Дроздова С.Н. Организация и технология торговли - файл n1.doc

приобрести
Дроздова С.Н. Организация и технология торговли
скачать (185.8 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc1216kb.21.06.2009 22:01скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «Белорусский государственный экономический университет»

Бобруйский филиал
С. Н. Дроздова
Организация и технология торговли


Курс лекций



Бобруйск 2009
УДК 658.62
Рецензенты: к.э.н. Родцевич Н.Г.
Рекомендовано кафедрой Маркетинга и учетно-финансовых дисциплин Бобруйского филиала УО «БГЭУ»
Утверждено Учебно-методическим советом Бобруйского филиала УО «БГЭУ»

Дроздова С.Н.

Организация и технология торговли; курс лекций. / С.Н. Дроздова. – Бобруйск, 2009. – 92 с.
© Дроздова С.Н., 2009

© Бобруйский филиал УО «Белорусский государственный экономический университет», 2009

СОДЕРЖАНИЕ


Введение

4

1. Торговля в социально-потребительском комплексе

5

2. Организационное построение торговли

9

3. Построение и размещение предприятий торговли

15

4. Устройство, планировка, основы проектирования магазинов

24

5. Организация технологических процессов в магазинах

30

6. Организация снабжения розничной торговой сети товарами

39

7. Организация розничной продажи товаров и обслуживания покупателей

45

8. Товарные склады в торговле

55

9. Устройство, планировка и оборудование складов

58

10. Организация технологических процессов на складах

62

11. Организация труда в организациях торговли

70

12. Тара и тарные операции в торговле

77

13. Организация перевозок товаров и транспорто-экспедиционного обслуживания организаций торговли

82

Использованная литература

91

ВВЕДЕНИЕ
Дисциплина «Организация и технология торговли» является одной из важнейших специальных дисциплин, формирующих высококвалифицированных специалистов для отрасли торговли.

Цель курса "Организация и технология торговли" — фор­мирование у студентов знаний в области организации и техно­логии торговли, позволяющих находить обоснованные управ­ленческие решения при организации торговых и технологичес­ких процессов. Современный специалист торговли должен уметь анализировать современные торговые и технологические процессы, знать особенности развития отрасли и конкретной торговой организации и на этой основе прогнозировать дея­тельность, направленную на повышение эффективности управ­ления.

В результате изучения дисциплины студенты должны знать:

? законы и нормативные документы по организации тор­говли;

? процессы и тенденции развития торговли;

? вопросы организации товароснабжёния на основе ис­пользования достижений науки и техники;

? организацию труда в торговле;

? организацию транспортно-экспедиционного обслужива­ния организаций торговли.

В процессе изучения дисциплины рассматриваются зако­номерности развития отрасли, ее место и роль в организации обслуживания населения, методы оценки и выбора наиболее экономичных решений торговых, технологических процес­сов и управления ими. Это позволяет студентам получить на-

Тема 1. ТОРГОВЛЯ В СОЦИАЛЬНО-ПОТРЕБИТЕЛЬСКОМ КОМПЛЕКСЕ
1.1. Понятие торговли, ее виды и формы осуществления

1.2. Направления развития и регулирования торговли в Республике Беларусь
1.1. Понятие торговли, ее виды и формы осуществления
Социально-потребительский комплекс объединяет про­изводство материальных благ и услуг дли населения и вклю­чает торговлю, бытовое обслуживание населения и жилищ­но-коммунальное хозяйство. Его особенность состоит в том, что информация о товарах и услугах доводится до населения черва субъекты хозяйствования.

Торговля — предпринимательская деятельность торговых организаций и индивидуальных предпринимателей, в основе которой лежат отношения по продаже произведенных, пере­работанных или приобретенных товаров, а также по выполне­нию работ, оказанию услуг, связанных с продажей товаров.

Субъектами торговли являются торговые организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие тор­говлю на территории Республики Беларусь, объектами — товары, а также связанные с их продажей работы и услуги.

Необходимость торговли как отрасли обусловлена следу­ющими факторами:

Существуют следующие виды торговли:

оптовая — вид торговли, осуществляемой в целях по­следующего использования товаров в предпринимательской деятельности или иных целях, не связанных с личным, се­мейным потреблением и иным подобным использованием.

Оптовые торговые организации выполняют функции:

- осуществляют контроль качества товаров;

розничная — вид торговли товарами, предназначенны­ми для личного, семейного, домашнего потребления и иного подобного использования, не связанного с предпринима­тельской деятельностью.

Розничные торговые организации выполняют следу­ющие функции:

- формирование торгового ассортимента;

- организация доставки товаров в торговую сеть;

общественное питание (торгово-производственная деятельность) — вид торговли, включающий производство, переработку, реализацию, организацию потребления про­дуктов питания, с оказанием либо без оказания сопутствующих услуг населению.

, Субъекты торговли вправе осуществлять один или не­сколько видов торговли в формах, предусмотренных Зако­ном Республики Беларусь «О торговле» от 26.11.2003 г., № 247-3.

Форма осуществления торговли технология прове­дения операций и заключения сделки купли-продажи, при­меняемая субъектами хозяйствования с учетом направлений деятельности.

Различают следующие формы осуществления торговли:

В сфере торговли задействовано 18,5 % занятого населе­ния республики. В последние годы обозначилась устойчивая тенденция увеличения числа занятых в сфере обслуживания населения.

Развитие внутренней торговли республики осуществля­ется на планомерной основе. На каждые 5 лет разрабатыва­ется и утверждается Программа развития внутренней тор­говли Республики Беларусь (например, на 2006—2010 гг.). Целью программы является реализация на потребительском рынке страны политики государства, направленной на повы­шение благосостояния и уровня жизни населения Беларуси.
1.2. Направления развития и регулирования торговли в Республике Беларусь
Основные направления развития внутренней торговли Республики Беларусь до 2010 г.:

• развитие:

- розничного товарооборота и потребления важнейших продовольственных и непродовольственных товаров народ­ного потребления, расширение их ассортимента и повыше­ние качества; 10

- инфраструктуры и совершенствование розничной тор­говли и общественного питания;

- инфраструктуры и совершенствование оптовой торговли, складского хозяйства и систем товародвижения;

- науки, технической и технологической политики;

• развитие кооперативной торговли.

Развитие инфраструктуры розничной торговли в свою очередь предусматривает следующее:

• создание сети дисконтных магазинов;

Развитие инфраструктуры и совершенствование оптовой торговли предполагает:

Законодательство Республики Беларусь о торговле осно­вывается на Конституции Республики Беларусь, Граждан­ском кодексе Республики Беларусь, Законах Республики Бе­ларусь: «О торговле» от 28.07.2003 г., 231-3; «О защите прав потребителей» от 09.01.2002 г., 90-3, нормативных право­вых актах Президента Республики Беларусь.

Закон Республики Беларусь «О торговле» определяет правовые основы осуществления торговли на территории республики, государственного регулирования и контроля в области торговли и направлен на создание благоприятных условий для эффективного осуществления торговли в целях удовлетворении спроса физических и юридических лиц на товары, выполнение работ и оказание услуг. Действие этого закона распространяется на юридических лиц и индивиду­альных предпринимателей, осуществляющих торговлю на территории страны.

Законом «О торговле» определено, что Правила торговли отдельными видами товаров и Правила торговли, осущест­вляемой в предусмотренных формах, утверждаются Советом Министров Республики Беларусь. Ограничения и запреты на осуществление торговли устанавливаются законодательны­ми актами и постановлениями Совета Министров Республи­ки Беларусь.

Закон «О защите прав потребителей» определяет общие правовые, экономические и организационные основы защи­ты прав потребителей; регулирует отношения, возникающие между гражданами, желающими заключить договор куп­ли-продажи товаров (работ, услуг) исключительно для лич­ных, бытовых, семейных и иных нужд, не связанных с осу­ществлением предпринимательской деятельности, и органи­зацией, индивидуальным предпринимателем при розничной торговле, бытовом подряде, медицинском, гостиничном об­служивании и тому подобных договорах. Данный закон уста­навливает права потребителя на приобретение товаров над­лежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение ин­формации о товарах и изготовителях, просвещение в области защиты прав потребителей, государственную и обществен­ную защиту их интересов.

В соответствии с вышеуказанным законом в республике действуют два стандарта: СТБ 1100—98 «Продукты пище­вые. Информация для потребителя. Общие требования» и СТБ 1400- 2003 «Товары непродовольственные. Информа­ция для потребителя. Общие требования». В этих норматив­ных документах по стандартизации установлены общие тре­бования к информации о продовольственных и непродовольственных товарах отечественного и зарубежного производства. За отсутствие необходимой и достоверной информации о товаре к изготовителям или продавцам могут быть приме­нены меры административной ответственности за несоблю­дение требований стандартов, а также приостановлены про­изводство и реализация данного товара.

За нарушение торгового законодательства предусматри­вается экономическая, административная либо уголовная ответственность. Законодательными актами, устанавлива­ющими ответственность и описание ответственности, явля­ются Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях, Уголовный кодекс Республики Беларусь, указы и декреты Президента Республики Беларусь, поста­новления Совета Министров Республики Беларусь.
Тема 2. ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОСТРОЕНИЕ ТОРГОВЛИ
2.1. Отраслевая инфраструктура торговли

2.2. Торговые организации и их объединения

2.3. Рынки и их деятельность в Республике Беларусь
2.1. Отраслевая инфраструктура торговли
Торговля как отрасль имеет сложное организационное построение, сущность которого состоит в упорядочении взаимо­действия различных торговых организаций и объединений.

Сочетание различных систем, осуществляющих торговое обслуживание на территории Республики Беларусь и обеспе­чивающих удовлетворение спроса на потребительском рынке, представляет структуру торговли как отрасли. Она ха­рактеризуется многообразием форм управления торговыми Организациями, наличием отдельных торговых систем.

Торговая система — совокупность организаций рознич­ной, оптовой торговли, общественного питания и их объеди­нений с учетом форм собственности, реализуемого ассорти Цента, контингента обслуживаемого населения.

Организационное построение торговли республики осуще­ствляется с учетом административно-территориального, то­варно-отраслевого и ведомственного признаков.

В основу организационного построения торговли положе­ны следующие принципы:

Отраслевая инфраструктура торговли — упорядоченная совокупность взаимосвязанных систем, организаций, их ма­териально-технической базы, осуществляющих торговую деятельность и находящихся между собой в устойчивых от­ношениях, обеспечивающих их функционирование как еди­ного целого.

Отраслевая инфраструктура торговли может быть рас­смотрена как в вертикальном, так и в горизонтальном пла­нах. Во главе вертикальной иерархической системы нахо­дится Совет Министров Республики Беларусь, который в соответствии с Законом Республики Беларусь «О Совете Ми­нистров и подчиненных ему государственных органах» от 31.01.2003 г., № 186-3 осуществляет руководство системой подчиненных ему государственных органов управления и других органов исполнительной власти. В связи с большим разнообразием организаций торговли Совет Министров Рес­публики Беларусь осуществляет координацию их деятель­ности.

Следующий уровень отраслевой вертикали условно пред­ставлен четырьмя крупными сегментами:

Все они имеют одинаковый статус.

Министерство торговли Республики Беларусь в соот­ветствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь «Об утверждении Положения о Министерстве тор­говли Республики Беларусь» является республиканским ор­ганом государственного регулирования и управления, под­чиняется Совету Министров Республики Беларусь и осуще­ствляет следующие функции:

Реализация функций, возложенных на Министерство торговли Республики Беларусь, осуществляется через соот­ветствующие управления. Так, ему подчинены органы уп­равления торговлей и услуг облисполкомов и Мингорисполкома, органы управления торговлей и услуг городских и рай­онных исполнительных комитетов, ГО «Белбыт», ПО «Бел ресурсы», хозяйственные общества с долей государства в ус­тавном фонде. Кроме того, в соответствии с возложенными на него обязательствами в рамках законодательства Республики Беларусь министерство регулирует деятельность организаций республиканского подчинения и большинства организаций оптовой торговли Минска.

Министерство торговли Республики Беларусь и соответ­ствующие местные органы управления в сфере торговли, бы­тового обслуживания населения, внешнеторговой деятель­ности, защиты прав потребителей и контроля за рекламой Составляют единую систему органов управления указанными сферами деятельности.

Органы управления торговлей областных исполкомов и Минского горисполкома проводят торговую политику на об­ластном уровне и уровне Минска. Дальнейшую реализацию торговой политики в республике осуществляют органы уп­равления торговлей городских и районных исполнительных Комитетов. В областных городах и в Бобруйске имеются та­йне административные единицы, как районы. В этом случае Могут функционировать отделы торговли или работать спе­циалисты по торговле при администрациях районов.

Потребительская кооперация — система потребитель­ских обществ, союзов и созданных ими унитарных предпри­ятий и учреждений в целях удовлетворения материальных (имущественных) и иных потребностей членов потребитель­ских обществ и населения Республики Беларусь. Это негосу­дарственная общественно-массовая организация.

Потребительские общества на добровольной основе объ­единены в 6 областных союзов потребительских обществ (облпотребсоюзы) и образуют вместе с ними Белорусский республиканский союз потребительских обществ (Белко-опсоюз). Таким образом, система потребкооперации имеет трехзвенное управление, сочетающее территориальный и от­раслевой признаки построения.

Потребительская кооперация осуществляет свою дея­тельность в соответствии с Законом Республики Беларусь «О потребительской кооперации (потребительских общест­вах, их союзах) в Республике Беларусь» от 18.12.2001 г., № 224-3. В экономическом плане потребительская коопера­ция республики является хозяйственной системой универ­сального типа, осуществляющей деятельность по 14 отрасле­вым направлениям.

Следующую систему торговли образуют республикан­ские органы государственного управления, объединения, подчиненные Правительству Республики Беларусь, обще­ственные организации, имеющие сеть организаций тор­говли, которые условно можно поделить на две группы:

  1. органы, не осуществляющие производство товаров на­родного потребления. В их ведомственной подчиненности находятся организации торговли (как розничные, так и оп­товые), а также организации общественного питания. Торго­вые объекты, входящие в состав ведомственной сети, либо осуществляют продажу определенных товаров, либо обслу­живают определенные группы населения. Свою ведомствен­ную сеть имеет ряд министерств и ведомств Республики Бе­ларусь, среди которых Совет Министров, Министерство обо­роны, Министерство внутренних дел, Министерство связи и информатизации, Министерство жилищно-коммунального хозяйства, Министерство здравоохранения, Министерство культуры и др.;

  2. органы, имеющие в подчинении предприятия — про­изводители товаров народного потребления. Они имеют в своем подчинении организации фирменной торговли, а так­же отделы рабочего снабжения, которые, в свою очередь, объединяют объекты торговли и общественного питания, обеспечивающие в основном сотрудников вышеупомянутых органов.

Отдел рабочего снабжения (ОРС) на предприятиях про­мышленности и транспорта — хозрасчетная комплексная торговая организация, действующая на правах самостоятель­ного отдела промышленного предприятия или какого-либо ведомства. Наряду с торговым обслуживанием ОРСы органи­зуют общественное питание, бытовое и медицинское обслужи­вание рабочих и служащих важнейших отраслей промыш­ленности и транспорта, занимаются подсобным хозяйством. Они получили развитие на предприятиях нефтяной, химичес­кой, лесной, торфодобывающей промышленности и др.

Крупнейшим ОРСом в республике является ДорОРС «Бе­лорусская железная дорога». Среди других можно отметить ОРС концерна «Белнефтегазстрой», ОРС «Беларусьнефть», ОРС «Велтрансгаз», ОРС «Полесьеводстрой», ОРС треста «Белнефтегаэразведка» и др.

Фирменный магазин — розничный торговый объект, уч­редителем которого является субъект хозяйствования, вы­пускающий и реализующий преимущественно товары учре­дителя, а также отвечающий требованиям Типового положе­ния о фирменном магазине предприятия.

Фирменные магазины промышленного предприятия, вы­пускающего товары народного потребления, образуют его фир­менную сеть. Являясь структурным подразделением промыш­ленного предприятия, они не имеют своего расчетного счета, их выручка инкассируется на расчетный счет учредителя.

Выделяют следующие типы фирменных магазинов с учетом подчиненности: магазин отрасли, магазин промыш­ленного объединения, магазин отдельного промышленного предприятия.

Государственный контроль за торговой деятельностью осуществляется Советом Министров Республики Беларусь, Комитетом государственного контроля Республики Бела­русь, иными уполномоченными государственными органами в пределах их компетенции.

Полномасштабный контроль за деятельностью всех тор­говых организаций независимо от форм собственности, ве­домственной подчиненности, а также физических лиц, зани­мающихся индивидуальной трудовой деятельностью, осу­ществляет Комитет государственного контроля.

Непосредственный контроль за деятельностью организа­ций торговли и лиц, занимающихся торговой деятельностью, осуществляет Госторгинспекция Комитета государственного контроля, которая наделена очень широкими правами.

Министерство торговли Республики Беларусь, област­ные и Главное управление потребительского рынка Мингор-исполкома осуществляют ведомственный контроль за дея­тельностью торговых организаций в целом независимо от форм собственности: соблюдение правил торговли; обосно­ванность плановых расчетов; контрольно-ревизионные фун­кции; законность и необходимость хозяйственных опера­ций, их документальное оформление; режимы работы; соб­людение ценовой дисциплины и т.д.

Экспертная комиссия по кассовым суммирующим аппа­ратам и компьютерным системам определяет перечень ис­пользуемых на территории республики контрольно-кассо­вых и контрольно-суммирующих аппаратов, а также поря­док их регистрации в Государственной налоговой инспек­ции, регламентирует порядок ремонта и опломбирования данных аппаратов, организует контроль за техническим со­стоянием и правилами эксплуатации.

К республиканским, органам государственного управ­ления, осуществляющим регулирование торговой дея­тельности по определенному кругу вопросов, относятся такие, как Министерство по чрезвычайным ситуациям, Ми­нистерство природных ресурсов и охраны окружающей сре­ды, Министерство труда и социальной защиты, Министер­ство экономики, Министерство финансов, Министерство юстиции, Министерство здравоохранения, Государствен­ный комитет по земельным ресурсам, геодезии и картогра­фии, Государственный комитет по науке и технологиям Республики Беларусь и др.

Общественный контроль, согласно Закону «О защите прав потребителей», возлагается на Белорусское общество защиты прав потребителей.

2.2. Торговые организации и их объединения
Торговая организация — юридическое лицо, осущест­вляющее торговлю на территории Республики Беларусь. Обязательной функцией торговой организации является осуществление законченного торгового процесса, начиная от за­купки товаров и заканчивая их реализацией покупателю.

Такие организации могут создаваться двумя способами 1) приватизацией торговых объектов, принадлежащих госу­дарству, и 2) регистрацией вновь созданного субъекта хозяй­ствования. Порядок организации и ликвидации субъектов хозяйствования регулируется Положением «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» от 16.03.1999 г., № 11 и дополнениями к нему.

Существуют такие виды торговых организаций, как хозяйственные товарищества, хозяйственные общества (ООО, ОАО, ОДО, ЗАО), унитарные предприятия, производственные кооперативы.

Организации торговли могут быть представлены как от­дельными объектами, так и разного рода объединениями в ви­де ассоциаций, концернов, торговых домов, трестов. В случае наличия такого рода объединений объекты, входящие в его состав, могут действовать как в виде структурных подразде­лений, филиалов, так и самостоятельных юридических лиц.

Ассоциация — добровольное объединение торговых орга­низаций, формируемое при органах управления и дейст­вующее на основе устава и договора. Цель ее создания координация деятельности участников. Поэтому ассоциация является вневедомственной структурой. Высшим органом управления является Совет ассоциации, который избирает правление и президента ассоциации. Членство в ассоциации не ограничивает экономическую свободу торговой организации, но предлагает определенные выгоды, вытекающие из задач ассоциации.

Концерн — объединение предприятий и организаций, Осуществляющих совместную деятельность по производству товаров и оказанию услуг на основе договора, объединения финансовой и других сфер деятельности для эффективного использования имеющегося потенциала. По сравнению с ас­социацией для него характерна более высокая степень цент­рализации управленческих функций. Концерны осущест­вляют выпуск ценных бумаг, организацию туризма, строи­тельство жилых домов.

Торговый дом — крупное оптовое объединение, занима­ющееся продажей товаров внутри страны, но главным образом выполняющее экспортно-импортные операции. Особен­ность деятельности торгового дома состоит не только в куп­ле-продаже товаров, но и в участии в производстве и кредитно-финансовых структурах. В состав ПО «Белресурсы» вхо­дят 22 торговых дома.
2.3. Рынки и их деятельность в Республике Беларусь
Рынок — имущественный комплекс, включающий спе­циально отведенный участок с расположенными на нем зда­ниями, сооружениями, оборудованием, предназначенный для осуществления юридическими и физическими лицами торговли сельскохозяйственной продукцией, дикорастущи­ми плодами, ягодами и иными продовольственными и непро­довольственными товарами, а также животными.

В зависимости от ассортимента реализуемых товаров различают продовольственные, вещевые, зооботанические и смешанные рынки, от вида осуществляемой торговли — оп­товые и розничные.

Ассортимент товаров, реализуемых на рынке, схема рас­положения торговых зон и торговых мест определяются ор­ганом управления рынка по согласованию с местным испол­нительным органом по месту нахождения рынка, с органом государственного пожарного надзора.

Деятельность рынков в Республике Беларусь регулирует­ся Правилами торговли на рынках Республики Беларусь, ут­вержденными постановлением Совета Министров Республи­ки Беларусь «О некоторых вопросах деятельности рынков» от 12.12.2003 г., № 1623, Санитарными нормами и Правила­ми СНиП 13-119.99 «Организация и проведение рыночной торговли продовольственным сырьем и пищевыми продукта­ми в Республике Беларусь», решениями местных органов уп­равления.
  1   2   3   4   5   6


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации