Аверченков А.А., Максименко Ю.Л. Экологическая оценка инвестиционных проектов - файл n1.doc

приобрести
Аверченков А.А., Максименко Ю.Л. Экологическая оценка инвестиционных проектов
скачать (1530.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc1531kb.19.09.2012 11:34скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8
ЦЕНТР ПОДГОТОВКИ И РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ПРОЕКТОВ
ТЕХНИЧЕСКОГО СОДЕЙСТВИЯ


УПРАВЛЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ



ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА
ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ


МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

МОСКВА 2000

Методическое пособие по экологической оценке инвестиционных проектов разработано специалистами Исполнительной дирекции Российской программы организации инвестиций в оздоровление окружающей среды (РПОИ) Центра подготовки и реализации международных проектов технического содействия (ЦПРП). При его подготовке авторами использован пятилетний опыт работы РПОИ с природоохранными инвестиционными проектами, предлагаемыми для финансирования в рамках этой программы за счет средств экологического займа Международного банка реконструкции и развития.

Методическое пособие предназначено для участников инвестиционного проекта - инициатора и инвестора проекта, органов власти и местного самоуправления, органов государственного управления и контроля, работников научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций, общественности.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Вниманию читателей предлагается Методическое пособие по экологической оценке инвестиционных проектов, реализация которых направлена на улучшение экологической ситуации в Российской Федерации и организацию рационального природопользования.

Экологическая оценка как новый для Российской Федерации институт экологической политики был введен в качестве обязательной процедуры подготовки инвестиционных проектов в рамках Российской программы организации инвестиций в оздоровление окружающей среды (РПОИ) в 1995 г.

Требования по проведению экологической оценки инвестиционных проектов призваны обеспечить создание условий, при которых различные варианты их подготовки обеспечивают учет экологических требований, а воздействие намечаемой деятельности на окружающую среду выявляется на ранней стадии подготовки проекта и может быть учтено при его разработке и реализации. Обязательным требованием экологической оценки является привлечение общественности к процессу выработки решений по инвестиционному проекту.

Пособие посвящено использованию инструмента экологической оценки в процессе формирования государственной природоохранной политики, ее процедурам и проблемам, которые являются общими и касаются экологического фактора при подготовке обосновывающей документации по развитию хозяйственной деятельности. Особое внимание уделяется социальным проблемам, эколого-экономическому анализу, роли территориальных природоохранных органов в обеспечении развития территории, анализу экологических рисков реализации проектов.

За период с 1995 по 2000 годы были усовершенствованы процедуры экологической оценки, разработаны программа обучения заинтересованных специалистов соответствующим методам ее проведения и система последующей проверки результатов реализации проекта, которая отныне составляет неотъемлемую часть экологической оценки проекта. В Пособии показаны сходство и отличие относительно новой процедуры экологической оценки подготовленных хозяйственных решений и уже устоявшейся методологии оценки воздействия намечаемой хозяйственной деятельности на окружающую среду (ОВОС).

Исполнительная дирекция РПОИ продолжает накапливать практический опыт проведения экологической оценки, приобретенный в процессе проведения подготовки инвестиционных проектов, финансируемых в рамках Соглашения о Займе между Российской Федерацией и Международным банком реконструкции и развития (от 6 февраля 1995 г. № 3806 RU). Этот опыт отражен в методических рекомендациях по подготовке заявительных документов по ИП, требованиях к Обоснованию инвестиций и проведению ОВОС. Кроме того, при подготовке Пособия были использованы нормативные документы МБРР (Оперативная директива 4.01) и других международных финансовых организаций, регламентирующие процедуры ЭО.

Правила проведения экологической оценки инвестиционных проектов были сформулированы во Временном руководстве по оперативной деятельности РПОИ (утверждено в 1996 г. Минприроды России, Минфином России, Минэкономики России), пересмотренном, исправленном и дополненном в 2000 г.

Итак, Пособие основывается на новейших нормативных требованиях и опыте, полученном РПОИ в своей практической деятельности, и содержит рекомендации по правилам применения процедур экологической оценки подготовленных хозяйственных решений, призванных обеспечить устойчивое социально-экономическое развитие как отдельных предприятий, так и административно-территориальных образований.

Генеральный директор Центра подготовки и реализации инвестиционных проектов технического содействия

Исполнительный директор Российской программы организации инвестиций в оздоровление окружающей среды

А. А. Аверченков

Ю. Л. Максименко

СОКРАЩЕНИЯ

ЕБРР

- Европейский банк реконструкции и развития

МБРР

- Международный банк реконструкции и развития

Минфин России

- Министерство финансов Российской Федерации

Госкомэкология России

- Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей среды

Соглашение О Займе

- Соглашение между Российской Федерацией и Международным банком реконструкции и развития о займе для финансирования Проекта по управлению окружающей средой № 3806 RU

ППП

- Проект поддержки предприятий

ПУОС

- Проект по управлению окружающей средой

ЦПРП

- Центр подготовки и реализации международных проектов технического содействия

РПОИ

- Российская программа организации инвестиций в оздоровление окружающей среды

ИД РПОИ

- Исполнительная дирекция РПОИ

НС РПОИ

- Наблюдательный совет РПОИ

ИП

- инвестиционный проект

ТЭО

- технико-экономическое обоснование

ТЗ

- техническое задание

ГЭЭ

- государственная экологическая экспертиза

ОВОС

- оценка воздействия на окружающую среду

ЗВОС

- Заявление о воздействии на окружающую среду

ЭО

- экологическая оценка

ЦБК

- целлюлозно-бумажный комбинат

ООО

- Общество с ограниченной ответственностью

ОАО

- Открытое акционерное общество

ЗАО

- Закрытое акционерное общество

ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Инициатор - юридическое или физическое лицо, заявившее о намерении осуществить намечаемую хозяйственную деятельность и обладающее достаточным ресурсным потенциалом.

Инвестор - юридическое или физическое лицо, участвующее в финансировании инвестиционного проекта.

Инвестиционный проект - проект строительства нового предприятия, расширения, реконструкции, технического перевооружения, модернизации, «переноса» основного производства на новую площадку и т.д., в результате реализации которого будет получена прибыль, а сама деятельность не приведет к ухудшению экологической ситуации на территории реализации проекта.

Проектный цикл - период времени, в течение которого развивается проект: от зарождения замысла до его полной реализации.

Обоснование инвестиций - документ, содержащий полную информацию об организационных, технологических, экологических, экономических и финансовых аспектах реализации намечаемой деятельности. Обоснование инвестиций относится к предпроектной документации и подготавливается до принятия решения о резервировании земельного участка для проведения изысканий и проектирования.

Окружающая среда - естественные экосистемы, озоновый слой атмосферы, отдельные природные объекты, особо охраняемые природные территории, культурные и исторические памятники и взаимодействие этих факторов.

Заявление о воздействии на окружающую среду - документ, подготовленный по результатам проведения ОВОС, в котором содержится информация по всем направлениям исследований и документы, подготовленные в рамках этих исследований.

Оценка воздействия на окружающую среду - процедура учета экологического фактора при подготовке и принятии решений о развитии хозяйственной деятельности.

Экологическая экспертиза - контроль за учетом экологических требований законодательства Российской Федерации в обосновывающей документации.

Экологическая оценка - процедура оценивания готового инвестиционного проекта, направленная на выявление экологических рисков его реализации.

ВВЕДЕНИЕ

Рассмотрение экологических аспектов инвестиционных проектов (ИП) хозяйственного развития является традиционной практикой зарубежных инвесторов (финансовых организаций, банков, фондов и т.д.). Цель такого рассмотрения - избежать или свести к минимуму остроту экологических проблем, которые могут возникнуть в ходе финансовых операций. Поэтому в большинстве развитых стран экологическая оценка (ЭО) стала неотъемлемой частью всех этапов оценки ИП и контроля за его реализацией. Именно экологическая оценка способна:

(1) гарантировать, что лицо, принимающее решение о возможности финансовой поддержки ИП, осведомлено об экологических последствиях его реализации и примет их во внимание при принятии решения;

(2) предотвратить возникновение экологических рисков, угрожающих успешному осуществлению ИП и возврату капитала;

(3) обеспечить учет всех затрат и обязательств в расчетах экономической эффективности осуществления ИП с указанием тех из них, которые способствуют решению экологических проблем;

(4) подтвердить экологическую эффективность реализации ИП, выражающуюся в том числе и в улучшении состояния окружающей среды или ее отдельных компонентов.

В России эту функцию выполняет государственная экологическая экспертиза (ГЭЭ), проводимая системой территориальных органов Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды.

Продолжающее ухудшаться состояние окружающей среды вызывает все большую озабоченность общества. В этих условиях ответственность инвестора, равно как и инициатора намечаемой деятельности, за неблагоприятные экологические и связанные с ними социальные, экономические и другие последствия хозяйственного развития повышается. Поэтому, прежде чем принять решение о финансировании ИП, инвестор должен убедиться, что в проектных решениях учитывается экологический фактор. Однако инвестор имеет дело с ранними формами обосновывающей документации - Бизнес-планом или Обоснованием инвестиций, когда технические решения по ИП еще не получили полного освещения и решение о финансировании ИП принимается им до оформления земельного участка в пользование и окончательного заключения ГЭЭ на технико-экономическое обоснование (ТЭО)/проект строительства объекта инвестиционной деятельности.

Экологическая оценка обосновывающей документации, представляемой для принятия финансового решения, позволяет исключить неопределенности относительно экологических аспектов ИП. Главной задачей инвестора при проведении ЭО является выявление проблем, связанных с качеством окружающей среды на территории реализации ИП, возможностью возникновения экологических рисков, включением в инвестиционные программы мероприятий, направленных на предотвращение или компенсацию экологического ущерба.

По результатам ЭО инвестор может подготовить предложения о включении в финансовые соглашения по проекту специальных статей, касающихся вопросов охраны окружающей среды (перечень экологических условий реализации ИП). Выполнение экологических условий проверяется инвестором в ходе контроля за использованием заемных средств.

Всесторонняя комплексная ЭО проектов может оказаться трудоемкой и дорогостоящей процедурой. Поэтому в некоторых случаях инвесторы ограничиваются так называемым «скринингом» - кратким обзором («очерчиванием») основных направлений влияния реализации ИП на окружающую среду и рассмотрением необходимых согласований. Однако скрининг, позволяя инвестору сэкономить средства на определенном этапе, не гарантирует ему защиту от возможности возникновения различных экологических рисков.

Развитие ЭО в России непосредственно связано с расширением влияния таких международных финансовых институтов, как Международный банк реконструкции и развития (МБРР) и Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), всегда использующих процедуру ЭО при подготовке ИП и предпринимающих значительные усилия к тому, чтобы ЭО стала обычной практикой и для российских государственных и коммерческих банков.

Настоящее Методическое пособие по экологической оценке адресовано инвесторам и инициаторам намечаемой хозяйственной деятельности, специалистам, которые участвуют в подготовке и реализации инвестиционных проектов. В нем содержится информация, позволяющая регламентировать процесс ЭО в соответствии с требованиями российского природоохранительного законодательства и Оперативной директивы 4.01 «Экологическая оценка» МБРР по вопросам подготовки и принятия экологически обеспеченных хозяйственных решений.

Пособие состоит из введения, 7 глав, выводов и приложений. В первой главе дана характеристика проектно-инвестиционного цикла, в соответствии с которым формируются решения по любому ИП. Проектно-инвестиционный цикл по предлагаемой схеме признан во всем мире и достаточно хорошо освоен в России. Особое внимание уделено описанию каждой стадии проектно-инвестиционного цикла, выявлению субъектов ИП, а также критериям оценки проекта.

Во второй главе излагаются цели и задачи проведения ЭО. Показаны роль и место ЭО в структуре проектно-инвестиционного цикла. Подробно рассмотрены принципы формирования критериев отбора и показателей приоритетности ИП. Рассмотрена структура организации работ по оценке ИП, включая этапность работ и интегрированную систему документации, необходимой для проведения ЭО и принятия финансового решения.

В третьей главе рассматриваются собственно процедуры ЭО: скрининг, первичный анализ, детальная оценка. Приводится подробная характеристика информации, используемой при проведении ЭО по различным проектам. Обосновываются основные принципы классификации ИП по степени воздействия на окружающую среду. Приводятся требования к проведению ОВОС, как к инструменту выработки экологически обеспеченных хозяйственных решений, зафиксированные в нормативных документах Российской Федерации, а также дополнительные требования, исходя из практики РПОИ. Прописываются обязанности инициатора проекта хозяйственной деятельности при подготовке обосновывающей документации и проведении ОВОС.

В четвертой главе излагаются основы формирования экологических условий выработки хозяйственных решений, которые служат дополнительными ограничениями на ведение будущей хозяйственной деятельности по конкретному ИП. Перечень экологических условий реализации ИП является составной частью юридических документов по ИП (Соглашение о реализации, финансовый договор и др.).

В пятой главе предложены пути организации контроля за реализацией ИП, а также подходы к анализу полученных результатов. Помимо государственного экологического контроля инвестор также отслеживает процесс реализации ИП. Через соблюдение правил закупки оборудования и выполнение программы инвестиционной деятельности инвестор контролирует выполнение экологических условий, зафиксированных в юридических документах.

Шестая глава посвящена описанию различных экологических рисков реализации ИП. Участвуя в финансировании ИП, характеризующихся недостаточной проработанностью экологических и технологических вопросов и неопределенностью в части описания состояния окружающей среды или ее отдельных компонентов, инвестор может подвергаться повышенным заемным рискам или рискам, угрожающим его репутации.

И, наконец, в седьмой главе дается краткий обзор процедур ЭО, принятых в различных финансовых институтах - МБРР, ЕБРР, в Проекте поддержке предприятий (ППП), при финансировании ИП с использованием финансовых посредников по кредитам МБРР.

С целью обеспечения должного учета экологического фактора в обосновывающей документации по ИП и последующей ЭО в Пособии приведены перечень информации, необходимой при подготовке ИП, форматы документов и образцы их заполнения. Примеры и образцы выполнения приведены для процедур ЭО, которые явились результатом практической деятельности ИД РПОИ в 1995 - 1999 гг.

ГЛАВА 1. ПРОЕКТНО-ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ЦИКЛ

1.1. Что такое инвестиционный проект?

Согласно российскому природоохранительному законодательству любая осуществляемая на территории Российской Федерации хозяйственная деятельность должна соответствовать требованиям организации рационального природопользования и не допускать возникновения неблагоприятных воздействий на окружающую среду. Контроль за выполнением этих требований осуществляют Госкомэкология России и его территориальные органы.

Исходя из этого, суть инвестирования, как одной из форм вложения капитала в развитие хозяйственной деятельности (создание нового предприятия, расширение, реконструкция, техническое перевооружение действующего предприятия, приобретение оборудования, товаров или услуг)*, заключается не только в получении прибыли, но и в решении экологических проблем.

Инвестиционным проектом** (ИП) в данном контексте называется проект строительства нового предприятия, расширения, реконструкции, технического перевооружения, модернизации, «переноса» основного производства на новую площадку и т.д., реализация которого будет способствовать восстановлению природных ресурсов, снижению уровня или ликвидации загрязнения окружающей среды. Термин «инвестиционный проект» (Investment Project) применяется в том же значении, что и «управление проектом» (Project Management), принятом на международном уровне стандарта понимания и руководства процессами создания каких-либо хозяйственных объектов. Термин «проект», используемый в отечественной практике, означает документацию, содержащую решения по производству и/или строительству некоторого объекта, и в этом смысле является элементом «инвестиционного проекта».

* В экономической литературе под инвестированием понимается также помещение средств в финансовые активы (ценные бумаги).

** В самом общем смысле инвестиционным проектом называется проект (план, программа) вложения капитала с целью получения прибыли.

Решение о финансировании ИП может быть принято на основе информации, в той или иной степени подтверждающей два основополагающих принципа, а именно:

 вложенные средства будут полностью возвращены;

 в результате реализации проекта произойдет снижение или ликвидация неблагоприятного воздействия на окружающую среду, улучшится ее состояние.

Для принятия решения о возможности реализации предполагаемого ИП необходимо оценить, насколько вероятностные последствия его реализации соответствуют ожидаемому экологическому эффекту. Независимо от содержания конкретного ИП (строительство нового предприятия или реконструкция, техническое перевооружение, «перенос» основного производства на новую площадку и т.д.), он должен сохранять экологическую направленность, что может отражаться в названии проекта, например «Техническое перевооружение производства картона на ДАО «Картон» с целью снижения потребления энергии и вредных выбросов в атмосферу» (г. Новодвинск), «Организация производства прокладок головки блока цилиндров автомобилей из безасбестовых уплотнительных армированных материалов» (г. Ярославль) и т.д.

Субъектами ИП являются стороны, отношения которых юридически оформлены. Все они обладают необходимыми возможностями и стремятся к максимальному удовлетворению своих интересов, в частности:

инициатор ИП, носитель идеи решения проблемы с помощью проекта, обосновывает эту идею и отвечает за ее жизнеспособность в конкретных условиях;

инвестор участвует в финансировании ИП;

органы государственной власти (в том числе природоохранные) оформляют земельный участок под реализацию ИП, проводят государственную экологическую экспертизу, осуществляют контроль за соблюдением экологических, санитарных и других норм.

В развитии любого ИП всегда присутствует временной интервал - от момента начала инвестирования до того времени, когда проект начнет приносить прибыль и будет достигнут реальный экологический эффект. Временной фактор играет ключевую роль в процессе подготовки и оценки ИП, весь цикл развития которого состоит из трех стадий:

 прединвестиционная;

 инвестиционная;

 эксплуатационная (рис. 1.1).



Рис. 1.1. График инвестиционного цикла:

1 - прединвестиционная стадия; 2 - инвестиционная стадия; 3 - эксплуатационная стадия. [3]

На прединвестиционной стадии, непосредственно предшествующей основному объему инвестиций, разрабатывается Обоснование инвестиций и проект строительства, проводятся маркетинговые исследования, ведутся переговоры с потенциальными инвесторами и т.д.

В это же время может осуществляться юридическое оформление ИП (регистрация предприятия, оформление контрактов, получение согласований в органах государственного управления).

На инвестиционной стадии (или стадии реализации ИП) инициатор проекта начинает предпринимать действия, которые требуют уже существенных затрат и при этом носят необратимый характер, хотя развитие проекта еще не может быть обеспечено за счет собственных средств. Сюда входят:

 рабочее проектирование;

 закупка оборудования;

 строительство объекта инвестиционной деятельности.

После сдачи объекта инвестиционной деятельности в эксплуатацию* начинается третья стадия развития ИП - эксплуатационная. Этот этап характеризуется началом производства продукции или оказания услуг, соответствующими финансовыми поступлениями, текущими издержками и началом погашения основной суммы кредита. Суммарная продолжительность всех трех стадий составляет срок жизни проекта.

* Моментом сдачи объекта инвестиционной деятельности в эксплуатацию считается дата утверждения субзаемщиком Акта по вводу в действие последней очереди оборудования по ИП.

Исчерпывающая характеристика ИП дается на основании информации, полученной и обработанной на прединвестиционной стадии. На этой же стадии проводится ряд исследований и ведется подготовка к началу осуществления проекта. Детальность исследований варьирует в зависимости от требований инициатора и инвестора, возможностей финансирования, времени, отведенного на их проведение, и классификации ИП по степени воздействия на окружающую среду. Принято выделять три уровня прединвестиционных исследований [3]:

 исследование возможностей осуществления ИП;

 предпроектные исследования;

 подготовка Обоснования инвестиций.

Различие между уровнями прединвестиционных исследований** достаточно условно, однако, независимо от размеров инвестиций и типа проекта, инициатор должен представить определенную информацию и подготовить все необходимые документы. Важно отметить также факт безусловной проработки всех вопросов, связанных с ИП, так как это в значительной степени определяет успех или неудачу проекта в целом.

** Стоимость прединвестиционных исследований в общей сумме капитальных затрат довольно велика. По данным ЮНИДО, она составляет от 0,8 % для крупных проектов до 5% при небольших объемах инвестиций [11].

Исследование возможностей осуществления ИП связано с формированием концепции и целей реализации проекта. Недостаточно или неправильно сформированная концепция ИП (особенно в части ее экологического обеспечения) может создать серьезные трудности при его дальнейшем продвижении в системе подготовки и принятия решений, вне зависимости от того, насколько успешно будут предприниматься все последующие действия. Концепция ИП должна отражать оба аспекта проекта - финансово-организационный и экологический.

Формируя концепцию проекта, инициатор должен стремиться показать:

 предысторию развития идеи реализации проекта;

 влияние проекта на улучшение качества окружающей среды на территории его реализации;

 технологические аспекты инвестиционной деятельности;

 оборудование, закупаемое в рамках проекта, его экологические характеристики;

 стремление инициатора способствовать решению экологических проблем территории реализации проекта, общенациональных или глобальных экологических проблем и т.д. (образец 1).

Образец 1

ПРИМЕРЫ КОНЦЕПЦИИ ТИПИЧНЫХ КОММЕРЧЕСКИ ЖИЗНЕСПОСОБНЫХ ПРОЕКТОВ

«Организация малоотходного производства биогранул с утилизацией короотвалов целлюлозно-бумажной и деревоперерабатывающей промышленности» (АОЗТ «Дарита», г. Калининград). Инвестиционный проект направлен на: (1) создание эффективного производства (60 тыс. т/год) экологически чистого биотоплива в форме гранул для профессионального европейского и местного рынков; (2) ликвидацию короотвалов ЦБК, расположенных в г. Калининграде и Калининградской области; (3) снижение выбросов в атмосферный воздух оксидов углерода (СО, СО2), азота (NО, NO2), серы (SO2), золы с дымовыми газами котельных и ТЭС в результате замены угля на биогранулы.

«Утилизация попутного нефтяного газа концевых ступеней сепарации нефти на Вынгапуровской компрессорной станции» (г. Ноябрьск). ИП предусматривает технологическую переработку «жирного» газа с целью получения полезных продуктов, что обеспечивает: (1) утилизацию ценного природного сырья, которое в настоящее время является отходом добычи нефти; (2) предотвращение выбросов в атмосферный воздух продуктов сгорания «жирного» газа; (3) экономию значительных объемов природных ресурсов. Концепция ИП заключается в утилизации «жирного» газа и улучшении качества окружающей среды путем:

(а) замены компрессоров марки 7ВКГ на более эффективные, обеспечивающие повышение давления газа 3-й ступени сепарации нефти до 1,6 МПа;

(б) сооружения на резервной площадке Вынгапуровской КС малогабаритной блочной бензиновой установки для получения из «жирного» газа высокооктанового бензина, сухого отбензиненного газа, автопропана и пропан-бутановой смеси, широкой фракции легких углеводородов.

На рис. 1.2 приведен пример трансформации концепции ИП от традиционно коммерческого к экологически обеспеченному, т.е. подготовленному с учетом экологических требований, направленному, в том числе, на минимизацию техногенного воздействия на окружающую среду. Цель реализации ИП должна включать описание (характеристику) конечного продукта и конечный экологический эффект, который может быть получен с помощью осуществления проекта (образец 2).

Образец 2

Целями реализации ИП «Улучшение экологической обстановки в г. Волгограде путем значительного уменьшения вредных выбросов в атмосферу химических предприятий «Пласткард» и «Волгограднефтепереработка» (г. Волгоград) являются:

 расширение производства и ассортимента конечного продукта - поливинилхлорида - с 60 тыс. т/год до 80 тыс. т/год;

 ликвидация процесса образования кубовых остатков на стадии ректификации дихлорэтана в объеме 3 тыс. т/год;

 ликвидация выбросов продуктов сгорания «жирного» газа на факеле Волгоградского нефтеперерабатывающего завода в объеме 30 тыс. т/год;

 ликвидация выбросов горючего газа от стадии пиролиза на АО «Пласткард» в объеме 35 тыс. т/год.

Предпроектные исследования проводятся по нескольким направлениям:

 место размещения (поиск или оценка территории) объектов инвестиционной деятельности с учетом технологических, географических и социальных факторов;

 выбор и обоснование технологий, оборудования, объемов строительства и т.д.;

 материальные затраты (потребности в сырье, вспомогательных материалах и энергоносителях);

 оценка воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду.

На основании информации, полученной на стадии предпроектных исследований, подготавливается Обоснование ИП. В самом общем случае под Обоснованием ИП понимается документ, содержащий всю информацию о проекте, достаточную для принятия решения о его финансировании и реализации. Структура Обоснования ИП выглядит следующим образом*:

 характеристика предприятия-заявителя (инициатора ИП) и его финансового состояния;

 технологические аспекты ИП;

 оценка воздействия реализации ИП на окружающую среду;

 программа реализации ИП;

 экономические характеристики ИП;

 финансовые аспекты ИП.

* Требования к подготовке Обоснования ИП более подробно рассматриваются во Временном руководстве по оперативной деятельности Российской программы организации инвестиций в оздоровление окружающей среды, М, 1997.

Категория достаточности информации включает в себя также:

 все необходимые согласования в органах государственной власти, в том числе наличие положительного заключения государственной экологической экспертизы на Обоснование ИП;

 оценку форм и условий финансирования ИП, выполняемую инвестором проекта, с обязательной экологической оценкой.



Рис. 1.2.

Последнее условие - ЭО проекта - имеет важное значение для принятия решения о состоятельности ИП. Далее будут подробно рассмотрены вопросы подготовки исходных данных, процедуры и методы обработки и анализа имеющейся информации, а также интерпретация результатов, полученных в ходе ЭО.

1.2. Проектный цикл

Выявление ИП, отбор, подготовка, оценка, переговоры, согласование в органах государственной власти, реализация, наблюдение и оценка исполнения условий реализации составляют проектный цикл, который, с отдельными вариациями, един для всех проектов. В тоже время, инициатор имеет свою процедуру оценки проекта и принятия решения о его финансировании. Соотношение стадий проектного и инвестиционного циклов представлено в табл. 1.1.

Таблица 1.1

СТАДИИ РАЗВИТИЯ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЕКТА

Стадии инвестиционного цикла

Стадии проектного цикла

Прединвестиционная

Выявление/Отбор ИП

Подготовка ИП

Оценка ИП

Переговоры

Инвестиционная

Реализация ИП

Эксплуатационная

Анализ результатов реализации ИП

По существу речь идет о проектно-инвестиционном цикле, на каждом этапе которого инициатор и инвестор имеют собственные процедуры подготовки и оценки проекта, позволяющие избежать возможных рисков его реализации (табл. 1.2).

Основная задача инициатора ИП в рамках проектно-инвестиционного цикла заключается в формировании и реализации ИП. Для этого инициатор: формулирует концепцию проекта, подготавливает его в соответствии с требованиями органов власти и инвестора, согласовывает в соответствующих органах государственной власти, осуществляет рабочее проектирование, закупки оборудования и строительство намеченных объектов, производит продукцию, осуществляет экологический мониторинг.

Задача инвестора в проектно-инвестиционном цикле заключается в оценке ИП с точки зрения целесообразности (или нецелесообразности) осуществления инвестиций. Для этого инвестор проводит отбор и оценку ИП, ведет переговоры и оформляет юридические документы, осуществляет контроль за выполнением условий реализации ИП. Каждая стадия проектного цикла переходит в следующую, а прошлые стадии, в свою очередь, порождают новые проектные подходы и идеи и ведут к выявлению новых проектов, производя самовозобновление цикла.

Рассмотрим подробно задачи, решаемые инициатором и инвестором ИП на каждой стадии проектно-инвестиционного цикла.

Таблица 1.2

ЗАДАЧИ ИНИЦИАТОРА И ИНВЕСТОРА В ПРОЕКТНО-ИНВЕСТИЦИОННОМ ЦИКЛЕ

Стадии развития ИП

ИНИЦИАТОР

ИНВЕСТОР

Прединвестиционная

1. Подготовка проектного предложения и оформление заявки на финансирование ИП

1. Скрининг проектного предложения

2. Подготовка Обоснования ИП/Проведение ОВОС

2. Оценка ИП

3. Согласование ИП в органах государственной власти/ГЭЭ

3. Переговоры

4. Оформление юридических документов

4. Оформление юридических документов

Инвестиционная

5. Рабочее проектирование

5. Оплата счетов

6. Закупка оборудования и строительство

Эксплуатационная

7. Производство продукции

6. Контроль за правильностью выполнения, условий инвестирования

1.2.1. Отбор инвестиционных проектов

На первой стадии проектного цикла выявляют ИП, имеющие высокий приоритет, кажущиеся стоящими поддержки и представляющие интерес для всех сторон - инициатора, инвестора и органов государственной власти*. При этом желательно, чтобы отобранные проекты вписывались и поддерживали согласованную стратегию социально-экономического развития данного региона, соответствовали отраслевым целям. Эти проекты должны отвечать критериям выполнимости, т.е. должны быть найдены такие технические и организационные решения, которые были бы соразмерны с ожидаемыми выгодами. Единственным требованием к ИП на стадии отбора является соответствие неким стандартам.

* Далее - органы власти

Выявленные ИП включаются в программу кредитования, которая составляет базу для будущей работы любого инвестора, даже если в этой позиции объединены «инициатор-инвестор». Программы кредитования используются для программирования и составления бюджета операций инвестора и для обеспечения наличия ресурсов, необходимых для проведения каждого проекта через последовательные стадии проектного цикла.

1.2.2. Подготовка инвестиционных проектов

После признания ИП пригодным для дальнейшего рассмотрения и изучения начинается длительный период (обычно один или два года) тесного сотрудничества между инвестором и инициатором при подготовке обосновывающей документации. Трудно дать схематизированное описание данной стадии подготовки ИП из-за множества переменных: природа проекта, цель и концепция, опыт и способности инициатора, доступные в настоящее время сведения (в том числе экологического характера), источники и возможности финансирования, а также характер отношений между инвестором, инициатором, органами власти и другими донорами, которые могут быть вовлечены в проект. Тем не менее можно выделить основные этапы подготовки ИП:

 подготовка проектного предложения;

 проведение ОВОС и подготовка Обоснования ИП;

 рабочее проектирование.

На этапе подготовки Обоснования ИП осуществляются все процедуры обязательных согласований по ИП и получение заключения государственной экологической экспертизы. Формальная ответственность за подготовку Обоснования ИП ложится на инициатора. Однако опыт показал, что инвестор также должен играть активную роль в обеспечении достаточного потока хорошо подготовленных ИП. Эта роль имеет множество аспектов, например, создание у инициатора уверенности, что он понимает требования и стандарты различных инвесторов, помощь в получении информации, характеризующей эти требования и стандарты и т.д.*

* Финансовая и техническая помощь инициатора в подготовке Обоснования ИП может быть расширена разными способами. Так, инвестор может предоставить специальные займы для технической помощи или инженерного проектирования, делать авансы из Программ подготовки проектов, возмещать инициатору затраты на выполненные ранее подготовительные работы в рассматриваемом займе и т.д.

Подготовка Обоснования ИП должна охватывать весь спектр экологических, технических, организационных, экономических и финансовых вопросов для достижения целей ИП. Например, проект строительства нового горнодобывающего предприятия, предусматривающий переселение населения с территории земельного отвода, может потребовать исследований, основанных на данных дистанционного зондирования, чтобы установить (1) территории, пригодные для переселения населения, в т.ч. возделывания земли, (2) коридоры транспортирования и состав населения, живущего в области, предложенной для переселения и т.п. Исследования на новых землях должны сопровождаться более детальным анализом почв и водных ресурсов, экономическим и социологическим обследованием переселяемого населения, чтобы предложить соответствующие формы занятости, систему маркетинга, руководство проектом и другие организационные меры.

Ключевой элемент Обоснования ИП - выявление и сравнение технических и организационных альтернатив для достижения целей его реализации. Речь в данном случае идет не о поиске наиболее продвинутых технологических решений (что само по себе необходимо), а об анализе максимально соответствующих данному этапу социально-экономического развития территории и существующей на ней экологической обстановке. Изучение альтернатив, их сравнение и обоснование наилучшей проводится при выполнении ОВОС. Подготовка Обоснования ИП требует исследования его выполнимости, при этом выявляются и готовятся предварительные проекты технических и организационных альтернатив, сравниваются затраты и выгоды, детально изучаются все привлекательные альтернативы, пока не будет выработано удовлетворяющее всех решение.

Все это требует времени, но для заинтересованных сторон время, затраченное на достижение лучшего организационного и технического решения, на предупреждение возникновения экологических и других проблем, обычно многократно окупается.

1.2.3. Оценка инвестиционных проектов

Когда ИП приобретает окончательную форму и исследования близятся к завершению (т.е. подготовлено и согласовано Обоснование ИП), он передается инвестору для оценки. Оценка - наиболее известная стадия проектно-инвестиционного цикла, отчасти потому, что это - кульминация всех подготовительных работ по проекту, всесторонний обзор всех его аспектов и основа для принятия решения о реализации и окончательной оценки его исполнения. Оценка ИП - исключительная ответственность инвестора. Она охватывает пять главных аспектов проекта - технический, организационный, экономический, финансовый, экологический.

Техническая оценка. ИП должен быть надежным, разработанным в соответствии с принятыми технологическими и иными стандартами. Инвестор рассматривает альтернативы технических решений, оценивает предложенные решения и ожидаемые результаты. Более конкретно при технической оценке ИП рассматриваются:

 предлагаемая технология;

 типы оборудования или процессов и их соответствие местным условиям;

 предлагаемый подход для предоставления услуг;

 реальность планов реализации ИП;

 планировка и местоположение объектов инвестиционной деятельности;

 вероятность достижения ожидаемых уровней производства.

Важнейшая часть технической оценки - рассмотрение предложенных методов закупок, с тем чтобы удостовериться в выполнении требований инвестора. Изучаются процедуры получения инженерных, архитектурных или других услуг. Кроме того, рассматривается оценка эксплуатационных затрат предприятий, услуг и пригодность необходимого сырья или материалов. Исследование потенциальных воздействий выбранной технологии на окружающую среду, а также предлагаемые меры по охране окружающей среды должно показать, что любые неблагоприятные воздействия будут контролироваться в рамках данной технологии (образец 3).

Образец 3

Краткое содержание отчета по технической оценке Инвестиционного проекта

На основе Обоснования ИП рассматриваются:

 альтернативы по технологическим, размещенческим, инженерным и иным аспектам ИП;

 характеристика и оценка основных технологических процессов и уровня их апробации;

 меры по предотвращению неблагоприятных воздействий на окружающую среду по выбранной технологической альтернативе ИП;

 технические, экологические и потребительские характеристики проектного продукта;

 система контроля (мониторинга) за технологическими процессами, создаваемыми в результате реализации ИП.

Организационная оценка. По современной экономической терминологии «создание эффективно действующих управленческих структур» - одна из наиболее важных целей реализации любого инвестиционного плана или программы. Это означает, что передача финансовых ресурсов и строительство сооружений, сколь угодно ценных самих по себе, является, в конечном счете, менее важной задачей, чем создание надежной и жизнеспособной организационной структуры, включающей не только непосредственно инициатора намечаемой деятельности, но и инвестора, общественности, органов власти и иные заинтересованные стороны. Опыт показывает, что недостаточное внимание к организационным аспектам ИП приводит к проблемам уже в ходе его реализации.

При оценке организационных аспектов ИП рассматриваются:

 правовые аспекты заявителя;

 адекватность организационной схемы ИП целям его реализации;

 условия участия в проекте всех заинтересованных сторон;

 эффективность использования местных возможностей и инициатив и др.

Создание соответствующей организационной структуры, возможно, наиболее трудный из всех аспектов проекта. На рис. 1.3 показана организационная схема ИП «Очистка рек северо-западной части Вологодской области от затонувшей древесины с ее последующей переработкой» как один из примеров сложности организационной структуры конкретного ИП.

Экономическая оценка. Через анализ соотношения прибыль/цена различных альтернатив ИП может быть отобран наиболее полезный приемлемый как для целей социально-экономического развития территории, так и для достижения целей инициатор/инвестора. Такой анализ обычно делается последовательными этапами в ходе подготовки ИП, но оценка - ответственность инвестора. В ходе экономической оценки проект изучается в отраслевой обстановке. Рассматриваются инвестиционная программа для отрасли, сильные и слабые стороны государственных и частных инвесторов, а также ключевые аспекты государственной политики в соответствующем секторе экономике. Так, экономическая оценка ИП по переработке медьсодержащих отходов включает рассмотрение всей отрасли по добыче, переработке меди и ее (отрасли) роль в экономическом развитии страны. При экономической оценке такого ИП исследуются соотношения с прямыми способами добычи и различные способы обогащения. Изучаются стратегия развития данной отрасли и рекомендуемые изменения, в частности в нормативной практике и т.д.

Так как оценки будущих затрат и доходов содержат существенные допуски на ошибки, при экономической оценке ИП всегда выполняется анализ чувствительности дохода от проекта к изменениям в некоторых из ключевых предположений. В случаях большой неопределенности проводится также анализ вероятности риска. Оптимальные сроки инвестиций проверяются относительно прибыли в первые годы реализации проекта. Как качественный, так и количественный экономический анализ всегда стремится к оценке вклада проекта в социально-экономическое развитие; это остается основным критерием для отбора ИП для финансирования (образец 4).

Образец 4

Краткое содержание отчета по результатам экономической оценки ИП «Организация малоотходного производства биогранул с утилизацией короотвалов целлюлозно-бумажной и деревоперерабатывающей промышленности» (г. Калининград)

1. Оценка инвестиционных затрат по инвестиционному проекту:

 капитальные затраты;

 инвестиционные затраты некапитального характера;

 затраты на создание оборотного капитала.

2. План производства и продаж проектной продукции.

3. Оценка текущих затрат на выпуск продукции.

4. Налоги.

5. Оценка коммерческой эффективности инвестиционного проекта.

6. Анализ чувствительности проекта.

7. Народнохозяйственная и бюджетная эффективность проекта.

Финансовая оценка. Проведение финансовой оценки ИП имеет несколько целей. Одна из них - обеспечить наличие достаточных средств для покрытия расходов на осуществление ИП. Более привлекательными являются проекты, в которых инвестор не предоставляет инвестиций на все проектные затраты, а ожидает от инициатора или иных участников покрытия некоторых (или всех) местных затрат. Кроме того, такие инвесторы как МБРР, ЕБРР, Европейский фонд развития, региональные банки развития, двусторонние агентства помощи и возрастающее число коммерческих банков, все чаще отдают предпочтение проектам совместного финансирования. Поэтому важным аспектом финансовой оценки является разработка плана финансирования, предусматривающего наличие средств на разных этапов реализации ИП.

Финансовая оценка включает также рассмотрение финансовой жизнеспособности заявителя, т.е. способен ли он:

 покрыть все финансовые обязательства, в том числе оплатить долг инвестору;

 выделить достаточно средств из внутренних источников, чтобы обеспечить разумную рентабельность инвестиций и сделать достаточный вклад в будущие основные и оборотные средства?



Рис. 1.3. Организационная схема реализации инвестиционного проекта «Очистка рек Северо-Западной части области от затонувшей древесины с ее последующей переработкой в клееные мебельные щиты и оконные».

Финансы предприятия тщательно изучаются через балансовые отчеты, результаты финансовой деятельности и потоки денежных средств. Там, где система учета не соответствует принятой, может быть установлена новая. Дополнительные показатели финансовой надежности заявителя могут включать соответствующие показатели ликвидности или ограничения дополнительного долгосрочного заимствования. При проведении финансовой оценки рассматривается также способность покрытия инвестиций и эксплуатационных затрат участниками проекта (образец 5).

Экологическая оценка. ЭО проводится с целью подтверждения экологической обеспеченности ИП и соответствие его требованиям российского природоохранительного законодательства. Экологическая оценка выполняется не только на основании информации, представленной в Обосновании ИП, но, прежде всего, по результатам ОВОС. Проведение экологической оценки требует посещения предприятия-заявителя, знакомства с территорией размещения объектов инвестиционной деятельности.

Образец 5

Краткое содержание отчета по финансовой оценке ИП

1. Оценка предполагаемого плана финансирования ИП и его соответствия требованиям инвестора.

2. Оценка величины собственных затрат предприятия на реализацию проекта и источников их финансирования.

3. Предполагаемые условия предоставления кредита.

4. Оценка предлагаемых способов обеспечения выполнения платежных обязательств по кредиту.

Для действующих предприятий при экологической оценке немаловажное значение имеет информация о:

 роли предприятия в формировании экологической ситуации на территории (в районе, городе и т.д.);

 взаимоотношениях инициатора с органами власти, и прежде всего природоохранными;

 вероятности получения заявителем необходимых согласований по ИП (инфраструктурное обеспечение);

 наличии у заявителя технических средств, достаточных для проведения производственного экологического мониторинга.

При проведении ЭО рассматривается эффективность ИП, как соотношение объемов (размеров) ликвидируемого неблагоприятного воздействия на окружающую среду (от действующего предприятия) и воздействия, которое останется или будет привнесено в результате реализации ИП (образец 6).

Образец 6

Краткое содержание отчета по экологической оценке ИП

1. Оценка экологической ситуации на территории реализации ИП.

2. Влияние предприятия-заявителя на окружающую среду. Природоохранные платежи.

3. Экологические требования законодательства, распространяющиеся на реализацию ИП.

4. Оценка уровня воздействия на окружающую среду реализации альтернатив технологических решений, рассматриваемых на стадии подготовки Обоснования ИП.

5. Оценка полноты выявленных источников воздействия на окружающую среду объектов инвестиционной деятельности.

6. Экологическая эффективность реализации ИП.

7. Ожидаемые экологические и связанные с ними социальные, экономические и другие последствия осуществления ИП.

8. Сокращение платежей за загрязнение окружающей среды.

9. Оценка программы производственного контроля за уровнем воздействия на окружающую среду.

10. Оценка и согласование Перечня экологических условий для выработки решений по ИП при проектировании, строительстве и эксплуатации объекта инвестиционной деятельности.

Если в ИП планируется полностью ликвидировать существующий источник неблагоприятного воздействия на окружающую среду, однако при этом будут созданы один или несколько новых источников, необходимо представить в ИП информацию о мероприятиях, направленных на уменьшение этого воздействия, программе мониторинга и т.д. Совместно с инициатором инвестор рассматривает и согласовывает Перечень экологических условий реализации ИП, который затем будет включен в юридические документы и станут предметом контроля на протяжении всего жизненного цикла проекта.

Резюме. По результатам проведенных оценок ИП инвестор готовит Доклад по результатам детальной оценки ИП, который отражает содержание ИП и рекомендует сроки и условия его реализации. В связи с непосредственным участием инвестора в выявлении и подготовке ИП, его оценка редко кончается отклонением проекта, но он может быть сильно изменен в ходе детальной оценки.

1.2.4. Переговоры, представление инвестиционного проекта инвестору

Переговоры - этап, на котором инвестор и инициатор пытаются достигнуть соглашения о мерах, необходимых для обеспечения реализации ИП. Эти соглашения затем преобразуются в юридические обязательства, вносятся в документы о финансовой поддержке проекта (Договор субзайма, Соглашение о реализации ИП). Юридические документы, которые будут согласованы в ходе переговоров, включают:

 общие цели реализации ИП;

 координацию действий различных участников ИП;

 экологические условия реализации ИП.

Составление и обсуждение юридических документов - существенная часть процесса достижения договоренностей между инициатором и инвестором, органами государственной власти по целям реализации ИП, по конкретным действиям и детальному календарному плану его реализации.

Переговоры - это процесс требований и уступок обеих участвующих сторон. Инвестор должен учиться приспосабливать общую инвестиционную стратегию к тому, что может быть выполнено на предприятии в конкретной обстановке подготовки и реализации ИП.

После переговоров Оценочный доклад, а также проекты юридических документов по ИП представляются инвестору. Если он одобряет их, юридические документы подписываются. Начинается этап реализации ИП.

1.2.5. Реализация инвестиционного проекта и наблюдение за ходом реализации

Следующий этап в проектного цикла - его фактическая реализация в ходе строительства объектов инвестиционной деятельности и их последующей эксплуатации. Реализация ИП является ответственностью инициатора и сопровождается любой согласованной с инвестором помощью, например организацией дополнительных исследований, обучением персонала, и т.д.

Задача инвестора на этой стадии проектного цикла - контролировать выполнение инициатором условий реализации ИП (наблюдение за проектом). Все ИП сталкиваются с различными проблемами в процессе реализации. Как правило, часть из них невозможно предсказать на более ранних стадиях подготовки ИП. Проблемы могут быть обусловлены как самим процессом развития проекта, согласования роли различных его участников, изменением экономической и политической ситуации, сменой руководства проектом (или предприятия-заявителя), так и более конкретными причинами - отработкой технологической схемы, сбои при пуско-наладочных работах и т.д.

Например, ИП, направленный на переработку медьсодержащих отвалов горно-обогатительного комбината, имеющий хороший экологический эффект, может стать экономически неэффективным из-за падения цен на медь, роста тарифов на электроэнергию, транспортные перевозки. Если эти изменения происходят после вступления финансовых документов в силу, реализация проект откладывается. Адекватное наблюдение за проектом должно способствовать своевременному выявлению возникающих проблем и выработке предложений по их устранению. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что цели развития проекта остаются постоянными, а путь реализации часто отличается от того, который был изначально запланирован. Наблюдение за ходом реализации ИП выполняется различными способами:

 подготовка и представление инвестору отчетов по всем аспектам ИП в заранее оговоренные сроки;

 наблюдательные миссии на предприятие-заявитель;

 проведение контрольных измерений, особенно по вопросам достижения экологических эффектов и др.

В ходе переговоров вырабатывается соглашение по графику предоставления отчетов о достигнутых результатах в ходе реализации ИП. Эти отчеты должны содержать информацию о фактическом выполнении проекта, произведенных затратах, достигнутых показателях улучшения состояния окружающей среды.

Отчеты о результатах реализации ИП рассматриваются инвестором. Возникающие проблемы реализации ИП решаются путем переговоров или в ходе миссий. Важным элементом наблюдений за ходом реализации ИП является соблюдение правил закупок товаров и услуг, финансируемых за счет инвестора. Закупки осуществляются в соответствии с руководящими принципами, включенными в каждый финансовый договор и предназначенными для обеспечения того, чтобы необходимые товары и работы были предоставлены наиболее эффективным и экономичным способом.

1.2.6. Оценка исполнения инвестиционного проекта

Поскольку наблюдение за ходом реализации ИП - это также процесс изучения проект через опыт, то особый интерес вызывает тот период в жизни проекта, когда строятся здания и сооружения, устанавливается закупленное оборудование, происходит его отладка и пуско-наладочные работы. В данный период наблюдения за реализацией ИП, как правило, фокусируется на проблемах текущего момента. Как только привлеченные средства полностью израсходованы, уровень наблюдения за дальнейшей эксплуатацией объектов инвестиционной деятельности резко снижается. Поэтому большое значение имеет оценка результатов реализации ИП на момент начала эксплуатации оборудования по всей технологической схеме

Оценка результатов реализации ИП проводится инициатором, инвестором. Отчет может представляться в органы государственной власти, иным заинтересованным участникам с целью тиражирования проекта, его рекламы и т.д.

1.3. Критерии оценки инвестиционного проекта

Рассмотрев проектно-инвестиционный цикл, отметим наиболее информативную его стадию - стадию детальной оценки ИП, суть которой заключается в предоставлении полной и достоверной информации о проекте в виде, позволяющем лицу, принимающему решение о финансировании проекта, сделать вывод о целесообразности (или нецелесообразности) осуществления инвестиций. Не может быть хорош проект, если результаты его оценки не удовлетворяют тем или иным требованиям инвестора. Значимость результатов детальной оценки в равной степени зависит от полноты и достоверности исходных данных, а также соответствия ИП критериям оценки.

Каковы же общие критерии оценки коммерчески привлекательных и экологически обеспеченных инвестиционных проектов? В самом общем виде можно отметить следующие критерии:

 финансовая состоятельность инициатора (предприятия-заявителя);

 эффективность инвестиций;

 экологическая эффективность.

В настоящее время оценка экологической эффективности ИП представляет наибольшую сложность для инвестора. Провести ЭО и выявить соответствие проекта экологическим требованиям российского законодательства можно только в том случае, если его подготовка сопровождалась проведением ОВОС. Информация, полученная при проведении ОВОС, является ключевой при подготовке Обоснования ИП и принятии потенциальным инвестором решения об участии в проекте.

Прежде чем приступить к описанию формализованных методов экологической оценки ИП, следует подчеркнуть чрезвычайную значимость учета всего комплекса проблем, сопутствующих осуществлению ИП. К числу таких проблем относятся: степень соответствия ИП общей стратегии развития предприятия, наличие квалифицированной и работоспособной «управленческой команды», готовность инициатора открыто обсуждать финансовые вопросы, поддержка предприятия органами власти, включение ИП в целевые природоохранные программы или программы социально-экономического развития и т.д.

  1   2   3   4   5   6   7   8


ЦЕНТР ПОДГОТОВКИ И РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ПРОЕКТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО СОДЕЙСТВИЯ
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации