыках, и значение включения новых механизмов, новых способов выполнения действий демонстрируется здесь особенно ярко.

Например, пловец овладевает навыком плавания способом кроль. Здесь количественным показателем хода формирования навыка может являться время проплывания конкретной дистанции.

Пловец Я. тренируется уже не первый год. Навык усвоен достаточно хорошо, количественные показатели, характеризующие степень развития навыка, колеблются вокруг определенной величины — 1 мин. 05 сек. (для 100-метровой дистанции). Я. показывает то 1 мин. 05,2 сек., то 1 мин. 04,9 сек. и так на протяжении почти двух месяцев. На кривой упражнения — плато. Тщательный анализ причин задержки позволил установить, что Я - не владеет механизмом произвольного расслабления и напряжения мышц гребущих конечностей. Его руки и ноги почти всегда чрезмерно напряжены и не расслабляются в нужный момент. Причиной этого являлась повышенная эмоциональная возбудимость Я. И до тех пор, пока он сознательно, путем специальных методических приемов не овладел механизмом правильного расслабления и напряжения мышц гребущих конечностей, плато сохранялось, а затем нарушилось, и количественные показатели резко сдвинулись, вместо 1 мин. 05 сек. Я показал 1 мин. 04,3 сек. и 1 мин. 03,7 сек.

Включение новых способов выполнения действий нужно понимать как усовершенствование самой двигательной структуры навыка, введение новых элементов в технику движений.

Усовершенствование структуры навыка в спорте может носить частичный или радикальный характер.

Радикальное усовершенствование структуры какого-либо спортивного навыка касается уже коренной перестройки типовой техники движений. Примером такой перестройки может служить изменение техники классического способа плавания брасс и введение разновидности его, носящей название баттерфляй. По существу это уже совершенно другая техника и совершенно другой способ.

Включение новых механизмов и новых способов действий происходит одновременно (но не равномерно), так как изменение структуры двигательного навыка требует включения или усовершенствования тех или иных механизмов. Так, переход от плавания способом брасс к плаванию способом баттерфляй требует не только овладения новыми координациями движений, но и усовершенствования механизмов, обеспечивающих необходимую силу и выносливость для этого способа плавания.

Можно сказать, что в фазе стабилизации двигательного навыка упражнение становится заученным действием. Для нее типична уже значительная закрепленность коркового динамического стереотипа — определенной системы временных связей, соответствующей внешней системе движений. Процессы возбуждения и торможения, протекающие в этой системе, отличаются слаженностью и уравновешенностью (имеется в виду их пространственная (распространение на определенные участки коры) и временная (последовательность чередования) динамика).

В этой фазе достаточно выражена автоматизация многих компонентов навыка. Важно подчеркнуть, что, несмотря на это, процесс дальнейшего совершенствования навыка и даже выполнение упражнения на результат основываются на взаимной деятельности второй и первой сигнальных систем действительности при отчетливо выраженной ведущей роли второй сигнальной системы, вследствие чего все более заучиваемое действие приобретает и все большую произвольность.

В этой фазе еще более согласованными являются функции двигательного аппарата и внутренних органов. Практическое выполнение упражнения в этой фазе направлено на совершенствование частностей, деталей движений, на дальнейшее закрепление стереотипа или на улучшение его подвижности. Она характеризуется достижением нужной координации движений. Последние становятся слитными, экономными, точными. Лишние движения отсутствуют, отсутствует и мышечная закрепощенность. Правда, по многим причинам в этом слаженном ансамбле не все в одинаковой мере и в одно и то же время проявляется при каждом выполнении упражнения. Именно поэтому-то и требуется дальнейшая постоянная работа над совершенствованием навыка.

Динамика корковых нервных процессов, как и на предшествующих фазах, обусловлена и определенными условиями педагогического воздействия преподавателя, но еще в большей мере — активными действиями самих обучающихся [19].

Чувственной основой процесса дальнейшего закрепления и совершенствования навыка становится в основном мышечно-двигательное восприятие собственных движений. И ориентировка в ходе выполнения упражнения и суждение о качестве выполнения отдельных движений происходят на основе мышечного контроля. Это делается возможным вследствие продолжающегося развития отчетливости мышечно-двигательных ощущений. Зрительное восприятие выполнения упражнения в целом или его элементов точно так же, как и возможный, в некоторых случаях, зрительный контроль, не устраняется совершенно. Они используются лишь по мере надобности. Представление об упражнении становится по преимуществу двигательным и обобщенным. Но это уже не первичный, схематический и примитивный образ. Это действительно идеальный (совершенный) образец реального действия, созданный на основе детального анализа и всего упражнения в целом и всех его элементов, частностей, построенный на основе всей совокупности знаний и практического опыта, приобретенного в сотнях и тысячах повторениях упражнения, наблюдениях за исполнением его другими. Он продолжает, конечно, уточняться и дальше [13].

В результате наполненности образа двигательными компонентами особенно отчетливо проявляется тренирующее действие представления движений, которое используется при подготовке к выполнению упражнения, при совершенствовании деталей выполнения движений, при некоторых переделках элементов упражнения и т. д.

Логическая обработка чувственных данных, т. е. осмысливание движений и всего хода выполнения упражнения, направлена в третьей фазе образования навыка главным образом на контроль за ходом выполнения упражнения и регулирование движений. Отчетливо осознаются выделенные во второй фазе опорные пункты выполнения упражнения, почти все возникающие ошибки, за исключением мельчайших, а также, все изменения качеств движений, за исключением тончайших. В процессе совершенствования навыка (если не требуется каких-либо переделок его структуры) логическая обработка чувственных данных связана с «улавливанием» указанных мельчайших и тончайших моментов. Кроме того, она может быть направлена на детальное овладение оптимальным ритмом и темпом упражнения.

В эмоционально-волевом отношении третья фаза характеризуется дальнейшим укреплением чувства уверенности, связанным с все более совершенным выполнением упражнения, а также и дальнейшим ослаблением волевых усилий. Имеющие место некоторые нюансы переживаний и волевых проявлений обучающихся зависят от многочисленных вариаций успешного или с трудом дающегося овладения деталями и тонкостями владения навыком. Новым здесь может явиться особое, весьма приятное переживание, возникающее вследствие легкости выполнения казавшегося прежде таким трудным упражнения и еще в большей мере, как говорят спортсмены, от ощущения того, что «каждый мускул тебе подвластен, что ты можешь управлять каждым движением своего тела».

В едином, целостном процессе обучения нет точно отграниченных друг от друга этапов. Поэтому переход от одной фазы образования навыка к другой нельзя обозначить определенно даже во времени [19].

2.2 Автоматизация и вариативность двигательных действий в индивидуально-игровых видах спорта
На сегодняшний день остро стоит проблема степени автоматизации и вариативности двигательных действий в спортивных играх и единоборствах, так как с одной стороны требуется высокий уровень осуществления двигательных задач на основе автоматизации движений, а с другой - проблема индивидуального решения двигательной задачи в мало предсказуемой игровой противоборствующей ситуации.

В практике совершенствования технико-тактического мастерства существует ряд противоречий между: 1) требованием вариативности движений и высоким уровнем их автоматизации; 2) ограниченностью технико-тактического арсенала спортсмена и бесконечным разнообразием технических и технико-тактических вариантов действий; 3) стандартизацией тренировочного процесса и индивидуальностью развития человека; 4) регламентированностью тренировочных упражнений и непредсказуемостью, творческим характером соревновательной деятельности; 5) формированием технических и технико-тактических в облегченных условиях и их применением в условиях противоборства и сбивающих факторов.

Выявленные противоречия ставят такие проблемы как приобретение и сохранение спортивной формы; необходимости сопряженной направленности развития физических качеств и двигательных действий и поиска оптимальных принципов и подходов к процессу обучения и совершенствования игрового мастерства спортсменов [14].

Приобретение и сохранение спортивной формы напрямую связано с автоматизацией двигательных действий, так как определяет их успешность. Однако, когда встает вопрос о необходимости перехода на другой, более высокий уровень спортивного мастерства, возникает необходимость разрушения старого стереотипа движения и формирования нового на базе новых морфо-функциональных возможностей организма. Такой процесс постоянной ломки движений может быть не совсем правомерен в связи с возникновением у спортсмена психологических проблем отсутствия уверенности в своих силах на определенных этапах спортивного мастерства. В этой связи встает вопрос и о необходимости сопряженного комплексного воздействия тренировочных средств на организм спортсмена [7].

В процессе анкетирования тренеров по настольному теннису различной квалификации было выявлено, что большинство из них (84,4%) считает необходимым автоматизировать двигательный навык на всех этапах становления технико-тактического мастерства. Однако такой подход ограничивает творчество и дальнейший рост мастерства спортсменов, так как закрепленный на начальных этапах двигательный навык трудно поддается исправлению. Постоянный рост молодого организма и изменение морфологических и физических показателей оказывают существенное влияние на само двигательное действие и требуют его постоянного совершенствования. Вместе с тем выявлена общая тенденция в ответах опрошенных респондентов к почти безоговорочному закреплению движения вне зависимости от развития физических качеств. Многие тренеры рассматривают развитие физических качеств как отдельное направление в тренировочном процессе, которым необходимо заниматься специально, в свободный от формирования техники период, хотя, как известно, между техникой и физическими качествами спортсмена существуют прямые и обратные взаимосвязи и взаимовлияния.

Выявлено, что спортсмены, добившиеся значительных успехов на ранних этапах спортивного мастерства имеют хорошо закрепленную высоко автоматизированную в относительно стандартных условиях технику, которая тормозит, а порой и просто не позволяет проявлять неординарные творческие способности необходимые игрокам на этапе высших спортивных достижений. И очень часто спортсмены, показывающие хорошие результаты в юношеском спорте не могут себя проявить в большом спорте, что в первую очередь связано с ранней автоматизацией движений.

Как показал биомеханический анализ основных технических действий в настольном теннис, все они обладают единой биомеханической основой на которой и должно строиться двигательное действие и в определенной степени имеют индивидуальные отличия, которые должны совершенствоваться на последующих этапах становления спортивного мастерства. Все это находит отражение в индуктивном подходе к обучению и совершенствованию спортивного мастерства и индивидуально-игровых видах спорта.

Учитывая все эти факторы, учебный процесс по подготовке спортсменов в индивидуально-игровых видах спорта необходимо строить таким образом, чтобы сформировать игрока с широким вариативным арсеналом технико-тактических действий, применяемых быстро, активно, нестандартно и эффективно в условиях игрового противоборства. При этом спортсмен должен обладать хорошим игровым мышлением, действовать инициативно, а главное самостоятельно уметь быстро перестраиваться при противодействии противника, оперативно переключаться с одних видов технико-тактических действий на другие.

Таким образом, выявленные особенности соревновательной деятельности, структуры двигательных действий и особенностей становления технико-тактического мастерства в индивидуально-игровых видах спорта на примере настольного тенниса, а так же средства и методы используемые тренерами различной квалификации в учебно-тренировочном процессе послужили основой для разработки подходов к формированию двигательных действий в индивидуально-игровых видах спорта [18].

2.3 Повышение уровня подготовленности спортсменов на этапе дальнейшего совершенствования двигательного действия
Анализ результатов соревновательной деятельности показывает, что спортсмены не в полной мере могут реализовать свой потенциал. Одна из причин состоит в том, что тренеры и сами спортсмены не всегда рассматривают систему подготовки комплексно. Они часто пренебрегают некоторыми видами подготовки, например, теоретической, а также частично психологической.

Теоретическая подготовка призвана обеспечить повышение уровня знаний о закономерностях построения тренировочного процесса, функциональных возможностях организма спортсмена, биомеханических характеристиках спортивных движений и т.п. Психологическая подготовка заключается не только в том, чтобы «напутствовать» спортсмена на победу, а больше в том, чтобы научить его настраиваться на соревнования в целом и отдельный старт [3].

Применение специально-подготовительных и специальных упражнений способствует прямому и положительному переносу навыков и двигательных качеств и быстрому росту спортивных результатов. Комплекс упражнений, требующих проявления двух и более компонентов подготовленности спортсменов, развивает каждое из этих качеств более эффективно, нежели использование упражнений, направленных на развитие одного из них. Чем выше уровень технико-тактического мастерства спортсменов, тем более специализированной должна быть их подготовка [1].

Основными показателями технического совершенства спортсмена являются эффективность и экономичность действий. Достижение высоких показателей зависит не от использования «эталонной» техники, а от техники, дающей лучший результат, учитывая индивидуальные антропометрические, психофизиологические и другие особенности спортсменов. Совершенствование тактического мастерства необходимо рассматривать с учетом индивидуального уровня технической, физической, интеллектуальной и психологической подготовленности конкретного спортсмена [10].

Учебно-тренировочный процесс и соревновательная деятельность предусматривают повышение уровня физической, технической, тактической, психологической и теоретической подготовленности спортсменов. Все эти виды подготовки взаимосвязаны. Например, овладевая спортивной техникой, спортсмен одновременно развивает специальные скоростно-силовые показатели, специальную выносливость и другие качества. Но в зависимости от задач тренировки, одно из качеств бывает главным, а другие сопутствующие [11].

Известно, что чем выше уровень физической подготовленности организма, тем быстрее и в полной мере это позволяет спортсмену адаптироваться к высоким нагрузкам, способствует восстановлению его работоспособности в наиболее короткий срок и тем самым обеспечивает кумулятивный тренировочный эффект. Для развития специальной физической подготовленности спортсмена необходим достаточный уровень развития его общей физической подготовленности.

Основная цель специальной физической подготовки - обеспечение необходимого уровня функциональной подготовленности организма спортсмена для совершенствования технико-тактического мастерства и оптимального использования уровня подготовленности в соревнованиях.

Задачи СФП заключаются в интенсификации режима работы организма спортсменов в тренировочном процессе с тем, чтобы превысить функциональные параметры, характерные для соревновательной деятельности, а также в развитии и совершенствовании специальных физических качеств [21].

Преобладание неспециализированных средств в тренировочном процессе приводит к вовлечению в работу функциональные системы организма, которые не принимают участие в целевом движении. Для квалифицированных спортсменов объем упражнений неспецифического характера должен составлять сравнительно небольшую часть в общей тренировочной программе. В противном случае адаптационный ресурс организма тратиться нецелесообразной неэкономной это может привести к регрессу спортивных результатов [6].

СФП должна предшествовать углубленной работе над техникой и повышением скорости соревновательного упражнения. Однако специальные физические упражнения применяются и на более ранних этапах подготовки, но с обязательным дозированием величины нагрузки, например, для закрепления темы занятия, в соответствии с программой подготовки. Специальная физическая, подготовка решает вопросы развития и совершенствования необходимых качеств, их соответствие особенностям соревновательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей спортсменок [4].

Техническая подготовка в спортивной тренировке рассматривается как рациональный способ выполнения движения, совокупность средств деятельности спортсмена, создаваемых для оптимального осуществления поставленных перед ним задач.

В.Н. Платонов определяет техническую подготовленность как степень освоения спортсменом системы движений, соответствующей особенностям данного вида спорта и направленной на достижение высоких спортивных результатов [18].

Основное назначение спортивной техники - облегчение выполнения движений спортсменом, расширение его потенциальных возможностей в соревнованиях Техническая подготовка обеспечивает рациональность учебно-тренировочного процесса, который заключается в достижении максимального эффекта при минимальных затратах энергии, а главным критерием технического мастерства является эффективность и экономичность действий спортсмена, высокий уровень спортивных результатов и высокая их устойчивость [12].

Совершенствование двигательного навыка квалифицированных спортсменов происходит со сменой обстановки, в нестандартных и экстремальных условиях, в состоянии усталости, в соревновательной обстановке [22].

Особого внимания заслуживает метод выполнения упражнений «в обе стороны», когда спортсмены испытывают определенные трудности и неудобства, благодаря чему возникают более полные восприятия. Таким образом, во время проведения учебно-тренировочных поединков и соревнований, оказавшись в нестандартном положении («не в своей стойке»), спортсмен не «теряется» и готов к выполнению приема из «неудобного» положения.

Техника постоянно меняется за счет более глубокого изучения ее биомеханических основ, совершенствования методик обучения и применяемых технических средств, повышения уровня физических качеств спортсменов. При совершенствовании технических действий следует исходить из периода подготовки и поставленных перед спортсменом задач с учетом его индивидуальных особенностей, уровня тактической и психологической подготовленности. В предсоревновательном периоде техническую подготовку следует рассматривать через призму поставленных стратегических и тактических задач [18].

Включать прием в арсенал технических действий спортсмена в соревнованиях рекомендуется только в случае успешного его применения в контрольных поединках. А лучше всех приемов тот, которым спортсмен хорошо владеет.

Тактическая подготовка является связующим звеном между технической, физической и психологической подготовкой и зависит от уровня развития этих качеств. Она направлена, на подготовительном этапе, на отработку правильности действий и, в дальнейшем, на использование оптимального потенциала подготовленности для достижения цели. На примере единоборств, тактика ведения боя - это искусство «добывания» победы. Это трезвая оценка ситуации, сильных и слабых сторон соперника, умелое использование своих сил с тем, чтобы потратить столько энергии, сколько нужно в данном конкретном случае для одержания победы с наименьшими потерями для себя. На тактику соревновательной деятельности влияют такие факторы, физическое и психологическое состояние спортсмена, уровень технической подготовленность и тактического мастерства, наличие и реализация перспективного, стратегического плана, особенности Правил и Положений проведения соревнований, манера ведения поединка самого спортсмена (и его противников) и т.д. [16].

Основное внимание совершенствованию тактического мастерства уделяется в предсоревновательном и соревновательном периоде с целью оптимизации тренировочного процесса, реализации уровня подготовленности в соревнованиях. Тактическое мастерство и боевое мышление формируются в результате накопленного опыта и влияют на эффективность применения физических и технических возможностей [20].

Психологическая подготовка охватывает все другие стороны подготовки и имеет избирательную направленность при совершенствовании технико-тактических показателей спортсменов. Проявление физических, технических и тактических возможностей спортсмена зависит от его уровня психологической устойчивости. Задачей психологической подготовки является выработка устойчивости к эмоциональному стрессу. С этой целью рекомендуется использовать воздействия стрессового характера: сбивающие факторы, ограничение деятельности ведущих анализаторов, лимитирование во времени и пространстве, ограничение или искажение информации, например, о противнике, тренировка на фоне утомления.

Под влиянием тренировочной и соревновательной деятельности формируются психодинамические свойства, которые способствуют развитию специальных способностей и являются основой формирования индивидуального стиля спортсмена [8].

Основными направлениями психологической подготовки являются совершенствование специальных умений, регулирование психологической напряженности, управление предстартовым состоянием. При регулярных стрессорных воздействиях возрастает сопротивляемость организма спортсменов к внешним и внутренним влияниям.

Неотъемлемой частью психологической подготовки является психорегуляция (самоконтроль психического состояния), системное введение дополнительных трудностей и их обязательная реализация в соответствии с тренировочной программой, использование соревновательного метода, и выполнение соревновательных установок, а также вопрос полноценного восстановления физических и психических сил.

Невыполнение заданий и установок может привести к неуверенности, которая может отрицательно повлиять на ход тренировочного процесса и соревновательную деятельность. В связи с этим, во избежание возникновения у спортсменов «психологического барьера», необходимо увеличить число удачных попыток в тренировочных занятиях и выступлений в соревнованиях. Уровень проявления необходимых качеств, особенно в сложных координационных движениях, находится в прямой зависимости от состояния психологической готовности спортсмена [6].

Итогом психологической подготовки должно быть состояние боевой готовности к старту, соревнованиям, максимальная мобилизация спортсмена к достижению наилучшего результата, которая достигается путем формирования правильной мотивации и адекватного планирования учебно-тренировочного процесса.

Очень важно, чтобы каждый спортсмен знал свой индивидуально-оптимальный уровень эмоционального возбуждения, а также умел входить в это состояние с помощью настройки. Настройка должна соответствовать обстановке, то есть должна быть адекватной данной ситуации.

Достижение высоких спортивных результатов немыслимо вне рациональной и научно обоснованной системы тренировочных занятий, основанной на багаже знаний, накопленном предыдущими поколениями тренеров, спортсменов и исследователей. Например, имея знания о процессе организации и реализации спортивного действия, можно совершенствовать его с помощью средств специальной физической подготовки.

Спортивная тренировка предъявляет высокие требования ко всем системам организма спортсменов в связи с высокими систематическими нагрузками. Как известно, чем человек больше знает, тем он независимей и в состоянии более оперативно принимает правильные решения [21].

Рост мастерства тесно связан с необходимостью повышения знаний, особенно в области избранного вида спорта. Все части и разделы подготовки взаимосвязаны, и не следует надеяться на достижение высоких результатов за счет проявления одного какого-нибудь качества. Поэтому роль теоретических знаний тренера и спортсмена в области развития других видов спорта и методик подготовки ведущих спортсменов в современных условиях возрастает.

Специальная физическая подготовка способствует избирательному развитию и совершенствованию двигательных качеств, повышению уровня функциональных возможностей организма спортсменов в соответствии с двигательным режимом в данном виде спорта и оптимальная реализация уровня подготовленности в соревнованиях.

Уровень психологической подготовленности и психологическая устойчивость играют решающую роль в достижении высоких спортивных результатов. Для развития волевых качеств необходимо сознательно преодолевать поставленные перед собой (все возрастающие по степени трудности) задачи, требующие приложения значительных волевых усилий в течение достаточно длительного времени [4].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Общей задачей этапа является стабильное осуществление двигательного действия в различных условиях. Частными задачами могут быть: а) упрочение сформированного навыка; б) обучение различным вариантам техники действия; в) формирование умений («вторичного порядка») применять изученное действие в различных условиях и ситуациях; г) обеспечение (при необходимости) частичной перестройки техники действия.

В зависимости от назначения двигательного действия и особенностей его использования упрочение двигательного навыка может достигаться двумя путями. Первый путь — выделение специального подэтапа, направленного только на закрепление двигательного навыка. Второй путь — закрепление навыка попутно с решением остальных задач этапа. В одних случаях следует специально уделять внимание закреплению навыка и доведению его до высокой устойчивости, в других случаях этого делать не следует.

Выделение специального подэтапа закрепления навыка бывает необходимо в тех случаях, когда технику действия не предполагается в дальнейшем изменять; когда двигательное действие и условия его осуществления относительно стандартны. Это могут быть, например, доведенные до совершенного исполнения прыжки в воду, некоторые гимнастические элементы или элементы фигурного катания на коньках.

Не следует добиваться прочного закрепления навыков при овладении действиями, техника которых должна систематически частично перестраиваться. Здесь важно добиться устойчивого владения основой техники. Это касается двигательных действий, результат которых в основном зависит от уровня развития специальных физических качеств. Так, техника прыжков, метаний, бега, плавания и т. д. должна систематически перестраиваться в деталях по мере повышения физических возможностей занимающихся. Это особенно характерно для спортивной деятельности. Совершенствование таких двигательных действий будет заключаться главным образом в частичной переделке их техники и в овладении ее вариантами, позволяющими приспосабливать двигательное действие к различным условиям его осуществления.

На этапе совершенствования двигательного действия сливаются в единый процесс обучение владению действием и воспитание специальных физических качеств, обусловливающих его эффективность [6].

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


  1. Барчуков, И.С. Физическая культура и спорт: методология, теория, практика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.С. Барчуков, А.А. Нестеров. М.: Издательский Центр «Академия», 2006. – 528 с.

  2. Боген, М.М. Обучение двигательным действиям / М.М. Боген. М.: Физкультура и спорт,1985. – 192 с., ил.

  3. Васильков, А.А. Теория и методика физического воспитания: учебник / А.А. Васильков. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. -381 с., ил.

  4. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов / Ю.В. Верхошанский. - М.: ФиС, 1988.-331 с.

  5. Гогунов Е.Н. Психология физического воспитания и спорта / Е.Н. Гогунов, Б.И. Мартьянов. М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 288 с.

  6. Гужаловский А.А. Основы теории и методики физической культуры: Учеб. для техн. физ. культуры / А.А. Гужаловский. – М.: ФиС, 1986г. – 352с.

  7. Жолдак, В.И. Методы совершенствования физического воспитания в ВУЗе / В.И. Жолдак. - М.: Физкультура и спорт, 1983.

  8. Захаров, Е.Н. Энциклопедия физической подготовки (Методические основы развития физических качеств) / Е.Н. Захаров, А.В. Карасев, А.А. Сафонов. - М.: Лептос, 1994. - 368 с., ил.

  9. Ильинич В.И. Физическая культура студента: учебник / В.И. Ильинич. М.: Гардарики, 2005. – 448 с.

  10. Качашкин, В.М. Методика физического воспитания / В.М. Качашкин. - М.: Физкультура и спорт, 1980. - 303 с.

  11. Коробейников Н.К., Михеев А.А., Никоденко И.Т. Физическое воспитание. - М.: «Высшая школа», 1989. – 303 с.

  12. Коряковский, И.М. Теория физического воспитания. М.: Физкультура и спорт, 1960. – 138-142.

  13. Курамшина Ю.Ф. Теория и методика физического воспитания: Учебник / Ю. Ф. Курамшина. — М.: Советский спорт, 2003. - 464 с.

  14. Круцевич Т.Ю. Теория и методика физического воспитания. Т.1 / Т.Ю. Круцевич. – Киев, 2003. – 423 с.

  15. Максименко, A.M. Основы теории и методики физической культуры: учебник / А.М. Максименко. — М.: Физическая культура, 2005. – 544 с.

  16. Матвеев, Л. П. Теория и методика физической культуры. 3-е изд., перераб. и доп. / Л.П. Матвеев. — М.: Физкультура и спорт, СпортАкадемПресс, 2008. — 544 с., ил.

  17. Матвеев Л.П. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов / Л.П. Матвеев. - К.: Олимпийская литература, 1999. -320 с.

  18. Платонов В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения / В.Н. Платонов. - К.: Олимпийская литература, 2004. - 808 с.

  19. Пуни А.Ц. Очерки психологии спорта / А.Ц. Пуни. М.: «Физкультура и спорт», 1959.

  20. Харабуги Г.Д. Теория и методика физического воспитания: учеб. для техникумов физической культуры / Г.Д. Харабуги [и др.]. – М.: Физкультура и спорт,1974. – 319 с.

  21. Харе Д. Учение о тренировке / Д. Харе. М.: Физкультура и спорт, 1971. – 328 с., ил.

  22. Холодов, Ж.К.Теория и методика физического воспитания и спорта.: Учеб. для студ. высш. учеб. завед. / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. — М.: Изд. центр «Академия», 2000. – 480 с.


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации