Ермошин Т.Г. Правовой статус судьи - файл n1.doc

приобрести
Ермошин Т.Г. Правовой статус судьи
скачать (1021 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc1021kb.19.09.2012 12:43скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
Введение

Современные экономические и социальные преобразования, которые осуществляются в России, неразрывно связаны с проведением судебной реформы.

Cудебная власть - самая молодая из ветвей государственной власти современной России. Основной пакет законов, регулирующих роль, место и функции судов в системе государственно-правовых институтов, сформировался сравнительно недавно и в течение достаточно короткого периода 1991-1995 гг.

Второй этап судебной реформы, начавшийся в конце 2000 года связан с совершенствованием законодательства о судебной власти на основе накопленного опыта организации государственно-правового развития постсоветской России.

В своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 18 апреля 2002 года Президент Российской Федерации В.В.Путин подчеркнул: «Мы сделали существенный шаг в модернизации судебно-правовой системы. Большинство необходимых указов, актов, законов уже принято. Средства на их реализацию - выделены. Теперь нужно четко исполнить принятые решения...Нам необходим такой суд, который уважают и в стране, и за ее пределами. Эффективная судебная система...нужна и для того, чтобы у отечественных и иностранных компаний не возникло сомнений в ее авторитете и действенности».

Развитие и становление правового государства в России объективно влечет за собой возрастание роли и значения судебной власти.

Одновременно с преобразованиями судебной системы, созданием Конституционного Суда РФ, системы арбитражных судов во главе с Высшим Арбитражным Судом РФ, превращением суда общей юрисдикции из органа карающего в орган защиты законных прав и интересов граждан, формировалось законодательство об особенностях статуса судьи как основной фигуры судебной власти.

Качество правосудия целиком и полностью определяется загрузкой, уровнем профессионализма и уровнем ответственности судьи[*].

Судья с момента назначения на должность находится в зоне особых требований, о чем он постоянно должен помнить. Судья легко уязвим, ибо его деятельность носит публичный характер, даже если и рассматривается частный спор. На судью смотрят, его оценивают все, а не только участники споров.

Для судьи верен единственный вариант поведения - неукоснительное следование закону. Следование закону предполагает не только знание закона, регулирующего отношения участников судебного дела, но и, прежде всего, знание и соблюдение законов, регулирующих саму судебную деятельность: об устройстве судебной системы, судебном процессе, статусе судей и т.д. Но и вне собственно судебной деятельности судья не должен забывать о своем статусе судьи и предъявляемых к нему требованиях.

Законом о статусе судей установлено, что судьями являются лица, наделенные в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе[*].

В соответствии с Европейской хартией о статусе судей «статус судьи означает обеспечение компетенции, независимости и беспристрастности, которых любой человек законно ожидает от судебных органов и от каждого судьи, которому доверена защита его прав. Он исключает любое положение и любую процедуру, способные поколебать доверие к этой компетентности, независимости и беспристрастности»[*] .

В отечественной научной юридической литературе статус судьи понимается как совокупность прав и обязанностей лица , назначенного на должность судьи, а также правовые принципы, выражающие взаимоотношения судьи, общества и государства[*]. Статус судьи включает в себя требования, предъявляемые к судьям, их права и обязанности[*].

Известный исследователь статуса судей, судья Конституционного Суда Российской Федерации, член-корреспондент Российской Академии Наук, профессор М.И. Клеандров включает в понятие «статус судьи» правовое положение его как носителя судебной власти, должностного лица высокого ранга, его права, обязанности, гарантии и иммунитеты, его место в судебной системе[*].

К статусу судьи примыкают гарантии, обеспечивающие использование прав и обязанностей судьи. В совокупности статус судьи и его гарантии определяют правовое положение судьи.

Правовое положение судей, включая гарантии, меры социально-правовой защиты, место и роль в формировании судейского корпуса органов судейского сообщества, принципы отбора кандидатов в судьи и другие вопросы являются предметом исследования таких специалистов в сфере судебного правоведения, как Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ, член-корреспондент Российской Академии Наук, заслуженный юрист Российской Федерации, доктор юридических наук В.Ф.Яковлев, Председатель Верховного Суда РФ, заслуженный юрист Российской Федерации, доктор юридических наук В.М. Лебедев, Ю.И. Стецовский и др.[*]

Изучение статуса судьи, правомочий органов судейского сообщества является необходимым компонентом учебного процесса студентов Российской академии правосудия.

Представляется целесообразным выделить в статусе судьи две составляющие.

Во-первых, процессуальная составляющая статуса судьи, т.е. права и обязанности судьи, как лица, замещающего должность государственной службы, которые определяются процессуальным законодательством.

В учебном процессе эта составляющая статуса судьи изучается в рамках конституционного, гражданского, уголовного и арбитражного, а также в рамках изучения особенностей рассмотрения споров, вытекающих из административных правоотношений.

Во-вторых, права и обязанности судьи, которые определяют его особое положение в обществе как гражданина. Ведь именно это особое положение, по сути дела, является гарантией обеспечения тех его прав и обязанностей, которые судья реализует непосредственно осуществляя правосудие, свои властные правомочия.

Судья является носителем судебной власти, лицом, замещающим государственную должность самого высокого ранга в иерархии государственных должностей, олицетворяющих властные структуры государства Российского, лицом, лично и непосредственно действующим от имени государства при осуществлении своих должностных обязанностей.

Поэтому не требует объяснений необходимость правового обеспечения независимого исполнения судьей возложенных на него государственных обязанностей.

Как справедливо отмечает в своей монографии М.И.Клеандров, со становлением России как правового государства роль и значение судебной власти будет все более возрастать[*], а следовательно, будет возрастать и значение статуса судьи.

Обратимся к всезнающей статистике. Для примера возьмем только один 2001 год.

Действительно, если принять во внимание, что непосредственно в процессе судопроизводства в каждом уголовном деле напрямую в той или иной процессуальной роли участвует, как минимум, подсудимый, пострадавший (или его представитель), хотя бы один свидетель и умножить на количество рассмотренных судами только по первой инстанции уголовных дел (= 1 342 тыс. уголовных дел), то получим, что в сфере уголовного судопроизводства задействовано примерно 4 026 тыс. граждан[*].

В каждом гражданском деле участвует, обычно, истец, ответчик либо представители граждан и юридических лиц. Умножим на количество рассмотренных судами гражданских дел (= 4 818 тыс. гражданских дел) [*] и получим, что в сфере гражданского судопроизводства задействовано около 9 636 тыс. граждан.

В рассмотрении судами общей юрисдикции административных дел (=1 440 тыс. административных дел) участвует по меньшей мере один гражданин, совершивший административное правонарушение. Таким образом, и в этой сфере задействовано не меньше 1 440 тыс. граждан.

Кроме того, в арбитражных судах в 2001 году при рассмотрении почти 750 тыс. дел[*], участвовали по два представителя сторон, т.е. около 1 500 тыс. граждан.

Приведенные данные свидетельствуют, что в сфере судебной власти ежегодно задействовано около 17 000 000 граждан (не считая судей, заседателей, работников аппаратов судов, адвокатов, прокуроров и других профессиональных участников судопроизводства).

Таким образом, судебная власть, являясь самостоятельной составляющей государственной власти, как формы организации жизни общества и его существования, выполняет не только сугубо правовые функции осуществления правосудия и обеспечения стабильности правового порядка.

Судебная составляющая государственной власти также играет самостоятельную роль в жизни общества, в разных формах взаимодействуя с ним.

Важное значение для функционирования судебной власти имеет судейское сообщество, занимающее особое место в российском обществе и государственном механизме, как особая корпорация граждан, занимающих высшие государственные должности и в персональном, индивидуальном качестве на профессиональной основе реализующих властные государственные полномочия.

Законодательство о статусе судьи претерпело в 2001 - 2002 годах существенные изменения и дополнения в рамках совершенствования законодательства о судебной власти. Внесены принципиально новые положения в Закон Российской Федерации от 26 июня 1992 года N 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации"[*], принят Федеральный закон «ОБ ОРГАНАХ СУДЕЙСКОГО СООБЩЕСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 14 марта 2002 года N 30-ФЗ, ряд других законодательных и подзаконных актов. Правительство Российской Федерации Постановлением от 20 ноября 2001 г. N 805 утвердило федеральную целевую программу «Развитие судебной системы России" на 2002 - 2006 гг.

Активно заработала Кадровая комиссия при Президенте Российской Федерации, что сразу отразилось на темпах формирования судейского корпуса. Если в арбитражных судах в 2001 году стало всего на 58 судей больше, то в 2002 году на должности судей арбитражных судов назначено 274 человека (в том числе руководителей судов 16 против 7 в 2001 году). Среди них впервые назначены 244 судьи.

Принципиально меняется порядок формирования судейского корпуса. Резко повышается роль юридической общественности. Новые функции законодательно приданы органам судейского сообщества, особенно, квалификационным коллегиям судей. Введены возрастные ограничения на занятие судейской должности, сроки пребывания в должностях председателя и заместителя председателя суда и т.д.

Повышение статуса судьи непосредственно влияет на качество и эффективность правосудия. Особо следует отметить повышение роли судьи в связи с последними изменениями как норм материального, так и процессуального права.

В частности, в арбитражном процессе у судьи появляются новые функции, осуществление которых требует повышенных требований к личным качествам судьи как организатора судебного процесса, обеспечения им реализации принципа состязательности и открытости арбитражного процесса уже на подготовительной стадии судебного разбирательства.

Персонификация государственно-властных правомочий с одновременным законодательным регулированием процесса судебного разбирательства принципиально отличает судебную власть от всех иных властных институтов.

С одной стороны, реализация властных полномочий в судебной ветви государственной власти осуществляется в строго регламентированной законом формах. С другой - судебное решение - решение всегда принимаемое конкретными лицами, облаченными государственно-властными правомочиями. В этой ситуации большое значение имеет так называемое судейское усмотрение[*], которое всегда имеет оттенок персонифицированности.

Нельзя не согласиться с А.П.Фоковым в том, что именно суд и судьи способны наиболее оперативно и конкретно реагировать на социальную практику, на изменившиеся общественные отношения и, таким образом, улавливать новые общественные потребности[*].

В тоже время, правильное судебное решение полностью зависит от профессиональных, деловых и иных качеств судьи, от его способности и желания, рассматривая спор по существу применить закон к конкретной ситуации с конкретными обстоятельствами, ибо судья, по выражению профессора В.Ф.Яковлева, есть «говорящий закон».

Именно поэтому все то, что предопределяет поведение гражданина, облаченного полномочиями судьи, его правовой статус, условия назначения и продвижения по службе, правовые средства ограждения его от внешнего давления, способы развития судейского самосознания и гражданственности имеет чрезвычайно важное значение для эффективной реализации роли судьи в системе государственно-властных институтов.

* * *

В книге раскрываются особенности правового регулирования организации и деятельности судебной власти России, статуса судьи и органов судейского сообщества, Анализируется практика применения законодательства о статусе судей с учетом всех изменений и дополнений по состоянию на декабрь 2003 года.

Рассматриваются и комментируются основные законодательные и подзаконные акты, регламентирующие статус судьи, а также гарантии, обеспечивающие использование прав и обязанностей судьи.

В приложении даются тексты законов, нормативно-правовых и иных актов, регулирующих вопросы организации и деятельности судебной власти России, статуса судьи и органов судейского сообщества. Ряд нормативно-правовых актов публикуется впервые.

Рекомендуется практическим работникам судебной системы, студентам и аспирантам юридических вузов для изучения статуса судьи Российской Федерации.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации