Задачи по Информационным системам в экономике - файл n1.doc

приобрести
Задачи по Информационным системам в экономике
скачать (427 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc427kb.19.09.2012 12:39скачать

n1.doc

Вариант №7

Задача 1.Для решения задачи используются следующие документы:

• индивидуальный наряд на сдельную работу;

• бригадный наряд на сдельную работу;

• тарифы на изготовление деталей;

• справочник деталей;

• календарь рабочих дней.

Определите, какие из этих документов относятся к переменной информации, а какие — к условно-постоянной.
Решение

Для отнесения информации к тому или иному классу можно воспользоваться коэффициентом стабильности: Kст=Кнеизм/Кобщ. Кнеизм соответственно объем информации (в символах, строках, байтах, битах и т.д.), который остается неизменным в течение некоторого периода, и общий объем информации- Кобщ.

Принято считать, что при Kст > 0,5 информация является условно-постоянной.

Для представленных документов:

• индивидуальный наряд на сдельную работу: КСТ = (20-17)/20=0,15. Данный документ является переменным;

• бригадный наряд на сдельную работу: КСТ = (50-32)/50=0,36. Данный документ является переменным;

• тарифы на изготовление деталей: КСТ = (200-2)/200=0,76. Данный документ является условно-постоянным;

• справочник деталей: КСТ =1 Данный документ является условно-постоянным;

• календарь рабочих дней: КСТ = (380-368)/380=0,03. Данный документ является переменным.
Задача 2.

Для решения задачи используются следующие документы:

• индивидуальный наряд на сдельную работу;

• бригадный наряд на сдельную работу;

• тарифы на изготовление деталей;

• справочник деталей;

• календарь рабочих дней.

Определите, какие из этих документов относятся к переменной информации, а какие — к условно-постоянной.

Укажите формулу для расчета. Спроектируйте и создайте справочники и формы входных и выходных документов. Необходимые поля в документах свяжите расчетными формулами. Предоставьте формы документов с формулами в MS Excel. Продемонстрируйте на тестовом примере.

Решение

Описание входной информации.

Код работника

Ф.И.О. работника

Код работы

Наименование работы

Объем работы

Дата выполнения

Сумма выполненных работ фактическая

i




k







d

Sidk

Описание первичного документа «Приходная накладная»

Имя реквизита

Идентификатор

Система кодирования

Тип данных

Длина

целые

дробные

Дата

Data

Десятичная

дата

6




Код работы

KP

Позиционная

число

3




Наименование работ

NP




текстовый

20




Код работы

KI

Позиционная

число

4




Ф.И.О работника

NI




Текстовый

20




Объем работы

EI

Десятичная

число

2




Количество

Q

Десятичная

число

4

2


Описание результирующей информации.

В результате решения задачи следует получить две ведомости:

Фактическое выполнение работ – «Индивидуальный наряд на сдельную работу»

ФАКТРЕЗ

Наименование работы

Сумма работ




Сi

Сумма работ по дням

СУММРЕЗ

Дата

Наименование работы

Сумма выполненных работ фактическая

d




Did


Описание структуры результирующего документа «Фактическое выполнение работ»:

Имя реквизита

Идентификатор

Система кодирования

Тип данных

Длина

целые

дробные

Наименование работ

NP




текстовый

20




Сумма работ

QT

десятичная

Число / денежный

4

2


Описание структуры результирующего документа «Сумма работ по дням»:


Имя реквизита

Идентификатор

Система кодирования

Тип данных

Длина

целые

дробные

Дата

Data

Десятичная

дата

6




Наименование работы

NP6




текстовый

20




Сумма выполненных работ фактическая

QT6

десятичная

число

4

2

Описание условно-постоянной информации.

Для решения задачи используются два справочника:

  1. справочник справочник исполнителей (НАИМПОСТ) – служит для расшифровки кодов работников;

  2. справочник тарифы на изготовление деталей (НАИММАТ) – служит для определения стоимости работ.

Описание структуры документа «Справочник деталей» (НАИМПОСТ):

Имя реквизита

Идентификатор

Система кодирования

Тип данных

Длина

Ключ сортировки

целые

дробные

Код работника

KP3

Позиционная

Число

3




1

Ф.И.О. работника

NP3




Текстовый

20







Должность

AP3




Текстовый

20







Квалификационный разряд

QT3




число

12








Описание структуры документа «Справочник деталей» (НАИММАТ):

Имя реквизита

Идентификатор

Система кодирования

Тип данных

Длина

Ключ сортировки

целые

дробные

Код работы

KM3

Позиционная

Число

4




1

Наименование детали

NP3




Текстовый

20







тариф

ED3

Порядковая

число

2







Описание алгоритма решения задачи.

Для получения ведомости «Фактическое выполнение работ» необходимо рассчитать два показателя:

  1. сумма работ, выполненная каждым работником;

  2. общая сумма работ, выполненная всеми членами бригады.

Расчеты выполняются по следующим формулам:

,

где Сi C – суммы работ, выполненных соответственно i-м работником и всеми работниками; Sidk – сумма работ k-й работы фактическая, выполненная i-м работником датой d.

Для получения ведомости «Сумма работ по дням» необходимо выполнить расчеты по следующим формулам:

,

где Did – сумма работ, выполненная i-м работником датой d;Dd – сумма работ, выполненных всеми работниками бригады датой d; D – сумма работ, выполненных всеми работниками за все даты.

Вид таблиц в MS Excel и последовательность действий для их создания:

    1. Запустите Excel.

    2. Переименуйте «Лист1» в «Справочник работников».

    3. В ячейку A1 введите заголовок таблицы «Справочник работников».

    4. Отформатируйте заголовок (ячейки A1 – D1).

    5. Отформатируйте ячейки A2 – D2 под ввод длинных заголовков.

    6. Введите в ячейки A2 – D2 следующую информацию.



    1. Организуйте контроль вводимых данных в колонку «Код работника».

    2. Отформатируйте ячейки D3 – D7 для ввода текстовых символов.

    3. Введите информацию, приведенную в таблице

СПРАВОЧНИК Работников

Код работника

Ф.И.О. работника

Должность

Квалификационный разряд

100

Иванов И.А.

слесарь

6

101

Карамзин С.В.

слесарь

6

102

Лунцов А.С.

слесарь

5

103

Матрос В.Г.

слесарь

4

104

Носов А.И.

слесарь

6

    1. Присвойте имя группе ячеек A3 – D7.

    1. Переименуйте «Лист2» в «Индивидуальный наряд на сдельную работу».

    2. Создайте таблицу «Бригадный наряд на сдельную работу».



    1. Организуйте проверку ввода данных в графу «Код работника» с выдачей сообщения об ошибке.

    2. Введите исходные данные в таблицу.

    3. Заполните графу «Ф.И.О. работника» в соответствии с кодом работника построив соответствующую формулу в ячейке B3.

    1. Скопируйте построенные формулы в ячейки B4 – B13.

    2. Создайте ведомость «Фактическое выполнение работ».

Чтобы вставить поле в сводную таблицу, его нужно перенести в одну из 4 областей «Страница», «Столбец», «Строка» и «Данные»:

    1. Создайте ведомость «Бригадный наряд на сдельную работу»:


Примерный вид таблиц:

Бригадный наряд на сдельную работу

ПРИХНАКЛ

Код работника i

Ф.И.О. работникапоставщика

Код работы k

Наименование

Дата выполнения d

Сумма выполненных работ фактическая Sidk

100

Иванов И.А.

1001

Краска

5.02.12

5

100

Иванов И.А.

1001

Краска

5.02.12

7

101

Карамзин С.В.

1003

Цемент

6.02.12

3

101

Карамзин С.В.

1005

Стекло

7.02.12

4

102

Лунцов А.С.

1001

Краска

7.02.12

2

102

Лунцов А.С.

1002

Лак

7.02.12

3

102

Лунцов А.С.

1003

Цемент

7.02.12

5

103

Матрос В.Г.

1004

Кирпич

8.02.12

1

103

Матрос В.Г.

1005

Стекло

8.02.12

2

103

Матрос В.Г.

1005

Стекло

9.02.12

5

103

Матрос В.Г.

1006

Стекло

8.02.12

5



СПРАВОЧНИК Работников

НАИМПОСТ

Код работника

Ф.И.О. работника

Должность

Квалификационный разряд

100

Иванов И.А.

слесарь

6

101

Карамзин С.В.

слесарь

6

102

Лунцов А.С.

слесарь

5

103

Матрос В.Г.

слесарь

4

104

Носов А.И.

слесарь

6

СПРАВОЧНИК работ ФАКТИЧЕСКОЕ ВЫПОЛНЕНИЕ работ

Ф.И.О. работника

Сумма работ Ci

Иванов И.А.

7

Карамзин С.В.

10

Лунцов А.С.

12

Матрос В.Г.

13

Всего

42
НАИММАТ ФАКТРЕЗ

Код работ

Наименование

Тариф

1001

фитинг

50

1002

штуцер

80

1003

хомут

15

1004

дуга

32

1005

фланец

40












ведомость начисленной заработной платы

СУММРЕЗ

Дата

Ф.И.О. работника

Сумма выполненных работ фактическая Did

5.02.12

Иванов И.А.

Всего

12

12

6.02.12

Карамзин С.В.

Всего

3

3

7.02.12

Лунцов А.С.

Матрос В.Г.

Всего

4

10

14

8.02.12

Матрос В.Г.

Всего

8

8

9.02.12

Космос

5

Общий итог




42

Задача 3 Имеется следующее описание деятельности предприятия:

A. Функция управления производством осуществляется на основании следующей информации: данные о технологическом оборудовании, поступающие из накопителя БД1 «Технологическое оборудование»; данные о руде, поступающие из накопителя БД4 «Руда»; данные о запчастях, поступающие из накопителя БД2 «Запча­сти и агрегаты»; указания, поступающие из внутреннего документооборота о ремонтах; данные о ремонтах, поступающие из БДЗ; нормативно-справочные данные, поступающие из БДЗ.

Б. В результате выполнения функции управления производством направляются отчеты во внутренний документооборот ИК1 — оперативная диспетчеризация данных и заявки на ремонт оборудования, направля­емые во внутренний документооборот по ИК2.

B. Функция организации основного производства осуществляется на основании информации, поступающей из следующих накопителей или других процессов: диспетчера фабрики — ИК1, данные об эксплуатации обо­рудования из накопителя «Технологическое оборудование», заявки на производство из внутреннего доку­ментооборота ИК2.

Г. Результаты выполнения данной функции направляются в виде отчетов во внутренний документооборот. Опишите бизнес-процессы, пользуясь диаграммой потоков данных.
Решение

Выделим две внешние сущности: поставщики материала, у которых заказываем мы, в случае если требуемого товара у нас нет и заказчики. Далее выделяем хранилища(базы) данных, присутствующие в нашем процессе – это БД заказы, это план выпуска продукции, это производственные планы. Процесс работы предприятия разбивается на следующие подпроцессы: обработка заказов, планирование загрузки производства, обеспечение материалами, планирование загрузки производственных мощностей, производство и реализация.

Модель бизнес процессов может быть представлена в следующем виде:


Задача 4. Для решения задачи в качестве первичных использу­ются следующие документы: табель учета рабочего времени, справочник по работающим, календарь ра­бочих дней. В результате решения задачи следует по­лучить ведомость начисленной заработной платы и ведомость начисленной заработной платы по предприятию в целом. Разработайте информационную модель решения задачи.
Решение



Задача 5. На предприятии имеются основное и вспомогательное производства и служба управления. В основное производство входит 17 цехов, во вспомогательное — 3 цеха, а в службу управления — 10 отделов. Создайте серийный код с учетом возможного расширения.
Решение

Классифицирование — это деление множества объектов на клас­сы в соответствии с нужным признаком. Если признаков несколь­ко и между ними существует иерархическая соподчиненность, то получают иерархическую классификацию.

Правила построения иерархического классификатора следующие:

1. Определяем число признаков, указать их наименование и соподчиненность (например, А (производство, управление) включает Б (цех, служба), Б включает В (отдел)).

2. Определяем число значений, принимаемых каждым признаком, и выбираем максимальное (например, А принимает максимальное значение 3, Б - 30 (17+3+10)).

3. Строим классификационное дерево (рис. 1).




М




М1 М2 М3 Признак А (основное, вспомогательное или управление)






М101 М102 М103 М301 М302 М303 Признак Б (цех, отдел)
Рис.1 Классификационное дерево.
4. Строим структуру кода по схеме (рис. 2). Признак Б кодируются двумя символами (число двузначное), признак А кодируется одним.
Х ХХ


Признак Б

Признак А
Рис.2 Структура кода.
Пример кода: код – 109 обозначает 9-й цех основного производства; код 201 – обозначает 1-й цех вспомогательного производства; код 304 – обозначает 4-й отдел службы управления.

Задача 6. Проанализируйте, какой из двух планов предпочтительней:

План А. Вложить 10000 руб. в инвестиционный проект на срок 5 лет при условии возврата этой суммы частями (2000 руб. ежегодно) с выплатой премии 3000 руб. по истечении 5 лет.

План Б. Вложить деньги в банк на 5 лет из расчета 8% годовых, начисляемых ежеквартально.


Пр

P, руб.

n

j, %

m

P1

Р2

А

10000

5




1

2000

3000

Б

10000

5

8

4









Решение

Формируем вид исходной таблицы:

Исходная таблица.

Начальный вклад - P

-10 000,00

Ежегодная выплата - P1

2000,00

Срок вклада в годах- n

5

Годовая % ставка - j

8%

Премия Р2

3000

Число периодов капитализации в год - m

4

Сумма SА




Сумма SБ




Разница в доходах





Для расчета используем финансовую функцию БЗ.
Аргументы финансовой функции БЗ

Норма

j/m

Число_периодов

n*m/4

Выплата

P1*4/m

Нз

P

Тип

0, если выплата в конце периода

1, если выплата в начале периода

Примечание 1. Аргументы функции представляют собой адреса ячеек, в которых хранятся численные значения указанных величин.

Примечание 2. Проценты по плану Б начисляются m раз в год, т.е. m/4 раз в квартал. Срок вклада n лет, следовательно, Число_периодов= n*m/4

Примечание 3.Сумма P1 по плану А выплачивается ежегодно, следовательно, за 5 лет это составит P1*5.

Примечание 4. Все аргументы, означающие деньги, которые вы платите (например, депозитные вклады), представляются отрицательными числами; деньги, которые Вы получаете (например, дивиденды), представляются положительными числами.

Строки формул в Excel:

S=БС(;B3*B2+В5;;;0)

S1=БС(B4/B5;B3*B5/4;;B1;1)

Пример расчетного листа с формулами:


Поскольку результат положительный мы выбираем вариант плана А,

Задача 7. Малое предприятие арендовало мини-пекарню для производства чебуреков и беляшей. Мощность пекарни позволяет выпускать в день не более 50 кг продукции. Ежедневный спрос на чебуреки не превышает 260 штук, а на беляши — 240 штук. Суточные запасы теста и мяса и расходы на производство каждой единицы продукции приведены в таблице. Определить оптимальный план ежедневного производства чебуреков и беляшей, обеспечивающих максимальную выручку от продажи.




Расход на производство, кг/шт.

Суточные запасы сырья, кг

чебурека

беляша

Мясо

0,35

0,6

21

Тесто

0,65

0,3

22

Цена, руб./кг

50,0

80,0






Производство обеспечено сырьем каждого типа в количестве (21) кг, (22) кг.

Составить план производства, обеспечивающий максимальную выручку от их реализации.

Экономико-математическая модель.

Исходя из условия, делается вывод о том, что эта задача является задачей линейного программирования. Обозначим за неизвестные переменные (i =1 и 2) объем производства соответствующих изделий.

Значения таблицы представляют собой матрицу с коэффициентами (). Где i – номер строки, j – номер столбца.

В общем виде система ограничений имеет вид:


С учетом значений задачи получаем.



Дополнительные ограничения:

,

Необходимо найти оптимальный план выпуска продукций (т.е. ), который обеспечит максимальную выручку. Пусть f – выручка от реализации продукций. Тогда

В общем виде целевая функция примет вид:

,

где – рыночные цены соответствующих изделий (i =1 и 2);

– объем производства соответствующих изделий.

Исходя из условий задачи:



Для некоторых производственных задач целесообразно найти оптимальный план производства, содержащий целые значения. Поэтому в дополнительные ограничения следует добавить: (i =1 и 2).

Табличная модель.

Модель производственной задачи состоит из трех таблиц: таблицы ограничений и расхода сырья, таблицы плана выпуска (искомых переменных), таблицы прибыли. До оптимизации ячейки переменных План выпуска заполняются произвольным набором значений (не противоречащим ограничениям). Таким образом, задается первое приближение. Кроме того это необходимо, чтобы увидеть расчет всех ячеек, заполненных формулами.


Массив Расход сырья рассчитывается путем умножения матрицы Вид сырья на матрицу План выпуска.

Матрица Остаток рассчитывается, как [Запас]?[Расход]. Ячейка Прибыль содержит значение целевой функции, рассчитанной как сумма произведений значений цены на план выпуска соответствующего вида продукции.

Более наглядно заполнение ячеек табличной формы задачи представлено на рисунке.





Табличная модель с представленными формулами

Следующим шагом необходимо скопировать значение целевой функции в любую пустую ячейку, применяя команду, Специальная вставкаотметить флажок значение.

Оптимизация. Сервис Поиск решений.

Диалоговое окно надстройки Поиск решения и решение производственной задачи





Замечаем, что оптимум значительно больше предыдущего значения целевой функции. Разность составляет: 2880 - 2230=650 д.е.

Вывод:

Оптимальный план производства, при данных условиях, состоит в том, что необходимо производить чебуреков 24, а беляшей в объеме 21 ед. соответственно. При этом обеспечивается максимальная выручка в размере 2880 д.е.

Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации