Тертычный А.А. Аналитическая журналистика - файл n1.docx

приобрести
Тертычный А.А. Аналитическая журналистика
скачать (712.9 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.docx713kb.19.09.2012 08:46скачать

n1.docx

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17
УДК 070

ББК 76.01

Т35

Рецензенты:

кафедра периодической печати МГУ имени М. В. Ломоносова (зав. кафедрой профессор, д-р филол. наук, М. В. Шкондин), профессор, д-р филол. наук А. Г. Короченский, профессор, д-р полит, наук С. Г. Коновчеко

Тертычный А. А.

Т35 Аналитическая журналистика: Учеб. пособие для студентов вузов/ А. А. Тертычный. — М.: Аспект Пресс, 2010. —352 с.

ISBN 978-5-7567-0555-3

В книге предлагается концепция современной аналитической журналистики как вида творческой деятельности. Определяются особенности аналитического способа отображения актуальных явлений действительности в журналистике. Характеризуются предмет, цели, методы, основные виды анализа в прессе, излагается его технология. Рассматриваются жанры аналитической журналистики. Осмысливается опыт современных журналистов-аналитиков.

Книга предназначена для преподавателей и студентов факультетов журналистики, исследователей, работников СМИ.

УДК 070 ББК 76.01

ISBN 978-5-7567-0555-3 © Тертычный А. А., 2010

Оформление. ЗАО Издательство «Аспект Пресс», 2010

Анализ требует терпенья,

Но он — сокровище твое,

Коль ищешь верного решенья,

Обдумывая бытие...
«Созвездия». Ван Гартен
Введение

Теоретики журналистики и практики постоянно указывают на то, что современные СМИ страдают чрезмерной поверхностностью в отображении действительности. Это объясняется многими причинами. Одна из них состоит в том, что работа в средствах массовой информации стала излишне доступной практически для всех желающих. В настоящее время в сфере СМИ работает огромное число людей, плохо представляющих себе, в чем состоит социальная роль журналистики, и ' рассматривающих ее только как средство заработка. Кроме того, они, как правило, слабо подготовлены в профессиональном плане.

Повысить уровень профессиональной подготовки будущих журналистов можно прежде всего в ходе обучения на факультетах журналистики университетов. А это требует постоянного совершенствования учебного процесса, укрепления научно-методической, базы, обеспечения студентов современными учебниками, учебными пособиями, в том числе и по дисциплинам специализации. К таким дисциплинам относится и курс аналитической журналистики.

В предлагаемой книге излагается важная с точки зрения потребностей учебного процесса тема. Знание особенностей аналитического способа отображения актуальной действительности, методики анализа явлений, а также предметных и тематических, жанровых особенностей аналитической журналистики — необходимая составляющая журналистского образования.

Хотя данный курс относится к дисциплинам специализации, он в то же время является важной составной частью ряда других дисциплин, изучаемых на факультетах журналистики, в том числе курса «Теории и методики журналистского творчества».

Аналитическая журналистика (как самостоятельный вид журналистского творчества) впервые рассматривается всесторонне, в важнейших ее проявлениях. Автор дает полное представление о составляющих аналитического способа отображения действительности, описывает методику анализа актуальных явлений действительности, рассматривает предметно-тематические виды анализа и жанровые формы аналитической журналистики.

Особенность данной работы состоит в том, что предлагаемая автором теоретическая концепция журналистского анализа действительности развернута в популярной форме, доступной для восприятия студентов. Детально, на конкретных примерах из практики рассматриваются существенные, типичные случаи анализа журналистом актуальных социальных ситуаций, событий, процессов, аспектов общественной деятельности.

Курс «Аналитическая журналистика» является достаточно объемным и сложным, поэтому лектор может иллюстрировать лекционный материал собственными актуальными примерами из современной журналистики. Кроме того, глубокому и полному усвоению теоретических положений будет способствовать практическая проработка студентами методов, способов подготовки аналитических выступлений, а также жанровых форм аналитической журналистики. Это предусматривает систему различных упражнений, которые могут быть предложены студентам преподавателями, ведущими семинарские занятия.
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЖУРНАЛИСТИКА И ЕЕ РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕ

1.1. Из истории аналитической журналистики России

Российская журналистика с первых ее шагов принимала активнейшее участие в общественной жизни. Анализ значимых социальных явлений был одной из форм такого участия. В прессе анализировались, оценивались практически все важнейшие стороны российской жизни. Уже в публикациях петровских «Ведомостей» обнаруживаются зачатки аналитического рассмотрения актуальных для того времени событий (прежде всего — в материалах по военной тематике). С переходом печатного дела, после смерти Петра I, в ведение Академии наук и Московского университета в периодику приходит много ученых. На первый план выдвигаются задачи просвещения, популяризации науки и культуры. В связи с этим активно печатаются аналитические тексты, которые освещали как научные открытия и проблемы, так и художественно-литературные достижения.

Степень аналитичности публикаций была разной и определялась в первую очередь масштабом личности авторов. Среди них были выдающиеся ученые и писатели В. К. Тредиаковский, М. В. Ломоносов, В. Н. Татищев и др. В этот период М. В. Ломоносов создал известные «Рассуждения об обязанностях журналистов при изложении ими сочинений, предназначенных для поддержания свободы философии». В этой работе он излагает принципиально важные для журналистов-аналитиков положения. В частности, он указывает на то, что успешно решать задачи может лишь журналист «ученый, проницательный, справедливый и скромный». Такой журналист должен уметь, схватывать самое «новое и существенное» в отображаемом явлении, освободить свой ум от всякого предубеждения, с уважением относиться к сочинениям, признанным «достойными опубликования людьми, соединенные познания которых естественно должны превосходить познания журналиста». Корреспондентам не следует спешить с осуждением гипотез, быть «высокого представления о своем превосходстве», они должны служить разысканию истины, поэтому «силы и добрая воля — вот что от них требуется. Силы — чтобы основательно и со знанием дела обсуждать те многочисленные и разнообразные вопросы, которые входят в их план; воля — для того, чтобы иметь в виду одну только истину, не делать никаких уступок ни предубеждению, ни страсти».

Важными для журналистов-аналитиков (как и журналистов вообще) являются и мысли, высказанные Ломоносовым в другом его труде — «Кратком руководстве к красноречию», в котором, характеризуя особенности публичной речи, он говорит как о значимости логической стройности выступлений, связности мыслей в них, так и о живости, эмоциональности их языка2. Помочь авторам освоить такое искусство подачи материала должно было разработанное великим мыслителем учение о «трех штилях», нацеленное на демократизацию русского литературного языка, устранение из него устаревших церковнославянизмов, упрочение в публичной речи живых национальных языковых элементов.

Примеры, демонстрирующие умение авторов достойно исследовать, анализировать действительность, содержат многие издания XVIII-XIX вв. В это время в России складывались вызревшие в недрах феодального уклада новые капиталистические отношения. Возникают и развиваются идеи русского просветительства, крепнет буржуазная идеология, вступающая в борьбу с феодально-монархической. Формируется также новая, демократическая концепция журналистики, противостоящая старой, официозной (охранительной). Все это становится объектом постоянного анализа, обсуждения на страницах периодической печати.

Публикации высокой степени аналитичности, посвященные рассмотрению актуальных общественных проблем, в том числе проблем журналистики, появлялись на страницах издаваемого императрицей Екатериной II журнала «Всякая всячина». Таковыми были полемические тексты Н. И. Новикова и Екатерины II. Чтобы завоевать симпатию читателей, надо было обладать и фактическим материалом и рассудительностью, владеть искусством анализа, аргументации. Уверенный в себе в этом отношении, Н. И. Новиков писал: «Увидит публика из будущих наших писем, кто из нас прав». И действительно, внимание публики ему завоевать удалось. Как во «Всякой всячине», так и в своем журнале «Трутень» Н. И. Новиков отстаивал право журналистики на критическое осмысление действительности, борьбу с конкретными носителями пороков за чистоту нравов, искоренение социального зла. Это предполагало, по его мнению, определенные требования к журналисту: «чтобы уметь хорошо сочинять, то потребно учение, острый разум, здравое рассуждение, хороший вкус, знание свойств русского языка и правил грамматических и, наконец, истинное о вещах понятие».

Созвучным творчеству Н. И. Новикова было творчество Д. Фонвизина, который полагал, что сочинители должны быть стражами общего блага, им необходимо возвысить свой громкий глас против злоупотреблений и предрассудков, вредящих отечеству. То же самое можно сказать и о творческой позиции А. Н. Радищева, ратовавшего за единство истинного слова и дела, за «беспощадность» анализа, продемонстрированные им в публицистической книге «Путешествие из Петербурга в Москву». Достойный вклад в развитие представлений о задачах журналистики (в том числе и исследовательской) внес Н. М. Карамзин, видевший в авторе личность, имеющую богатый внутренний мир, понимающую людей и сочувствующую им.

В конце XVIII в. в России идет активный поиск новых форм и идей в журналистике, возрастает внимание к литературно-критической и критико-библиографической стороне деятельности газет и журналов. Появляются такие издания, как «Российский феатр», «Московский журнал», «Российский магазин "Санкт-Петербургские ведомости"» и другие, целью которых становится активное исследование культурной жизни России. В первой четверти XIX в. в России происходят драматические события — война с Наполеоном, восстание декабристов. Они оказали большое влияние на ход общественной жизни и стали важнейшими направлениями исследования в журналистских выступлениях.

В журналистике закрепляется роль журналов как ведущей группы. Именно они были максимально приспособлены для публикации аналитических произведений. Об этом убедительно свидетельствуют тексты, напечатанные в указанный период на страницах таких журналов, как «Современник», «Вестник Европы», «Сын отечества», «Телескоп», «Отечественные записки». На страницах «Современника», основанного А. С. Пушкиным, печатались выдающиеся писатели, поэты, публицисты Н. В. Гоголь, А. В. Кольцов, Ф. И. Тютчев, П. А. Вяземский, П. Б. Козловский, герои Отечественной войны 1812 г. Д. В. Давыдов и «кавалерист-девица» Н. А. Дурова. Пушкинский «Современник» положил начало типу аналитических по своему духу «толстых журналов», ставших властителями дум многих поколений читателей.

На полосах «Вестника Европы», пытавшегося соединить опыт отечественной журналистики и европейской, активно выступали как сам его основатель Н. М. Карамзин, так и выдающиеся писатели Г. Р. Державин, М. М. Херасков, В. А. Жуковский, А. Е. Измайлов. В «Сыне отечества» Н. И. Греча, служившего главной идее — побуждению в читателях патриотического чувства, публиковались выдающиеся писатели, публицисты, будущие декабристы А. А. Бестужев, А. Ф. Грибоедов, Ф. Н. Глинка, Н. М. Муравьев, К. Ф. Рылеев, Н. И. Тургенев, В. К. Кюхельбекер, А. С. Пушкин и другие авторы.

В «Телескопе», основанном Н. И. Надеждиным, публиковались такие выдающиеся авторы, как А. С. Пушкин и В. Г. Белинский. Если Пушкин прославился на страницах этого издания прежде всего как сатирик (под псевдонимом «Феофилакт Косичкин»), то Белинский заявил о себе как о создателе множества талантливых аналитических публикаций (прежде всего по литературной тематике).

В «Отечественных записках» А. А. Краевского публиковались А. И. Герцен, К. В. Липерт, В. Г. Белинский, М. Ю. Лермонтов, В. И. Даль, Н. И. Тургенев, Ф. М. Достоевский и другие писатели. Наиболее интересные аналитические выступления журнала были посвящены литературе, науке, политике.

В этот период наблюдается рост влияния журналистики на жизнь российского общества. Об этом на страницах журнала «Москвитянин» в своем «Обозрении современного состояния словесности», в частности, говорит И. В. Киреевский: «Перевес журналистики в литературе доказывает, что в современной образованности потребность наслаждаться и знать уступает потребности судить — подвести свои наслаждения и знания под один обзор, отдать себе отчет, иметь мнение». Разумеется, что потребностям аудитории «судить», «иметь мнение» соответствовали, прежде всего, журналистские выступления аналитического плана.

В середине XIX в. аналитические выступления прессы сыграли важную роль в борьбе за социальные реформы. В это время в России возникло свыше 150 новых журналов и газет. Примером активного участия в решении общественных проблем можно считать деятельность некрасовского «Современника». С его страниц к читателям обращались со своими мыслями, анализом российской реальности Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, Н. И. Тургенев и другие выдающиеся писатели и публицисты. На страницах журнала «Русское слово» публиковался Д. И. Писарев, предлагавший революционные пути переустройства жизни в России. Такими же идеями отличался герценский «Колокол», выходивший в Лондоне (хотя сам А. И. Герцен выступал за мирные преобразования).

После реформы 1861 г. в России продолжает расти число газет и журналов — политических, литературных, музыкальных и пр. Основное воздействие на аудиторию в это время оказывают толстые политические и литературные журналы. Заметную роль в освещении проблем общественной жизни играют журналы либерально-народнической ориентации «Русское богатство», «Русская мысль». Не менее значимыми оказываются и массовые газеты «Новое время» А. С. Суворина, «Голос» А. А. Краевского, «Московские ведомости» М. Н. Каткова, «Русский инвалид» П. П. Пезаровиуса. На их страницах публикуются основанные на глубоком анализе действительности произведения многих известных авторов, в том числе, А. П. Чехова («Остров Сахалин»), В. Г. Короленко («Мултанское жертвоприношение») и др.

По мере роста промышленности растет число пролетариев, появляются первые марксистские кружки, пропагандирующие освобождение рабочих от гнета капитала, возникает почва для печати социалистической ориентации. Вместе с развитием революционной ситуации в начале XX в. в стране возникают и развиваются издания разных политических направлений, такие как «Искра», «Вперед», «Пролетарий», «Революционная Россия», «Освобождение», «Новая жизнь», «Социал-демократ», «Правда», «Речь», «Русское знамя», «Черносотенец», «Русские ведомости», «Известия», «Деревенская беднота» и т.д. На их страницах публикуются выступления А. М. Горького, В. И. Ленина, П. Б. Струве, А. И. Куприна, И. А. Бунина, К. И. Чуковского. А. С. Серафимовича, А. В. Луначарского, В. В. Воровского, М. С. Ольминского, Ю. М. Стекловар В. А. Бонч-Бруевича и др.

В конце XIX — начале XX в. в России формируется журналистика открытой партийной направленности. Все ее усилия связаны с целями политической борьбы, что сказывается и на характере аналитических выступлений, в которых неизбежно проявляется тенденциозность, нередко мешающая объективности анализа актуальных явлений. После победы Октябрьской революции идет огосударствление периодической печати, она превращается в коммунистическую печать, печать «нового типа». Ее главной задачей становится идеологическая борьба с контрреволюцией, буржуазией, разрухой, вызванной гражданской войной. После смерти В. Й. Ленина и завершения введенной по его инициативе НЭП в стране формируется культ личности И. В. Сталина.

Печать все больше становится оружием идеологической борьбы и пропаганды задач и достижений хозяйственного строительства, но не объективного анализа возникающих социальных проблем. Развивается как центральная, так и отраслевая, молодежная, военная, региональная печать, число изданий непрерывно растет. Накануне Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. в стране выходило более 8800 газет тиражом более 30 млн экземпляров. В период войны все усилия журналистики были подчинены интересам борьбы с врагом, воодушевления народа на победу над ним. А после войны — восстановлению разрушенного хозяйства, очередному подъему экономического, военного потенциала. При этом пресса обязана была продвигать в массы решения партии и правительства, быть их рупором, пропагандировать успехи в экономике, строительстве социализма. Но, несмотря на такой социальный статус СМИ, на страницах советских газет и журналов появлялось достаточно много глубоких аналитических публикаций.

По ходу развития аналитического направления в российской, а затем — советской журналистике постепенно складывается система соответствующих этому направлению жанров. К началу XX в. костяк этой системы составляли следующие жанры: корреспонденция, эпистола, статья (общеполитическая, экономическая, литературно-критическая, библиографическая, передовая), беседа, трактат, обозрение, рецензия (прежде всего театральная), судебный отчет, эссе. Корреспонденция стала, пожалуй, первым жанром, использованным для анализа событий на страницах российской печати. Первоначально она заявила о себе как о газетном жанре, появившись в петровских «Ведомостях». В конце XIX в. корреспонденция перекочевала и на страницы журналов. В публикациях этого жанра подробно освещались различные события, происходившие как в столицах, так и в провинции, за рубежом. Авторами их были известные писатели, общественные деятели, ученые, такие как Н. М Гарин-Михайловский, Н. И. Кареев, И. С. Тургенев, П. Д. Боборыкин и др. Талантливые корреспонденции о событиях на театре русско-турецкой войны 1877-1878 гг. писал В. И. Немирович-Данченко (в дальнейшем они вошли в его двухтомную книгу: «Годы войны. Дневник русского корреспондента»).

Статья в российской журналистике стала одним из основных аналитических жанров. Первоначально она была представлена такими главными разновидностями, как публицистическая, критическая, научная. Явственно о себе этот жанр заявил на страницах периодических изданий после перехода печатного дела в первой половине XVIII в. в ведение Академии наук и Московского университета, когда на первое место вышли вопросы просвещения, популяризации достижений науки и культуры. Статьи писали А. С. Пушкин, В. Г. Белинский. Выдающимися мастерами статейного жанра были представители демократического направления в журналистике Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, Д. И. Писарев, Н. К. Михайловский. Классическими образцами научной статьи стали публикации К. Д. Ушинского, К. Ф. Рулье, К.А. Тимирязева, А. Д. Градовского, В. О. Ключевского.

Одна из разновидностей статьи — передовая, получила широкое распространение в прессе в середине 60-х годов XIX в. Чаще всего она встречалась в газетных изданиях. Как правило, передовые статьи их авторами в то время не подписывались. Но поскольку влиятельные издания имели свой постоянный круг авторов, владевших искусством подготовки передовых статей, то публика легко определяла по стилю авторство той или иной публикации. В передовых, как правило, четко отражалась определенная политическая позиция. Такими были передовые статьи М. Н. Каткова в «Московских ведомостях», А. Д. Градовского в «Голосе», Л. Н. Полонского в «Стране». В социал-демократиической прессе выдающимся автором передовых статей, отражавших позицию революционно настроенных слоев населения, был В. И. Ленин.

Примерно в то же время, что и статья, появились в периодической печати и такие жанры, как рецензия, беседа, трактат, которые также стали важным средством анализа научных и художественно-литературных достижений, проблем, открытий. К концу XVIII в. эти жанры используют многие издания («Российский феатр», «Московский журнал», «Новое время», «Российский магазин "Санкт-Петербургские ведомости"» и др.)

В начале 20-х годов XIX в. в «Вестнике Европы», «Сыне отечества», «Полярной звезде» и ряде других изданий появился новый аналитический жанр — обозрение. Его главными видами стали литературные и политические (внутренние) обозрения, а также иностранные обозрения и обозрения (обзоры) печати. Выдающимся автором литературных обозрений того времени был А. Ф. Бестужев. Его публикации отличались глубиной анализа, концептуальностью, четкой хронологией, сюжетной стройностью. Прекрасными обозревателями были Н. В. Шелгунов, Н. Ф. Анненский, Л. А. Полонский, С. Н. Кривенко, Г. 3. Елисеев. Большим вниманием публики пользовались политические и иностранные обозрения К. А. Скальковского и П. Н. Кудрявцева. Рекорд преданности жанру литературного обозрения продемонстрировал автор «Вестника Европы» А. Н. Пыпин, выступавший в нем на протяжении сорока с лишним лет.

В начале XX в. пример активного использования жанра обозрения можно найти в журнале «Заря». Здесь было опубликовано «Внутреннее обозрение» В. И. Ленина, которое можно считать образцовым аналитическим выступлением.

Еще одним аналитическим жанром, активно заявившим о себе на страницах прессы в середине XIX в., был судебный отчет. Подобные отчеты посвящались, прежде всего, судебным процессам или же состоявшимся судебным делам. Аналитические отчеты, подготовленные для газет и журналов такими выдающимися авторами-юристами, как В. Д. Спасович, А. Ф. Кони, П. Н. Обнинский, Г. А. Джаншиев, Можно считать эталонными для того периода в развитии журналистики.

В то же время во многих изданиях начинают публиковаться и аналитические эссе! Их темами становятся многие явления российской жизни. Свободная форма изложения материала в данном жанре позволяла авторам применять самые неожиданные ассоциации, добираться до сущностных глубин исследуемых явлений.

Необходимо сказать и о той роли, которую играли в исследовании актуальной действительности художественно-публицистические жанры, и прежде всего, очерк, поскольку многие публикации, выполненные в этом жанре, строились на базе серьезного документального анализа отображаемых явлений. Классическим образцом можно считать опубликованный на страницах «Современника» уже упоминавшийся выше очерк А. С. Пушкина «Путешествие в Арзрум», а также публикации В. А. Слепцова («Владимирка», «Клязьма»), Н. В. Шелгунова («Очерки русской жизни»), В. Г. Короленко («Павловские очерки», «В голодный год»), С. Н. Терпигорева («Оскудение», «Очерки, заметки, размышления тамбовского помещика»), А. С. Серафимовича («Очерки Выговского края»), Н. М. Астырева («В волостных писарях»), М. М. Пришвина («В краю непуганых птиц»), Н. К. Златовратского («Город рабочих») и т.д.

Исключительно полезным для начинающих журналистов сегодняшних СМИ может оказаться творческое наследство не только лучших журналистов дореволюционного, но и. советского периода, который имеет свои неповторимые черты. Особенно интересен опыт подготовки аналитических публикаций, накопленный журналистами, работавшими в периодической печати. Прежде всего, это творчество таких авторов, как М. Е. Кольцов, М. С. Шагинян, П. Г. Лидин, Ф. В. Гладков, Ф. И. Панферов, Б. Н. Агапов, А. Бовин, Б. А. Галин, Б. Л. Горбатов, В. П. Ставский, И. Рябов, А. Колосов, И. Г. Эренбург, Т. Тэсс, Г. Г. Радов, А. А. Аграновский, В. И. Селюнйн, А. Ф. Стреляный и др. Многие из их журналистских творений вошли в книги, ставшие достоянием истории журналистики

1.2. Аналитическая журналистика в жизни современного общества

В конце XX — начале XXI в. в России происходит слом социальной системы: вместо существовавшей до этого плановой экономики создается рыночная система хозяйствования. Происходит замена прежних социальных институтов новыми. Меняется и система средств массовой информации. Возникают СМИ, ориентированные на решение задач рыночного плана. Среди них — СМИ аналитического характера. Их появление — ответ на потребности общества в информации, способствующей осмыслению процессов переходного периода. В начале 1990-х годов стали появляться популярные аналитические передачи на радио и ТВ, возникли новые печатные издания, в которых обсуждаются проблемы экономики, политики, бизнеса и т.д.

Что представляют собой СМИ, публикующие аналитические материалы? Если исходить из существующей дифференциации всего многообразия газет, журналов, теле- и радиоканалов и передач, интернет-сайтов, то они представляют собой три основных группы:

  1. элитарные СМИ (качественные), главная задача которых состоит в предоставлении аудитории достоверной и значимой информации;

  2. массовые СМИ (таблоидные, желтые, бульварные), нацеленные прежде всего на развлечение аудитории;

  3. гибридные СМИ, публикующие как качественные (для элитарной аудитории) тексты, так и развлекательные (свойственные массовым СМИ) тексты.

Аналитика может присутствовать в СМИ каждой из этих групп, в том числе и в бульварных. Но все-таки главная ее площадка — это качественные издания. При этом СМИ, выходящие редко, имеют возможность давать больше аналитики. Чаще всего в настоящее время аналитика присутствует в качественной прессе, занимая большую часть страниц издания или времени в передаче. В гибридных СМИ анализу подвергаются проблемы, как правило имеющие локальный характер. А вот в бульварной прессе аналитика — не очень желанный гость, так как она «утяжеляет» характер изданий. Но вместе с тем совсем обойтись без нее трудно. Например, те же события в шоу-бизнесе, о которых так часто рассказывают массовые издания, нуждаются в комментариях и обобщениях. В разных СМИ публикуются аналитические тексты разного уровня мастерства, часто они выглядят очень слабыми. Нередко встречается в современной прессе и псевдоаналитика — тексты, посвященные надуманным проблемам. За аналитической формой таких публикаций обычно скрывается то, что серьезные журналисты называют словоблудием. А порой авторы выдают за аналитические тексты публикации чисто пропагандистского плана.

Возможно, что наличие в СМИ именно такого рода публикаций и вызывает у некоторых исследователей сомнение в том, что аналитика может существовать в нашей прессе как полнокровное самостоятельное явление. Так, например, В. Голышев пишет:

«Аналитическая журналистика, скорее всего, никогда не существовала у нас в чистом виде. В период расцвета этого жанра в 90-е годы XX века это была скорее публицистика, и даже пропаганда, мимикрирующая под аналитику. "Аналитик" с той или иной долей достоверности маскировал голую проповедь под анализ текущих событий... В постъельцинский период, когда весь политический ландшафт оказался глубоко перепахан, аналитический жанр (заслуживающий приставки "эрзац-") постепенно утратил былые позиции, уступив место сплаву чистой экспертизы и голой журналистики (с заметным преобладанием последней). Последний бастион пока держит команда Леонтьев—Соколов—Привалов, увидевшая шанс на новый "модус вивенди" в поисках "нового смысла". Поиски эти как-то не задались, оттого и существование их в качестве аналитиков все больше напоминает затяжную кому».

Полагаем, что это замечание содержит в себе долю истины, что, однако, не может служить основанием для огульного отрицания факта существования современной аналитической журналистики. В современной российской журналистике аналитическое начало активнее всего реализуется в информационно-аналитических еженедельных журналах«КоммерсантЪ-Weekly, «Власть», «Профиль», «Итоги», «Эксперт»,«Newsweek» и др. Эти издания оказывают серьезное влияние на развитие журнальной периодики России, формируя у общества представления о политике, рычагах власти, экономике, бизнесе. Это же способствует устойчивости позиций, занимаемых данными журналами на информационном рынке. Названные еженедельники построены по моделям, заимствованным из западной прессы. Вместе с тем они неплохо прижились и на российской почве: аналитический текст является востребованным нашим читателем.

Эти журналы детально анализируют политическую, экономическую, деловую жизнь России, ориентируются на аудиторию уверенных в себе, настроенных на успех деловых людей, которых интересует экономическая и политическая ситуация в стране, условия для развития бизнеса. По данным «Эксперта», доля такой элиты в нашей стране составляет от 8 до 22,3%.

Целевой задачей, объединяющей названные еженедельные журналы, является оперативный анализ экономических и политических событий, изучение сложных процессов в стране. Приоритетными сферами изложения названных изданий являются политика и экономика. При этом главной задачей журналов «Власть», «Newsweek», «Эксперт», «Итоги», «Профиль» является сообщение о событиях, их анализ, показывающий главное, но оставляющий за читателем право дать самостоятельную оценку описанного. Именно поэтому в данных изданиях основными жанрами являются аналитическое интервью, аналитическая корреспонденция, аналитический комментарий, статья, обзор, рецензия. Публикации в данных жанрах позволяют выяснить причинно-следственные связи явлений, дать ретроспективу событий, оценить их социальную значимость, спрогнозировать возможное развитие ситуаций и сформулировать рекомендации к действию. Именно этого ждет от аналитической журналистики аудитория.

Объем и еженедельный цикл названных журнальных изданий также служит главной цели — анализу событий. Деловому человеку важно увидеть на страницах журнала не просто перечень событий, произошедших за неделю, а вникнуть в их суть. Это же, разумеется, предполагает, что издание будет достаточно объемным. Поэтому количество полос в деловых журналах колеблется от 60 до 94, но даже такой объем не всегда позволяет дать широкую панораму проблем в аналитическом ракурсе. Тираж изданий составляет 50-85 тыс. экземпляров. Выбор ареала распространения (Москва и финансовоемкие регионы — Сибирь, Урал и др.) объясняется ориентацией на целевую аудиторию, проживающую в экономически развитых субъектах России.

Первым группу аналитических деловых изданий открыл в 1992 г. «КоммерсантЪ-Weekly» (издательский дом «КоммерсантЪ»). В 1997 г. продолжением данного издания стал журнал «Власть». Тематика издания: власть политических организаций, власть денег, власть религиозных и научных идей, государственная власть в России и за рубежом, расстановка сил в политической элите. На страницах журнала выступают корреспонденты: А. Колесников, О. Аленова, Е. Киселева, Д. Сидоров (Вашингтон), Г. Ревзин, А. Наринская, М. Ковальский, М. Зыгарь, Б. Волхонский, Д. Камышев, А. Качуровская, С. Минаев и др. Из аналитических жанров на страницах журнала чаще всего печатаются аналитические корреспонденции, комментарии, статьи, обзоры.

Главный принцип издания: автор оперирует только фактами, читатель сам делает выводы. Краткость, осторожность в оценках, отстраненный тон, ирония — таковы его характерные черты. Журнал «Власть» пытается установить, кому принадлежит власть в России и в зарубежных странах, какова расстановка сил в политической элите. На его страницах ведущие политики и экономисты оценивают события прошедшей недели и дают прогноз на ближайшее будущее. Обсуждаются последние научные достижения и уникальные архивные материалы1.

Журнал «Профиль» издается с 1996 г. Выпускает его Издательский дом Родионова. В нем публикуются актуальная и эксклюзивная информация, аналитические материалы, обзоры и рейтинги в области политики и общественной жизни, экономики и бизнеса, финансов и инвестиций. «Профиль» внимательно следит за изменениями в банковской сфере и кадровыми перестановками в органах власти. На страницах издания выступают такие авторы, как В. Рудаков, В. Салмин, А. Горбашова, А. Елин, В. Емельяненко, А. Зарщиков, Н. Соколова, М. Леонтьев и др. Со второй половины 2003 г. издание выходит в регионы России и в зарубежье. Появляются также: «Профиль — Приволжье», «Профиль — Северная Европа», «Профиль — Юг», «Профиль — Украина».

Журнал «Итоги» выпускает издательский дом «Семь Дней». Журнал позиционирует себя как информационно-аналитическое издание. Еженедельник «Итоги», несмотря на то, что выходит в формате «журнала новостей», активно анализирует значимые события, происходящие в стране. Своеобразная подача информации (журналист рассматривает события через участвующих в них персон) сделала журнал увлекательным и популярным среди большой части населения. В журнале работают авторы: К. Угодников, А. Камакин, А. Владимиров, Н. Саляхова, К. Привалов, В. Юхова, Д. Добряков, Н. Гусев, М. Морозов и др.

Журнал «Эксперт» выпускается издательским домом «Эксперт». Он позиционирует себя как одно из самых влиятельных еженедельных аналитических изданий страны. В журнале регулярно публикуются данные, полученные в результате исследований, проводимых журналом, в том числе цикл инвестиционных рейтингов регионов России, материалы по современному менеджменту, обзоры рынка страховых и аудиторских услуг, тексты о потребительских предпочтениях различных социальных групп. Наряду с экономическими текстами журнал представляет квалифицированные аналитические материалы на политические темы. «Эксперт» издает коллектив профессиональных экономистов и журналистов, имеющих многолетний опыт работы в ведущих исследовательских центрах и лучших деловых изданиях страны: В журнале публикуются: А. Привалов, В. Фадеев, А. Громов, А. Берников, О. Эйсмонт, Н. Жукова, М. Соколов, А. Бадов, М. Рубченко, О. Власова, О. Бережная, С. Сумленный, И. Рубанов, В. Краснова, А. Кокшаров, О. Никифоров и др. За годы своего существования в непростых политических и экономических условиях изданию удалось не только выжить и сохранить читателей, но и расширить их круг, заслужив репутацию несомненного лидера российской аналитической журнальной прессы.

Журнал «Русский Newsweek выпускает с 2004 г. издательский дом «Axel Springer Russia. Журнал позиционирует себя как информационно-аналитическое издание. В журнале работают авторы: М. Фишман, А. Вернидуб, Д. Гусева, П. Седаков, А. Баунов, И. Архипов, Л. Рагозин, Е. Корюкина, И. Прокопьев, Е. Маетная, А. Раскин, А. Злобин, А. Ковалевский, Е. Письменная, А. Степаненко, М. Железнова, Д. Мунгалов, Н. Максимов и др. За время своего существования журнал «Русский Newsweek прочно укрепился в нише общественно-политических изданий и приобрёл репутацию неординарного еженедельника. В рамках издания регулярно выходят приложения по наиболее актуальным темам, например таким, как недвижимость и автомобили. Концепция журнала неизменно основывается на предоставлении объективной новостной и аналитической информации, адресованной образованной, деловой аудитории.

Если сравнить содержание названных журналов, то можно заметить: объединяет их не только то, что они относятся к группе деловых изданий, но и определенный стиль отображения действительности, который некоторые исследователи называют «экономикоцентризмом». Появление его, по их мнению, связано с тем, что в современной России из нескольких «интеллектуальных корпораций» только одна (группа правых либералов) захватила сферу аналитической журналистики и до сих пор диктует в ней моду. Эта группа сформировалась вокруг так называемого Серафимовского клуба, сайта Globalrus.ru, газеты «Известия» и ряда аналогичных ей по направленности СМИ. Авторы, представляющие эту группу, и определили стандарт аналитического выступления, который можно обозначить как «экОномикоцентризм». Характерной чертой его является то, что выступления излагаются нарочито усложненным языком, при полном игнорировании идеологической, ценностной основы социальных событий. Отсутствие в подобной журналистике описания и анализа жизни идей современного общества, засилье узкоэкономической аналитики в сочетании с социологическими данными приводит к тому, что аудитория ориентируется в «поиске пользы» (экономической жизни) лучше, чем в «поиске истины» (жизни идей).

Очевидно, осознание этого факта приводит к тому, что предпринимаются попытки скорректировать направленность изданий. Принятый стандарт был в большой степени преодолен, прежде всего, журналом «Эксперт», всерьез обратившимся к анализу мировых идейно-политических движений и противоречий и продемонстрировавшим при этом соответствующий уровень их рассмотрения.

Кроме того, создаются новые СМИ, способные заполнить определенный вакуум в сфере анализа идейной жизни российского общества. Такие попытки предпринимаются и в нише деловых журнальных изданий. Примером может служить журнал «Финансовый клуб», который выходит с 2007 г. (учредитель — закрытое акционерное общество «Русский финансовый клуб»).

В журнале работают такие журналисты, как Н. Пурыжинский, О. Стожарова, И. Тертычный, С. Образцов, С. Соков, Н. Николаева, Н. Железняк, Г. Чуркин, Е. Крылов, Е. Черникова, И. Столярова, И. Кокурин. На его страницах выступали и выступают такие общественные деятели, ученые, политики, известные экономисты, как Д. Львов, С. Глазьев, А. Вьюгин, Ю. Бондаренко, И. Морозов, Г. Пирогов, К. Полднев, А. Рязанцев, Е. Хрусталев, В. Шевченко, С. Шевырев и др.

Журнал ставит перед собой задачу систематически освещать различные аспекты экономического положения в стране и в регионах. Издание ориентируется, как указано в его слогане, на тех, кто действует на свой страх и риск, честно создавая капитал, всесторонне рассматривает предпринимательские проблемы. В журнале в тесной связи с экономическими процессами освещаются и цивилизационные аспекты развития общества. Коллектив журнала не забывает также анализировать и злободневные для нынешнего и будущих поколений социальные и экологические проблемы. Журнал постоянно напоминает о том, что в России надо перестраивать не только реальность (собственно экономику и финансы), а в первую очередь — отношение людей к этой реальности, поднимать на уровень общественного рассмотрения серьезные социальные вопросы, которые по различным причинам оставались до этого в тени. Это и определяет профиль журнала.

Тот факт, что журналы деловой направленности лидируют в группе аналитических изданий, еще не означает, что аналитические тексты не публикуются в журналах, освещающих иную тематику. Анализ постоянно присутствует, например, на страницах журналов, освещающих жизнь театров, кино, экологические проблемы, исторические события и т.д. Примером могут служить выходившие в последние годы или выходящие ныне такие издания, как «Эхо планеты», «Обозреватель», «Здравый смысл», «Советник», «Новые известия: pro кино», «Театральный проспект» и т.д.

Первый номер журнала «Эхо планеты» вышел под эгидой ИТАР-ТАСС в 1988 г. Читатели журнала, как правило, люди с высшим образованием, интересующиеся жизнью за рубежом, международными отношениями, международной политикой. В содержательном плане журнал можно разделить на две части. Первая посвящена проблемам общественно-политического характера, так или иначе связанным с Россией и важнейшим событиям зарубежной жизни. Вторая часть журнала — развлекательно-познавательная.

Журнал «Обозреватель» посвящен проблемам политики, международной жизни, бизнеса, спорта, социального быта, культуры. Журнал«Здравый смысл», выходящий под девизом «Журнал скептиков, оптимистов и гуманистов», обсуждает разнообразные социально-политические, научные, гуманистические проблемы. Журнал «Советник» посвящен анализупрофессиональных проблем в сфере пиар-творчества. Издание «Новые известия: pro кино» посвящено анализу разных проблем современного кино, а «Театральный проспект» (Самара) анализирует проблемы театральной жизни в регионе.

Аналитические тексты печатаются не только в журналах, но и в газетах, как общероссийских, так и региональных, местных. При этом газеты, публикующие аналитику, можно разделить на две группы.

  1. Издания, открыто позиционирующие себя в качестве аналитических.

  2. Издания, не афиширующие свою приверженность аналитике, а указывающие только предметно-тематическую направленность (и относящие себя на этом основании либо к деловым, либо к, общественно-политическим, либо к экологическим, военным, спортивным и т.д.), но постоянно публикующие аналитические материалы.

Примером издания, относящегося к первой группе, является еженедельная аналитическая газета «Наше время». Выходит с 2007 г. Ее выпускает издательский дом «Наше время». У газеты есть четкая целевая аудитория. Она предназначена для распространения в Государственной Думе, Федеральном собрании РФ, в Совете Федерации и в Правительстве РФ.

В газете публикуются такие известные общественные деятели, эксперты, специалисты в сфере политики, экономики, журналисты, как Р. Горевой, П. Полотницкий, А. Соларев, К. Молев, С. Андрева, А. Назаров, С. Веревкин, А. Газов, Д. Грач, М. Карапетян, А. Мартюшев, В. Вареников, Е. Ельшов, В. Катаева, А. Сиротин, И. Шамир, В. Кучеренко, Е. Чудинова, М. Калашников, Ф. Гуров, А. Фуре, Л. Сахарова, В. Истомин, Т. Шишова, В. Казанский и др.

На страницах «Нашего времени» анализируются актуальные политические события в жизни России и проблемы международных отношений; роль различных партий в жизни российского общества, вопросы миграции в Россию, эмиграционный процесс, состояние правоохранительной системы, качество жизни россиян, уроки российской истории и т.д. Нередко номера газеты выходят как целевые, монотематические (например, освещение взаимоотношений России со своими бывшими союзными республиками, или обсуждение послевоенного устройства в Европе, или анализ проблем, вызывающих социальную напряженность в обществе, перспективы либерализма в России и т.д.).

Газета оценивает те или иные события и процессы с патриотических позиций, рассматривая их последствия с точки зрения влияния на благосостояние широких масс населения. На ее страницах подвергается критике идеология индивидуализма, шовинизма, национальной розни как ведущих общество к неизбежной деградации. Издание противостоит высказываемым на Западе идеям постепенной «колонизации» России, превращения ее в сырьевой придаток западной экономики.

То же самое можно сказать о «деловой аналитической газете» (так указано в заголовочном комплексе) «Nowadays» (издается ООО «Науэ-дэйс»). В «Nowadays» публикуются известные ученые-психологи, эксперты, специалисты в разных отраслях психологического знания.

Газета освещает наиболее значимые проблемы бизнеса в современной России, публикует собственные исследования и мнения сторонних экспертов, знакомит аудиторию, в качестве которой рассматриваются активно действующие предприниматели в разных сферах экономики, с последними достижениями и возможностями в области бизнеса.

«ПсихоАналитическая газета» выходит 1998 г. Ее издателем стала Психологическая ассоциация Российской Федерации. Газета предназначена для аудитории, интересующейся психологической стороной жизни. Это в первую очередь руководители разных производственных, исследовательских, творческих и иных коллективов, воспитатели, работающие в детских домах, приютах, учреждениях дошкольного воспитания и т.д., в пенитенциарной системе, нуждающиеся в профессиональных советах психологов, опыте психологического разрешения различных ситуаций, возникающих в коллективах.

В «ПсихоАналитической газете» публикуются известные ученые-психологи, эксперты, специалисты в разных отраслях психологического знания: М. Магомедов-Эминов, Н. Прадедова, О. Майорова, И. Любомудров, М. Борисова, Е. Колесник и др. Кроме того, газета знакомит аудиторию с письмами читателей, в которых авторы предлагают свое объяснение тех или иных проблем. Данное издание является монотематическим и посвящено анализу различных аспектов психологии человека, ее роли в поведении людей. Конкретным предметом психоанализа выступают реальные события и типичные ситуации, возникающие во взаимоотношениях людей в ходе совместной деятельности или в быту. Анализируются различные фобии, привычки людей, стереотипы, установки. Часто анализ тех или иных проблем завершается практическими рекомендациями по их разрешению. Основной жанр данного издания — статья. Кроме того, в газете публикуются комментарии, интервью, корреспонденции, житейские истории, анонсы, аннотации, заметки.

Существуют и другие газетные издания, позиционирующие себя в качестве аналитических.

В качестве примера изданий, относящихся ко второй группе, можно назвать «Литературную.газету», «Ведомости», «Зеленый мир» и др.

В 1990 г. «Литературная газета» в числе первых стала независимым изданием. С 1997 г. она издается в ЗАО «Издательский дом "Литературная газета"». В «Литературной газете» печатались и печатаются такие авторы, как Ю. Поляков, Ю. Болдырев, А. Горбунов, О. Галахова, А. Душна, А. Полубота, А. Кондрашов, А. Арцибашев, Н. Петров, А. Гаврон, A.Кожедуб, А.Ципко, А.Яковлев, Б.Поюровский, В. Брут, Г. Ассикритов, С.Александров, С.Есин, С. Казначеев, А. Золотых, В. Поляков ,B.Потресов, С. Ямщиков и др.

В газете находят свое отражение главные новости мировой политики и экономики, накопившиеся за неделю. Много места на ее страницах уделяется анализу важнейших социально-политических проблем: коррупции, миграции, наркоторговле, уничтожению культурного наследия страны и т.д. Исследуются ситуации, сложившиеся в агропроме, образовании, армии. Обсуждая те или иные проблемы (например, политики, экономики), авторы «Литературной газеты» связывают их воедино, обобщают, пытаются при этом докопаться до самых глубинных причин, порождающих их, выявить тенденции, закономерности, дать прогнозы дальнейшего развития событий.

Большое внимание газета уделяет театру, балету, опере, живописи, скульптуре и т.д. Одной и ведущих тем является русская и мировая литература (именно с этой темой и было, как известно, связано рождение «Литературной газеты» в начале XX в.). Выходящие под рубрикой «Литературная карта России» публикации представителей разных городов и регионов делятся с читателями проблемами, достижениями в развитии своих писательских организаций и литературы вообще. В газете часто даются рецензии на недавно вышедшие книги. Самыми острыми, отточенными и удачными представляются публикации под рубрикой «ТелевЕдение», посвященные критическому анализу массовой информационной продукции. В юмористической рубрике «Клуб 12 стульев» публикуются смешные материалы, пародии, шаржи достаточно высокого интеллектуального уровня. В «Литературной газете» даже шуточные материалы несут на себе определенную «катарсисную» нагрузку.

Газета «Ведомости» — ежедневное деловое издание, выходит с 1999 г. Совладельцы издания — лидеры мировой бизнес-прессы Financial Times и The Wall Street Journal и крупнейший российский издательский дом Independent Media Sanoma Magazines. Свою главную задачу «Ведомости» видят в предоставлении читателям оперативной и объективной информации. Над этим работают более 100 журналистов газеты из Москвы и регионов России при поддержке всемирной корреспондентской сети Financial Times и The Wall Street Journal.

В газете выступают такие авторы, как А. Беккер, А. Борейко, А. Никольский, А. Панов, А. Николаева, А. Онегина, Е. Горелова, В. Иванов, В. Кудинов, Е. Березанская, А. Воронина, С. Петрова, М. Оверченко, И. Федюкин, С. Моисеев и др.

«Ведомости» содержит как богатую новостную информацию, так и аналитические тексты (комментарии, интервью, обозрения, статьи и пр.). Аналитические тексты строятся обычно по определенной схеме, что значимо для деловой аудитории, поскольку делает их более доступными для восприятия.

«Ведомости» позволяют ознакомиться с лучшими мировыми и отечественными практиками организации бизнеса. Газета стала лауреатом конкурса «Лидер рынка печатных СМИ», проводимого Ассоциацией распространителей печатной продукции профессиональных вопросов.

Газета «Зеленый мир» вышла в свет в апреле 1990 г. Об основном содержании газеты можно судить по подзаголовку: «Экология. Проблемы и программы». На ее полосах представлен практически весь спектр экологических проблем. Среди них — испытание ядерного оружия, защита воды и воздуха от заражения токсичными и радиоактивными продуктами, охрана лесов, животных, глобальное потепление климата и разрушение озонового слоя и т.д. В издании присутствует анализ наиболее актуальных вопросов охраны и рачительного использования природных ресурсов, предложение путей решения задач, которые обозначались в связи с ухудшением состояния среды обитания человека. Экологические проблемы рассматриваются с разных точек зрения — политической, экономической, социальной и т.д. Авторы многих выступлений и обращений — государственные служащие, наделенные властью. В их числе представители Администрации Президента РФ, Совета Федерации и Правительства, председатели комитетов Государственной Думы; руководители регионов.

Для «Зеленого мира» характерно постоянное обращение к теме экологического образования, способствующее выработке природоохранного мышления, заставляющее людей задуматься о том, куда ведет бездумное потребительское отношение к природе. Этой теме газета верна с первых дней своего выхода. «Открытый университет», предложенный ею читателям в конце прошлого века, пользовался признанием широкой аудитории и был отмечен премией ЮНЕСКО за вклад в развитие экологического образования. Важно и то, что издание всегда публиковало материалы о фестивалях, конференциях, семинарах, деятельности различных экологических организаций. На полосах газеты преобладает взвешенный, критический анализ экологической ситуации в стране. Основное место в «Зеленом мире» занимают жанры аналитического интервью, корреспонденции, статьи, комментария.

Аналитические тексты публикуются и во многих других журналах и газетах: «Деньги», «Здоровье», «Наша власть», «Политбюро», «Русский репортер», «Русский фокус», «Российская Азия», «Российская Федерация», «Студенческий меридиан», «Биржевые вести», «Волжская коммуна», «Гудок», «Голос», «Деловая Москва», «Деловое Поволжье», «Деловой Орел», «Дыхание земли», «Зауралье», «Завтра», «Заполярный вестник», «Известия», «Ивановская газета», «К гуманизму», «Коммерсант», «Культура», «Красноярский рабочий», «Курган и курганцы», «Новые известия», «Независимая газета», «Новая газета», «Нижегородская правда», «Наш Белгород», «Орловская правда», «Омское время», «Панинтер», «Позиция», «Российская газета», «Родная газета», «РБК daily, «Северный край», «Советская Россия», «Тамбовская жизнь», «Уральский рабочий», «Экологическая газета», «Экономика и жизнь» и т.д.

Аналитическое направление в журналистском творчестве существует и на современном российском телевидении. В 1992 г. начался бурный рост вещательных организаций на территории России. Появляются новые информационно-аналитические программы (прежде всего — политического содержания), «скроенные» в основном по западным моделям. В эфир стали выходить такие программы, как «Итоги», «Воскресенье», «Зеркало», «Намедни», «Личный вклад», «Время», «Времечко», «Вести недели», «Неделя», «Сегодня. Итоговая программа», «Мир за неделю», «19.59» , «Обозреватель», «Реальная политика» и др.

В период становления нового постперестроечного телевидения ему было присуще декларирование аполитичности, трактуемой как проявление объективности. Важным фактором становится мнение ведущего как выразителя «независимой» точки зрения телеканала. Хотя на самом деле в передачах присутствовала псевдообъективность, за которой стояла приверженность прежде всего господствовавшей на данном этапе идеологии либерализма, соответствующей интересам вставших у руля государства сторонников рыночной экономики. И подобно пропагандистам советского подцензурного телевещания, представители нового «свободного» телевидения также преподносили свою точку зрения как единственно верную.

Особенно заметным это стало во время президентской кампании 1996 г. В этот период телевидение, как и большинство других СМИ, открыто выступило в качестве инструмента политической борьбы на выборах. Так же повели себя и существовавшие в тот период в России информационно-аналитические программы, пользовавшиеся особой популярностью и доверием у зрительской аудитории как независимые. Проводимая ими точка зрения стала единой и сводилась к одному — у власти должен остаться Б. Ельцин. А «Итоги» Е. Киселева, которые до предвыборной кампании считались на отечественном телевидении просто эталоном объективности и независимости, стали даже более тенденциозными в своей агитации, чем откровенно проельцинское «Зеркало» Н. Сванидзе. Все это еще раз подтвердило мысль, что журналистика и политика связаны неразрывно и что свобода СМИ всегда остается лишь желаемым будущим, но не реальностью.

Не все из появившихся ранее телепередач, активно использовавших аналитический подход в отображении действительности, сохранились до настоящего времени. В то же время возникли новые передачи. Поэтому аналитическое направление на современном телевидении России по-прежнему существует и развивается. В известной мере его олицетворяли или олицетворяют такие передачи, как «Момент истины», «Постскриптум», «Однако», «Вести недели», «К барьеру», «Зеркало», «События. 25-й час», «Сегодня. Итоговая программа», «Воскресное Время», «Русский взгляд» и др.

Коротко рассмотрим некоторые из этих передач.

Информационно-аналитическая программа «Постскриптум» появилась на ТВЦ в 1999 г. Ведет ее известный журналист-международник А. Пушков. Программа выходит в эфир по субботам. Ее целью является освещение и анализ событий (прежде всего — политических, международных), имевших место в течение последних семи дней. В программе «Постскриптум» рассматриваются и явления, которые существуют на протяжении длительного времени: и глобальное потепление и плохие дороги, и своеобразные отношения с Америкой, и мировой финансовый кризис и т.д. Анализ событий в программе осуществляется с патриотических, пророссийских позиций.

О популярности программы и ее ведущего говорит хотя бы тот факт, что гостями А. Пушкова были политики высшего эшелона власти — М. Горбачев, X. Солана, Е. Примаков, Ю. Лужков и многие другие известные государственные и общественные деятели России и зарубежных стран.

С начале 1999 г. на ОРТ выходит программа «Однако». Ее автор — лауреат премии «Золотое перо России» Михаил Леонтьев. Практически все передачи «Однако» имеют аналитико-критический характер. Основное направление выступлений — анализ актуальных проблем экономики и политики, критика антироссийских устремлений и действий определенных зарубежных сил. Автор — сторонник либеральной позиции в экономике. Однако в программе довольно часто подвергаются критике реальные результаты осуществленной в России либерализации экономики. Основной жанр, используемый в программе «Однако», — авторский аналитический комментарий.

Многие годы на ТВЦ идет программа А. Караулова «Момент истины». Темы рассуждений ведущего — российская экономика, российские олигархи, русская культура, современная политика, российская интеллигенция и т.д. Цель — анализ проблем, расследование негативных явлений, обнажение язв современного капиталистического общества в России. Анализ осуществляется в ходе диалога, который автор ведет с собеседниками — теми, кто, как и он, готов обсудить очередной актуальный вопрос. Соответственно основным аналитическим жанром передачи является беседа.

Заметным явлением на Первом канале стала авторская программа В. Познера «Времена». В ней обсуждались политические, экономические и социальные аспекты жизни России и различные события мирового масштаба. Передача велась в жанре ток-шоу, который включает в себя возможности интервью, дискуссии и позволяет сочетать моменты серьезного анализа и игры. Центром его выступает сам ведущий. Это максимально персонифицированная экранная форма творчества. Поэтому ведущему необходимы такие личностные качества, как ум, находчивость, обаяние, юмор, умение заинтересованно слушать. Существенны также и внешние обстоятельства — определенное место и строго соблюдаемая цикличность, т.е. регулярная повторяемость в программе.

Излюбленная тема В. Познера — «Россия и Запад». Каждая его передача, так или иначе, затрагивала тему взаимоотношений России с остальными странами мира. Речь в целом шла о том, что есть Россия в сравнении с другими странами. Набор достоинств, как правило, по заключению ведущего или приглашенных им собеседников свидетельствовал не в пользу России, что, очевидно, и вызывало неоднозначные оценки творчества ведущего со стороны российской медиакритики. В настоящее время эта передача не выходит.

Одна из наиболее интересных информационно-аналитических телевизионных программ — «События. 25-й час» на канале ТВЦ. Главная задача, которую ставит перед собой ее ведущий И. Колосов и журналистский коллектив, — сделать так, чтобы зритель, оказавшийся после напряженного дня перед экраном телевизора, смог в течение 20 минут представить себе информационную картину суток и понять, почему и как произошедшие события могут повлиять на его жизнь. Время выхода в эфир «25-го часа» способствует достижению этой цели. Журналисты имеют возможность оценить уже произошедшие события и высказать свое мнение о том, что нас ждет завтра. Для обсуждения основной темы обычно привлекается соответствующий эксперт.

Российское радиовещание, как и телевидение, также имеет аналитические (информационно-аналитические) программы. Пример такого рода — программа «Очная ставка», которая является совместным проектом «Радио России» и общественного движения «Против коррупции». Это еженедельное интерактивное ток-шоу, выпуски которого имеют постоянную тему — коррупция и борьба с ней в различных отраслях, ведомствах и регионах. О. Вакуловский — ведущий программы — вместе с приглашенными гостями — политиками, представителями власти и правоохранительных органов — обсуждает вопросы, связанные с коррупцией, злоупотреблениями и бюрократизмом чиновников на территории Российской Федерации.

Интерактивность заключается в том, что во время передачи любой слушатель может позвонить в студию и в прямом эфире рассказать о прецедентах, с которыми столкнулся он сам. Жанр, в котором работает О. Вакуловский, — интерактивное ток-шоу, часто принимающее форму полемической беседы ведущего с гостями передачи.

Аналитика является составной частью и современной интернет-журналистики. Существует множество сайтов самой разной тематической направленности, на которых публикуются аналитические обзоры, интервью, комментарии, статьи и т.д. Таковым является, например, информационно-аналитический сайт <http://www.yiac.ru (финансовая аналитика, нефтяной, валютный рынок). Он посвящен финансовой деятельности компаний, прогнозам; анализу ситуации на финансовых рынках. Здесь публикуются, материалы, раскрывающие взаимосвязи между финансовой и экономической сферами жизни, информация о слиянии предприятий, о продаже недвижимости — то, что нужно профессионалам в сфере финансов и экономики.

В разделе аналитики представлена платная аналитика Forex и других финансовых рынков от штатных сотрудников сайта. Есть также бесплатные обзоры по рынку Forex, платная и бесплатная финансовая аналитика от внештатных аналитиков и трейдеров, от других организаций. Специальный раздел для тех, кто только пробует свои силы на поприще аналитики, — «Проба пера». Если материалы, опубликованные здесь, представляют настоящий интерес, автор может быть переведен из «Пробы пера» во «Внештатную аналитику» — раздел, имеющий более высокий статус.

Как известно интернет-журналистика в настоящее время все активнее заявляет о себе через блогосферу. Блоги могут быть созданы любым желающим, поэтому качество информации, представляемой ими, очень разное. Наиболее удачными становятся блоги, которые ведутся профессиональными журналистами. Это особенно заметно, когда речь идет об аналитической информации. Примером профессионального блоготворчества можно назвать, скажем, «сетевой журнал» (так слово «блог» переводится с английского) «Чемпионат.ру», который ведет известный спортивный журналист М. Семин. Он анализирует наиболее актуальные события в мире спорта. Предпочтение отдает теннису, футболу и фигурному катанию. Журналиста волнует также тема договорных матчей в спорте.

И хотя в появлении его записей в блоге определенной периодичности нет (иногда они появляются ежедневно, а иногда раз в месяц), публикации всегда соответствуют ожиданиям посетителей блога. Очевидно, четкое ориентирование в событиях, ситуациях, возникающих в спорте, понимание их сути помогает автору вовремя на них реагировать. Основной жанр записей в блоге М. Семина — аналитический комментарий.

Аналитические выступления в современных российских СМИ отличаются по своей глубине, уровню мастерства. Некоторые из них серьезны и рассчитаны на соответствующую аудиторию. Другие относительно легковесны, поверхностны и нацелены на аудиторию, не обремененную стремлением углубляться в суть дел, о которых идет речь. Но это не значит, что одни из них нужны, а другие нет. Считаем, что каждый тип аналитических публикаций решает свою задачу. Однако российское общество объективно в первую очередь заинтересовано в массовой информации высокого качества, отражающей его базовые потребности. Это значимо и для информации аналитического плана. Поэтому освоение методики создания аналитических текстов, действительно помогающих разобраться в причинно-следственных отношениях между явлениями современной жизни, правильно оценить их необходимо для профессионального роста будущего журналиста-аналитика.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации