Карсавин Л.П. Философия истории - файл n1.doc

приобрести
Карсавин Л.П. Философия истории
скачать (1804.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc1805kb.29.05.2012 21:45скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   141
ПАМЯТНИКИ РЕЛИГИОЗНО - ФИЛОСОФСКОЙ
мысли нового
ВРЕМЕНИ

РУССКАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ФИЛОСОФИЯ

ЛЕВ ПЛАТОНОВИЧ
КАРСАВИН

ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ

АО КОМПЛЕКТ С-ПЕТЕРБУРГ 1993
Текст рукописи подготовлен Хоружим С. С.
Книга издана при участии и содействии Комиссии

по творческому наследию Карсавина Л Π
Книга была опубликована в Берлине в 1923 г. издательством «Обелиск». Она

написана почти целиком в Петрограде в поел. годы перед высылкой, но дополнения

и изменения, как видно по тексту, продолжали вноситься до самой публикации. Т. о.,

взгляд Карсавина на историю, данный здесь, отражает уже и опыт Мировой войны,

и Рус. революции, и первых лет нового порядка. Из многочисленных небольших работ,

выпущенных автором в пору НЭП'а, одна связана весьма тесно с «Философией

истории»: это — брошюра «Введение в историю (теория истории)» (Пг, «Наука и

школа», 1920). Вышедшая в серии «Введение в науку», она носит пропедевтический

характер: Карсавин дает здесь характеристику (по большей части, критическую) осн.

направлений в теории и методологии истории, а также приводит аннотированный список

гл. трудов; все эти направления и труды затем фигурируют и в «Философии истории».
ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ


ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ ОГЛАВЛЕНИЕ

text.htm - glava01

ГЛАВА ПЕРВАЯ Основные предпосылки и понятия философии истории. ......... 15—80
1. Философия, теория и метафизика истории (15—16). Связь двух первых (15—16). Историческое бытие и знание (17 ср. С§ t5, 23, 32).
2. Развитие и изменение (17—18). Обусловленность изменения разъединенностью его элементов. Связь его с пространственностью и понятиями системы, причинной связи и силы (18—20). Непрерывность развития. Его имманентный ему субъект (20). Развитие и разъединенность (21 ср. стр.69 ел.).
3. Связь понятий изменения и причинности в теории истории (21—22). Причинное объяснение в историографии как тавтология и мнимое объяснение (23—24). Конкретный пример — причинное объяснение крестьянских войн в эпоху Реформации. Их религиозная сторона как причина и непрерывный процесс (24—26). Монизм объяснения. Социальная идеология как вторая причина крестьянских войн (26— 28). Мнимая проблема взаимодействия двух причин (28). Историки-материалисты и идеалисты (28—29). Причинность и «Внешняя сторона» исторического процесса. Ее показательность (29—30). Географические «факторы». Материальное (природное) и социальнопсихическое (историческое). Их взаимоотношение (30—32). Бесчисленность причин, невозможность и несущественность причинного объяснения в истории (32—34).
4. Термин «развитие» (34).
5. Связь истории с наукой о душе (ср. §§ 18, 19, и 14) и душевное развитие как пример развития вообще (34—35). Единство души во множественности ее «качествовании». Душа как имманентный процессу душевного развития субъект его. Самосознание (35—39). Душа как всеединство своих качествовании и их различность (39—40). Недостаточность эмпирического бытия души. «Несовместимость» некоторых ее «моментов» (качествовании). Единство в душе и ее моментах бытия и небытия (40—42). Степени различенности и противостояния моментов. «Мое», «данное», «иное». Душа (субъект) как момент высшего субъекта (42—43).
6. Всевременность души. Различия прошлого, настоящего и будущего во временности и всевременности (43—48). Всеединая душа как совершенная и как недостаточная (48—49 ср. стр. 39—40).
7. Момент всеединого субъекта как специфическая его актуализация (50). Иерархия моментов; их различность, становление и погибание, бытие и небытие (ср. стр. 40, 42 и § 22). Окказионализм и предустановленная гармония (51—53).


8. Завершенность и совершенство. Бесповоротная недостаточность. Совершенство как идеал и несовершенство как стяженность. Реальность идеала. Обоснованность ее абсолютною Благостью. Основные понятия теории всеединства (53—55).
9. Развитие в связи с завершенностью и усовершенствованностью. Опасности разъединяющего истолкования (55—56 ср. стр. 18—20 и § 3). «Данность» как основа достоверности знания. Неизбежная стяженность знания о стяженном развитии (ср. стр. 18). Знание как знание момента (56—57). Проблема знания в теории всеединства. Знание как умаление самосознания, как «общее» качествование, как «символическое» (ср. стр. 65—67) и отвлеченное (57—61).
10. Относительность и абсолютная ценность знания (61—62). Цель и смысл развития (62—63). Равноценность и разноценность моментов. Богочеловеческое как критерий для их оценки (63—65). Особенности познания развития. «Символичность» и «диалектика» (65— 67).
11. Взаимодействие субъектов. Непосредственная данность в знании чужого развития (67—68 ср. стр. 42—43, 56). Высший многоединый субъект и взаимодействие низших как его актуализация в них (ср. § 35, стр. 192 ел.). Взаимодействие и изменения (68—70 ср. стр. 21).
12. Проблема личности. Моменты-качествования и моменты-индивидуальности. Недостаточность для различения их «субъективного» критерия. Болезни личности (70—73). Различение между индивидуальностью и качествованием на основе отношения их и высшей индивидуальности. «Общность» качествования (ср. стр. 59—61) и безусловное многообразие личности (ср. §§ 19, 25). Принцип личности и Абсолютное (73—76).
13. Абсолютное Бытие. Абсолютная Благость и космос. Теофания (76— 77). Богочеловечение. Истинная абсолютность. Свобода космоса и его бесповоротное несовершенство. Его усовершенность и Боговоплощение (77—78). Связь этих положений с теорией всеединства (78—80 ср. §§ 8, 28, 29, 37).
81-


-177


text.htm - glava02

ГЛАВА ВТОРАЯ Границы истории. Исторический субъект и его моменты


14. Задачи и содержание истории (81—82). Автобиография, биография, история души и художественная литература (82—84; ср. стр. 65— 67, 34). Исторический и художественный методы (84—86). История индивидуальной души и история в собственном смысле слова (86— 87). Периоды развития (87—88 ср. стр. 159, §§ 37—38).
15. Стяженно-всеединое человечество как субъект исторического бытия, как субъект и объект исторического знания (ср. §§ 1, 23, 32). Его недостаточность и усовершенность (88—90; ср. еще § 8).
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   141


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации