Семенов Н.Н. Теория и практика логистики - файл n1.rtf

приобрести
Семенов Н.Н. Теория и практика логистики
скачать (595.7 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.rtf596kb.18.09.2012 23:54скачать

n1.rtf



Гуманитарный институт
Н.Н. СЕМЕНОВ

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ЛОГИСТИКИ

Учебно-методическое пособие

Москва - 2010
ББК

С

Рекомендовано к изданию решением

Ученого совета Гуманитарного института

Р е ц е н з е н т :

В.М. Моргунов, доктор экономических наук, профессор,

главный научный сотрудник Института исследования

товародвижения и конъюнктуры оптового рынка
Семенов Н.Н.

Теория и практика логистики: Учебно-методическое пособие. – М.: Гуманитарный институт, 2010. - 37 с.

Издание предназначено для студентов экономического факультета Гуманитарного института всех форм обучения. Учебно-методическое пособие включает программу и краткий лекционный курс «Теория и практика логистики», контрольные вопросы и темы рефератов, библиографический список, а также приложение в виде иллюстративных материалов.

Гуманитарный институт, 2010

Н.Н. Семенов, 2010

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение ……………………………………………………………….. 4

Раздел 1. Основы логистики ……………………………………….. .6

Раздел 2. Закупочная логистика ……………………………………12

Раздел 3. Производственная логистика …………………………...14

Раздел 4. Распределительная логистика ………………………… 16

Раздел 5. Функциональные подсистемы логистики …………… 19

Раздел 6. Логистика ресурсосбережения …………………………. 21

Примерные темы рефератов ……………………………………… 25

Библиографический список ……………………………………….. 26


Приложение

(иллюстративные учебно-методические материалы) …………. 30
Введение

Настоящий учебный курс подготовлен в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования для гуманитарных специальностей и предназначен для студентов, обучающихся по специальности «Экономика». Программа курса построена с учетом подходов к преподаванию логистики, принятых в РЭУ им. Г.В. Плеханова, научных наработок Института исследования товародвижения и конъюнктуры оптового рынка (ИТКОР), материалов секции Логистики ВЭО России. Практические занятия предполагают сотворчество преподавателя с обучающимися и допускают дополнение классической формы семинаров «круглыми столами», тематическими дискуссиями, выполнением письменных работ (рефератов, аналитических обзоров и т.д.). Цель преподавания учебной дисциплины «Теория и практика логистики» заключается в формировании у студентов понимания необходимости единого управления сквозными материальными потоками и закреплении целостного восприятия всех интегрированных бизнес-процессов, характерных для современных хозяйствующих субъектов.

Логистика (от греч. Logistike – искусство рассуждать, вычислять) имеет длительную историю своего развития. Получившие в последнее время большое развитие логистические схемы и методы решения хозяйственных проблем не являются какими-то принципиально новыми организационно-экономическими подходами, а базируются на использовании хорошо известных принципов и механизмов. Задача сегодняшнего дня состоит в их эффективной модификации и рациональной адаптации к современным экономическим и технико-технологическим условиям. Настоящий курс рассматривает логистику как теорию и практику эффективного управления потоковыми процессами.
Раздел 1. Основы логистики

Весьма активное и широкое применение логистических методов управления бизнес-процессами в практической деятельности западных фирм первоначально основывалось на теории и практике так называемого «управления физическим распределением продукции» (physical distribution management). Управление физическим распределением продукции было ориентировано главным образом на потоки готовых изделий при их движении через многочисленные звенья распределительной сети. В процесс управления включались обычно следующие операции: транспортировка; перемещение материалов и готовой продукции в ходе обработки и сбыта; учет и выполнение заказов потребителей; контроль запасов; размещение производственных мощностей и складов.

Функции управления при таком подходе строились на основе тесной увязки сбытовых и производственных планов, графиков работы транспорта, связанных с движением готовых изделий в ходе сбытовых операций. Для выполнения таких скоординированных функций на предприятиях обычно создавался новый отдел управления распределением продукции, который был обязан обеспечить заданный уровень обслуживания потребителей, не допуская увеличения расходов на хранение и перемещение готовых изделий, на основе координации действий производственных и сбытовых звеньев. Структуры с централизованными отделами распределения продукции на уровне основных служб получили в свое время довольно большое распространение.

Широкое использование логистики было связано с достижениями в области информационно-коммуникационных технологий. Усилившаяся возможность сквозного мониторинга всех этапов товародвижения позволила четко определить огромные потери, возникающие в традиционных схемах управления материальными потоками. Явный экономический выигрыш, полученный от логистики, способствовал ориентации на развитие ее инструментария.

На смену теории physical distribution пришли комплексные логистические подходы, при которых материальный поток рассматривался как целостный объект управления. Некоторые экономисты связывают это с обострением сырьевого и энергетического кризисов, возникновением дефицита многих видов продукции в условиях постоянного роста цен, что вынудило специалистов в области управления материальными ресурсами обратиться к логистике как эффективной инновационно-ориентированной системе координации всех процессов товародвижения, начиная от процессов закупки необходимых сырья и материалов (снабжение) и кончая доставкой готовой продукции до конечного потребителя (сбыт).

Развитие бизнес-сферы обуславливает появление все новых взаимодополняющих логических систем и концепций. Логистическая система ERP (Enterprice Resource Planning) нацелена на оптимизацию планирования ресурсов предприятия, обеспечивающую повышение эффективности управления производством. Система MRP (Manufactory Resource Planning) и ее более поздняя модификация MRPII имеют целью модернизацию планирования бизнес-процессов, потребности в материалах, планирования производственных мощностей и т.д.

Концепция CRM (Customer Relationship Management) оптимизирует систему взаимодействия с клиентами на всех стадиях бизнес-контактов. Методология SCM (Supply Chain Management) ориентирована на управление цепочками поставок с обеспечением планирования и контроля потоков материалов, информации и финансов.
Логистические подходы обуславливают необходимость внедрения системы интегрированного управления и контроля за движением и использованием всей номенклатуры продукции, поступающей в производство, а также возникающих отходов и готовой продукции, доставляемой потребителю как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Важнейшей особенностью данного подхода является построение системы управления, при которой материальный поток не разделяется на несколько функциональных блоков (снабжение, производство, отходопотребление, сбыт), а рассматривается и управляется как единое целое.

В настоящее время инновационная логистика выступает важным фактором не только развития производства, организации материальных и информационных потоков, но и обеспечения интенсивного экономического роста на основе рационального использования ограниченных ресурсов, эффективного вовлечения в хозяйственный оборот отходов производства.

В условиях преодоления последствий финансово-экономического кризиса 2008-2010 годов российские бизнес-структуры стали уделять гораздо больше внимания поиску возможностей повышения устойчивости производства за счет совершенствования управления и оптимизации использования ресурсного потенциала. В этой ситуации объективно повышается роль инновационной логистики. С ее помощью могут решаться задачи по размещению производственных единиц, оптимизации закупок, сбыта, рациональному использованию вторичных ресурсов и др.

В качестве объекта управления в логистике признаются потоковые процессы (материальные, информационные, финансовые). Управление материальными потоками, включая потоки вторичных ресурсов , – процесс многосубъектный. Логистические подходы предполагают увязку возможностей и интересов всех участников процесса товародвижения, рассматриваемого в качестве целостной системы. Рационализация функций отдельных звеньев цепи или их совокупности по определенному алгоритму представляет собой сложную оптимизационную задачу.

Выделение функциональных областей логистики с учетом прохождения финансовых потоков и обратной информационной связи отражает рис.1.1.

Нередко логистика отождествляется с материальным менеджментом и определяется как центральная операционная функция в экономике бизнеса, включающая планирование, направление и контроль движения всех материалов и товаров, их менеджмент и системы информационного обеспечения.

Некоторые специалисты считают, что логистика - это планирование, организация и контролирование всех видов деятельности по перемещению и складированию, которые обеспечивают прохождение материального потока от пункта закупки сырья до пункта конечного потребления, и соответствующих информационных потоков.

С учетом различных точек зрения, вероятно, можно сказать, что логистика – это комплексная система оптимизации материального, информационного и финансового потоков, обеспечивающая доставку нужного товара, в нужном количестве, в нужном ассортименте, по нужной цене, в нужное время, в нужное место по оптимальным маршрутам и с минимальными затратами как внутри бизнес-структуры, так и вне ее.

Полное определение задач логистики может быть сделано на основе ее понимания как сочетания всех компонентов, способствующих эффективному соединению пространства и времени.


Области (этапы) хозяйственной деятельности компании

Снабжение

Производство

Сбыт







Информационные и финансовые потоки










Материальные потоки

(в т.ч. потоки вторичных ресурсов)







Управление закупками

Организация производства

Управление реализацией

Логистика снабжения («логистика на входе», логистика закупок)

Логистика производства (внутрипроизводственная логистика)

Логистика распределения (сбытовая логистика, «логистика на выходе»)

Рис. 1.1. Функциональные направления логистизации бизнес-процессов.

Логистизация управления потоковыми процессами увязывает технологические, организационные, экономические, экологические и другие возможности и интересы различных участников товародвижения. Таким образом, логистику вполне можно охарактеризовать, как философию и методологию бизнеса. При этом следует подчеркнуть, что логистика, являясь частью общей теории управления, выделяется из нее своей спецификой – управлением различными потоковыми процессами, имеющими пространственно-временную последовательность. В этом смысле, размышляя шире, вряд ли стоит ограничивать сферу эффективного использования логистики управлением исключительно товародвижением. В действительности объектом использования логистики, очевидно, может быть любая деятельность, где совокупность процессов или событий, а также их промежуточных результатов имеет альтернативную последовательность в пространстве и во времени, а следовательно, и многовариантность организации такой деятельности по определенным критериям. Важной особенностью логистики является ее способность не только управлять потоковыми процессами, но и обеспечивать выявление и реализацию скрытых, т. е. неиспользованных без ее применения резервов управления, главным образом в виде дополнительных доходов хозяйственных структур. Таким образом, достаточно очевидными становятся возможности и целесообразность использования логистики для решения задач ресурсосбережения, в частности для повышения уровня работы с отходами. Имея своей задачей оптимизацию потоковых процессов, логистическое воздействие должно оптимизировать и потоки вторичных ресурсов как элементы целостного материального потока с одновременным регулированием соответствующих информационных и финансовых потоков.

Рациональное, логистически настроенное структурное построение компании является непременным условием обеспечения оптимизации материальных потоков. Наиболее характерными свойствами инновационно-ориентированных логистических образований являются следующие: системность, синергизм и оптимальность.

Первое свойство - системность подчеркивает целостность материальных, информационных и финансовых потоков, подвергающихся логистическому воздействию в рамках управляемой системы. Второе - синергизм как одно из свойств логистических систем находит выражение в превышении эффективности функционирования системы в целом по сравнению с суммарной эффективностью отдельных ее частей. Третье свойство проявляется в оптимизационных решениях, принимаемых в рамках логистических систем и позволяющих сохранять устойчивость управления и улучшать возможность выбора правильного решения в сложной хозяйственной ситуации.
Контрольные вопросы:

  1. Каковы основные цели и задачи логистики ?

  2. В чем заключается основной принцип логистики ?

  3. Назовите базовые концепции логистики.

  4. Каковы основные функциональные направления логистизации бизнес-процессов?

  5. Перечислите основные свойства логистических образований

  6. Как логистика влияет на уровень ресурсосбережения?


Раздел 2. Закупочная логистика

(логистика «на входе», снабженческая логистика)

В современных условиях ни один хозяйствующий субъект не является самодостаточным, находясь в той или иной зависимости от сырья, материалов и услуг, предоставляемых другими организациями. Осуществление закупок – одна из ключевых функций любой организации. Закупочная логистика – это управление материальными потоками в процессе обеспечения хозяйствующего субъекта материальными ресурсами.

Целью закупочной логистики является удовлетворение потребностей предприятия с максимально возможной экономической эффективностью. Достижению этой цели способствует решение следующих основных задач: соблюдение обоснованных сроков закупки сырья, и комплектующих; обеспечение точного соответствия между количеством поставок и потребностями в них; обеспечение четкой адресности поставок. Компания должна получать необходимую по качеству и количеству продукцию в нужное время в нужном месте от надежного поставщика, своевременно отвечающего по своим обязательствам, с высоким сервисом (как до продажи, так и после нее) и по допустимой цене.

Отдел закупок является входным звеном в логистической системе, поэтому ошибки в деятельности этого отдела негативно сказываются на результатах работы других подразделений и организации в целом. Данный отдел должен систематически уточнять следующие позиции: номенклатура и объемы необходимых ресурсов; оптимальные сроки их поставки; территориальные характеристики поставок; возможности поставщиков; состояние складского потенциала; издержки на закупки.

Среди специализированных (базовых) логистических методов поставок следует выделить метод «точно в срок» («just-in-time») и метод «КANBAN». С помощью первого метода в результате частых поставок резко сокращаются производственные запасы, отпадает потребность в излишних складских помещениях. Второй метод разработан японскими специалистами и максимально точно учитывает потребности, возникающие на конечных этапах производства.

Ключевой проблемой логистики закупок является выбор поставщика. Значимость эффективных методов бизнес-партнерства особенно возросла в последние годы, что объясняется глобализацией экономики, последствиями мирового финансово-экономического кризиса, доступностью рынков, ограниченностью ресурсов, внедрением в бизнес новых информационных технологий. Эти факторы предполагают высокий уровень гибкости бизнеса для приспособления к быстрым изменениям.

Переход к логистическим принципам хозяйствования невозможен без создания новых партнерских отношений. Новые бизнес-связи не только выступают результатом серьезной структурной трансформации, но и сами являются средством логистически-ориентированных преобразований, которое должно активизировать бизнес-потенциал .

Учитывая нестабильность сегодняшнего посткризисного периода и специфику функционирующих сейчас организаций, поиск надежных хозяйственных партнеров сегодня является серьезнейшей проблемой. Выбору партнера должен предшествовать анализ следующих аспектов: сегмент рынка, занимаемый потенциальным партнером; состояние его материально-технической базы; уровень специализации фирмы и квалификации персонала; отношение к качеству своей продукции и собственному имиджу (торговой марке); длительность осуществления интересующих хозяйственных операций с учетом ретроспективных отзывов потребителей; финансовое положение (размер уставного фонда, платежеспособность, источники финансирования); принципы рыночного поведения и деловой этики; уровень сотрудничества с конкурентами.

Контрольные вопросы:

  1. В чем специфика закупочной логистики и ее значимость?

  2. Какое подразделение решает основные задачи закупочной логистики?

  3. Каковы основные критерии выбора потенциального поставщика?

Раздел 3. Производственная логистика

(логистика производства)

На своем пути от первичного источника сырья до конечного потребителя материальный поток проходит ряд производственных стадий. Управление потоковыми процессами на этих стадиях имеет свои особенности и называется логистикой производства.

Производственная логистика охватывает планирование, управление, координацию и контроль всех материальных и сопряженных с ними информационных потоков на пути от склада материалов до склада готовой продукции. Производственная логистика регулирует материально-техническое обеспечение производственного оборудования и обеспечивает внутрифирменную «передачу» ресурсов между подразделениями, контролирует внутрипроизводственный транспорт и промежуточное хранение материальных ресурсов.

Логистические системы, решающие задачи производственной логистики, называются внутрипроизводственными системами логистизации бизнес-процессов. Цель производственной логистики заключается в оптимизации материальных потоков внутри предприятия на основе точной синхронизации процесса производства и логистических операций во взаимосвязанных подразделениях.

Логистизация производства предполагает: минимизацию запасов; сокращение времени на проведение внутрифирменных транспортно-складских операций; предотвращение выпуска продукции, не имеющей реальных покупателей; устранение простоя оборудования; минимизацию брака и отходов; обеспечение рациональности внутризаводских перевозок.

Управление материальными потоками в рамках внутрипроизводственных логистических систем может осуществляться двумя основными способами: «толкающим» и «тянущим». Первый способ – это система организации производства, когда предметы труда, поступающие на производственный участок, непосредственно этим участком не заказываются. Материальный поток выталкивается получателю по сигналу, поступающему на передающее подразделение из центральной системы управления производством. «Толкающая» система контролирует выпуск продукции через основной план производства и с его учетом последовательно определяет рациональную величину запасов незавершенного производства. «Тянущая» система, наоборот, регулирует запасы незавершенного производства, в зависимости от которых регулирует выпуск продукции. «Тянущий» способ организации логистических процессов на производстве предполагает передачу деталей и полуфабрикатов на последующую технологическую стадию по ее запросу.

Слагаемые совокупного эффекта логистизации внутрипроизводственных процессов следующие: сокращается производственный цикл и минимизируются затраты; производство становится более ориентированным на рынок с усилением внимания к мелкосерийным заказам; улучшается качество продукции; сокращаются отходы и потери; минимизируются простои оборудования, что обеспечивается непременным наличием необходимых для работы материалов.

Контрольные вопросы:

  1. Каковы специфические цели и задачи производственной логистики?

  2. В чем отличие «тянущего» и «толкающего» подходов в логистизации производственных процессов?

  3. Какие факторы обеспечивают эффективность производственной логистики



Раздел 4. Распределительная логистика

(сбытовая логистика, логистика «на выходе»)

Сбытовая логистика обеспечивает наиболее рациональную организацию распределения готовой продукции. Прежде всего – это физическое продвижение продукции к потребителю. Главное в сбытовой логистике – оптимизация процесса физического распределения товаров от производителя к потребителю в соответствии с комплексом его запросов.

К задачам распределительной логистики относятся: планирование процесса реализации; организация получения и обработки заказов; развитие складской сети; выбор рациональных видов тары и упаковки; оптимизация решений о комплектации партий; организация отгрузки продукции; организация и контроль транспортировки по наиболее рациональным маршрутам с использованием наиболее адекватных видов транспорта (экспедирование); организация послереализационного обслуживания.

При выборе наиболее рациональной схемы распределения товаров необходимо четко представлять всю цепь прохождения продукции до конечного потребителя с учетом возможностей минимизации затрат времени и финансов.

Оперативно-сбытовая работа предполагает: разработку детализированных планов-графиков отгрузки готовой продукции потребителям; приемку готовой продукции от цехов предприятия и подготовку ее к отправке покупателям; организацию отгрузки с оформлением необходимых документов; мониторинг исполнения заказа.

Важным направлением развития распределительной логистики является совершенствование методов логистического взаимодействия производственных структур с компаниями-аутсорсерами в сфере реализации произведенной продукции.

Принципиальное значение для товаропроизводителей в плане сбыта, контроля над ценами и организации дистрибуции имеет стратегия организации продаж: доводить ли товары до конечного потребителя (розницы) или продавать их оптовым торговым компаниям? При продаже оптовым торговым компаниям полностью или частично теряется контроль над ценами конечных продаж и сервисом. В этой связи крупные предприятия стремятся создавать фирменные дистрибуторские сети для полного контроля над рынком своей продукции. Однако такой подход требует значительных затрат: в строительство и организацию складского хозяйства, транспортировку, грузопереработку, управление запасами и т.д. Многие зарубежные фирмы-производители поэтому предпочитают отдавать дистрибуцию сторонним подрядчикам – на аутсорсинг: 3PL- и 4PL-операторам, сохраняя за собой контроль над ценами и показателями качества логистического сервиса. В подобных ситуациях могут возникать конфликты интересов между предприятием-производителем и логистическими посредниками по поводу распределения ответственности, рисков, затрат и прибыли. Предупреждение этих конфликтов является задачей стратегического менеджмента.

К основным функциям логистического управления в сфере дистрибуции могут быть отнесены: формирование и постоянная оптимизация структуры распределительной сети (дистрибуторских каналов) с уточнением дислокации дистрибуторских центров (баз, складов) и других звеньев логистической распределительной сети; обеспечение стандартов качества логистического сервиса; организация экспедирования и транспортировки товаров, обеспечение сохранности груза, страхование рисков, таможенное оформление; управление запасами, складирование, хранение и грузопереработка товаров; оценка логистических издержек и мониторинг товарно-транспортных потоков.

Для товаропроизводителей аутсорсинг логистики распределения несет ряд неоспоримых преимуществ: сокращение объемов оборотных средств, замороженных в дебиторской задолженности; отсутствие необходимости инвестиций в собственную логистическую инфраструктуру на большой территории; возможность быстрого реагирования на интенсивный рост продаж; минимизация рисков потери или порчи товара; сокращение времени доведения продукции до потребителя и удобство работы с одним поставщиком всех необходимых услуг (таможня, доставка, складирование, сбыт, продвижение); увеличение точности планирования продаж и поступления денежных средств, высокий уровень сервиса.

Таким образом, аутсорсинг логистики позволяет промышленному предприятию сосредоточиться на маркетинге и производстве, т.е. на наиболее целесообразных для него центрах компетенции с повышением собственной конкурентоспособности, а также оптимизации своих издержек и инвестиций.

При построении логистических цепей необходимо определить рациональное соотношение между возможностями проведения логистических операций самим товаропроизводителем, деятельностью (объемами, направлениями) основного фирменного дистрибутора и функциями дополнительно привлекаемых сторонних логистических провайдеров-субподрядчиков. Условия минимизации совокупных издержек при реализации комплекса необходимых дистрибуторских операций с учетом возможного привлечения различных аутсорсеров можно отразить следующей формулой:

+ + min,

где:

i, l – количество операций, проводимых непосредственно товаропроизводителем с использованием собственных транспортных, складских и прочих возможностей;

j, m – количество операций, проводимых силами специализированной фирменной дистрибуторской структуры;

g, n – количество операций, проводимых привлекаемыми сторонними логистическими партнерами;

Vi, Vj, Vg – объемы работ соответственно по i–й, j-й, g-й операциям;

Ci, Cj, Cg – удельные издержки на единицу работ соответственно по i–й, j-й, g-й операциям.

В ходе формирования логистических цепей наряду с минимизацией издержек, разумеется, необходим комплексный учет факторов надежности, качества и скорости выполнения бизнес-операций.

Контрольные вопросы:

  1. Каковы ключевые задачи распределительной логистики, включая задачи оперативно-сбытовой деятельности?

  2. В чем преимущества взаимодействия с логистическими провайдерами-субподрядчиками (аутсорсерами)?

  3. Каковы основные критерии целесообразности формирования логистических распределительных цепей?

Раздел 5. Функциональные подсистемы логистики

Эффективное решение задач закупочной, производственной и распределительной логистики невозможно без развития специальных обеспечивающих логистических подсистем, среди которых выделяются: транспортная логистика; информационная логистика; логистика запасов и логистика складирования.

Транспортное обеспечение – одна из ключевых логистических функций, связанная с перемещением материальных ресурсов транспортными средствами по определенной технологии в цепи поставок , включая экспедирование, передачу прав собственности на груз, страхование рисков и другие процедуры. Благодаря транспортной поддержке логистический процесс товародвижения (начиная от поставщика сырья, включая различных посредников и заканчивая потребителем готовой продукции) формируется в единую технологическую сеть. Главным принципом транспортной логистики является оптимизация затрат времени, материальных и финансовых ресурсов, что достигается рационализацией выбора маршрутов, типов транспортных средств и масштабов грузоперевозок.

Управление различными потоками базируется на обработке сопряженной с этими потоками информации, инициирующей их и возникающей в ходе их движения. Информационное сопровождение логистики, или информационную логистику можно рассматривать во-первых, как функциональную область логистического менеджмента, а во-вторых, как систему, обеспечивающую информацией организацию с учетом логистических принципов (своевременность, точность, релевантность). Потоки информации являются связующими звеньями всех элементов логистической системы.

Логистика запасов рассматривает различные виды запасов в качестве формы существования материального потока (части материального потока,который имеет свои границы во времени и в пространстве). Задачей логистики запасов является оптимизация всех их видов. Логистические операции, заключающиеся в содержании запасов, обеспечении их сохранности, рациональном размещении, учете, систематическом обновлении, относятся к функциям складирования. Логистика складирования решает задачи оптимизация методов организации складского хозяйства, учета товаров и управления запасами с целью минимизации затрат, связанных со складированием и переработкой товаров. К основным аспектам складской логистики относятся: размещение складской сети; управление товарными запасами; рациональное складирование и подготовка грузов к поставкам; организация складских поставок. В итоге это обеспечивает ритмичность совместной работы различных внутрифирменных и внешних производственных и транспортных структур.

Контрольные вопросы:

  1. Какова роль транспортного обеспечения в логистизации бизнес-процессов?

  2. В чем значимость развития логистических информационных систем?

  3. Какие основные функции выполняет складирование в логистике?


Раздел 6. Логистика ресурсосбережения

Понятие «логистика ресурсосбережения» пока не введено в научный оборот. Категории этого направления логистизации бизнес процессов сегодня еще не проработаны и материалы заключительного (6) раздела представлены в дополнение к базовым разделам настоящего издания. Вместе с тем развитие научных подходов к решению проблем логистики во взаимосвязи с решением проблем ресурсосбережения представляется весьма актуальной, масштабной и значимой задачей. Данная позиция получила поддержку на Пятом Международном Логистическом Форуме , прошедшем при участии представителей Гуманитарного института. Очевидно, студентам, изучающим логистику, будет полезно ознакомиться с ее ресурсосберегающими аспектами, а ознакомившись принять участие в формировании новой научной школы.

Важным условием динамичного развития и повышения устойчивости бизнеса всегда считалось ресурсосбережение, рационализация использования материальных ресурсов. Объективная необходимость экономии материальных ресурсов обусловлена огромными масштабами их потребления и усложнением путей расширенного воспроизводства. Существенным аспектом ресурсосбережения является получение дополнительного эффекта не только в рамках отдельного хозяйственного звена, но и всей национальной экономики, а также обеспечение экологического и социального эффектов. В условиях преодоления последствий масштабного кризиса, требующих мобилизации всех резервов хозяйствования, задачи ресурсосбережения становятся еще более актуальными.

С прогрессом науки и техники растут инновационные предпосылки для развития ресурсосбережения. Крупные дополнительные возможности в этой области могут быть реализованы благодаря логистике. Сочетание назревшей потребности в рациональном использовании ресурсного потенциала в т.ч. отходов производства и возросшей возможности осуществления ресурсосберегающих мероприятий, представляет собой одну из основных особенностей современного процесса воспроизводства.

Ключевым логистическим принципом рационализации хозяйствования является восприятие всего материального потока как целостного объекта управления с интегрированной координацией всех процессов товародвижения, начиная от закупки необходимых материальных ресурсов, включая организацию производства и завершая доставкой готовой продукции потребителю. При этом на этапе производства (даже логистически отлаженного) часто неизбежным является образование отходов, последующее вовлечение которых в хозяйственный оборот еще очень мало увязано с инструментами логистики. О самой проблеме логистизации управления отходами пока еще говорится крайне мало.

Вместе с тем во многих бизнес-процессах образуются отходы, отличающиеся высокими сырьевыми свойствами. Данные ресурсы могут найти весьма результативное применение. Причем логистический инструментарий способен еще более повысить результативность использования отходов.

Необходимость оптимизации работы с потенциалом вторичных ресурсов привела к развитию концепции интегрированного управления отходами. Данная концепция призывает к сокращению источников отходов (сокращение ненужных выбросов до того, как они попадают в поток отходов), целесообразной переработке (возврат продукта в производственную цепочку), извлечению максимально возможной пользы от ресурсов (сжигание отходов для получениям энергии), безопасное захоронение отходов, которые не могут найти применения при современном уровне научно-технического развития. Основные положения концепции интегрированного управления отходами во многом совпадают с получающей все большее распространение за рубежом концепцией 3R (reduce – сокращение образования отходов, reuse - повторное использование отходов, recycle – переработка отходов в качестве вторичных ресурсов).

Результативность управления процессами, связанными с отходами на всех стадиях (каждой из «R»), очевидно, может быть существенно повышена за счет использования инструментов логистики. Логистизация хозяйствования, во-первых, способствует сокращению образования отходов, в частности, оптимизация сроков прохождения бизнес-процессов предупреждает порчу и потери материалов; во-вторых, логистически организованное производство предполагает повторное вовлечение во внутрихозяйственный оборот всех пригодных для использования ресурсов, а также рациональное внекорпоративное применение отходов, неизбежно образующихся, но не находящих применения в рамках данного бизнес-процесса. Таким образом, с учетом фактора логистизации работы с отходами представляется правомерным говорить о концепции 3LR, более точно отвечающей задачам и возможностям современного периода, по сравнению с изначальной концепцией 3R.

В терминологический аппарат логистики, очевидно, следует ввести специальное понятие «логистика ресурсосбережения» с подразделением его на целый ряд уточняющих категорий, включая «логистику отходов», в составе которой, в свою очередь, можно выделить «логистику отходообразования» и «логистику отходопотребления». В дальнейшем ,разумеется, потребуется детализированная проработка этих категорий, но само уточнение постановки проблемы уже приблизит ее решение. Представляется вполне обоснованным даже формирование специальной научной школы, которая на системной основе займется углубленной проработкой различных аспектов логистики ресурсосбережения.

Развитие логистики ресурсосбережения вполне отвечает задачам принятой мировым сообществом и поддержанной Россией «Концепции устойчивого развития», которая базируется на принципах трех «Э»: экологической целостности, экоэффективности экономической деятельности, экосправедливости. На основе этой триады сейчас разрабатываются национальные эколого-экономические концепции устойчивого развития (УР).

Имея своей задачей оптимизацию потоковых процессов, логистическое воздействие должно оптимизировать и потоки вторичных ресурсов как составных частей целостного материального потока с одновременным регулированием сопряженных информационных и финансовых потоков.

Вопросы эффективного использования отходов изучались многими отечественными и зарубежными специалистами. Большое количество работ посвящено проблемам логистизации потоков кондиционных материалов. И хотя оба эти направления научных исследований, безусловно, требуют многоплановых самостоятельных продолжений, очень важным является и их сопряжение, состыковка.

Оценивая роль отходов в крупномасштабном производстве, К.Маркс в свое время писал, что здесь «отходы получаются в столь значительных массах, что они сами становятся снова предметами торговли, а следовательно, новыми элементами производства» (23, с.91). С современных позиций представляется не только допустимым, но и необходимым дополнить высказывание классика положением о том, что, образуясь в огромных массах, отходы должны вновь становиться не просто предметами торговли и новыми элементами производства, но и объектами логистики (закупочной, производственной, сбытовой).

Логистическая система управления рациональным использованием вторичных материальных ресурсов, являясь составной частью логистической системы управления ресурсосбережением, должна носить многоуровневый характер и охватывать все стадии жизненного цикла отходов: выявление ресурсов; планирование сбора и использования, сбор и подготовку к потреблению или реализации; собственно полезное применение; реализацию на сторону; профилактику частичного уничтожения.

Эффект логистизации управления ресурсосбережением будет эффектом повышения уровня использования ресурсного потенциала на основе внедрения инновационных достижений в организацию бизнес-процессов, связанных с материалопотреблением. Будет обеспечиваться повышение фондоотдачи, экономия по элементам себестоимости выпускаемой продукции и снижение ее общей величины, рост прибыли и уровня рентабельности производства, что является особенно актуальным в условиях преодоления последствий финансово-экономического кризиса.

Примерные темы рефератов

  1. Логистизация бизнес-процессов как фактор повышения конкурентоспособности хозяйствующих субъектов

  2. Роль логистики в посткризисной экономике

  3. Развитие логистики условиях глобализации хозяйствования

  4. Особенности форм и методов логистического управления потоковыми процессами в конкретных организациях (отраслях, регионах)

  5. Современная специфика закупочной (производственной, распределительной) логистики

  6. Пути развития обеспечивающих подсистем (транспортной, информационной, складской) логистики

  7. Возможности использования логистических механизмов для повышения устойчивости бизнеса

  8. Логистика в интегрированных бизнес-группах

  9. Международная практика логистической координации экономических процессов

  10. Организационно-экономические аспекты логистики ресурсосбережения

  11. Взаимосвязь проблем логистики и материалосбережения

  12. Логистика отходообразования (отходопотребления)


Библиографический список

  1. Альбеков А.У., Митько О.А. Коммерческая логистика. – Ростов н/Д:Феникс, 2002.

  2. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятий: Учебник/Под ред. проф. Позднякова В. Я - М.: ИНФРА-М,2008,с.285-320.

  3. Артемов А.В., Брыкин А.В., Шумаев В.А. Трансформация промышленной политики и управления с учетом инновационно-логистических подходов: Монография – Н.Новгород: Изд-во «Университетская книга», 2008.

  4. Буров А.С. Конъюнктура мировых рынков товаров и услуг. Учебное пособие. – М.: Издательство «Экзамен», 2005, 160 с.

  5. Бухалков М.И. Планирование на предприятии: Учебник – 3-е изд. – М.: ИНФА-М, 2008.

  6. Гаджинский А.М. Логистика. – М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2002.

  7. Голиков Е.А. Маркетинг и логистика: Учебное пособие. – 2-е изд. – М.: ИД «Дашков и Ко», 2001.

  8. Гражданский Кодекс Российской Федерации. Части 1 и 2. - М.: Проспект, 1997.

  9. Дыбская В. Склад как элемент логистической системы. // РИСК 2000, №1-2, с 35-42.

  10. Зайцев Б.Ф., Агурбаш Н.Г., Ковалева Н.Н., Малютина О.А. Механизм создания российских региональных финансово-промышленных групп. – М.: 2000. – 160 с.

  11. Зырянов А., Синагатуллин Т. Логистизация распределительных систем: определения, оценка эффективности. // РИСК, 2009, №1, с.21-24.

  12. Инновационный менеджмент. Учебник. Под ред. проф. В.А.Швандара и проф. В.Я. Горфинкеля.М.: Вузовский учебник.– ВЗФЭИ, – 2004.

  13. Карнаухов С.Б. Логистические системы в экономике России. – М.: ООО «Фирма «Благовест-В », 2002. – 216 с.

  14. Карнаухов С.Б. Концепции логистики (системный анализ). – М.: Изд-во Рос. экон. академии, 2003 – 162 с.

  15. Карпова С.В. Международный маркетинг. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: Издательство «Экзамен», 2005.

  16. Коммерция и логистика: мемориальный сборник, посвященный 100-летию со для рождения доктора экономических наук, профессора А.А.Иотковского. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2004. – 279 с.

  17. Корпоративная логистика: 300 ответов на вопросы профессионалов: Учебник / Под ред. В.И. Сергеева. – М.: ИНФРА-М, 2004.

  18. Котлер Ф. Основы маркетинга. /Пер. с англ. - М. Прогресс, 1990.

  19. Крепкий Л.М. Организация коммерческого успеха. М., Экономика, 1999.

  20. Кузык Б.Н., Яковец Ю.В. Россия – 2050: стратегия инновационного прорыва. – М.: ЗАО Издательство «Экономика», 2004. – 632 с.

  21. Мазур И.И., Шапиро В.Д. Управление качеством. Под общ. Ред. Мазура И.И. – М.: Омега-Л, 2005

  22. Макмиллан У. Японская промышленная система. / Пер. с англ. - М., Прогресс, 1988.

  23. Маркс К. Капитал, т.3- Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.25.ч.1.

  24. Масленников В.В. Предпринимательские сети в бизнесе. - М.: Центр экономики и маркетинга, 1997.

  25. Методические рекомендации по организации взаимодействия участников рынка сельскохозяйственной продукции с субъектамими розничной и оптовой торговли. – М. Союз оптовых продовольственных рынков России. – 2009.

  26. Миротин Л.Б., Ташбаев Ы.Э. Логистика для предпринимателя: основные понятия, положения и процедуры. – М.: ИНФРА-М, 2002.

  27. Молокович А.Д. «Канбан» - японская система организации производства. // Машиностроитель, № 11, 1988.

  28. Монден Я. «Тойота»: Методы эффективного управления. – М.: Экономика, 1989.

  29. Морозов Ю.П. Инновационный менеджмент. М.: ЮНИТИ, 2000.

  30. Неруш Ю.М. Логистика. – М.: ЮНИТИ-Дана, 2000, 387 с.

  31. Новиков О.А., Семененко А.И. Производственно-коммерческая логистика. В 2 ч. – СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1993.

  32. Ольсевич Ю.А. Трансформация хозяйственных систем (сборник статей). - М.,: Институт экономики РАН, 1994.

  33. Омельченко И.Н., Коловов А.А., Ермаков А.Ю., Киреев А.В. Промышленная логистика. Логистико-ориентированное управление организационно-экономической устойчивостью промышленных предприятий в рыночной среде. – М.: МГТУ, 1997.

  34. Портер М. Международная конкуренция: Пер. с англ. / Под ред. В.Д.Щетинина. - М.: Международные отношения, 1993.

  35. Прокофьева Т.А., Лопаткин О.М. Логистика транспортно-распределительных систем: региональный аспект. – М.: РКонсульт, 2003.

  36. Проценко О.Д. Развитие логистики в России. Материалы международной научн. – практич. конференции: Логистика, менеджмент, маркетинг, коммерция: теория и практика. – Самара: Самарская гос. экон. академия, 2001, с. 46-49.

  37. Проценко И.О. Стратегическая логистика. – М.: Издательский дом «МЕЛАП», 2005.

  38. Пурлик В.М. Логистика торгово-посреднической деятельности - М.: Высшая школа, 1995, с.202.

  39. Родников А.Н. Логистика: Терминологический словарь. М.:Экономика, 1995.

  40. Россия в цифрах, 2010: Крат. стат. сб. / Росстат – М., 2010.

  41. Румянцева Е.Е. Новая экономическая энциклопедия. – М. ИНФРА-М, 2005.

  42. Савицкая Г.В.Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2002.

  43. Самуэльсон П. Экономика. - М.: МГП «Алгон», 1992.

  44. Семененко А.И. Предпринимательская логистика. В 2 ч. – СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1994.

  45. Сергеев В.И. Логистика в бизнесе. – М.: Инфра-М, 2001.

  46. Стаханов В.Н., Тамбовцев С.Н. Промышленная логистика.: Уч.пособие. – Изд 2-е, Изд-во «ПРИОР», 2000.

  47. Сток Дж.Р., Ламберт Д.М. Стратегическое управление логистикой. – М.: ИНФРА-М, 2005.

  48. Титюхин Н.Ф. Принятие решения, оптимального для аутсорсинга. // Логинфо, №11,2002, с. 38-45.

  49. Томпсон-мл., Артур А., Стрикленд III, А.Дж. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа, 12-е издание. Пер. с англ. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2003.

  50. Управление организацией. Учебник. Под ред. Л.Г.Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина. 2-е изд. перераб. и доп. М. : Инфра – М, 1998. – С.669.

  51. Хан Д. Планирование и контроль: концепция контроллинга: Пер. с нем. / Под ред. А.А.Турчака. - М.: Финансы и статистика, 1997.

  52. Хачатуров С.Е. Организация производственных систем (теоретиче-ское основание организационной науки). Тула, «Шар», 1996.

  53. Хейвуд Дж.Брайан. Аутсорсинг: в поисках конкурентных преимуществ. / Пер. с англ. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2002.

  54. Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: Учебник. ИНФРА-М, 2002.

  55. Шмелев Ю.М. Инновационно-технологическое развитие страны – решающий фактор повышения конкурентоспособности экономики//Инновации, №4, 2002.

  56. Шумпетер И. Теория экономического развития – М: Прогресс, 1982.

  57. Эклунд К. Наша экономика. – М.: Московская школа политических исследований, 2004.

  58. Экономика и организация рыночного хозяйства. / Под ред. Б.К.Злоби-на. М.: Экономика, 2000, 450 с.

  59. Эмерсон Г. Двенадцать принципов производительности, 2-е изд. М., Экономика, 1992.

  60. Энкельман Н. Путь к успеху. Пер. с нем. М., Экономика, 1992.

  61. Эти невероятные японцы (С.Н.Паркинсон, М.Растомджи, С.Сапре, В.Вахрушев). Принципы японского управления. М., ФОЗБ, 1992.

  62. Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика. - М.: Тандем, 1996.

  63. Янсен Ф. Эпоха инноваций: Пер. с англ. – М.:ИНФРА-М, 2002.


Рекомендуемые СМИ

Журналы: «Логинфо»; «Рынок, информация, снабжение конкуренция»
Приложение

Иллюстративные учебно-методические материалы

Логистизация бизнеса – это систематическая многоуровневая модернизация хозяйствования на основе инновационно-ориентированных концепций логистики, обеспечивающих оптимизацию всей совокупности потоковых процессов. Ключевой задачей логистической интеграции является повышение уровня координации сквозного материального потока на всех этапах его прохождения. Укрупненная схема логистической поддержки сквозного материального потока представлена на рис.П. 1.
Интегрированная производственно-сбытовая структура

Поставщики

Инфраструктура рынка

Конечные потребители

Снабжение (закупки)

Производственно-технологический цикл

Сбыт (распределение)

Внутри- межфирменная логическая поддержка сквозного материального потока
Система макрологистической поддержки бизнес-процессов


Рис.П. 1. Укрупненная схема логистической поддержки сквозного

материального потока.
Развитие логистических подходов в управлении интегрированными бизнес-процессами можно раскрыть на примере торгово-производственной группы «А».

Действующую систему регулирования материальных потоков и организации бизнес-партнеров в группе «А» отражает рис.П. 2.
Поставщики
1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.
Сторонние заказчики производственных услуг
1.

2.

3.
Головная компания

ООО «А»

(ключевая функция производство с его материально-техническим обеспечением)

Логистика закупок

Производст-венная логистика

Транспорт (партнеры)

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.
Потребители
1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.


Склады готовой продукции

Склад №1

Опт Москва

Координация процесса самовывоза

Склад №2

Сети

Организация доставки продукции до клиента

Розница

Доставка до клиента

Опт регионы

Координация процесса самовывоза


Рис. П. 2. Структурно-функциональная схема управления рассредоточенными материальными потоками и организации хозяйственных связей, действующая в бизнес-группе «А»


Сложившаяся практика регулирования хозяйственных процессов в бизнес-группе «А» предполагает, что головная структура группы - ООО «А», отвечающая прежде всего за стратегическое управление и производство основной продукции группы, выполняет логистические функции закупок сырья, тары и упаковочных материалов. Кроме того головная компания, осуществляет маркетинг рынка поставщиков и регулирование транспортно-складских операций на этапах, предшествующих функциям сбыта. Входящая в бизнес-группу дочерняя компания ООО «ТД «А» в качестве своей основной задачи имеет сбыт готовой продукции, а кроме того решает вопросы маркетинга спроса, планирования производства, регулирование транспортно-складских процессов на этапе реализации товаров.

Таким образом, сложившиеся в бизнес-группе «А» подходы предполагают постадийное рассредоточение функций логистического регулирования материальных потоков между различными структурами: ООО «А» - логистика закупок и производства; ООО «ТД «А» - распределительная логистика.

В итоге управление материальным потоком выступает не как скоординированное управление сквозным материальным потоком, а как достаточно автономное регулирование набора отдельных потоков, что является несовершенством действующей структуры и негативно сказывается на общих результатах функционирования бизнес-группы, не позволяя мобилизовать весь потенциал синергии интегрированного хозяйствования.

Структурно-функциональная модернизация системы управления экономическими процессами в бизнес-группе «А» на базе развития логистической координации сквозных материальных потоков, то есть управления движением потока на всех этапах как единым целом, приведет к снижению издержек производства и обращения, усилению синхронизации поставок с процессами производства и сбыта, повышению уровня пространственно-временной сопряженности функций всех участников бизнес-группы и их логистических партнеров.

В целях развития системы логистической поддержки интегрированной производственно-сбытовой деятельности в бизнес-группе «А», необходимо повышение уровня координации сквозных материальных потоков на основе модернизации структуры управления путем формирования и развития функций Единого логистического координационного центра (ЕЛКЦ), выполняющего функции головной (центральной) сводно-аналитической службы логистики. Возможная схема развития логистического управления материальными потоками в бизнес-группе «А» приведена на рис. П.3

Логистический подход к управлению закупочными, внутрипроизводственными и сбытовыми операциями, обеспечивающий скоординированное пространственно-временное и количественное регулирование материальных, финансовых и информационных потоков имеет целью минимизацию всех видов затрат на продвижение материальных ресурсов и готовой продукции на всех этапах, как внутри бизнес-группы, так и вне ее.

К основным направлениям развития системы логистической поддержки закупочных, внутрипроизводственных и сбытовых процессов должны быть отнесены следующие:

- постоянное уточнение договорной работы и корректировка состава поставщиков с учетом устойчивости их положения на рынке, надежности в выполнении обязательств, стиля хозяйственного поведения;

- расширение и укрепление методов взаимодействия с заказчиками на базе максимально точного выполнения согласованных ассортиментных количественных, временных и адресных условий

Перспективные (возможные) элементы структурно-функциональной модернизации бинес-группы «А» с учетом развития логистической координации сквозных материальных потоков

ООО «А» Головная компания (стратегическое управление бизнесом, закупки сырья и тары, маркетинг предложения, производство, регулирование транспортно-складских операций на досбытовых этапах хозяйствования)

Единый логистический координационный центр (ЕЛКЦ) – головная сводно-аналитическая служба логистики

Управление скоординированным движением экономических потоков, обеспечивающих поставки сырья (тары, упаковки), производство и сбыт продукции

логистика закупок и поставок с использованием детализированных графиков

логисти-зация производственных процессов

логистика сбытовой деятельности и доставки готовой продукции

Цели сквозной логистизации: снижение стоимостных издержек при обеспечении качества на основе комплексного определения точной потребности, оптимизации выбора бизнес-партнеров и сопряжения интересов участников логистической цепи; совершенствование договорных отношений и усиление пространственно-временной координации бизнес-процессов, включая максимальную синхронизацию поставок с процессами производства и сбыта

транспорт

склады

ООО «ТД «А» Дочерняя компания (маркетинг спроса, планирование производства, сбыт готовой продукции, регулирование транспортно-складских операций на этапе реализации товаров)

транспорт

склады


Рис. П. 3. Схема развития логистической организации потоковых процессов в интегрированной группе «А» с преодолением негативов постадийного рассредоточения функций логистического регулирования бизнеса.

поставок, развитие аутсорсинга и дополнительных логистических (в т.ч. транспортных, складских и сервисных) услуг;

- оперативное реагирование на все намечающиеся изменения рыночной конъюнктуры;

- повышение эффективности всех внутрикорпоративных отношений по поводу продвижения сквозного материального потока;

- рационализация величины всех категорий запасов, модернизацию системы складирования, совершенствование тары и упаковки;

- оптимизация состава и объема заказов, разработка наиболее рациональных схем и маршрутов перемещения грузов внутри складов и магистральным транспортом, унификацию транспортных средств.

Комплекс задач логистизации организационно-экономических процессов подразделениями бизнес-группы «А», может эффективнее решаться на основе развития информационно-аналитического, методического и управленческого обеспечения, осуществляемого Единым логистическим координационным центром – ЕЛКЦ.

ЕЛКЦ должен решать задачи координации и регулирования всех потоковых процессов в бизнес-группе «А» с целью их последовательной оптимизации во взаимодействии с логистами, более узкого профиля, непосредственно отвечающими за рациональность прохождения сквозного материального потока на конкретных этапах товародвижения. Наглядно этот методический принцип иллюстрирует рис.П. 4. Приведенная на рис.П.4. схема показывает, что ЕЛКЦ должен занимать ключевое положение в организации закупок, внутрикорпоративного товародвижения и доставки конечной продукции потребителю.


Маркетинговая функция

- прогнозирование и управление предложением и спросом;

- логистизация информационных потоков;

- мониторинг показателей и условий работы поставщиков и потребителей;

Сбытовая функция

- планирование и управление доставкой готовой продукции подразделениями ООО «ТД А»;

- мониторинг и управление запасами готовых товаров на складах и в распределительной сети ООО «ТД А»;

минимизация издержек по доставке;

Производственная функция

- логистическое управление материальным потоком в рамках производства в ООО «А»;

- минимизация производственных издержек

Снабженческая функция

- логистическое управление запасами бизнес-группы в целях обеспечения бесперебойного производства в ООО «А»;

- сокращение продвижения материального потока на этапе закупок
Единый логистический координационный центр – ЕЛКЦ (головная сводно-аналитическая служба логистика) бизнес-группы «А»

- единое информационное поле;

- непрерывность материального и информационного потоков;

- координация и взаимоувязка деятельности всех структурных звеньев бизнес-группы

Управление потребностью в материалах (логистика закупок)

Производственное планирование и реализация производственной программы (производственная логистика)

Управление респределе-нием продукции (логистика сбыта)
Рис.П. 4. Возможный механизм скоординированного функционирования систем управления закупками, производством и распределением в единой логистической сети бизнес-группы «А»

Его задачи более комплексные, по сравнению, с традиционными отделами снабжения и сбыта. Соответственно у него должны быть и более широкие полномочия. Создание ЕЛКЦ позволит на основе регулярного анализа логистических издержек, прогноза развития и оценки рисков обеспечивать сопряжение интересов различных участников бизнес-группы «А» и повышать результативность функционирования всех звеньев на основе большей ритмичности технологических процессов и оптимизации материалопотоков в целях минимизации затрат сырья, полуфабрикатов, готовой продукции в цепочке «поставщик -> производитель -> сбытовик ->потребитель». Синергетический эффект от консолидации усилий участников бизнес-группы «А» при помощи ЕЛКЦ будет значительно выше, чем до его создания.

ЕЛКЦ может стать стержневым элементом структуры бизнес-группы, вокруг которого будет организовываться деятельность производственных и непроизводственных подразделений интегрированной структуры. Это заключение можно сделать с учетом того, что задачи и зона влияния (ответственности) ЕЛКЦ распространяются не только на сферу управления сквозным материальным потоком, но и на сферу управления информацией. В ЕЛКЦ должен выполняться анализ информации, в т.ч. сводный и вырабатываться управленческие решения, направляемый конкретным функциональным исполнителям.
Н.Н. Семенов

Теория и практика логистики

Учебно-методическое пособие



Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации