Курсовая работа - Управление инновационной деятельностью предприятия - файл n1.doc

Курсовая работа - Управление инновационной деятельностью предприятия
скачать (163.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc164kb.19.09.2012 12:51скачать

n1.doc



Самарский институт бизнеса и управления

Курсовая работа

по инновационному менеджменту

на тему:

Управление инновационной деятельностью предприятия

Самара

2009

Содержание


Введение 3

1. Процесс управления инновационной деятельностью предприятия 4

2. Анализ инновационной деятельности предприятия «Волжская энергетическая компания» 10

3. Инновационные предложения в управлении инновационной деятельности на предприятии «Волжская энергетическая компания» 14

4. Пути совершенствования инновационной деятельности ООО «Волжская энергетическая компания» 18

5. Анализ эффективности внедрения инновационных предложений в управлении инновационной деятельностью в ООО «Волжская энергетическая компания» 25

Заключение 28

Литература 29



Введение


Необходимость адаптации электроэнергетических компаний к функционированию в условиях рынка и изменяющимся условиям внешней среды, удовлетворения требований заинтересованных сторон (акционеров, регулятора, потребителей и других контрагентов), и, вместе с тем, достижения стратегических целей развития при наличии ограничений по всем видам ресурсов требует от них изменения подходов к управлению деятельностью компаний и применения современных управленческих концепций для совершенствования этой деятельности, прежде всего, в направление разработки и реализации стратегии [8, c.54].

В этом случае необходимо ориентироваться на создание конкурентно-ориентированной стратегии, которая позволит реализовать «потенциал успеха» электроэнергетической компании - специфические отличия и возможности компании по сравнению с конкурентами, позволяющие реализовать конкурентное преимущество (обеспечение необходимого уровня операционных затрат, надежности, имиджа, стоимости компании и т.д.).

С целью выявления, оценки и эффективной реализации «потенциалов успеха» для достижения стратегических целей бизнеса в рамках систем управления энергетическими компаниями необходимо формирование систем управления инновационной деятельностью, представляющих собой комплекс действий, нацеленный на достижение или поддержание необходимого уровня жизнеспособности и конкурентоспособности компании с помощью механизмов управления инновационными процессами.

В качестве объекта управления в системе управления инновационной деятельностью рассматриваются инновации и процессы их внедрения в организации для повышения эффективности ее деятельности в долгосрочной перспективе, т.е. система управления инновационной деятельностью решает задачи управления как результатом, как и процессом создания инноваций.

1. Процесс управления инновационной деятельностью предприятия



Инновация — результат творческой деятельности, направленной на разработку, создание и распространение новых видов конкурентоспособной на мировом рынке продукции, современных технологий, внедрение новых, адекватных рыночным условиям хозяйствования организационных форм и методов управления всех экономических структур.

Инновационная деятельность — деятельность, направленная на использование и коммерциализацию результатов на­учных исследований и разработок для расширения и обновления номенклатуры и улучшения качества выпускаемой про­дукции (товаров, услуг, совершенствования технологии их изготовления с последующим внедрением и эффективной реализацией на внутреннем и зарубежных рынках).

В условиях рыночной экономики инновационная политика предприятий является определяющим инструментом в конкурентной борьбе, обеспечивающим условия для реализации запросов потребителей. Причем, наибольшего успеха добиваются те предприятия, у которых инновационная деятельность и внедрение нового товара представляют собой непрерывный процесс управления инновационной активностью.

Инновационная политика - это итог инновационных идей предпринимателя. Подобные идеи являются высоконадежными индикаторами изменений, которые либо произошли, либо произойдут в ближайшее время в деятельности предпринимателя [3, c.78].

Побудительными мотивами инновационных идей, и, следовательно, выработки инновационной деятельности, могут выступать внутренние факторы, которые действуют в рамках данного предприятия, в пределах отрасли промышленности; эти источники зримы для людей, работающих на данном предприятии или в данной отрасли. Велика роль внешних факторов инноваций, имеющих свое происхождение вне данного предприятия или данной отрасли.

Границы между этими двумя группами факторов размыты; более того, эти источники инновационных идей зачастую перекрывают друг друга. Но все равно, каждый из побудительных мотивов выработки инновационной деятельности обладает собственной характеристикой.

Совокупное рассмотрение факторов внешней и внутренней среды инновационной деятельности позволили сформулировать общие принципы выработки инновационной деятельности. Принципы инновационной деятельности отражают общие принципы системного подхода к предпринимательскому поведению. Поэтому изучение главных аспектов проблемы, связанной с выработкой инновационных решений, требует применения двух подходов: исследования внутренней среды предприятий и исследования маркетинговых факторов развития предприятий. Факторы, определяющие эти направления, являются взаимосвязанными и взаимовлияющими [5, c.34].

Изучение внутренней среды предприятий и его организационного по- ведения предусматривает, в первую очередь, оценку степени воздействия отраслевых и производственных факторов на развитие того или иного предприятия. Среди отраслевых факторов выделяют однородность отрасли, жесткость конкуренции, неопределенность спроса, уровень профессиональной подготовки кадров и пр., а среди производственных факторов или факторов предложения - структурные производственные и рыночные факторы.

Основным содержанием маркетингового подхода к данной проблеме является изучение структуры товарного рынка, уровня производства продукции и услуг, а также принятие решений о формах и методах развития конкурентной среды на данном рынке. Второму аспекту проблемы уделено наибольшее внимание. Это связано с тем, что инновационные решения затрагивают все функции промышленного предприятия, своеобразный "диалог" между которыми организует маркетинг. В процессе принятия инновационных решений маркетинг как функция предпринимательской деятельности способствует поддержанию баланса экономических связей в промышленности в соответствии с желаниями и спросом потребителей. Однако именно этот аспект недооценивается чаще всего.

Исходя из изложенного, важным является исследование маркетингового подхода к формированию действенной инновационной деятельности как системы управленческой, экономической, организационной и научно - технической деятельности, обеспечивающей достижение и поддержание определенного желаемого уровня производства, а также мероприятий, направленных на развитие и внедрение технических нововведений в производство в соответствии с требованиями потребителей и рынка.

Поэтому инновация рассматривается с двух позиций: с точки зрения потребителей и с точки зрения производителей новых товаров или услуг. Подобный комплексный подход вполне вписывается в современную методологию маркетинга [6, c.51].

С позиции потребителя инновация определяется как творческая и успешная реализация прогрессивного открытия, изобретения или просто концепции, в которой можно выделить три составляющих: потребность, подлежащая удовлетворению, то есть набор функций, которые нужно выполнить; концепция совокупности объектов, способная удовлетворить потребность, то есть новая идея; компоненты, представляющие совокупность имеющихся знаний, материалов и доступных технологий, позволяющих довести концепцию до рабочего состояния.

Рассматривая инновацию с точки зрения их влияния на производителя товаров или услуг, целесообразно выделить три критерия классификации инноваций: степень новизны инновации для промышленного предприятия, характер концепции, на которой основана инновация, интенсивность инновации.

Изложенные подходы позволяют определить наиболее важные, с точки зрения новизны, характеристики товара. Причем, товар-инновацию необходимо оценивать по четырем типам (уровням) характеристик, которые формируют в общем плане потребительную стоимость товара. Первый уровень связан с основным предназначением продукта (с потребностью, которую он удовлетворяет). Второй уровень характеризует определенные физические характеристики товара (качество, специальные характеристики, марка, упаковка и пр.). Третий уровень связан с характеристиками, которые дополняют потребительную стоимость товара, в известном смысле, "в нематериальном виде" (условия поставки, сервис, гарантии, цена и пр.). Четвертый уровень касается сугубо личностных особенностей потребителя, которые имеют очень важное значение для правильного позиционирования товара на рынке (преимущества перед конкурентами, новые возможности, имидж и пр.).

Для проведения активной инновационной деятельности требуется принятие неординарных мер, включающих совершенствование системы государственных инвестиций, кредитной и налоговой деятельности, внебюджетного финансирования. Политика государственных инвестиций в инновации должна быть направлена на оптимизацию государственных расходов, уровень которых не может быть меньше определенной доли валового внутреннего продукта. Меры повышения эффективности бюджетных расходов на инновационную деятельность включают:

Прежде всего, это относится к внебюджетным фондам поддержки научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, через которые финансируется отечественное и зарубежное патентование и поддержание международных патентов, используемых в инновационных проектах. Среди других мер планируется развивать систему конкурсного отбора проектов через Федеральный фонд производственных инноваций, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Российский фонд технологического развития с финансированием проектов на возвратной основе.

Важная роль в расширении круга инвесторов вкладывающих средства в инновации отводится страхованию финансовых рисков. Планируется расширить перечень страховых рисков с включением в него рисков, связанных с реализацией инновационных проектов. Для снижения рисков частных инвесторов предусматривается участие государства в венчурных фондах и соответствующие государственные гарантии.

Либерализация налогового и амортизационного законодательства. Предприниматели реализуют инновационные процессы с целью получения большей прибыли. Склонность к предпринимательству вообще, инновационному в частности, регулируется уровнем налогообложения прибыли. Иллюстрируя эту мысль, венгерский экономист Б.Санто приводит следующую зависимость, учитываемую Министерством промышленности Швеции: «если размер налога на прибыль варьирует между 0 и 25%, то склонность к предпринимательству быстро уменьшается, если же налог достигает 50% от прибыли, то склонность к инновациям и связанным с ними капвложениями практически исчезает». Важность этого инструмента государственного регулирования осознается практически во всех промышленно развитых странах, и каждая из них стремится найти свою оптимальную модель налогообложения прибыли. В США система налоговых льгот на НИОКР существует с 1981 г. Налоговая скидка предполагает возможность вычета затрат на НИОКР, связанных с основной производственной и торговой деятельностью налогоплательщика, из суммы облагаемого налогом дохода. До 1985 г. она составляла 25%, в настоящее время - 20%. Подсчитано, что в целом амортизационные и налоговые льготы покрывают в среднем в США от 10 до 20% общей суммы затрат на НИОКР.


2. Анализ инновационной деятельности предприятия «Волжская энергетическая компания»



ООО «Волжская энергетическая компания» создана 14 августа 2007 года с целью удовлетворения потребностей предприятий энергетического и нефтегазового комплекса поволжского региона, а также предприятий ОАО «РЖД» в электротехнической продукции.

Компания ориентирована на выполнение «комплексных поставок» электротехнической продукции для линий электропередач и подстанций. Мы осуществляем комплектацию строящихся, реконструируемых, ремонтируемых объектов всем необходимым – от колпачков, изоляторов и арматуры до опор, трансформаторов, проводов и кабеля в Поволжье (Пенза, Ульяновск, Оренбург, Мордовия, Самара, Саратов).

Инновационная политика ориентирована на внедрение современных методов поиска, разведки и мониторинга запасов, стратегических и дефицитных видов минерального сырья, повышение уровня их извлекаемости и переработки, а также развитие высоконадежных и экологически безопасных систем транспортировки.

Главными методами реализации инновационной деятельности являются:

Инновационная политика сконцентрирована на использовании парогазовых установок или газотурбинных надстроек паросиловых блоков для электростанций на газообразном топливе, применении новейших технологий сжигания топлива для электростанций на твердом топливе, развитии малой и нетрадиционной энергетики, решении проблем захоронения радиоактивных отходов АЭС, получении экологически чистого высококачественного энергоносителя из низкосортного топлива и повышении эффективности передачи электроэнергии на большие расстояния.

Специфической особенностью внедрения инновационных проектов на предприятии является необходимость увязки всех проектных этапов с развитием различных областей науки, техники, технологии, а также мониторинг рыночной конъюнктуры. Следовательно, прогнозированию и стратегическому планированию инновационного развития предприятия присущ характер неопределенности. Эффективность планирования в данном случае может определяться наличием нескольких вариантов достижения одной и той же цели и критериальной основе отбора лучшего из них.

В силу повышенной восприимчивости инновационных проектов, направленных на внедрение продуктовых и технологических инноваций, к достижениям науки и техники, инновационный проект будет характеризоваться определенной динамичностью. Не соблюдение требований системности в проведении анализа изменений потребностей в области новой продукции и технологии, отсутствие комплексных исследований по всестороннему анализу перспективных направлений развития техники, их технологической и технической осуществимости, возможности внедрения и реализации ведет к неудовлетворительному исходу инновационного проекта.

Цели и механизм реализации инновационного проекта, его ресурсное обеспечение определяются платежеспособным спросом и наличием потребности в продукции соответствующего вида, ресурсным потенциалом, кадровым потенциалом предприятия, а также параметрами внешней для предприятия среды: уровнем экономического развития страны, социально-политическим климатом, наличием благоприятной среды для реализации инновационного проекта.

Прогнозирование наукоемкого производства должно основываться на сопряжении его мощностей с возможностями и потребностями научно-экспериментальной базы, синхронизации и согласованности их комплексного развития и функционирования. Прогнозирование и стратегическое планирование наукоемкого производства характеризуется рациональным сочетанием целевого и ресурсного подходов, взаимной увязкой программного, отраслевого и территориального разрезов, согласованием нормативно-вещественного и стоимостного аспектов разработок и производства, производственных и ресурсных ограничений, экономических нормативов и других показателей.

3. Инновационные предложения в управлении инновационной деятельности на предприятии «Волжская энергетическая компания»



Инновации и инновационные процессы как объект управления в системе требуют формирования специального механизма в результате наличия ряда присущих им особенностей, включая:

- большую неопределенность планируемых мероприятий в связи с новизной инноваций, долговременным характером их разработки и внедрения, сложностью системы планирования по количеству участников, квалификации работников, масштабу работ, привлечение подрядчиков и др. факторов;

- значительный риск вложения инвестиций;

- низкий уровень унификации и стандартизации компонентов инновационной деятельности;

- необходимость формирования оптимального портфеля инноваций;

- перспективу получения конкурентных преимуществ в случае положительного результата инновационной деятельности;

- неподготовленность персонала, структуры и компонентов системы управления инновационной деятельностью и инфраструктуры для ее реализации и т.д.

С учетом специфики деятельности электроэнергетических компаний их система управления инновационной деятельностью, прежде всего, должна быть ориентирована на

1 Инновационный процесс - процесс создания, освоения, распространения и использования инновации.

Инновационный процесс применительно к продукту (товару) может быть определен как процесс последовательного превращения идеи в товар через этапы фундаментальных и прикладных исследований, конструкторских разработок, маркетинга, производства, сбыта.

2 Инновация - результат (продукт, товар, услуга, технология и др.) научной и организационной деятельности, в результате применения которого в компании происходят качественные изменения в организационно-распорядительной и производственно-технологической деятельности, сопровождающиеся повышением ее эффективности. внедрение улучшающих инноваций – нововведений, направленных на улучшение параметров производимой продукции и используемых технологий, совершенствование технологических процессов (например, НИОКР) и управленческих систем. Так в системе управления должна рассматриваться необходимость внедрения производственных и управленческих инноваций, включая стратегические, а также инноваций, имеющих рыночную ориентацию (ориентированных на реализацию стратегии) и продиктованных внутренними потребностями компаний и соображениями эффективности их деятельности (повышение эффективности операционной деятельности, например, посредством внедрения системы менеджмента качества в соответствии с ISO 9001:2000).

3 Производственные инновации - инновации, которые реализуются в основной производственной деятельности компании.

4Управленческие инновации - инновации, воплощенные в управленческих технологиях, новых административных процессах и организационных структурах.

5 Стратегические инновации - радикальные управленческие инновации, новый способ ведения бизнеса или конкурентной борьбы.

Необходимо отметить, что внедрение производственных инноваций до последнего времени в значительной степени опережало внедрение управленческих. Происходящие изменения связаны с внедрением международных стандартов на системы менеджмента (ISO 9001; ISO 14001; OHSAS 18001; PAS 55 и т.д.), реализацией проектов по реинжинирингу бизнес-процессов, бенчмаркингу, связанных с необходимостью совершенствования систем управления компаний, их унификации и стандартизации, являющихся примером создания улучшающих управленческих инноваций.

Инновационную политика предприятия «Волэжская энергетическая компания»и предлагается направить на совершенствование собственной сбытовой сети. Такая политика позволила увеличить объёмы экспортной реализации продукции и, соответственно, получить больше прибыли. А это, в свою очередь, приведет к стабилизации финансово-экономической ситуации на предприятии.

Приоритетами инновационной деятельности на предприятии являются:

  1. воссоздание и развитие научно-технического потенциала, включая фундаментальную науку и прикладные разработки, модернизацию экспериментальной базы и системы научно-технической информации;

  2. создание благоприятных условий для развития инновационной деятельности, направленной на коренное обновление производственно-технологической базы ТЭК, ресурсосбережение и улучшение потребительских свойств продукции топливно-энергетического комплекса;

  3. совершенствование всех стадий инновационного процесса, повышение востребованности и эффективности использования результатов научной деятельности;

  4. защита прав на результаты научно-технической деятельности;

  5. использование потенциала международного сотрудничества для применения лучших мировых достижений и вывода отечественных разработок на более высокий уровень;

  6. сохранение и развитие кадрового потенциала и научной базы, интеграция науки и образования.

Для достижения указанных приоритетов инновационной деятельности необходимо:

  1. выявление и экономическая поддержка перспективных направлений научно-технической и инновационной деятельности и критических технологий в ТЭК с учетом их прогнозируемой эффективности и мировых тенденций. Реализация указанных направлений осуществляется через федеральные целевые научно-технические и различные инновационные программы и проекты;

  2. организация системы государственного учета и контроля за реализацией результатов научных исследований и экспериментальных разработок в энергетической сфере, а также совершенствование информационной инфраструктуры в области науки, образования и технологий в отраслях ТЭК;

  3. финансирование фундаментальной науки в энергетической сфере, направленной на поиск принципиально новых путей эффективного обеспечения энергетических потребностей;

  4. содействие разработке и внедрению новых эффективных экологически безопасных технологий добычи, производства, преобразования, транспорта и комплексного использования топливно-энергетических ресурсов, в том числе технологий использования новых источников энергии, традиционных и нетрадиционных (газогидраты, тяжелые нефти и битуминозные сланцы, метан угольных месторождений и др.) ресурсов углеводородного сырья.

4. Пути совершенствования инновационной деятельности ООО «Волжская энергетическая компания»



Система управления инновационной деятельностью энергетических компаний реализуется в модели, основанной на методологии «Plan-Do- Check-Act» (PDCA или цикле Деминга), который можно кратко описать следующим образом:

  1. планирование (plan): разработка целей и процессов, необходимых для достижения результатов в соответствии с целями компании, ее инновационной деятельностью и стратегией;

  2. осуществление (do): внедрение процессов, необходимых для достижения целей и создание соответствующей структуры организации;

  3. проверка (check): постоянный контроль и измерение процессов и результативности инновационной деятельности в сравнении с заявленными обязательствами, целями и требованиями и представление результатов руководству компании для анализа и оценки;

  4. действие (act): разработка и реализация действий по постоянному улучшению показателей процессов и результатов инновационной деятельности.

Структура требований к системе управления инновационной деятельностью, отражающая методологию PDCA представлена в табл. 1.

Таблица 1.

Составляющая цикла PDCA

Структура требований к системе управления

Наименование раздела

Содержание раздела

Общие требования

Plan

Планирование

Исходное состояние и анализ инновационных ресурсов и потенциала;

Стратегический анализ и разработка стратегии;

- анализ внешней и внутренней среды;

-идентификация и ранжирование требований заинтересованных сторон;

Инновационная политика;

Целеполагание;

Стратегическое и оперативное планирование


Do

Внедрение и функционирование

Ответственность руководства;

Идентификация и обеспеченность ресурсами;

Организационная структура и структура управления системой управления инновационной деятельностью;

Обязанности, ответственность и полномочия и представитель(и) руководства;

Компетентность, обучение и информированность

- мотивация;

Координация, коммуникации и участие

-взаимодействие с заинтересованными сторонами

- внутренние коммуникации;

- участие персонала;

Документация и записи

- управление документацией и записями;

Планирование жизненного цикла инноваций

-планирование процессов жизненного цикла инноваций;

- менеджмент изменений;

-идентификация и оценка рисков инновационного проекта и управление ими;

- управление инновационным проектом

Check

Контроль

Мониторинг и измерение процессов;

Мониторинг и измерение результативности


Создание и функционирование системы управления инновационной деятельностью в качестве базиса рассматривает приверженность следующим восьми принципам, применимым к различным системам менеджмента:

  1. Ориентация на внешние изменения, потребности и требования заинтересованных сторон и принятие их во внимание при разработке стратегии и планировании внедрения инноваций;

  2. Лидерство руководства компаний, обеспечивающих единство целей и руководства в организации для обеспечения эффективного внедрения инноваций и развития системы управления инновационной деятельностью;

  3. Вовлечение персонала в генерирование и реализацию идей и развитие системы управления инновационной деятельностью, осознание ответственности за результаты собственной деятельности и достижение целей, ориентированных на стратегию развития;

  4. Процессный подход, состоящий в представлении деятельности в виде процессов и применяемый с целью:

- определения ключевых видов деятельности, необходимых для получения желаемых результатов и достижения целей;

- установления ответственности и отчетности за достижение результатов и целей компании;

- анализа результативности и эффективности ключевых видов деятельности;

- анализа рисков, их оценки и ранжирования, управления ими;

- установления показателей результативности процессов;

- анализа и оценки возможностей и результатов деятельности и направлений улучшения.

  1. Системный подход к менеджменту, основанный на управлении системой взаимосвязанных процессов как единым целым и ориентированный на повышение результативности и эффективности выполнения межфункциональных процессов в результате минимизации межфункциональных барьеров;

  2. Постоянное улучшение, реализуемое через усовершенствование процессов деятельности и постановку целей, ориентированных на развитие и реализацию «потенциалов успеха», а также улучшение конкурентных преимуществ, гибкости и быстроты реагирования в соответствии с возможностями на внешние изменения;

  3. Подход к принятию решений на основе фактов при осуществлении оперативного планирования внедрения инноваций, а также возможность анализировать и оценивать результативность прошлых решений для усовершенствования деятельности и снижения рисков, вязанных с принятием последующих управленческих решений;

  4. Взаимовыгодные взаимоотношения с контрагентами, позволяющие идентифицировать ключевых поставщиков, обеспечить оптимизацию затрат и ресурсов, обеспечить ясность и открытость контактов, объединить знания и ресурсы основных партнеров, гибко и быстро реагировать на изменения рынка.

Успешная реализация проекта создания системы управления инновационной деятельностью в компании, представляющего собой собственно инновационный проект, и ее развитие возможны в случае приверженности также таким принципам, учитывающим особенности инноваций и инновационных процессов, как:

Высокий уровень экспертного прогнозирования для принятия управленческих решений о реализации инновационных проектов и управление изменениями;

Содействие экспериментаторству и новаторству в процессах, технологиях, организационных методах на всех уровнях и во всех подразделениях копании;

Высокий уровень и постоянное совершенствование коммуникаций между сотрудниками и между подразделениями для формирования широкого ряда инновационных решений;

Использование комплексных мотивационных систем для стимулирования инновационной деятельности персонала;

Непрерывное повышение квалификации и обогащение знаниями сотрудников компании;

Формирование стиля управления «участие в управлении», направленного на повышение вовлеченности персонала в инновационный процесс, а также предупреждение сопротивления организационным и технологическим нововведениям.

Создание в компании системы управления инновационной деятельностью требует наличия соответствующей организационной структуры, позволяющей реализовать цели организации и эффективно осуществлять управление инновационными процессами (например, матричной структуры, сочетающей признаки функциональной и проектной организационных структур), а также структуры управления собственно системой управления инновационной деятельностью.

Организационно такой механизм предусматривает, например, что службы и отделы, проектные группы, уполномоченные должностные лица, занимающиеся реализацией технической деятельности и управлением нововведениями, установлены и осуществляют деятельность на различных уровнях иерархической управленческой структуры и между ними действует налаженная система взаимодействия и координации. Кроме того, может быть необходимо создание на высшем уровне специализированных структур – технических советов или рабочих групп по разработке и реализации технической деятельности и обеспечения ее согласованности со стратегией развития компании.

Система управления инновационной деятельностью в энергетических компаниях должна быть создана как подсистема в рамках системы общего менеджмента компании, при этом ее формирование может быть выполнено следующим образом:

- система управления инновационной деятельностью энергетической компании может быть разработана как самостоятельный механизм реализации стратегии в результате управления инновационными процессами;

- система управления инновационной деятельностью энергетической компании может рассматриваться как часть системы менеджмента качества, ориентированная на повышение удовлетворенности потребителя, его лояльности в отношении компании, качества ее продукции или услуги, а также качества менеджмента;

- система управления инновационной деятельностью энергетической компании может быть интегрирована с системами менеджмента ISO 9001:2000, ISO 14001:2004, OHSAS 18001:2007, PAS 55, АА 1000, SA 8000 и др. для повышения результативности и эффективности их совместного применения.

Возможность интеграции этих стандартов и систем менеджмента обеспечивается единством принципов и подходов, положенных в их основу, таких как стратегическое планирование и целеполагание, а также:

- применение цикла PDCA;

- процессный и системный подходы;

- общность структуры и требований;

- планирование деятельности и распределение ресурсов по приоритетам и на основе оценки рисков;

- достижение стратегических целей путем управления инновационными проектами и операционной деятельностью.

Ожидаемые результаты от создания организационного механизма для управления внедрением инноваций в энергетических компаниях включают:

установление роли инновационной деятельности в реализации стратегии и обеспечение ее реализации в результате управления внедрением нововведений;

трансформацию стратегии компании в план оперативной деятельности;

обеспечение оптимальности портфеля инноваций и распределение ресурсов как результат баланса требований заинтересованных сторон, возможностей и потребностей компании;

оценку результативности и эффективности инновационной деятельности и управления ей;

обеспечение развития и прозрачности инновационной деятельности;

обеспечение выявления и реализации «потенциалов успеха», направленных на повышение конкурентоспособности компании и качества управленческой деятельности.

5. Анализ эффективности внедрения инновационных предложений в управлении инновационной деятельностью в ООО «Волжская энергетическая компания»




Оценку экономической эффективности инновационного проекта рекомендуется производить с использованием различных показателей:

- чистый денежный поток;

Чистый денежный поток (NCF) определяется как разность между притоком и оттоком наличности. Необходимым критерием принятия инновационного проекта является положительное значение денежного потока на любом шаге расчетного периода. Появление отрицательных значений свидетельствует о дефиците финансирования.

Кумулятивный NCF Определяется так: в 0-ой год он равен NCF ; в 1-ый год равен NCF 0-го года + NCF 1-го года; во 2-ой год- кумулятивному NCF 1-го года + NCF 2-го года и так далее.

Чистый дисконтированный доход (NPV) -это разность между суммой дисконтированных чистых потоков денежных средств и суммой инвестиций. Дисконтированная стоимость денежного потока по периодам определяется умножением чистого денежного потока (NCF) на коэффициент дисконтирования (ставки сравнения) в каждом году.

Ставка сравнения, или коэффициент дисконтирования, в таблице 7 определяется по формуле:



где ССК- средневзвешенная стоимость капитала;

t - периоды инвестирования, годы (О, 1, 2, 3, 4, 5).

В конце первого этапа работы определяются :

- рентабельность инвестиций;

- срок окупаемости капитальных вложений;

- величина внутренней нормы прибыли (строится график NPV).

Рентабельность инвестиций (Р1) - это показатель, позволяющий определить, в какой мере возрастет ценность предприятия в расчете на I рубль инвестиций. Рассчитывается как отношение суммы дисконтированных доходов к сумме дисконтированных затрат. Очевидно, что если рентабельность больше единицы, то проект следует принять, если меньше единицы - отвергнуть.

Рентабельность инвестиций (Р1)=933/635=1,46

Срок окупаемости (Ток) определяется как продолжительность времени, в течение которого доход от продаж возмещает основные вложения. Определяется подсчетом числа лет, в течение которых инвестиции будут погашены за счет получаемого дохода (чистых денежных поступлений). Чем меньше срок окупаемости, тем быстрее возвращаются вложения к инвестору.

Если притоки денежных средств разновелики по периодам, то срок окупаемости рассчитывается по формуле:

период до полного возврата вложений +невозвращ. остаток на начало периода/ поступления в течение этого периода =3+(621,3-(240,4+133,6+230,3)/185,2)=3 года

Внутренняя норма прибыли (IRR)- это ставка дисконтирования, при которой эффект от инвестиций, т.е. чистый дисконтированный доход равен нулю .

Внутренняя норма прибыли показывает верхнюю границу допустимого уровня процентной ставки, превышение которой делает проект убыточным. Решение об инвестировании принимается, когда внутренняя норма прибыли больше ставки процента по долгосрочным кредитам.

Чтобы определить величину внутренней нормы прибыли строится график NPV.

Зависимость NPV от ставки сравнения IRRi - значение ставки сравнения, при которой NPV > 0: IRR2 - значение ставки сравнения, при котором NPV < 0; IRRo- значение ставки сравнения, при котором NPV = 0

На основании результатов расчета произведенных расчетов можно сделать вывод, что предложенный инвестиционный проект является эффективным и рентабельным. Коэффициент рентабельности инвестиционного проекта равен 1,46, срок окупаемости 3 года.

Оценка эффективности инноваций в управлении инновационной деятельности на ООО «Волжская энергетическая компания» также требует дополнительных показателей и индикаторов. В настоящее время эксперты и аналитики оперируют лишь несколькими индикаторами, указывающими на результаты инвестиционной деятельности и деятельности поддержки инноваций, сопоставимыми в международном масштабе, среди которых: объем государственных инвестиций в научно-исследовательские разработки и ставка субсидий в форме налоговых льгот за один НИР для частных исследовательских организаций. Недостаточным также является количество показателей, описывающих специфические области применения государственной деятельности, как, например, наличие программ повышения инновационного потенциала SMEs. Крайне необходимым, по мнению экспертов, является определение показателей инновационной деятельности и разработка методичной рамки для исследования ее развития.

Заключение


Управление инновационной активностью предприятий опирается на маркетинговые исследования и оценки. Место и роль маркетинга, как коор-динирующей и интегрирующей функции, в управлении инновационной деятельностью промышленных предприятий изучалась и была представлена в работах зарубежных исследователей: Ф. Котлера, Дж. Эванса, П. Диксона, П. , Дойля, Ж. Ламбена, М. Портера, Б.Бермана, Д. Энджела и других; отечественных ученых: Д.Н Баркана, И.Н. Герчиковой, А.Н. Романова, Т.П. Данько, bi, Е.П. Голубкова, П. С. Завьялова, Р. А Фатхутдинова и других. В то же время в проведенных исследованиях недооценивался тот факт, что успешное внедре- азу ние новых товаров является важным компонентом маркетинговых программ, и что необходима точная координация действий маркетинговых, технических и других служб предприятия. Маркетинговый подход к управлению инновационными процессами - это комплексный подход, рассматривающий инновацию одновременно с точки зрения и производителя и потребителя. Только такое видение проблемы позволит добиться обеспечения потребностей потребителей и поддержания длительных отношений между ними и предприятием.

Литература





  1. Афонин И.В. Инновационный менеджмент и экономическая оценка реальных инвестиций. – М.: Гардарики, 2006. – 301 с.

  2. Белозерова С. Социальная составляющая промышленной деятельности // Человек и труд. – 2005. - № 7. – С. 9 – 14.

  3. Белый Е., Барашков С. Конкурентоспособность и качество продукции: два уровня управления. // Маркетинг. – 2002. - № 4. – С. 33 – 36.

  4. Березов В. Сегодня на рынке явный дефицит низковольтного электрооборудования // Новости ЭлектроТехники. – 2003. – № 2(20). – С. 18–19.

  5. Бойко И. Технологические инновации и инновационная политика // Вопросы экономики. – 2003. - № 2. – С. 141 – 144.

  6. Вчерашний Р., Сухарев О. Инновации – инструмент экономического развития: место инновационной деятельности в системе управления экономическим развитием // Инвестиции в России. – 2000. - № 11. – С. 22 – 32.

  7. Зайцев Н.Л. Экономика, организация и управление предприятием. – М.: Инфра-М, 2004. – 374 с.

  8. Зинов В. Инновационное развитие экономики и управление им // Общество и экономика. – 2006. - № 6. – С. 43 – 104.

  9. Леонов И.Г., Аристов О.В. Управление качеством продукции. – М.: Издательство стандартов, 2007. – 137 с.

  10. Ляховенко В.И. Оценка и формирование конкурентоспособности продукции малых промышленных предприятий // Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. экон. наук. – М.: МГУПИ, 2007. – 20 с.

  11. Медынский В.Г. Инновационный менеджмент. – М.: Инфра-М, 2008. – 295 с.

  12. Мухамедьяров А.М. Инновационный менеджмент. – М.: Инфра-М, 2008. – 176 с.

  13. Мюллер К. Некоторые аспекты внедрения системы качества в промышленности. // Стандарты и качество. – 2003. - № 3. – С. 46 – 51.




Курсовая работа
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации