Шпаргалка по Планированию на предприятии - файл n1.doc

приобрести
Шпаргалка по Планированию на предприятии
скачать (95.9 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc317kb.05.04.2012 01:04скачать

n1.doc

1. Сущность планирования на предприятии. Особенности процесса планирования в условиях цикличности развития предприятия. Принципы планирования

Планирование – проектирование желаемого будущего и эффективных путей его достижения.

Сущность этого процесса заключается в логичном определении развития предприятия, постановке целей для любого сектора деятельности и работы каждого структурного подразделения

В рыночных условиях все субъекты экономики развиваются циклично, т. е. в определенные периоды может наблюдаться спад, либо депрессия, либо подъем и устойчивый рост.

Для планирования в условиях цикличности необходимо учитывать факторы, влияющие на цикличность развития предприятия.

К внешним факторам относят: • состояние рынка и положение на нем организации; • общее состояние экономики страны, региона, отрасли; • уровень платежеспособного спроса потребителей; • положение поставщиков; • уровень инфляции; • величина процентных ставок за кредит.

К внутренним факторам относятся: • кадровый потенциал; • состояние основных фондов; • объем оборотных средств; • величина долговых обязательств; • уровень загрузки производственных мощностей; • прогрессивность используемых технологий; • темпы обновления продукции и производства.

Принципы планирования:

1. Пр. своевременности означает, что организационное построение системы планирования и осуществление процедуры формирования плана должны обеспечивать принятие плановых решений к заданному сроку.

2. Пр. обоснованности означает необходимость создания условий в системе планирования, обеспечивающих повышение обоснованности плановых решений.

3. Пр. целенаправленности: наличие четкой цели для плановой деятельности позволяет сформировать только такие организационно-финансовые мероприятия, которые обеспечивают достижение именно заданной цели.

4. Пр. комплексности: при принятии плановых решений необходимо одновременно рассматривать все аспекты их реализации.

5. Пр. экономичности (рациональности) предполагает использование экономических критериев при выборе плановых решений из множества возможных вариантов.

6. Пр. информативности обусловливает необходимость создания системы информационного обеспечения процесса принятия плановых решений.

2. Сущность планирования на предприятии. Двойная система планирования, её сущность и необходимость

Планирование – проектирование желаемого будущего и эффективных путей его достижения. В процессе планирования обеспечивается необходимое равновесие между производством и потреблением продукции. В планах отражаются все принятые управленческие решения, содержатся обоснованные расчеты объемов производства и продаж продукции, проводится экономическая оценка затрат и ресурсов, а также конечных результатов производства.

Для повышения эффективности планирования в условиях высокой стратегической активности необходима двойная система управления. Такая система позволяет участвовать в текущей и в стратегической работе. Оперативное планирование обеспечивает прибыль в текущий момент, а стратегическое – создание экономического потенциала на будущее. В двойной системе цели объекты и стратегии используются для создания двух планов действий и соответственно двух бюджетов. Цели, связанные с получением прибыли в текущий момент, превращаются в текущие планы, а связанные с будущим экономическим потенциалом – в планы перспективные (или планы развития).

Задачи текущего бюджета: • обеспечение непрерывного получения прибыли от всех видов деятельности; • капиталовложения в увеличение мощностей; • расходы на снижение себестоимости. Задачи стратегического бюджета: • капиталовложения в повышение конкурентоспособности изделий; • расширение сферы применения и зоны рынка сбыта; • инвестиции в диверсификацию (расширение сфер деятельности).

Двойной бюджет дает ряд преимуществ: 1. Средства выделяются целевым порядком для стратегической деятельности. Это защищает от посягательств со стороны текущей производственно-хозяйственной деятельности. 2. Разделение бюджета на два помогает сохранять баланс капиталовложений и доходов на короткие и длительные сроки. 3. Есть возможность следить за кривыми доходов по соответствующим бюджетам.

Двойная структура. Эффективным способом защиты стратегических проектов является разделение фирмы. Подразделения, имеющие стабильный доход и экономически выгодное положение, объединяются для осуществления текущей производственно-хозяйственной деятельности, а хозяйственные подразделения, занятые развитием новых стратегических зон хозяйствования, ориентируются только на стратегическое развитие.

3. Особенности процесса планирования в зависимости от уровней управления. Этапы процесса планирования. Исходные данные для осуществления процесса планирования

Результатом процесса планирования выступают плановые решения, являющиеся основой для формирования плановых заданий конкретным исполнителям. За формирование и реализацию планов каждому уровню в иерархии управления соответствует свой вид планирования. Высший уровень руководства (топ-менеджер) отвечает за миссию предприятия и стратегическое планирование. Средний уровень управления (функциональный менеджер) отвечает за тактическое (или текущее) годовое планирова­ние, хотя активно участвует в формировании стратегических планов. Первый уровень управления (линейный менеджер) отвечает за формирование и реализацию оперативных планов (за смену, неделю, месяц) и принимает участие в годовом и стратегическом планировании.

Процесс планирования состоит из следующих этапов:

1. Анализ состояния предприятия и его положения на рынке (орга­низационно-экономический, технико-технологический, финансовый, кадровый, маркетинговый и др.).

2. Определение целей (ожидаемых результатов деятельности).

3. Установление основных положений и ориентиров плана (внешние и внутренние параметры).

4. Определение и оценка альтернативных направлений деятельности. На этом этапе среди возможных путей разрешения проблемной ситуации отыскиваются подходящие действия.

5. Выбор варианта плана для реализации.

6. Организация выполнения плана.

7. Контроллинг.

Исходными данными для осуществления процесса планирования являются:

  1. совокупность сведений о внешней среде;

  2. информация о конкуренции;

  3. состояние производственной среды.

Для каждого уровня управления при разработке планов используется определенная степень укрупнения показателей.

4. Сущность и цели планирования на предприятии

Планирование представляет собой функцию управления. Сущность этого процесса заключается в логичном определении развития предприятия, постановке целей для любого сектора деятельности и работы каждого структурного подразделения, что необходимо в современных условиях. При осуществлении планирования ставятся задачи, определяются материальные, трудовые и финансовые средства для их достижения и сроки исполнения, а также последовательность их реализации. Анализируются и выявляются факторы, имеющие влияние на развитие деятельности предприятия, для своевременного предотвращения их на стадии возникновения в случае их негативного влияния.

Планирование как функция управления означает стремление учитывать заблаговременно все внешние и внутренние факторы, которые обеспечивают подходящие условия для нормального функционирования и развития предприятия. Оно также определяет разработку комплекса мероприятий, устанавливающих последовательность достижения конкретных целей с учетом возможностей наиболее результативного использования ресурсов каждым производственным подразделением и всем предприятиям. Поэтому планирование призвано обеспечить взаимосвязь между отдельными структурными подразделениями предприятия, которые содержат всю технологическую цепочку. Такая деятельность основывается на обнаружении и прогнозировании спроса потребителей, анализе и оценке имеющихся в наличии ресурсов и перспектив развития конъюнктуры. Отсюда следует необходимая увязка планирования с маркетингом и контролем для постоянной корректировки показателей производства и сбыта в связи с изменениями спроса на рынке. Планирование охватывает как текущий, так и перспективный временной период и осуществляется в виде прогнозирования и программирования.

Процесс планирования подразумевает постановку определенных целей, разработку мер-тий по достижению этих целей, а также политику предприятия на долгосрочную перспективу.

5. Сущность планирования на предприятии. Роль планирования в процессе управления предприятием, его связь с другими функциями управления

Планирование деятельности является на каждом предприятии наиболее важной функцией. В планах отражаются все принятые управленческие решения, содержатся обоснованные расчеты объемов производства и продаж продукции, проводится экономическая оценка затрат и ресурсов, а также конечных результатов производства. Планирование – проектирование желаемого будущего и эффективных путей его достижения. В процессе планирования обеспечивается необходимое равновесие между производством и потреблением продукции.

Функция планирования служит основой для принятия управленческих решений и представляет собой управленческую деятельность, которая предусматривает выработку целей и задач управления производством, а также определение путей реализации планов для достижения поставленных целей. Связь планирования с другими функциями управления (рисунок).



6. Виды (формы) планирования и виды планов, их сущность и содержание

По содержанию и форме проявления различают следующие виды (формы) планирования и виды планов:

1. С точки зрения обязательности плановых заданий:

Директивное план-е – процесс при­нятия решений, имеющих обязательный хар-р для объектов планир-я.

Индикативное планирование: индикатив­ный план не носит обязательный для исполнения характер, он носит направляющий, ре­комендательный характер.

2. В зависимости от срока, на который составляется план:

Перспективное планирование (долгосрочное) – > 5 лет, (10, 15, 20); такие планы определяют долговременную стратегию пред-тия, включая социальное, эконо­мическое, научно-технологич. развитие.

Среднесрочное планирование (от 1 года до 5 лет): составляется скользящий пятилетний план, в котором первый год детализируется до уровня текущего плана и представляет собой краткосрочный план.

Текущее планирование (краткосрочное) – до года, вклю­чая полугодичное, квартальное, месячное, недельное (декадное) и суточное планирование.

3. По содержанию плановых решений выделяют:

Стратегическое планирование ориентировано на долгосрочную перспективу и определяет основные направления развития пред-тия, которое ставит перспективные цели и вырабатывает средства их достижения.

Тактическое планирование – это процесс создания предпосылок для реализации новых возможностей предприятия: составляется план экономического и социального развития, представляющий комплексную программу производственной, хозяйственной и социальной дея­тельности на соответствующий период.

Оперативно-календарное планирование (ОКП): конкретизируются показатели тактического плана для организации повседневной планомерной и ритмичной работы предприятия.

4. Другие виды планирования: а) по степени охвата: • общее; • частичное; б) по объектам планирования: целевое; • планирование средств; • программное; • планирование действий; в) по сферам планирования: • планирование сбыта; • планирование производства; • планирование персонала; • планирование приобретений; • планирование инвестиций, финансов и т.д.; г) по глубине планирования: • агрегированное; • детальное; д) по координации частных планов во времени: последовательное; • одновременное; е) по учету изменения данных: • жесткое; • гибкое; ж) по очередности во времени: • упорядоченное (текущее); • скользящее планирование; • внеочередное.

7. Виды плановых подразделений на предприятии. Виды плановых работ

В процессе планирования принимают участие категории персонала: руководители всех уровней управления, экономисты-менеджеры, плановики-исполнители и др. Основные функции высшего руководства предприятия состоят в установлении единой стратегии развития или в обосновании цели планирования, выборе основных способов ее достижения, определении методов и технологии разработки планов. Руководители остальных звеньев управления, а также специалисты плановых служб разрабатывают все текущие и тактические планы. В их функции входит также анализ внешней и внутренней среды предприятия, составление прогнозов развития своих подразделений, расчет и оценка необходимых ресурсов, плановых показателей и т.д. Центральным звеном в системе планирования является плановая служба.

Руководство планово-экономических служб предприятий осуществляют общие, научные, методологические и другие главные функции по управлению всей текущей и перспективной плановой деятельностью. Персонал службы планирования совместно с высшим руководством принимает участие в разработке стратегии предприятия, выборе и обосновании экономических целей, создании необходимой нормативной базы, анализе и оценке плановых и фактических результатов конечной деятельности.

В планировании своей деятельности участвуют все службы предприятия, как производственные, так и функциональные. В цехах и отделах организуются планово-экономические бюро или профессиональные группы. Структура планово-экономических служб предприятия зависит от размеров производства, характеристики продукции, положения на рынке, формы собственности и т.д.

8. Сущность стратегического планирования. Этапы разработки СП и их содержание

Стратегическое планирование (СП) является инструментом, с помощью которого формируется система целей функционирования предприятия и объединяются усилия всего коллектива по ее достижению. Важнейшая задача – обеспечить нововведения, необходимые для жизнедеятельности предприятия. Этапы разработки стратегического плана:

1. Определение миссии предприятия – устанавливается смысл существования предприятия, его предназначения, роли и места в рыночной экономике. Миссия характеризует направление в бизнесе, на которое предприятие ориентируется исходя из рыночных потребностей, характеров потребителей, особенностей продукции и наличия конкурентных преимуществ и барьеров.

2. Формулирование целей и задач функционирования пред­приятия. Цели и задачи отражают уровень, на который необходимо вывести деятельность предприятия по обслуживанию потребителей. Они должны создать мотивацию для работников предприятия. Направления в выборе целей: • доходы предприятия; • эффективность (с/с, рентабельность, производительность, материалоемкость); • положение на рынке; • ресурсы предприятия (структура, величина, К-торская, Д-торская задолженность); • производственная мощность предприятия; • продукция; • организационные изменения; • качество работы с покупателями; • социальная деятельность пред-тия.

3. Анализ и оценка внешней среды – выделяют 2 уровня: 1) народно-хозяйственный: экономическая политика государства, политические процессы, природная среда и ресурсы, социальная и культурная среда, научно-технологический уровень; 2) отраслевой уровень: спрос на продукцию, предложение продукции или услуг, конкуренты.

4. Анализ внутренней среды предприятия позволяет определить внутренние возможности и потенциал, на которые может рассчитывать предприятие в конкурентной борьбе в процессе достижения своих целей. Внутренняя среда исследуется по следующим направлениям: исследования и разработки, оргструктура, производство, маркетинг, уровень издержек и финансовый результат.

5. Разработка и анализ стратегических альтернатив: Принимаются решения о том, как предприятие будет достигать своих целей и реализовывать корпоративную миссию.

9. Сущность стратегического планирования. Его особенности (достоинства и недостатки)

Стратегическое планирование (СП) является инструментом, с помощью которого формируется система целей функционирования предприятия и объединяются усилия всего коллектива по ее достижению. Важнейшая задача – обеспечить нововведения, необходимые для жизнедеятельности предприятия. Основное преимущество СП состоит в большей степени обоснованности плановых показателей, в большей вероятности реализации планируемых сценариев развития событий. СП представляется единственным способом формального прогнозирования будущих проблем и возможностей. Оно обеспечивает высшему руководству фирмы средства создания плана на длительный срок, дает основу для принятия решений, способствует снижению риска при принятии решений, обеспечивает интеграцию целей и задач всех структурных подразделений и исполнителей фирмы.

Особенности стратегического планирования: • должно дополняться текущим; • стратегические планы разрабатываются на совещаниях выс­шего руководства фирмы ежегодно; • годовая детализация стратегического плана осуществляется одновременно с разработкой годового финансового плана (бюджета); • большинство западных компаний считает, что механизм стратегического планирования должен быть усовершенствован.

Основное преимущество стратегического планирования состоит в управленческой обоснованности плановых показателей, рассчитанных на перспективу.

Недостатки: 1. СП не дает и не может дать в силу своей сущности детального описания картины будущего. 2. СП не имеет четкого алгоритма составления и реализации плана. Его описательная теория сводится к определенной философии или идеологии ведения бизнеса. 3. Процесс СП для своего осуществления требует значительных затрат ресурсов и времени по срав­нению с традиционным перспективным планированием. 4. Негативные последствия ошибок СП, как правило, гораздо серьезнее, чем в традиционном, перспективном. 5. СП должно быть дополнено механизмами реализации стратегического плана, т.е. эффект может дать не планирование, а стратегическое управление.

10. Виды целей в системе стратегического планирования предприятия

Цели – это параметры деятельности фирмы, достижение которых обусловлено ее миссией и на реализацию которых направлена ее хозяйственная деятельность; – это основа стратегии.

В стратегическом планировании цели: • служат исходной точкой планирования стратегии; • лежат в основе организации фирмы; • на целях базируется система мотивации фирмы; • служат базой при контроле и анализе производственно-хозяйственной деятельности. Существуют два типа целей:

долгосрочные – цели, реализуемые свыше пяти лет;

краткосрочные (текущие) – которые достигаются в течение 1–2 лет.

Иногда между долгосрочными и краткосрочными целями могут устанавливаться среднесрочные цели (1–5 лет).

Направления в выборе целей:

• доходы предприятия;

• эффективность (с/с, материалоемкость продукции, производительность и т.д.); • положение на рынке (доля рынка, объем продаж и т.д.);

• ресурсы предприятия (структура и величина капитала, кредиторская и дебиторская задолженность и т.д.);

• производственная мощность предприятия;

• продукция (номенклатура (ассортимент), показатели качества и т.п.);

• организационные изменения (касающиеся штатного расписания, производственной структуры, функциональных обязанностей работников и т.д.);

• качество работ с покупателями (скорость обслуживания, число жалоб, количество претензий и рекламаций и т.д.);

• социальная деятельность предприятия (благотворительная деятельность, защита окружающей среды и т.п.);

• потребности сотрудников (оплата труда, условия труда и отдыха).
11. Сущность стратегического планирования. Типы и элементы стратегии

Стратегическое планирование (СП) является инструментом, с помощью которого формируется система целей функционирования предприятия и объединяются усилия всего коллектива по ее достижению. Важнейшая задача – обеспечить нововведения, необходимые для жизнедеятельности предприятия. Типы стратегии:

1. Стратегии концентрированного (ограниченного) роста – относятся те стратегии, которые связаны с изменением продукта или рынка и не затрагивают отрасль, технологию, положение фирмы внутри отрасли: стратегия развития продукта, стратегия усиления позиции на рынке, стратегия развития рынка.

2. Стратегия интегрированного роста реализуется путем ежегодного значительного повышения темпов увеличения продаж по сравнению с предшествующим периодом. Стратегии: 1) стратегия обратной вертикальной интеграции – устанавливает контроль за поставщиками; 2) стратегия предшествующей вертикальной интеграции – устанавливает контроль за реализатором продукции.

3. Стратегии диверсифицированного роста реализуются в том случае, если фирмы не могут развиваться на данном рынке с данным продуктом в данной отрасли: 1) стратегия концентрической диверсификации – производство новых продуктов на базе существующего бизнеса; 2) стратегия горизонтальной диверсификации – рост на существующем рынке за счет освоения новой продукции, требующей технологии, отличной от используемой; 3) стратегия конгломератной диверсификации – расширение за счет произв-ва изделий по новым технологиям и реализация их на новых рынках.

4. Стратегия сокращения оправдана, когда необходима реструктуризация после длительного периода роста или в связи с необходимостью повышения эффективности в периоды спада: 1) стратегия ликвидации – применяется в случае невозможности дальнейшего веде­ния дела; 2) стратегия быстрого успеха – применяется в бесперспективном бизнесе; 3) стратегия сокращения расходов – уменьшение издержек и проведение мероприятий по сокращению затрат на ведение дела.

Предприятие может одновременно применять несколько стратегий. Причем они могут реализовываться как параллельно, так и последовательно.

12. Содержание и функции тактического планирования. Требования, предъявляемые к тактическому плану

Тактическое планирование (ТП) содержит сведения о распределении ресурсов для достижения стратегических целей. ТП является средством реализации стратегических планов. Если основная цель стратегического плана заключается в том, чтобы определить, чего хочет добиться предприятие в перспективе, то ТП должно ответить на вопрос, как предприятие может достичь такого состояния. ТП охватывает краткосрочный и среднесрочный периоды. В результате ТП составляется план экономического и социального развития предприятия, представляющий программу производственной, хозяйственной и социальной деятельности предприятия на соответствующий период.

Функции тактического планирования: прогнозирование, координация, контроль.

Для координации плана используются подходы: • планирование важнейших ресурсов и объектов; • применяются различные методы для обоснования плановых решений; • проверка согласованности плана должна осуществляться на протяжении всего процесса планирования.

Тактический план представляет собой развернутую программу всей производственной, хозяйственной и социальной деятельности коллектива предприятия, направленную на выполнение заданий стратегического плана при наиболее полном рациональном использовании ресурсов.

Требования, предъявляемые к ТП: • гибкость плана (легкое изменение); • полнота планирования (учет всех факторов, влияющих на эффективность и результативность плана); • поддержка со стороны высшего руководства; • комплексность планирования (связь со стратегическими и оперативно-календарными планами); • ответственность за разработку и выполнение планов; • приоритет текущих решений над планом; • точность, ясность, лаконичность плана; • участие исполнителей в разработке плана.

13. Структура тактического плана предприятия, содержание его разделов

Тактический план представляет собой развернутую программу всей производственной, хозяйственной и социальной деятельности коллектива предприятия, направленную на выполнение заданий стратегического плана при наиболее полном рациональном использовании ресурсов.

Состав разделов тактического плана зависит от специфики и отраслевой принадлежности предприятия, сложившихся на нем методов управления, традиций, управленческой культуры, состояния экономики, рыночной конъюнктуры и т.д.

Разделы тактического плана расширенный вариант (сокращенный): 1) экономическая эффективность производства; 2) нормы и нормативы; 3) производство и реализация продукции; 4) материально-техническое обеспечение производства; 5) персонал и оплата труда; 6) издержки производства; 7) инновации; 8) инвестиции; 9) экология; 10) социальное развитие; 11) фонды специального назначения; 12) финансовый план.

Основу тактического плана составляют стратегический план и портфель заказов предприятия, сформированный на планируемый период. На базе СП разрабатывается план инноваций, а на базе портфеля заказов – план производства и реализации продукции. Структура тактического плана:

Раздел производства: определение оптимального объема продукции.

Раздел материально-технического обеспечение производства: потребность в материально-технических ресурсах.

Раздел по персоналу и оплате труда: устанавливает потребность в персонале и средствах на оплату труда предприятия.

Раздел издержки производства: составление планов себестоимости продукции, смет затрат, расчет рентабельности выпускаемой продукции.

Раздел инновации: внедрение достижений науки и техники, повышение качества и продукции.

Раздел инвестиции: план привлечение инвестиций.

Раздел социального развития коллектива: улучшение условий труда, укрепление здоровья.

Раздел финансовый план: определяет конечные цели деятельности предприятия (баланс).

14. Сущность текущего плана и порядок его разработки

Текущий план – это план, где увязаны все направления деятельности предприятия (производство, сбыт, исследования и разработки, снабжение, маркетинг, финансовый учет и др.) и работа всех его структурных подразделений (филиалов, цехов, участков) на текущий финансовый год. Текущее (тактическое) планирование должно обес­печивать достаточный уровень платежеспособности и соответствую­щую ликвидность ресурсов организации, а также создавать условия для экономического роста на базе добавленной стоимости. Однако достижение основных целей текущего планирования должно осуществляться в рамках решения стратегических задач.

При составлении тактического плана (ТП) проводятся:

• анализ выполнения плана за предшествующий период, где внимание уделяется выявлению резервов производства, повышению производительности труда, улучшению качества и конкурентоспособности новой техники.

• сбор предложений работников предприятия по повышению эффективности работы.

• изучение мероприятий и обоснование плановых решений по всем разделам ТП.

ТП обычно разрабатывается в нескольких вариантах, для того чтобы выбрать лучший. ТП разрабатывается в два этапа. 1-й подготовительный этап начинается за 6-7 месяцев до начала планируемого года: проводятся маркетинговые исследования, изучается потребность в изготовляемой продукции, ее качество, ассортимент и конкурентоспособность; на основе полученных данных составляют проект плана и дают обоснование его ключевых показателей. На данном этапе важная роль отводится работе, которая заключается в сборе, обобщении и анализе исходной информации. На 2-м этапе разрабатывается окончательный вариант плана, в котором рассчитываются все показатели работы предприятия.

После разработки разделов плана производится их взаимная увязка, а при необходимости – корректировка по ресурсам и срокам выполнения запланированных мероприятий.

15. Роль норматива в тактическом планировании предприятия. Их классификация и методы разработки

Качество разрабатываемых на предприятии планов зависит от используемых норм и нормативов.

Норма – максимально допустимая величина расхода i-го ресурса на производство единицы продукции или выполнение определённого объёма работы установленного качества, на определённую дату или в соответствующем периоде времени.

Норматив – показатель, характеризующий относительную или удельную величину i-го ресурса на единицу объёма продукции, площади, веса и т.д.

Нормы и нормативы являются обязательными при планировании деятельности предприятия. Разработка тактического плана должна осуществляться на основе прогрессивных, технически и экономически обоснованных норм и нормативов. Разрабатываемые в данном разделе плана нормы и нормативы систематизируются по видам, изделиям и направлениям.

С помощью норм и нормативов регламентируются связи между структурными подразделениями предприятия, устанавливаются научно обоснованные пропорции в производстве и распределении производимой продукции и получаемого дохода, осуществляется контроль за уровнем затрат на производство и сбыт продукции.

Виды норм и нормативов: 1) нормативы трудовые; 2) нормативы расхода сырья, материалов, топлива; 3) нормативы использования машин, оборудования и т.д.; 4) нормы производственной организации (длительности цикла производства и т. д.); 5) социально-экономические нормы и нормативы.

Классификация норм: 1) по степени детализации: • специфицированные; • сводные; 2) по методу разработки: • расчетно-аналитические; • опытные; • опытно-статистические.

Методы разработки норм и нормативов: • метод научного обоснования; • аналитически-расчетный метод; • аналитически-исследовательский; • экспериментальный (опытный) метод; • отчетно-статистический метод.

16. Цель и задачи планирования маркетинга. Средства маркетинга. Структура плана маркетинга и содержание его элементов

План маркетинга – комплекс мероприятий, направленных на выявление потребностей рынка, информирование клиентов (заказчиков) о возможностях фирмы по удовлетворению их потребностей, установление каналов сбыта и продвижения товаров, ценовых диапазонов в зависимости от принятой стратегии фирмы, заключение договоров о поставках товаров.

План маркетинга решает ряд задач: 1) позволяет четко сформулировать идею проекта (компании, продукта); 2) объединяет цели, задачи и идею в единую систему и доносит эту систему до исполнителей проекта – сотрудников компании; 3) устанавливает цели компании, их сроки и предоставляет инструмент контроля достижения целей; 4) организовывает работу всей компании; 5) обеспечивает точность принятия решений, снижает вероятность ошибок; 6) эффективно распределяет ресурсы компании: трудовые ресурсы, финансовые, временные и т.п.; 7) стимулирует сотрудник к эффективной деятельности, повышает производительность.

К средствам маркетинга относятся: • маркетинговые исследования рынка, позволяющие оценить состояние и выявить возможные направления (сегменты) проникновения на рынок; • личная продажа, т.е. осуществление сбытовой деятельности представителями фирмы путём непосредственного (прямого) общения с перспективным покупателем (потребителем); • способы продвижения товаров на рынок (демонстрации, ярмарки, выставки, презентации, конкурсы, викторины, экскурсии, дегустации и т.п.); • рекламные мероприятия (товарные, фирменные); • организация общественного мнения; • формирование каналов сбыта (организация торговой сети).

Структурно содержание плана маркетинга состоит из следующих разделов: • основные итоги деятельности за предыдущий период; • анализ и прогноз развития экономики и целевого рынка; • выдвигаемые цели преимущественно в количественном выражении с выделением главной цели; • стратегии поведения предприятия на рыночных сегментах; • мероприятия товарной, ценовой, сбытовой и коммуникационной политик с указанием ответственных исполнителей и сроков выполнения.

17. Этапы формирования плана маркетинга их содержание. Методика оценки эффективности плана маркетинга

Разрабатывать план маркетинга необходимо на основе маркетинговых исследований и аналитических разработок.

Этапы формирования плана маркетинга (ПМ):

1. Анализ текущей ситуации на рынке и прогноз дальнейшей динамики: анализ прошлой деятельности предприятия, должен также содержать описание новых возможностей и перспектив, открывающихся в связи с выпуском предлагаемой продукции.

2. Постановка задач с учетом ограничений и воздействующих факторов.

3. Выбор целевых показателей (измеряемых).

4. Разработка ПМ с учетом стратегии предприятия.

5. Анализ возможностей обеспечения всеми видами ресурсов, для выполнения программы.

6. Формирование и утверждение ПМ (сроки, ответственные лица).

7. Разработка механизма организации сопровождения и контроля ПМ.

8. Организация выполнения плана и внесение корректировок.

9. Анализ реализации и оценки эффективности плана.

Как и для любого другого вида планирования, необходим анализ данных фактически истекшего периода. По каждому отдельному виду продукции анализируются мероприятия по продвижению и полученный результат, на основе чего выбираются наиболее перспективные направления.

Для получения наилучшего результата маркетинговый план должен быть гибким, т. е. реагировать на любое изменение рыночной конъюнктуры. Кроме того, он должен быть неразрывно связан с системой управления предприятием.
18. Процедура планирования сбыта и рекламной деятельности предприятия

Планирование сбыта включает: • изучение внешних и внутренних условий; определение целей; • разработку прогнозов конъюнктуры и спроса; • подготовку прогнозов реализации товаров; • составление планов поставок готовой продукции; • планирование оптимальных хозяйственных связей; • выбор каналов распределения товара; • планирование дополнительных услуг, внешнеторговых операции, рекламной деятельности; • составление сметы расходов на управление сбытом и распределением, планирование доходности.

Для правильной ориентации покупателей в многообразии товаров, особенно принципиально новых, необходима объективная информация об их потребительских характеристиках, а также о местах и формах продажи, т.е. реклама товаров и услуг.

С помощью рекламы повышается информированность населения, увеличивается число покупок, усиливается ее воздействие на формирование потребностей и спроса.

Разработка плана рекламных мероприятий осуществляется в несколько этапов: на І – устанавливаются объекты воздействия – сегменты рынка и типы потребителей; на ІІ – формируется информационное обеспечение плана; на ІІІ – определяются конкретные средства распространения рекламы в их оптимальном сочетании: газеты, журналы общего назначения, отраслевые и специальные журналы, радио, телевидение, рекламные ролики, рекламные щиты, каталоги, почтовая реклама, а так же определяются время и место использования рекламных средств, устанавливаются ответственные исполнители; на ІV общая сумма рекламных ассигнований распределяется по времени, а также в разрезе отдельных средств распространения рекламы каждого рекламируемого товара. Участие в выставках, просмотрах, демонстрациях, выставках опытных образцов, ярмарках, покупательских и пресс-конференциях позволяет реализовать коммуникативную функцию рекламы.

19. Цели и задачи планирования продаж. Технология обоснования плановых решений по объёму продаж. Содержание её этапов

Планирование продаж – непрерывный процесс, начинающийся в момент зарождения идеи нового товара, продолжающийся в течение всего его жизненного цикла и заканчивающийся снятием его с пр-ва.

Цель планирования продаж – своевременно предложить покупателям такую номенклатуру товаров и услуг, которая бы соответствовала целям, профилю и производственной деятельности предприятия и более полно удовлетворяла потребности.

Задачи планирования продаж: • определение существующих и перспективных потребностей покупателей; • оценка продукции предприятия с позиции покупателя; • оценка конкурирующих изделий; • прогнозирование возможных объемов продаж продукции, цен, с/с и рентабельности.

План реализации (продажи) продукции и услуг формируется на основе договоров с потребителями, с поставщиками материалов, заготовок, п/фабрикатов, комплектующих изделий.

На основе плана продаж осуществляется планирование производственной программы предприятия, подготовка сырья, материалов, комплектующих. В плановый объем реализуемой продукции Nреал включают = готовые изделия основной продукции Nосн + запасные части, если они не входят в комплект изделия Nзап + полуфабрикаты собственного производства Nnф + продукцию вспомогательных производств Nвсп, реализуемую другим предприятиям + услугу промышленного характера другим пред-тиям и непромышленным хозяйствам своего пред-тия (поставка энергии, горячей воды и т. д.) Nусл.

Процесс принятия решений по объему продаж можно представить по этапам:

1) исследование конъюнктуры рынка: • анализ объема продаж за прошедший период; • сегментация рынка; • выбор целевого сегмента; • определение емкости рынка; • прогноз развития рынка;

2) формирование ассортимента;

3) планирование, освоение новых видов продукции;

4) оценка конкурентоспособности товара;

5) планирование цены;

6) прогнозирование объема продаж.

20. Содержание этапов планирования ассортимента продукции предприятия: формирование структуры ассортимента, планирование освоения новых изделий

Важнейшим фактором, определяющим уровень и рентабельность продаж, является соответствие ассортимента и номенклатуры продукции запросам потребителей.

Номенклатура – укрупненный перечень выпускаемой предприятием продукции.

Ассортимент – детализация выпускаемой продукции на виды, типы, сорта, фасоны, рисунки.

Номенклатура и ассортимент характеризуются: глубиной, широтой.

Планирование ассортимента основано на жизненном цикле товара. ЖЦТ состоит из двух периодов: освоения производства и рыночного периода. Рыночный период ЖЦТ состоит из четырех фаз: внедрение, рост, зрелость, спад.

Задачи при планировании ассортимента: • уменьшение периода внедрения; • увеличение ЖЦТ.

Вероятность неудачи новой продукции – это фактор, сопровождающий процесс освоения новых изделий. Причины неудач новой продукции: • неизученность рынка; • недостаточные усилия маркетинга; • более высокие издержки, чем предполагалось; • конкуренция; • дефекты самого продукта; • слабость подразделения сбыта.

Основной фактор успеха – наличие на предприятии эффективной системы планирования, охватывающей все стадии разработки продукта.

Этапы разработки нового продукта: 1) разработка идей; 2) отбор идей; 3) анализ конъюнктуры рынка; 4) научно-техническая разработка; 5) испытания; 6) освоение рынка.

21. Планирование цены: технология и методы

Цена на товар складывается под влиянием спроса и предложения. Однако не исключается участия государственного регулирования цен на отдел виды товаров.

Технология планирования цены:

1. Выявление ценообразующих факторов: • субъективных: рыночная среда, потребители, государство; • объективных: НТП, инфляция, затраты на энергоресурсы.

2. Постановка целей планирования цены: • выживание; • лидерство на рынке; • максимизация прибыли; • лидерство в качестве товара.

3. Выбор метода ценообразования.

4. Разработка ценовой стратегии и определение цены. Ценовая стратегия – это комплекс средств и методов, с помощью которых реализуются цели ценообразования. Она позволяет выбрать динамику изменения исходной цены товара в условиях рынка. Ценовая стратегия зависит от степени новизны товара. Стратегии ценообразования новых товаров (базо­вые): проникновения на рынок и "снятия сливок". При планировании цены используются методы:

на основе издержек (цена товара образуется путем добавления наценки к с/с товара);

с ориентацией на уровень конкуренции (чем ниже конкуренция, тем выше цена и на оборот). В основе метода лежит уровень цен конкурентов, но цена находится ниже уровня издержек;

с ориентацией на спрос (цены устанавливается в зависимости от спроса на данный товар);

параметрические методы (зависимость цены от различных параметров изделия, важнейшее место среди которых занимают показатели качества):, где Ц – искомая цена, П, Пб – значения параметра изделия, Цб – цена базового изделия.

22. План производства продукции, его содержание и показатели

Важнейшим разделом тактического плана предприятия является план производства и реализации продукции, или производственная программа.

Производственная программа (ПП) определяет необходимый объем производства продукции в плановом периоде, соответствующий номенклатуре, ассортименту и качеству. ПП состоит из двух разделов:

1. План производства продукции в натуральном (условно-натуральном) выражении содержит показатели выпуска продукции определенной номенклатуры, ассортимента и качества изделий в физических единицах.

2. План производства в стоимостном выражении содержит показатели: • товарная продукция (стоимость всей продукции, изготовленной предприятием для реализации);

• валовая продукция – стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ;

• чистая продукция – вновь созданная на предприятии стоимость;

• условно-чистая продукция в отличие от чистой содержит амортизацию;

• незавершенное производство.

План производства содержит в себе показатели производства и реализации продукции с разбивкой на номенклатуру, ассортимент и качество по календарным периодам.

Целью данного вида плана является соблюдение договорных сроков по поставке продукции с учетом имеющихся в распоряжении предприятия ресурсов.

План производства разрабатывается в следующем составе:

• производство и реализация продукции в натуральном и стоимостном выражении;

• изменение остатков готовой нереализованной продукции;

• баланс производственных мощностей и их использование.

23. Производственная программа предприятия, алгоритм её разработки

Производственная программа (ПП) определяет необходимый объем производства продукции в плановом периоде, соответствующий номенклатуре, ассортименту и качеству. Она обуславливает задание по вводу в действие новых производственных мощностей (ПМ), потребностей материально-сырьевых ресурсов, численности персонала.

ПП разрабатывают экономические службы на основании информации, представленной отделом маркетинга и производственно-диспетчерским отделом. ПП формируется на основе госзаказа (на конкурсной основе); заказов потребителей.

ПП предприятия рассчитывается на год с разбивкой заданий по кварталам, а квартальных – по месяцам. Алгоритм расчета производственной программы:

1. Анализируется портфель заказов. Выбираются представители продукции, занимающие наибольший удельный вес в портфеле заказов.

2. Производится перерасчет ассортимента портфеля заказов на один вид продукции, принятый в качестве представителя.

3. Анализируется использование среднегодовой производственной мощности в отчетном периоде: определяются достигнутый уровень использования ПМ, степень прогрессивности применяемой техники и технологии; степень использования оборудования и производственных площадей; достигнутый уровень организации производства и труда на предприятии.

4. Планируется увеличение коэффициента использования ПМ в планируемом периоде.

5. Определяется возможный выпуск продукции с действующих производственных мощностей.

6. Проект ПП сравнивается с ПМ по каждому изделию-представителю и выясняется, достаточно ли в наличии мощностей для выполнения объема продаж на плановый год.

7. После достижения баланса между ПМ и проектом программы дается экономическая оценка проекта плана производства.

После всестороннего анализа проект ПП утверждается и доводится до структурных подразделений предприятия.

24. Содержание анализа выполнения плана производства в процессе планирования производственной программы предприятия

Анализ объема производства начинается с исследования динамики товарной и валовой продукции, расчета базисных и цепных темпов роста и прироста. Анализ выполнения плана по ассортименту базируется на сравнении фактического и планового выпуска продукции по изделиям.

Для измерения ритмичности выпуска продукции используется коэффициент ритмичности, определяемый делением суммы фактически выпущенной продукции, которая засчитывается в выполнение плана, на плановый выпуск продукции за анализируемый промежуток времени (чем ритмичнее работает предприятие, тем выше должен быть коэффициент ритмичности).

Заканчивается анализ на данном этапе оценкой качества продукции, которая основывается на показателях: • обобщающих (удельный вес продукции – новой в общем вы­пуске, сертифицированной, конкурентоспособной); • единичных и комплексных, характеризующих свойства продукции (полезность, надежность, технологичность, эстетичность); • косвенных (потери от брака, штрафы и пени за некачественную продукцию, затраты на устранение рекламаций).

Всесторонний анализ выполнения плана производства продукции позволяет выявить резервы роста объемов производства и наметить мероприятия по их реализации.

Основными задачами анализа выполнения плана в отчетном и предшествующем плановому периодах являются следующие: • проверка выполнения плана выпуска и реализации продукции по всем стоимостным, натуральным, условно-натуральным и трудовым показателям; • изучение причин, положительно и отрицательно влияющих на выполнение плановых показателей; • выявление резервов дальнейшего роста и повышения эффективности производства; • разработка мероприятий по использованию резервов, • выявленных в ходе анализа и условий увеличения объема выпуска продукции и повышения ее качества; • установление календарных сроков внедрения отдельных мероприятий, назначение подразделений и должностных лиц, • ответственных за их выполнение, а также определение эффективности этих мероприятий.

25. Технология планирования выполнения производственной программы и содержание этапов

Производственная программа (ПП) – необходимый объем производства продукции в плановом периоде, соответствующий номенклатуре, ассортименту и качеству.

Производственная программа является первоначальным этапом при разработке бизнес-плана предприятия. Именно с нее начинается планирование финансово-хозяйственной деятельности.

ПП предприятия формируется так, чтобы обеспечить выполнение плана продаж в конкретном периоде с учетом имеющихся производственных возможностей.

Предметом планирования выполнения производственной программы являются метод изготовления и тип производства. Основная задача данного этапа состоит в том, чтобы задания производственной программы предприятия довести до всех структурных подразде­лений (корпусов, цехов, участков, рабочих мест) и организовать их выполнение. Эта задача решается средствами оперативно-календарного планирования, которое является неотъемлемой частью тактического планирования предприятия.

Производственную программу разрабатывают экономические службы на основании информации, представленной отделом маркетинга и производственно-диспетчерским отделом.

Планирование выполнения производственной программы вклю­чает следующие этапы:

26. Задачи и содержание (структура) плана материально-технического обеспечения производства. Исходные данные для разработки плана МТО

Цель материально-технического обеспечения (МТО) – оптимизация потребностей предприятия в материально-технических ресурсах.

Задачей плана МТО является определение оптимальной потребности предприятия в материальных ресурсах для осуществления производственно-хозяйственной и коммерческой деятельности.

Задачи: • своевременное и полное удовлетворение потребностей в ресурсах; • согласование календарных сроков поступления материалов со сроками запуска их в производство; • обеспечение необходимой номенклатуры и качества материальных ресурсов; • осуществление оптимального управления запасами ресурсов.

Приобретение ресурсов осуществляется по прямым договорам, в оптовой торговле через посредников. Служба МТО изучает рынок сырья и материалов с целью возможности закупок более дешевых ресурсов.

План МТО составляется в натуральном и стоимостном выражении на год с разбивкой по кварталам. Планирование МТО осуществляется в 4 этапа:

1. Расчет потребности в отдельных видах ресурсов.

2. Анализ эффективности использования ресурсов.

3. Изучение рынка сырья и материалов.

4. Составление плана закупок материальных ресурсов.

Исходные данные для разработки плана МТО: • намеченные объемы производства продукции; • объемы работ по техническому и органи­зационному развитию, капитальному строительству; • нормы и нормативы расхода материалов, топлива, энергии; • нормативы переходящих запасов на начало и конец планируемого года.

27. Планирование закупок материальных ресурсов в процессе планирования материально-технического обеспечения предприятия

План закупок МР нужен для рациональной закупки материальных ресурсов, чтобы производство получало их по мере необходимости. Рационально закупить материальные ресурсы – значит приобрести их нужного качества, в нужном количестве, в требуемое время, у надежного поставщика и по приемлемой цене. Различаются два метода установления потребности в материальных ресурсах: 1) на плановой основе; 2) на основе расхода материалов прошлых периодов.

При расчете объема закупок учитываются остатки материалов на складе, а также заказанные поставщику, но не поступившие материалы. Разработка плана закупок завершается составлением бюджета снабжения предприятия.

Расчёт годовой потребности в материалах на производство продукции производится путём умножения количества изделий на норму расхода материалов на единицу продукции (деталь, изделие): , где Пм – потребность в каком либо материале на производственную программу, кг., т., м.; п – число позиций номенклатуры, для которого используется данный вид и сорт материала; Nj – годовая программа выпуска (запуска) j-го вида изделия, шт.; mij – норма расхода i-го материала на единицу j-ой продукции, кг., т., м.

Потребность во вспомогательных материалах, необходимых для осуществления техпроцессов, определяется на основе производственной программы и установленных норм расхода на принятые расчётные единицы измерения. Укрупнено эта потребность определяется: , где Пф – фактическое количество расхода данного вида материала за предыдущий период; N1 – объём производства продукции в планируемом периоде; N0 – объём производства в предшествующем периоде.

Расчёт потребности в электрической и тепловой энергии на технологические нужды производится на основе планируемых объёмов производства и норм расхода энергии.

28. Задача и структура плана по труду и персоналу. Взаимосвязь плана по труду и персоналу с другими разделами тактического плана предприятия

Планирование потребности предприятия в персонале осуществляется в плане по труду и персоналу. Цель разработки плана по труду: определение рациональной потребности в персонале и обеспечение эффективного его использования в планируемом периоде.

Задачи плана по труду и персоналу: • создание здорового работоспособного коллектива; • формирование оптимальной половозрастной структуры и квалификационной структуры трудового коллектива предприятия; • подготовка, переподготовка, повышение квалификации работников; • совершенствование организации труда; • стимулирование труда; • создание благоприятных условий труда и отдыха для персонала; • повышение производительности и качества труда; • обеспечение оптимального соотношения между численностью персонала, з/платой и т.д.; • ротация персонала (приём, увольнение, перевод на др. работу); • оптимизация средств на содержание персонала и т.д.

План по труду и персоналу включает 3 раздела:

1. План по труду: расчет производительности труда.

2. План по численности: включает численность и структуру персонала.

3. План по з/плате: фонд оплаты труда, средняя з/пл. и т.д.

Взаимосвязь: План по труду и персоналу разрабатывается на основе плана производства и реализации продукции, поскольку численность персонала напрямую связана с объемами выпускаемой продукции и оказываемых услуг. В то же время потребность в персонале зависит от степени обоснованности применяемых на предприятии норм и нормативов времени, обслуживания, численности, управляемости и эффективности, что находит свое отражение в соответствующем разделе тактического плана. Финансовый план определяет размер средств, направляемых на оплату труда, и влияет на величину затрат на содержание, персонала. План инноваций фирмы содержит мероприятия по совершенствованию организации труда. На основе этого раздела тактического плана формируются требования к квалификационно-профессиональному уровню персонала.

29. Алгоритм планирования потребности в персонале. Содержание его этапов

Расчет потребности в персонале необходимо производить в разрезе категорий работающих. Все работники фирмы подразделяются на две группы: • промышленно-производственный персонал (персонал основной деятельности); • персонал непромышленных организаций, состоящих на балансе фирмы (персонал неосновной деятельности).

В состав промышленно-производственного персонала (ППП) входят следующие категории работников: • рабочие (основные и вспомогательные); • служащие (руководители, специалисты и технические исполнители); • ученики; • обслуживающий персонал.

К непромышленному персоналу относятся работники, занятые в учреждениях и организациях, состоящих на балансе предприятия, но не производящих продукцию, работы, относящиеся к основной деятельности.

При планировании численности работников фирмы следует различать явочную, списочную и среднесписочную.

При планировании показатели численности определяются по среднесписочной численности.

В процессе планиро­вания персонала выполняются следующие плановые расчеты: • анализируется выполнение плана по труду и численности за предшествующий период; • рассчитываются плановые показатели производительности труда; • определяется нормативная трудоемкость изготовления единицы продукции, работ и товарного выпуска; • рассчитывается плановый баланс рабочего времени одного ра­ботающего; • рассчитывается потребность в персонале, его плановая структура и движение.

Обеспеченность фирмы трудовыми ресурсами определяется сравне­нием фактического количества работников в базисном периоде по категориям и профессиям с плановой потребностью.

30. Задачи и технология планирования средств на оплату труда. Содержания этапов. Состав планового фонда заработной платы

Цель планирования средств на оплату труда – определение оптимального размера фонда заработной платы, исходя из планируемой результативности хозяйственной деятельности предприятия.

Задачи:

• выбор форм и систем оплаты труда, соответствующих стратегии и тактики развития предприятия;

• определение нормируемой величины расходов на оплату труда, включаемых в себестоимость продукции;

• расчёт величины чистой прибыли, направляемой на оплату труда;

• расчёт средней заработной платы работников предприятия;

• определение и поддержание на запланированном уровне соотношения между заработной платой, производительностью и фондовооружённостью труда;

• расчёт налогов и отчислений, установленных в зависимости от величины фонда заработной платы.

В конечном счете, механизм планирования оплаты труда должен обеспечить решение следующих задач:

• воспроизводство рабочей силы;

• создание стимулов для повышения количества и качества труда в плановом периоде;

• обеспечение роста средней заработной платы и качества жизни работников предприятия;

• обеспечение рационального соотношения в оплате труда работников различных категорий;

• сокращение текучести кадров.

31. Планирование ФОТ. Содержание этапов процесса: выбор форм и систем оплаты труда, выбор метода определения планового ФОТ, расчет величины планового ФОТ

В процессе планирования фонда оплаты труда необходимо решить следующие задачи: • выбрать формы и системы заработной платы, в наибольшей мере соответствующие установкам стратегического и тактического плана; • выбрать методы определения планового фонда оплаты труда; • рассчитать величину планового фонда оплаты труда.

На большинстве предприятий используют две основные формы оплаты труда: повременная и сдельная. Каждая из них имеет свои системы.

Системы сдельной оплаты труда: • прямая сдельная; • косвенно-сдельная; • сдельно-прогрессивная; • аккордно-сдельная: размер заработной платы устанавливается за весь объем работ в целом, а не за каждую отдельную операцию или изделие; • сдельно-премиальная.

Системы повременной оплаты труда: • простая повременная; • повременно-премиальная; • повременно-премиальная.

Методы определения планового фонда оплаты труда: • по достигнутому уровню базового фонда оплаты труда; • на основе средней заработной платы; • нормативный; • поэлементный (прямого счета).

Общий плановый фонд оплаты труда рабочих (ФОТр) рассчитывается как сумма прямого сдельного фонда (ФОТсд), прямого тарифного фонда (ФОТт), премиального фонда (ФОТпр), выплат компенсирующего характера (ФОТк), включая доплаты за ночное время работы (ФОТнч); работу в праздничные дни (ФОТпд); сверхурочную работу (ФОТсу); работу в многосменном режиме (ФОТмр); работу в тяжелых, вредных, особо вредных условиях труда (ФОТвр); руководство бригадой (ФОТбр); обучение учеников (ФОТу); функции резервных рабочих (ФОТРР); совмещение профессий (ФОТсп); межразрядную разницу (ФОТмр); выполнение гособязанностей (ФОТго); выслугу лет (ФОТвл); доплату подросткам (ФОТплч); кормящим матерям (ФОТкм), а также оплату выходных пособий (ФОТвп), учебных отпусков (ФОТоб), очередных v дополнительных отпусков (ФОТотп) и прочие выплаты, предусмотренные законодательством.

32. Структура и планирование фонда заработной платы

Фонд заработной платы представляет общую сумму средств в денежной форме, предназначенных для распределения между работниками предприятия. При этом определяются тарифный, часовой, дневной и месячный фонды заработной платы.

Фонд тарифной заработной платы (ФL) включает зарплату, начисляемую за фактически отработанное время по основным тарифным ставкам или простым сдельным расценкам.

Фонд часовой заработной платы ФLчас включает фонд тарифной заработной платы и доплаты: по премиальным и прогрессивным системам оплаты труда, за работу в ночное время, не освобожденным бригадирам за руководство бригадой, за обучение учеников. В отчетные данные включается также доплата за отклонение от установленных технологических условий.

Фонд дневной заработной платы ФLдн включает фонд часовой заработной платы и доплаты до полного дня работы: подросткам за сокращенный рабочий день, кормящим материалами. В отчетные данные включаются доплаты за сверхурочные часы работы и оплата внутрисменных простоев.

Фонд месячной (годовой) заработной платы ФLмес включает фонд дневной заработной платы и доплаты оплата отпусков и компенсаций за отпуск, оплата времени, затраченного на выполнение государственных и общественных обязанностей, зарплата работникам, командированным на учебу или стажировку на другие предприятия, выплаты за выслугу лет, оплата льготных коммунальных услуг. В отчетные данные включается оплата целодневных простоев.

Уровень заработной платы на предприятии характеризуются показатели: среднечасовой Lср.ч. (руб./чел.ч), среднедневной Lср.дн(руб./чел.день), среднемесячной Lср.мес(руб./чел.мес) и среднегодовой Lср.г(руб./чел.год) заработной платы: ;; ; , где , , – годовой действительный фонд времени одного работающего соответственно в часах, днях, месяцах.

33. Задачи планирования издержек предприятия. Структура плана по издержкам. Технология планирования издержек

Цель планирования издержек – оптимизация текущих затрат предприятия, обеспечивающая необходимые темпы роста прибыли и рентабельности на основе рационального использования денежных, трудовых и материальных ресурсов.

При планировании издержек должны быть решены задачи: • выполнен анализ стоимостных показателей производственной деятельности предприятия в целом и отдельных его подразделений; • выявлены возможности и уточнены размеры снижения с/с продукции в планируемом году по сравнению с предшествующим периодом; • составлены калькуляции с/с основных видов выпускаемой продукции; • выявлены нецелесообразные затраты и разработаны меры по их ликвидации; • определена рентабельность видов выпускаемой продукции и производства; • оценено влияние на с/с, прибыль и рентабельность увеличения затрат на освоение производства новой продукции; • создана база для разработки оптовых или розничных цен; • разработаны меры по совершенствованию хозрасчетных взаимоотношений между производственными подразделениями предприятия.

Исходными данными для разработки плана по издержкам являются: установленные тактическим планом размеры прибыли, а также уровень рентабельности производства или задания по снижению себестоимости продукции; показатели производства и реализации продукции; эффективность мероприятий по разделу тактического плана инноваций; прогрессивные нормы и нормативы соответствующего раздела тактического плана; показатели плана материально-технического обеспечения производства; прейскуранты цен; данные об использовании основных фондов и размерах амортизационных отчислений; показатели плана по труду и кадрам; объем работ по подготовке производства, освоению и внедрению новой техники, объем производства новой техники и т.д.

34. Расчет плановых калькуляций с/с продукции: объекты калькулирования, виды калькуляций, перечень калькуляционных статей и методика их расчета

Расчет издержек на производство отдельных видов работ и всей выпускаемой продукции называется калькулированием или калькуляцией себестоимости.

Обоснованность плановой калькуляции во многом зависит от объекта калькулирования, который соответствует, как правило, единицам измерения конкретных видов продукции, принятым на предприятии.

Объекты калькулирования: калькуляции на отдельные узлы или детали, калькуляции на заказ, попередельные (пофазные) калькуляции.

Калькуляции могут быть сметные, плановые и отчетные.

Плановая калькуляция себестоимости отдельных видов продукции представляет собой расчет затрат по калькуляционным статьям расходов на производство единицы соответствующего вида продукции или услуг в планируемом периоде. Плановые калькуляции (годовые, квартальные, месячные) учитывают условия производства конкретного планового периода (действующие в нем плановые нормы затрат). Плановые калькуляции обычно составляются на все виды продукции, предусмотренные в годовом плане производства и реализации предприятия.

Статьи затрат: 1) сырье и материалы; 2) возвратные отходы (вычитаются); 3) топливо для технологических целей; 4) энергия для технологических целей; 5) основная заработная плата производственных рабочих; 6) дополнительная заработная плата производственных рабочих; 7) отчисления на социальные нужды; 8) расходы на подготовку и освоение производства; 9) расходы на содержание и эксплуатацию оборудования; 10) общепроизводственные расходы; 11) общехозяйственные расходы; 12) потери от брака (в пределах норм); 13) прочие производственные расходы; 14) внепроизводственные расходы.

Статьи расходов 1-10 образуют цеховую с/с изделия. Прибавив к ним статьи 11, 12 и 13, получим производственную с/с, а прибавив к последней статью 14 – полную с/с.

35. Сводная смета затрат на производство и реализацию продукции. Её содержание и порядок составления

Плановая смета затрат на производство продукции составляется с целью определения общей суммы всех плановых затрат предприятия (по экономическим элементам) и взаимной увязки плана себестоимости с другими разделами тактического плана.

Цели: расчет себестоимости валовой, товарной и реализованной продукции; определение и анализ структуры затрат на производство; проверка согласованности различных частей плана по издержкам; расчет нормативов оборотных средств и других экономических показателей работы предприятия.

Плановая смета затрат составляется по следующей структуре:

• материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов);

• расходы на оплату труда;

• амортизация основных фондов;

• отчисления на социальные нужды;

• прочие затраты.


36. Задачи и содержание финансового плана предприятия

Для осуществления контроля денежных потоков необходимо составление прогнозов на определенный период времени, в качестве такого прогноза и выступает финансовый план.

Финансовый план предприятия – это документ, отражающий объем поступления и расходования денежных средств, фиксирующий баланс доходов и направлений расходов предприятия, включая платежи в бюджет на планируемый период. Он составляется в виде баланса доходов и расходов. Весь финансовый план (как в доходной, так и в расходной его части) подразделяется на виды деятельности: текущая, инвестиционная, финансовая. Это необходимо для определения направления денежного потока.

Баланс доходов и расходов состоит из:

• доходы и поступления средств (балансовая прибыль; амортизационные отчисления; долгосрочный кредит; прочие доходы);

• расходы и отчисления средств. В разделе отражается использование финансовых ресурсов, т. е. денежные расходы предприятия, сгруппированные по видам деятельности. Основные статьи, включаемые в этот раздел: материально-технические расходы, заработная плата сотрудников, налоги и сборы, коммунальные платежи, расходы на аренду, ремонт основных производственных фондов, транспортные расходы, приобретение основных средств и нематериальных активов, погашение кредитов и займов, а также процентов, начисленных по долговым обязательствам, и т. д.;

Финансовый план составляется на основе следующих данных: • фактических данных бухгалтерского баланса на 1-е число планируемого периода; • показателей плана производства и реализации продукции; • сметы затрат на производство; • сметы затрат на содержание объектов социальной и бытовой сферы предприятия; • данных об объемах планируемых инвестиций; • расчетов отпускных цен; • норм амортизационных отчислений.

37. Методика разработки финансового плана предприятия

Основанием для составления любого финансового плана является информация, полученная от производственных служб. Это программа производства, смета предприятия, планируемая выручка, а также прогнозный финансовый результат. Это необходимо для составления подробного финансового плана, где будут отражены все статьи расходов предприятия, которые существуют на настоящий момент и те, которые могут возникнуть в будущих периодах.

Алгоритм составления финансового плана включает следующие этапы:

• анализ финансового положения предприятия;

• планирование доходов и поступлений;

• планирование расходов и отчислений;

• проверку финансового плана (баланс доходов и расходов).

Основные задачи анализа финансового положения предприятия:

• определение меры влияния различных факторов на финансовые результаты деятельности предприятия;

• оценка финансового положения предприятия;

• оценка работы предприятия и его структурных подразделений по выполнению показателей финансового плана;

• выявление резервов повышения рентабельности.

Источниками доходов и поступлений средств предприятия являются: прибыль; амортизационные отчисления; средства от продажи ценных бумаг; долгосрочные банковские кредиты; займы; пожертвования и благотворительные взносы.

38. Сущность и технология планирования стратегии

Стратегическое планирование является инструментом, с помощью которого формируется система целей функционирования предприятия, и объединяются усилия всего коллектива по ее достижению. Его важнейшая задача – обеспечить нововведения, необходимые для жизнедеятельности предприятия. Стратегическое планирование имеет свою технологию.

Процесс стратегического планирования включает следующие этапы: 1) определение миссии предприятия (фирмы); 2) формулирование целей и задач функционирования предприятия; 3) оценку и анализ внешней среды; 4) оценку и анализ внутренней структуры предприятия; 5) разработку и анализ стратегических альтернатив; 6) выбор стратегии.

Стратегическое планирование, направленное на решение кардинальных проблем, подкрепляется текущим планированием, которое обеспечивает достижение стратегических целей. Для любого предприятия вполне хватает проведения анализа рынка, технического уровня производства, анализа трудовых ресурсов и социальной сферы, анализа системы управления и финансового анализа за предшествующие 3-5 лет. Затем планируется проведение комплекса мероприятий по их достижению, определяющих в совокупности стратегию предприятия в области маркетинга, менеджмента, его техническую, кадровую и финансовую политику.

Разработка стратегии предприятия возможна как собственным персоналом предприятия, так и с помощью наемных специалистов.

Процесс стратегического планирования включает следующие этапы: оценку текущей стратегии; анализ портфеля продукции; выбор стратегии; оценку выбранной стратегии; разработку стратегического плана; разработку системы бизнес-планов.
39. Планирование хозяйственных рисков

Планирование и реализация стратегии происходят в условиях неопределенности, порождаемой изменчивостью внешней среды предприятия. Следовательно, в момент составления плана нет ясности и уверенности в том, что выбранная стратегическая альтернатива приведет к успеху, получению ожидаемого конечного результата. Здесь всегда присутствует опасность неудачи, непредвиденных потерь.

Под хозяйственным риском следует понимать угрозу, опасность возникновения ущерба в любых видах деятельности, связанных с производством продукции, товаров, услуг, их реализацией, товарно-денежными и финансовыми операциями, коммерцией, осуществлением социально-экономических и научно-технических программ.

Источником риска является неопределенность, под которой понимается отсутствие полной и достоверной информации, используемой при составлении и реализации плана. По этому признаку все плановые решения подразделяются на три группы: • принимаемые в условиях определенности; • принимаемые в условиях вероятностной определенности (основанные на риске); • принимаемые в условиях полной неопределенности (ненадежные).

Причинами хозяйственного риска могут быть: постановка ошибочной цели, неопределенность ситуации, ограниченность ресурсов, недостаточная квалификация персонала, противодействие партнеров по бизнесу, форс-мажорные обстоятельства, низкое качество товаров и услуг.

Процесс планирования риска позволяет сформировать полные перечень факторов риска, проранжировать возможные риски и смоделировать процесс реализации плана развития предприятия, оценить с определенной вероятностью последствия неблагоприятных ситуаций, запланировать меры снижения их воздействия и осуществлять корректировку плана в ходе его реализации.

1. Сущность планирования на предприятии. Особенности процесса планирования в условиях цикличности развития предприятия. Принципы планирования
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации