Балашов Т.Ф. Государственное регулирование экономики - файл n1.doc

приобрести
Балашов Т.Ф. Государственное регулирование экономики
скачать (484.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc485kb.19.09.2012 08:29скачать

n1.doc

  1   2   3   4
Т. Ф. Балашова

Могилев

МГУ им. А.А.Кулешова

2001г.

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО КУРСУ

"Государственное регулирование экономики"

для студентов факультета "Экономики и права" специальности "Государственное и муниципальное управление"

Лекция 1

СОДЕРЖАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ

1.1. Эволюция взглядов на роль государства в рыночной экономике.

1.2. Необходимость государственного вмешательства в рыночные процессы..

1.3. Понятие государственного регулирования экономики и государственной экономической политики.

1.4. Субъекты государственного регулирования экономики.

1 5. Объекты и цели государственного регулирования экономики. |

1.6. Средства и формы государственного регулирования экономики.

1.1. Эволюция взглядов на роль государства в рыночной экономике

Вопрос о границах и формах вмешательства государства в рыночные процессы имеет длинную историю. В период зарождения капиталистического способа производства учение меркантилистов отводило государству значительную роль, направленную на осуществление протекционистских' мероприятий в области внешней торговли, усиление экспортных возможностей своей страны, поощрение вывоза сырья, готовой продукции, развитие мануфактурной промышленности.

Представители классической школы буржуазной политэкономии считали, что государство не должно вмешиваться в рыночные процессы Принципы свободного предпринимательства, свободной торговли объявлялись наилучшими для функционирования рыночной экономики, регулирование которой осуществляется "невидимой рукой", т.е стихийно действующими законами рынка. Эта точка зрения оставалась доминирующей в эпоху свободной конкуренции. Экономическая роль государства сводилась, в основном, к обеспечению денежного обращения, защите права частной собственности и частного предпринимательства, к сбору налогов

Ситуация меняется в эпоху несвободной конкуренции, когда рыночный механизм дает сбои, проявляющиеся в кризисных потрясениях.

В 30-е годы XX века кейнсианская концепция "регулируемой экономики" в корне изменила подход к роли государства в обеспечении нормального функционирования рынка. Кеннс пришел к выводу, что государство должно вмешиваться в воспроизводственный цикл с помощью косвенных методов регулирования - кредитно-денежного и бюджетно-налогового механизмов, а также воздействия на платежеспособный спрос. Государство приступило к систематическому макроэкономическому регулированию, основными рычагами которого являлись: кредитно-денежная, бюджетная политика государственных закупок и заказов, организация общественных работ, милитаризация экономики.

В результате послевоенное развитие ГМК вплоть до середины 70-х годов происходило в условиях либерально-реформистских, а в ряде европейских стран - социал-реформистских форм государственного вмешательства в экономику. Для них были характерны: создание обширного государственного сектора не только в области инфраструктуры, но и в производственной сфере (либо в результате национализации, либо на основе образования государственных или смешанных предприятий), административной регламентации (как в Японии). Происходило быстрое увеличение доли национального дохода, перераспределяемой через бюджетную систему государства.

Быстрый рост государственных расходов был в значительной мере обусловлен увеличением социальных затрат на основе существенных завоеваний трудящихся, увенчавшихся созданием современной системы социального страхования и помощи нуждающимся. Возросли расходы на образование и здравоохранение. Кроме того, трудящимся удалось добиться законодательного закрепления ряда предпринимательских уступок в области зарплаты, найма и увольнения, условий труда, техники безопасности. Этому способствовала и возросшая мощь профсоюзов.

Экономическая политика либерально-реформистской модели была направлена не только на создание так называемого "государства благосостояния", но и на использование всех средств и рычагов государственного регулирования в целях стабилизации экономической конъюнктуры, сглаживания циклических колебаний, обеспечения макроэкономических условий, благоприятных для поддержания высоких темпов экономического роста и возможно более полной занятости.

Пока расширение государственного вмешательства отвечало или во всяком случае не нарушало стратегических интересов правящего класса в целом, капитал не только мирился с таким расширением государственной власти, но и стремился использовать его для укрепления собственных экономических и политических позиций.

Но в 70-е годы противоречие между ростом государственной во влеченности в процесс капиталистического воспроизводства и интересами монополистического капитала начинает резко усиливаться по ряду причин: произошло определенное ограничение политической власти капитала в условиях мощного подъема демократического и рабочего движения. Ограничение власти с помощью государственного регулирования происходило параллельно усилению и укреплению роли профсоюзов, добивавшихся не только увеличения зарплаты, но и стремившихся к участию в управленческой власти на уровне предприятий.

Во второй половине 70-х годов в результате переплетения циклических и структурных кризисов, замедления темпов экономического роста наступило резкое ухудшение условий воспроизводства.

Кейнсианская макроэкономическая политика стала не только жертвой инфляции, ее эффективность резко упала вследствие неприспособленности к растущим процессам интернационализации капиталистической экономики, появлению ТНК. Она ориентировалась преимущественно на внутреннюю экономику отдельных стран без учета взаимовлияния экономической политики в отдельных странах.

Чтобы выйти из этого круга проблем требовалась общая переориентация экономической политики с поощрения спроса на создание условий, ограничивающих потребление, поощряющих сбережения и накопление капитала, укрепляющих частнокапиталистические стимулы производства, способствующие росту прибыли. Но чтобы решить проблему падающих прибылей требовалась новая техника и технологии.

Надо было дать мощные стимулы частному капиталу для использования научно-технических нововведений, накопление которых означало развертывание нового этапа НТР.

Стало ясно, что без государственных мероприятий, направленных на поддержку и расширение рыночных отношений и конкуренции, создать условия для инновационного процесса невозможно. Отсюда - политика сокращения прямых форм участия государства в производственной деятельности, уменьшение степени регламентации частных предприятий, ограничивающих издержки производства или препятствующих их снижению, курс на поддержку и расширение рынка, конкуренции.

Цели и приоритеты экономической политики существенно изменились. Научно-технические приоритеты вытеснили социальные: на первое место выдвинулись задачи структурной перестройки экономики: формирование научно-исследовательской и внедренческой деятельности.

Эта направленность государственного вмешательства на решение научно-технических задач тесно переплелась с другой тенденцией - с наступлением на права и завоевания трудящихся, что выразилось в свертывании социальных программ, в экономии на социальных и экологических расходах, отмене ряда законодательных установлений, ограничивающих гибкость рынка труда.

Таким образом, в 80-е годы наметилось обратное движение, дерегулирование экономики развитых стран, взявших на вооружение неоклассические концепции (монетаризма, теории предложения), в центре которых - антиинфляционная политика, курс на усиление рыночных отношений, сокращение прямых форм вмешательства государства, регламентирующих процессы ценообразования: сокращение государственного сектора, стимулирование роста мелких и средних предприятий.

Эти консервативные меры, противопоставленные кейнсианской теории и практике регулирования экономики, в той или иной степени отражают консервативную концепцию государственного вмешательства в экономику.

Практическое воплощение эта консервативная концепция получила в экономической политике администрации Рейгана и Тэтчер. Влияние этой концепции ощущается и в настоящее время.

Таким образом, происходящие в экономике процессы свидетельствуют о том, что экономическая роль государства периодически изменяется и причиной тому являются объективные границы рынка.

1.2. Необходимость государственного вмешательства в рыночные процессы

Как показывает историческая практика эффективно работающий рыночный механизм позволяет решить ряд проблем, стоящих перед обществом:

соединить интересы производителей и потребителей, стимулировать освоение имеющихся научно-технических достижений, снижение затрат, повышение качества, непрерывное расширение ассортимента товаров и услуг.

В то же время есть проблемы, которые рынок решить не в состоянии и которые требуют вмешательства государства.

Во-первых, система свободного предпринимательства не в состоянии снабдить экономику нужным количеством денег (руб., доллары и т.д.). Несмотря на разветвленную систему коммерческих банков, ведающих денежным обращением, везде есть и не могут не быть центральные банки и государственная денежная политика. Государство берет на себя функцию предложения денег многочисленным покупателям.

Во-вторых, рыночная система в состоянии удовлетворить только те потребности, которые воплощаются в спросе. Однако, в обществе существуют потребности, которые не могут быть выражены в денежной форме. Это потребности в благах и услугах, называемых в экономической науке общественными товарами. Общественные товары - это неделимые товары, потребляемые коллективно, причем объем индивидуального потребления равен совокупному потреблению. В качестве таковых товаров выступают: национальная оборона, государственное управление, охрана общественного порядка, единая энергетическая система, фундаментальная наука и т.д.

В третьих, вмешательство государства необходимо в том случае, если между участниками рынка возникают связи, которые рынком не охватываются, но имеют негативный эффект. Например, промышленное химическое предприятие участвует в рыночной конкуренции и в ходе своей деятельности загрязняет окружающую среду вредными выбросами, что отрицательно воздействует на благосостояние, прежде всего, на здоровье местных жителей. Механизмы рынка построены таким образом, что они не создают стимулы для предпринимателей беречь природу и ресурсы. Без участия государства в этом случае тоже не обойтись.

В-четвертых, опыт стран с развитыми рыночными отношениями доказывает необходимость государственного регулирования внешних эффектов. К ним можно отнести: проблемы больших городов, региональные диспропорции.

В-пятых, чисто рыночное распределение доходов не гарантирует реализацию первого и неотъемлемого права человека - права на жизнь. Рынок не может обеспечить право на труд всем, кто хочет и может работать, поэтому существует и будет существовать вынужденная безработица в структурной, региональной, скрытой и других формах. В результате государство должно взять на себя хлопоты о материальном обеспечении людей, потерявших работу и гарантировать им некоторый прожиточный минимум.

В-шестых, рыночный механизм не в силах самостоятельно обеспечить стратегические прорывы в области науки и технологии, глубокие структурные преобразования производства. Поэтому здесь также необходимо вмешательство государства.

В-седьмых, как показывает мировая практика государственное регулирование на национальном и международном уровнях является обязательным условием здорового развития мировой экономики.

В-восьмых, рыночная экономика не имеет иммунитета к 3-ем главным болезням: инфляции, монополизму и спадам производства. Когда государство не помогает бороться с ними, это может привести к тяжелым экономическим и социальным последствиям.

Таким образом, определив причины вмешательства государства в рыночные процессы, мы фактически остановились на границах государственного вмешательства в экономику. Выход государства за эти границы ведет к деформированию рыночных процессов, падению эффективности производства.

1.3. Понятие государственного регулирования экономики и государственной экономической политики

Государственное регулирование экономики (ГРЭ) в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

Государственная экономическая политика (ГЭП) - система экономических мероприятий государства. Содержание ее, цели и средства определяются характером общественного строя, внутренними и международными условиями развития страны. Возникновение ее связано с появлением классов и формированием государства. При рабстве и феодализме она ограничивалась обычно взиманием налогов, регулированием денежного обращения и земельных отношений.

В период первоначального накопления капитала были характерны меркантилизм и протекционизм, способствующие развитию торговли и созданию капиталистических мануфактур, а по мере роста промышленной продукции все большую роль стала играть политика свободного предпринимательства и фритредерства.

Для современного монополистического капитализма характерны такие черты экономической политики, как усиление экономической роли государства, которое активно вторгается в процесс воспроизводства, осуществляет развитие государственного сектора в народном хозяйстве, программирование экономики, антикризисные и антиинфляционные меры.

Теоретически понятие ГЭП шире ГРЭ, т.к. ГЭП может основываться и на принципе невмешательства государства в хозяйственную жизнь. В современных условиях невмешательство государства в социально-экономические процессы немыслимо. Поэтому термины ГЭП и ГРЭ в наше время идентичны.

Экономическая политика государства в современных условиях включает в себя: 1) структурную политику; 2) антимонопольную политику; 3) инвестиционную политику; 4) промышленную политику; 5) аграрную политику; 6) научно-техническую политику; 7) внешнеэкономическую политику;

8) налоговую политику; 9) финансово-кредитную политику; Ю) бюджетную политику; 11) ценовую политику; 12) социальную политику; 13) региональную экономическую политику; 14) микроэкономическую политику (по отношению к предприятиям, организациям).

1.4. Субъекты государственного регулирования экономики

Субъектами ГРЭ и ГЭП являются: носители, выразители и исполнители хозяйственных интересов.

Носители хозяйственных интересов - это социальные группы, отличающиеся друг от друга по ряду признаков: имущественному, по доходам, по видам деятельности при аналогичных доходах, по профессиям, отраслевым и региональным интересам. Это наемные рабочие и хозяева предприятий, фермеры и земельные собственники, мелкие и крупные предприниматели, управляющие и акционеры, лица свободных профессий, государственные служащие и т.д. У каждой из этих групп есть свои интересы, обусловленные их социально-экономическим положением, а также принадлежностью к тому или иному региону, виду деятельности.

Представители этих групп индивидуально выражают свои интересы в средствах массовой информации, на митингах и обращаясь с просьбами, проектами, пожеланиями в государственные учреждения, ответственные за экономическую и социальную политику.

Носители этих интересов объединены в развитых странах рыночного хозяйства в многочисленные союзы, ассоциации: это профсоюзы, союзы предпринимателей, фермеров, различных торговцев, студентов, маклеров, аптекарей и т.д. Некоторые из этих союзов насчитывают миллионы членов (например, профсоюзы), другие играют огромную роль в экономике страны из-за предоставляемых ими капиталов (союзы предпринимателей, банковских учреждений). Есть и совсем малозначащие объединения, например, ассоциация физических и юридических лиц, заинтересованных в приватизации конкретного земельного участка, принадлежащего муниципалитету. Такие объединения являются выразителями хозяйственных интересов.

Самые могущественные выразители хозяйственных интересов - это союзы предпринимателей и профсоюзы. Они осуществляют собственные концепции социально-экономической политики, стремясь оказать максимальное воздействие на ГЭП. У выразителей хозяйственных интересов есть печатные издания, значительные финансовые ресурсы, центры подготовки кадров и связей с общественностью. Союзы предпринимателей и профсоюзы построены по отраслевому и территориальному признаку, все местные и отраслевые союзы иерархически подчинены общенациональным центрам, которые, в свою очередь, входят в международные региональные и мировые объединения.

Выразителями социально-экономических, политических, религиозных, культурных, экологических, специфических региональных интересов являются политические партии. В отличие от выразителей экономических интересов, которые заявляют, от чьего имени они выступают, политические партии часто действуют под знаменем общественных интересов, например, демократическая и республиканская партии в США.

Партии тесно связаны с выразителями и носителями экономических

интересов. Во всем мире социально-демократические партии тесно связаны с профсоюзами, а союзы предпринимателей поддерживают консервативные, христианско-демократические, либеральные партии.

С точки зрения перспектив ГЭП важное значение имеет изучение социально-экономических разделов программ партий, реально претендующих на победу на следующих парламентских выборах. Тогда эти партийные программы могут стать основой правительственной программы или составной ее частью.

Проводить в жизнь программу ГЭП будут субъекты ГРЭ, исполнители хозяйственных интересов. Исполнители хозяйственных интересов -субъекты ГРЭ - это органы трех ветвей власти (законодательной, исполнительной, судебной), построенные по иерархическому принципу, а также центральный (национальный) банк. В государствах с федеративным устройством (США, Канада, ФРГ, Бразилия, Испания и др.) существуют федеральные и местные парламенты и правительства, соответственно защищающие общегосударственные и местные экономические интересы. Заметна тенденция усиления роли центральных органов власти среди субъектов ГРЭ, все более независимыми в осуществлении ГРЭ от законодательной власти становятся исполнительные органы.

В современных условиях наблюдается также слияние субъектов государственной и частной экономической политики и возникновение в результате этого новых регулирующих органов, не вписывающихся теоретически в классическую схему парламентской или президентской республики. Например, создается орган из представителей союзов предпринимателей, профсоюзов и исполнительной власти для регулирования тарифных соглашений между предпринимателями и трудящимися. Организуются комитеты, советы по поддержанию или развитию отдельных отраслей из представителей министерства экономики и отраслевых союзов предпринимателей. Аналогичные советы создаются для осуществления региональных программ.

Эти органы не избираются и не всегда назначаются парламентом, а формируются чаще всего центральными и местными властями вместе с заинтересованными союзами — выразителями экономических интересов. Часто они непосредственно проводят в жизнь, а иногда и принимают решения по мерам экономического и социального регулирования.

Основная часть таких органов формально осуществляет консультативную деятельность, но в действительности решающим образом воздействует на ГЭП. К таким органам относятся различные советы экспертов при правительстве, министерствах экономики, финансов, социального обеспечения, центральном банке и др.

Существуют многочисленные возможности воздействия носителей и выразителей хозяйственных интересов на ГЭП: через органы массовой информации, демонстрации, митинги, сбор подписей, обращение в суды -от местных до международных, компании гражданского неповиновения.

Наиболее действенная из них — обоснованное обращение в суд в случае нарушения государственными органами хозяйственного регулирования экономических интересов, защищаемых конституцией или законами.

Обратная связь между ГРЭ и носителями хозяйственных интересов довольно жесткая.

Во-первых, успех ГРЭ проявляется в темпах роста, улучшении структуры хозяйства, росте занятости, здоровом платежном балансе.

Во-вторых, успехи ГРЭ отражаются в показателях, не всегда поддающихся точному количественному измерению: в уровне социальной напряженности (забастовки, демонстрации, выступления профсоюзов), оценке ГРЭ средствами массовой информации, в состоянии окружающей среды, в качестве жизни в городах.

В-третьих, носители хозяйственных интересов прямо и через свои объединения поддерживают или не поддерживают правительство.

Органы ГРЭ не могут позволить себе выяснить реакцию носителей хозяйственных интересов на общую направленность и конкретные меры ГЭП во время выборов, дожидаться, когда недовольство экономической ситуацией примет крайние формы (забастовки и т.д.). Правительственным органам нужна оперативная информация. Для этого существует отработанный механизм в виде анкетных опросов.

1.5. Объекты и цели государственного регулирования экономики

Объекты ГРЭэто сферы, отрасли, регионы, а также ситуации, явления и условия социально-экономической жизни страны, где возникали или могут возникнуть трудности, проблемы, не разрешаемые автоматически или разрешаемые в отдаленном будущем, в то время как снятие этих проблем настоятельно необходимо для нормального функционирования экономики и поддержания социальной стабильности. Основные объекты ГРЭ - это:

• экономический цикл;

• секторальная, отраслевая и региональная структура хозяйства;

• условия накопления капитала;

• занятость;

• денежное обращение;

• платежный баланс;

• цены;

• НИОКР;

• условия конкуренции;

• социальные отношения, включая отношения между работодателями и работающими по найму, социальное обеспечение;

• подготовка и переподготовка кадров;

• окружающая среда;

• внешнеэкономические связи. ,

Перечисленные объекты носят совершенно различный характер; они охватывают макроэкономические процессы -хозяйственный цикл, накопление капитала в масштабах страны, отдельные отрасли, отношения между профсоюзами и объединениями предпринимателей.

Суть, например, государственной антициклической политики, или регулирования хозяйственной конъюнктуры, состоит в том, чтобы во время кризисов и депрессий стимулировать спрос на товары и услуги, капиталовложения и занятость. Для этого частному капиталу предоставляются дополнительные финансовые льготы, увеличиваются государственные расходы и инвестиции. В условиях длительного и бурного подъема экономики страны могут возникнуть опасные явления - рассасывание товарных запасов, рост импорта, ухудшение платежного баланса, превышение спроса на рабочую силу над предложением и отсюда необоснованный рост заработной платы и цен. В такой ситуации задача ГРЭ - притормозить рост спроса, капиталовложений и производства, чтобы по возможности сократить перепроизводство товаров и перенакопление капиталов и уменьшить, таким образом, глубину и продолжительность возможного спада производства в будущем.

ГРЭ в области, например, отраслевой, территориальной структуры также осуществляется при помощи финансовых стимулов и государственных капиталовложений, которые обеспечивают привилегированные условия отдельным отраслям и регионам. В одних случаях поддержка оказывается отраслям и территориальным единицам, находящимся в состоянии затяжного кризиса; в других - поощряется развитие новых отраслей и видов производств - носителей НТП, призванных привести к прогрессивным структурным изменениям внутри отраслей, между отраслями и во всем народном хозяйстве в целом, к повышению его эффективности и конкурентоспособности. В то же время могут приниматься меры по притормаживанию чрезмерной конкуренции производства.

Объекты ГРЭ различаются в зависимости от уровня решаемых ими задач. Это следующие иерархические уровни: уровни фирмы; региона; отрасли; сектора экономики (промышленности, сельского хозяйства, услуги); хозяйства в целом (хозяйственный цикл, денежное обращение, НИОКР, цены); глобальный (социальные отношения, экология); наднациональный (экономико-политические отношения с зарубежными странами, интеграционные процессы).

Генеральной целью ГРЭ является экономическая и социальная стабильность и укрепление существующего строя внутри страны и за рубежом, адаптация его к изменяющимся условиям.

От этой генеральной цели распространяется дерево так называемых опосредующих конкретных целей, без осуществления которых генеральная цель не может быть достигнута. Эти конкретные цели неразрывно связаны с объектами ГРЭ. Цель - выравнивание экономического цикла — направлена на объект, т.е. на экономический цикл; совершенствование отраслевой и региональной сферы хозяйства - на секторальную, отраслевую и региональную структуру; улучшение окружающей среды - на окружающую среду и т.д. Очевидно, что названные цели, во-первых, неодинаковы по значению и мотивам и, во-вторых, находятся в тесной взаимосвязи. Чаще всего одна цель не может быть поставлена и достигнута вне зависимости от других. Например, невозможно представить стимулирование НИОКР без создания благоприятных условий накопления капитала, без выравнивания конъюнктуры, совершенствования отраслевой структуры хозяйства, стабильного денежного обращения.

Конкретные частные цели могут служить опосредующими для достижения других более высоких для данного текущего момента целей. Так, конкретная цель - обеспечение дополнительных капиталовложений на модернизацию угольных шахт- может быть опосредующей для: стабилизации и снижения издержек в отечественной угледобывающей промышленности; снижения импорта твердого топлива и улучшения топливно-энергетического баланса; поддержания занятости в регионе, оказания давления на цены нефтяных и газовых компаний.

Перечисленные цели частично перекрывают друг друга, одна может оказаться временно более важной и подчинить себе другие в зависимости от решаемой хозяйственной и социальной ситуации, уровня осознания этой ситуации субъектами ГРЭ.

Итак, в дереве целей ГРЭ существуют не только отношения подчинения конкретных целей генеральной, но и отношения соподчинения и взаимозависимости между самими конкретными целями, т.е. внутри дерева целей они могут быть первичными, вторичными, третичными и т.д.

Положение отдельных целей в дереве целей ГРЭ нестабильно. Оно постоянно изменяется в зависимости от хозяйственной ситуации, экономических задач, выступающих на первый план. В условиях кризиса первичной целью становится выход из кризиса в узком конкретном смыслеоживления конъюнктуры. Все остальные цели отступают и подчиняются ей.

1.6. Средства и формы государственного регулирования экономики

Государство для реализации целей своей экономической политики использует различные формы и методы, которые и образуют инструментарий ГРЭ (см. схему). ________________



Принятие законодательных актов, нормативных документов;

• управление государственной собственностью, в т.ч.; управление предприятиями государственного сектора, организация производства и труда; госзаказ;

государственные инвестиции; государственные кредиты: субсидии;

• лицензирование и квотирование;

• применение санкций;

• охрана окружающей среды.


формирование и использование бюджета;

• формирование налоговой политики:

• формирование амортизационной политики;

• определение нормы банковскою резерва:

• установление минимальной заработной платы;

• резервирование цен на некоторые виды товаров и услуг;

антимонопольная политика,

защита конкуренции.

Индикативное планирование; целевое программирование; регулирование налоговой системы: кредитно-денежные инструменты:

• регулирование денежной массы:

• антиинфляционные меры:

• регулирование процентной ставки по операциям НБ:

• рефинансирование коммерческих банков;

• регулирование нормативов обязательных резервов ком-банков;

' операции на рынке ценных бумаг. Валютные рычаги:

• стабилизация национальной валюты;

• операции на открытом валютном рынке:

• девальвация, ревальвация национальной валюты;

• привлечение иностранного капитала:

• создание совместных предприятий. Социальная политика:

• социальные программы:

• обеспечение занятости населения;

• социальная защита населения;

• регулирование доходов;

• контроль за динамикой цен и зарплаты;

• налоги;трансфертные платежи:

деятельность в сфере образования, здравоохранения. культуры. Внешнеэкономические формы воздействия:

• регулирование внешнеэкономической деятельности;

• таможенные тарифы:

• валютное регулирование;

• налоги;

• субсидии.



Государство использует методы прямого и косвенного воздействия на экономику. Использование указанных методов предполагает применение характерных для них приемов, средств. Так, метод прямого воздействия реализуется средствами административного и экономического влияния. Косвенный метод реализуется только экономическими средствами. Конкретное выражение этих приемов или средств регулирования представляет собой их формы.

Особенность административных средств регулирования экономики в

том, что они:

• не связаны с созданием дополнительных материальных стимулов для их реализации;

• базируются на силе и авторитете государственной власти;

• включают меры запрета, разрешения и принуждения (квотирование, лицензирование, утверждение правил приватизации и т.д.);

• предусматривают организацию управления предприятиями государственного сектора экономики, государственной собственностью.

• Экономические средства воздействия на хозяйственные процессы предполагают использование:

• государственно-экономического прогнозирования;

• государственно-экономического программирования;

• бюджетно-налоговой системы;

• денежно-кредитной политики;

• валютной политики;

• таможенной политики.

Государственно-экономическое прогнозирование основано на результатах анализа реального положения дел в экономике, существующих потребностей и возможностей использования всех факторов и имеющихся ресурсов, на учете тенденций развития науки, техники, интеллектуального потенциала, позволяет получить достоверные знания о том, что может произойти в экономике в тех или иных условиях.

Формирование системы прогнозов складывается из прогнозов последствий от разных ситуаций: развития отраслей, видов производств, научно-технического прогресса; развития территорий; экономических прогнозов.

Прогнозные разработки стали осуществляться в РБ с 1998 г. в соответствии с Законом РБ "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития РБ".

Государственно-экономическое программирование—высшая
  1   2   3   4


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации