Ответы на билеты по теории организации - файл n1.doc

приобрести
Ответы на билеты по теории организации
скачать (458 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc458kb.18.09.2012 23:49скачать

n1.doc

  1   2
«Теория организации»


  1. Объект и предмет теории организации

Теория организации – наука, которая изучает законы, закономерности, устройства, принципы формирования и развития организаций, сложных динамических систем, имеющих определенную цель.

Объект – организация

Термин организация носит как экономический, так и законодательных характер. (производственный (коммерческий) и потребительский (некоммерческий) кооператив).

  1. Законодательный характер: все юридические лица подразделяются на коммерческие и некоммерческие организации, в соотвествиии с Гражданским кодексом РФ.

  2. Экономический характер.

а) в производственном отношении: организация представляет собой технико-технологический комплекс, совокупность средств производства и технологических процессов, подобранных пропорционально по количеству и мощности в соответствии с видами выпускаемой продукции

б) в социальном отношении: организация выступает в качестве системы социальных групп и отношений между ними

в) в экономическом отношении: организация является основной единицей, где принимаются управленческие решения.

г) в информационном отношении: Задача организации состоит в обеспечении успешного прохождения информации по всем подразделениям и уровням.
2. Основные признаки и свойства организации

Признаки:

А) наличие не менее 2 человек, которые считают себя группой

Б) выражена общественно-полезная цель, которую принимают как общую все члены группы. Общественно полезная цель – миссия.

В) добровольное и осознанное направление трудовых действий – членов группы на достижение общей цели

Г) специфическое разделение труда (формальное и неформальное)

Д) наличие организационной культуры

Свойства:

  1. Целостность – наличие неких отношений, связей между работниками организации или подразделениями, которые удерживают организацию в целостном состоянии.

  2. Способность к самообучению и саморазвитию

  3. Способность выявлять и удовлетворять потребности




  1. Взаимосвязь теории организации со смежными науками

Определенная роль в развитии теории организации принадлежит науке об управлении.

Также теория организации взаимосвязана с такими науками, как психология, социология, социальная психология, антропология, юриспруденция, информатика.

  1. Вклад психологии в теорию организации проявляется в наибольшей мере через изучение и прогнозирование поведения индивидуума.

  2. Исследования в области социологии расширяют основы теории организации за счет изучения социальных систем, где индивидуумы исполняют свои определенные роли.

  3. Социальная психология отвечает на вопросы, возникающие в процессе функционирования организации, о том, как индивидуумы ведут себя в групповой деятельности и почему они ведут себя так, а не иначе.

  4. Вклад антропологии в теорию организации обусловлено тем, что эта отрасль знаний среди прочих проблем изучает функцию культуры общества, т.е. своеобразные механизмы отбора ценностей и норм прошлого.

  5. Непосредственное влияние на формирование ключевых разделов теории организации оказывают такие отрасли юридической науки как гражданское, трудовое, административное право.

  6. Информатика, как наука изучает законы, закономерности, методы, способы и средства реализации информационных процессов в организации.




  1. Эволюция взглядов на сущность и структуру организации. Школа научного управления.

Доминирующие факторы
1-ой половины 20 века

Ориентация научных школ

1. рост крупных организаций

1. законы и принципы построения организаций

2. развитие науки о человеке

2. разделение труда (функции, ответственность)

3. развитие точных наук

3. человеческие отношения, мотивы и стимулы

4. утверждение рыночных отношений

4. социальные системы




Доминирующие факторы

2-й половины 20 века

Ориентация научных школ

1. революция перемены в технологии

1. системный подход к управлению организации

2. сложность и наукоемкость производства

2. маркетинг

3. глобализация производства и рынков

3. реинжиниринг1

4. многообразие потребительского спроса

4. теория альянсов2

5. рост неопределенного развития и рисковых ситуаций




Школа научного управления

К разделам классической теории организации относятся: научное управление, теория организации и бюрократическая теория.

1. Научное управление: характерно для школ научного управления было систематическое использование стимулирования с целью заинтересовать работника в увеличении производства труда и объема производства. При этом:

А) предусматривалась возможность перерывов в производстве, в том числе и для отдыха.

Б) количество времени выделяемой для выполнения определенных заданий было реалистичным, что давало возможность руководству устанавливать нормы производства, которые были выполнимы и платить дополнительно тем, кто превышал эти нормы.

Признавалась важность отбора людей, которые соответствовали выполняемой работы. (Ф.Тейлор)

Основной недостаток системы Тейлора в том, что она была ориентирована на модель экономического человека, т.е. человека, у которого основным побуждающим к труду стимулом являются денежное вознаграждение.


  1. Эволюция взглядов на сущность и структуру организации. Классическая теория организации (школа управления)

К разделам классической теории организации относятся: научное управление, теория организации и бюрократическая теория.

(если что, см. 4-й вопрос)

Усилиями Ф. Тейлора, М. Вебера и А. Файоля был заложен фундамент так называемой «классической» теории организаций. Исходная идея «классической» теории звучит так: эффективная организация — это система, по­строенная на строго формальных принципах.

Целью школы было создание универсальных принципов управления, следование которым несомненно приведет организацию к успеху.

А.Файоль сформулировал следующие принципы управления:

А) разделение труда

Б) полномочия и ответственность (каждому работнику должны быть делегированы полномочия, достаточные для того, чтобы нести ответственность за выполняемые работы)

В) дисциплина

Г) порядок (рабочее место для кадого работника и каждый работник на своем рабочем месте)

Д) единоначалие (должен быть 1 непосредственный начальник)

Е) вознаграждение персонала

Ж) централизация (то, на каком уровне упревления принимаются решения)

Если решения принимаются на высшем уровне управления, то речь идет о централизации..

Если на среднем и высшем уровнях управления, то речь идет о децентрализации.

З) стабильность персонала

И) корпоративный дух


  1. Эволюция взглядов на сущность и структуру организации. Бюрократическая теория организации. (М.Вебер)

Вебер определял организацию, как совокупность социальных отношений, в которой управление осуществляется особой группой людей: руководителями или административным аппаратом, обладающими представительской властью.

Бюрократические организации характеризуются наличием вертикальной иерархии, основанной на административных методах управления.

Управление осуществляется с помощью предписаний по общим правилам. Прием на работу осуществляется по профессиональным качествам и образовательным характеристикам.

Денежное вознаграждение строго фиксировано и соответствует месту работника в иерархии.

Деловая карьера сотрудников зависит от выслуги лет. От работников требуется преданность служебному долгу, эмоциональная нейтральность в межличностных отношениях.

Должности в аппарате управления распределены на контрактной основе, с заранее оговоренными условиями.


7. Эволюция взглядов на сущность и структуру ор-ции. Современные направления теоретических разработок


Доминирующие факторы 1 половины 20 века

Ориентация научных школ

1. рост крупных организаций

1. законы и принципы построения организаций

2. развитие науки о человеке

2. разделение труда (функции, ответственность)

3. развитие точных наук

3. человеческие отношения, мотивы и стимулы

4. утверждение рыночных отношений

4. социальные системы




Доминирующие факторы 2 половины 20 века

Ориентация научных школ

1. революция перемены в технологии

1. системный подход к управлению организации

2. сложность и наукоемкость производства

2. маркетинг

3. глобализация производства и рынков

3. реинжиниринг

4. рост неопределенного развития и рисковых ситуация

4. теория альянсов

5. рост неопределенного развития и рисковых ситуаций





К разделам классической теории организации относятся: научное управление, теория организации и бюрократическая теория.

1. научное управление: характерно для школ научного управления. Было систематическое использование стимулирования с целью заинтересовать работника в увеличении производства труда и объема производства. При этом:

а) предусматривалась возможность перерывов в производстве, в том числе и для отдыха.

б) количество времени выделяемой для выполнения определенных заданий было реалистичным, что давало возможность руководству устанавливать нормы производства, которые были выполнимы и платить дополнительно тем, кто превышал эти нормы.

Признавалась важность отбора людей, которые соответствовали выполняемой работе (Ф.Тейлор).
2. Представители: А.Файоль. Целью школы было создание универсальных принципов управления, следование которым несомненно приведет организацию к успеху.

А.Файоль сформулировал следующие принципы управления:

а) разделение труда

б) полномочия и ответственность (каждому работнику должны быть делегированы полномочия, достаточные для того, чтобы нести ответственность за выполняемые работы

в) дисциплина

г) порядок (рабочее место для каждого работника и каждый работник на своем рабочем месте)

д) единоначалие (должен быть один непосредственный начальник)

е) вознаграждение персонала

ж) централизация (то, на каком уровне управления принимаются решения)

Если решения принимаются на высшем уровне управления, то речь идет о централизации.

Если на среднем и высшем уровне управления, то речь идет о децентрализации.

з) стабильность персонала

и) корпоративный дух

3. Бюрократическая теория организации (М.Вебер)

Он определял организацию, как совокупность социальных отношений, в которой управление осуществляется особой группой людей: руководителями или административным аппаратом, обладающими представительской властью.

Бюрократические организации характеризуются наличием вертикальной иерархии, основанной на административных методах управления.

Управление осуществляется с помощью предписаний по общим правилам. Прием на работу осуществляется по профессиональных качествам и образовательным характеристикам.

Денежное вознаграждение строго фиксировано и соответствует месту работника в иерархии.

Деловая карьера сотрудников зависит от выслуги лет. От работников требуется преданность служебному долгу, эмоциональная нейтральность в межличностных отношениях.

Должности в аппарате управления распределены на контрактной основе, с заранее оговоренными условиями.
СОВРЕМЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ТЕОРИИ ОРГАНИЗАЦИИ

1. Реинжиниринг (перестройка или перестройка на современной информационной или технологической основе организации производства и управления)

В рамках этого направления рассматриваются новые методы повышения эффективности, связанной с сокращением размеров и оптимизацией хозяйствующих субъектов.

Управленческий механизм фирмы настраивается на овладение рынком анализа его емкости, организации сбыта товаров, способы стимулирования продаж и т.д.

2. Теория альянсов

Новая корпоративная модель предусматривает расширение кооперации среди конкурентов, поставщиков и потребителей. Профессиональные знания и умения каждого партнера позволяют создавать более эффективную организацию.

Компании объединяются для того, чтобы использования специфические рыночные возможности, которые отдельно взятыми организациями не могут быть реализованы.
8. Понятие «система»
Под системой следует понимать совокупность взаимодействующих компонентов.

В наиболее общем виде под системой понимается совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых элементов, которые во взаимодействии с внешней средой всегда выступают как нечто единое целое, сохраняя свою качественную определенность.

Сущность системы определяется признаками:

1) целостность объекта, т.е.наличие неких отношений, связей между частями системы, которые удерживают их в целостном состоянии.

2) способность делиться на части (компоненты)

3) особое единство с внешней средой

Компоненты бывают 2 видов:

1) подсистемы

2) элементы

Подсистема - компонент, который сам состоит из частей

Элемент - компонент, который в рамках данной системы не может быть разделен на части, т.е. является неделимой единицей.

9. Параметры организации
Параметры организации: структурные (Служат средством описания внутренних характеристик организации. Они составляют основу для оценки и сравнения организации между собой.

контекстуальные (Характеризуют организацию в целом, включая ее размер, технологию, особенности внешней окружающей среды и цели. Описывают основную идею организации, от которой зависят ее структурны параметры и на которые она оказывает влияние.

Структурные параметры

1) формализованность организации - это то, насколько велик в ней поток письменной документации: описание технологий, должностные инструкции, постановления, внутренние руководства. Документы описывают поведение и виды деятельности.

2) специализация - это степень, в которой решение задач организации распределяются между работниками. Если специализация высока, каждый работник решает только узкий круг задач, если низка - круг задач шире. Иногда специализацию соотносят с разделением труда.

3) иерархия власти предписывает кто и перед кет должен отчитываться, а также сферу контроля каждого менеджера. Она отражает объем контроля (численность подчиненных, подотчетных руководителю). Если сфера контроля узка, изображение иерархии вытянуто по вертикали, если широка, она укорачивается.

4) централизация - это то, на каком уровне в иерархии принимаются решения.

Организационные решения - централизованные и децентрализованные, касаются приобретения оборудования, постановки целей, выбора поставщиков, установление цен, найма, работников и выбора рынков.

5) профессионализм - это степень формального образования и обученности сотрудников.

6) структура штата - это то, каким образом люди распределены по функциям и подразделениям организации.

Контекстуальные параметры

1) размер организации оценивается по численности ее сотрудников.

Если численность работников находится в пределах 100 человек, то организация относится к малому бизнесу - малое предприятие., до 15 человек - микропредприятие, от 101 до 250 человек - организация среднего бизнеса, от 250 человек - крупная организация.

2) организационная технология - это ее инструменты, методы и действия, используемые для преобразования ресурсов на входе в ресурсы на выходе.

Она показывает как организация в действительности производит товары и услуги и доводит до потребителей.

Окружающая среда - это все, что находится за пределами организации.

3) цели и стратегия организации определяют направление и прием конкурентной борьбы, отличающей ее от другой организации. Долгосрочные цели часто бывают прописаны в ее программных документах.

Стратегия представляет собой план действий, в соответствии с которым распределяются ресурсы и определяется способ взаимодействия со средой для достижения целей организации.

Цели и стратегия определяют масштабы деятельности и отношения с работниками, потребителями и конкурентами.

Организационная культура - это базовый набор ключевых ценностей, убеждений, суждений и норм, разделяемых работниками.

10. Системные принципы в управлении организацией

Системный подход в управлении основывается на том, что всякая организация представляет собой систему, состоящую из частей, каждая из которых обладает своими собственными целями (принцип эмерджентности).

Руководитель должен стремиться выявить и оценить взаимодействие все ее частей и объединить их на такой основе, которая позволит организации в целом эффективно достичь ее целей.

Ценность системного подхода для управления организацией можно понять, рассмотрев 2 аспекта работы руководителя:

1) руководитель стремится добиться суммарной эффективности работы всей организации и не допустить, чтобы частные интересы какого-либо элемента организации повредили общему успеху.

2) Он должен добиваться этого в условиях организационной среды, которая всегда создает противоречащие друг другу цели.

Организация как открытая система находится в двустороннем постоянном взаимодействии с внешней средой.

Организация собирает из внешней среды ряд ресурсов, перерабатывает и поставляет их обратно в виде товаров и услуг.

Открытость организации как системы обусловлена 2 причинами:

1) непрерывное выживание организации зависит от ее способности обеспечить поступление ресурсов из внешней среды, которые возмещает ресурсы, потребленные в процессе переработки.

2) непрерывное поддержание организацией своего социального статуса.

Последнее требование обусловлено тем, что в дополнение к своим товарам и услугам организация оказывает побочное воздействие на окружающую среду и общество. Например, загрязнение атмосферы, забастовки рабочих и т.д.
Вопрос 11

Традиционный и системный подходы используют и анализ (разделение целого на части) и синтез (объединение частей в целое).

Различия заключаются в сочетании последовательностей этих методов.

Традиционный подход содержит следующую последовательность этапов:

1) разделение (анализ) того, что предстоит объяснить

2) объяснение свойств частей, взятых по отдельности

3) объединение (синтез) этих объяснений в объяснении целого

В системном подходе можно выделить можно выделить 3 ступени:

1) определение целого (системы), частью которого является исследуемый объект

2) объяснение свойств этого целого

3) объяснение свойств исследуемого объекта с точки зрения его функций в этом целом, частью которого он является.

т.е. при системном подходе синтез предшествует анализу

Различия между этими подходами основаны также на следующем свойстве системности:

Если каждую часть системы заставить функционировать с максимальной эффективностью, система как целое еще не будет в результате этого функционировать с максимальной эффективностью.
Вопрос 12

Классификация организации важна по 3 причинам:

1) Нахождение сходных организаций по каким-либо параметрам. это помогает создавать минимум методик для их анализа и совершенствования.

2) Возможность определения их численного распределения по классификации для создания соответствующей инфраструктуры: подготовки кадров, копировальных служб.

3) Принадлежность организации к той или иной группе позволяет определить их отношение к налоговым и другим льготам.

Классификация организаций

Основание классификации Вид организации
Способ социальной организованности Формальн,неформальн.

Форма собственности Госуд,частные,муницип.

Отношение к прибыли Коммерч,некоммерч.

Характер потребностей клиентов Индивид. и мелкосерийное произв. серийное произв.

крупносерийное и массовое произв.

Формирование отношен. внутри организ. эдхократические

партисипативные

Характер существования

реальные и виртуальные
Формальные - юрид.оформленные

Неформальные - группа людей с общими интересами и целью, но офиц.не зарегистрированы.

Государственные - основной собственник - государство

Частные - основными собственниками выступают физич. или юридич. лица

Муниципальные - принадлеж.местным органам госуд.власти и органам местного самоуправл.

Коммерческие - цель - получение прибыли

Некоммерческие - удовлетвор. общих потребностей

Индивидуальное, мелкосерийное - существует для удовлетворения потребностей отдельного клиента для выпуска продукции ограниченного потребления ( пошив одежды)

Серийное производство - осущ. с учетом требований конкретных клиентов, выпуск продукции или оказание услуг осущ. небольшими сериями

Крупносерийное, массовое - создается для удовлетворения обезличенной потребности клиентов

Эдхократические организации - основаны на знании, компетенции исполнителей. Их применение характерно для области высоких технологий при сложных инновационных процессах.

Формальности в построении структуры сведены к минимуму. Преобладают неформальные и горизонтальные связи. (НИИ, научные школы при институтах...)

Партисипативные - основаны на участии работников в управлении. Возможно участие в выдвижении предложений, разработке альтернативных вариантов, принятии окончательного решения.

Реальные - сущ. в реальном физическом смысле

Виртуальные - осущ. свою деятельность с применение современных электронных средств телекоммуникации в виртуальном пространстве. (интернет-магазин)

Вопрос 12 «Классификация организаций»

Классификация организаций важна по трем причинам:

принадлежность организации к той или иной группе позволяет определить их отношение к налоговым и другим льготам.


Основание классификации

Вид организации

Способ социальной организованности

Формальные

Неформальные

Форма собственности


Государственные

Частные
Муниципальные

Отношение к прибыли

Коммерческие
Некоммерческие

Характер потребностей клиентов


Индивидуальное и мелкосерийное производство
Серийное производство
Крупносерийное и массовое производство

Формирование отношений внутри организации


Эдхократические
Партисипативные

Характер существования


Реальные
Виртуальные

Формальные (официальные) организации представляют собой официально зарегистрированные, имеющие систему установленных отношений для достижения поставленных целей, структуру должностей, формальные нормы и правила поведения.

Неформальные организации официально не зарегистрированы, имеют совокупность личностных и социальных отношений, возникающих как результат взаимодействия сотрудников на основе взаимных симпатий
и сотрудничества.

Государственные организации. Основным собственником данных организаций является государство.

Частные организации. Основными собственниками выступают физические или юридические лица, например, частный лицей, магазин, аптека.

Муниципальные организации. Собственность принадлежит местным органам государственной власти и органам местного самоуправления, например, библиотека, детский сад, музыкальная школа.

Индивидуальное, мелкосерийное производство существует для удовлетворения индивидуальной потребности отдельного клиента (личности или организации), для выпуска продукции ограниченного потребления, например, индивидуальный пошив одежды, организация эксклюзивных туров для охоты на белых медведей, сборка автомобилей по индивидуальным заказам.

Серийное производство осуществляется с учетом требований конкретных клиентов, выпуск продукции или оказание услуг осуществляется небольшими сериями.

Крупносерийное (массовое) производство создается для удовлетворения обезличенной потребности клиентов.

Эдхократические организации основаны на знании, компетенции исполнителей. Их применение характерно для области высоких технологий при сложных инновационных процессах. Формальности в построении структуры сведены к минимуму. Преобладают неформальные и горизонтальные связи.

Партисипативные организации основаны на участии работников в управлении. Возможно участие в выдвижении предложений, разработке альтернативных вариантов, принятии окончательного решения.

Реальные организации существуют в реальном физическом смысле

Виртуальные осуществляют свою деятельность с применением современных электронных средств телекоммуникаций в виртуальном пространстве.
Вопрос 13 «Хозяйственные товарищества»
ГК РФ рассматривает товарищества как объединения лиц, предполагающие их непосредственное, личное участие в делах товарищества.

Участники товариществ (полные товарищи) несут неограниченную ответственность по их обязательствам.

Единым учредительным документом товарищества является учредительный договор

Хозяйственные товарищества могут создаваться в форме полных товариществ и товариществ на вере (ст. 69-86 ГК РФ).

Полным признается товарищество, участники которого (полные товарищи) занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность принадлежащим им имуществом.

Фирменное наименование полного товарищества должно содержать либо имена (наименования) всех его участников и слова «полное товарищество», либо имя (наименование) одного или нескольких участников с добавлением слов «и компания» и слова «полное товарищество».

Минимальное количество учредителей - два

Участник полного товарищества обязан внести не менее половины своего вклада в складочный капитал товарищества к моменту его регистрации.

Прибыль и убытки полного товарищества распределяются между его участниками пропорционально их долям в складочной капитале

Участник, выбывший из товарищества, отвечает по его обязательствам, возникшим до момента его выбытия, наравне с оставшимися участниками в течение двух лет.

Товарищество на вере (коммандитное товарищество) отличается от полного товарищества наличием 2-х групп участников:

полные товарищи. Они осуществляют предпринимательскую деятельность и несут полную ответственность по долгам товарищества.
участники-вкладчики (коммандитисты), которые не принимают участия в осуществлении предпринимательской деятельности и несут риск убытков в пределах сумм внесенных ими вкладов. Вкладчиками могут быть как физические, так и юридические лица.

Учредительный договор товарищества подписывают только полные товарищи. Таким образом, на момент регистрации организации их должно быть не менее двух.

Вкладчик ТНВ имеет право:

1)получать часть прибыли товарищества, причитающуюся на его долю в складочном капитале;

2) знакомиться с годовыми отчетами и балансом товарищества;

3) по окончании финансового года выйти из товарищества и получить свой вклад в порядке, предусмотренном учредительным договором;

передать свою долю или ее часть другому вкладчику или третьему лицу;

при ликвидации товарищества преимущественно перед полными товарищами получить вклад из имущества, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов.
Вопрос 14 «Хозяйственные общества»

В отличие от товариществ общества как объединения капиталов не предполагают обязательного участия учредителей (участников) в их делах.

Хозяйственные общества могут создаваться в форме общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью и акционерного общества (ст. 87-104 ГК РФ).

Обществом с ограниченной ответственностью (ООО)

признается общество, уставный капитал которого разделен на доли; участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков в пределах стоимости внесенных ими вкладов.

Число участников ООО не должно быть более 50. В противном случае оно должно быть преобразовано в ОАО или производственный кооператив либо ликвидируется.

Участник общества, намеренный продать свою долю третьему лицу, обязан письменно известить об этом других участников. В течение месяца со дня такого извещения участники могут воспользоваться преимущественным правом ее покупки, письменно уведомив об этом участника-продавца.

Учредительными документами ООО являются учредительный договор и устав.

Исходя из того, что участники ООО не отвечают по его обязательствам, закон для защиты интересов кредиторов предъявляет требования к минимальному размеру уставного капитала - 100 МРОТ. На момент регистрации общества он должен быть оплачен не менее чем наполовину.

Высшим органом управления ООО является общее собрание участников

Общество с дополнительной ответственностью

это коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на доли, и определена ответственность в размере, кратном стоимости вкладов в уставный капитал (как правило эта кратность нечетная 3,5,7).

Акционерным обществом (АО)

признается общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций; участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков в пределах стоимости принадлежащих им акций.

Акционерное общество, участники которого могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров, признается открытым акционерным обществом (ОАО). Такое АО вправе производить открытую подписку на выпускаемые им акции и их свободную продажу. ОАО обязано ежегодно публиковать для всеобщего сведения годовой отчет, бухгалтерский баланс, отчет прибылей и убытков.

Акционерное общество, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц, признается закрытым акционерным обществом (ЗАО).

Основным отличием ЗАО от ОАО является наличие у акционеров ЗАО преимущественного права приобретения акций, продаваемых другими акционерами этого общества по цене предложения третьему лицу пропорционально количеству акций, принадлежащих каждому из них (если уставом общества не предусмотрен иной порядок осуществления данного права).

Число акционеров ЗАО не должно превышать 50. В случае превышения этого ограничения ЗАО в течение года должно быть преобразовано в ОАО (кол-во участников мин. 1, который может содержать все акции).

Устав является единственным учредительным документом АО.

Вопрос 15 «Производственные кооперативы»

Производственным кооперативом (артелью) признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности (производство, переработка, сбыт промышленной, сельскохозяйственной и иной продукции, выполнение работ, торговля, бытовое обслуживание, оказание других услуг), основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов. Законом и учредительными документами производственного кооператива может быть предусмотрено участие в его деятельности юридических лиц. Производственный кооператив является коммерческой организацией.

Порядок создания и дальнейшей деятельности производственных кооперативов регулируется Гражданским кодексом РФ.

Члены кооператива несут субсидиарную ответственность по его обязательствам в порядке, предусмотренном его Уставом. Общее число членов производственного кооператива не может быть менее 5. Членами кооператива могут быть граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства. Юридическое лицо участвует в деятельности кооператива через своего представителя в соответствии с Уставом кооператива.

Единственным учредительным документом производственного кооператива является Устав.

Минимальный размер паевого фонда производственного кооператива законом не установлен. Не менее 10 % своих паевых взносов члены кооператива обязаны внести до государственной регистрации кооператива, а оставшуюся часть — в течение одного года с момента регистрации. Взносы в паевой фонд могут быть внесены как денежными средствами, так и иным имуществом. Оценка паевого взноса в неденежной форме, превышающего 25000 рублей, должна быть произведена независимым оценщиком.

Член кооператива вправе передать свой пай или его часть другому члену кооператива, если иное не предусмотрено законом и уставом кооператива.

Высшим органом управления в производственном кооперативе является общее собрание его членов, которое решает важнейшие вопросы деятельности кооператива, в том числе избирает постоянно действующие исполнительные органы кооператива — правление и/или председателя кооператива. Исполнительные органы руководят деятельностью кооператива между собраниями, решая вопросы, не отнесённые к исключительной компетенции общего собрания.

Регистрацию производственных кооперативов осуществляют налоговые органы. Налоговым органам необходимо сообщить информацию о регистрируемом предприятии: паспортные данные и ИНН (если есть) членов кооператива — физических лиц, сведения о составе исполнительных органов кооператива, сведения из ЕГРЮЛ об участниках — юридических лицах и копии их учредительных документов, наименование создаваемого кооператива, основные виды деятельности, сведения о размере, структуре и порядке оплаты паевого фонда, избранную систему налогообложения (общуюупрощённую), точный адрес местонахождения кооператива.

В качестве адреса местонахождения может выступать арендованное либо собственное нежилое помещение или место жительства руководителя.

Вопрос 16 «Государственные и муниципальные унитарные предприятия»
Унита́рное предприя́тие — особая организационно-правовая форма юридического лица, существующая фактически только в Российской Федерации.

В Российской Федерации основным законом, регламентирующим деятельность унитарных предприятий, является Федеральный закон от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

Унитарные предприятия могут быть трёх типов:

  1. Федеральное государственное унитарное предприятие — ФГУП

  2. Государственное унитарное предприятие — ГУП (субъекта федерации)

  3. Муниципальное унитарное предприятие — МУП (Муниципального образования)

УП —коммерческая организация, не наделённая правом собственности на закреплённое за ней собственником имущество. Такие предприятия именуются унитарными, поскольку их имущество является неделимым и не может быть распределено по вкладам, паям, долям, акциям.

В такой форме могут быть созданы только государственные  и муниципальные предприятия. Имущество (соответственно государственное или муниципальное) принадлежит унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, но не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества.

Размер уставного фонда государственного унитарного предприятия должен составлять не менее чем 5000 МРОТ, муниципального — не менее чем 1000 МРОТ.

Учредительным документом унитарного предприятия является устав.

Унитарное предприятие не вправе создавать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие путем передачи ему части своего имущества (дочернее предприятие).

Унитарные предприятия обязаны в случаях, определенных собственником имущества, проводить ежегодный обязательный аудит (проверка ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации или индивидуального предпринимателя).

Однако в качестве преимущества унитарных предприятий можно выделить то, что имущество остается в государственной (муниципальной) собственности.

Вопрос 17

«Организационно-правовые формы некоммерческих организаций»

Согласно закону от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ (в ред. от 23.12.2003 г.)некоммерческой является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.

В то же время некоммерческие организации вправе осуществлять предпринимательскую деятельность для достижения уставных целей и имеют ряд льгот в налогообложении.

Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

ГК РФ и Законом «О некоммерческих организациях» определены следующие организационно-правовые формы некоммерческих организаций:
1. Общественные и религиозные организации (объединения)
2. Потребительские кооперативы
3. Фонды
4. Учреждения
5. Некоммерческие партнерства
6. Автономные некоммерческие организации
7. Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы)
8. Государственные корпорации

Общественные и религиозные организации (объединения)

Общим признаком общественных и религиозных организаций (объединений) является цель их создания - они создаются для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей. Другой признак - общность интересов объединяющихся граждан. 

Подробнее об общественных организациях и их регистрации читайте в разделе Общественные организации.

Потребительские кооперативы.

Потребительским кооперативом признается добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов. В отличие от других форм некоммерческих организаций, доходы от предпринимательской деятельности кооператива распределяются между его членами.

Фонды

Признаками фонда как некоммерческой организации являются - отсутствие членства, имущественная база, созданная за счет добровольных имущественных взносов. Фонд является своеобразным некоммерческим «банком», где сначала аккумулируются средства за счет пожертвований, а затем распределяются на уставные цели фонда - социальные, культурные, образовательные и иные общественно полезные цели. Фонд обязан ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества.

Учреждения

Учреждением является организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных и иных функций некоммерческого характера и финансируемая частично или полностью этим собственником. При этом имущество закреплено за учреждением на праве оперативного управления, а не собственности. При недостаточности денежных средств учреждения субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник.

Некоммерческие партнерства

Некоммерческим партнерством является основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение общественно полезных целей. Отличительным признаком некоммерческого партнерства является право его членов на часть имущества в случае ликвидации партнерства или выхода из него. Некоммерческое партнерство удобно как объединение лиц свободных профессий (юристов, врачей, писателей и т.п.)

Автономные некоммерческие организации

Автономной некоммерческой организацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов в целях предоставления услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и пр. Имущество, переданное учредителями организации, принадлежит ей на праве собственности.
Эта форма некоммерческих организаций наиболее удобна для деятельности в сфере услуг.

Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы)

Коммерческие и некоммерческие организации могут добровольно объединяться в ассоциации (союзы) в целях координации их деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов. Члены ассоциации (союза) сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица.

Государственная корпорация

Новая форма некоммерческих организаций, введенная Федеральным законом № 140-ФЗ от 08.07.1999 г. 

Государственной корпорацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Создается на основании закона, которым устанавливаются особенности ее правового статуса.

Некоммерческая организация считается созданной как юридическое лицо с момента ее государственной регистрации. В настоящее время государственная регистрация некоммерческих организацией (за исключением общественных организаций) осуществляется в ИМНС.

Учредителями некоммерческой организации в зависимости от ее организационно-правовых форм могут выступать граждане и (или) юридические лица.

Число учредителей некоммерческой организации не ограничено, если иное не установлено федеральным законом.

Некоммерческая организация может быть учреждена одним лицом, за исключением случаев учреждения некоммерческих партнерств, ассоциаций (союзов) и иных случаев, предусмотренных федеральным законом.

Для регистрации некоммерческой организации согласно закону необходимы следующие учредительные документы:

1. устав, утвержденный учредителями (участниками), для общественной организации (объединения), фонда, некоммерческого партнерства и автономной некоммерческой организации;

2. учредительный договор, заключенный их членами, и устав, утвержденный ими, для ассоциации или союза;

3. решение собственника о создании учреждения и устав, утвержденный собственником, для учреждения.

18. «Жизненный цикл организации»

Жи́зненный цикл организа́ции — совокупность стадий развития, которые проходит фирма за период своего существования.

Эта теория рассматривается в рамках менеджмента и подразумевает прохождение организацией нескольких этапов развития (аналогия с живыми существами): становление, рост, зрелость, смерть. Но последний этап не совсем применим к организации, так как не всякое искусственное создание обязательно должно умереть.

Жизненный цикл имеет следующий вид: зарождение и становление, рост, когда фирма активно заполняет выбранный ею сегмент рынка, зрелость, когда фирма пытается сохранить имеющуюся долю рынка под своим контролем и старость, когда фирма быстро теряет свою долю рынка и вытесняется конкурентами. В дальнейшем организация либо ликвидируется, либо вливается в более крупную, либо разбивается на более мелкие организации, которые в зависимости от ситуации могут оказаться на стадии роста или зрелости (реже — других стадиях).

Становление

Организация находится в стадии становления, формируется жизненный цикл продукции. Цели еще нечеткие, творческий процесс протекает свободно, продвижение к следующему этапу требует стабильного обеспечения. В эту стадию входят следующие явления:зарождение , поиск единомышленников, подготовка к реализации идеи, юридическое оформление организации, набор операционного персонала и выпуск первой партии продукта.

Происходит создание организации. Основателем выступает предприниматель, в одиночку или с несколькими соратниками выполняющий все работы. В компанию на этой стадии часто приходят люди, привлеченные самой личностью создателя и разделяющие его идеи и надежды. 

Контроль основан на личном участии руководителя во всех рабочих процессах. Организация не формализована и не бюрократизирована, для нее характерна простая структура управления. Основное внимание уделяется созданию нового продукта или услуги и завоеванию места на рынке. Следует отметить, что некоторые компании могут остановиться в своем развитии именно на этой стадии и существовать при таком стиле управления много лет.

На этапе возникновения фирмы очень важно определить стратегию конкурентной борьбы: Первая стратегия — силовая, действующая в сфере крупного производства товаров и услуг. Вторая стратегия -приспособительная: Задачи таких фирм:удовлетворять индивидуальные потребности конкретного человека. Третья стратегия: нишевая глубокая специализация производства — то, что организация может делать лучше других.
  1   2


«Теория организации»
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации