Реферат - Система здравоохранения РФ в настоящее время - файл n1.docx

Реферат - Система здравоохранения РФ в настоящее время
скачать (32.2 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.docx33kb.19.09.2012 12:38скачать

n1.docx


Содержание

Введение…………………………………………………………………. 2

Система здравоохранения РФ в настоящее время………………… 3

Список литературы……………………………………………………...10

Введение

Целью моего реферата является анализ системы здравоохранения РФ в настоящее время. Система здравоохранения – это совокупность взаимосвязанных мероприятий, которые содействуют укреплению здоровья и проводятся на дому, в учебных заведениях, на рабочих местах, в общинах, в физическом и психологическом окружении, а также в секторе здравоохранения и связанных с ним секторах. В России охрану здоровья населения в основном обеспечивает сложившаяся годами мощная система здравоохранения, под которой понимается совокупность государственных и общественных мер социально-экономического характера по организации медицинской помощи, предупреждению заболеваний, повышению уровня здоровья населения.

В связи с переходом нашей страны на рыночные отношения произошли очень важные изменения в системе здравоохранения, а именно в ее структуре. Был принят Закон РФ «О медицинском страховании граждан Российской Федерации». Появилось обязательное и дополнительное страхование граждан. Но, однако, все реформы и планы по обеспечению граждан бесплатной медицинской помощью не увенчались успехом из-за тяжелого финансового положения в стране, в том числе и системе здравоохранения (резкое сокращение финансирования здравоохранения из бюджета), так же неспособность страховых медицинских организаций выполнять возложенные на них Законом функции дополнительного источника финансирования и защиты прав пациентов. Положение усугублялось и тем, что планируемый объем финансирования в системе ОМС уменьшается за счет хронического недопоступления из местных бюджетов платежей на неработающее население и за счет прямых изъятий органами исполнительной власти финансовых средств территориальных фондов ОМС на цели, не связанные с охраной здоровья населения.

Система здравоохранения РФ в настоящее время.

Отечественное здравоохранение строится на следующих основных принципах:

• доступность медико-социальной помощи;

• ответственность органов государственной власти и управления, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, должностных лиц за обеспечение граждан в области охраны здоровья;

• социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья;

• соблюдение прав человека и гражданина в области охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;

• приоритет профилактических мер в области охраны здоровья граждан;

…Рассмотрим более подробно каждый из них:

  1. Доступность медико-социальной помощи.

Медико-социальную помощь населению оказывают медицинские, социальные работники и другие специалисты в учреждениях государственного, муниципального и частного секторов здравоохранения, а также в учреждениях системы социальной защиты населения. Только в учреждениях МЗ РФ работает более 3 млн. человек, в том числе 2 млн. врачей, медицинских сестер и фармацевтов.

Все жители страны имеют право на бесплатную медицинскую помощь в государственном и муниципальном секторах здравоохранения. Гарантированный объем бесплатной медицинской помощи обеспечивается в соответствии с программами государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи. Кроме того, пациенты имеют право на дополнительные медицинские и иные услуги на основе программ добровольного медицинского страхования, а также за счет средств предприятий, учреждений и организаций, своих личных средств и иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

  1. Ответственность органов государственной власти и управления,

предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, должностных лиц за обеспечение граждан в области охраны здоровья.

Органы государственной власти и управления, все предприятия, учреждения, организации, а также должностные лица несут ответственность за обеспечение прав граждан в области охраны их здоровья. Так, в случае нарушения прав пациента он может обращаться с жалобой как непосредственно к руководителю или иному должностному лицу ЛПУ, в котором ему оказывается медицинская помощь, так и в соответствующие профессиональные медицинские ассоциации, лицензионные комиссии либо в суд.

Вопросы правовой защиты в области охраны здоровья населения находят свое отражение не только в законодательстве о здравоохранении, но и в других отраслях права: гражданском и трудовом законодательстве, законодательстве о браке и семье, уголовном законодательстве и т. д.

В уголовном законодательстве имеется ряд статей, предусматривающих ответственность за нанесение ущерба здоровью граждан либо ущемление их прав в сфере охраны здоровья: "Принуждение к изъятию органов или тканей человека для трансплантации", "Заражение ВИЧ-инфекцией", "Незаконное производство аборта", "Неоказание помощи больному", "Незаконное помещение в психиатрический стационар", "Торговля несовершеннолетними", "Подмена ребенка", "Разглашение тайны усыновления (удочерения)", "Незаконное обращение с радиоактивными материалами", "Хищение либо вымогательство радиоактивных материалов", "Незаконное изготовление, приобретение, хранение, перевозка, пересылка либо сбыт наркотических средств или психотропных веществ", "Незаконная выдача либо подделка рецептов или иных документов, дающих право на получение наркотических веществ или психотропных веществ".

Социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья.

Социальная защита — многоуровневая система экономических, правовых, организационных, медико-социальных, педагогических, психологических и других мер, направленных на реализацию прав и свобод личности в области социального обеспечения, гарантированность не только выживания, но и достаточного уровня и качества жизни. Составным элементом социальной защиты является социальная помощь.

Государственное социальное страхование обеспечивает всех работающих материальной помощью при временной утрате трудоспособности вследствие заболевания, травмы, при необходимости проведения сложных медицинских обследований, при переводе на другую работу в связи с временной утратой трудоспособности по данной профессии (больные туберкулезом, профессиональными заболеваниями), в связи с отстранением от работы по случаю карантина. Пособия по социальному страхованию выдаются при необходимости дополнительного отпуска для санаторно-курортного лечения или ухода за заболевшим членом семьи.

Граждане пожилого возраста на основании медицинского заключения имеют право на санаторно-курортное лечение и реабилитацию бесплатно или на льготных условиях за счет средств социального страхования, органов социальной защиты населения и за счет средств предприятий, учреждений и организаций (при их согласии).

  1. Соблюдение прав человека и гражданина в области охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.

Все граждане РФ независимо от пола, возраста, расы, языка, национальности, социального происхождения, уровня дохода, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств обеспечиваются охраной здоровья и имеют право на получение бесплатное получение медицинских услуг, включенных в базовую и территориальные программы ОМС.

Государство гарантирует право на охрану здоровья гражданам России, находящимся за ее пределами, иностранцам, находящимся на территории Российской Федерации, лицам без гражданства, беженцам.

Населению, проживающему в районах, признанных в законодательном порядке экологически неблагополучными, гарантируются бесплатные медико-генетические и другие консультации и обследования при вступлении в брак, а также санаторно-курортное и восстановительное лечение, обеспечение лекарственными средствами, иммунобиологическими препаратами и изделиями медицинского назначения на льготных условиях.

  1. Приоритет профилактических мер в области охраны здоровья граждан.

Профилактическое направление является важнейшим принципом отечественного здравоохранения. Наиболее действенным методом профилактики является диспансерный метод. Всеобщая диспансеризация населения — это высшая форма профилактики. Впервые попытка ее осуществления была предпринята в 1928—1929 гг. в Москве. Однако при этом был допущен ряд ошибок, которые значительно затормозили проведение ее в жизнь. В последующие годы органы здравоохранения неоднократно пытались осуществить всеобщую диспансеризацию населения, но также неудачно, поскольку диспансеризация — дело весьма ресурсоемкое, и на ее проведение всегда не хватало необходимых кадровых, материальных и финансовых ресурсов. В некоторых регионах удавалось организовать профилактические осмотры населения на высоком уровне, но обеспечить лечением и постоянным наблюдением выявленных больных было невозможно. Тем не менее, диспансеризация и сегодня остается наиболее эффективным методом реализации профилактического направления нашего здравоохранения.

Профилактика заболеваний - система медицинского и немедицинского характера, направленная на предупреждение, снижение риска развития отклонений в состоянии здоровья и заболеваний, предотвращение или замедление их прогрессирования, уменьшение их неблагоприятных последствий. Профилактическое направление является важнейшим принципом отечественного здравоохранения.

…В соответствии с законодательством в РФ действуют 3 системы здравоохранения: муниципальная, государственная и частная.

К муниципальной системе здравоохранения относятся находящиеся в муниципальной собственности лечебно-профилактические, научно-исследовательские, аптечные, образовательные учреждения, учреждения судебно-медицинской экспертизы и муниципальные органы управления здравоохранением.

К государственной системе здравоохранения относятся Министерство здравоохранения и социального развития РФ, Министерства здравоохранения республик, автономных областей, автономных округов, краев, областей в составе РФ, Российская академия медицинских наук, а также находящаяся в образовательные, судебно государственной собственности и подчиненные органам управления государственной системы здравоохранения лечебно-профилактические, научно-исследовательские учреждения и некоторые федеральные учреждения.

К частной системе здравоохранениям относятся частные медицинские организации и лица, осуществляющие частную медицинскую деятельность, но без образования юридического лица, то есть субъекты здравоохранения, осуществляющие частную медицинскую деятельность.

В последнее время частная система приобретает все большую актуальность и становится более популярной, потому что только она может предоставить гражданам самые последние виды лечения, современные виды обследования и диагностики, а так же уровень сервиса и комфорта.

…Управление здравоохранением осуществляется на федеральном уровне и на уровне субъектов РФ. К функциям высших органов законодательной власти относится:

Деятельность по охране здоровья граждан РФ координируется Министерством здравоохранения и социального развития РФ. Это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий управление и проводящий государственную политику в области охраны здоровья населения. В него так же входят территориальные органы, государственные лечебно-профилактические,образовательные, научно-исследовательские, санаторно-курортные и реабилитационные учреждения, учреждения судебно-медицинской экспертизы, государственной санитарно-эпидемиологической службы и т.д.

К основным задачам Министерства здравоохранения и социального развития РФ относятся:

Во главе министерства здравоохранения и социального развития РФ стоит министр, назначаемый на должность президентом России по представлению Председателя Правительства. Министр несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство РФ задач. Министр здравоохранения имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Правительством, которые курируют наиболее значимые отрасли здравоохранения. Приказы, указания, постановления и инструкции МЗ РФ по вопросам диагностики, лечения, профилактики заболеваний и фармацевтической деятельности, а также по другим вопросам, отнесенным к его компетенции, обязательны для всех учреждений, предприятий и организаций независимо от их организационно-правовой формы собственности.

Имеются департаменты МЗ РФ, возглавляет его директор, являющийся главным санитарным врачом и первым заместителем министра здравоохранения. В составе департамента выделены должности главных специалистов министерства - главного хирурга, главного акушера-гинеколога и т. д. Главным специалистом назначается высококвалифицированный врач, владеющий знаниями, как по соответствующей, так и по смежным специальностям и имеющий опыт организационно-методической работы. Основной задачей главного специалиста является определение стратегии развития службы и тактических решений по ее реализации, направленных на совершенствование медицинской помощи населению.

В каждом федеральном округе назначен представитель министерства здравоохранения с целью совершенствования координации деятельности органов и учреждений здравоохранения по обеспечению граждан медицинской и лекарственной помощью и реализации единой государственной политики в области охраны здоровья населения на всей территории РФ.

Для научного анализа проблем здравоохранения в МЗ РФ образуется Ученый совет, возглавляемый министром. В него могут входить высококвалифицированные специалисты и ведущие ученые.

Так же имеется коллегия министерства здравоохранения, в состав которой входит министр (председатель коллегии), его заместители (по должности), руководители ведущих управлений и отделов, ряд руководящих работников и специалистов органов исполнительной власти субъектов РФ, учреждений, предприятий и других организаций здравоохранения, общественных объединений. Коллегия является совещательным органом и рассматривает на своих заседаниях основные вопросы, касающиеся развития здравоохранения и деятельности министерства здравоохранения, учреждений, предприятий и других организаций здравоохранения, подбора и расстановки кадров, подготовки проектов важнейших приказов, инструкций и указаний, проверки их исполнения, заслушивает доклады руководителей структурных подразделений министерства, руководителей органов здравоохранения всех уровней, а также руководителей учреждений, предприятий и других организаций здравоохранения. Решения коллегии проводятся в жизнь приказами министра.

Системе органов управления здравоохранением свойственно двойное подчинение. Так, министерство здравоохранения республики, входящей в состав Российской Федерации, по общим вопросам подчинено соответствующему правительству, а по вопросам здравоохранения — Минздраву РФ. Территориальные органы управления также, с одной стороны, подчинены соответствующим административным органам управления и являются их структурным подразделением, но по отраслевым вопросам подчиняются вышестоящим органам управления здравоохранением.

Финансирование Здравоохранения.

…Финансирование здравоохранения Российской Федерации осуществляется из нескольких источников:

• средств, направляемых на обязательное и добровольное медицинское страхование;

• средств целевых фондов, предназначенных для охраны здоровья граждан;

• средств бюджетов всех уровней;

• средств государственных внебюджетных целевых фондов;

• добровольных взносов и пожертвований граждан и юридических лиц;

• доходов организаций здравоохранения от осуществления в установленном законом порядке предпринимательской деятельности;

• других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Бюджетные организации здравоохранения финансируются как непосредственно из бюджета собственника (субъекта РФ, муниципального образования), так и за счет бюджетов государственных внебюджетных целевых фондов (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный и территориальные фонды ОМС) в форме бюджетных ассигнований, безвозмездно выделяемых для финансового обеспечения их деятельности.

Бюджетное финансирование.

Финансирование медицинских организаций, учреждений из государственного и местных бюджетов осуществляется в форме бюджетных ассигнований, безвозмездно выделяемых для финансового обеспечения их деятельности. С переходом на принципы медицинского страхования и рыночные отношения бюджетные ресурсы перестали быть ведущим источником финансирования организаций здравоохранения, составляя, тем не менее, значительную часть общего объема ассигнований.

В основу построения индивидуальных смет расходов организации здравоохранения закладываются статистические и нормативные показатели, характеризующие объем деятельности подразделений данной организации, в виде оперативно-сетевых показателей: среднегодового количества больничных коек, койко-дней, числа должностей медицинского и административно-хозяйственного персонала, количества поликлинических посещений, выездов скорой медицинской помощи и др.

Рассчитанный подобным образом запрос на бюджетные ассигнования в наступающем году обычно разделяется на планируемые расходы на скорую медицинскую, амбулаторно-поликлиническую и стационарную помощь. В качестве базовых показателей планирования амбулаторно-поликлинической помощи принимаются средние, приходящиеся на одного жителя в год, число врачебных посещений в поликлинике, количество консультаций и помощи на дому. Базовыми показателями сметы расходов на оказание стационарной помощи служат количество коек, количество койко-дней; показателями сметы дневных стационаров являются количество коек и количество дней пребывания больных на койках дневного пребывания.

Исходя из базовых показателей, определяется величина фонда заработной платы медицинских работников и административно-хозяйственного персонала с учетом начислений на заработную плату (социальных налогов, отчисляемых во внебюджетные фонды), составляющая основную часть расходов медицинских учреждений. Сметы затрат могут быть составлены весьма ориентировочно, так как невозможно предвидеть все виды расходов. Тем не менее, это не играет существенной роли, так как бюджетные возможности, обусловленные величиной доходов бюджета и расходов по другим статьям, обычно ниже реального запроса на финансовые ресурсы, рассчитанные на основе смет.

Сметы затрат включают в себя следующие виды расходов:

Внебюджетное финансирование.

1. Федеральный и территориальные фонды ОМС — самостоятельные государственные некоммерческие финансово-кредитные учреждения, реализующие государственную политику в области обязательного медицинского страхования. Федеральный фонд ОМС обеспечивает единство системы обязательного медицинского страхования в России и дотирует территориальные фонды ОМС при недостатке у них средств, вызванном объективными причинами (тяжелое состояние экономики региона, большая доля лиц старших возрастов, особенности структуры и уровня заболеваемости и др.).

Взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения осуществляют органы исполнительной власти республик, краев, областей, местная администрация за счет средств, предусматриваемых на эти цели в соответствующих бюджетах.

2. Добровольное медицинское страхование (ДМС) призвано обеспечить дополнительно к ОМС и системе государственного и муниципального здравоохранения более высокий уровень оказания медицинской помощи. Оно реализуется за счет средств, полученных в виде взносов непосредственно граждан за счет их собственных средств или средств работодателя, страхующего своих работников.

Размеры страховых взносов по добровольному медицинскому страхованию устанавливаются страховыми медицинскими организациями самостоятельно и зависят от вида рисков, привил страхования, принятых конкретным страховщиком, стоимости медицинских и других услуг, числа застрахованных и так далее.

3. Фонд социального страхования РФ — специализированное финансово-кредитное учреждение при Правительстве РФ, основными задачами которого являются обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, по уходу за ребенком, санаторно-курортному лечению, реализации государственных программ охраны здоровья работающих и др.

Роль фонда социального страхования в финансировании мероприятий по охране здоровья населения за годы реформ неоднократно менялась с учетом экономической ситуации в стране, причем изменения, к сожалению, происходили в сторону сокращения перечня мероприятий, связанных с охраной здоровья населения, финансируемых из фонда. Поэтому его роль в здравоохранении в настоящее время весьма неоднозначна.

4. Пенсионный фонд РФ - кредитно-финансовое учреждение, главной задачей которого является сбор и аккумуляция взносов на пенсионное обеспечение граждан, финансирование расходов на выплату пенсий и пособий.

5. Средства от предпринимательской деятельности – это финансовые средства медицинский учреждений, частных и государственных клиник за медицинские услуги, добровольные пожертвования граждан, организаций и другие средства не запрещенные законодательством РФ.

Список Литературы

  1. Закон Российской Федерации от 28 июня 1991 года N 1499-I "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации"



  1. Юрьев В. К., Куценко Г. И. «Общественное здоровье и здравоохранение». Учебник для студентов.


Содержание Введение…………………………………………………………………. 2
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации