Шпаргалки на гос.экзамен по экологии для студентов СФУ специальности 280201 - файл n5.docx

приобрести
Шпаргалки на гос.экзамен по экологии для студентов СФУ специальности 280201
скачать (4969 kb.)
Доступные файлы (5):
n1.docx468kb.17.02.2012 08:42скачать
n2.docx405kb.24.02.2012 00:46скачать
n3.docx127kb.24.02.2012 00:27скачать
n4.docx3944kb.24.02.2012 00:36скачать
n5.docx118kb.24.02.2012 00:48скачать

n5.docx

  1   2   3   4   5

  1. Организация экоуправления на предприятии. Типы и виды структурных подразделений, занимающихся вопросами экологии.

Ключевым звеном в системе экологического управления и менеджмента является экологическая служба предприятия, или в случае небольших производств отдельный квалифицированный специалист (менеджер), уполномоченный решать соответствующие задачи. На практике встречаются четыре основных типа структур систем экологического управления и менеджмента, различающиеся по положению в них экологической службы предприятия или уполномоченного специалиста:

  1. Структура с отсутствующей экологической службой или специалистом в области экологического менеджмента;

  2. Структура, в которой экологическая служба (должностные обязанности менеджера) совмещена с каким-либо другим подразделением (другими должностными обязанностями) предприятия;

  3. Структура, в которой экологическая служба (менеджер) выделена в отдельное подразделение (должность);

  4. Структура, в которой экологическая служба выделена в отдельное подразделение с руководителем, равным по рангу заместителю директора предприятия.

Наименее эффективной является структура экологического управления и менеджмента первого типа. Решение производственных экологических задач в данном случае возложено на то или иное должностное лицо в качестве дополнительной нагрузки. Это могут быть главный инженер, главный технолог, главный энергетик и другие. Так как эти должностные лица в первую очередь выполняют свои непосредственные обязанности, то вся природоохранная деятельность сводится ими преимущественно к выполнению формальных требований действующего природоохранительного законодательства, например к заполнению необходимой отчетности.

Для структуры второго типа характерно существование подразделения или отдельного специалиста, занимающегося вопросами экологического управления и менеджмента. При этом их функции (должностные обязанности) совмещены с другими функциями (должностными обязанностями). Например, достаточно часто происходит совмещение в одном подразделении экологической службы и службы охраны труда или совмещение экологической службы и службы эксплуатации средоохранного оборудования. Для систем экологического управления и менеджмента данного типа характерны следующие недостатки:

В третьем типе системы экологического управления и менеджмента экологическая служба (специалист в области экологического менеджмента) выделена в отдельное подразделение предприятия (должность), имеет своего руководителя, но при этом не обладает достаточным весом в иерархической структуре предприятия. Для систем экологического управления и менеджмента третьего типа можно выделить один характерный недостаток, заключающийся в том, что эффективность функционирования экологической службы (специалиста-менеджера) зависит от подчиненности и места в общей системе производственного управления и менеджмента. Вместе с тем данный тип структуры экологического управления и менеджмента приобретает существенные достоинства:

Наиболее эффективной и обладающей наибольшими потенциальными возможностями в использовании преимуществ экологического менеджмента является система четвертого типа, в которой экологическая служба выделена в отдельное подразделение, а ее руководитель (специалист-менеджер) по должности в зависимости от размера предприятия равен заместителю директора или заместителю главного инженера. Для таких структур характерны следующие достоинства:

По способу организации деятельности возможно следующее деление экологических служб предприятий:

1. Экологические службы дифференцированного типа, в которых обязанности сотрудников разделены по виду воздействия на окружающую среду. Для большинства служб такого типа можно выделить сотрудников, занятых:

2. Экологические службы интегрированного типа. Сотрудники экологической службы такого типа в составе подразделения, отвечающего за природоохранную деятельность на предприятии, вместе выполняют работы, связанные с охраной окружающей среды и рациональным использованием природных ресурсов. Такой тип структуры экологической службы предприятия достаточно распространен для средних и мелких предприятий.

3. Экологические службы смешанного типа. Сотрудники подобных экологических служб могут выполнять обязанности, связанные с различными видами воздействия на окружающую среду, а также заниматься экологическими проблемами определенной технологической операции. Экологическим службам такого типа присущи достоинства и недостатки служб вышеописанных типов.

  1. Экологический менеджмент на уровне предприятия. Понятие, цели, задачи, функции. Преимущества наличия системы экологического менеджмента на предприятии.

Экологический менеджмент (Ecological Management) – более совершенная система управления. Применительно к предприятию он предусматривает формирование экологически безопасного производст-венно-территориального комплекса, обеспечивает оптимальное соотношение между экологическими и экономическими показателями на протяжении всего жизненного цикла как самого этого комплекса, так и производимой им продукции.

Основные принципы экологического менеджмента:

Основные задачи экологического менеджмента:

Предметом экологического менеджмента являются: экономика природопользования, организационная структура, экологический маркетинг, экологическая политика, информация, экологическая и корпоративная культура, мотивация, взаимодействие с общественностью и другие составные части системы управления.

Принципы устойчивого развития должны включаться в экологическую стратегию развития предприятий и государственную экологическую политику на долгосрочную перспективу. В Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию (утверждена приказом Президента 1.04.96г. № 440) определены следующие основные критерии:

  1. Выгода от экологически значимой хозяйственной деятельности не должна быть меньше вызванного ею ущерба.

  2. Экологические затраты и выгоды должны иметь свою стоимость.

  3. Ущерб окружающей среде должен быть минимальным, как это может быть разумно достигнуто с учетом экономических и социальных факторов.

  4. Предотвращение необратимых процессов.

  5. Ограничение использования возобновляемых благ уровнем обеспечения их устойчивости или учет издержек; замещение этих благ с помощью «компенсационных проектов».

  6. Использование реальных «зеленых» цен.

В основе экологического менеджмента должны лежать принципы экоэффективности и экосправедливости. Принципы экосправедливости должны проявляться в осознании руководством предприятия моральной ответственности за отрицательное воздействие на окружающую среду и нерациональное использование природных ресурсов.


  1. Стандарты по экологическому менеджменту.

1 Британский стандарт в области систем экологиче-

ского менеджмента BS 7750

В 1992 году в Великобритании был принят первый в Мире

стандарт в области систем экологического менеджмента BS 7750,

подготовленный и выпущенный Британским Институтом Стан-

дартизации.

Характерной особенностью этого стандарта является то, что

он не предписывает и не определяет конкретных требований к

природоохранной деятельности предприятия, но содержит реко-

мендации, полезные для создания эффективной системы эколо-

гического менеджмента и для развития экологического аудиро-

вания. Это, в свою очередь, приводит к улучшению экологиче-

ских характеристик деятельности организации в целом и к улуч-

шению состояния окружающей среды. Таким образом, этот стан-

дарт оказывает косвенное позитивное воздействие на состояние

окружающей среды.

Стандарт BS 7750 предполагает следующие стадии разра-

ботки и внедрения системы экологического менеджмента на

предприятиях:

? Предварительный обзор ситуации. На этой стадии необходимо

определить все экологические нормативные требования,

предъявляемые к деятельности предприятия, и установить, ка-

кие элементы экологического менеджмента уже существуют

на данном объекте.

? Разработка заявления об экологической политике, которое бы

охватывало все аспекты деятельности предприятия и его про-

дукцию.

? Определение структуры распределения обязанностей и ответ-

ственности в системе экологического менеджмента.

? Оценка степени воздействия предприятия на окружающую

среду. Эта оценка включает составление перечня действующих

нормативов, перечня характеристик выбросов в атмосферу и

сбросов в водные экосистемы, перечня характеристик разме-

щаемых отходов, а также описание аспектов воздействия на

окружающую среду предприятий-поставщиков.

? Разработка экологических целей и задач предприятия.

? Определение тех стадий производства и видов деятельности,

реализованных на предприятии, которые могут оказать суще-

ственное негативное воздействие на окружающую среду, и

разработка системы контроля этих стадий и видов деятельно-

сти.

? Разработка программы экологического менеджмента, назначе-

ние ответственного за ее выполнение старшего менеджера.

Программа должна быть составлена таким образом, чтобы

учитывались не только нынешние, но и все прошлые виды дея-

тельности предприятия, а также вероятное воздействие на ок-

ружающую среду жизненного цикла новых видов продукции.

? Разработка и выпуск детального руководства, которое позво-

ляло бы аудитору системы экологического менеджмента опре-

делить, что система экологического менеджмента функциони-

рует нормально.

? Установление системы регистрации всех экологически значи-

мых событий, видов деятельности и т.п., например, записи

случаев нарушения требований экологической политики, опи-

сания предпринятых для улучшения ситуации мер, отчетов по

итогам инспекции и текущего контроля.

? Аудиты. BS 7750 включает описание процедуры аудирования

и детализирует требования к аудиторскому плану. В стандар-

тах BS 7750 под аудированием понимается систематическая

оценка, предпринимаемая с тем, чтобы определить, согласует-

ся ли функционирование системы экологического менеджмен-

та с запланированными целями, задачами, структурой и т.п.,

является ли внедренная ли система экологического менедж-

мента эффективной и отвечающей требованиям экологической

политики предприятия.

2 Серия международных стандартов систем экологиче-

ского менеджмента ISO 14000

Решение о разработке серии международных стандартов в

области систем экологического менеджмента явилось результа-

том Уругвайского раунда переговоров по Всемирному торговому

соглашению и встречи на высшем уровне по окружающей среде и

развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 году. Разработку новых стан-

дартов поручили Международной организации стандартизации

(ISO). Новая серия стандартов получила название ISO 14000.

16

Стандарты ISO 14000 разрабатываются с учетом уже зарекомен-

довавших себя международных стандартов по системам менедж-

мента качества продукции ISO 9000.

Основным предметом ISO 14000 является система экологиче-

ского менеджмента.

Важным аспектом является то, что система стандартов ISO

14000 ориентирована не на количественные параметры и не на

технологии. Основным положением стандартов является то, что

организация в специальном документе должна объявить о своем

стремлении соответствовать национальным стандартам в области

охраны окружающей среды. Такой характер стандартов обуслов-

лен тем, что ISO 14000 как международные стандарты не должны

вторгаться в сферу действий национальных нормативов. Предпо-

лагается, что система стандартов будет обеспечивать уменьшение

неблагоприятных воздействий на окружающую среду на трех

уровнях:

? Организационном – через улучшение экологического "пове-

дения" корпораций.

? Национальном – через создание существенного дополнения

к национальной нормативной базе и компонента государст-

венной экологической политики.

? Международном – через улучшение условий международ-

ной торговли.

? Документы, входящие в систему, можно условно разделить

на три основные группы:

? принципы создания и использования систем экологического

менеджмента;

? инструменты экологического контроля и оценки;

? стандарты, ориентированные на продукцию.

? В трех названных областях разработаны и разрабатываются

следующие документы (табл.1):

Центральным документом стандарта считается ISO 14001 –

«Спецификации и руководство по использованию систем эколо-

гического менеджмента». В отличие от остальных документов,

все его требования являются "аудируемыми". Соответствие или

несоответствие им конкретной организации может быть установ-

лено с высокой степенью точности. Именно соответствие стан-

дарту ISO 14001 и является предметом формальной экологиче-

ской сертификации.

Все остальные документы серии ISO 14000 рассматривают-

ся как вспомогательные.

Стандарт ISO 14001 не содержит никаких "абсолютных"

требований к воздействию организации на окружающую среду,

за исключением того, что организация в специальном документе

должна объявить о своем стремлении соответствовать нацио-

нальным экологическим стандартам.

  1. Основные элементы системы экологического менеджмента по ИСО 14000.

  1. Организация должна выработать экологическую политику – специальный документ о намерениях и принципах организации, который должен служить основой для действий организации и определения экологических целей и задач (см. ниже). Экологическая политика должна соответствовать масштабу, природе и экологическим воздействиям, создаваемым деятельностью, продуктами и услугами компании. Экологическая политика, среди прочих, должна содержать заявления о стремлении к соответствию нормативам, а также к «постоянному улучшению» (continual improvement) системы экологического менеджмента и к «предотвращению загрязнений» (pollution prevention). Документ должен быть доведен до сведения всех сотрудников организации и быть доступным общественности.

  2. Организация должна выработать и соблюдать процедуры для определения значимых воздействий на окружающую среду (отметим, что здесь и в других местах стандарт говорит о воздействиях, связанных не только непосредственно с деятельностью организации, но и с ее продуктами и услугами). Организация должна также систематически учесть все законодательные требования, связанные с экологическими аспектами ее деятельности, продуктов и услуг, а также требования другой природы (например отраслевые кодексы).

  3. С учетом значимых экологических воздействий, законодательных и других требований организация должна выработать экологические цели и задачи. Цели и задачи должны быть по возможности количественными. Они основываются на экологической политике («включая осознание необходимости или приверженность предотвращению загрязнений») и определяются для каждой функции (области деятельности) и уровня организации. При их формулировке должны также приниматься во внимание взгляды «заинтересованных сторон» (под которыми понимаются любые группы и граждане, чьи интересы затрагиваются экологическими аспектами деятельности предприятия, или озабоченные этими аспектами).

  4. Для достижения поставленных целей организация должна выработать программу экологического менеджмента, в которой определяются ответственные, средства и сроки для достижения целей и задач.

  5. В организации должна быть определена соответствующая структура ответственности. Для обеспечения работы этой системы выделяются достаточные человеческие, технологические и финансовые ресурсы. Должен быть назначен ответственный за работу системы экологического менеджмента на уровне организации, в обязанности которого входит периодически докладывать руководству о работе EMS.

  6. Должен выполняться ряд требований по обучению персонала, а также по подготовке к нештатным ситуациям.

  7. Организация должна осуществлять мониторинг или измерение основных параметров той деятельности, которая может оказывать существенное воздействие на окружающую среду. Устанавливаются процедуры для периодической проверки соответствия действующим законодательным и другим требованиям.

  8. Должен проводиться периодический аудит системы экологического менеджмента с целью выяснения, соответствует ли она критериям, установленным организацией, а также требованиям стандарта ISO 14001, внедрена ли и работает ли она надлежащим образом. Аудит может проводиться как самой компанией, так и внешней стороной. Результаты аудита докладываются руководству компании.

  9. Руководство организации должно периодически рассматривать работу системы экологического менеджмента с точки зрения ее адекватности и эффективности.




  1. Оценка исходной экологической ситуации на промышленных предприятиях.

. Для этого необходимо провести независимую оценку деятельности организации с учетом требований стандартов СЭМ, природоохранного законодательства и нормативных актов, а также характеристик воздействия на окружающую среду организации и возможностей по реализации подходов предотвращения загрязнения. Для этого должна быть сформирована группа разносторонне подготовленных специалистов организации (с возможным привлечением сторонних экспертов) и обеспечена независимость их работы, или группа консультантов при поддержке представителей организации.

В случае, если организацией уже принято решение о самостоятельном внедрении СЭМ, ОИС могут провести специалисты группы экологического менеджмента (о ее формировании см. раздел 6.2.6). Если организация осуществляет работы при поддержке консультанта, активное вовлечение специалистов группы в работу консультантов по ОИС будет также чрезвычайно полезным. При этом, если на этапе ОИС ставится цель выявления всех экологических аспектов, полного анализа соответствия законодательству и соответствия требованиям внедряемого стандарта, участие специалистов предприятия становится фактически обязательным, поскольку в этом случае в ходе ОИС собирается значительная доля информации для внедрения СЭМ.

ОИС рассматривает организацию (в границах, соответствующих наибольшей предполагаемой области охвата СЭМ) и ее взаимодействие с окружающей средой, включая влияние и предпочтения заинтересованных сторон, внешние требования, в том числе законодательные и нормативные, воздействие на окружающую среду продукции и услуг организации. Таким образом, в рамках ОИС, например, возможна В ходе ОИС создаются основы для реализации многих элементов СЭМ. Однако ОИС не ставит задачей полностью подготовить материалы для создания СЭМ: цель ОИС состоит в подготовке материалов для решения о внедрении СЭМ и планировании процесса внедрения.

Ниже приведена общая последовательность действий при проведении ОИС:

1. Определение области проведения ОИС:

2. Изучение документации:

3. Посещение площадки:

4. Анализ и представление информации:

Результаты ОИС представляются в качестве отчета, в который должны войти краткое изложение результатов и рекомендаций для руководства, полный анализ и изложение рекомендаций, включая необходимые свидетельства и обосновывающие данные, а также заполненные анкеты и опросные листы. В дальнейшем материалы ОИС должны стать основой для Разработки элементов СЭМ, а заполненные анкеты и другие документальные материалы будут свидетельствовать о прогрессе организации.

Критерии осуществления

Информация, достаточная для принятия решения о внедрении СЭМ или определения приоритетов и направлений усилий при внедрении СЭМ:

Информация о действующей системе управления, достаточная для:



  1. Экологическая политика предприятия.

Экологической политикой предприятия (организации) является заявление предприятия о своих намерениях и принципах, связанных с ее общей экологической эффективностью, которое служит основанием для действия и для установления целевых и плановых показателей. Определяет экологическую политику предприятия его высшее руководство. Высшее руководство может состоять из отдельного лица или группы лиц, несущих административную ответственность за организацию [4].

1. Обязательства и политика. Предприятие должно определить свою экологическую политику и принять на себя обязательства в отношении системы управления окружающей средой. При этом начать следует с того, что приносит очевидную пользу, например, с ограничения первопричин, приводящих к ответственности за нарушение, или с более эффективного использования сырьевых ресурсов и материалов.

Экологическая политика должна отражать обязательства высшего руководства соблюдать применяемые законы и постоянно улучшать систему управления окружающей средой. Политика создает основу, с помощью которой предприятие устанавливает свои целевые и плановые показатели. Политика должна быть достаточно четкой, чтобы ее могли понять внутренние и внешние заинтересованные стороны; она должна периодически анализироваться и пересматриваться, чтобы отражать изменяющиеся условия и информацию. Область применения политики должна быть точно идентифицируемой.

2. Планирование. Предприятие должно разработать план реализации своей экологической политики. При этом элементы управления окружающей средой включают в себя: идентификацию экологических аспектов и связанных с ними воздействий на окружающую среду; требования законодательных актов; экологическую политику; внутренние и внешние критерии оценки экологической эффективности и т.д.

3. Реализация. С целью эффективной реализации предприятие должно создать возможности и разработать механизмы поддержки, необходимые для осуществления своей экологической политики и достижения целевых и плановых показателей. Для того чтобы достичь целевых показателей, предприятие должно нацелить на это своих сотрудников, системы, стратегию, ресурсы и структуру, разработать систему ответственности и отчетности.

4. Изменение и оценивание. Предприятие должно проводить измерение, контроль и оценку своей экологической эффективности. Одним из основных инструментов контроля является экологический аудит.

5. Анализ и улучшение. Предприятие должно анализировать и постоянно улучшать систему управления окружающей средой, чтобы повышать свою общую экологическую эффективность. Руководство предприятия должно через некоторые интервалы времени проводить анализ системы экологического менеджмента, чтобы гарантировать ее постоянную эффективность и соответствие существующим параметрам. Анализ должен быть широким, чтобы учесть степень влияния на окружающую среду всех видов деятельности, продукции или услуг данной организации, включая их воздействие на финансовую сторону деятельности и возможную конкурентоспособность.

  1. Планирование системы экологического менеджмента. Определение экологических аспектов. Установление соответствия требованиям законодательства и другим требованиям в области охраны окружающей среды.

 

 Общие положения

 Элементы системы управления окружающей средой, связанные с планированием, включают в себя:

- идентификацию экологических аспектов и оценку связанных с ними воздействий на окружающую среду;

- требования законодательных актов;

- экологическую политику;

- внутренние критерии экологической эффективности;

- целевые и плановые экологические показатели;

- планы действий по охране окружающей среды и программы управления ею.

 Идентификация экологических аспектов и оценка связанных с ними воздействий на окружающую среду

 Политика организации, ее целевые и плановые экологические показатели должны быть основаны на знании экологических аспектов и значительных воздействий на окружающую среду, связанных с деятельностью, продукцией или услугами этой организации. Такой подход может гарантировать, что при установлении целевых экологических показателей значительные воздействия на окружающую среду, связанные с этими аспектами, будут приняты во внимание.

Идентификация экологических аспектов является постоянным процессом, который определяет прошлое, настоящее и потенциально возможное (положительное или отрицательное) воздействие деятельности организации на окружающую среду. Этот процесс также предусматривает идентификацию потенциального воздействия на организацию, оказываемого регламентными требованиями, требованиями законодательных актов и требованиями бизнеса. Он также может охватывать идентификацию воздействия на здоровье и безопасность, а также оценку экологического риска.
  1   2   3   4   5


Организация экоуправления на предприятии. Типы и виды структурных подразделений, занимающихся вопросами экологии
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации