Реферат - Этические нормы служебных взаимоотношений мужчины и женщины - файл n1.docx

Реферат - Этические нормы служебных взаимоотношений мужчины и женщины
скачать (52.6 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.docx53kb.19.09.2012 10:58скачать

n1.docx

Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Южно-Уральский Государственный Университет»


Факультет КОММЕРЦИИ
Реферат

по дисциплине:

Деловое общение

на тему:

«Этические нормы служебных взаимоотношений мужчины и женщины»

Студент: Колесникова Н.И.
Группа: 212
Научный руководитель:
Челябинск 2012

Оглавление





Введение 2

Этика делового общения 3

Положение женщины в деловом мире 5

Мужчины и женщины в бизнесе 10

Правила поведения мужчины, чтобы женщина его выслушала 16

Этика служебных взаимоотношений мужчины и женщины. 19

Заключение 22

Список литературы 24


Введение


Гендерные отношения, которые складываются между взрослыми мужчинами и женщинами на работе (как внутри пола, так и между полами), в деловом мире так же, как и в детстве, обусловлены двумя противоположными тенденциями: продолжающейся явной или скрытой сегрегацией и конвергенцией. Последняя тенденция – результат серьезных изменений, происшедших в обществе (поскольку мужчинам и женщинам приходится работать вместе). При этом складываются как враждебные отношения, конкуренция, так и гармоничные отношения, нацеленные на сотрудничество представителей двух полов.

Взаимоотношения мужчины и женщины в служебной обстановке - особая сфера, весьма сложная для формирования каких-либо принципов установления этих отношений.

Раньше деловой мир был только для мужчин, но со временем женщины также стали участвовать в этом. Соответственно это привело к конкуренции между женщинами и мужчинами. Но так ли это отрицательно действует на мужчин и женщин, может быть можно найти преимущества в этой проблеме?

Этика делового общения


Деловое общение является необходимой частью человеческой жизни, важнейшим видом отношений с другими людьми. Вечным и одним из главных регуляторов этих отношений выступают этические нормы, в которых выражены наши представления о добре и зле, справедливости и несправедливости, правильности или неправильности поступков людей. И, общаясь в деловом сотрудничестве со своими подчиненными, начальником или коллегами, каждый так или иначе, сознательно или стихийно опирается на эти представления. Но в зависимости от того, как человек понимает моральные нормы, какое содержание в них вкладывает, в какой степени он их вообще учитывает в общении, он может как облегчить себе деловое общение, сделать его более эффективным, помочь в решении поставленных задач и достижении целей, так и затруднить это общение или даже сделать его невозможным.

Этика (от греч. — обычай, нрав) — учение о морали, нравственности. Термин «этика» впервые употребил Аристотель (384—322 до н. э.) для обозначения практической философии, которая должна дать ответ на вопрос, что мы должны делать, чтобы совершать правильные, нравственные поступки.

Мораль (от лат. — нравственный) — это система этических ценностей, которые признаются человеком. Мораль — важнейший способ нормативной регуляции общественных отношений, общения и поведения людей в самых различных сферах общественной жизни — в семье, быту, политике, науке, труде и т. д.

Важнейшими категориями этики являются: «добро», «зло», «справедливость», «благо», «ответственность», «долг», «совесть» и т. д.

Внутренний конфликт между возвышенным идеалом и практическим расчетом, нравственным долгом и непосредственным желанием существует всегда и во всех сферах жизни. Но особенно напряженно он проявляется в этике делового общения, потому что именно в этом виде общения основной предмет, по поводу которого оно образуется, является внешним для индивидов.

Этику делового общения можно определить как совокупность нравственных норм, правил и представлений, регулирующих поведение и отношения людей в процессе их производственной деятельности. Она представляет собой частный случай этики вообще и содержит в себе ее основные характеристики.

В социально-философском плане этика делового общения определяется общественно-экономическим строем общества, структурой его социальной организации и господствующим типом общественного сознания. В традиционном обществе основным механизмом делового общения являются ритуал, традиция и обычай. Им соответствуют нормы, ценности и стандарты этики делового общения.

Этические правила подразумевают не столько исключительную политкорректность, сколько знание основных проблем, которые возникают между разными группами людей. Этика деловых отношений требует минимального знания психологии бизнеса, и умение вести себя в соответствии с этим знанием.

Положение женщины в деловом мире


В этих исследованиях были выдвинуты три гипотезы о том, каково положение женщин в деловом мире. Согласно первой, принадлежащей Дж. Маршаллу (цит. по; Rojahn et al., 1997), женщины здесь – пришельцы, «существа с другой планеты», которые не вписываются в жесткую мужскую среду. Но дальнейшие исследования продемонстрировали несостоятельность данной гипотезы: в последнее время женщины вполне успешно конкурируют с мужчинами и даже вытесняют их с руководящих должностей. В частности, установлено, что мужчины лучше работают на низшем уровне управления (где требуются технические знания и умения), а женщины – на среднем, где требуется умение ладить с людьми.

Большее распространение получила гипотеза «стеклянного потолка», под которым имеется в виду невидимая, но реальная преграда, на которую наталкивается женщина-лидер, когда пытается достичь вершин успеха (Powell, Butterfield, 1994). Для мужчин такой преграды не существует. Поскольку она невидима, с ней трудно бороться. Как выяснилось в исследованиях, этот феномен действительно существует. Даже в лабораторных условиях женщины-лидеры сталкиваются с трудностями. Группа не признает их в качестве лидеров, а мужчины даже противоборствуют этим женщинам. В реальных условиях женщины-менеджеры сталкиваются с большими препятствиями для служебного роста, чем мужчины (Ваг tol, Martin, 1986).

Третья гипотеза принадлежит Г. Штайнсу и именуется теорией «звездной болезни». Под «звездной болезнью» понимается явление, когда женщины-менеджеры склонны считать ситуацию с женским лидерством благополучной и не помогают другим претенденткам (Rojahn et al., 1997). Такое жесткое отношение к представителям своего пола сейчас именуют также «реверсивным гендерным стереотипом»: вопреки ожиданиям, предубеждения против женщин демонстрируют не мужчины, а женщины.

До сих пор очень популярна работа Р. Кентер, которая появилась в 1977 г. и называлась «Мужчины и женщины в организации» (Men and women of the corporation; цит. no: Bartol, Martin, 1986). Кентер заметила, что там, где женщин очень мало, они находятся в особом положении. Обычно по своему составу (к примеру, половому) группа делится на две части. Большинство членов было названо доминантами, а меньшинство – токенами (от англ. token символ). В самом деле, одна-две женщины в мужской группе только символически представляют женский пол. Аналогичная ситуация возникает, например, в группе белых, где есть один-два афроамериканца.

Токены из-за своей малочисленности более заметны, более стереотипно воспринимаются, их характеристики преувеличиваются по сравнению с доминантами. Женщины в мужской группе и женщины-менеджеры в мужском деловом мире выступают в роли токенов.

Кентер обнаружила 4 неформальные роли женщин-токенов:

  1. «мать» (от нее ждут эмоциональной поддержки, а не деловой активности);

  2. «соблазнительница»; здесь токен выступает лишь сексуальным объектом мужчины с высоким должностным статусом в данной организации, вызывая негодование у коллег-мужчин;

  3. «талисман» – милая, но не деловая женщина, приносящая удачу;

  4. «железная леди» – этим токенам приписывается неженская жесткость и они особенно изолированы от группы.

Все эти роли свидетельствуют, о неблагоприятной ситуации, в которой приходится работать женщинам. Они мешают женщинам занять положение равных доминантов в группе, а также снижают их возможности служебного роста. Изменить эту ситуацию может то, что их станет больше – и среди всех работающих, и среди менеджеров (Bartol, Martin, 1986).

Как ведут себя женщины в такой ситуации? Они прибегают к защитным стратегиям, которые английские исследовательницы С. Уолш и К. Кесселл (Walsh, Cassell, 1995) назвали гендерным менеджментом. Вот примеры такого менеджмента, которые были обнаружены в двух образовательных учреждениях:

  1. «сверхфункционирование на работе» (женщины проводят на рабочем местебольше времени, чем мужчины, доказывая, что они – хорошие специалисты);

  2. «фемининный стиль»: использование специфически женских способов деловых переговоров с мужчинами (кокетство, флирт, лесть, принижение своих способностей), чтобы заставить мужчин работать (например, намекают коллегам-мужчинам, что сами не справятся, что только данный мужчина способен решить эту задачу);

  1. «работа за сценой»: женщины чаше мужчин делают работу, которая не оплачивается (улаживают конфликты, занимаются эмоциональными проблемами студентов, проводят дополнительные занятия);

  2. «материнские способности»: по отношению к коллегам-мужчинам (особенно с высоким должностным статусом) женщина выступает в роли заботливой матери – внимательно выслушивает исповеди об их проблемах, заботится о них и в результате добивается усиления своего влияния в организации;

  3. применение «маски»: женщины скрывают свою эмоциональную и личную жизнь, избегают говорить о детях, чтобы не получить ярлык менее эффективных работников, чем на самом деле (к этой стратегии особенно часто прибегают женщины, которые думают о карьере руководителя).

Такое поведение выгодно для организации, которая эксплуатирует альтруистический потенциал женщин, но может, по мнению авторов, представлять угрозу психическому здоровью женщин.

Есть еще одна стратегия для женщин в трудных условиях делового мира. Свое неблагоприятное положение в группе токены (в нашем случае – женщины) могут компенсировать, используя так называемый впечатляющий менеджмент – способ повлиять на других людей, сформировать у них впечатление о себе с помощью слов, действий и взглядов (Riordan et al., 1994).

Одним из проявлений такого менеджмента является инграциация (Wayne et al., 1994). Это понятие было введено Э. Джонсом (а теоретическая модель разработана Р. Лайденом и Т. Митчеллом) и означает способность человека быть привлекательным для других людей, добиваться их симпатии и любви. Человека, который вызывает такое отношение у окружающих, называют инграциатором, а объект инграциации – мишенью. Инграциаторами могут выступать и лидер, и последователь.

Джонс и Т. Питтмен эмпирически установили 4 типа инграциационных стратегий:

  1. самопрезентация: мишень убеждают в наличии позитивных качеств у инграциатора (к примеру, женщина-начальник сообщает подчиненному, что она является опытным работником, и он начинает считать, что она – более компетентна, чем он думал раньше);

  2. усиление других: похвала и лесть (к примеру, подчиненный признается своему начальнику, что ему очень нравится работать с ним, – в ответ возникает благодарность и симпатия);

  3. сходство мнений: согласие с суждениями партнера и демонстрация сходства ценностей (к примеру, обсуждаются взгляды на работу, жизнь, футбол, воспитание детей и т.п.);

  4. выделение фаворитов (начальник заводит подчиненных, к которым особенно благоволит и которые становятся его ярыми сторонниками).

Все это с успехом делают и мужчины и женщины, чтобы повлиять на представителей как своего, так и другого пола. Считается, что инграциация может помочь женщинам-лидерам уравнять свои шансы с мужчинами, в частности, в установлении хороших взаимоотношений с подчиненными, тем более что роль инграциатора, согласно стереотипам, больше подходит женщине, чем мужчине (Д. Кипнис и С. Шмидт, цит. по: Wayne et al., 1994).

Чтобы изменить эту ситуацию, многие организации в США и Западной Европе под давлением общественного мнения проводят так называемую политику равных возможностей. Это целая система мер – от обучающих программ для женщин до учета их семейного положения, а также предоставления возможности отцам заниматься воспитанием детей.

Но в рабочей обстановке часто возникает необходимость в общении с коллегой другого, а не своего пола: например, женщина просит мужчину помочь в проблемах с компьютером, а мужчина советуется с женщиной по поводу проблем во взаимоотношениях. Это свидетельствует о наличии тенденции, противоположной сегрегации, – конвергенции полов (термин Э. Маккоби; Maccoby, 1999). Женское лидерство все чаще становится реальностью, выполняя, в том числе и социальный заказ (Lorenzen, 1996). Многие компании озабочены царящими в них отчуждением и цинизмом и ищут гуманистические подходы к управлению, возлагая большие надежды на женскую модель лидерства (Eagly et al., 1995). Сегодня женщин-менеджеров обучают по специальным лидерским программам, и некоторые организации заслужили репутацию «лучших компаний для женщин» (Powell, 1990).

Идет и поиск альтернатив индивидуалистическому обществу Запада. Культурные ценности этого общества во многом маскулинны. Лидерство в нем традиционно рассматривалось как социальное достижение, а стремление к нему – как элемент конкурентной групповой среды. Появление большого числа женщин в деловом мире меняет отношение к маскулинным ценностям. Они все чаще подвергаются переоценке.

Мужчины и женщины в бизнесе


В современном обществе в России сохраняется явное неравенство положения мужчины и женщины. Стоит только посмотреть на состав Государственной Думы, правительства любого ранга, руководящий состав любого предприятия (как частного так и государственного) – и все станет очевидно: женщины в меньшинстве! Русская женщина с детства усваивала ориентир на такие ценности как трудолюбие и покорность воле мужчины. Особенностью русской ментальности можно считать пассивность и уход от конфликта. В современных условиях деловых переговоров женщины то же стремятся избежать прямой конфронтации и, в отличие от мужчин, проявляют больше сдержанности и такта.

Следует признать, что мир бизнеса создан мужчинами и управляется ими. Значит, в жестком деловом мире от женщины также требуется больше решительности. Поэтому здесь хочется отметить несколько ключевых моментов, которые должны учесть женщины, если они хотят заставить мужчин прислушаться к своему мнению и считаться как с равноправными партнерами.

Правило первое: деловой стиль в одежде.

Мужчина впервые знакомясь с партнером – женщиной, не может не составить о ее внешности свое первое впечатление. Оно (впечатление) будет работать на Вас или против Вас длительно – годы! Какое оно будет – это зависит от только от Вас.

Вряд ли Ваши: шикарные серьги и соблазнительное декольте, татуаж, пирсинг, мини-юбка, голые плечи, вызывающий макияж,
розовая кофточка! ………………………вызовут у Вашего партнера ассоциацию с серьезными переговорами. Припоминаете небезызвестную встречу знаменитого певца и журналистки? Он ей открыто сообщил: «И вообще… мне не нравиться Ваша розовая кофточка!» Яркий пример как эта деталь одежды может вызвать просто ярость!

Деловой стиль «унисекс» сдержанных тонов уместен и максимально ориентирует партнера на деловой лад. Галстук в сознании и даже подсознании мужчины – фаллический символ. И если вы не готовы надеть мужской галстук, шейный платок является его аналогом и в этом случае это «сигнал» (символ) Вашего равенства в контексте деловых переговоров.

Правило второе: деловой стиль в манере поведения.

В нашей стране редкая женщина протянет мужчине руку для рукопожатия. Это скорее встречается на переговорах с представителями крупных западных компаний (и с русскими в том числе). Реальность проще – женщина стеснительно отступает назад, садиться за стол с краешку, аккуратно раскладывает документы, стараясь занять минимальное пространство. Мужчина действует с точностью до наоборот: делает шаг вперед, садится в центре, «размахивается» на все пространство стола… Для того что бы восприятие Вас как партнера по переговорам было достойным, не стоит жаться в уголке. Смело, уверенно, достаточно энергично двигайтесь. Вам уступили возможность выбрать место за столом переговоров? Воспользуйтесь этой возможностью и займите наиболее удобное и комфортное положение: это поможет Вам чувствовать себя в «своей тарелке».Расположите документы на необходимом Вам пространстве (это соблюдение принципа територизма, который известен еще в мире животных - так поступает сильный!).

Правило третье: уверенный тон и никаких оправданий

В отличие от мужчин, женщины часто говорят, чуть ли не извиняющимся тоном, нерешительно и застенчиво. Тембр голоса высокий, мягкий. Темп речи невысокий с паузами. Даже наиболее уверенные из них порой невольно употребляют обороты речи, свидетельствующие о нерешительности, снижая тем самым значимость и силу словесных аргументов. Подобный стиль речи невольно отражает их стремление избежать противостояния, борьбы, риска. Однако тот, кто ищет спокойной жизни, не сможет добиться успеха в деловых переговорах. Что женщина должна избегать в деловом общении с мужчиной, чтобы стать успешной?

Ненужные предисловия и послесловия. Это совершенно лишние слова, которыми женщина может начинать или заканчивать свое утверждение.

Предисловие: Извиняющиеся фразы, которыми вы предваряете ваше утверждение, ослабляют смысл и значение ваших слов. Например: "Я не совсем уверена, но мне кажется..." Совсем по другому звучит фраза: «Я уверена, что….».

Послесловие: Приблизительно то же, только звучит в конце фразы и смягчает первоначальное, казалось бы, решительное утверждение. "Мы должны принять меры, как вы думаете?" или "... не правда ли?", "... я правильно говорю?" Это звучит как призыв о помощи. В уверенном варианте это высказывание звучит так: «Мы должны принять меры, это очевидно."

Вопросительный тон: Даже легкая вопросительная интонация, которой заканчивается вполне нормальное утвердительное предложение, вызывает сомнение в истинности аргумента. Оттенок вопроса в конце демонстрирует вашу неуверенность. Для слушателя это звучит примерно так: "Вы не согласны со мной?" Или еще хуже: "Пожалуйста, соглашайтесь скорее, чтобы я была уверена, что сказала что-то стоящее". Необходимо произносить фразу ровно и в конце интонация должна уж если не содержать знак восклицания, то хотя бы «ставить» уверенную точку. «Этот вопрос уже решен.»

Внимательно прислушайтесь к себе, посоветуйтесь с близкими друзьями, и если вы заметите в себе эту вредную привычку: говорить вопросительным тоном, немедленно избавляйтесь от нее. Главное — осознать свои недостатки, тогда с ними легче будет бороться.

Уточняющие словечки: некоторые женщины просто не могут обойтись без этих многочисленных "как будто", "вроде бы", "такого рода" и т.д. Это засоряет деловую речь и этим снижается ее значимость и информативность. Эти словечки также можно отнести к разряду слов-«паразитов», от которых следует избавиться немедленно. Вот примеры:

            1 колонка                                        2 колонка

·"Иногда мне кажется, что..."          Заменить на: "Я уверена…"

·"Может так случиться, что…."    Заменить на: "Высока вероятность…"

·"И в самом деле..."                         Заменить на: "Определенно…"

·"Вроде бы/как бы..."                       Заменить на: "Есть сомнения, что…"

·"Вам, возможно, следует..."           Заменить на: "Я рекомендую Вам…"

Любое ясное и точное утверждение превращается в варианте 1 колонки в неопределенное предположение, и вы сами выглядите при этом неуверенно. Необходимо заменить эти выражения на аналогичные, но несущие позитивный, уверенный настрой (2 колонка).

Женщины обычно сглаженными фразами стараются скрыть свои слабые места или неподготовленность к обсуждению. Эти довольно расплывчатые формулировки могут вызвать у партнера ощущение, что вы пытаетесь уклониться от высказывания своей действительной позиции или о стремлении избежать конфронтации. Однако не следует проявлять подобную нерешительность и колебания там, где надо высказаться со всей определенностью. Иногда эти слова полезны, если в условиях конфликта, вы сознательно хотите уклониться от спора (бывают и такие ситуации). Все дело в том, чтобы найти нужные фразы и выражения в каждом конкретном случае.

Правило четвертое: краткость – друг женщины

Для женщин разговор — это общение, для мужчин — это средство обмена информацией. Для мужчин дружеское общение — это интеллектуальное соперничество, азартная игра, в которой нужно проявить превосходство в эрудиции. Происходит перекрестное тестирование с помощью вопросов "Кто выиграл последний чемпионат по футболу?" — может спросить один из них. Если его приятель знает, он оказывается победителем. Если не знает, на высоте оказывается другой. Этакая словесная дуэль, выяснение – кто сильнее (интеллектуальнее).Женщины используют гораздо больше деталей и подробностей в изложении фактов по сравнению с мужчинами. Поэтому если вы намереваетесь что-либо сообщить мужчине, сразу избавьтесь от всех излишних деталей. Наблюдайте внимательно за его реакцией во время разговора. Как только взгляд его «блуждает», это служит вам сигналом, что внимание утрачено и необходимо сократить количество слов до минимума. Лучше всего, в самом начале четко и коротко проинформировать о важном, и не выходить за пределы нескольких минут. Мужчины чувствуют большую ответственность за расход собственного времени и энергии и распределяют их в строгом соответствии с определенным видом деятельности. Если возникнет потребность в деталях, вы сможете дополнить первоначальную информацию. Вы может вывести их из себя, если излишне медленно «продвигаетесь» к основному сообщению.

Правило пятое: говорите прямо — не нужно намеков

С мужчинами о любых вещах надо говорить прямо, без обиняков. Мужчины, в отличие от женщин, в такой же степени требуют ясности, как и краткости. Намеки и ожидание, что Вас поймут «с полуслова» - не для делового общения. При общении, четко формулируйте свои мысли. В противном случае, Вас могут или просто не понять – и это вызовет напряжение в переговорном процессе; или поймут превратно (неправильно): намек на желательность партнерских отношений на переговорах, может быть понят как приглашение к близким личным контактам.

Правило шестое: избегайте эмоций

Бурное проявление эмоций: нервозность, слезы, бурная радость - совершенно недопустимы в переговорах так же, как скажем, ультракороткое мини. Такое поведение подрывает позиции деловой женщины в бизнесе. Мужчины изначально воспитываются обществом как воины и охотниками, и должны сдержанно проявлять свои эмоции. Поскольку женщины в социальном плане все-таки отличаются от мужчин (направленность на коммуникацию, эмоциональность), то они и ведут себя, иначе. Например, они плачут в четыре раза чаще, чем мужчины. Это подтверждают исследования Миннесотского университета.

Ваша работа — это первое место, где вы должны научиться контролировать свои эмоции. Плачущая женщина, конечно, вызывает сочувствие, но только у части окружающих. Слезы и рыдания это также признак того, что человек не способен владеть собой и ситуацией. Мужчины сдержаны и обычно ожидают этого и от других. Сложилось превратное мнение, что если женщина склонна к слезам, то ею можно легко управлять. Шансов добиться успеха в этом случае – крайне мало.

Конечно, в жизни бывают случаи, когда эмоции «накрывают» Вас с головой и ничего нельзя поделать. Если вы чувствуете, что вот-вот расплачетесь, то извинитесь и выйдите. В женской комнате приведите себя в порядок, осушите слезы, поправьте макияж, сделайте несколько глубоких вдохов (можно и 10), смочите виски и руки холодной водой. Если есть возможность, выйдите на свежий воздух. Прохладный напиток поможет восстановить силы. Возвращайтесь к переговорам, когда почувствуете, что вы полностью овладели собой. Если вы от природы склонны к слезам, советуем вам даже носить капли для глаз, чтобы избежать их покраснения.

Однако наиболее важно уметь не допускать эмоциональных срывов. Профилактикой напряженности и умением управлять конфликтом стоит овладеть в тренингах при подготовке к работе.

Эти несложные правила помогут женщинам в бизнесе и достижении успеха в любом деле.

Правила поведения мужчины, чтобы женщина его выслушала


Руководитель- женщина становиться непростым условием работы для большинства мужчин. Некоторые характерные особенности мужской речи являются настолько неприемлемыми для женщин, что мужчины теряют шанс быть выслушанными, несмотря на то, что им есть что сказать. Это не просто теоретическое умозаключение. Женщины в сегодняшнем обществе начинают конкурировать с мужчинами на рабочих и руководящих должностях, и поэтому мужчинам приходится менять свой стиль общения, чтобы приспособиться к женщинам. Каждый человек в большей или меньшей степени воспринимает существующие различия между мужчиной и женщиной. Все меньше остается тех, кто совсем не признает (или не осознает) этих различий, они все же являются реальностью, потому что переговоры приходится вести и с мужчинами, и с женщинами, а они ведут себя по-разному. Следующие пункты содержат четыре очень важных момента, которые должны учитывать мужчины при общении с женщинами.

Правило первое: уважай партнера и сохраняй собственное достоинство

При деловых контактах, мужчины должны дать почувствовать женщинеуважение к ней, как партнеру по бизнесу. Сомнение в способности женщины вести дела на высоком уровне может обернуться для мужчины плачевно. Фраза: « Я с уважением отношусь к Вашему… стилю ведения переговоров (мнению по поводу результатов… и др.)» безусловно украсят деловые контакты на самом высоком уровне. В то же время женщины иногда любят поговорить "о своем, о женском". Если вам случится оказаться при таком разговоре, не пытайтесь подлаживаться под его тон, не касайтесь женских тем, не злоупотребляйте уменьшительными словечками. Женщинам это можно простить. Для мужчины разговаривать в таком духе совершенно недопустимо. Оставьте это для дома и для семейных отношений.

Правило второе: обсудите, принимая решение

Обсуждение вслух хода своих мыслей для мужчины нетипично. Для них традиционной манерой является "молчаливое размышление". Перед тем как мужчина выскажет свое суждение о предмете, оно должно полностью сформироваться у него в голове. Однако женщине важно создать с партнером совместное суждение. Ей недостаточно готового решения. Важен процесс коммуникации с партнером и уверенность в идентичности мнения. В противном случае суждение может быть ею просто отвергнуто. Молчание будет расценено как равнодушие, невнимание к ее словам и недооценка ее мнения. Она может полностью утратить интерес к беседе из-за отсутствия обратной связи или почувствовать обиду.

Правило третье: поделитесь чем-то личным

Не воспринимайте это как призыв к ухаживанию или флирту. Речь идет совсем не об этом. Женщина ценит неформальные отношения, даже если она сидит напротив, за столом переговоров. Поделитесь информацией о своей семье, о доме, о простых человеческих проблемах. Не надо бояться показаться в несколько другом свете. Вероятно, некоторым мужчинам это вначале покажется странным. Начните с рассказа о том, как провели выходные. Припомните технику легкого разговора с тренинга коммуникативных навыков. Даже если тема не имеет отношения к предмету переговоров, вы установите с женщиной - партнером более доверительный контакт.

Общие интересы: «Когда я имею дело с женщинами, я часто рассказываю им о том, как я вырастил своих трех дочерей. Работающие мамы очень ценят эти рассказы. Я часто обсуждаю с женщинами, с которыми имею дело на переговорах, проблемы и радости воспитания подростков. И мы друг друга очень хорошо понимаем, так как и у них такие же дети». Это мнение американского бизнесмена из Вашингтона. Однако необходимо отметить, что эти неделовые разговоры возможны только в подходящее для них время, когда дама готова поддержать в беседе эти темы. Отвлекать на это внимание при обсуждении профессиональных вопросов не стоит.

Правило четвертое: избегайте демонстрировать эмоции

Воспитание мальчиков проходит в атмосфере более жесткой, чем воспитывают девочек. Несдержанность и неустойчивость эмоциональных реакций характерна для подросткового возраста. Повышенный тон, ругань и несдержанность разрушительно действуют на любые переговоры. Такое поведение подрывает уважение к мужчине в бизнесе, т.к. может быть расценено как инфантилизм (незрелость) или плохое воспитание, незнание правил этикета. По своей природе мужчины довольно сдержанны и из всех эмоций наиболее ярко у них проявляется гнев. Все же многие из них считают повышенный тон допустимым даже в деловых отношениях. Действительно, последние исследования показывают, что мужчины чаще допускают на работе резкие выражения и ненормативную лексику.

Ваша работа — это первое место, где вы должны научиться контролировать свои эмоции. Мужчина, давший волю нервам и языку, уже не вызывает никакого сочувствия или доверия. Так же, как и у плачущей женщины, его поведение свидетельствует о том, что он потерял контроль над собой и ситуацией. Кроме того, его поведение вызывает протест и возмущение у окружающих. Все (и не только женщины) чувствуют, что мужчина, теряющий контроль над собой, проявляет слабость, и им можно легко управлять.

Если на переговорах вы чувствуете, что вот-вот сорветесь, извинитесь и выйдите. Успокойтесь, сделайте несколько глубоких вдохов (можно 10), смочите руки холодной водой. Если есть возможность, выйдите на свежий воздух, может быть сигарета позволит Вам обрести равновесие. Прохладный напиток поможет восстановить силы. Только когда почувствуете, что можете держать себя в руках, возвращайтесь к переговорам. Человек, который быстро выходит из себя, теряет свой имидж. Ни для кого не секрет, что в большинстве случаев раздражение и гнев — верный признак страха, неуверенности и слабости. Вас все равно никто не будет стараться перекричать. Вы будете выглядеть очень по-детски.

Этика служебных взаимоотношений мужчины и женщины.



Психологи и физиологи утверждают, что женщины имеют более тонкий вкус, чем мужчины, они более четко видят различия в материалах, цветах, формах, внешнем виде конструкций. Поэтому не стоит спорить с женщиной-сотрудником по этим вопросам, лучше довериться суждениям.
Важной психологической чертой женщины является то, что она чаще и в больших масштабах испытывает страх, боязнь, опасения - перед своим менеджером и вообще перед руководством, а также перед ситуациями и обстоятельствами, кажущимися ей опасными. При этом, естественно, снижается уровень восприятия женщины-сотрудника, сама воспринимаемая информация может быть искажена, деформирована, снижается уровень продуктивности ее труда. Поэтому с точки зрения морали целесообразно стремиться не допускать подобных ситуаций, для этого следует деловые беседы, реплики, замечания, обращения по отношению к женщине-сотруднице сделать более мягкими, спокойными, сдержанными. Можно предположить, что более низкий, чем у мужчин, "порог страха" заложен в "прекрасной половине" генетически, идет из глубины веков, из тех времен, когда самым важным было наличие физической силы, интеллект не принимался во внимание, а поскольку женская физическая сила меньше, чем физическая сила мужчины, женщина большую часть своей жизни находилась в страхе, тревоге. Развитие человечества не привело к исчезновению этих страхов, хотя в современном мире женщина может восполнить отсутствие физической силы, подобной мужской, с помощью различных достижений технического прогресса (например, женщина-крановщица «поднимает» груз такой же тяжести, как и мужчина-крановщик), и это следует учитывать в межличностных деловых отношениях.
По свидетельству психологов, у женщин эмоциональное начало берет верх над рациональным, поэтому вполне возможен эмоциональный всплеск в случае возникновения в коллективе ситуации, которая кажется женщине-сотруднице конфликтной. Поэтому мужчине-сотруднику надо "сто раз подумать", прежде чем сделать какое-либо замечание коллеге-женщине относительно ее служебного поведения или исполнения служебных обязанностей и, если он все же решился на это, следует использовать самую мягкую, этичную "оболочку" для такого замечания. В противном случае есть риск возникновения словесной перепалки, психологического дискомфорта для обеих сторон и, вообще, конфликта в коллективе. Мужчина генетически ориентирован на успех; успех - это и предмет обсуждения, и любимая тема разговора, в том числе в деловой компании. Женщина же, наоборот, не считает собственные успехи достойной темой разговора, она предпочитает обсуждать успехи других, поскольку хочет на них учиться, - что тоже обусловлено генетически: женщины легче приспосабливаются к условиям работы, к изменению обстоятельств, к методам руководства и т.п. И если, как уже утверждалось ранее, мужчина генетически ориентирован на успех, то женщина - на выживание, а этому более всего способствует приспособляемость. Поскольку, как указывалось выше, женщина более эмоциональна, чем мужчина, она чаще бывает "конфликтоносителем"- во время деловых совещаний, служебных контактов с коллегами или с покупателями, клиентами, журналистами, поставщиками и другими представителями внешней, по отношению к организации, среды. Женщины также гораздо чаще, чем их сослуживцы-мужчины, высказывают максималистские суждения, которые тоже могут привести к конфликту, богатому аморальными коллизиями.



Однако те же генетические свойства женской натуры позволяют лучше "вживаться" в ситуацию, в переживания других людей, проявлять сочувствие и т.п. Поэтому этических нарушений в организации будет меньше, если именно женщина возглавляет такое подразделение, как отдел по связям с общественностью или этический комитет. Женщина более внимательна к мелочам, деталям, поэтому анализ текста договора, контракта у нее более эффективен, чем у мужчины, но сформировать глобальное направление развития организации, выбрать стратегию, т.е. основную линию поведения организации, она может с меньшим успехом, так как обобщения, выводы - не ее сфера, и, чтобы не возникала почва для нарушения этических норм и стандартов, следует учитывать тот утверждаемый психологами феномен, что женщина более внимательна к мелким деталям - например, к словам, отдельным выражениям в деловой беседе или в тексте договора, чем к общей направленности договора или конечным результатам беседы.
Несмотря на то, что уровень приспособляемости у мужчин ниже, они быстрее реагируют на изменения ситуации, новые методы работы и способы воздействия на коллектив. Поэтому не стоит торопить женщину, чтобы она быстрее высказала свое мнение или проявила отношение к чему-либо, так как это только спровоцирует противоречие, конфликт или другую неэтичную ситуацию.



Еще одна причина проявления различий в деловых отношений: у мужчин лучше развито пространственное воображение, чем у женщин. Именно поэтому среди великих художников и талантливых конструкторов совсем нет представительниц прекрасного пола. Следует это учитывать и не создавать таких ситуаций, которые провоцировали бы этические нарушения.
Есть еще некоторая особенность представителей сильного пола, которая может быть поводом для этических нарушений. Дело в том, что одной из особенностей характера мужчины является стремление к известности, популярности, которое может присутствовать в искаженной форме - т.е. в виде тщеславия. Достаточно часто тщеславие приводит к тому, что мужчина хочет "сорить деньгами", что, в свою очередь, к сожалению, имеет своим следствием желание иметь больше денег и получить их любыми путями: моральными или аморальными - безразлично.



Однако в деловом этикете есть ряд рекомендаций, являющихся результатом того, что в некоторых случаях предпочтение отдается женщине:
• женщина первая протягивает руку для рукопожатия;
• женщине представляют мужчину, а не наоборот;
• в служебном автомобиле женщина занимает более почетное место и первой садится в автомобиль;
• в служебном помещении женщина вправе принять помощь
мужчины (с учетом его большей физической силы) при необходимости передвинуть или перенести мебель или какое-либо тяжелое оборудование;
• мужчина уступает женщине дорогу.



Заключение


Очевидно, что и гендерный менеджмент и инграциация являются приемами манипулирования окружающими, но это защитные стратегии, которые порождаются неблагоприятными условиями, сложившимися в деловом мире, в том числе для женщин.

Можно сделать вывод о сложных гендерных отношениях, которые складываются в деловом мире. Однако не всегда эти отношения неблагоприятны. Работая вместе, мужчины и женщины учатся друг у друга. В частности, это касается начальников и их заместителей (независимо от пола), между которыми особенно необходимо взаимопонимание. Мужчины и женщины могут успешно работать друг с другом и устанавливать хорошие взаимоотношения, независимо от того, какого пола начальник и какого – заместитель.

Таким образом, в деловом мире взрослых людей, наряду с конвергенцией полов, продолжает существовать половая сегрегация (в скрытом или явном виде) либо ее последствия – в виде конфронтации полов.

Мужчины и женщины должны учиться друг у друга. Следует уважать особенности каждого и менять свой стиль поведения, чтобы прийти к лучшему взаимопониманию. Можно считать себя лучшим в мире бизнесменом, но если вас не принимают всерьез, то ваши слова не имеют никакого значения.

Для предупреждения возможного возникновения ситуаций, чреватых этическими нарушениями, следует учитывать психологические особенности, характерные для представителей полов. Такие особенности есть, и нельзя допустить, чтобы они служили почвой попирания морали - ни в большой степени, ни в малой.
И мужчины, и женщины в сложной системе деловых отношений устремлены к одним и тем же целям - эффективности деятельности, следованию принципам морали и т.п., и для создания этической атмосферы, благоприятствующей достижению этих целей, разумно учитывать психологические особенности представителей разных полов.

Таким образом, принадлежность к тому или другому полу накладывает на сотрудников организации дополнительные обязанности по соблюдению норм делового этикета.


Список литературы




  1. Бендас Т.В. Гендерная психология: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2005

  2. http: //bbest.ru/

  3. Деловая этика / авт.-сост. В.К. Трофимов. – Ижевск: ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА, 2012.

  4. Столяренко Л. Д. С 81 и управления. Учебник / Л. Д. Столяренко. — Ростов н/Д: Феникс, 2005.


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации