Контрольная работа - Правовая этика - файл n1.doc

Контрольная работа - Правовая этика
скачать (81.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc82kb.18.09.2012 23:37скачать

n1.doc



НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«АКАДЕМИЯ ПРАВА И УПРАВЛЕНИЯ (ИНСТИТУТ)»

ТЮМЕНСКИЙ ФИЛИАЛ

Кафедра_____________общегуманитарных дисциплин_______________
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Дисциплина:_________Профессиональная этика________________________

__________________________________________________________________

Выполнил:___________________

(Ф.И.О., № учебной группы)



Зачетная книжка №________

Вариант №___________________


Проверил:_______________

(ученая степень, ученое звание,

_______________

Ф.И.О. преподавателя)


Тюмень 2011



Содержание:
Роль философии в формировании этических категорий …………………3

Проблема происхождения морали …………………………………………..6

Морально-этические основы работы юриста ….………………………….10

Список использованной литературы……………………………………….13
Роль философии в формировании этических категорий
Категории этики – основные понятия этики, отражающие наиболее существенные стороны и элементы морали и составляющие теоретический аппарат этической науки. Категории этики объединяются в определенную целостную систему с единым принципом построения. Конкретное содержание категорий этики, их логическая форма и место каждой из них в общей системе понятий, менялись в истории этической мысли в зависимости от понимания природы нравственности. В истории этики основными категориями обычно считались понятия:

1. добра и зла;

2. добродетели и совести .

Этика возникла и развивается под влиянием необходимости научного осмысления морали в целях практического овладения законами морального регулирования. Представители этической науки с самых ранних этапов её развития стремились дать определенное толкование действующим в обществе моральным нормам.

Этические категории, правомерно рассматривать как отражение в этике различных сторон морального сознания и нравственных отношений, теснейшим образом взаимообусловленных. Для самого же морального сознания представления и понятия о добре и зле, долге, совести и т.д. являются специфическими формами его выражения. Нормативность, например, характеризует и правовое сознание. Оценочность, присуща и правовому, и эстетическому, и, в известной мере, научному сознанию. Органическое же сочетание нормативности, императивности, оценочности, мотивационности – особенность только морального сознания. Вместе с тем отмеченная особенность не раскрывает всей специфики морали, которая связанна еще и со способами реализации перечисленных выше свойств: моральные нормы, оценки и мотивы обретают регулятивную силу, постольку, поскольку они подкрепляются общественным мнением и личными убеждениями индивидов.

Начался процесс формирования этики в середине первого тысячелетия до нашей эры в Древней Греции, Индии, Китае. Сам термин «Этика» ввел в научный оборот Аристотель, написавший такие работы, как «Никомахова этика», «Большая этика» и др.

В V веке до нашей эры этические исследования начинают занимать важное место в духовной культуре. Различными проблемами морали занимался учитель Аристотеля Платон (428 -348 г. До н.э.), а так же учитель самого Платона – Сократ (469 – 399гг до н.э.). Однако русский философ Вл.Соловьев называл И.Канта родоначальником нравственной философии, т.е. этики.

Л.А. Попов говорит о том, что «можно с определенными оговорками утверждать, что именно к концу XVIII века завершился предварительный этап развития этики. Именно в это время устоялись основные понятия морали, столь важные для понимания сущности нравственной философии».1

В античности зарождается такое направление, как эвдемонизм, который стремился установить гармонию между добродетелью и стремлением к счастью. При этом предполагалось, что счастливый человек стремиться к справедливым, добрым делам, а в свою очередь добрые поступки ведут к счастью, к хорошему расположению духа.

Эпоха Нового времени характеризуется глубокими переменами в духовной, экономической, политической сферах. Появляется новая разновидность христианства — протестантизм, этическая доктрина которого в ряде пунктов заметно отличается от учения католической церкви. Протестантизм не только упростил обряды, но и морально возвысил повседневную жизнь человека, превратив ее в однообразную форму служения Богу.

Этическая мысль конца XIX и всего XX века представляет собой довольно пеструю картину. Опираясь на достижения своих предшественников, она рассматривает вечные проблемы человека с различных мировоззренческих (религиозных и материалистических) позиций, с различной мерой использования достижений таких наук, как психология, генетика, социология, история и др. Обозревая данный период, стоит особо выделить духовные искания Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, B.C. Соловьева, С.Н. Булгакова, Н.А. Бердяева и других выдающихся русских мыслителей, которые большое внимание уделяли нравственной проблематике. В XX веке этические исследования стали многостороннее, изощреннее. Но было бы, думается, опрометчиво утверждать, будто нравственные искания прошлых веков устаревают.

Анализу этических категорий придают большое значение современные западные философы.

Родоначальник интуитивизма в этике Дж. Мур, как он сам это подчеркивает, посвятил свою работу в первую очередь формулировке принципов анализа этических категорий „благо", „добро", „долг". Однако эти понятия, как и моральные суждения, он исследует сами по себе, в полном отрыве от их реального источника, отрицая какую-либо связь между категориями этики и фактами общественного бытия, Мур писал, что добро, понятие, которое он считал исходным для построения системы и выведения из него других этических категорий, — это простое, неразложимое на составные части и несводимое к другим свойство, а потому — неопределяемое рациональным способом.2
Проблема происхождения морали.
Мораль не появляется вдруг сразу же в "готовом", современном виде. Она прошла довольно длительный, сложный, можно сказать, мучительный, путь развития от самых примитивных норм и представлений до высших устремлений современных проповедников святости, непорочности. Проследить путь развития морали, хотя бы в самых общих чертах, весьма важно для понимания ее сущности.

Но, как выясняется, при решении проблемы происхождения морали исследователи сталкиваются с большими трудностями. И это не случайно, ибо в данном случае неизбежен выход на проблему сущности, вернее Тайны, самого человека. Как справедливо отметил современный итальянский философ Н. Аббаньяно, "мораль всегда является решением проблемы человека". Что в общем-то вполне естественно, ибо моральное сознание обращено к самым глубинам бытия человеческого.

Но понимание самого человека (и следовательно, самой морали) зависит не только от достижений различных наук, но и от мировоззренческих позиций самого этика. А поэтому на эту проблему существуют довольно многочисленные взгляды. Остановимся на самых, на наш взгляд, типичных и наиболее распространенных. 3

Прежде всего рассмотрим религиозную трактовку проблемы происхождения морали.

Кант как-то заметил, что "моральный закон открывает мне жизнь, независимую от живой природы и даже от всего чувственно воспринимаемого мира". Похоже, подобные представления были присущи людям с древнейших времен, когда правила, нормы общения между людьми рассматривались в качестве установления высших существ (духов, позже богов). Последние к тому же поощряли добродетельное поведение и наказывали пороки. О том, сколь широко было распространено это мнение, свидетельствует то обстоятельство, что его придерживались даже те, религиозность которых порой ставилась под сомнение. Так, древнегреческий философ Демокрит (46О-37О гг. до н.э.) утверждал: "Боги дают людям все доброе как в древние времена, так и теперь". По его словам, только те люди "любезны богам, которым ненавистна несправедливость". Аналогичные суждения нетрудно обнаружить и у многих других мыслителей античности.

Религиозная трактовка происхождения морали обладает целым рядом достоинств. Прежде всего она подчеркивает универсальный, общечеловеческий характер морали. Божественные предписания распространяются на всех людей без исключения.

Предысторию натуралистического подхода можно найти еще в первобытном обществе, когда люди поклонялись животным, считали, что у какого-то почитаемого животного (тотема) и данного племени имеется общий предок. В качестве тотемов могли выступать орлы, бобры, коровы, лошади и т,д. В какой-то мере люди подражали этим животным. Во всяком случае, свои обычаи и традиции они освящали именем священного животного. 4

Свое достаточно четкое оформление натуралистическая теория получила в прошлом веке в трудах Ч. Дарвина, Г. Спенсера, П. Кропоткина и др. В частности, Ч. Дарвин отмечал, что целый ряд чувств и способностей, которыми так гордится человек (память, внимание, любопытство, любовь и др.), нетрудно обнаружить у животных не только в зачатке, но и даже в достаточно развитом состоянии. Он считал, что у собаки есть нечто вроде чувства почтения к своему хозяину. Сторонники этого направления приводят многочисленные факты взаимопомощи у животных, говорят о сильно развитом родительском инстинкте, даже о проявлениях самопожертвования ради спасения молодых особей или стада в целом. П.А. Кропоткин — известный русский мыслитель, общественный деятель — приходил к выводу, что "нравственное начало в человеке есть не что иное, как развитие инстинкта общительности, свойственного почти всем живым существам". По его мнению, нравственный процесс, "начавшись уже в животном мире, перешел к человеку, и здесь благодаря преданию, поэзии и искусству он все более и более развивался и достигал самых высоких ступеней в отдельных "героях" человечества и у некоторых его учителей". Вл. Соловьев, оставаясь религиозным философом, все же признавал наличие чувства жалости, сострадания в зачаточном, разумеется, виде у многих животных. Он отмечал, что животные также ищут своеобразной полноты бытия, удовлетворения своих не только физиологических, но и психических потребностей (радости существования) в играх, в пении и т.д.5

Широкое распространение получили и различные направления, которые так или иначе подчеркивают социальную природу морали. Социологический подход к морали был уже известен мыслителям античности (софисты, Аристотель и др.). Особенно активно его отстаивали марксисты. К этому же направлению необходимо отнести Э. Дюркгейма, Т. Вебера и их последователей. Отмеченная группа мыслителей достаточно неоднородна. Среди них нетрудно найти и материалистов, и идеалистов, и тех, кто объявляет мораль результатом соглашения, и тех, кто выводит ее из экономических отношений, тех, кто говорил о приоритете религиозных и моральных ценностей, и тех, кто подчинял мораль экономике, т.н. "политической целесообразности". Ты не будем сейчас останавливаться на характеристике этических учений отдельных представителей этого направления, ибо это займет много времени. Ты отметили главное — они отмечали социальную природу морали.

Подобный подход имеет свои достоинства. Прежде всего указанные мыслители старались опираться на конкретные исторические данные — определенные исторические события, факты, обычаи, традиции, нравы. Далее. Они же пытались выявить общественные интересы, осмыслить общество как целое и подчеркивали теснейшую взаимосвязь личности и общества при приоритете, как правило, последнего. Наконец, они подчеркивали человеческий характер моральных ценностей.

В социологических теориях морали нравственные ценности подменяются интересами общества в целом (в лучшем случае), а чаще и интересами различных социальных групп, которые, конечно же, меняются от века к веку, от народа к народу. В итоге создается почва для этического релятивизма, для пренебрежительного отношения к нравственным принципам. Вспомним, что уже софист Гиппий (V в. до н.э.) откровенно заявлял, что "не стоит придавать серьезное значение законам и повиноваться им", ибо сами законодатели нередко их отменяют. Тоталитарные режимы ХХ века также хорошо продемонстрировали пренебрежение к моральным ценностям, оперируя при этом интересами нации, класса и т.д., создавая своих "штатных" моралистов.

Таким образом, существует несколько концепций, объясняющих происхождение морали. В известной мере они дополняют друг друга, создают в культуре объемное, многогранное видение морали. Так, религиозные и биологические воззрения фактически отмечают ограниченности чисто социологического анализа разнообразных явлений нравственности. В то же время социологические учения подчеркивают, говоря словами Вл. Соловьева, что осуществление идеи добра, "действительное развитие человеческой нравственности возможно для лица только в общественной среде чрез взаимодействие с нею".

В заключение нельзя не отметить, что философские системы субъективно идеалистического направления практически отказываются от решения проблемы возникновения морали. Так, Ж.-П. Сартр пишет, что "нет никакой всеобщей нравственности, которая показала бы нам, что следует делать". По его мнению, индивид каждый раз сам выбирает свои нравственные ценности, является единственным законодателем своих поступков.6


Морально-этические основы работы юриста.
Юридическая этика обусловлена спецификой профессиональной деятельности юриста, особенностями его нравственного и социального положения.

Особенности профессиональной деятельности судьи, прокурора, следователя настолько своеобразны и так существенно затрагивают права и интересы людей, что требуют отдельной характеристики с точки зрения их влияния на нравственной содержание этой деятельности. Деятельность судьи, следователя, прокурора носит государственный характер, так как они являются должностными лицами, представителями власти, осуществляют властные полномочия. Они наделяются этими полномочиями для защиты интересов общества, государства и его граждан от различных посягательств и в своем служебном общении с другими людьми представляют государственную власть. Закон в ряде случаев прямо определяет государственный характер принимаемых ими решений.

Действия и решения суда, прокурора, следователя затрагивают коренные права и интересы граждан. Поэтому они должны соответствовать принципам и нормам морали, охране авторитета государственной власти и ее представителей. Выполнение государственных обязанностей требует от представителей власти повышенного чувства долга. Люди, решающие судьбы других, должны обладать развитым чувством ответственности за свои решения, действия и поступки.

Соотношение правового и нравственного принципа должно быть представлено в деятельности любого юриста. Всякое решение, всякое действие следователя, прокурора, судьи, если оно соответствует закону, его правильно понимаемой сущности, будет соответствовать нравственным нормам, на которых зиждется закон. Отступление от закона, обход его, искаженное, превратное толкование и применение по сути своей безнравственны. Они противоречат не только правовым нормам, но и нормам морали, профессиональной этики юриста. При этом безнравственны не только сознательные нарушения закона, но и неправильные, противозаконные действия и решения, обусловленные нежеланием глубоко овладеть необходимыми знаниями, постоянно их совершенствовать, неряшливостью, неорганизованностью, отсутствием внутренней дисциплины и должного уважения к праву, его предписаниям.

Таким образом, профессиональная этика юриста формируется на основе взаимосвязи и взаимообусловленности правовых и нравственных принципов, норм, правового и нравственного сознания.

Независимость и подчинение только закону образуют важнейший принцип деятельности органов юстиции, оказывающих существенное влияние и на ее нравственное содержание.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации судьи независимы и подчиняются только Конституции и закону. Органы прокуратуры в пределах их компетенции осуществляют свои полномочия независимо от органов государственной власти и управления, общественных и политических организаций и движений и в строгом соответствии с действующими на территории Российской Федерации законами.

Независимость и подчинение только закону предполагает строжайшее их соблюдение судьями, прокурорами, следователями. Здесь к юристам всегда предъявлялись повышенные требования. Выступая в глазах общества в роли блюстителей законности, они должны показывать образец неукоснительного ее соблюдения. Нарушения закона его защитниками подрывают веру в его незыблемость и авторитет.

Из принципа независимости и подчинения только закону вытекают важные требования нравственного характера. Судья, прокурор, следователь не вправе уступать местным влияниям, руководствоваться не требованиями закона, а указаниями, советами, просьбами и т.д. отдельных лиц или учреждений, каким бы высокими правами те не обладали. Осуществляя свои функции в интересах всего народа во имя исполнения его воли, выраженной в законе, судья, прокурор, следователь руководствуются законом, своими нравственными принципами, своей совестью.

Судья, прокурор, следователь несут личную ответственность за законность или незаконность своих действий и решений, их справедливость или несправедливость, пользу или вред причиняемый ими, без права сослаться на чей-либо приказ, указание, распоряжение или совет. Они морально ответственны как перед государством, обществом, другими людьми, так и перед своей совестью.

Особенностью профессиональной деятельности юриста является гласность ее осуществления или результатов, контроль общественности, общественного мнения, оценка ими справедливости, нравственности или безнравственности деятельности профессиональных участников судопроизводства. Конституция устанавливает, что разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается лишь в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Деятельность юриста осуществляется в сфере социальных и межличностных конфликтов. Например, при производстве по уголовным делам она ведется по поводу преступления в целях привлечения к ответственности виновного, восстановления нарушенных преступлением прав. Деятельность суда - правосудие затрагивает интересы многих людей, нередко прямо противоположные.

Люди, которым доверено в соответствии с законом разрешение социальных и межличностных конфликтов, несут повышенную нравственную ответственность за свои действия и решения. Нравственные проблемы всегда сопровождают людей юридической профессии. Из сказанного следует, что особенности профессии юриста обусловливают необходимость существования юридической этики.7

Список использованной литературы:
1. Научная и учебная литература:

а) Гуссейнов А.А. Этика: Учеб./ А.А. Гусейнов, Р.Г. Апресян. – М., 2002- 671 с.

б) Кругляницо Т.Ф. Этика и этикет. М., 1995. - 158 с.

в) Шрейдер Ю.А. Этика: Введение в предмет: Учебное пособие. М., 1998.- 242 с.

г) Разин А.В. Особенности морали. // Человек. 2000. № 1. -С. 192

д) Матвеев П.Е. Этика. Основы общей теории морали: Курс лекций. Ч. 1 / Владим. гос. ун-т. – Владимир, 2002. - 51 с.

е) Л. Е. Балашов. Этика. Учебное пособие — М., 2003. —137 с.
2. Диссертации, авторефераты диссертаций:

- Н.С. Малышев. Этика юриста в его профессиональной деятельности.

Аннотация. «В мире права». - 2002. - № 2.



1 Гуссейнов А.А. Этика: Учеб./ А.А. Гусейнов, Р.Г. Апресян. – М., 2002- С. 21-23


2 Кругляницо Т.Ф. Этика и этикет. М., 1995.- С.17.

3 Шрейдер Ю.А. Этика: Введение в предмет: Учебное пособие. М., 1998 с. 32

4 Разин А.В. Особенности морали. // Человек. 2000. № 1. –С 27-28.

5 Матвеев П.Е. Этика. Основы общей теории морали: Курс лекций. Ч. 1 / Владим. гос. ун-т. – Владимир, 2002. с.15-17.

6 Л. Е. Балашов. Этика. Учебное пособие — М., 2003.С. 18-23.

7 Н.С. Малышев. Этика юриста в его профессиональной деятельности. Аннотация. «В мире права». - 2002. - № 2.



Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации