Панина З.И. Возрастная анатомия и физиология - файл n1.doc

приобрести
Панина З.И. Возрастная анатомия и физиология
скачать (284.2 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc1742kb.22.03.2009 18:58скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального

образования

«Бийский педагогический государственный университет имени В.М. Шукшина»

Кафедра валеологии


Рассмотрено и рекомендовано


на заседании кафедры валеологии

БПГУ имени В.М. Шукшина

Протокол №______


«____»____________2009 г.

Зав. кафедрой _____________ Ю.А. Гусев

УТВЕРЖДАЮ

Декан факультета


______________ (Ф.И.О.)

«____»______________2009 г.


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

«Возрастная анатомия и физиология»

вузовского компонента цикла ОПД. Ф. 05

03.09.00 «Дошкольная педагогика и психология»

Составитель:

к.б.н., доцент, каф. валеологии

Панина З.И.

Бийск, 2009

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Введение данной дисциплины обусловлено тем, что необходимым условием успешной организации учебно-воспитательного процесса является учет анатомо-физиологических особенностей детского организма. Для учителя любой специальности знание возрастных особенностей ребенка актуально.

Цель курса - формирование целостного научного представления об организме ребенка как о многоуровневой динамичной биосоциальной системе, развивающейся в тесной взаимосвязи с внешней средой.

Структура курса возрастной анатомии и физиологии предусматривает лекции, лабораторные и практические занятия.

Рабочая программа составлена на основании учебного плана и государственного стандарта высшего профессионального образования.

Содержание курса соответствует Государственному образовательному стандарту данной дисциплины для педагогических вузов. Программа курса «Возрастная анатомия и физиология» состоит из 18-ми тем, в которых рассматриваются закономерности роста и развития организма ребенка, возрастные особенности его моторных, сенсорных, висцеральных систем, обмена веществ; значение нервной и гуморальной регуляции; психофизические аспекты поведения ребенка, индивидуально-типологические и возрастные особенности высшей нервной деятельности, развитие речи у детей. Комплексная диагностика уровня функционального развития ребенка, готовность ребенка к обучению; обсуждаются условия развития у человека коммуникативного поведения, репродуктивной функции.

Методология дисциплины «Возрастная анатомия и физиология» основывается на законах диалектики, естественно-научных принципах и системном подходе, что позволяет рассматривать организм как целостную, открытую развивающуюся систему.

В процессе освоения дисциплины студенты конспектируют литературу по темам курса, готовят рефераты, выполняют домашние задания, выполняют промежуточные и итоговые тесты.

Преподаватель осуществляет текущий и итоговый виды контроля. Текущий – на лекциях, практических и лабораторных занятиях (в форме опроса, проверки конспектов по теме и т.п.), итоговый – по завершению курса (итоговые тесты).

Итогом курса является зачет или экзамен.

Результирующая оценка складывается из многих компонентов. В процессе освоения дисциплины преподавателем осуществляется рейтинг-контроль, который включает ответы на практических занятиях, выполнение лабораторных работ, написание конспектов, рефератов, выполнение домашних заданий, результаты промежуточных и итоговых тестов, посещаемость занятий. Все компоненты находят свое отражение и оценку в рейтинговой книжке студента и в итоге суммируются. На основании общей суммы выводится оценка или выставляется зачет. При условии согласия студента с оценкой, он освобождается от экзамена (зачета). Если же студент претендует на более высокую оценку – он сдает экзамен. Примечание: на экзамене студент может улучшить свою оценку лишь на один балл.


1. ОРГАНИЗАЦИОННО-НОРМАТИВНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ
1.1. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

(рабочая модульная программа)
1.1.1. Цели и задачи дисциплины
Основная цель дисциплины – дать студентам необходимые знания о функциях организма человека в развитии (онтогенезе) для правильной организации учебного и воспитательного процесса с детьми дошкольного возраста и повышения его эффективности и качества на основе индивидуального подхода.

Задачи дисциплины:

— научить применять физиологические знания, исследователь­ские умения и практические навыки для оптимальной организации учебного процесса.

Дисциплина ориентирует на педагогические виды профессиональной

деятельности, ее изучение способствует решению следующих типовых задач профессиональной деятельности:

-Организация режима дня детских учреждений, жизнеобеспечения безопасной жизнедеятельности в соответствии с возрастными особенностями ребенка

-Организация педагогического процесса в соответствии с возрастными особенностями ребенка

-Охрана здоровья детей

1.1.2. Содержание дисциплины
Выписка из образовательного стандарта по учебной дисциплине
Дисциплина «Возрастная анатомия и физиология» является обязательной и входит в блок общепрофессиональных дисциплин профессиональной подготовки студентов педагогических вузов всех специальностей.
Закономерности роста и развития детского организма. Возрастная периодизация. Календарный и биологический возраст, их соотношение, критерии определения биологического возраста на разных этапах онтогенеза. Наследственность и среда, их влияние на развитие детского организма. Сенсорные периоды развития ребенка. Развитие регуляторных систем (гуморальной и нервной). Изменение функции сенсорных, моторных, висцеральных систем на разных возрастных этапах. Возрастные особенности обмена энергии и терморегуляции. Закономерности онтогенетического развития опорно-двигательного аппарата. Анатомо-физиологические особенности созревания мозга. Психофизиологические аспекты поведения ребенка, становление коммуникативного поведения. Речь. Индивидуально-типологические особенности ребенка. Комплексная диагностика уровня функционального развития ребенка. Готовность к обучению.
Тематическое содержание курса
Модуль 1 – 6 час.
Лекция 1. Введение. Закономерности роста и развития детского организма

Анатомия и физиология – науки о строении и функциях человеческого организма. Организм как единое целое. Понятие роста и развития. Понятие о «скачке роста». Закономерности онтогенетического развития. Возрастная периодизация. Календарный и биологический возраст, их соотношение, критерии определения биологического возраста на разных этапах онтогенеза. Сенситивные периоды развития ребенка. Наследственность и среда, их влияние на развитие ребенка.

Практическое занятие 1. Общие закономерности роста, развития детей и подростков.

Развитие ребенка и надежность биологической системы. Гетерохромность и гармоничность развития. Акселерация и ретардация. Физическое развитие и состояние здоровья детей и подростков в нашей стране. Возрастная периодизация. Понятие о биологическом возрасте. Анатомо-физиологические особенности каждой возрастной группы (дошкольный, младший, школьный).

Лабораторное занятие 1. Методы оценки физического развития детей и подростков.

Понятие о физическом развитии, антропометрических исследованиях. Соматоскопия, соматометрия, физиометрия. Основные показатели здоровья. Оценка физического развития. Отклонения в физическом развитии. Осанка. Типы осанок.
Модуль 2 – 8 час.

Лекция 2. Общий план строения и развития нервной системы

Гомеостаз и регуляция функций в организме. Значение нервной системы. Общий план строения нервной системы. Нервная ткань и ее свойства. Понятие о рефлексе. Рефлекторная дуга. Основные свойства и функции элементов нервной системы. Синапс. Функциональное значение отделов нервной системы. Вегетативная нервная система, ее возрастные особенности.

Лабораторное занятие 2. Строение нервной системы.

Изучить строение нейрона, проводниковой части и ЦНС. Строение синапса. Соматическая вегетативная НС. Кора больших полушарий, полушарии головного мозга. Ствол мозга: промежуточный мозг, средний, продолговатый, мозжечок, спинной мозг. Изобразить схему строения НС.

Лекция 3. Гуморальная регуляция функций организма

Способы передачи управляющей информации в многоклеточном организме. Типы биологически активных веществ (медиаторы, гормоны, ферменты, витамины). Способы воздействия биологически активных веществ на клетки и ткани организма.

Железы внешней и внутренней секреции. Важнейшие железы внутренней секреции (гипофиз, надпочечники, щитовидная железа, околощитовидные, или паращитовидные железы, поджелудочная железа, половые железы). Гормональная регуляция роста.

Практическое занятие 2. Гуморальная регуляция функций организма. Железы внутренней секреции.

Внутренняя среда организма (кровь, лимфа, тканевая жидкость). Учение Клода Бернара о внутренней среде организма. Гомеостаз (относительно постоянство внутренней среды организма). Железы внутренней секреции (гипофиз, эпифиз, гипоталамус, щитовидная, паращитовидная, вилочковая, поджелудочная железы, надпочечники, яички и яичники). Типы БАВов (медиаторы, гормоны, ферменты, витамины).
Модуль 3 – 6 час.

Лекция 4. Низшая и высшая нервная деятельность человека

Роль И.М. Сеченова и И.П. Павлова в изучении функции коры больших полушарий. Условные и безусловные рефлексы. Условия и механизм образования условного рефлекса. Процессы возбуждения и торможения, их характеристика. Динамический стереотип, возрастные особенности. Типы ВНД человека. Роль ВНД в учебно-воспитательном процессе. Возрастные особенности ВНД.

Лабораторное занятие 3. Определение типов ВНД

Классификация ВНД по Иванову-Смоленскому. Классификация типологических особенностей ВНД детей по Красногорскому.

Функциональная асимметрия мозга.

Характеристика мышления, типы мышления.

Лабораторное занятие 4. Определение типов конституции

Типы конституции: астеноидный, торакальный, мышечный, дигестивный. Схема коституционных типов. При определении конституционного типа обратить внимание на развитие и соотношение таких признаков, как: форма спины, грудной клетки, живота, ног, степень развития костной, мышечной и жировой ткани.
Модуль 4 – 2 час.

Лекция 5. Анатомия и физиология опорно-двигательного аппарата

Общая характеристика аппарата опоры и движения. Классификация и строение костей. Соединения костей скелета. Возрастные особенности позвоночника, грудной клетки, черепа, скелета конечностей. Нарушение опорно-двигательного аппарата у детей и подростков. Двигательный режим и вред гиподинамии. Гигиенические требования к школьной мебели.
Модуль 5 – 50 час.

Лекция 6. Анатомия и физиология сердечно-сосудистой системы

Общий план строения и значение сердечно-сосудистой системы. Строение сердца, возрастные особенности. Проводящая система сердца. Сердечный цикл. Общая схема кровообращения. Причины движения крови по сосудам. Кровяное давление, частота сердечных сокращений и их возрастные особенности. Понятие о группах крови и резус-факторе. Регуляция функций сердечно-сосудистой системы.

Лекция 7. Анатомия и физиология органов пищеварения

Значение пищеварения. Общий план строения пищеварительной системы. Пищеварение в ротовой полости. Глотка и пищевод. Пищеварение в желудке. Роль печени и поджелудочной железы в пищеварении. Всасывание и моторная функция кишечника. Развитие и возрастные особенности пищеварительной системы.

Практическое занятие 3. Система органов пищеварения.

Значение пищеварения. Система органов пищеварения (ротовая полость, глотка, пищевод, желудок, тонкий (двенадцатиперстная, тощая и подвздошная кишки) и толстый (слепая, ободочная, прямая) отделы). Пищеварительные железы: слюнные, печень, поджелудочная железа, обмен веществ. Организация и решим питания в детском саду.

Практическое занятие 4. Обмен веществ и энергии

Обмен белков, липидов, углеводов, минеральных солей и воды. Витамины. Превращение энергии и общий обмен веществ. Обмен энергии при физическом и умственном труде.

Питание. Пищевые вещества. Нормы питания. Сбалансированное питание.

Лабораторное занятие 5. Составление суточного меню-раскладки..

Организация питания как важнейшая составляющая часть режима дня. Режим питания. Суточная потребность в питательных веществах, минералах, витаминах. Суточная калорийность пищевого рациона, нормы пищевых продуктов для суточного рациона ребенка. Составить суточный рацион.

Лекция 8. Анатомия и физиология органов дыхания

Понятие «дыхание». Строение и возрастные особенности дыхательной системы (полость носа, гортань, трахея, бронхи, плевра, средостение). Процесс дыхания и газообмен в легких. Воздушная среда и здоровье.

Практическое занятие 5. Система дыхания.

Значение органов дыхания в жизнедеятельности человека. Строение органов дыхания (нос, носоглотка, гортань, трахея, бронхи, альвеолы). Типы дыхания. ЖЕЛ. Регуляция дыхания (нервная и гуморальная). Гигиена органов дыхания.

Лекция 9. Анатомия, физиология и гигиена анализаторов

Понятие «анализаторы». Строение, функции зрительного, слухового, вестибулярного, обонятельного и вкусового анализаторов. Возрастные особенности анализаторов. Гигиена анализаторов.

Практическое занятие 6. Гигиена детей и подростов.

Предмет и задачи гигиены детей и подростков. Школьная гигиена. Гигиенические нормативы и требования, направленные на охрану и укрепление здоровья, гармоничное развитие и совершенствования функциональных возможностей организма. Создание оптимальных условий для роста и развития детей.

Лекция 10. Нейрофизиологические основы поведения

Нейрофизиологические основы внимания (структурно-функциональная организация внимаия, виды исвойства внимания), нейрофизиологические основы памяти (структурно-функциональная организация памяти, виды памяти, возрастная динамика памяти), эмоции, их физиологическая основа. Возрастные особенности потребностно-эмоциональной сфере ребенка. Становление коммуникативного поведения ребенка. Речь.

Лекция 11. Гигиеническая оценка школьных учебных помещений и оборудования

Гигиенические требования к среде, окружающей школьника. Санитарный режим и благоустройство земельного участка и школьного здания, Этажность и планировка школы. Гигиенические нормативы учебных помещений (класс, мастерские, физкультурный зал и др.) Общеобразовательная школа как центр воспитания здорового подрастающего поколения. Роль педагогического коллектива в охране здоровья школьников.

Лекция 12. Гигиенические требования к организации учебно-воспитательного процесса и режима дня учащихся

Умственное утомление, гигиенические требования по предупреждению умственного утомления. Гигиенические основы учебных занятий. Гигиена письма и чтения. Режим школьника в семье. Гигиеническая оценка школьного режима.

Лабораторное занятие 6. Составление рационального режима дня

Значение правильного режима дня. Основные положения режима дня: определенная продолжительность различных видов деятельности при их рациональном чередовании и регулярности, достаточный отдых с максимальным пребыванием на свежем воздухе, регулярное питание, гигиенически полноценный сон. Основные элементы школьного режима. Составить режим дня для начальных классов.

Лекция 13. Гигиеническое воспитание и санитарное просвещение учащихся. Значение физического воспитания

Воспитание сознательного отношения к своему здоровью. Изучение материала по охране здоровья. Соблюдение личностной гигиены. Озеленение города, рабочего поселка, села. Проведение кратких внепрограммных бесед с приглашением врачей т.д.

Роль труда и физической культуры в совершенствовании здоровья.

Практическое занятие 7. Состояние здоровья детей и подростков.

Биоритмы, их роль в процессе обучения и воспитания. Возрастные особенности режима дня учащихся. Сон. Гигиенические требования к составлению расписания и приготовлению домашних заданий. Гигиеническая организация внеклассной и внешкольной работы учащихся.

Лекция 14. Строение, функции и возрастные особенности мочеполовой системы

Значение мочевыделительной системы. Строение и функции почек. Почки, мочеточники, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал. Возрастные особенности мочеполовой системы. Механизм образования и выделения мочи. Физические и химические свойства мочи. Мужские и женские половые органы. Половые клетки. Сперматогенез и овогенез.

Практическое занятие 8. Половая функция в онтогенезе

Значение мочевыделительной системы. Строение и функции почек. Почечные чашки. Лоханка. Мочеточники. Мочевой пузырь. Мочеиспускательный канал. Возрастные особенности органов мочевой системы. Механизм образования и выведения мочи. Физические и химические свойства мочи.

Мужские и женские половые органы, их возрастные особенности. Половые клетки. Сперматогенез и овогенез. Овуляция и менструальный цикл.

Лекция 15. Размножение и развитие человека.

Период эмбрионального развития человека (оплодотворение, дробление, гаструляция. Развитие осевого комплекса зачатков, развитие тканей, органов и систем)

Дифференцировка клеток и формирование тканей

Лабораторное занятие 7. Строение клетки и тканей.

Клетка, ее строение, структура клетки. Физиологические функции клетки. Различные типы животных клеток. Краткая характеристика различных видов тканей и их классификация (эпителиальная, соединительная, мышечная, нервная). Зарисовать клетку и все виды тканей.

Лекция 16. Организм и среда его обитания.

Единство организма и среды. Влияние среды на физическое и умственное развитие ребенка. Оздоровительное и воспитательное значение режима дня. Роль труда и его оздоровительное значение. Значение игры в физическом, психическом, нравственном развитии ребенка. Гигиенические требования к учебным занятиям и играм.

Практическое занятие 9. Влияние социальных и климатогеографических факторов на организм ребенка.

Погода, Климат, широтные пояса, климатические районы, микроклимат (семья, детский сад, коллектив, в котором находится ребенок, школа – социальные факторы). Влияние социальных и климатогеографических факторов на организм ребенка.

Лекция 17. Этапы развития человека. Периоды детского возраста, их характеристика.

Целостность и фазность (этапность онтогенеза). Гетеросенситивность. Непрерывность и неравномерность роста и развития. Гетерохромность роста и развития. Биологическая надежность. Адаптивность.

Практическое занятие 10. Этапы развития человека.

Младенчество (от рождения до года), Ранний возраст (от года, до трех лет), дошкольный возраст (от трех до шести-семи лет), младший школьный возраст (от шести-семи до двенадцати лет), подростковый и юношеский возраст.

Лекция 18. Социальные факторы развития на разных этапах онтогенеза.

Влияние законов наследственности на рост и развитие ребенка. Влияние социальных законов усвоения общечеловеческого опыта на основе воспитания, а затем и обучения. Учение И.М. Сеченова о влиянии среды на организм. Учение И.П. Павлова об организме и среде как едином целом. Учение генетиков и педагогов о методах выявления «скрытых талантов детей» и направленного воспитания наследственно одаренных детей.

Лабораторное занятие 8. Оценка весоростового соотношения.

Ознакомиться и овладеть наиболее простыми, доступными методиками определения уровня физического развития и здоровья детей и подростков.

1.1.3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

(требования к знаниям, умениям, навыкам, приобретенным в результате

изучения дисциплины)

По окончании изучении курса возрастной анатомии и физиологии специалист должен:

 владеть основными понятиями возрастной анатомии и физиологии;

 знать основные закономерности онтогенеза;

 иметь представление о сенситивных периодах в развитии детского организма и учитывать их при организации работы с детьми и подростками;

 иметь представление об особенностях строения и функционирования висцеральных, сенсорных и моторных систем организма детей и подростков;

 знать физиологические основы психической деятельности человека и иметь представление об основных этапах формирования ВНД детей и подростков;

 учитывать при организации учебно-воспитательного процесса возрастные особенности нервной системы и желез внутренней секреции;

 знать основные принципы гигиены анализаторов; опорно-двигательного аппарата; сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной и выделительной систем.
Требования к экзамену

При проведении экзамена в билет включаются два теоретических вопроса из разных тем курса.
1.1.4. Распределение по семестрам


Форма обучения

очная

очная

Курс обучения

1

1

Семестр

1

2

Всего часов по учебному плану

36

36

В том числе по видам обучения:

Лекции

Лабораторные работы

Практические работы

Самостоятельная работа


18

8

10

36



18

8

10

36

Формы итогового контроля знаний:
Зачет

Экзамен




1 сем.



2 сем.



1.1.5. Учебно-методическая карта дисциплины
__Ф_│_Р_│_В_ ______Возрастная анатомия и физиология____

______72 часа____
для студентов образовательной профессиональной программы

__________________________________________________________________________________________________________

с дополнительной специальностью_________________________________________________________________________

по очной форме обучения


Трудоёмкость



раздела,

темы

Лекционный курс

Занятия (номера)

Самостоятельная

работа студентов

Формы

контроля

в

кредитах

в

часах

вопросы,

изучаемые на лекции

часы

практические

лабораторные

содержание

часы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10




6

Т.1
Введение. Закономерности роста и развития детского организма

Анатомия и физиология – науки о строении и функциях человеческого организма. Понятие роста и развития. Понятие о «скачке роста». Закономерности онтогенетического развития. Возрастная периодизация. Календарный и биологический возраст, их соотношение, критерии определения биологического возраста на разных этапах онтогенеза. Сенситивные периоды развития ребенка. Наследственность и среда, их влияние на развитие ребенка.

2

-

-

  1. Изучение материалов лекции 1, рекомендуемой литературы.

  2. Составление словаря по теме лекции №1.

  3. Заполните таблицу «Строение и функции органоидов клетки»


Компоненты

клетки

Особенности

строения

Функции












4

1. Проверка словаря.

2. Контроль присутствия на лекции.

3. Тестирование.

4. Оценка таблицы.




6

Т.2
Общий план строения и развития нервной системы

Гомеостаз и регуляция функций в организме. Значение нервной системы. Общий план строения нервной системы. Нервная ткань и ее свойства. Понятие о рефлексе. Рефлекторная дуга. Основные свойства и функции элементов нервной системы. Синапс. Функциональное значение отделов нервной системы. Вегетативная нервная система, ее возрастные особенности.

2

-

-

  1. Изучение материалов лекции 2, рекомендуемой литературы.

  2. Составление словаря по теме лекции №2.

4

1. Проверка словаря.

2. Контроль присутствия на лекции.

3. Тестирование.





6

Т.3
Гуморальная регуляция функций организма

Способы передачи управляющей информации в многоклеточном организме. Типы биологически активных веществ (медиаторы, гормоны, ферменты, витамины). Способы воздействия биологически активных веществ на клетки и ткани организма.

Железы внешней и внутренней секреции. Важнейшие железы внутренней секреции (гипофиз, надпочечники, щитовидная железа, околощитовидные, или паращитовидные железы, поджелудочная железа, половые железы). Гормональная регуляция роста.

2

-

-

1. Изучение материалов лекции 3, рекомендуемой литературы.

2. Составление словаря по теме лекции №3 (биологически активные вещества, медиаторы, гормоны, ферменты, витамины, гипофиз, надпочечники, щитовидная железа, околощитовидные (паращитовидные) железы, поджелудочная железа, половые железы).

3. Заполните таблицу «Железы внутренней секреции»


Название железы

Местонахождение в организме

Строение

Функции

Вырабатываемые гормоны, их действие


















4

1. Контроль присутствия на лекции.

2. Тестирование

3. Проверка словаря.

4. Оценка таблицы.




6

Т.4
Низшая и высшая нервная деятельность человека

Роль И.М. Сеченова и И.П. Павлова в изучении функции коры больших полушарий. Условные и безусловные рефлексы. Условия и механизм образования условного рефлекса. Процессы возбуждения и торможения, их характеристика. Динамический стереотип, возрастные особенности. Типы ВНД человека. Роль ВНД в учебно-воспитательном процессе. Возрастные особенности ВНД.

2


-

-

1. Изучение материалов лекции 4, рекомендуемой литературы.

2. Составление словаря по теме лекции №4.

4. Индивидуальное задание: составить сообщение «Типы ВНД человека»

5. Подготовка к лабораторному занятию №1.

4

1. Контроль присутствия на лекции.

2. Тестирование.

3. Проверка индивидуального задания.

4. Опрос.

5. Проверка словаря.





6

Т.5
Анатомия и физиология опорно-двигательного аппарата

Общая характеристика аппарата опоры и движения. Классификация и строение костей. Соединения костей скелета. Возрастные особенности позвоночника, грудной клетки, черепа, скелета конечностей. Нарушение опорно-двигательного аппарата у детей и подростков. Двигательный режим и вред гиподинамии. Гигиенические требования к школьной мебели.

2

-

-

1. Изучение материалов лекции 5, рекомендуемой литературы.

2. Составление словаря по теме лекции № 5.

3. Заполните таблицу «Скелет человека»

4. Подготовка к лабораторному занятию №2.

Отделы

скелета

Строение

Функции

Возрастные особенности














4

1. Тестирование.

2. Опрос.

3. Проверка словаря.

4. Контроль присутствия на занятии.

5. Проверка конспекта.





6

Т.6
Анатомия и физиология сердечно-сосудистой системы

Общий план строения и значение сердечно-сосудистой системы. Строение сердца, возрастные особенности. Проводящая система сердца. Сердечный цикл. Общая схема кровообращения. Причины движения крови по сосудам. Кровяное давление, частота сердечных сокращений и их возрастные особенности. Понятие о группах крови и резус-факторе. Регуляция функций сердечно-сосудистой системы.

2

-

-

1. Изучение материалов лекции 6, рекомендуемой литературы.

2. Конспект «Лимфатическая система».

3. Составление словаря по теме лекции №6.

4

1. Тестирование.

2. Опрос.

3. Проверка словаря.

4. Контроль присутствия на занятии.

5. Проверка конспекта.




6

Т.7
Анатомия и физиология органов пищеварения

Значение пищеварения. Общий план строения пищеварительной системы. Пищеварение в ротовой полости. Глотка и пищевод. Пищеварение в желудке. Роль печени и поджелудочной железы в пищеварении. Всасывание и моторная функция кишечника. Развитие и возрастные особенности пищеварительной системы.

2

-

-

1. Изучение материалов лекции 7, рекомендуемой литературы.

2. Составление словаря по теме «Анатомия и физиология органов пищеварения» (пищеварение, аутолитическое пищеварение, симбионтое пищеварение, собственное пищеварение, внутриклеточное и внеклеточное пищеварение, амилаза, мальтоза, лизоцим, пристеночное (мембранное) пищеварение, всасывание).

3. Заполните таблицу «Органы пищеварения»

Название органа

Особенности строения и состава

Функции

Вырабатываемые ферменты
















4

1. Тестирование.

2. Опрос.

3. Проверка словаря.

4. Контроль присутствия на занятии.

5. Оценка таблицы.




6

Т.8
Анатомия и физиология органов дыхания

Понятие «дыхание». Строение и возрастные особенности дыхательной системы (полость носа, гортань, трахея, бронхи, плевра, средостение). Процесс дыхания и газообмен в легких. Воздушная среда и здоровье.

2

-

-

1. Изучение материалов лекции 8, рекомендуемой литературы.

2. Составление словаря по теме лекции № 8.

3. Конспект «Особенности дыхательной системы у детей и подростков, профилактика нарушений заболеваний»

4

1. Тестирование.

2. Опрос.

3. Проверка словаря.

4. Контроль присутствия на занятии.

5. Проверка конспекта.




6

Т.9
Анатомия, физиология и гигиена ннализаторов

Понятие «анализаторы». Строение, функции зрительного, слухового, вестибулярного, обонятельного и вкусового анализаторов. Возрастные особенности анализаторов. Гигиена анализаторов.


2

-

-

1. Изучение материалов лекции 9, рекомендуемой литературы.

2. Составление словаря по теме «Адаптация. Виды адаптации».

3. Конспект «Особенности обучения и воспитания детей в общеобразовательных школах, имеющих нарушения в развитии».


4

1. Тестирование.

2. Опрос.

3. Проверка словаря.

4. Контроль присутствия на занятии.

5. Проверка конспекта.




6

Т.10

Нейрофизиологические основы поведения

Нейрофизиологические основы внимания (структурно-функциональная организация внимаия, виды исвойства внимания), нейрофизиологические основы памяти (структурно-функциональная организация памяти, виды памяти, возрастная динамика памяти), эмоции, их физиологическая основа. Возрастные особенности потребностно-эмоциональной сфере ребенка. Становление коммуникативного поведения ребенка. Речь.


2

-

-

1. Изучение материалов лекции 10, рекомендуемой литературы.

2. Составление словаря по теме лекции №10.


4

1. Проверка словаря.

2. Тестирование

3. Контроль присутствия на парах.




6

Т.11

Гигиеническая оценка школьных учебных помещений и оборудования

Гигиенические требования к среде, окружающей школьника. Санитарный режим и благоустройство земельного участка и школьного здания, Этажность и планировка школы. Гигиенические нормативы учебных помещений (класс, мастерские, физкультурный зал и др.) Общеобразовательная школа как центр воспитания здорового подрастающего поколения. Роль педагогического коллектива в охране здоровья школьников.

2

-

-

1. Изучение материалов лекции 11, рекомендуемой литературы.

2. Составление словаря по теме лекции №11.


4

1. Проверка словаря.

2. Тестирования

3. Контроль присутствия на занятии.




6

Т.12

Гигиенические требования к организации учебно-воспитательного процесса и режима дня учащихся

Умственное утомление, гигиенические требования по предупреждению умственного утомления. Гигиенические основы учебных занятий. Гигиена письма и чтения. Режим школьника в семье. Гигиеническая оценка школьного режима.

2

-

-

1. Изучение материалов лекции 12, рекомендуемой литературы.

2. Составление словаря по теме лекции №12.

3. Анализ режима по М.Т. Матюшонку.

4

1. Проверка словаря.

2. Тестирования

3. Проверка анализа режима.

4. Контроль присутствия на занятии.




6

Т.13

Гигиеническое воспитание и санитарное просвещение учащихся. Значение физического воспитания.

Воспитание сознательного отношения к своему здоровью. Изучение материала по охране здоровья. Соблюдение личностной гигиены. Озеленение города, рабочего поселка, села. Проведение кратких внепрограммных бесед с приглашением врачей т.д.

Роль труда и физической культуры в совершенствовании здоровья.


2

-

-

1. Изучение материалов лекции 13, рекомендуемой литературы.

2. Составление словаря по теме лекции №13.

4

1. Проверка словаря.

2. Тестирование

3. Контроль присутствия на занятии.




6

Т.14

Строение, функции и возрастные особенности мочеполовой системы

Значение мочевыделительной системы. Строение и функции почек. Почки, мочеточники, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал. Возрастные особенности мочеполовой системы. Механизм образования и выделения мочи. Физические и химические свойства мочи. Мужские и женские половые органы. Половые клетки. Сперматогенез и овогенез.

2

-

-

1. Изучение материалов лекции 14, рекомендуемой литературы.

2. Составление словаря по теме лекции №14.

3. Конспект «Мужская и женская половая системы».

4. Подготовка к практическому занятию №1.

4

1. Проверка словаря.

2. Тестирование

3. Контроль присутствия на занятии.




6

Т.15

Размножение и развитие человека

Период эмбрионального развития человека (оплодотворение, дробление, гаструляция. Развитие осевого комплекса зачатков, развитие тканей, органов и систем)

Дифференцировка клеток и формирование тканей


2

-

-

1. Изучение материалов лекции 15, рекомендуемой литературы.

2. Составление словаря по теме лекции №15.


4

1. Проверка словаря.

2. Тестирование

3. Контроль присутствия на занятии




6

Т.16

Организм и среда его обитания

Единство организма и среды. Влияние среды на физическое и умственное развитие ребенка. Оздоровительное и воспитательное значение режима дня. Роль труда и его оздоровительное значение. Значение игры в физическом, психическом, нравственном развитии ребенка. Гигиенические требования к учебным занятиям и играм.


2

-

-

1. Изучение материалов лекции 16, рекомендуемой литературы.

2. Составление словаря по теме лекции №16.



1. Проверка словаря.

2. Тестирование

3. Контроль присутствия на занятии




6

Т.17

Этапы развития человека. Периоды детского возраста, их характеристика

Целостность и фазность (этапность онтогенеза). Гетеросенситивность. Непрерывность и неравномерность роста и развития. Гетерохромность роста и развития.Биологическая надежность. Адаптивность.

2

-

-

1. Изучение материалов лекции 17, рекомендуемой литературы.

2. Составление словаря по теме лекции №17.


4

1. Проверка словаря.

2. Тестирование

3. Контроль присутствия на занятии




6

Т.18

Социальные факторы развития на разных этапах онтогенеза

Влияние законов наследственности на рост и развитие ребенка. Влияние социальных законов усвоения общечеловеческого опыта на основе воспитания, а затем и обучения. Учение И.М. Сеченова о влиянии среды на организм. Учение И.П. Павлова об организме и среде как едином целом. Учение генетиков и педагогов о методах выявления «скрытых талантов детей» и направленного воспитания наследственно одаренных детей.


2

-

-

1. Изучение материалов лекции 18, рекомендуемой литературы.

2. Составление словаря по теме лекции №18.


4

1. Проверка словаря.

2. Тестирование

3. Контроль присутствия на занятии




2

П.1
Общие закономерности роста, развития детей и подростков

Развитие ребенка и надежность биологической системы. Гетерохромность и гармоничность развития. Акселерация и ретардация. Физическое развитие и состояние здоровья детей и подростков в нашей стране. Возрастная периодизация. Понятие о биологическом возрасте. Анатомо-физиологические особенности каждой возрастной группы (дошкольный, младший, школьный).





Занятие 1




Подготовка к лабораторному занятию №1.




1. Опрос.

2. Проверка словаря.




2

П.2

Гуморальная регуляция функций организма. Железы внутренней секреции

Внутренняя среда организма (кровь, лимфа, тканевая жидкость). Учение Клода Бернара о внутренней среде организма. Гомеостаз (относительно постоянство внутренней среды организма). Железы внутренней секреции (гипофиз, эпифиз, гипоталамус, щитовидная, паращитовидная, вилочковая, поджелудочная железы, надпочечники, яички и яичники). Типы БАВов (медиаторы, гормоны, ферменты, витамины).





Занятие 2



Подготовка к лабораторному занятию №3.




1. Опрос.

2. Проверка словаря.




2

П.3

Система органов пищеварения

Значение пищеварения. Система органов пищеварения (ротовая полость, глотка, пищевод, желудок, тонкий (двенадцатиперстная, тощая и подвздошная кишки) и толстый (слепая, ободочная, прямая) отделы). Пищеварительные железы: слюнные, печень, поджелудочная железа, обмен веществ. Организация и решим питания в детском саду.




Занятие 3

-

Подготовка к практическому занятию №4.




1. Опрос.

2. Проверка словаря.




2

П.4
Обмен веществ и энергии

Обмен белков, липидов, углеводов, минеральных солей и воды. Витамины. Превращение энергии и общий обмен веществ. Обмен энергии при физическом и умственном труде.

Питание. Пищевые вещества. Нормы питания. Сбалансированное питание.




Занятие 4

-

Подготовка к лабораторному занятию №5.




1. Опрос.

2. Проверка словаря.




2

П.5
Система дыхания

Значение органов дыхания в жизнедеятельности человека. Строение органов дыхания (нос, носоглотка, гортань, трахея, бронхи, альвеолы). Типы дыхания. ЖЕЛ. Регуляция дыхания (нервная и гуморальная). Гигиена органов дыхания.





Занятие 5

-

Подготовка к практическому занятию №6.




1. Опрос.

2. Проверка словаря.




2

П.6
Гигиена детей и подростков


Предмет и задачи гигиены детей и подростков. Школьная гигиена. Гигиенические нормативы и требования, направленные на охрану и укрепление здоровья, гармоничное развитие и совершенствования функциональных возможностей организма. Создание оптимальных условий для роста и развития детей.





Занятие 6

-

Подготовка к лабораторному занятию №6.




1. Опрос.

2. Проверка словаря.




2

П.7

Состояние здоровья детей и подростков

Биоритмы, их роль в процессе обучения и воспитания. Возрастные особенности режима дня учащихся. Сон. Гигиенические требования к составлению расписания и приготовлению домашних заданий. Гигиеническая организация внеклассной и внешкольной работы учащихся.





Занятие 7

-

Подготовка к лабораторному занятию №7




1. Опрос.

2. Проверка словаря.




2

П.8

Половая функция в онтогенезе

Значение мочевыделительной системы. Строение и функции почек. Почечные чашки. Лоханка. Мочеточники. Мочевой пузырь. Мочеиспускательный канал. Возрастные особенности органов мочевой системы. Механизм образования и выведения мочи. Физические и химические свойства мочи.

Мужские и женские половые органы, их возрастные особенности. Половые клетки. Сперматогенез и овогенез. Овуляция и менструальный цикл.





Занятие 8

-

Подготовка к практическому занятию №6




1. Опрос.

2. Проверка словаря.




2

П.9

Влияние социальных и климато-географических факторов на организм ребенка

Погода, Климат, широтные пояса, климатические районы, микроклимат (семья, детский сад, коллектив, в котором находится ребенок, школа – социальные факторы). Влияние социальных и климатогеографических факторов на организм ребенка.





Занятие 9

-

Подготовка к практическому занятию №10




1. Опрос.

2. Проверка словаря.




2

П.10

Этапы развития человека

Младенчество (от рождения до года), Ранний возраст (от года, до трех лет), дошкольный возраст (от трех до шести-семи лет), младший школьный возраст (от шести-семи до двенадцати лет), подростковый и юношеский возраст.





Занятие 10

-

Подготовка к лабораторному занятию №8




1. Опрос.

2. Проверка словаря.




2

Л.1

Методы оценки физического развития детей и подростков

Понятие о физическом развитии, антропометрических исследованиях. Соматоскопия, соматометрия, физиометрия. Основные показатели здоровья. Оценка физического развития. Отклонения в физическом развитии. Осанка. Типы осанок.





-

Занятие 1

Подготовка к лабораторному занятию №2




1. Опрос.

2. Проверка словаря.




2

Л.2

Строение нервной системы

Изучить строение нейрона, проводниковой части и ЦНС. Строение синапса. Соматическая вегетативная НС. Кора больших полушарий, полушарии головного мозга. Ствол мозга: промежуточный мозг, средний, продолговатый, мозжечок, спинной мозг. Изобразить схему строения НС.




-

Занятие 2

Подготовка к практическому занятию №2




1. Опрос.

2. Проверка словаря.




2

Л.3

Определение типов ВНД

Классификация ВНД по Иванову-Смоленскому. Классификация типологических особенностей ВНД детей по Красногорскому.

Функциональная асимметрия мозга.

Характеристика мышления, типы мышления.





-

Занятие 3

Подготовка к лабораторному занятию №4




1. Опрос.

2. Проверка словаря.




2

Л.4

Определение типов конституции

Типы конституции: астеноидный, торакальный, мышечный, дигестивный. Схема коституционных типов. При определении конституционного типа обратить внимание на развитие и соотношение таких признаков, как: форма спины, грудной клетки, живота, ног, степень развития костной, мышечной и жировой ткани.





-

Занятие 4

Подготовка к практическому занятию №3




1. Опрос.

2. Проверка словаря




2

Л.5

Составление суточного меню-раскладки для учащихся

Организация питания как важнейшая составляющая часть режима дня. Режим питания. Суточная потребность в питательных веществах, минералах, витаминах. Суточная калорийность пищевого рациона, нормы пищевых продуктов для суточного рациона ребенка. Составить суточный рацион.





-

Занятие 5

Подготовка к практическому занятию №5




1. Опрос.

2. Проверка словаря.




2

Л.6

Составление рационального режима дня

Значение правильного режима дня. Основные положения режима дня: определенная продолжительность различных видов деятельности при их рациональном чередовании и регулярности, достаточный отдых с максимальным пребыванием на свежем воздухе, регулярное питание, гигиенически полноценный сон. Основные элементы школьного режима. Составить режим дня для начальных классов.





-

Занятие 6

Подготовка к практическому занятию №7




1. Опрос.

2. Проверка словаря.




2

Л.7

Строение клетки и тканей

Клетка, ее строение, структура клетки. Физиологические функции клетки. Различные типы животных клеток. Краткая характеристика различных видов тканей и их классификация (эпителиальная, соединительная, мышечная, нервная). Зарисовать клетку и все виды тканей.





-

Занятие 7

Подготовка к практическому занятию №9




1. Опрос.

2. Проверка словаря.




2

Л.8

Оценка весо-ростового соотношения

Ознакомиться и овладеть наиболее простыми, доступными методиками определения уровня физического развития и здоровья детей и подростков.





-

Занятие 8







1. Опрос.

2. Проверка словаря.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации