Курсовая работа - Планирование выручки и затрат на предприятии - файл n1.doc

Курсовая работа - Планирование выручки и затрат на предприятии
скачать (220 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc220kb.19.09.2012 00:19скачать

n1.doc



Содержание

Введение 3

Глава 1.Сущность выручки и затрат на предприятии.

1.1 Понятие выручки на предприятии. 5

1.2.Затраты как управляемая экономическая категория. 7

1.3 Методика планирования выручки и затрат. 10

Глава 2.Анализ состава и динамики выручки и затрат на предприятии ООО «Заготпром».

2.1.Организационно-экономическая характеристика предприятия «Заготпром» 19

2.2 Состав и динамика выручки на предприятии. 20

2.3 Состав и динамика затрат на предприятии. 25

Глава 3. Совершенствование методики планирования выручки и затрат. 29

Заключение 36

Библиография 39

Приложение

Введение

Актуальность данной темы невозможно преувеличить. Бизнес не может рассчитывать на процветание, а вернее на выживание, не разрабатывая планов и не контролируя их выполнение. Планирование должно представляться в финансовом выражении, так как различные направления деятельности бизнеса измеряются общим мерилом- деньгами. Мир жесткой конкуренции требует гибкости и приспосабливаемости как в планировании, так и в практической деятельности. И все же на практике, к сожалению, система планирования выручки часто бывает очень далека от идеала. А правильное планирование выручки от реализации продукции на предприятии имеет ключевое значение. Выручка от реализации продукции является одним из источников формирования валового дохода предприятия. Доходы предприятия являются его финансовой базой, обеспечивающей решение трех важнейших задач:

1) обеспечение самоокупаемости текущей хозяйственной деятельности предприятия. Основная часть доходов предприятия является источником возмещения всех текущих затрат, связанных с осуществлением его хозяйственной деятельности;

2) обеспечение выполнения финансовых обязательств предприятия перед государством. Часть доходов предприятия является источником выплат различных налоговых платежей в государственный и местные бюджеты и обязательных взносов в государственные внебюджетные фонды;

3) обеспечение самофинансирования развития предприятия. Часть доходов предприятия является источником формирования его прибыли, за счет которой образуются фонды производственного развития, дополнительного материального стимулирования работников, социальных выплат, выплат владельцам предприятия и т. п.

Большинства коммерческих предприятий, прежде чем начать свое производство, в качестве основной цели ставят получение прибыли. Прибыль предприятия во многом зависит от цены продук­ции и затрат на ее производство. Цена продукции на рынке есть следствие взаимодействия спроса и предложения. Под воздействием законов рыночного ценообразования, в условиях свободной конкуренции цена продукции не может быть выше или ниже по желанию производителя или покупателя — она выравнивается автоматически. Другое дело — затраты, формирующие себестоимость продукции. Они могут возрастать или снижаться в зависимости от объема потребляемых трудовых и материальных ресурсов, уровня техники, организации производства и других факторов. Естественно, чем выше затраты, тем ниже прибыль и наоборот. То есть между этими показателями существует обратная функциональная связь. Следовательно, производитель располагает множеством рычагов снижения зат­рат, которые он может привести в действие при умелом управлении.

1.Сущность выручки и затрат на предприятии

1.1 Понятие выручки на предприятии

Выручка представляет собой совокупность денежных поступлений за

определенный период от результатов деятельности предприятия, и является

основным источником формирования его собственных финансовых ресурсов. При этом деятельность предприятия можно характеризовать по нескольким направлениям:

1. выручка от основной деятельности, поступающая от реализации продукции (выполненных работ, оказанных услуг);

2. выручка от инвестиционной деятельности, выраженная в виде финансового результата от продажи внеоборотных активов, реализации ценных бумаг;

3. выручка от финансовой деятельности, включающая результат размещения среди инвесторов облигаций и акций предприятия.

Как принято в странах с рыночной системой хозяйствования, общая выручка

складывается из выручки по этим трем направлениям. Однако основное значение в ней отдается выручке от основной деятельности, определяющей весь смысл существования предприятия.

Выручка от реализации продукции (работ, услуг) является основным источником возмещения затраченных на производство продукции (работ, услуг) средств, формирования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Ее своевременное поступление обеспечивает непрерывность кругооборота средств, бесперебойность производственного процесса. Несвоевременное поступление выручки влечет простои в производстве, снижение прибыли, нарушение договорных обязательств, штрафные санкции.

Использование выручки характеризует начальную стадию распределительных процессов. Из полученной выручки хозяйствующий субъект возмещает материальные затраты на сырье, материалы, топливо, электроэнергию и другие предметы труда.

Первоначально, при создании хозяйствующих субъектов, источником приобретения производственных фондов, нематериальных активов, оборотных средств является уставной капитал. Первоначальный капитал, инвестированный в производство, создает стоимость, выражающуюся в цене реализованной продукции . После реализации продукции она принимает денежную форму — форму выручки.

Выручка за минусом налогов - это предпринимательский доход, и является источником возмещения затраченных на производство продукции средств и формирования денежных фондов и финансовых резервов предприятия. В результате использования выручки из нее выделяются качественно разные составные части созданной стоимости.

Стоимость произведенной продукции (выполненных работ, оказанных услуг) может быть выражена через цену реализации. При этом реализацией называют и соответствующий бухгалтерский счет, а также определенный юридический параметр: реализация -процесс передачи прав собственности за проданную продукцию, товары услуги на возмездной или безвозмездной основе. Под реализацией продукции понимается не только продажа произведенных товаров, имеющих натурально-вещественную форму, но и выполнение работ, оказание услуг.

На величину выручки от реализации продукции, работ, услуг влияют следующие факторы, непосредственно зависящие от деятельности предприятия:

К числу факторов, не зависящих от деятельности предприятия, можно отнести нарушения договорных условий поставки предприятию материально-технических ресурсов, перебои в работе транспорта, несвоевременная оплата продукции вследствие неплатежеспособности покупателя.

Если поступление выручки на денежные счета предприятия – завершение кругооборота средств, то её использование представляет собой, как начало нового кругооборота, так и стадию распределительных процессов, при которой формируется доходная база бюджетов разных уровней и обеспечиваются тем самым общегосударственные интересы, а также образуются собственные финансовые ресурсы предприятия.

Выручка, поступившая на счета предприятия, используется в первую очередь на оплату счетов поставщиков сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, запасных частей для ремонта, топлива, энергии. Из выручки выплачивается заработная плата, возмещается износ основных фондов, формируется прибыль предприятия.

1.2. Затраты как экономическая категория
В экономической литературе издержки производства и обращения промышленного предприятия рассматривают, как денежное выражение затрат производственных факторов, необходимых для осуществления предприятием своей производственной и коммерческой деятельности. Эту же категорию характеризуют как затраты живого и овеществленного труда предприятия на изготовление продукции, выполнения работ и оказания услуг и их реализацию (сбыт). На практике при характеристике всех издержек производства и обращения используют термин «затраты на производство».

Понятие «затраты» более емкое, чем понятие «издержки производства и обращения». При характеристике последних в их состав не включают затраты, связанные с упущениями в хозяйственной деятельности, и расходы будущих периодов.[9,25]

Затраты, относящиеся к выпущенной продукции, характеризуют ее себестоимость. Их еще называют текущими издержками производства и обращения.

Себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, рабочей силы, а также затраты на производство и реализацию. Этот показатель характеризует, во что обходится каждому предприятию производство и сбыт продукции (работ, услуг). Затраты представляют собой средства, израсходованные в целях обеспечения реализации продукции, получения доходов и прибыли. В себестоимости продукции, как синтетическом показателе, находят отражение различные стороны производственно-хозяйственной деятельности предприятия.
Поэтому экономное использование материальных, трудовых, финансовых ресурсов при изготовлении изделий, выполнении работ и оказании услуг является условием повышения эффективности производственных процессов и улучшения прибыли.

Различные экономические дисциплины рассматривают понятие «затраты» отлично друг от друга. Так, с точки зрения дисциплины «Экономика промышленного предприятия» все затраты предприятия приравниваются к его издержкам, последние из которых делятся на две группы: издержки обращения и издержки производства.

Для определения себестоимости, оценки стоимости запасов и полученной прибыли затраты классифицируются на входящие и истекшие, прямые и косвенные, основные и накладные, производственные и периодические, одноэлементные и комплексные, текущие и единовременные.

Входящие затраты – это средства или ресурсы предприятия, которые имеются в наличии и в дальнейшем должны принести доходы. Отражаются в балансе как активы. А средства, израсходованные в отчетном периоде для получения доходов, потерявшие способность приносить доход являются истекшими. Как правило в литературе синонимом термина «затраты» являются входящие затраты, а синонимом «расходы» – истекшие затраты.

К прямым расходам относятся прямые материальные затраты и прямые затраты на оплату труда. Эти затраты учитываются на счете 20 «Основное производство». Такой вид затрат непосредственно можно отнести на определенное изделие. Что же касается косвенных расходов, то их невозможно отнести на какое–либо изделие. Эти расходы распределяются согласно выбранной базе распределения между отдельными изделиями.

Косвенные расходы могут распределяться пропорционально основной заработной плате производственных рабочих, количеству отработанных станкочасов, часов отработанного времени, объему выпуска продукции и т.п.

База распределения косвенных расходов должна отражаться в учетной политике предприятия. Косвенные расходы так же еще называют накладными расходами. Они подразделяются на две группы: общепроизводственные и общехозяйственные расходы и соответственно отражаются на счетах 25 «Общепроизводственные расходы» и 26 «Общехозяйственные расходы».

Общепроизводственные затраты включают в себя расходы на содержание и эксплуатацию оборудования и общецеховые расходы на управление.

Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования, общецеховые расходы на управление и общехозяйственные расходы имеют не только общие характеристики, но и некоторые различия.

В бухгалтерском управленческом учете при выполнении расчетов, связанных с принятием решений, выделяют следующие виды затрат: переменные и постоянные, затраты учитываемые и неучитываемые в расчетах при принятии решений, безвозвратные, вмененные, планируемые и непланируемые, а так же предельные и приростные.

Переменные затраты имеют особенность изменяться пропорционально объему производства продукции, либо товарооборота. Они зависят от деловой активности предприятия. Переменными могут быть как производственные, так и непроизводственные затраты. К переменным производственным затратам относятся, например, прямые материальные затраты, прямые затраты на оплату труда, затраты на вспомогательные материалы и покупные полуфабрикаты. Непроизводственными переменными затратами являются: расходы на упаковку, транспортные расходы, не возмещаемые покупателем и другие.[13,63]

Постоянные затраты в отличие от переменных не изменяются в зависимости от объемов производства или товарооборота. Однако эти затраты всё-таки могут измениться под воздействием каких либо других факторов, например, при росте цен постоянные затраты тоже возрастают.
1.3. Методика планирования выручки и затрат
Планирование выручки необходимо для определения плана прибыли и плановых платежей в бюджет. От обоснованности расчета плановой выручки во многом зависит реальность всех других финансовых показателей.

Плановая выручка может быть рассчитана несколькими способами:

- путем прямого поассортиментного счета (метод прямого счета);

- исходя из общего объема выпуска товарной продукции, скорректированного на изменение остатков нереализованной продукции на начало и конец планируемого периода (расчетный метод);

- пофакторный метод;

- метод суммарного расчета (экстраполяции).

Планирование выручки от реализации продукции может осуществляться на предстоящий год, квартал и оперативно. Годовое планирование выручки возможно при стабильной экономической ситуации. В нестабильной ситуации оно затруднено и неэффективно, поэтому приходится использовать квартальное планирование. Оперативное планирование выручки преследует конкретную цель - контроль за своевременностью поступления денег за отгруженную продукцию на счет предприятия. Общая выручка от основной деятельности предприятия включает в себя выручку от реализации продукции, выполненных работ и оказанных услуг промышленного и непромышленного характера. Для определения выручки от реализации продукции надо знать объем реализации продукции в действующих ценах без налога на добавленную стоимость, акцизов и экспортных тарифов для экспортируемой продукции.

Первый метод используется на предприятиях с небольшой номенклатурой продукции и коротким циклом производства, когда нет переходящих остатков готовой продукции на складе или эти остатки по периодам времени меняются незначительно. Здесь большое значение имеет уровень разработки номенклатуры продукции по видам, маркам, сортам и согласование с заказчиками их объема и цен на планируемый период. Метод прямого счета основан на гарантированном спросе. Предполагается, что весь объем произведенной продукции приходится на предварительно оформленный пакет заказов. Это наиболее достоверный метод планирования выручки, когда план выпуска и объем реализации продукции заранее увязаны с потребительским спросом, известны необходимый ассортимент и структура выпуска, установлены соответствующие цены. При этих условиях выручку от реализации можно определить путем умножения объема реализуемой продукции на цену единицу продукции.

В условиях рыночных отношений большинство предприятий не имеет гарантированного спроса на весь объем произведенной продукции, предприятия вынуждены проводить ежедневную работу по расширению рынка для своей продукции. В этих условиях для планирования выручки применяется расчетный метод по указанной выше формуле. По этому методу необходимо учитывать:

- на планируемый год: объем производства продукции, работ и услуг;

- на начало нового периода: ожидаемые остатки готовой продукции на складе, товаров отгруженных, срок оплаты которых не наступил, товаров отгруженных, не оплаченных в срок, товары, находящиеся на ответственном хранении у покупателей;

- на конец периода: рассчитанные по нормативам остатки готовой продукции на складе, товаров отгруженных, срок оплаты которых не наступил.

Количество ожидаемых остатков готовой продукции на начало периода берется из отчетных данных или прогноза исходя из реального положения дел. По бухгалтерскому учету остатки нереализованной продукции показываются по производственной или полной себестоимости, поэтому для пересчета в оптовые цены используются коэффициенты перевода.

При определении переходящих остатков готовой продукции на конец периода на складе предприятия необходимо провести анализ факторов, их формирование, определить причины сверхнормативных остатков, установить ожидаемые изменения условий реализации (изменения местоположения потребителей, транспорта, порядка безналичных расчетов). Эти расчеты делаются при планировании величины собственных оборотных средств под запасы готовой продукции по нормативам. Расчеты остатков готовой продукции отгруженной, срок оплаты которой не наступил, или продукции на ответственном хранении у покупателей делается через анализ и планирование дебиторской задолженности.

При высоких темпах инфляции необходимо учитывать изменение цен через инфляционные коэффициенты. Если отпускные цены не совпадают с оптовыми ценами предприятия, при составлении товарного баланса необходимо учитывать разницу между отпускными и оптовыми ценами для расчета выручки от реализации продукции.

Выручка от реализации по третьему методу рассчитывается на основе фактической выручки от реализации продукции в базисном периоде и тех изменений, которые планируются в предстоящем периоде.

Основными факторами, корректирующими объем выручки, являются изменения:

- объема реализации;

- структуры реализуемой продукции;

- цен на продукции.

ВРбаз.- фактическая выручка от реализации в базисном году;

Jоб.- индекс изменения объема реализации продукции;

Jстр.- индекс структурных изменений в номенклатуре реализуемой продукции;

Jц.- индекс изменения цен на реализуемую продукцию.

Jоб.=Ц1К1/Ц0К0, Jстр.=Ц0К1/Ц0К0, Jц=Ц1К1/Ц0К1, где

Ц0, Ц1- цены соответственно базисного и планируемого периодов;

К0, К1- количество продукции в базисном и планируемом периодах.

Выручка от реализации продукции по четвертому методу определяется прогнозированием темпов роста или снижения объемов выручки на основе анализа их за предыдущие периоды времени и экспертных оценок по сохранению этих темпов или их изменению:
ВРпл.= ВРбаз.х К (1)
где К- коэффициент роста или снижения объемов.

Этот метод можно применять в условиях стабильной экономики.

Прогнозирование выручки от реализации возможно через установление ее минимального, оптимального и максимального объемов. Делается это при составлении гибких финансовых смет.

На предприятиях применяются различные методы прогнозирования продаж:

- экспертные методы, основанные на использовании опыта и знаний руководителей;

- статистические, основанные на исследовании тенденций изменения объема реализации за предыдущие годы;

- метод заключения долгосрочных договоров форвардного типа.

Для планирования и прогнозирования выручки от реализации продукции, работ и услуг важное значение имеет анализ и расчет величины дебиторской задолженности, сроков ее погашения, размеров просроченной задолженности.

В целом между поступлением денежных средств, объемом реализации и изменением остатков дебиторской задолженности существует следующая зависимость:

Сумма выручки = Сумма от отгрузки реализации + Дебиторская задолженность на начало периода - Дебиторская задолженность на конец периода.

Источниками информации для определения фактического объема и выручки от реализации продукции являются:

- план-график выпуска готовой продукции и оказания услуг;

- данные о поступлении готовой продукции на складе предприятия нарастающим итогом;

- данные по отгрузке продукции нарастающим итогом;

- отказы в отгрузке продукции;

- остатки готовой продукции не имеющей сбыта;

- данные о поступлении денежных средств на расчетный счет и в кассу за отгруженную или выданную со склада готовую продукцию предприятия нарастающим итогом;

- данные по отгруженной продукции, но не оплаченной в срок;

- данные об увеличении дебиторской задолженности;

- сумма дебиторской задолженности к взысканию.

Когда выручка превышает себестоимость, финансовый результат свидетельствует о получении прибыли.

При использовании метода прямого счета умножают количество реализованных изделий на их реализационную цену и добавляют полученные суммы по всей номенклатуре изделий.

Выручку от реализации каждой номенклатуры изделий определяют по формуле:
В = Р * Ц (2)
где В - выручка, Р- количество реализованных изделий, Ц - цена реализации каждого изделия.

Объем реализации можно рассчитать, исходя из товарного выпуска изделий в плановом периоде, прибавляя остатки изделий на начало планового периода и отнимая такие на конец планового периода. Плановый объем реализации рассчитывают по формуле:
Р = О1 + Т - О2 (3)
где Р - объем реализации в плановом периоде; О1 - остатки каждого вида готовых изделий на складе и отгруженных на начало планового периода; Т - выпуск товарной продукции в плановом периоде; О2 - остатки каждого вида изделий на складе на конец планового периода.[12,54]

Реализационные цены в плановом периоде определяют на основе цен базового периода, которые корригируют на предвиденные изменения в плановом периоде, в том числе с учетом спроса и предложение

Для достижения оптимальных финансовых результатов деятельности хозяйствующего субъекта важным является, помимо абсолютного значения, и структура затрат. Именно поэтому планированию затрат на предприятии уделяется особое внимание. Планирование осуществляется с помощью уже знакомой нам сметы затрат на производство и реализацию продукции. Совокупность материальных затрат, затрат на оплату труда, отчислений социального характера, амортизации и прочих затрат формируют общий объем затрат на производство продукции. Для определения производственной себестоимости из затрат на производство исключаются затраты относимые на непроизводственные счета. Далее учитываются изменения остатков расходов будущих периодов и незавершенного производства: их прирост уменьшает себестоимость товарной продукции, а уменьшение - увеличивает. Полученная производственная себестоимость увеличивается на внепроизводственные расходы: т.е. расходы связанные со сбытом продукции.

Зрп=З1+Зтп+32 (4)

где Зрп - затраты на реализуемую продукцию по полной плановой себестоимости на предстоящий период;

З1 - факт. производственная себестоимость остатков готовой продукции не реализованных на начало планируемого периода;

З2 - плановая производственная себестоимость остатков готовой продукции, которые не будут реализованы на конец планируемого периода;

Зтп - плановая полная себестоимость товарной продукции планируемой к выпуску в предстоящем периоде, определяемая в смете.

Известны два метода определения расходов и доходов:

Метод начислений.

Расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде в котором они имели место, независимо от фактической выплаты денежных средств или иной формы оплаты.

Доходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества (работ, услуг).

Кассовый метод.

Расходами признаются затраты после их фактической оплаты.

Датой получения дохода признается день поступления средств на счета банка или в кассу предприятия.

Если выручка планируется по поступлению денег на расчетный счет (в кассу), остатки нереализованной продукции на начало периода включают: готовую продукцию на складе; товары отгруженные, срок оплаты которых не наступил; товары отгруженные, но не оплаченные в срок; товары на ответственном хранении у покупателей. При определении полной себестоимости реализуемой продукции эти остатки принимаются в расчет по фактической себестоимости отчетного периода. В составе остатков продукции на конец планового периода рассчитываются, как правило, только первые два вышеназванных элемента, т.к. другие обусловлены нарушением договорной дисциплины и поэтому их планирование недостоверно. При определении остатков нереализованной продукции на конец планового периода исходят из однодневного выпуска продукции по производственной себестоимости и нормы запаса в днях. Например,

32=(3тп:дн)* Н, (5)

где З2 - производственная себестоимость остатков готовой продукции, которые не будут реализованы на конец планируемого периода;

Зтп - производственная себестоимость товарной продукции в предыдущем периоде;

дн - кол-во дней предыдущего периода;

Н - норма запаса в днях.

Норма запаса может быть определена ориентировочно. Например, по готовой продукции на складе учитывается количество дней, в течении которых продукция находится не складе, а именно: подборка готовой продукции + комплектация партии + упаковка продукции + накопление продукции до необходимой партии + выписка расчетных документов. По товарам отгруженным, срок оплаты которых не наступил, норма соответствует сроку документооборота, т.е. времени движения документа.

Если выручка планируется по отгрузке продукции, то затраты определяются только с учетом остатков готовой продукции на складе.

Не менее важное значение помимо планирования выручки имеет работа по формированию производственных запасов. Имея большие запасы предприятие получает широкие возможности для поиска поставщиков, получения скидок, свободу в составлении производственного плана, выполнения больших заказов. Чрезмерные же запасы приводят к омертвлению капитала, к повышению затрат на хранение, риску устаревания. Поэтому важно определить объем запасов, при котором полученная экономия и выгода превышают дополнительные затраты и ущерб от их содержания. В развитых странах для этих целей используется формула Уилсона:

Зо= v2РС:В, (6)

где З- оптимальный размер заказа;

Р- расход запасов;

С- стоимость выполнения заказа;

В- время расхода заказа.

В процессе финансово-хозяйственной деятельности финансовые службы предприятия могут осуществлять планирование выручки от реализации и затрат продукции на предстоящий год, квартал и оперативно.

Глава 2.Анализ и планирование выручки и затрат в ООО «Заготпром»

2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Заготпром»

ООО «Заготпром» создано в соответствии с законодательством РФ Краснослободским районным потребительским обществом на основании постановления Совета Краснослободского районного потребительского общества от 15 июня 1999г №39,в результате реорганизации в форме преобразования Кооперативно - заготовительного перерабатывающего предприятия Краснослободского районного потребительского общества. Общество является юридическим лицом, обладает обособленным имуществом ,имеет свой баланс, печать, расчетный счет.

Предметом деятельности общества является насыщение потребительского рынка услугами и товарами.

Общество в установленном законодательством порядке осуществляет основные виды деятельности: торговлю и торгово-закупочные операции, заготовка, переработка сырья, отходов производства, растительного и минерального сырья.

Вышестоящая организация – Краснослободское районное потребительское общество.

ООО «Заготпром» имеет 1 заготовительный пункт в сельской местности, 1 заготовительный пункт в г.Краснослободске,11 торговых точек в сельской местности и 2 торговые точки в г.Краснослободске.

Способы ведения бухгалтерского учета в учетной политике в 2010г. Не изменились. Бухгалтерский учет ведется в соответствии с положением о бухгалтерском учете и отчетности в РФ и планом счетов бухгалтерского учета финансово- хозяйственной деятельности и инструкцией его применения.

Уставной капитал ООО «Заготпром» составляет 100 тыс.руб.
2.2Анализ состава и динамики выручки и затрат на предприятии
Как известно ООО «Заготпром» занимается заготовкой сельскохозяйстенной продукцией и также торговой деятельностью. Для того чтобы провести анализ динамики выручки, необходимо определить отклонения по каждому виду деятельности предприятия.

Таблица 1-Динамика выручки по каждому виду деятельности предприятия.


Показатели

2009 год

тыс.руб

2010 год

тыс.руб

Абсол.откл.

тыс.руб


Относит.откл

%

Выручка всего

тыс.руб


28399


30436



2039


0,93

-от заготовительной деятельности


1988



2739


751


0,73

-от

торговой деятельности


26411


27697


1286


0,95


Исходя из табл.1, видно, что выручка в целом увеличилась на предприятии по сравнению с аналогичным периодом на 2039 тыс.руб., а относительное отклонение составило 0,93%.В свою очередь, выручка от заготовительной деятельности сократилась на 459 тыс.руб. по сравнению с предыдущим годом, относительное отклонение составило 0,73%. Что касается изменения выручки от торговой деятельности, то она увеличилась в 2010 году на 2497,7 тыс.руб., относительное отклонение составило 0,95%. Товарооборот за 2010 год составил 27602,5 тыс. руб, заготовительный оборот-6224,3 тыс.руб.
Для полного анализа динамики и состава выручки необходимо рассчитать ее удельный вес. (табл2)

Таблица- 2. Расчет удельного веса выручки



Показатели

Удельный вес, %

2009 год

2010 год

Выручка


100


100

-от заготовительной деятельности


7


9

-от

Торговой деятельности


93


91


Как видно из таблицы, валовый доход от реализации продукции, работ, услуг составил без НДС 30436 тыс.руб, в том числе:

Также необходимо проанализировать состав и динамику затрат на предприятии. Анализ затрат, занимает одно из важнейших мест в анализе экономической деятельности предприятия, так как является основой контроля за эффективностью деятельности предприятия и эффективностью использования финансовых ресурсов. Анализ состава и динамики затрат отражен в таблице 3.

Таблица-3. Динамика затрат


Показатели


2009 год

тыс.руб


2010 год

тыс.руб


Абсол.откл.

тыс.руб


Относит.откл

%

Себестоимость

проданных товаров



21665


23912


2247


0,9

Коммерческие расходы


4489


4694


205


0,1

Доходы от участия в др.организации


164


194


30


0

Прочие расходы


746


684


-80


1,1

Прочие платежи в бюджет


545


484


-61


1,1

Издержки обращения за отчетный период составили 5560 тыс. руб, в том числе:

Расходы по рынку составили 866 тыс.руб. В результате от основного вида деятельности- заготовок сельскохозяйственной продукции получены убытки в сумме 37 тыс.руб., от торговой деятельности получена прибыль 364 тыс.руб. Исходя из выше сказанного финансовый результат за 2010 год составил 469 тыс.руб. прибыли до налогообложения. За отчетный год отвлеченные средства составили 484 тыс. руб.- единый налог на вмененный доход. В течение 2010 года фактически внесено платежей в бюджет на сумму 1094 тыс.руб., во внебюджетные фонды-672 тыс.руб.

Одним из основных факторов, влияющих на результаты хозяйственной деятельности, является объем розничного товарооборота и заготовительного оборота.

Прогноз заготовительного оборот за 2010 гож выполнен на 149%, розничный товарооборот выполнен на 100,9%. Однодневный товарооборот в 2010 году составил 75,6 тыс. руб. Размер товарных запасов на 1.01.2011 составил 3366 тыс. руб., товарооборачиваемость - 44 дня.

Дебиторская задолженность на конец года составила 781 тыс.руб, из них:

Кредиторская задолженность на конец года составила 1935 тыс. руб., в том числе поставщикам за товар 1287 тыс. руб.

ООО «Заготпром» для оценки уровня эффективности работы получаемый результат – прибыль сопоставляет с затратами или используемыми ресурсами. Рентабельность характеризует степень доходности, выгодности и прибыльности. Поэтому для выявления результатов деятельности предприятия применяют такой показатель как рентабельность. Рентабельность есть относительный показатель, который обладает свойством сравнимости. Показатель рентабельности позволяет оценить, какую прибыль имеет ООО «Заготпром» с каждого рубля средств, вложенных в активы.

Таблица 4- Динамика показателей рентабельности

показатель

Формула расчета

2009

%

2010

%

Рентабельность продаж

Прибыль/выручку от реализации *100%

2,78

1,54

Рентабельность продукции

Прибыль/себестоимость продукции * 100%

3,65

2

Рентабельность собственного капитала

Прибыль/собственный капитал * 100%

21,8

11,7

Одним из основных оценочных показателей производственно-хозяйственной деятельности ООО «Заготпром» является показатель рентабельности продаж. Она отражает уровень спроса на продукцию, работу и услуги, насколько правильно данное предприятие определяет товарный ассортимент и товарную стратегию. Рентабельность продаж характеризует отношение прибыли к величине выручки от реализации продукции (работ, услуг), выраженное в процентах. Рентабельность продаж в динамике снижается, что отрицательно сказывается на величине прибыли. В 2010 году предприятие получило на 1,24 коп прибыли на единицу реализованной продукции меньше, чем в 2009.

Рентабельность продукции означает что на каждый рубль реализации стал приносить на 1,65 коп. меньше прибыли.

Показатель рентабельности собственного капитала характеризует величину прибыли на один рубль собственных средств. В динамике этот показатель значительно снизился, практически в 2 раза. Предприятие имеет 11, 7 коп. прибыли с 1 рубля, авансированного в капитал.

По данному предприятию мы можем сделать вывод о очень низких показателях рентабельности.

2.3. Планирование выручки и затрат

Для достижения оптимальных финансовых результатов деятельности хозяйствующего субъекта важным является, помимо абсолютного значения, и структура затрат. Именно поэтому планированию затрат на предприятии уделяется особое внимание. Спланируем показатели предприятия на 2011 год.

Таблица 5- Производственный план предприятия.

Показатель

2010 г.

План на 2011 г.

Выручка от реализации (без НДС, акцизов), тыс. руб

30436

32820, 88

Полная себестоимость, тыс. руб.

23912

22716

Прибыль от реализации, тыс. руб.

1830

5410,88

Валовая прибыль

6524

10104,88

Коммерческие расходы, тыс. руб.

4694

4694

Прибыль до налогообложения, тыс.руб.

953

4532,88

Платежи в бюджет

484

484

Проценты к уплате

194

194

Прочие расходы

684

684

Чистая прибыль тыс. руб.

469

4048,88

ООО «Заготпром» планирует в 2011 году увеличить выручку на 11% по сравнению с 2010 годом. Отсюда следует,

В=30436*11%=32820 ,88 тыс. руб.

Если учесть, что процентное соотношение между торговой и заготовительной деятельностью не изменится, то получаем:

Также планируется снижение себестоимости на 5 %. Как было видно из таблицы 3, себестоимость в динамике увеличивается. Предприятие имеет возможность влиять на величину затрат материальных ресурсов, начиная с их заготовки. Сырье и материалы входят в себестоимость по цене их приобретения с учетом расходов на перевозку, поэтому правильный выбор поставщиков материалов влияет на себестоимость продукции. Важно обеспечить поступление материалов от таких поставщиков, которые находятся на небольшом расстоянии от предприятия, а также перевозить грузы наиболее дешевым видом транспорта. При заключении договоров на поставку материальных ресурсов необходимо заказывать такие материалы, которые по своим размерам и качеству точно соответствуют плановой спецификации на материалы, стремиться использовать более дешевые материалы, не снижая в то же время качества продукции.
Основным условием снижения затрат сырья и материалов на производство единицы продукции является улучшение конструкций изделий и совершенствование технологии производства, использование прогрессивных видов материалов, внедрение технически обоснованных норм расходов материальных ценностей. Так убыток от заготовительной деятельности на ООО «Заготпром» составил 37 тыс.руб.

с/ст= 23912*5%=22716 тыс.руб.

Планируемое значение валовой прибыли составит:

Валовая прибыль = Выручка - себестоимость

Валовая прибыль = 32820,88-22716=10104,88 тыс.руб.

Планируется, что все расходы останутся на прежнем уровне. Тогда:

Прибыль от продаж = Валовая прибыль - коммерческие расходы

Прибыль от продаж=10104,88-4694=5410,88

Прибыль до налогообложения Прибыль от продаж - прочие доходы и расходы

Прибыль до налогообложения=5410,88-194-684=4532,88.

Отсюда, мы можем рассчитать плановую чистую прибыль предприятия.

Чистая прибыль= прибыль до н/о - платежи в бюджет

Чистая прибыль=4532,88-484=4048,88 тыс.руб.

Прибыль является показателем, наиболее полно отражающим эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости. Вместе с тем прибыль оказывает стимулирующее воздействие на укрепление коммерческого расчета, интенсификацию производства при любой форме собственности.

Прибыль – один из основных финансовых показателей плана и оценки хозяйственной деятельности предприятий. За счет прибыли осуществляется финансирование мероприятий по научно-техническому и социально-экономическому развитию предприятий, увеличение фонда оплаты труда их работников. Она является не только источником обеспечения внутрихозяйственных потребностей предприятия, но приобретает все большее значение в формировании бюджетных ресурсов, внебюджетных и благотворительных фондов.[5,15]

Итак, величина прибыли составит в 2011 году 4048,88 тыс.руб.
Глава 3. Совершенствование методики планирования выручки и затрат

В условиях рынка, ориентирующего каждого производителя и предпринимателя на получение высоких конечных результатов, планирование приобретает на наших  предприятиях новые функции. Оно призвано сейчас не только обеспечивать процесс производства конкурентоспособной продукции, но и способствовать при этом достижению полной занятости ресурсов, справедливому распределению доходов и росту качества жизни.

            Планирование на предприятии в условиях рыночных отношений должно быть ориентировано на потребителя, носить прогнозный характер, поскольку базируется на неполной информации. В процессе планирования определяется глобальная цель развития предприятия, и все частные решения служат условием для достижения поставленной цели.

Сформулированные цели и выбранная общая стратегия развития ООО «Заготпром» являются главными элементами (компонентами) стратегического планирования. Они определяют желаемый результат эффективного развития предприятия и общий подход к его достижению. Однако такой подход дает большую свободу действий менеджерам различных уровней и сотрудникам, ответственным за достижение целей, когда выбор ими конкретных действий может не привести к достижению желаемого результата предприятия в целом. Для обеспечения скоординированных действий ответственных исполнителей высшее руководство предприятия должно разработать дополнительные организационные решения по достижению целей и организовать реализацию стратегического плана.

Планирование предполагает, что цели организации находят воплощение в ее стратегиях. Стратегическому планированию пред­шествует квалифицированный анализ, призванный дать достоверную исчерпы­вающую оценку состояния исследуемого объекта с тем, чтобы выявить его особен­ности и тенденции развития. Успешный анализ должен отличаться целенаправленностью, системностью, умелым выбо­ром эталона (исходной базы) для сравне­ний, своевременностью. Вместе с тем должна быть полная ясность в выборе объектов и целей анализа, используемых при этом методов и приемов. По резуль­татам анализа желательно различать его описательную, объяснительную и пред­сказательную части.

Отсутствие планирования ставит ОАО «ВЗСП» в такое положение, ко­гда он:

не понимает будущих задач,

не умеет рассматривать хозяйствование как непрерывный процесс, где текущие действия новых патентов.

На ООО «Заготпром» не рассмотрена маршрутизация, которая  включает определение оптимального и запасных вариантов заг­рузки технологических линий и отдельных единиц оборудования, потребностей в сырье, материалах, инструментах, затрат времени по каждому из них.

На ООО «Заготпром» недостаточно хорошо представлено планирование на предприятии. Планирование широко представлено лишь как планирование выпуска продукции по заказам потребителей.

Организация обязательно должна работать с прибылью. Это диктуется следующими причинами:

Мало работать с прибылью, которая значится в документах бухгалтерского учета, — надо вести дело так, чтобы дебиторская задолженность практически отсутствовала, а на банковском счете постоянно находились достаточные оборотные средства. Если фактически ситуация иная, то необходимо принимать самые срочные меры по выходу из критического положения.

Для минимизации возникновения неприятных неожиданностей каждая организация систематически планирует свои доходы и расходы. Обычно годовую смету увязывают с решением краткосрочных и долгосрочных программ, вытекающих из поставленных целей и решаемых на данном отрезке времени задач. Бухгалтерский баланс организации (за первый квартал, полугодие, девять месяцев и отчетный год) позволяет оценить фактическую работу и сравнить ее с утвержденной сметой (бюджетом). Вполне понятно, что, сверяя фактические результаты с плановыми всего четырежды в год, намного труднее при необходимости исправить положение, чем делая это ежемесячно. В хорошо организованной компании обязательным является еженедельное подведение бухгалтерией итогов деятельности.

Составляя смету организации, следует учесть все возможные затраты, в том числе на:

Еще 10—15% планируемых на год затрат необходимо предусмотреть в позиции «неучтенные расходы».

Составляя годовую смету, следует обезопасить организацию от неприятных неожиданностей, приняв во внимание такие общеэкономические факторы, как фактическая инфляция и инфляционные ожидания, рост цен, повышение прожиточного минимума и необходимые в связи с этим изменения должностных окладов.

Хорошо продуманная смета (годовой бюджет) создает определенную стабильность в работе, даже если приходится ее корректировать в связи с изменениями окружающей обстановки.

Работа со сметой слагается из следующих этапов:

  1. Определение целей и задач организации на период планирования в увязке с краткосрочными и долгосрочными программами.

  2. Анализ принятых на себя обязательств с учетом потребностей в сотрудниках, материальных ресурсах, рабочих системах и средствах обработки информации, услугах других организаций и т.п.

  3. Сбор необходимых исходных данных и систематизация накопленной информации с использованием опыта последних периодов.

  4. Решение о номенклатуре включаемых позиций и значении их цифровых показателей с учетом отличия целей и задач бюджета прошлого года от планируемых в настоящее время и изменений нынешних условий работы относительно соответствующих в прошлом.

  5. Анализ и редактирование подготовленного проекта сметы с учетом проверки его реальности, сезонных колебаний предложения и спроса, срока оформления соответствующих документов и продвижения финансовых средств, соответствия принятым в организации требованиям и действующему законодательству.

  6. Утверждение руководством окончательного варианта или его исправление по сделанным замечаниям.

  7. Исполнение утвержденного бюджета и контроль над отклонениями или нарушениями. Этот важный этап предусматривает:

Тщательное выполнение описанного выше, исключение излишеств, спонтанных и неучтенных расходов позволяют минимизировать затраты и снижать себестоимость готовой продукции.

Еще одним мощным источником снижения себестоимости может служить периодический анализ хозяйственной деятельности организации с целью изыскания резервов повышения производительности труда путем:

Снижению себестоимости производимой компанией продукции также способствует исключение ненужных расходов путем грамотной организации делопроизводства на рабочих местах.

Рассчитывая затраты, необходимые и достаточные для старта нового дела, как правило, выбирают вариант, требующий наименьших капитальных вложений. Суммируя стоимость разработки проекта, строительства сооружений, закупки и монтажа оборудования, отработки технологии и т.д., принимают наиболее дешевые технические решения. При этом даже не задумываются (и, тем более, не подсчитывают), во что эти решения обойдутся впоследствии, как это отразится на уровне эксплуатационных расходов. Главное — минимизировать первоначальные затраты. Это довольно распространенная ошибка небогатых и экономически слабо подготовленных людей. Принципиальная ущербность такого подхода заключается в том, что капитальные вложения — это разовое явление, хоть и финансово крупное, а эксплуатационные расходы — существенно меньшие, но повторяющиеся из года в год на протяжении многих лет.

Бизнесмен обязан выбирать оптимальное решение обязательно с учетом необходимых капитальных вложений и требуемых эксплуатационных расходов. Народная мудрость гласит: «Скупой платит дважды». Это особенно актуально для бизнесменов, у которых недостаточно продуманное и плохо просчитанное решение может оказаться непоправимо разорительным. И напротив, предусмотрительный, расчетливый взгляд в будущее обеспечивает многолетнее поступление прибыли. Перед фирмой стоит задача войти на рынок продуктов, вернуть свое лидирующее положение, а также разработать стратегический план, который позволит предприятию начать эффективную деятельность.

Стратегический план, разработанный на предприятии, позволит предприятию улучшает контроль в организации, обеспечит реорганизацию  — слияние, выделение, диверсификацию производства, измене­ние направления деятельности, позволит наитии слабые стороны в управлении ООО «Заготпром» и ликвидировать их.
Заключение.

Доходы предприятий формируются из выручки от реализации продукции, товаров, вырабатываемых цехами ширпотреба, из отходов, сверхнормативных и излишних материалов, а также от выполнения работ и оказания услуг, включая капитальный ремонт собственного оборудования.

Выручка от реализации является основным доходом предприятия, главным источником его денежных поступлений, отражает результаты производственно-хозяйственной деятельности предприятия за определенный период времени (год, квартал, месяц).

«Выручка от реализации продукции составляет 90% всех доходов в производстве. Она является основным источником возмещения затрат на производство и сбыт продукции и используется предприятием для:

От того, насколько достоверно будет спланирована выручка будет зависеть успешная финансово-хозяйственная деятельность предприятия. Расчет плановой выручки должен быть экономически обоснованным, что позволит осуществлять своевременное и полное финансирование инвестиций, прироста собственных оборотных средств, соответствующих выплат рабочим и служащим, а также своевременные расчеты с бюджетом, банками и поставщиками.

Изменения в объеме выручки от реализации оказывают большое влияние на финансовые результаты деятельности и на финансовую устойчивость предприятия, поэтому финансовый отдел предприятия организует ежедневный оперативный контроль за отгрузкой и реализацией продукции.

Следовательно, правильное планирование выручки на предприятии имеет ключевое значение.

Анализ затрат имеет исключительно важное значение. Он позволяет выяснить тенденции изменения данного показателя, выполнение плана по его уровню, определить влияние факторов на его прирост и на этой основе дать оценку работы предприятия по использованию возможностей и установить резервы снижения себестоимости продукции.[17,58]

На основании теоретических и практических разработок, вместивших в себе обширный труд ученых, разрабатывавших эту проблему, и изложенных в данной курсовой работе, можно сделать некоторые выводы:



Библиография

  1. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. – М.: Финансы и статистика, 2003 – 416 стр.

  2. Валеева, Ю.С. Исаева, Н.С. Диагностика производственно-финансового потенциала предприятия / Ю.С. Валеева // Экономический анализ. – 2007. - № 1 – С. 42 с.

  3. Горфинкель В.Я., Купряков Е.М., Швандар В.А. Экономика предприятия. Учебник для вузов. Третье издание. – М.: ЮНИТИ -ДАНА, 2001- 30-38 стр.

  4. Грузинов В.П. Экономика предприятия. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2003 – 532 стр.

  5. Керимов В.Э. Бухгалтерский учёт на производственных предприятиях. – М.: Издательский Дом «Дашков и Ко», 2001 - 348стр.

  6. Ковалев В.В. Курс финансового менеджмента: Учебник для вузов Изд. 2-е, перераб., доп. . – М.: Проспект, 2009. 624 стр.

  7. Ковалёва А.М.Финансы. Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика,2008 –529 стр.

  8. Колчина Н.В., Поляк Г.В., Павлова Л.П. и др. Финансы предприятий. Учебник для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.- 447с.

  9. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учёт. Учебное пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2001 – 489 стр.

  10. Лисицына Е.В. Формирование собственного и заемного капитала // Финансовый менежмент. - 2008 г. – №1. – 142 стр.

  11. Маликов Д.С. Финансы предприятий отраслей народного хозяйства. М.: Финансы и статистика, 2008. – 523 стр.

  12. Парушина Н.В., Суворова С.П. Аудит / Н.В.Парушина, С.П.Суворова.-М.:Форум, 2009.-518стр.

  13. Сайфулина Р.С., Шеремет А.Д. Финансы предприятий. Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2005– 423с.

  14. Сафронов Н.А. Экономика предприятия. – М.: «Юристь», 2000. – 584с.

  15. Сергеев И.В. Экономика предприятия. Учебное пособие. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 304с.

  16. Хорн Дж.В. Основы управления финансами. – М.: Финансы и статистика, 2004. –603 стр.

  17. Шашурин Ю.С., Черезов А.В. Себестоимость в оперативном управлении предприятием. – М.: ДЕКА, 2000. – 591 стр.

  18. Шишкоедова Н.Н. Методика финансового анализа предприятий // Экономический анализ. – 2007 г. - №3. –55 стр.

  19. Шуляк П.Н. Финансы предприятия. Учебник. – М.: Издательский Дом «Дашков и Ко», 2006.-465 стр.

  20. Яркина Т.В. Основы экономики предприятия. Учебное пособие. – М.: ЮНИТИ, 2007. – 365с.





Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации