Курсовая работа - Врачебно-педагогический контроль и самоконтроль в процессе занятий физическими упражнениями - файл n1.docx

Курсовая работа - Врачебно-педагогический контроль и самоконтроль в процессе занятий физическими упражнениями
скачать (110.2 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.docx111kb.19.09.2012 13:29скачать

n1.docx

  1   2   3



ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Глава 1. Общая характеристика врачебно-педагогического контроля в процессе физкультурно-оздоровительных занятий

1.1. Основы организации и содержание врачебно-педагогического контроля за занимающимися физическими упражнениями


1.2. Изучение организации занятий и их соответствие основным гигиеническим и физиологическим нормам

1.3. Определение воздействия занятий на организм и течение восстановительного периода

3

5
5
7
10


Глава 2. Самоконтроль за функциональным состоянием и физической подготовленностью занимающихся физическими упражнениями и спортом

2.1. Самоконтроль, его цели, задачи и методы исследования


2.2. Субъективные и объективные показатели самоконтроля

2.3. Анализ показателей самоконтроля

Глава 3. Диагностика состояния тренированности организма при регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом

3.1. Изучение основных методов исследования различных систем организма, применяемых при врачебно-педагогическом контроле в процессе физкультурно-оздоровительных занятий

3.2. Определение специальной тренированности (метод повторных специфических нагрузок)

3.3. Определение специальной тренированности по методу В.Л. Карпмана и З.Б. Белоцерковского

12


12

12

19

23
23


29
32

Заключение

34

Список использованных источников

35


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы курсовой работы

Проблеме врачебно-педагогического контроля уделено достаточное количество внимания, но это ничуть не влияет на его актуальность. В традиционной системе подготовки спортсменов врачебно-педагогический контроль, как правило, является не самым сильным компонентом. Основными причинами этого факта являются: недостаточное внимание к контролю со стороны тренера; несовершенная разработанность проблемы относительно теории и практики врачебно-педагогического контроля в спорте; отсутствие в недавнем прошлом компьютерных, интернет-технологий и тому подобное.

Только поэтому данная тема имеет актуальность и в современном обществе, т.к. является важным этапом в изучении теории и методики физического воспитания.

Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении разрозненного материала по проблеме врачебно-педагогического контроля за занимающимися физическими упражнениями.


Практическое значение работы заключается в предпринятой попытке выявить закономерности диагностики состояния тренированности организма при регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом

Гипотеза заключается в том, что в процессе занятий физическими упражнениями применяются единые методы врачебно-педагогического контроля вне зависимости от уровня физической подготовки занимающихся.

Цель исследования

Изучить врачебно-педагогический контроль и самоконтроль в процессе занятий физическими упражнениями.

Задачи исследования

  1. Изучить общую характеристику врачебно-педагогического контроля в процессе занятий физическими упражнениями;

  2. Обозначить место и роль самоконтроля за функциональным состоянием и физической подготовленностью занимающихся физическими упражнениями и спортом;

  3. Рассмотреть и обосновать методики диагностики состояния тренированности организма при регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом;

Методы исследования

  1. Библиографический розыск, сбор и систематизация литературных источников, анализ научно-методической литературы.

  2. Теоретический анализ и обобщение литературных источников и данных научно-методической литературы.

Новизна работы

Были изучены работы отечественных и зарубежных авторов, которые позволили обосновать актуальность темы исследования, определить цель и задачи, рассмотреть методики диагностики состояния тренированности организма при регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом и конкретизировать полученные результаты исследования. С помощью данных литературы изучены научные статьи, материалы международных научно-практических конференций, научно-методические, учебные пособия. Использовались так же авторефераты диссертаций и методические рекомендации.

Структура и объём курсовой работы

Работа включает в себя введение, три главы, заключение и список использованных источников, выполнена в объеме 36 страниц компьютерного текста. В работе использованно 22 литературных источников.


ГЛАВА 1

Общая характеристика врачебно-педагогического контроля в процессе физкультурно-оздоровительных занятий

1.1 Основы организации и содержание врачебно-педагогического контроля за занимающимися физическими упражнениями


Врачебно-педагогический контроль - это исследования, проводимые совместно врачом и тренером для того, чтобы определить, как воздействуют на организм спортсмена тренировочные нагрузки, с целью предупредить переутомление и развитие патологических изменений, приводящих к заболеваниям.

Врачебно-педагогический контроль предусматривает наблюдение врача непосредственно в процессе учебных, тренировочных занятий, во, время спортивных сборов и соревнований.

Врачебно-педагогический контроль включает:

 — оценку организации и методики проведения занятий физическими упражнениями с учетом возраста, пола, состояния здоровья, общей физической подготовленности и тренированности;

— оценку воздействия занятий, тренировок, соревнований на организм занимающихся;

— проверку условий санитарно-гигиенического содержания мест занятий, оборудования, а также спортивной одежды и обуви занимающихся;

— проверку мер профилактики спортивного травматизма, выполнение правил безопасности [5].

С помощью врачебно-педагогического контроля можно выявить срочный, отставленный и кумулятивный тренировочные эффекты.

Срочный тренировочный эффект позволяет увидеть изменения, происходящие в организме во время выполнения упражнений и в ближайший период отдыха.

Отставленный тренировочный эффект дает возможность выявить изменения, происходящие в организме во время выполнения упражнений в ближайший период отдыха, изменения, происходящие в организме в поздних фазах восстановления - на другой и последующие после нагрузки дни.

Кумулятивный тренировочный эффект показывает те изменения в организме, которые происходят на протяжении длительного периода тренировки [17].

В процессе врачебно-педагогических наблюдений решаются следующие основные задачи.

  1. Изучение воздействия физических нагрузок на организм занимающихся с целью оценки адекватности их уровню подготовленности данного спортсмена и др.

  2. Определение состояния здоровья и функционального состояния организма занимающегося для оценки уровня функциональной готовности на различных этапах подготовки.

  3. Оценка соответствия применяемых средств и системы тренировки ее задачам и возможностям спортсмена в целях совершенствования планирования и индивидуализации учебно-тренировочного процесса (аналогичная задача может быть поставлена и при занятиях оздоровительной физической культурой).

  4. Оценка и выбор медицинских, педагогических и психологических средств и методов, направленных на улучшение восстановительных процессов после больших физических нагрузок.

  5. Оценка условий и организации учебно-тренировочных занятий.

Результаты врачебно-педагогического наблюдения для устранения выявленных недостатков доводят до сведения руководителей предприятий, учреждений, учебных заведений, спортивных организаций, преподавателей физического воспитания, тренеров [19].

Наблюдения врача в ходе учебно-тренировочных занятий непосредственно в спортивном зале, на площадке и других местах занятий физкультурой и спортом имеют очень большое значение. Врач может дать существенные указания преподавателю физкультуры о характере физической нагрузки как для всей группы, так и для отдельных лиц, занимающихся физическими упражнениями. Такая нагрузка может быть чрезмерной, не соответствующей силам и подготовленности физкультурников и спортсменов. В результате наблюдения врач может выявить признаки переутомления и своевременно предупредить его вредные последствия.

При этом выявляются отклонения в состоянии здоровья или функциональном состоянии, уточняется степень тренированности и способность выполнять запланированные нагрузки, а также принимаются меры в случае недостаточной эффективности тренировки.

Тренер (преподаватель) определяет при этом работоспособность спортсмена, выполнение им намеченного плана тренировки, результативность и качество выполнения движений, а врач оценивает состояние занимающегося, его реакцию на нагрузку и восстановление. Сопоставление этих данных позволяет наиболее точно и полно охарактеризовать нагрузку занятия или соревнования и ее соответствие состоянию спортсмена, помогает тренеру своевременно внести необходимые изменения в тренировочный процесс.

Важнейшей задачей врачебно-педагогического контроля является оказание помощи преподавателям и тренерам в постановке учебно-тренировочного процесса. Анализируя и обобщая свои наблюдения, врач может помочь тренеру полнее раскрыть функциональные возможности отдельных спортсменов и подсказать наиболее верные и быстрые пути и средства для повышения их спортивно-технических результатов. Для решения этих вопросов врачу необходимо:

— периодически сопоставлять результаты медицинских обследований с данными педагогических наблюдений;

— систематически вместе с преподавателями (тренерами) анализировать правильность избранных методов тренировок;

— вместе с преподавателями (тренерами) регулярно обсуждать результаты отдельных занятий и итоги тренировок за определенный период времени;

— обсуждать и уточнять вместе с преподавателями (тренерами) индивидуальные планы тренировок, особенно тогда, когда длительные занятия не достигают намеченных целей;

— изучать условия внешней среды, в которых проводят тренировки, добиваясь ее оздоровления и соответствия задачам учебно-тренировочных занятий;

— помогать преподавателям физкультуры и тренерам повышать специальные знания в области медицины, анатомии, физиологии, гигиены [5].

Врачебно-педагогические наблюдения помогают врачу расширить свои представления о состоянии здоровья спортсменов, степени их тренированности, характере учебно-тренировочных занятий; все это значительно сближает врача и преподавателя физкультуры (тренера) в осуществлении стоящих перед ними общих задач [22].
1.2 Изучение организации занятий и их соответствие основным гигиеническим и физиологическим нормам

Прежде всего, врач знакомится с планом занятий и условиями, в которых они проводятся (температура и влажность воздуха, состояние мест занятий, спортивного инвентаря, одежды и обуви занимающихся, наличие необходимых защитных приспособлений), контингентом занимающихся (возраст, пол, здоровье, уровень подготовленности), оценивает правильность комплектования групп.

Например, объединение в одну группу для занятий, а тем более для соревнований, лиц с существенными различиями в возрасте, физическом развитии, уровне подготовленности не только значительно снижает эффективность занятий, но и небезопасно. Слишком большое число занимающихся у одного преподавателя или тренера также нецелесообразно. Возрастные градации должны строго соответствовать принятым нормативам.

Надо учитывать также режим труда и жизни занимающихся, время сна, время предшествовавшего приема пищи, ее характер и др. Тренировка должна проводиться не ранее чем через 2-2,5 ч после и заканчиваться не менее чем за 1-1,5 ч до еды. Должен быть обеспечен также достаточный интервал между тренировкой и основной работой. При выборе средств и методов проведения занятий следует также учитывать характер профессионального труда, степень утомления после рабочего дня, преимущественную нагрузку на те или иные мышечные группы или функции организма и пр. [5]

Методика занятия определяется путем изучения плана их проведения, объема и интенсивности нагрузки, последовательности упражнений, интервалов отдыха, характера вводной и заключительной частей. Необходимо фиксировать нагрузки (их продолжительность, интенсивность, интервалы), проводить хронометраж работы обследуемых. Сопоставляя эти данные с объективными показателями, характеризующими реакцию организма занимающихся на нагрузку и течение процессов восстановления, можно в определенной степени судить о состоянии тренированности, о рациональности принятой методики и принимать меры к устранению выявленных недочетов.

Иногда, однако, когда урок физкультуры проводится вяло, общая нагрузка может быть явно недостаточной, занимающиеся физическими упражнениями много стоят или сидят, а упражнения выполняют только отдельные занимающиеся. Такое положение может создаться при недостатке инвентаря для занятий или неправильном построении урока. При этом оправдывает себя метод хронометража урока. Врач устанавливает наблюдение над 1-3 физкультурниками на протяжении всего урока. При помощи секундомера он отмечает время, потраченное на выполнение всякого рода упражнений. Отдельно отмечают время, потраченное на отдых, объяснения преподавателя, ожидание своей очереди и т. п. [17]

Г.А. Минасян предложил метод непрерывного хронометрического наблюдения, который проводят следующим образом.

Перед началом занятия (тренировки) определяют частоту пульса в покое, в положении сидя (по 10-секундным отрезкам времени в течение минуты). С момента подачи команды, оповещающей о начале урока, включают секундомеры и ведут непрерывное наблюдение. Полученные данные заносят в протокол, составленный по форме, принятой для записи результатов функциональной пробы сердечно-сосудистой системы; при этом количество минут соответствует продолжительности хронометрируемого урока.

Запись ведут так: если обследуемый выполняет физическую нагрузку, то в клетке соответствующей минуты и 10-секундного отрезка времени урока ставится тире (—); в случае отдыха, если обследуемый находится вдали от хронометриста и нет возможности определить частоту пульса в ту же клетку записывают ноль (0), а при подсчете частоты пульса — полученное число, например 15, 14, 13 (в течение урока хронометрист старается выбрать место, наиболее близкое к обследуемому) [5].

В подготовительной части урока, когда занятия бывают групповыми и поточными, через каждые 3-5 минут по команде методиста включают 10-20 секунд отдыха, во время которого определяют частоту пульса; затем занятия продолжают. В последний раз частоту пульса определяют перед окончанием подготовительной части урока и вертикальной линией выделяют количество минут.

В основной части урока, когда занятия проводят индивидуально (гимнастика, легкая атлетика и т. д.), хронометрист располагается рядом с обследуемым и, непрерывно определяя частоту пульса, записывает полученные данные в протокол наблюдения. Показатель пульса обследуемого по окончании работы на снаряде (гимнастика) обводят кружочком, что позволяет впоследствии хронометристу определить число подходов обследуемого к снаряду. Пульс подсчитывают до подхода очереди обследуемого к работе на снаряде; затем обследуемый выполняет физическую нагрузку, продолжительность которой отмечают в протоколе черточками (—).

После выполнения упражнения обследуемый занимает первоначальное место рядом с хронометристом, который начинает снова подсчитывать пульс и т. д. При замене снарядов в протоколе делают соответствующую запись. Аналогично подготовительной части, отделяют количество минут основной части урока.

В заключительной части урока, если ее проводят, как и в подготовительной части, хронометраж осуществляют в том же порядке, как и в подготовительной части.

По команде, оповещающей о конце урока, хронометрист останавливает секундомер и записывает в протоколе длительность урока. В последний раз высчитывают показатель частоты пульса и заносят его в протокол. Впоследствии цифровые значения протокола наблюдения изображают графически.

Этот метод по подсчету пульса в процессе урока и по его восстановлении дает наиболее точные сведения о реакции организма на нагрузку, что в свою очередь, позволяет методически правильно строить урок в отношении распределения нагрузки [17].

Имеет значение определение так называемой физиологической кривой урока, которая представляет собой графическое изображение нагрузки, определяемой путем подсчета пульса в разные периоды проведения занятия.

Во второй половине урока пульс учащается до 140-150 ударов в минуту, а в конце занятия он должен достигнуть исходной величины.
Присутствуя на занятиях по физкультуре и спорту, врач обязан проверять, насколько проводимые занятия соответствуют возрасту и полу занимающихся, а также программным требованиям. Особенно большое значение врачебно-педагогический контроль имеет в организации правильной спортивной тренировки [22].

Осуществляя врачебно-педагогический контроль в процессе занятий спортом, врач может оказать помощь тренеру в том случае, если он сам достаточно знаком с основами спортивной тренировки, физиологическими особенностями данного вида спорта, принципами обучения, нормами нагрузок в зависимости от возраста и пола. Такой врач будет пользоваться уважением у тренера и всегда найдет общий с ним язык. Только систематически наблюдая за спортсменами на занятиях, во время тренировок и соревнований, врач может получить полное представление о постановке учебной работы в физкультурном коллективе и о каждом отдельном спортсмене [8].

До и после занятия надо оценить одни и те же показатели. Во время занятия комплекс методов сокращается, с тем, чтобы не нарушать нормальный ход тренировки. Лучше всего к этим условиям подходят телеметрические методы исследования [10].

Методы исследования, применяемые непосредственно после тренировки (соревнования), должны быть использованы и в восстановительном периоде. Помимо изучения реакции организма на нагрузку, при врачебно-педагогических наблюдениях используют и специальные приемы - обследование спортсмена при выполнении им специальных тестов и контрольных упражнений, пробы с повторными нагрузками, с дополнительной нагрузкой и др. [20]
1.3 Определение воздействия занятий на организм и течение восстановительного периода

Очень важно оценить нагрузку, адекватность ее состоянию занимающегося, а также его тренированность. Для этого определяют исходное состояние тренирующегося, предстартовые реакции, реакцию на нагрузку и течение процессов восстановления.

Исходное состояние существенно влияет на реакцию организма на нагрузку. Надо знать, обычное ли сегодня состояние человека, обусловленное его здоровьем, тренированностью, типологическими особенностями, или в силу каких-либо причин (недомогание, утомление, нарушение режима, плохое настроение и пр.) оно нарушено. Проводят опрос и сравнение простейших объективных показателей в этот день с обычным для данного спортсмена состоянием. Надо знать также, какую работу выполнил спортсмен до этого занятия и накануне, чувствует ли еще усталость, были ли нарушения режима.

Характер и степень проявления предстартовых сдвигов зависят от индивидуальных типологических особенностей нервной системы спортсмена (главным образом, ее возбудимости), уровня тренированности, ответственности предстоящей работы. Стартовые реакции облегчают вхождение в работу и позволяют быстрее достичь максимальной работоспособности, однако их чрезмерность может иметь обратный эффект [11].

Изучение реакции на нагрузку проводится как во время выполнения упражнений, так и на различных этапах занятия - после наиболее интенсивных упражнений или после основных этапов, а также непосредственно после окончания занятия. Наиболее полную характеристику состояния спортсмена в ходе занятий, не мешая нормальному его проведению, можно получить с помощью телеметрических методов исследования. Состояние физиологических функций в момент перехода от покоя к работе, на высоте нагрузки, при изменении ее темпа и переходе от работы к покою в наибольшей степени характеризует функциональные возможности организма, работоспособность, а также переносимость нагрузки. На основании исследований, проведенных в ходе занятий, составляют так называемую «физиологическую кривую», отражающую как общую нагрузку, так и ее распределение в ходе занятия. Для этого исследования проводятся до занятия, по ходу занятия на основных его этапах, после занятия и в периодах его восстановления. Изучается величина, сопряженность сдвигов и распределение нагрузки занятий [6].

Теоретико-методическую основу оптимального дозирования нагрузок составляют закономерности адаптации организма к воздействию физических упражнений, развития тренированности. Исходя из этого сформулированы и научно обоснованы следующие методические положения: адекватность нагрузок (соответствие индивидуальным функциональным возможностям организма), постепенность повышения нагрузок (обеспечивающая развитие функциональных возможностей), систематичность нагрузок (их последовательность и регулярность).

Физические нагрузки в каждом конкретном случае должны быть оптимальными по своим параметрам (объему, интенсивности, интервалам отдыха), что обеспечивает тренирующий эффект. Недостаточные нагрузки неэффективны, так как ведут к потере учебного времени, а чрезмерные — наносят вред организму.

Реакция на нагрузку зависит от взаимосвязей величины и характера нагрузки, с одной стороны, и уровня развития приспособительных механизмов организма к данной нагрузке - с другой [22].
ГЛАВА 2

Самоконтроль за функциональным состоянием и физической подготовленностью занимающихся физическими упражнениями и спортом

  1   2   3


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации