Дубровина Т.И. лекция по ФФН - файл n1.doc

Дубровина Т.И. лекция по ФФН
скачать (86 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc86kb.19.09.2012 00:11скачать

n1.doc

ФФН( фонетико- фонематическое недоразвитие) . Пути его преодоления. 1)Проблема преодоления ФФН у дошкольников. Современные взгляды и подходы.

2) Развитие фонематического восприятия в норме. Приёмы обследования фонематических процессов.

3) Психолого-педагогическая характеристика детей с ФФН ( описание структуры дефекта)

4) Этапы и соединение логопедической работы по преодолению ФФН у дошкольников.

Содержание периода обучения :

а) 1

б) 2

в) 3

1) ФФН – нарушение процесса фонема образования у детей с различными речевыми расстройствами, в результате артикуляционных или фонематических их нарушений.

ФФН может быть у детей с дислалией ( чаще сложной – полиморфной), фонетико- фонематической или артикуляционной, фонематической её формой, с дизартрией ( со стёртой дизартрией), ринолалией.

При ФФН нарушается звукопроизношение и различение фонем ( дифференциация фонем) схожих по акустико- артикуляционным признакам . Свистящие и шипящие и их аффрикаты, сонорных звуков, звонких и глухих, твёрдых гласных и согласных в норме. К 6 годам заканчивается процесс фонема образования. К 5 годам дети овладевают правильным звукопроизношением.

Данной проблемой занимались:

Р.Е. Левина, её ученики ,последователи: Т.Б.Филичева, Чиркина, Галина Амосовна Каше, Спирова, Никашина, Эльконин, В.И. Бельтюков, Швачкин и многие другие.

Проблема преодоления ФФН у детей в дошкольном возрасте является и остаётся актуальной проблемой т.к. позволяет своевременно решить вопрос предупреждения нарушения письма и чтения у детей в период школьного возраста.

Профессором Левиной и её учениками была доказана тесная взаимосвязь между нарушениями устной и письменной речи ( дисграфия и дислексия). Такой же позиции придерживались учёные Украины , Эстонии и другие зарубежные страны.

В основе фонематического восприятия лежит фонематический слух – это способность различать на слух фонемы родного языка.

Ошибки на письме связанные с недостатками устной речи:

1)Фонетические ошибки, вызванные неправильным произношением и не достаточным различением звуков, близких по артикуляционным и акустическим признакам.

Пример: Читают ( вместо считают), что корщины уносят теплят. Многие корщины питаются мишами и сусликами. Ката ( Катя), Сорна ( зёрна)

В процессе формирования речи дети дошкольного возраста постепенно , наряду с формированием правильного произношения усваивают навык различения фонем. В норме процесс заканчивается к 6 годам, дети правильно произносят все звуки. При отклонении в формировании речи процесс усвоения фонем задерживается. В связи с этим ребёнок не усваивает звукового состава слова ( что приводит к замене букв на письме – гласных и согласных )

2) Связанные с нарушением слоговой структуры и звуко наполняемости слова – это пропуски и перестановки слогов , букв, раздельное написания слова ( например, сидит- сит, книга- кинга, брат- барт )

3) Ошибки связанные с недостатками формирования лексико-грамматических средств языка (ОНР) :

Вывод: причины подобных ошибок на письме является ОНР и ФФН. На основании сделанных ею выводов Р.Е.Левиной была выдвинута идея предупредительного подхода к детям дошкольного возраста , которая была реализована в открытии логопедических групп для этой категории детей с ФФН и ОНР.

Конец 60-х годов Левиной была разработана психолого- педагогическая классификация для дошкольников , согласно которой выделяются группы детей с ФФН и ОНР, а также с заиканием.

В 20-х годах был издан указ об открытии и функционировании для детей с логопедическими проблемами речи. Далее на основании приказа № 36 было разработано типовое положение на основе которого открывались и функционировали логопедические группы и по настоящее время , на основании отбора и комплектования логопедических групп, которые записываются в ПМПК лежит в основе типовое положение возможно со значимыми нарушениями, группы с ОНР,ФФН, заикания. К этому времени были разработаны программы коррекционного обучения по преодолению ФФН у дошкольников, для детей старшей и подготовительных групп. Для старшей группы Галина Амосовна Каше ( исправление недостатков речи у дошкольников». Для подготовки подготовительной группе к школе с недостатками речи.

В типовом положении прописаны возраст зачисления детей ( для ФФН к 5-6 годам), срок обучения, наполняемость групп, программа коррекционного обучения.

Таким образом, ФФН устраняется в условиях логопедической группы детского сада ( 5-6 лет)

2) Развитие фонематического восприятия в норме.

К изучению закономерностей овладения детьми звуковой системы языка занимались такие учёные, как : Гвоздев, Эльконин, Бельтюков, Швачкин, Салахова и многие другие.

Учёные утверждают, что для усвоения фонетической стороны языка для ребёнка необходимо не только сохранный физический ( биологический ) слух, не только подготовленность речевого аппарата , но и умение слышать и слушать , различать правильное и неправильное произношение как своей, так и чужой речи, а также контролировать собственную речь.

Ребёнок должен тонко дифференцировать все фонемы родного языка. Хорошо развитый фонематический слух в сочетании с артикуляционными упражнениями способствует более быстрому усвоению. Восприятия звуков у детей формируется в определённой последовательности.

Такие учёные : Швачкин, Пулько подчёркивали, что процесс восприятия в норме у ребёнка формируется очень рано.

Р.К. Гулько в своей работе описывает первые проявления речи в возрасте трех лет . Это восприятие основано на зрительном впечатлении ( глазное общение) .Ребёнок внимательно всматривается в артикуляцию.

В 4 месяца ребёнок остро реагирует на человеческий голос, он прислушивается к окружающему и стремится повернуть головку к источнику голоса. Постепенно ( после 9 месяцев) ребёнок улавливает мелодико- интонационный рисунок.

Швачкин в своей работе «развитие фонематического восприятия в раннем возрасте» пишет , что при инструкции хлопать в ладоши «тут-тук» , дети давали аналогичную реакцию на «стук-стук», если была схожа интонация. Это период до фонемного развития восприятия. Ребёнок ещё не воспринимает отдельные фонемы, а опирается на интонационный ритмический рисунок слова.

На втором году жизни различение самих фонем и большую роль играет сохранность физический слух т.к. в процессе формирования речи ребёнок не просто слышит речь окружающего, но и пытается ей подражать. Поэтому в зависимости у ребёнка сохранен физический слух и развит фонематический слух, у ребёнка будет наблюдаться ускоренный или запоздалый темп речевого развития.

В возрасте трёх лет дети с нормальным развитием различают правильное и неправильное произношение, особенно в чужой речи. При этом, в силу физических несовершенств артикуляционного аппарата сам произносить не может, но отдифференцировать может.

В возрасте 5-6 лет у ребёнка сформированы все фонемы родного языка, у детей сформирован навык различения фонем, что обеспечивает их к звуковому анализу и синтезу, а это является необходимым условием успешного овладения грамотой. Наибольшие сдвиги в развитии слуха наблюдаются 1,7- 1,8 месяцев. Поэтому считается, что у ребёнка к 2 годам первичный фонематический слух оказывается сформирован.

3 месяца –глазное общение

4 месяца реакция на голос

9-11 месяцев восприятие с опорой на интонацию.

К 5 годам у ребёнка формируется готовность к элементарным формам звукового анализа. Это выделение первого гласного и последнего согласного в слове. Это способность формируется спонтанно, без специального обучения, но при правильных педагогических условиях.

К 6-7 годам у ребёнка формируется фонематические представления, как способность выполнять операции анализа в умственном плане по представлению ( с помощью специального обучения)В младшем школьном возрасте идёт более сложные формы звукового анализа.

Приёмы обследования фонематического слуха

Фонематический слух – это тонкий систематизированный слух, который позволяет различать звуки и дифференцировать отличающиеся тонкими акустико артикуляционным смысловыми различными признаками.

Фонематический слух – это способность частично заложенная природой и частично развивающаяся в процессе общения со взрослыми. Способность развивается спонтанно при благоприятных условиях.

  1. Способность слышать заданный звук в слове.

  2. Способность различать значения похожих по звучанию слов ( фонетически сходных, но разных по значению, например, носок-песок; земля-змея)

  3. Способность различать слова паронимы, отличающиеся одним звуком ( аппозиционным звуком : уточка-удочка; усы-уши; мишка- мышка)

Фонематическое восприятие - это система умственных, интеллектуальных действий по звуковому анализу воспринимаемой речи. Фонемное восприятие реализуется через ряд операций звукового анализа слова. Сначала выделяются в звуковом потоке слово( определяющее наличие звука в слове), а потом уже анализ самого слова. Определение позиции , затем последовательности, количество звуков в слове.

Фонематическое восприятие- развитие умений анализировать речь и разлагать её на составляющие элементы. Развиваются на основе полноценного фонематического слуха.

Фонематические представления- это сложное умение, представляющее аналитическую деятельность, направленное на полную дифференциацию звуков, сопоставлению и обобщению звуков.

Приёмы обследования

  1. Различение слов паронимов

Инструкция: слушай и показывай или объясняй «что это». Ребёнку предлагается рассмотреть ряд картинок, названия которых отличается только одной парой аппозиционных звуков (рак-лак). Вы называете пару картинок ( угол-уголь, усы-уши)

  1. Узнавание заданного звука а ряду другого звука, слогов, слов.

Инструкция: Хлопни в ладоши, когда услышишь заданный звук. При подборе слов берутся слова с заданным и без заданного звука, звук должен быть в начале, середине и конце слова ( в разных позициях), подбираются слова со смежными согласными ( сумка, маска, пояс, мышка, мишка, тапки, санки).

Обследование звукопроизношения, дифференциации

То как ребёнок воспроизводит воспринятый на слух материал. Лексический материал включает сохранные звуки. Только нарушенная дифференциация звуков. С этой целью детям предлагается последовательность звуков, слогов, слов, включающих аппозиционные звуки. Всё проводится в игровой форме « кто самый внимательный? Слушай и повторяй : га-га-га» Образцы слов : угол- уголь, точка- дочка, койка – Колька, пыл- пыль, дом- ком, цапля- сабля. Отбор картинок в названиях которых есть заданный звук. Сначала логопед сам называет картинки, а затем ребёнок сам должен отобрать картинки. Самостоятельное придумывание слов заданным звукам.

  1. Психолого- педагогическая характеристика детей с ФФН

Характерной особенностью фонетической стороны речи при ФФН является не только неправильное произношение, но и перестановки, смешение, замены, пропуски звуков.

Признаки ФФН:

1)Замена звуков более простыми по артикуляции или схожих в акустическом отношении ( например, свистящие с – т,ш,ц ; ш – т,ф,с ; аффрикаты ц- тс,ч ; р – л, л`, р`, в, д, г.

2) Смешение звуков ( нестойкое употребление звуков) т.е. изолированно в простых случаях звукопроизношение правильно, а в спонтанной речи звук опускается, в результате образ неустойчив ,может привести к ошибкам на письме.

В ряде случаев непроизволен полностью процесс дифференциации звуков и часто звук является субститутом ( чайник- тяйник). Все эти трудности связаны с неустойчивым фонематическим восприятием. При обследовании выявляется , что дети испытывают трудности при воспроизведении ряда слогов с аппозиционными звуками, хотя допускают ошибки при выделении звуков и слогов. При определении наличия звуков в отборе картинок и придумывании слова, при выделении первого ударного гласного из слова, выделение последнего согласного в слове им практически недоступно. Это свидетельствует о низком уровне сформированности.

  1. Искажение произношения звуков. Количество неправильно произносимых звуков может достигать от 16 до 22.

Ранее выявление этого дефекта и своевременная проведённая коррекционная работа позволяет устранить не только неправильное звукопроизношение, искажение, замена, но и подготовить ребёнка к школе.

Некоторые из этих детей испытывают трудности при воспроизведении незнакомых слов, трудно по слоговой структуре и наполняемости ( аквариум, ткачиха, сковорода, троллейбус, физкультурники). В ряде случаев дети в употреблении сложных предлогов заменяют простыми. Допускают ошибки при согласовании числительного и существительного ( пять стулов, пять деревов, пять пень).В этом случае имеются на ряду с ФФН имеются элементы ОНР, которые выявляются при чательном обследовании на сложном лексическом материале. Эти дети также затрудняются в словообразовании ( деревья- деревы, пень-пенёв; уменьшительно ласкательных слов – Костя- Костюн- Косточка, лоб-лобёнок, локоть- локотёнок, деревце –деревко, ковёр- ковёрчик, гриб- грибёнок)



Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации