Курсовая работа - Региональные целевые программы социально-экономического развития: механизмы разработки и реализации - файл n1.doc

Курсовая работа - Региональные целевые программы социально-экономического развития: механизмы разработки и реализации
скачать (751.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc752kb.19.09.2012 10:38скачать

n1.doc

  1   2   3   4


МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ М.В. ЛОМОНОСОВА

ФИЛИАЛ МГУ В ГОРОДЕ СЕВАСТОПОЛЕ
Факультет «Экономики и управления»

Отделение «Управления»

Кафедра управления


КУРСОВАЯ РАБОТА

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГРАММЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ: МЕХАНИЗМЫ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ

Выполнила:

студентка IV курса, группы У-402

Заикина А.М.

Научный руководитель:

Гамбеева Ю. Н.
Севастополь,

2011

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………….............3

ГЛАВА I. ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ ПОДХОД В РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ………5

1.1. Сущность и объективная необходимость использования программно-целевого метода для государственного регулирования регионального развития…………………………………5

1.2. Региональные целевые программы как основной инструмент регионального развития……………………………………………………………………………………………............9

1.3. Зарубежный и отечественный опыт использования программно-целевого подхода в решении проблем регионов………………………………………………………………................14

ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА…………................................20

2.1. Организационные и законодательные основы формирования региональных программ социально-экономического развития…………………………………………………………….20

2.2. Методика разработки региональных целевых программ социально-экономического развития……………………………………………………………………………………..................26

2.3. Механизм реализации региональных целевых программ социально-экономического развития……………………………………………………………………………………..................32

ГЛАВА III. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ РОССИИ….38

3.1. Анализ опыта использования инструмента региональных целевых программ социально-экономического развития на примере России…………………………………………………..38

3.2. Актуальные проблемы применения программно-целевого подхода при планировании социально-экономического развития регионов России…..............................................................43

3.3. Основные механизмы совершенствования регионального планирования социально-экономического развития в России……………………………………………………………...50

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………............55

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………58

Приложение 1……………………………………………………………………………………....61

Приложение 2………………………………………………………………………………………63

Приложение 3………………………………………………………………………………………64

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. В современных условиях формирование и реализация программ социально-экономического развития в стране и регионах становится действенным инструментом государственного регулирования и планирования. Значение программно-целевых методов в управление региональной экономикой постоянно возрастает, поскольку их применение повышает эффективность государственного воздействия на социально-экономическое развитие регионов , обеспечивает тесную взаимосвязь между выделяемыми бюджетными ресурсами и результатами их использования в соответствии с установленными приоритетами.

Формирование региональных программ социально-экономического развития сегодня наиболее актуальное и перспективное направление программно-целевого планирования в России, так как поддержание необходимых территориальных пропорций в экономике, недопущение чрезмерной дифференциации регионов по уровню социально-экономического развития, обеспечение эффективного функционирования общероссийского рынка являются важнейшими аспектами модернизации российской экономики и ее устойчивого развития.

Объектом исследования являются региональные целевые программы социально-экономического развития региона.

Предметом исследования является изучение механизмов реализации региональной экономической политики с помощью разработки и принятия региональных целевых программ, а также основные проблемы и пути совершенствования процессов планирования регионального развития.

Цель исследования. Цель исследования заключается в изучении программно-целевого метода как одного из эффективных инструментов государственного регулирования социально - экономического развития региона, а также в анализе применения данного метода и проблемы его использования в региональном развитии России.

Задачи исследования:

  1. Изучение и анализ современных методов программно-целевого планирования регионального экономического развития в мировой практике и на примере опыта России;

  2. Исследование сущности и содержания региональной целевой программы социально-экономического развития;

  3. Анализ механизмов разработки и реализации региональных целевых программ социально-экономического развития;

  4. Анализ опыта России и актуальных проблем в применении программно-целевого подхода к социально-экономическому развитию региона;

  5. Предложение рекомендаций по совершенствованию механизмов регионального планирования социально-экономического развития региона

Освещение темы в литературных источниках. Проблематика программно-целевого подхода в управлении социально-экономическим развитием региона достаточно полно и широко освещена в литературных источниках как российских, так и зарубежных. Основными экспертами в изучении вопросов планирования и управления экономикой на региональном уровне являются Т. Г.Морозова, Б.А. Райзберг, А.Г. Грандберг, В.С. Игнатов, В.И. Бутов, В.Г.Игнатьев, В.И. Видяпин, М.В. Степанов, В.В. Жариков, А.И. Жуковский, С.В. Васильев, .С.М. Климов, Р.А. Кочкаров, В.Я. Любовный, И.Ф. Зайцев, Е.Л. Россейкина, Г.Г. Фетисов.

В ходе исследования использовалась совокупность методов научного познания социально-экономических явлений и процессов: аналитический, логический, описательный, метод сравнения, анализа и синтеза, графический и табличный методы и др.

Информационной основой исследования являются литературные источники, нормативно-правовые акты и законы, данные официальной статистики РФ и ЕС, информационные сайты органов власти, материалы научно-практических конференций, периодических изданий, глобальной информационной сети «Интернет».

Структура курсовой работы представлена введением, тремя главами, заключением, списком использованной литературы и 3 приложениями. Общий объем работы - 65 страниц. Курсовая работа содержит 6 таблиц, 5 рисунков.

Первая глава посвящена подробному рассмотрению теоретико-методологической основы программно-целевого подхода в региональном управлении. В данной главе рассматривается сущность и содержание программно-целевого подхода, изучается сущность региональных целевых программ как основных инструментов регулирования регионального развития. Рассматривается зарубежный опыт регионального программирования.

Вторая глава посвящена подробному изучению механизмов разработки и реализации региональных целевых программ социально-экономического развития. Рассматриваются нормативно-правовой, финансовый, ресурсный механизмы формирования и реализация целевой региональной программы.

Третья глава посвящена анализу российского опыта управление региональным развитием с помощью применения региональных целевых программ социально-экономического развития. В этой главе представлена характеристика современного состояния регионального планирования в России, а также серьезный упор сделан на выделение основных проблем и путей совершенствования механизмов разработки и реализации региональных программ.

ГЛАВА I

ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ ПОДХОД В РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ



    1. Сущность и объективная необходимость использования программно-целевого метода для государственного регулирования регионального развития



Метод программно-целевого управления является сегодня одним из важнейших средств осуществления региональной политики развитых зарубежных стран.

По мере возникновения и обострения социально-экономических, экологических, политических проблем, которые требуют для своего решения проведения комплекса взаимосвязанных и взаимообусловленных мер, использования различных ресурсных источников, роль программно-целевых методов в управлении региональным развитием неуклонно возрастает.

Программно– целевой метод является важным инструментом осуществления государственной социальной и экономической политики развития регионов страны наряду с методом прогнозирования и индикативного планирования.

По мнению Б.А. Райзберга понятие « программно-целевого подхода» следует рассматривать в широком и узком смыслах.

Программно-целевое управление в широком смысле рассматривается как воздействие субъекта управления на объект управления, вырабатываемое на основе методологии системного анализа. Средства достижения целей управления (план, целевая комплексная программа, оргструктура и др.) определяются, исходя из этих целей и охвата всех стадий воспроизводственного процесса (жизненного цикла). В узком смысле сущность программно-целевого управления сводится ими только к разработке и реализации целевых комплексных программ различного типа [32, с. 7].

М.Ю.Кривошеева характеризует «программно-целевой метод как метод выделения основных целей и задач государственного, экономического, социального, экологического и культурного, территориального развития, разработки взаимосогласованных мероприятий по их реализации в установленные сроки» [23, с. 5].

По мнению С.В. Васильева и А.И. Жуковского, «программно-целевой метод планирования состоит в отборе приоритетных целей экономического, социального, научно-технического развития, разработке взаимоувязанных мероприятий по их достижению в заданные сроки с максимальной эффективностью при требуемом обеспечении ресурсами.

Метод включает разработку программ с учетом стратегических целей, определение путей, средств и организационных мероприятий по их достижению» [18, с. 20].

В общем случае программно-целевые методы планирования и управления – это методы, при которых цели плана увязываются с ресурсами при помощи программ.

Программно-целевые методы применяются если: [25, с.9]:

- существует задача изменения неблагоприятных тенденций социально-экономического развития;

- возникшая проблема (экономическая, социальная, экологическая) может быть решена только с применением программных мероприятий;

- отсутствуют какие-либо возможности достижения целей регионального развития, используя только те ресурсы, которыми располагает регион, и достигнутые уровни взаимодействия между управленческими уровнями

-существует необходимость координировать ресурсы для достижения значимой цели

Программно-целевой метод в экономике – связывает цели с ресурсами используя программы. Каждая программа — комплекс мероприятий по реализации одной или нескольких целей и подцелей развития хозяйства, упорядоченных в виде «дерева целей». Оценка и выбор возможных вариантов программ производятся по разным критериям (минимум затрат или времени на реализацию при фиксированных конечных показателях и т. п.) с помощью специальных приёмов (например, программных матриц)[ 13, с.377].

Программно-целевое планирование построено по логической схеме "цели - пути – способы - средства" как видно из рис.1.[27, с. 2]. Сначала определяются цели, которые должны быть достигнуты, потом намечаются пути их реализации, а затем – более детализированные способы и средства.


Рис 1. Цепочка программно-целевого планирования

Источник: Зенчева, Н.В.Экономический анализ дифференциации социально-экономического развития регионов. Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2005.- с. 4.
Программно-целевой метод планирования дает возможность следить за ситуацией , а также оказывать непосредственное влияние на последствия. В этом заключается прямое отличие данного метода от других.

Ключевое понятие программно-целевого планирования понятие программа.

Программа — это комплекс мероприятий по реализации стратегий. В свою очередь, система стратегий и целей, достигаемых с их помощью, - не что иное, как план. Таким образом, подтверждается двойственность программно-целевого планирования, а именно объединение планирования и фактического влияния на экономические показатели.

В настоящее время метод программно-целевого планирования все чаще используется для того чтобы разрабатывать и реализовывать региональные программы.

Метод программно-целевого планирования способствует реализации потребности в осуществлении интеграционных процессов в экономике, связанных, с одной стороны, ростом комплексности и сложности экономического проблем развития, которые для своего решения требуют рациональных межрегиональных взаимодействий, и с другой стороны — большой степенью дифференциации развития производительных сил, которые дополняются с переходом к рыночной экономике большим многообразием форм собственности [19, с.3]

Метод программно-целевого планирования дает возможность достичь целей, которые предусматривают структурные сдвиги в социально-экономическом развитии, переход к новому состоянию развития экономических систем, которое не может быть достигнуто в процессе реализации отдельных целей развития инфраструктурных, социальных или других элементов региональных систем хозяйствования.

К основным компонентам программно-целевого метода относятся [18, с. 14]:

законодательная и нормативная база программы;

организационная система управления программой;

система распределения/стимулирования привлечения ресурсов;

комплекс мероприятий, направленных на решение поставленной задачи;

система контроля реализации программы и оценки ее эффективности;

Функции и задачи, решаемые с помощью программно-целевого подхода[столяров]:

координация развития различных подсистем (например, экономической, социальной, научно-технической, экологической), в целях достижения мультипликативного эффекта

задание направления развития системы на основе анализа существующих взаимосвязей компонентов системы, тенденций их изменения и потенциала системы. Определение целевого состояния системы;

создание основы для принятия управленческих решений всеми субъектами системы (органами исполнительной и муниципальной власти, ведомства, частный бизнес, население);

балансировка интересов регионального развития

Особенностью программно-целевого подхода является то, что он дает шанс заниматься решением сложных задач, которые находятся на стыке отраслевой и ведомственной компетенции и ответственности органов исполнительной и местной власти за счет координации обоюдных усилий для решения проблемы.

Таким образом, главной особенностью программно-целевого управления является то, что задачи, которые решаются при помощи данных методов не могут быть решены использованием стандартных процедур со стороны органов управления и коммерческих структур, а также в рамках действия только одной из сторон участниц процесса.

Применение программно-целевого подхода на уровне регионов чрезвычайно необходимо и актуально, поскольку цель применения данного метода заключается в решении таких важных проблем, как осуществление серьезных сдвигов в экономической и социальной сферах региона.

Программно-целевой метод в основном применяется для решения таких социально-экономических задач региона как [27,с.15]:

  1. создание новых капиталоемких отраслей промышленности, которые имеют стратегическую значимость для государства;

  2. выравнивание уровня социально-экономического развития регионов;

  3. эффективная организация бюджетной системы;

  4. увеличение уровня научно-технического развития;

  5. повышение уровня жизни людей;

  6. всестороннее развитие населения (духовное, культурное, морально-нравственное);

  7. воспроизводство ресурсов с длительным инвестиционным циклом.

Таким образом, преимущества программно- целевого метода управления экономическим и социальным развитием регионов характеризуются такими принципиальными особенностями [25,с. 9]:

-системным характером основных целей и задач программы по решению комплексных проблем развития экономики и социальной сферы региона;

-индикативным характером программ, сроки реализации, которых находятся в прямой зависимости от обеспеченности программ всем необходимым ( прежде всего, материальными и финансовыми ресурсами);

-возможностью объединять ограниченные материальные и финансовые ресурсы и направлять их на решение актуальных проблем в социально-экономического развития региона,

-обеспечением единства методических подходов к решению задач развития регионов;

-возможностью использовать эффект мультипликатора при целевом использовании ресурсов бюджета дополнительно привлекая внебюджетные средства, собственные средств коммерческих и государственных предприятий, средства иностранных инвесторов;

-способностью сочетать программно-целевой метод управления региональным развитием и методы регионального планирования и прогнозирования;

-перспективной возможностью обеспечения общественного контроля за использованием финансовых ресурсов (экспертиза, формирование межведомственных комиссий по их реализации и др.).

Применение программно-целевых методов в региональном планировании позволяет органично соединять государственное планирование и регулирование с рыночным саморегулированием экономики.

Правильное и качественное выполнение всех этапов и шагов создает высокую степень вероятности высокого качества конкретной программы и в определенной степени гарантирует ее эффективную реализацию.



    1. Региональные целевые программы как основной инструмент регионального развития



Регулирование регионального развития страны является одной из важнейших функций современного государства. Путем осуществления целенаправленной и последовательной региональной политики государство стремиться повысить уровень социально-экономического развития территории, сгладить дифференциацию регионов по основным социально-экономическим показателям, обеспечить хороший инвестиционный климат в регионе и т.д.

Выделяют 2 основных метода реализации региональной политики: прямые и косвенные методы [12, с. 74].

Методы прямого участия государства в регулировании регионального развития связаны с административными — они выражаются в разработке и реализации государственных региональных программ, финансируемых за счет госбюджета, размещение заказов на поставку продукции для общегосударственных нужд (в том числе для поддержки проблемных регионов) и т.д.

Методы косвенного регулирования состоят из создания специальных фондов регионального развития (федеральных, областных и др.), которые занимаются аккумулируют финансовые ресурсы для решения различных региональных проблем:

Главным инструментом влияния на социально-экономическое развитие регионов является разработка и внедрение государственных целевых программ, которые охватывают практически все сферы социально-экономической деятельности государства - здравоохранение, жилье, транспорт, экологию, оборону и безопасность, науку, культуру и т.д. Они направлены на поддержку стратегически значимых для страны и региона приоритетных направлений и вопросы их реализации затрагивают практически все регионы, все отрасли экономики, касаются каждого жителя страны.

Исследователи А.И. Жуковский, С.В. Васильев под целевой комплексной программой понимают увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс социально-экономических, производственных, научно-технических, организационно-хозяйственных и других заданий и мероприятий, направленных на решение важной народнохозяйственной проблемы наиболее эффективными способами и в установленные сроки [18, с.106] .

Целевые программы являются ключевым средством реализации государственной политики, воздействия на производственные, экономические и социальные процессы в пределах полномочий органов власти федерального, регионального и местного уровней. Целевые программы являются средством управления и регулирования стратегиями социального, научно –технического и экономического развития, способом аккумулирования ресурсов для решения неотложных, первоочередных проблем.

Преимущество целевых программ в том, что они обеспечивают концентрацию ресурсов на наиболее перспективных и эффективных направлениях.Программы позволяют ускорить развитие приоритетных отраслей, отдельных регионов и привлекать для этого дополнительные ресурсы и инвестиции.

Целевые программы как видно из рисунка 2 по направленности и источнику финансирования делятся на федеральные, региональные и муниципальные



Рис 2. - Классификация целевой программы по направленности и источнику финансирования

Источник: Любовный В.Я., Зайцев И.Ф., Воякина А.Б. Целевые программы развития регионов: рекомендации по совершенствованию разработки, финансирования и реализации.-М.: Московский общественный научный фонд, 2002.- с. 18.

Региональные целевые программы - это комплекс мероприятий и проектов, направленных на достижение целей и конкретных задач экономического, социального или экологического характера, требующих согласованных действий органов государственной власти, органов местного самоуправления и хозяйствующих субъектов и финансируемых полностью или частично из областного бюджета [25, с. 12].

Разработка региональных программ — это целенаправленный и последовательный процесс аккумулирования всех возможностей регионов на различных уровнях.

Региональные программы обладают строгой целевой направленностью и по сравнению с федеральными государственными программами относительно небольшими объемами работ и ресурсных затрат и обладают строгой целевой направленностью, адресностью, ограничением временных интервалов и связываются с общегосударственной концепцией регионального развития и региональной политикой страны.

Основные задачи региональных программ [12, с. 78]:

-формирование оптимальной территориальной и отраслевой структуры экономики;

-выравнивание межрегиональных различий по социально-экономическим показателям;

- эффективное использование природных, материальных и трудовых ресурсов региона;

-сбалансированное (бездефицитное) региональное хозяйствование в условиях рынка;

-охрана окружающей среды;

-преодоление последствий стихийных бедствий и техногенных аварий;

-сохранение культурно- исторического наследия региона, укрепление культурного потенциала, стабилизация общественно - политической и правовой обстановки

-формирование информационного обеспечения органов управления и хозяйствующих субъектов.

Наиболее сложной проблемой является разработка программы комплексного развития экономики и социальной сферы региона как целостного образования, поскольку в этом случае необходимо учесть все многообразие ограничений на экономическое развитие региона, а именно: состояние природного фактора, современную социально-демографическую ситуацию, прогноз социальной напряженности в регионе и пр. Для стабильного развития региона необходимо решать задачи стратегического порядка, призванные обеспечить совершенствование социально-экономического развития.

Специфика региональных программ заключается в следующем [ 37, с. 5]:

Базовыми методологическими принципами разработки и реализации региональных программ в современных условиях являются[ 12, с. 79]:

Классификация региональных программ

Исследователи А.И. Жуковский, С.В. Васильев, Д.С. Штрейс классифицируют региональные целевые программы по таким признакам как уровень значимости или государственный статус, территориальная принадлежность, функциональная ориентация, содержание решаемых проблем, отраслевая локализация, характер возникновения проблемы, срок реализации программ и т.д (см табл. 1.2.1).

По государственному статусу программы подразделяются на федеральные региональные программы, реализуемые средствами только Российской Федерации (ФЦП) и собственно региональные, которые утверждаются региональными органами власти.

Программы по характеру подразделяются на сводные, социально-экономические, научно-технические, инновационные, экологические, территориальные, внешнеэкономические, оборонные.

По срокам действия различают программы краткосрочные (продолжительность до 2 лет); среднесрочные (от 3 до 5 лет); долгосрочные (свыше 5 лет).

Каждая региональная программа характеризуется одновременно несколькими классификационными признаками. Например, конкретная региональная программа может быть по территориальной принадлежности - областной, по функциональной ориентации- экологической; по масштабности проблемы- узкоспециализированной; по продолжительности- среднесрочной и т. д.

Некоторые исследователи классифицируют собственно региональные целевые программы по масштабам реализации и уровням управления [25, с. 31 ]:

- региональные программы общефедерального значения, которые охватывают территорию всех экономических районов России. Такие программы реализуются на уровне федеральных органов государственной власти иногда привлекая органы власти регионов с целью осуществления важных государственных целей и задач и преодоления чрезвычайных ситуаций;

- региональные программы крупного межрайонного значения, которые реализуются на территории нескольких смежных экономических районов. Программы разрабатываются и реализуются на уровне федеральных органов государственной власти с привлечением администраций субъектов. Основная цель - выполнение государственных (на уровне субъектов Федерации) задач;

- региональные программы развития субъектов Российской Федерации, разрабатываемые и реализуемые на территории одного субъекта Федерации. Цель программы- обеспечение устойчиво социально-экономического развития региона;

- региональные межмуниципальные программы, которые осуществляются на территории нескольких муниципальных образований. Реализуются такие программы на уровне администраций субъектов и муниципальных администраций;

- региональные (локальные) программы развития муниципальных образований, реализация которых происходит на территории муниципального образования .

Таким образом, основной целью региональной программы является эффективное использование и развитие в рыночных условиях природного, производственного, трудового и интеллектуального потенциала региона, преимуществ его участия в национальном и международном разделении труда и повышение на этой основе уровня жизни населения региона



    1. Зарубежный и отечественный опыт использования программно-целевого подхода в решении проблем регионов



Метод программно-целевого управления является одним из главных средств осуществления региональной политики развитых зарубежных стран. Развитие регионов с использованием метода программно-целевого планирования осуществляется на 2\3 территории Германии, 40% территории Великобритании, 90% территории Норвегии, а также на юге Италии и севере Швеции, которые отстают социально-экономическом развитии от других регионов этих стран [39, с. 283].

Опыт применения программно-целевого подхода в управлении региональным развитием в Соединенных Шта­тов Америки представляет особый интерес. Наиболее известные крупномасштабные и долгосрочные региональные программы в США “Программа долины реки Теннеси”, охватывающая часть территорий 7 штатов, особенно остро переживавших время “великой депрессии” (программа, действующая уже более 60 лет) и “Федеральная программа развития района Аппалачских гор”, включающая самый большой по территории “проблемный” регион страны (территории 13 штатов площадью 420 тыс. кв. км и с населением 19 млн. человек).

США начали использовать заимствованный у СССР опыт государственного регулирования народно-хозяйственных процессов с 1933 г.

  1   2   3   4


МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации