Росляков А.В., Самсонов М.Ю., Шибаева И.В. IP-телефония - файл n1.doc

приобрести
Росляков А.В., Самсонов М.Ю., Шибаева И.В. IP-телефония
скачать (14789 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc14789kb.19.09.2012 11:05скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9


А.В. Росляков, М.Ю. Самсонов, И.В. Шибаева

IP- телефония


Название: IP-телефония
Авторы: А. В. Росляков, М. Ю. Самсонов, И. В. Шибаева
Год издания: 2003
Страниц: 243

В книге представлены концептуальные основы технологии передачи речи по сетям пакетной коммутации, работающим по протоколу IP. Рассмотрены архитектуры системы IP-телефонии на базе Рекомендаций ITU-Т Н.323 и концепции TIPHON, разработанной ETSI. Описаны вопросы сигнализации, адресации, обеспечения качества в сетях IP-телефонии. Отдельные главы посвящены вопросам стандартизации и правового регулирования IP-телефонии, системам биллинга и менеджмента пользователей, вопросам безопасности, мобильности услуг. Дан анализ принципов построения сетей IP-телефонии, описана практика внедрения услуг пакетной передачи речи за рубежом и в России, приведен обзор оборудования для построения сетей IP-телефонии.

Книга будет полезна широкому кругу специалистов в области телекоммуникаций, аспирантам и студентам соответствующих специальностей.

ЭКО-ТРЕНДЗ

Москва, 2003

Содержание
Глава 1. Общие принципы IP-телефонии
1.1. Сеть Интернет и протокол IP
1.2. Терминология
1.3. Принципы пакетной передачи речи
1.4. История и перспективы развития Интернет-телефонии
1.5. Виды соединений в сети IP-телефонии
1.6. Преимущества использования IP-телефонии
1.7. Правовое регулирование IP-телефонии

Глава 2. Стандартизация IP-телефонии
2.1. Международные организации по стандартизации IP-телефонии
2.2. Стандарты ITU-Т
2.3. Стандарты ETSI.
2.4. Стандарты IETF
2.5. Профиль iNow

Глава 3. Базовая архитектура систем IP-телефонии
3.1. Архитектура системы на базе стандарта Н.323
3.2. Характеристики шлюзов IP-телефонии
3.3. Классификация шлюзов IP-телефонии
3.4. Архитектура системы на базе проекта TIPHON

Глава 4. Сигнализация в сетях IP-телефонии
4.1. Общие принципы сигнализации в сетях IP-телефонии
4.2. Сигнализация по стандарту Н.323
4.3. Сигнализация на основе протокола SIP
4.4. Сравнение протоколов Н.323 и SIP
4.5. Особенности сигнализации по концепции TIPHON
4.6. Межсетевое взаимодействие

Глава 5. Обеспечение качества IP-телефонии
5.1. Показатели качества IP-телефонии
5.2. Влияние сети на показатели качества IP-телефонии
5.3. Процедуры обработки речи в IP-телефонии
5.4. Методы кодирования речевой информации
5.5. Комплексная оценка качества IP-телефонии
5.6. Обеспечение качества IP-телефонии на базе протокола RSVP
5.7. Обеспечение качества IP-телефонии на базе протоколов RTP и RTCP
5.8. Обеспечение качества IP-телефонии на базе протокола IPv6
5.9. Обеспечение качества IP-телефонии на базе дифференцированного обслуживания
5.10. Обеспечение качества IP-телефонии на базе MPLS
5.11. Спецификация IEEE 802.1р
5.12. Обеспечение качества IP-телефонии с помощью механизма управления на основе правил
5.13. Организационные аспекты обеспечения параметров качества IP-телефонии

Глава 6. Адресация в сетях IP-телефонии
6.1. Нумерация в телефонных сетях общего пользования
6.2. Адресация в IP-сетях
6.3. Проблемы адресации в сетях IP-телефонии

Глава 7. Системы биллинга и менеджмента пользователей IP-телефонии
7.1. Особенности систем биллинга и менеджмента пользователей IP-телефонии
7.2. Требования к системе биллинга и менеджмента пользователей IP-телефонии
7.3. Обзор систем биллинга и менеджмента пользователей IP-телефонии

Глава 8. Безопасность IP-телефонии
8.1. Типы угроз в сетях IP-телефонии
8.2. Методы криптографической защиты информации
8.3. Технологии аутентификации
8.4. Особенности системы безопасности в IP-телефонии
8.5. Обеспечение безопасности в системах на базе стандарта
8.6. Механизмы безопасности в проекте TIPHON
8.7. Обеспечение безопасности на базе протокола OSP
8.8. Обеспечение безопасности IP-телефонии на базе VPN
8.9. Реализация функций СОРМ в IP-телефонии

Глава 9. Мобильность в сетях IP-телефонии
9.1. Разновидности мобильности
9.2. Идентификация терминала и пользователя
9.3. Сценарии мобильности в сетях IP-телефонии
9.4. Мобильность в сети IP-телефонии на базе протокола IPv4
9.5. Мобильность в сети IP-телефонии на базе протокола IPv6
9.6. Мобильность в сети IP-телефонии на базе протокола SIP
9.7. Реализация функций мобильности в стандарте Н.323
9.8. IP-телефония для пользователей сетей сотовой подвижной связи

Глава 10. Принципы построения и функционирования сетей Ip-телефонии
10.1. Классификация сетей IP-телефонии
10.2. Классификация провайдеров услуг IP-телефонии
10.3. Услуги сетей IP-телефонии
10.4. Принципы тарификации в сетях IP-телефонии
10.5. Организация расчетов в сетях Ip-телефонии
10.6. Особенности организации взаиморасчетов в сетях IP-телефонии

Глава 11. Внедрение услуг IP-телефонии за рубежом и в России
11.1. Состояние и прогноз рынка услуг IP-телефонии
11.2. Практика предоставления услуг IP-телефонии за рубежом
11.3. Рынок услуг IP-телефонии в России

Глава 12. Оборудование IP-телефонии
12.1. Классификация оборудования IP-телефонии
12.2. Аппаратно-программные комплексные платформы IP-телефонии
12.3. Оборудование шлюзов IP-телефонии
12.4. УАТС с функциями IP-телефонии
12.5. IP-телефоны

Приложение 1. Зарубежные провайдеры IP-телефонии

Приложение 2. Российские провайдеры IP-телефонии

Приложение 3. Характеристики систем биллинга и менеджмента пользователей Интернет-телефонии

Приложение 4. Шлюзы IP-телефонии

Приложение 5. Аппаратные IP-телефоны

Приложение 6. Программные IP-телефоны

ВВЕДЕНИЕ
Что такое телефония знает не только каждый взрослый человек, но даже любой ребенок Существенно меньшее количество людей могут толково объяснить, что такое Интернет. И уж совсем немногие (в основном узкие специалисты) знают, что скрывается под термином «Интернет-телефония». Хотя понятно, что с точки зрения словообразования, новый термин получается путем соединения двух старых: «Интернет» и «телефония». Отсюда следует достаточно простое определение Интернет-телефонии (Интернет-телефонии, как часто пишут в последнее) — это технология передачи телефонных речевых сообщений по сети Интернет.

Работа устройств в сети Интернет осуществляется с использованием специального Интернет-протокола (Internet Protocol — IP). В настоящее время протокол IP используется не только в сети Интернет, но и в других сетях передачи данных с пакетной коммутацией (локальных, корпоративных, региональных и др.). И во всех этих сетях, в принципе, имеется ложность передавать речевые сообщения с использованием пакетов данных. Такой способ передачи речи и получил название IP-телефония (произносится «Айпи-телефония»). Зарубежом обычно употребляется аббревиатура VoIP — Voice over IP, хотя часто используют узкий термин «Интернет-телефония».

Интерес различных субъектов рынка телекоммуникационных услуг (операторов связи, провайдеров Интернет, производителей оборудования и пользователей) к данному виду связи необычайно возрос в последние годы в связи с разработкой новых стандартов и протоколов когда IP-телефонный разговор вплотную приблизился по качеству к телефонному разговору по «классическим» телефонным сетям. Этот интерес объясняется тем, что IР-тeлeфонный существенно экономить требуемую полосу пропускания каналов, что неизбежно т к снижению тарифов, особенно на междугородные и международные телефонные разговоры. Однако не все так гладко на пути внедрения новой технологии: имеются проблемы с обеспечением сквозного качества телефонной связи, затруднена совместная работа оборудования различных производителей, требуется новое, достаточно дорогое аппаратное и программное обеспечение и др.

На страницах отечественных и зарубежных телекоммуникационных журналов в последнее время развернулась дискуссия по поводу определения места и роли IP-телефонии s дальнейшем развитии средств передачи речи. Взгляды сторон, участвующих в дискуссии, противоположны.

Одни из них утверждают, что будущее принадлежит только протоколу IP, их главный тезис «Всё по IP, IP по всему». Сейчас даже появилось понятие «айпизм», которое подразумевает универсальность применения данной технологии для передачи любых видов информации (голоса, данных, видео) и замену всех других сетей на сеть с пакетной коммутацией протокола IP. Часто приходится слышать, что дни традиционной телефонии с коммутацией каналов сочтены и через 10-15 лет от нее уже ничего не останется.

Сторонники противоположных взглядов указывают на то, что несмотря на большими роста объема трафика IP-телефонии за последние годы (150-200%), его доля в США около одного процента от трафика классической телефонии, а во всем мире и того дальше. Даже с учетом всех оптимистических прогнозов операторы сетей связи и в перспектив будут получать основную прибыль от предоставления услуг телефонных сетей с коммутацией каналов. Аргументами в пользу этих доводов являются существующие проблемы с требуемого качества передачи речи по публичным каналам Интернет, сравнительно меньшая надежность существующих IP-сетей, трудность управления такими сетями.

Похоже истина где-то посередине. Действительно, IP-телефония — не панацея для решения всех телекоммуникационных проблем. Но в то же время ее использование позволяет предлагать пользователям совершенно новые, невозможные для традиционной телефонии сервисы и приложения. Да и сам фактор экономики затрат на телефонную связь играет не последнюю роль даже с учетом более низкого, но приемлемого, качества передачи разговора. Все это говорит о том, что технология IP-телефонии по большому счету выгодна всем: и пользователям, и операторам сетей, и производителям оборудования.

В международных организациях и форумах идет непрерывная разработка новых стандартов и протоколов, связанных с передачей речи по сетям с пакетной коммутацией. Производители аппаратного и программного обеспечения регулярно представляют на рынок свои новые продукты. За последние год-полтора редкий номер отечественных телекоммуникационных журналов обходится без статьи, затрагивающей технологию IP-телефонии. За рубежом издано несколько монографий, посвященных данной тематике, в сети Интернет имеется огромное количество сайтов, содержащих информацию по IP-телефонии. Все это говорит о перспективности данной технологии.

Насколько известно авторам, в России до сих пор не издано ни одной монографии, посвященной технологии IP-телефонии. В этих условиях авторы поставили перед собой задачу обобщения и систематизации информации по данной тематике. Трудность ее решения обусловлена, с одной стороны, огромным объемом имеющихся нормативных, технических и аналитических материалов, а с другой стороны, — неустоявшейся терминологией, быстрой сменой технических решений и непрерывным появлением новых промышленных разработок.

Авторы не претендуют на абсолютную полноту и глубину представления материала по IP-телефонии. Но представление в рамках одной книги концептуальных основ технологии IP- телефонии (архитектура системы, вопросы стандартизации, сигнализации, обеспечения качества и другие аспекты) — вот основная цель, к которой стремились авторы. Насколько точно она достигнута — решать читателям.




Глава 1

ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ IP-ТЕЛЕФОНИИ

1 .1. Сеть Интернет и протокол IP

О технологии и сети Интернет и используемом в ней протоколе IP (Internet Proto имеется огромное количество информации, как в самом Интернете, так и в печатных идеях, и желающие могут без труда ее найти. Далее приведены лишь основные концептуальные положения, которые необходимы для понимания возможностей применения сети Интернет IP-протокола для передачи речевых сообщений.

Точное определение термина «Интернет» было дано в октябре 1995 г. федеральным Сетевым Советом США (FNC или Federal Networking Counsil) в следующей форме:

«Интернет — это часть глобальной информационной системы, которая:

• логически связана унитарным адресным пространством, основанном на IP-проток или на его перспективных расширениях/последователях;

• может поддерживать коммуникации, используя Transmission Control Protocol Inter Protocol (ТСРЛР) или его расширения/последователи и/или IP-совместимые протоколы;

• предоставляет, использует или делает доступными (для всех или конфиденциально сервисы высокого уровня, основанные на коммуникациях и связанной с ними инфра структуре, здесь определенной».

Создатели технологии Интернет исходили из двух основополагающих соображений:

• невозможно создать единую физическую сеть, которая позволит удовлетворить потребности всех пользователей;

• пользователям нужен универсальный способ для установления соединений друг с другой, В пределах каждой физической сети подсоединенные к ней компьютеры используют

ту или иную технологию (Erthernet, Token Ring, FDDI, ISDN, соединение типа точка-точка в последнее время к этому списку добавились сеть АТМ и даже беспроводные технологии), Между механизмами коммуникаций, зависящими от данных физических сетей, и системами встраивается новое программное обеспечение, которое обеспечивает различных физических сетей друг с другом. При этом детали этого соединения «скрыты» от пользователей и им предоставляется возможность работать как бы в одной большой физической сети. Такой способ соединения в единое целое множества физических сетей и получил название технологии Интернет, на базе которой реализована одноименная сеть Интернет. Основной протокол, на базе которого строится сеть Интернет, называется Интернет протоколом или протоколом IP.

Для соединения двух и более сетей в сети Интернет используются маршрутизатору (routers) — компьютеры, которые физически соединяют сети друг с другом и с помощью специального программного обеспечения передают пакеты из одной сети в другую.

Технология Интернет не навязывает какой-то определенной топологии межсетевых соединений. Добавление новой сети к сети Интернет не влечет за собой ее подсоединения к некоторой центральной точке коммутации или установке непосредственных физических соединений со всеми уже входящими в сеть Интернет сетями. Маршрутизатор «знает» топологию сети Интернет за пределами тех физических сетей, которые он соединяет, и, основываясь на адресе сети назначения, передает пакет по тому или иному маршруту. В сети Интернет используются универсальные идентификаторы подсоединенных к ней компьютеров (адреса), поэтому любые две машины имеют возможность взаимодействовать друг с другом. В Интернет также должен быть реализован принцип независимости пользовательского интерфейса от физической сети, то есть должно существовать множество способов установления соединений и передачи данных, одинаковых для всех физических сетевых технологий.

Сеть Интернет скрывает детали соединений сетей между собой, поэтому с точки зрения конечных пользователей и по отношению к прикладным программам сеть Интернет представляет собой единую виртуальную сеть, к которой подсоединены все компьютеры— независимо от их реальных физических соединений (рис. 1.1). Каждый компьютер должен иметь программное обеспечение доступа к сети Интернет, которое позволяет прикладным программам использовать сеть Интернет как одну физическую сеть



Фундаментальным принципом Интернет является равнозначность всех объединенных с ее помощью физических сетей: любая система коммуникаций рассматривается как компонент Интернет, независимо от ее физических параметров, размеров передаваемых пакетов данных и географического масштаба. На рис. 1.2 использованы одинаковые обозначения для любых физических сетей, объединенных в сеть Интернет (например, соединений типа «точка-точка», локальных сетей рабочей группы или больших корпоративных сетей).

Универсальная сеть Интернет строится на основе семейства протоколов ТСРЛР и включает в себя протоколы 4-х уровней коммуникаций (рис. 1.3).

Уровень сетевого интерфейса отвечает за установление сетевого соединения в конкретной физической сети — компоненте сети Интернет, к которой подсоединен компьютер. На этом уровне работают драйвер устройства в операционной системе и соответствующая сетевая плата компьютера.

Сетевой уровень — основа стека протоколов ТСРЛР. Именно на этом уровне реализуется принцип межсетевого соединения, в частности маршрутизация пакетов по сети Интернет. Протокол IP — основной протокол сетевого уровня, позволяющий реализовывать межсетевые соединения. Он используется обоими протоколами транспортного уровня — ТС UDP. Протокол IP определяет базовую единицу передачи данных в сети Интернет— дейтаграмму, указывая точный формат всей информации, проходящей по сети ТСРЛР. программное обеспечение уровня IP выполняет функции маршрутизации, выбирая путь да по соединениям физических сетей. Для определения маршрута поддерживаются таблицы; выбор осуществляется на основе адреса сети, к которой подключен компьютер адресат. Протокол IP определяет маршрут отдельно для каждого пакета данных, не надежной доставки в нужном порядке. Он задает непосредственное отображение дан на нижележащий физический уровень передачи и реализует тем самым высокоэффективную доставку пакетов.



На сетевом уровне протокол IP реализует ненадежную службу доставки пакетов по сети от системы к системе без установления соединения (connectionless packet delivery service). Это означает, что будет выполнено все необходимое для доставки пакетов, однако эта доставка . Пакеты могут быть потеряны, переданы в неправильном порядке, т.д. Протокол IP не обеспечивает надежности коммуникации. Не имеется механизма между отправителем и получателем, ни между хост-компьютерами. Не имеется контроля ошибок для поля данных, только контрольная сумма для заголовка. Не поддерживается повторная передача, нет управления потоком. Обнаруженные ошибки могут быть оглушены посредством протокола ICMP (Internet Control Message Protocol).

Надежную передачу данных реализует следующий уровень, транспортный, на котором два основных протокола, TCP и UDP, осуществляют связь между машиной — отправителем пакетов и машиной-адресатом.

Наконец, прикладной уровень — это приложения типа клиент-сервер, базирующиеся на протоколах нижних уровней. В отличие от протоколов остальных трех уровней, протоколы прикладного уровня занимаются деталями конкретного приложения и «не интересуются» способами передачи данных по сети. Среди основных приложений ТСРЛР, имеющихся практически в каждой его реализации, — протокол эмуляции терминала Telnet, протокол передачи файлов FTP, протокол электронной почты SMTP, протокол управления сетью SNMP, используемый в системе World Wide Web (WWW) протокол передачи гипертекста HTTP и др.

Поскольку в Интернет детали физических соединений скрыты от приложений, уровень совершенно «не заботится» о том, что клиент приложения работает в сети Erthernet, а сервер подключен к сети Token Ring. Между конечными системами может быть несколько десятков маршрутизаторов и множество промежуточных физических сетей различных типов, но приложение будет воспринимать этот конгломерат как единую физическую сеть. Это и обуславливает основную силу и привлекательность технологии Интернет и протокола IP. На базе протокола IP строится не только сеть Интернет, но и любые другие сети передачи данных (локальные, корпоративные), которые могут иметь или не иметь выход на глобальную сеть Интернет. Универсальность и гибкость сетей на базе протокола IР дает возможность применять их не только для передачи данных, но и другой мультимедийной информации. С недавних пор IP-сети стали использовать для передачи речевых сообщений. А вот как это происходит и будет рассмотрено в данной книге.
1.2. Терминология

В технической литературе используются три основных термина для обозначения технологии передачи речи по сетям с пакетной коммутацией на базе протокола IP (Internet Protocol);

IP-телефония (IP Telephony);

голос по IP-сетям (Voice over IP — VoIP);

Интернет-телефония (Internet Telephony).

Хотя терминология в области IP-телефонии не устоялась окончательно, попробуем все-таки внести некоторую ясность хотя бы в рамках данной книги.

Под IP-телефонией будем понимать технологию, позволяющую использовать любую сер с пакетной коммутацией на базе протокола IP (например, сеть Интернет) в качестве

средства организации и ведения международных, междугородных и местных телефонных разговоров и передачи факсов в режиме реального времени.

За рубежом технология передачи голосовой информации с использованием протокол IP имеет устоявшееся название Voice over IP (VoIP). В отношении сервисов и между IP-телефонией и VoIP нет никакой разницы. Различные производители могут пре читать один или другой термин либо использовать их в равной степени. С точки же за сетевых решений «IP-телефония», безусловно, — термин более содержательный, так как реализуется не только на уровне каналов передачи (как глобальных, так и локальных), на уровне абонентского оборудования и, что немаловажно, учрежденческих автоматические телефонных станций (УАТС). Последнее действительно означает фактическую интеграл телефонии в ее привычном понимании и IP-сетей.

Интернет-телефония — это частный случай IP-телефонии, когда в качестве передачи пакетов телефонного трафика либо от абонента к оператору, либо на магии (либо на обоих названных участках) используются обычные каналы сети Интернет.

Спор о терминах в области IP-телефонии до сих пор не решен на международные уровне. Так организаторы семинара Международного союза электросвязи (ITU), IP-телефонии (Женева, 14-16 июня 2000 г.), выступили с предложением считать телефонию общим понятием, включающим Интернет-телефонию и VoIP,

Участникам семинара было предложено для обсуждения следующее различие тс логий:

Интернет-телефония — передача телефонных сообщений в сетях передачи да общего пользования, т. е. в мало или неадминистрируемых сетях.

VoIP — передача телефонных сообщений в корпоративных, т.е. в хорошо администрируемых сетях.

В процессе обсуждения документа выяснилось, что подходы стран-участниц ITU н му, что есть IP-телефония и как с ней следует поступать, совершенно различны.

Существуют два противоположных взгляда на IP-телефонию:

IP-телефония — явление аналогичное обратному вызову (call-back) и маршрутизации

по наименьшей стоимости. В этом смысле она представляет угрозу для оператор традиционной телефонии, так как использует их сетевые ресурсы в обход системы международных расчетов и, следовательно, ее нужно запретить любой ценой;

IP-телефония — это будущее сети общего пользования и, следовательно, ее нужно мерно поддерживать и развивать.

Но даже при втором подходе возникли противоречия в определениях: IP-телефон

эта услуга реального или нереального времени? В некоторых странах для разделения у телефонной сети общего пользования (ТфОП) и IP-телефонии используются понятия: качество обслуживания. И отсюда возможны два подхода к определению телефонии:

IP-телефония — это самостоятельная услуга по передаче голоса, представляющая с более дешевую альтернативу традиционной телефонии;

IP-телефония — наиболее простая для реализации услуга из пакета услуг, включая передачу данных и видео по протоколу IP. Более того, передача голоса — не самая за тельная составляющая этого пакета услуг. IP-телефония будет способствовать по местному распространению электронной торговли и добавлять в интерактивные с вые игры или chat элемент живого общения.

В итоге участники семинара пришли к выводу, что право на жизнь имеет целый и определений, особенно, принимая во внимание быстрое развитие данной технологии,
1.3. Принципы пакетной передачи речи

«Классические» телефонные сети основаны на технологии коммутации каналов (рис. которая для каждого телефонного разговора требует выделенного физического соединение Следовательно, один телефонный разговор представляет собой одно физическое соединение телефонных каналов. В этом случае аналоговый сигнал шириной 3,1 кГц передается на

АТС, где он мультиплексируется по технологии временного разделения с сигнала , которые поступают от других абонентов, подключенных к этой АТС. Далее групповой передается по сети межстанционных каналов. Достигнув АТС назначения, сигнал детиплексируется и доходит до адресата. Основным недостатком телефонных сетей станцией каналов является неэффективное использование полосы канала — во время пауз канал не несет никакой полезной нагрузки.

Переход от аналоговых к цифровым технологиям стал важным шагом для современных цифровых телекоммуникационных сетей. Одним из таких шагов в развитии телефонии стал переход к пакетной коммутации. В сетях пакетной коммутации по связи передаются единицы информации, которые не зависят от физического носителя. Такими единицами могут быть пакеты, кадры или ячейки (в зависимости от протокола), но в любом случае они передаются по разделяемой сети (рис. 1.5), более того — по отдельным виртуальным каналам, не зависящим от физической среды. Каждый пакет идентифицируется заголовком, который может содержать информацию об используемом им канале, его происхождении (т.е. об источнике или отправителе) и пункте назначения (о получателе или приемнике). В сетях на основе протокола IP все данные — голос, текст, видео, компьютерные программы или информация в любой другой форме — передаются в виде пакетов. Любой компьютер и терминал такой сети имеет свой уникальный IP-адрес, и передаваемые пакеты к получателю в соответствии с этим адресом, указываемом в заголовке. Данные могут передаваться одновременно между многими пользователями и процессами по одной же линии. При возникновении проблем IP-сети могут изменять маршрут для обхода н правых участков. При этом протокол IP не требует выделенного канала для сигнализации,

Процесс передачи голоса по IP-сети состоит из нескольких этапов.

На первом этапе осуществляется оцифровка голоса. Затем оцифрованные данные и обрабатываются с целью уменьшения физического объема данных, получателю. Как правило, на этом этапе происходит подавление ненужных пауз шума, а также компрессирование.

На следующем этапе полученная последовательность данных разбивается на паке к ней добавляется протокольная информация — адрес получателя, порядковый номер п на случай, если они будут доставлены не последовательно, и дополнительные данные коррекции ошибок. При этом происходит временное накопление необходимого данных для образования пакета до его непосредственной отправки в сеть.



Извлечение переданной голосовой информации из полученных пакетов также исходит в несколько этапов. Когда голосовые пакеты приходят на терминал получателя, сначала проверяется их порядковая последовательность. Поскольку IP-сети не гарантию время доставки, то пакеты со старшими порядковыми номерами могут прийти раньше, интервал времени получения также может колебаться. Для восстановления последовательности и синхронизации происходит временное накопление пакетов некоторые пакеты могут быть вообще потеряны при доставке, либо задержка их доставки допустимый разброс. В обычных условиях приемный терминал запрашивает передачу ошибочных или потерянных данных. Но передача голоса слишком критично времени доставки, поэтому в этом случае либо включается алгоритм аппроксимации, на основе полученных пакетов приблизительно восстановить потерянные, либо потери просто игнорируются, а пропуски заполняются данными случайным образом.

Полученная таким образом (не восстановленная!) последовательность данных преобразуется непосредственно в аудио-сигнал, несущий голосовую получателю.

Таким образом, с большой степенью вероятности, полученная информация не исходной (искажена) и задержана (обработка на передающей и приемной сторонах промежуточного накопления). Однако в некоторых пределах избыточность информации позволяет мириться с такими потерями.

Операторы сетей с пакетной коммутацией получают преимущества, присущие инфраструктуре электросвязи по самой её природе. Проще говоря, они могут продать чем в действительности имеют, основываясь на статистическом анализе работы. Поскольку предполагается, что абоненты не будут круглосуточно и ежедневно задействовать всю оплаченную полосу, можно обслужить больше абонентов, не расширяя магистральную инфраструктуру. Оборот и прибыль при этом увеличиваются.

Иными словами, абонент, оплативший полосу 64 кбит/с, использует канал в среднем на 25%. Следовательно, оператор способен продать имеющийся у него ресурс в четыре

большему числу пользователей, не перегружая свою сеть. Такой сценарий выгоден обеим сторонам — и клиенту, и продавцу, — поскольку оператор увеличивает свои доходы и уменьшает абонентскую плату за счет снижения издержек. Это выигрышное решение уже в мире передачи данных, а теперь начинает использоваться и на рынке телефонии.

В настоящее время в IP-телефонии существует два основных способа передачи голосовых пакетов по IP-сети:

через глобальную сеть Интернет (Интернет-телефония);

используя сети передачи данных на базе выделенных каналов (IP-телефония).

В первом случае полоса пропускания напрямую зависит от загруженности сети Интернет пакетами, содержащими данные, голос, графику и т.д., а значит, задержки при пакетов могут быть самыми разными. При использовании выделенных каналов для голосовых пакетов можно гарантировать фиксированную (или почти фиксированную) скорость передачи. Ввиду широкого распространения сети Интернет особый

вызывает реализация системы Интернет-телефонии, хотя следует признать, что в случае качество телефонной связи оператором не гарантируется.

Для того, чтобы осуществить междугородную (международную) связь с помощью телефонных серверов, организация или оператор услуги должны иметь по серверу в тех местах, зуда и откуда планируются звонки. Стоимость такой связи на порядок меньше стоимости телефонного звонка по обычным телефонным линиям. Особенно велика эта разница для международных переговоров.

Общий принцип действия телефонных серверов Интернет-телефонии таков: с одной стороны, сервер связан с телефонными линиями и может соединиться с любым телефоном мира. С другой стороны, сервер связан с Интернетом и может связаться с любым компьютером в мире. Сервер принимает стандартный телефонный сигнал, оцифровывает его (если он исходно не цифровой), значительно сжимает, разбивает на пакеты и отправляет через Интернет по назначению с использованием протокола IP. Для пакетов, приходящих из сети на телефонный сервер и уходящих в телефонную линию, операция происходит в обратном порядке. Обе составляющие операции (вход сигнала в телефонную сеть и его выход из телефонной ) происходят практически одновременно, что позволяет обеспечить полнодуплексный разговор. На основе этих базовых операций можно построить много различных конфигураций. Например, звонок «телефон-компьютер» или «компьютер-телефон» может обеспечивать один телефонный сервер. Для организации связи телефон (факс)-телефон (факс) нужно два сервера.

Основным сдерживающим фактором на пути масштабного внедрения IP-тел является отсутствие в протоколе IP механизмов обеспечения гарантированного, что делает его пока не самым надежным транспортом для передачи голосового

Сам протокол IP не гарантирует доставку пакетов, а также время их доставки, что вы такие проблемы, как «рваный голос» и просто провалы в разговоре. Сегодня эти п решаются: организации по стандартизации разрабатывают новые протоколы, выпускают новое оборудование, но на этом уровне дела с совместимостью и обстоят уже не так хорошо, как с «упаковкой» речи в пакеты. Заметим, что если в частной корпоративной сети некоторая потеря качества голосовой связи при сильной ресурсов вполне терпима при условии, что средний показатель будет вполне то в случае сети общего пользования все намного серьезнее.

Поскольку оператор предоставляет некоторый сервис и берет за него деньги, он гарантировать его качество. Даже если клиент согласен (хотя в условиях жесткой кон

на рынке телекоммуникаций это маловероятно) время от времени мириться с не очень вы уровнем качества, он может предъявить претензии в случае серьезных или. Как бы то ни было, оператор вынужден следить за качеством предоставляемых ус чего в случае их масштабного предоставления ему требуется соответствующая программное обеспечение, которое достаточно дорого и имеется не во всех точках сети.

С точки зрения масштабируемости (если отвлечься от проблем с ухудшением качества при росте нагрузки на сеть) IP-телефония представляется вполне решением. Во-первых, поскольку соединение на базе протокола IP может (и заканчиваться) в любой точке сети от абонента до магистрали. Соответственно телефонию в сети можно вводить участок за участком, что, кстати, на руку и с точки 3 миграции, так как ее можно проводить «сверху вниз», «снизу вверх» или по любой схеме. Для решений IP-телефонии характерна определенная модульность: количество и различных узлов — шлюзов, gatekeeper («привратников» — так в терминологии именуются серверы обработки номерных планов) — можно наращивать практически, в соответствии с текущими потребностями. Естественно, проблемы наращивания собственно сетевой инфраструктуры мы сейчас не учитываем, поскольку узлы самой могут быть независимы от системы IP-телефонии, а могут и

совмещать в себе их функции,
1.4. История и перспективы развития Интернет- телефонии

Существует мнение, что концепция передачи голоса по сети с помощью персон го компьютера зародилась в Университете штата Иллинойс (США). В 1993 г. Чарли выпустил в свет первую программу для передачи голоса по сети с помощью персонала компьютера Maven. Одновременно одним из самых популярных мультимедийных в сети стала программа видеоконференций CU-SeeMe для компьютеров Macintosh (Мя разработанная в Корнельском университете.

В апреле 1994 г. во время полета космического челнока Endeavor Американское по аэронавтике NASA передало на Землю его изображение с помощью программы О SeeMe. Одновременно, используя программу Maven, попробовали передавать и звук.. Потом программу встроили в другую, и появился вариант CU-SeeMe с полными функциями судя видео как для Мас, так и для персональных компьютеров (PC).

В феврале 1995 г. израильская компания VocalTec предложила первую версию Internet Phone, разработанную для владельцев мультимедийных PC, работающих под системой Windows. Это стало важной вехой в развитии Интернет-телефонии.

VocalTec надеялась использовать очень популярные (текстовые) каналы Internet Relay Chat в качестве двустороннего средства общения между людьми, имеющими сходные Но компании не удалось связаться с Eris Free Network (EFNet), курирующей IRC, и потенциально возможном увеличении трафика, поэтому доступ к этим каналам для Internet Phone был закрыт. Через несколько недель компания VocalTec уладила свои разногласия с EFNet. За это время была создана частная сеть серверов 41anet Phone, и уже тысячи людей загрузили эту программу с домашней страницы, начали общаться.

В том же 1995 г. другие компании очень быстро оценили перспективы, которые возможность разговаривать, находясь в разных полушариях и не платя при этом за

звонки. На рынок обрушился поток продукции, предназначенной для теле- через сеть Интернет.

В сентябре того же года в розничной продаже появилась первая из таких программ— . DigiPhone, разработанная небольшой компанией в Далласе (штат Техас), которая предложила '«дуплексные» возможности, позволяя говорить и слушать одновременно. Вот в этот момент

родилась привлекательная для абонентов настоящая интерактивная связь. В марте 1996 г. произошло еще одно памятное событие. Тогда было объявлено о совместном проекте под названием «Internet Telephone Gateway» двух компаний: уже известной нам VocalTec и крупнейшего производителя программного обеспечения для компьютерной Dialogic. Целью было научить работать через Интернет обычный телефонный аппарат, Между сетью Интернет и ТфОП устанавливался специализированный шлюз. Последняя залучил название VTG (Telephone Gateway) и представлял собой специализировавшую программу, которая использовала голосовые платы Dialogic как интерфейс с обычными телефонными линиями. Многоканальные голосовые платы позволяли, во-первых, одной системе VTG поддерживать до восьми независимых телефонных разговоров через сеть Интернет, а во-вторых, убрали проблему адресации, взяв на себя преобразование обычных телефонных номеров в IP-адреса (и обратно). Для разговора одного пользователя в том продукте достаточно было ширины полосы канала порядка 11 кбит/с (у современных продуктов она бывает другой). Вот так возможность высокого уплотнения канала и малая стоимость связи создали предпосылки для коренных изменений телекоммуникационного мира.

К настоящему времени уже сотни компаний предложили свои коммерческие решения для IP-телефонии. Одновременно практически все крупные телекоммуникационные компании, использующие традиционные средства для организации телефонных переговоров, почувствовав угрозу рынку предоставляемых ими услуг, начали интенсивные исследования с целью оценки её реальности и масштаба.

Прогресс внедрения технологии IP-телефонии характеризуют следующие цифры. В 1996 году IP-телефония за один год выросла на 997% (от оцененного в 1.8 миллионов долл. рынка), но в 1997 г. объем рынка оборудования, программного обеспечения и услуг IP- телефонии оценен уже в 210 млн. долл. Доходы от предоставления услуг телефонной и факсимильной связи в IP-сетях составили 123 млн. дол. Хотя голосовой трафик IP-телефонии составляет менее 1% от всех междугородных и международных звонков, рынок Интернет в 1999 году достиг 560 миллионов долл.

Стоит упомянуть о некоторых прогнозах развития рынка IP-телефонии. Их делают многие известные аналитические компании. Прогнозы по большей части оптимистические, но звучат и голоса пессимистов.

Так, эксперты компании Killen&Associates предполагают 138% ежегодного рынка до 2002 г., а эксперты Frost&Sullivan ориентируются на 149%. Аналитики, Group-Info Tech прогнозируют в 2004 г. достижение этим сегментом рынка уровня 1,м долл. (при общем объеме рынка оборудования телефонных систем в 16 млрд. долл.).

По прогнозам компании Yankie Group, доля междугородных и международные код (по времени), осуществляемых по IP-сетям, имеет большую тенденцию роста и нет, например, в США к 2005 г. 15% (рис. 1.6).

В то же время, по оценкам компании TeleChoice, сотрудничающей с фирмой Technologies в области VoIP, сейчас рынок IP-телефонии составляет всего 0,1% от рынка речевых услуг. По прогнозам этой компании, через пять лет доля рынка IP-те!! возрастет всего лишь до 2%. По прогнозу экспертов исследовательской компании Research даже североамериканский рынок пакетной телефонии в 2004 г. составит оборота рынка услуг телефонной связи. Следует подчеркнуть, что под пакетной эксперты Insight Research понимали не только технологию IP-телефонии, но транспортир голоса с помощью фреймов Frame Relay (VoFR) и ячеек АТМ (VoATM).


По данным фирмы Killen & Associated, голосовой трафик IP-телефонии в 1998 r! компаниях, входящих в список Fortune 1000, составлял менее 1% от всех междугород международных звонков. Кроме того, по оценкам фирм IDC, Link Research даже в 2001 объем передачи голоса в сетях с коммутацией пакетов составит в США: международные звонки с территории США — 4 млрд. минут; звонки в пределах США — 8,5 млрд. минута будет составлять 0,98% (менее одного процента) общего объема внутреннего (в пределах, международного трафика. Согласно данным Datamonitor, доля IP-телефонии в телефонных компаний в США и Европе пока еще очень мала и даже в не превысит 1% (рис. 1.7). Независимо от приведенных прогнозов с уверенностью можно сказать, что IP-телефония время не станет полноценной альтернативой традиционной телефонии, но сможет определенное место особенно в корпоративном сегменте, где в полной мере проявит преимущество — возможность сопровождения телефонными переговорами в едином канале связи. Сеансы одновременной работы с одной и той же информации и сетях, видеоконференции, Интернет-коммерция в режиме «Он-лайн» — вот IP-телефония несомненно займет достойное положение даже с пониженным качеством основную смысловую нагрузку в этих случаях будет нести информация на диске - компьютера или видеоэкране. При этом полностью используются преимущества связи: оперативность и эффективность делового общения, экономия канальных и времени. При этом IP-телефония выступает в качестве вспомогательного средства, дополняющего передачу данных, видеоизображений, WEB-страниц.


1.5. Виды соединений в сети IP-телефонии

Сети IP-телефонии предоставляют возможности для вызовов четырех основных типов: 1. «От телефона к телефону» (рис. 1.8). Вызов идет с обычного телефонного аппарата

r. АТС, на один из выходов которой подключен шлюз IP-телефонии, и через IP-сеть доходит упругого шлюза, который осуществляет обратные преобразования.

2. «От компьютера к телефону» (рис. 1.9). Мультимедийные компьютер, имеющий обеспечение IP-телефонии, звуковую плату (адаптер), микрофон и акустические системы, подключается к IP-сети или к сети Интернет, и с другой стороны шлюз IP- телефонии имеет соединение через АТС с обычным телефонным аппаратом.


Следует отметить, что в соединениях 1 и 2 типов вместо телефонных аппаратов быть включены факсимильные аппараты, и в этом случае сеть IP-телефонии должна передачу факсимильных сообщений.


3. «От компьютера к компьютеру» (рис. 1.10). В этом случае соединение устанавливается через IP-сеть между двумя мультимедийными компьютерами, оборудованными ратными и программными средствами для работы с IP-телефонией.

4. «От WEB браузера к телефону» (рис. 1.11). С развитием сети Интернет стал в жен доступ и к речевым услугам. Например, на WEB-странице некоторой компании в

«Контакты» размещается кнопка «Вызов», нажав на которую можно осуществить соединение с представителем данной компании без набора телефонного номера. Стон

такого звонка для вызывающего пользователя входит в стоимость работы в сети Интернет,

1.6. Преимущества использования IP-телефонии

Конечный пользователь IP-телефонии не только сохранит имеющиеся преимущества сонной сети общего пользования, которые включают широкий диапазон услуг, простоту пользования, надежность и качество голоса, но и получит следующие дополнительные имущества:

более низкие цены на традиционные услуги телефонной связи;

IP-телефония одновременно поддерживает голос и данные, удовлетворяя требованиям конвергенции. Это означает, что клиенты получат дополнительные преимущества от экономии в развитии, возможные за счет использования единой сети, а также за счет того, что объемы трафика и шаблоны быстро сменяются от данных к голосу и наоборот и это защищает клиента;

феноменальная мобильность пользователя, которую обеспечивает сеть IP-телефонии: звонки и факсы автоматически перенаправляются в любую точку мира, пользователи будут иметь доступ к одному и тому же набору услуг вне зависимости от того, где и как они подключаются к сети. Эта распределенная архитектура обеспечивает прекрасную гибкость и делает возможным отсутствие привязки к месту предоставления услуги;

новый набор устройств доступа, от традиционных телефонов и факсов до ком

доступ к новым услугам (голосовая почта, конференцсвязи, передача факса рез открытый интерфейс архитектуры на базе IP, что обеспечивает совмести широкого спектра разработчиков приложений;

возможность настройки набора услуг;

простота оплаты услуг IP-телефонии (обычно с помощью предоплаченных карточек);

простота контроля пользователем состояния его расчетного счета (через сеть Наряду с провайдерами IP-телефонии Интернет-провайдеры также могут за

деленную нишу на рынке услуг IР телефонии, так как существующая у инфраструктура дает хорошие возможности для внедрения услуг голосовой связи для этого аппаратные и программные средства можно устанавливать поэты уже имеют точки присутствия, связанные с коммутаторами места провайдеров и операторов сети общего пользования.

Для Интернет-провайдеров услуга Интернет-телефонии обеспечивает следую имущества:

сбережение капитальных вложений за счет использования открытых платформ;

снижение эксплуатационных расходов как результат предоставления на единой сети;

открытая среда разработчика услуги означает более конкурентную, а следом менее дорогую разработку новых услуг.

множество услуг может быть доступно через единственный канал что означает больше услуг (прибыли) в расчете на одного пользователя. Операторы «классических» телефонных сетей настороженно отнеслись.

IP-телефонии, так как передача речи по IP-сетям неизбежно вынуждает их снижать на междугородные и международные разговоры, что приведет к прямому доходов. Так, финансовые службы США обещают убытки крупнейшего поставщика телефонного сервиса — компании AT&T от 620 до 950 миллионов долларов международных звонках от потери доли рынка в пользу средств IP-телефонии.

С появлением IP-телефонии в рядах операторов дальней связи началась легкая которая вызвала первое и вполне логичное желание вытеснить с рынка появившихся с помощью известных лоббистских приемов, позволяющих оказывать национальные администрации связи с целью ограничения лицензирования, а также с помощью повышения платы за доступ в Интернет. Некоторые американские операторы, мер, пытались добиться запрета IP-телефонии через Федеральную комиссию связи, ввиду потенциального ущемления прав потребителей все это успеха не имело.

В результате традиционные телефонисты вынуждены были сами занять технологиями и, надо отдать им должное, довольно быстро преуспели в этом, решения как минимум для создания резервных каналов для пропуска трафика на или аварий, что позволило получать им дополнительную прибыль. Одновременно настоящее время проектируются универсальные магистральные IP-сети, которые должны не то чтобы заменить традиционные телефонные сети, но существенно их услугами передачи данных, видео и мультимедиа.

Тем временем оказалось, что, к сожалению, IP-телефония, не приводит к экономии средств оператора, вкладываемых в передачу голосового трафика на как это на первый взгляд может показаться при анализе деятельности, предоставляющих эти услуги. И камнем преткновения здесь является все то качество передачи речи. В результате сегодня IP-технологии с успехом успешно для создания выделенных мультисервисных корпоративных сетей связи. Но если о выходе в общедоступный Интернет, в котором работают миллионы пользовать гарантировать высокое качество передачи речевого трафика не берется никто. Ведь речи весьма чувствительна к задержкам, а Интернет вовсе не гарантирует не то что но простую доставку всех посланных IP-пакетов, которые могут приходить в назначения различными путями и совсем не в том порядке, в каком посылались. И то, обычному пользователю Интернета, бродящему по Web-сайтам, порой незаметно, Интернет-телефонии очень даже мешает. Крупные телекоммуникационные операторы, обслуживающие тысячи и сотни тысяч в, вынуждены вкладывать для достижения качества, достойного их имени, такие мало уступают инвестициям для создания традиционной сетевой инфраструктуры трафик множества абонентов нужно где-то собрать, преобразовать его в пакеты в нужный регион по IP-сети и, преобразовав обратно в исходный вид, подать в телефонную сеть общего пользования (ТфОП). Для гарантии качества вместо общедоступного Интернета нужны выделенные магистральные каналы (хотя и с помощью технологии IP-телефонии) во все требуемые регионы и страны, нужна более местная телефонная сеть в местах установки шлюза или требуется установка несколько- шлюзов (для этого нужно вкладывать в местную ТфОП соответствующие инвестиции) и другое. Именно так и работают сегодня серьезные поставщики услуг IP-телефонии.

Таим образом, для крупных операторов IP-телефония сегодня — это способ более эффективно существующий сетевой ресурс и возможность предоставления своим клиентам сй~6йенного спектра дополнительных услуг (голосовая почта, поиск, контроль за расчетами и многое другое), которые не реализуемы в традиционной сети, и за счет которых оператор может получить дополнительную прибыль. Поэтому, несмотря на имеющее сегодня в мире место превышение объемов трафика данных над объемами голосового трафика в ближайшие годы не ожидается каких-либо революционных изменений, например, как полное вытеснение традиционных технологий передачи голоса.
1.7. Правовое регулирование IP-телефонии
Статус IP-телефонии в законодательстве Европы
В Европе статус IP-телефонии рассматривается в контексте дерегулирования услуг традиционной «голосовой телефонии». 20 октября 1995 г. специальная ЕЭС опубликовала Коммюнике, адресованное Европейскому Парламенту и Совету , поводу статуса и выполнения Директивы 90/388/ЕЭС о конкуренции на рынках телекоммуникационных услуг (95/С 275/02, OJ № С 275). В этом документе комиссия изложила свой к определению «голосовой телефонии», данному в Статье 1 Директивы 90/388/ЕЭС (в Директиве описаны услуги, которые государства-члены ЕЭС могут сохранять за своими регулируемыми государством телекоммуникационными операторами). В свете появления новых технологий передачи голоса через Интернет комиссия привяла новое Дополнение к Коммюнике по поводу таких услуг. В документе OJ № Сб от 10.1.1998 дается следующая оценка услуг Интернет-телефонии на основании определения «голосовой телефонии», данного вышеуказанной Директивой /388/ЕЭС: «Комиссия считает, что определение «голосовая телефония» в )/388/EЗC, рассматриваемое вместе с существующими прецедентами, дает для оценки позиции услуг по голосовому сообщению в Интернете в условиях либерализационной ситуации по отношению к имеющемуся законодательству. Интернет-телефонии не могут рассматриваться как «голосовая телефония» в той трактов изложена в Директиве и, таким образом, они уже переходят в, так называемую, зону» дерегулирования. В заключении к этому документу также сказано: того, что голосовое сообщение в Интернете рассматривается как услуга, «голосовой телефонии» в трактовке Директивы, по нему не может быть дополнительных сборов и лицензий от провайдеров услуг Интернет».
Статус IP-телефонии в законодательстве США

В США принято делить услуги связи на так называемые «базовые» (basic service) (Enhanced Services). По определению Федеральной комиссии США по связи (F

Базовые услуги — это обеспечение чистой передачи по линии связи, которая с точки зрения взаимодействия с информацией клиента.

Расширенные услуги — это, предлагаемые поверх существующих сеткой базовые услуги), и/или:

использующие компьютерные приложения, изменяющие формат, содержание,

протокол или любой другой атрибут информации клиента;

предоставляющие дополнительную или измененную информацию;

требующие диалога пользователя для получения хранимой информации.

Иными словами, базовые услуги — это «передача без изменений в электричек каналах», а расширенные — «создание, удаление и изменение информации».

Первые подлежат строгому регулированию, вторые являются предметом провайдеров Интернет.

Вопрос относительно Интернет-телефонии рассматривался Федеральной США по связи на основании аналитической записки, подготовленной Коалицией полоса через сети (Voice on the Net Coalition).

На основании этого документа и ранее рассмотренных прецедентов передаче через сети пакетной передачи данных относится к «расширенным», поскольку:

1) компрессия и подавление пауз, используемые в Интернет-телефонии — это есть

и удаление «лишней» информации, что не соответствует определению «базовых услуг», поскольку связано с изменением первоначальных данных (Определении прессии в руководящем документе FCC «Computer», том II, с. 420);

2) пакетизация и добавление протокольной информации на основании разделю, Правил и Ограничений FCC (документы 55 RR 2d 104 и 95 FCC 2d 584) есть «услуга»;

3) передача голоса через сети пакетной ПД связана с временным хранением в оборудовании оператора, что противоречит основному признаку «базовых у «чистой передаче» информации, поскольку эта задержка не есть следствие по сети или установленного пользователем приоритета;

4) компенсация потерянных пакетов и ошибок при передаче голоса по сетям пик ПД приводит к созданию дополнительной информации, не содержащейся в информации пользователя, что автоматически относит данный вид «расширенным».

Таким образом, Федеральная комиссия США по связи (FCC) не относит Интернет- телефонию к «базовым услугам», подлежащим специальному лицензированию или государственному регулированию, и эти услуги являются предметом свободной конкуренции провайдеров Интернет.
Правовое регулирование IP-телефонии в России

В России деятельность по предоставлению услуг Интернет-телефонии подлежит лицензированию. Интернет-телефония в силу ряда технологических и потребительских особенностей отличается от традиционной телефонной связи. Эти отличия учитываются при решении вопроса лицензирования деятельности операторов по предоставлению услуг Интернет- телефонии. Именно поэтому Интернет-телефония классифицируется как разновидность услуг телематических служб.

Компаниям, которые планируют заниматься Интернет-телефонией и уже владеют какой-либо лицензией на любую другую телепатическую службу, необходимо подать заявку на расширение имеющейся лицензии. При отсутствии лицензии подается заявка на новую лицензию.

Нормативные документы, регулирующие деятельность операторов Интернет- телефонии в России, разрабатываются рабочей группой «Интернет-телефония» при Ассоциации документальной электросвязи (АДЭ).

Ввиду необходимости сертификации оборудования, используемого для передачи речевой информации по протоколу IP, Гостелеком России 12.11.99 г. утвердил Руководящий Документ 45.046-99 «Аппаратура связи, реализующая функции передачи речевой информации по сетям передачи данных с протоколом IP. Технические требования». Сертификационные испытания оборудования на соответствие утвержденным требованиям проводит Испытательный центр документальной электросвязи.




  1   2   3   4   5   6   7   8   9


А.В. Росляков, М.Ю. Самсонов, И.В. Шибаева
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации