Аникин Б.А. Логистика. Тренинг и практикум - файл n1.doc

приобрести
Аникин Б.А. Логистика. Тренинг и практикум
скачать (17901 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc17901kb.18.09.2012 23:22скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


Государственный институт управления

ЛОГИСТИКА:

ТРЕНИНГ И ПРАКТИКУМ

Учебное пособие

Под редакцией

доктора экономических наук, профессора Б.А. Аникина, I доктора экономических наук, профессора Т.А. Родкиной



Даже маленькая практика стоит большой теории (закон Буккера)





ОПИСАНИЕ
Учебное пособие содержит комплексный набор заданий и упражнений, развивающих практические навыки выработки эффективных управленческих решений на всем протяжении логистической цепи поставок, и строится в соответствии с рекомендованным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (ГОС ВПО).

Книга предназначена, в первую очередь, для преподавателей логистики.

Состоит из 10 разделов:

1. Логистика складирования - задачи для семинаров с примерами, решениями, вариантами для самостоятельной работы; методические рекомендации к проведению двух деловых игр; методические указания по написанию курсовой работы.

2. Логистика производства - задачи для семинаров (примеры, решение, варианты для самостоятельной работы); методические рекомендации по написанию курсовой работы, вопросы для тестирования.

Еще 6 глав - в принципе, то же самое, только по другим функциональным видам логистики.

9. Экономико-математические методы и модели в логистике - подробно расписаны два объемных домашних задания по этой теме плюс вопросы для теста.

10. Международная логистика - задачи для семинаров, контрольные вопросы и вопросы для тестирования.
Ценной особенностью данного учебного пособия является наличие методических рекомендаций к выполнению курсовых проектов, домашних заданий, хозяйственных ситуаций и деловых игр, а также тестовых заданий и контрольных вопросов по отдельным дисциплинам специальности, предусмотренным учебными программами курсов.

Практические задачи, деловые игры и ситуации могут быть использованы также в ходе проведения практических занятий при рассмотрении отдельных разделов дисциплины "Логистика" в рамках специальностей и специализаций "Менеджмент организации", "Управление инновациями", "Маркетинг", "Коммерция" и др. Для студентов, преподавателей, слушателей (Вариантов нет) образования, в частности, второго высшего образования, МВА, краткосрочных программ повышения квалификации по специальности "Логистика и управление цепями поставок".
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие

3

ЛОГИСТИКА ПРОИЗВОДСТВА

40

ЛОГИСТИКА РАСПРЕДЕЛЕНИЯ

116

УПРАВЛЕНИЕ В ЛОГИСТИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ 150

ЛОГИСТИКА СКЛАДИРОВАНИЯ

201

УПРАВЛЕНИЕ ЗАПАСАМИ

228

ТРАНСПОРТИРОВКА В ЛОГИСТИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ

281

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

297

ЭКОНОМИКОМАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ

340

МЕЖДУНАРОДНАЯ ЛОГИСТИКА

398

Содержание
Предисловие

1. ЛОГИСТИКА СНАБЖЕНИЯ

1.1. Практические задачи, примеры решения, варианты для самостоятельной работы

1.2. Методические рекомендации к проведению деловой игры «ВЫБОР ПОСТАВЩИКА МАТЕРИАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ»

1.3. Методические указания к проведению деловой игры «ПРОЦЕСС УПРАВЛЕНИЯ СНАБЖЕНИЕМ ОРГАНИЗАЦИИ»

1.4. Методические указания к курсовому проектированию по дисциплине «ЛОГИСТИКА СНАБЖЕНИЯ»

Введение

Общие требования к курсовому проекту

Содержание курсового проекта

Организация курсового проектирования

Оформление результатов курсового проектирования

Организация защиты курсового проекта

2. ЛОГИСТИКА ПРОИЗВОДСТВА

2.1. Практические задания, примеры решения, варианты для самостоятельной работы

2.2. Практические задачи для самостоятельного решения

2.3. Методические рекомендации к выполнению курсового проекта по дисциплине «ЛОГИСТИКА ПРОИЗВОДСТВА»

2.4. Примеры тестовых вопросов по дисциплине

«ЛОГИСТИКА ПРОИЗВОДСТВА»

3. ЛОГИСТИКА РАСПРЕДЕЛЕНИЯ

3.1. Практические задачи, примеры решения, варианты для самостоятельной работы

3.2. Хозяйственные ситуации

3.3. Методические указания к проведению деловых игр

3.4. Примеры тестовых вопросов по дисциплине «ЛОГИСТИКА РАСПРЕДЕЛЕНИЯ»

4. УПРАВЛЕНИЕ В ЛОГИСТИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ

4.1. Практические задачи, примеры решения, варианты для самостоятельной работы

4.2. Хозяйственные ситуации

4.3. Методические указания к курсовому проектированию по дисциплине «УПРАВЛЕНИЕ В ЛОГИСТИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ»

Введение

Общие требования к курсовому проекту

Содержание курсового проекта

Организация курсового проектирования

Оформление результатов курсового проектирования

Организация защиты

4.4. Примеры тестовых вопросов по дисциплине

«УПРАВЛЕНИЕ В ЛОГИСТИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ»

5. ЛОГИСТИКА СКЛАДИРОВАНИЯ

5.1. Практические задачи, примеры решения, варианты для самостоятельной работы

5.2. Хозяйственные ситуации

5.3. Методические указания к проведению деловой игры

«АНАЛИЗ ТОВАРНОГО ПОТОКА НА СКЛАДЕ»

5.4. Примеры тестовых вопросов по дисциплине

«ЛОГИСТИКА СКЛАДИРОВАНИЯ»

6. УПРАВЛЕНИЕ ЗАПАСАМИ В ЛОГИСТИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ

6.1. Практические задачи, примеры решения, варианты для самостоятельной работы

6.2. Методические указания к выполнению курсового проекта по дисциплине «УПРАВЛЕНИЕ ЗАПАСАМИ В ЛОГИСТИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ»

Общие требования к курсовому проекту

Структура и содержание курсового проекта

Организация курсового проектирования

Оформление курсового проекта

Организация защиты

6.3. Контрольные вопросы для оценки качества освоения дисциплины «УПРАВЛЕНИЕ ЗАПАСАМИ В ЛОГИСТИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ»

6.4. Примеры тестовых вопросов по дисциплине

«УПРАВЛЕНИЕ ЗАПАСАМИ В ЛОГИСТИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ»

7. ТРАНСПОРТИРОВКА В ЛОГИСТИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ

7.1. Практические задачи, примеры решения, варианты для самостоятельной работы

7.2. Примеры тестовых вопросов по дисциплине «ТРАНСПОРТИРОВКА В ЛОГИСТИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ»

8. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И СИСТЕМЫ В ЛОГИСТИКЕ

8.1. Практические задачи, примеры решения, варианты для самостоятельной работы

8.2. Методические указания к курсовому проектированию по дисциплине «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И СИСТЕМЫ В ЛОГИСТИКЕ»

Введение

Тематика курсовых проектов

Структура курсового проекта

Организация и оформление результатов курсового проектирования

Подведение итогов курсового проектирования

8.3. Примеры тестовых вопросов по дисциплине

«ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И СИСТЕМЫ В ЛОГИСТИКЕ»

9. ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ И МОДЕЛИ В ЛОГИСТИКЕ

9.1. Домашнее задание по теме «ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ И МЕТОДЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ РЕШЕНИИ КОМПЛЕКСА ЗАДАЧ СЕТЕВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ»

Основные понятия сетевых графов, графиков и моделей в терминах работ и событий

Построение сетевых моделей и расчет их основных параметров

Привязка сетевого графика к календарю

Модели и методы решения задач оптимизации выполнения комплекса работ с учетом ограничений по ресурсам.

9.2. Домашнее задание по теме «ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ И МЕТОДЫ ТЕОРИИ РАСПИСАНИЙ»

9.3. Примеры тестовых вопросов по дисциплине «ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ И МОДЕЛИ В ЛОГИСТИКЕ»

10. МЕЖДУНАРОДНАЯ ЛОГИСТИКА

10.1. Практические задачи, примеры решения, варианты для самостоятельной работы

10.2. Контрольные вопросы для оценки качества освоения дисциплины «МЕЖДУНАРОДНАЯ ЛОГИСТИКА»

10.3. Примеры тестовых вопросов по дисциплине «МЕЖДУНАРОДНАЯ ЛОГИСТИКА»
Предисловие

Бурное развитие и интенсивное использование современных технологий управления бизнес-организациями разного профиля актуализируют необходимость освоения практического инстру­ментария логистического сервиса. Получаемые в результате этого конкурентные преимущества обеспечивают не только рост дополнительной прибыли, но и повышение уровня качества оказывае­мых услуг, что приносит ощутимую пользу как всем участникам, так и конечному потребителю интегрированной цепи поставок.

Целью настоящего учебного пособия является выработка прак­тических навыков принятия эффективных управленческих реше­ний в логистической цепи поставок, базирующихся на превентив­ном освоении теоретических и методологических проблем логис­тики. Практические навыки вырабатываются в процессе решения тренировочных задач, рассмотрения реальных хозяйственных си­туаций, участия в деловых играх, выполнения домашних заданий и курсовых проектов.

Структура учебного пособия охватывает комплекс ключевых функциональных и интегрированных областей логистики и строит­ся в соответствии с рекомендованными Государственным образо­вательным стандартом высшего профессионального образования (ГОС ВПО) разделами (дисциплинами федерального компонента) специальности «Логистика» — 080506:

— Логистика снабжения;

— Логистика производства;

— Логистика распределения;

— Управление в логистических системах;

— Логистика складирования;

— Управление запасами в логистических системах;

— Транспортировка в логистических системах;

— Информационные технологии и системы в логистике;

— Экономико-математические методы и модели в логистике;

— Международная логистика.

Учебное пособие содержит комплексный набор заданий и упраж­нений, развивающих практические навыки выработки эффектив­ных управленческих решений на всем протяжении логистической цепи поставок:

— Практические задачи и примеры их решения;

— Хозяйственные ситуации;

— Деловые игры и рекомендации по их проведению;

— Домашние задания и методические указания к их выполнению;

— Методические рекомендации к выполнению курсовых проектов;

— Контрольные вопросы для оценки качества освоения дисцип­лины;

— Примеры тестовых вопросов.

Ценной особенностью данного учебного пособия является нали­чие методических рекомендаций к выполнению курсовых проек­тов по отдельным дисциплинам специальности «Логистика», пре­дусмотренным учебными программами данных курсов.

Оценка качества освоения теоретического курса, являющегося основой успешного проведения практических занятий, предусмат­ривает наличие в разделах учебного пособия перечня контрольных вопросов качества освоения дисциплины и примеров тестовых за­даний.

Приведенный перечень практических задач, хозяйственных си­туаций, деловых игр, домашних заданий, алгоритмы их решения, а также задания для самостоятельной работы студентов могут быть использованы преподавателями основных дисциплин специальнос­ти «Логистика» при проведении практических занятий в соответст­вии с учебными программами вышеназванных дисциплин.

Практические задачи, деловые игры и ситуации могут быть ис­пользованы также в ходе проведения практических занятий при рассмотрении отдельных разделов дисциплины «Логистика» в рам­ках специальностей и специализаций «Менеджмент организации», «Управление инновациями», «Маркетинг», «Коммерция» и ряде других, предусматривающих чтение курса «Логистика» в рамках Государственных образовательных стандартов высшего профес­сионального образования вышеуказанных специальностей.

Нацеленность на использование реальных практических ситуа­ций и примеров позволяет использовать данное учебное пособие слушателям надвузовского образования, в частности второго выс­шего образования по специальности «Логистика», МВА «Логисти­ка», слушателям краткосрочных программ повышения квалифи­кации и др.

Учебное пособие подготовлено коллективом ведущих препода­вателей Государственного университета управления, читающих лекции и проводящих практические занятия по курсам региональ­ного компонента специальности «Логистика», а также по дисципли­не «Логистика» для специальностей и специализаций «Менеджмент организации», «Маркетинг», «Управление инновациями». Струк­тура каждого раздела учебного пособия носит оригинальный характер и регламентируется авторским видением методологии курса и требованиями к содержанию учебной программы курса в соответствии с Государственными образовательными стандартами выс­шего профессионального образования.

Авторский коллектив будет признателен читателям за выска­занные замечания и пожелания, а также предложения о сотрудни­честве с целью дальнейшего совершенствования учебного пособия.

1. ЛОГИСТИКА СНАБЖЕНИЯ

1.1. Практические задачи, примеры решения, варианты для самостоятельной работы

Задача 1

Для производства вилочных погрузчиков предприятию необхо­димо закупить в следующем году 8000 шт. комплектующих по цене 320 денежных единиц за штуку. Стоимость содержания одного ком­плектующего изделия на складе предприятия составляет 13% от его цены. В прошлом году транспортно-заготовительные расходы в рас­чете на одну партию поставки составили 850 денежных единиц.

Определить:

1) оптимальную партию поставки комплектующих изделий;

2) оптимальную периодичность поставки комплектующих;

3) количество поставок в год.

Задача 2

Для производства титанового проката металлургическому предприятию необходимо закупить в следующем году 3800 т сы­рья. Подразделение по логистике рассчитало, что при закупке сы­рья партиями по 280 т затраты на размещение и выполнение зака­за, а также издержки на хранение запасов будут минимальны.

Определить:

1) количество поставок в год;

2) оптимальную периодичность поставки сырья.

Задача 3

Торгово-посредническая организация закупает различные виды продукции. Годовая потребность в продукте W составляет 1300 единиц, цена единицы продукта W — 880 денежных единиц. Издержки хранения в расчете на единицу продукции W со­ставляют 18% от его цены. Учет затрат показал, что транспортно-заготовительные расходы в расчете на одну партию поставки со­ставляют 5 тыс. денежных единиц.

Определить:

1) оптимальную партию поставки продукции W;

2) количество поставок в год;

3) оптимальную периодичность поставки продукции W.

Методические указания к решению задач

Оптимальная партия поставки, оптимальный размер заказа (Eco­nomic Order Quantity, EOQ) — объем партии поставки, отгружаемой поставщиком по заказу потребителя, который обеспечивает для по­требителя минимальное значение суммы двух составляющих:

1) затраты на формирование и хранение запасов — затраты на текущее обслуживание запасов включают издержки на проведе­ние инвентаризаций, издержки хранения, стоимость рисков и дру­гие издержки;

2) транспортно-заготовительные расходы — затраты, связан­ные с организацией заказа и его реализацией, включают расходы на мониторинг показателей работы поставщиков, выбор и оценку поставщика, транспортные издержки, затраты на коммуникаци­онный процесс, командировочные, представительские и другие расходы.

Графически оптимальная партия поставки может быть опреде­лена по точке, в которой сумма затрат на формирование и хране­ние запасов и транспортно-заготовительных расходов обращается в минимум.

Оптимальная партия поставки определяется по формуле Уилсона




1.2. Методические рекомендации к проведению деловой игры «ВЫБОР ПОСТАВЩИКА МАТЕРИАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ»

Цель деловой игры: систематизация знаний студентов об усло­виях поставок и заключении договоров на поставку ресурсов. Раз­витие навыков ведения переговоров, выработки стратегии и такти­ки переговорного процесса с потенциальным поставщиком и при­нятия решений о выборе поставщика материальных ресурсов.

Для проведения деловой игры необходимы:

— комплект раздаточных материалов, содержащий описание ситуации и позиции сторон перед переговорами — выдается каж­дому студенту;

— видеокамера;

— технические средства, обеспечивающие просмотр видео­записи;

— таймер.

Количество участников: учебная группа разделяется на три подгруппы. Все студенты учебной группы участвуют в разработке стратегии ведения переговоров по подгруппам, шесть студентов (по два от каждой подгруппы) непосредственно участвуют в пере­говорном процессе, остальные выступают в роли наблюдателей пе­реговоров, а затем все студенты анализируют состоявшиеся пере­говоры и обсуждают возможные варианты взаимных уступок. За­нятие проводит один преподаватель.

Время: на проведение деловой игры требуется 4 академических часа.

Описание проведения деловой игры

1. Постановка проблемы — определение цели и задач занятия — 20 мин.

Каждому студенту выдается раздаточный материал с описанием ситуации и позицией сторон перед переговорами.

Ситуация

ЗАО «Darts», г. Калининград, производит сувенир-игры «Дартс», которые продает на всей территории России. Для производства го­товой продукции ЗАО «Darts» требуется:

1) продукт А — различные комплектующие, имеющие высший приоритет, их необходимо поставлять два раза в неделю;

2) продукт В — комплектующие, отсутствие которых может вызвать затруднения на конечном этапе сборки готовой продукции; его необходимо поставлять в пределах семи рабочих дней.

ЗАО «Darts» приняла решение заключить контракт на поставку продуктов А и В только с одной фирмой-поставщиком. После предварительного рассмотрения примерно 20 квалифицированных по­ставщиков ЗАО «Darts» остановило свой выбор на двух крупных поставщиках, работающих по всей Восточной Европе, с которыми оно уже сотрудничало ранее. Обе организации хорошо себя зареко­мендовали, имею(т профсоюз и стабильное финансовое положение. Одна из них — фирма Plastoc — расположена в г. Каунас (Литва), вторая — фирма Metalic — расположена в г. Гданьск (Польша). ЗАО «Darts» планирует обсудить условия контракта с каждым по­ставщиком, а затем выбрать одного поставщика, чьи условия ока­жутся наиболее приемлемыми.

Существует ряд вопросов, которые следует обсудить в процессе переговоров. ЗАО «Darts», фирмы Plastoc и Metalic обладают всей необходимой информацией: несмотря на то что оба конкурирующих поставщика не обменивались напрямую стратегическими сведения­ми, оба они были втянуты в общие дискуссии по ценообразованию, поэтому владеют определенной информацией о затратах и страте­гиях друг друга. Наиболее важные вопросы, подлежащие обсужде­нию при заключении контрактов, приведены в табл. 1 с некоторы­ми пояснениями позиций ЗАО «Darts», фирм Plastoc и Metalic. Необ­ходимо изучить позиции сторон перед переговорами (см. табл. 1.1).







2. Разделение студентов на три подгруппы — 5 мин.

Каждая подгруппа представляет интересы одной из трех орга­низаций: организации — производителя Darts, поставщиков комп­лектующих Plastoc и Metalic. Можно использовать различные спо­собы разделения на подгруппы, например по жребию.

3. Определение основных этапов и тактики ведения перегово­ров— 10 мин.

Определяются участники и интересы сторон в переговорах, ко­торые необходимо провести в соответствии с условиями предло­женной ситуации.

Рассматриваются основные тактики и этапы ведения переговоров.

Необходимо обсудить степень доверия между сторонами, и если она велика и они не склонны рассматривать свои интересы как вза­имоисключающие, то переговорный процесс может свестись к выс­шей форме сотрудничества — «мозговому штурму». Стороны мо­гут использовать метод принципиальных переговоров, в соответст­вии с которым:

1) первичны не позиции сторон, а их интересы, которые необхо­димо рассматривать с учетом всего спектра возможных позиций;

2) до начала переговоров необходимо сформулировать принци­пы, на основе которых будет оцениваться приемлемость конкрет­ного варианта договора.

Целесообразна следующая последовательность этапов перего­ворного процесса: исследовательский; аргументации; согласова­ния; формулировки решения. Необходимо, чтобы переговорный процесс прошел все этапы, в противном случае вместо поисков ре­шения, которое максимально удовлетворяло бы интересы обеих сторон, переговоры могут свестись к позиционному торгу или пе­рерасти в «войну» между сторонами.

4. Подготовка подгрупп к проведению переговоров — 20 мин.

При подготовке к переговорам каждая подгруппа должна:

4.1. Определить цель переговоров;

4.2. Определить интересы сторон;

4.3. Разработать приемлемые области соглашения;

4.4. Аргументировать позицию;

4.5. Разработать варианты взаимных уступок.

5. Проведение переговоров в режиме реального времени — 30 мин.

Делегация, участвующая в переговорах от каждой подгруппы,

должна состоять из 2 человек. Переговоры между командами Darts и Plastoc должны проводится отдельно от переговоров между коман­дами Darts и Metalic. На каждые переговоры отводится по 15 мин.

Каждый пункт (см. табл.) следует обсуждать отдельно, насколь­ко это возможно. Для ЗАО «Darts» будет считаться неэтичным ис­пользование уступок, полученных в результате переговоров с од­ной из компаний-поставщиков, как средства для получения боль­ших уступок от другой компании-поставщика. Организация Darts заботится о своем престиже и высокой репутации и заинтересова­на в обоюдовыгодных долгосрочных взаимосвязях со своими партнерами. Поэтому компания намеренно не будет заключать конт­ракт, который очевидно не выгоден для поставщика и в результате которого поставщик будет нести убытки при выполнении условий договора.

В процессе переговоров стороны должны делать пометки о дос­тигнутых договоренностях.

На этом этапе студенты, не участвующие в переговорном про­цессе выступают наблюдателями и фиксируют используемые ар­гументы, психологическое воздействие на партнеров и применяе­мые переговорные тактики. Необходимо поручить одному из наб­людателей вести видеозапись всего процесса переговоров в целях дальнейшего анализа и обсуждения.

6. Принятие решения о выборе поставщика материальных ре­сурсов — 5 мин.

На основе проведенных переговоров подгруппа, представляю­щая интересы ЗАО «Darts», должна принять окончательное реше­ние о выборе фирмы-поставщика материальных ресурсов. Реше­ние объявляется перед всей учебной группой.

7. Анализ состоявшегося переговорного процесса — 10 мин.

Если после проведения переговоров наблюдается повышенная

эмоциональность участников, то можно задать вопрос об их само­чувствии и впечатлениях. Сразу после игры необходимо задать вопросы участникам переговоров.

1. Успешно ли прошли переговоры?

2. Каковы были позиции и интересы сторон перед началом пе­реговоров?

Далее следует задать вопросы наблюдателям.

1. Какая команда использовала более сильные аргументы?

2. Какие переговорные тактики использовались?

3. Наблюдалось ли манипулирование партнерами?

Как правило, участники переговоров не применяют стратегию сотрудничества, позволяющую совместно найти решение пробле­мы, а используют наиболее распространенную форму ведения пе­реговоров — позиционный торг, в процессе которого стороны фор­мулируют свои позиции, и в дальнейшем идет их корректировка, причем обычно используется метод компромисса. В результате применения такой тактики переговорного процесса обе стороны чаще всего получают вовсе не то, что они хотели бы получить.

Выяснение интересов сторон гораздо более эффективно, чем позиционный торг, но для того, чтобы переговорный процесс был проведен с использованием тактики сотрудничества, стороны долж­ны захотеть этого, и ни одна из сторон не должна подталкивать партнера к тому, чтобы тот быстро определил свою позицию.

8. Видеопросмотр переговоров с остановками для обсуждения по ходу действия — 50 мин.

Обсуждение деловой игры должно показать преимущество со­трудничества в переговорном процессе перед позиционным торгом.

Преподаватель периодически останавливает просмотр видеоза­писи, чтобы акцентировать внимание на тех фрагментах, которые являются яркими иллюстрациями замечаниям, высказанным наб­людателями, а также на тех фрагментах, которые не были ими за­мечены, но важны для общего анализа сложившейся ситуации.

9. Обсуждение возможных вариантов взаимных уступок — 15 мин.

После видеопросмотра еще раз проводится обсуждение воз­можных вариантов взаимных уступок и составляется окончатель­ный вариант договора поставки.

10. Подведение итогов деловой игры — 15 мин.

Обсуждение конкурентных сил поставщиков и потребителей,

их взаимного влияния в процессе формирования стратегии снаб­жения.



1.3. Методические указания к проведению деловой игры «ПРОЦЕСС УПРАВЛЕНИЯ СНАБЖЕНИЕМ ОРГАНИЗАЦИИ)»

Цель игры: закрепление студентами полученных теоретиче­ских знаний основных понятий логистики снабжения и выработка системного подхода к процессу снабжения современной организа­ции, использующей логистические принципы управления.

Работая в подгруппах, студенты должны из предложенных понятий составить логическую схему, отображающую процесс управления снабжением современной организации, и графически воссоздать взаимосвязь этих понятий. Совместное обсуждение в подгруппе и защита позиции подгруппы перед группой развива­ет у студентов навыки командного взаимодействия, умение обосно­вывать и защищать разработанное решение.

Применение метода работы в малых группах позволяет развить у студентов понимание сложности и многообразия вариантов орга­низации процесса снабжения, помогает им лучше уяснить логисти­ческий подход к формированию подсистемы снабжения современ­ной организации.

Количество участников: число членов подгруппы — 3—4 чело­века. Количество подгрупп определяется численностью основной группы. Занятие проводится одним преподавателем.

Время: продолжительность занятия — 2 академических часа.' Для проведения деловой игры необходимы:

1) аудитория и столы для работы подгрупп;

2) доска для вывешивания материалов работы подгрупп, кре­пежные детали (магниты, кнопки, скотч);

3) каждой подгруппе выдается:

а) лист бумаги формата А1;

б) конверт с 55 понятиями (понятия должны быть набраны шрифтом Arial-20, распечатаны и вырезаны);

в) фломастеры разных цветов, 3—4 шт.;

г) клей.

Описание проведения деловой игры:

1. Разделение студентов на подгруппы по 3—4 человека —5 мин.

Можно использовать различные способы разделения на под­группы, например для экономии времени подгруппы образуются из рядом сидящих студентов.

2. Постановка проблемы — определение цели и задач занятия — 10 мин.

Преподаватель объясняет суть деловой игры и того, что ожида­ется от студентов. Каждая подгруппа должна одновременно, но не­зависимо друг от друга:

2.1. Выбрать лидера подгруппы, который в случае, если при об­суждении схемы участники не смогут прийти к консенсусу, примет необходимое решение.

2.2. Выработать девиз, под которым она будет работать;

2.3. Из предложенных преподавателем 55 понятий составить ло­гическую схему, отображающую процесс управления снабжением современной организации, основанный на принципах логистики, графически изобразив взаимосвязь понятий. Понятия необходимо наклеить на лист бумаги формата А1 и фломастерами отразить взаимосвязи между ними: логистическая система, цели, стратегия снабжения, координация, контроль, мотивация, планирование, про­гнозирование, организовывание, производство, финансовый поток, материальный поток, информационный поток, автоматизирован­ная система логистической поддержки, сервис, сбыт, поставщики, потребители, производители, посредники, хранение, упаковка, грузопереработка, критерии выбора, рейтинговая оценка поставщи­ков, договоры поставки, платежи, оптимизация, сроки поставки, складирование, запасы, заказы, персонал, цена, снабжение, закуп­ка, качество, количество, доставка, ассортимент, переговоры, услу­ги, потребность в ресурсах, спецификация, производственная про­грамма, конкурентоспособность, готовая продукция, материалы, комплектующие, запрос, «точно вовремя», мониторинг показате-лей работы поставщиков, отгрузка, приемка, логистические издер­жки на снабжение.

2.4. Обосновать предложенный вариант логической схемы.

Задание записывается преподавателем на доске.

3. Раздача каждой подгруппе листов бумаги формата А1, кон­вертов с понятиями, фломастеров и клея — 5 мин.

4. Работа в подгруппах — 30 мин.

Преподаватель периодически контролирует работу подгрупп, отвечает на возникающие вопросы.

5. Выступление подгрупп с результатами работы — каждой сле­дует предоставить 5—10 мин.

Схема вывешивается на доску, и лидер подгруппы представляет разработанный вариант игры «Процесса управления снабжением организации», отвечает на возникающие вопросы.

6. Подведение итогов игры и дискуссия по содержанию иссле­дуемой проблемы — 15 мин.

Преподаватель является ведущим дискуссии, направляет ее ход и обобщает результаты. При подведении итогов следует воз­держаться от прямых отрицательных оценок работы отдельной подгруппы либо отдельного студента. В работе каждой подгруппы нужно выделить оптимальные составляющие предложенного ва­рианта процесса снабжения организации, которые могут быть ис­пользованы для разработки «идеального» варианта.


1.4. Методические указания к курсовому проектированию по дисциплине «ЛОГИСТИКА СНАБЖЕНИЯ»

Введение

Курсовой проект по дисциплине «Логистика снабжения» выпол­няется студентами, обучающимися по специальности 080506 — «Логистика» в седьмом семестре, в течение которого проводятся аудиторные занятия по этой дисциплине. Курсовое проектирование наряду с лекциями, практическими занятиями, деловыми играми, выполнением контрольных и самостоятельных работ способствует углублению знаний студентов по изучаемой дисциплине и в целом повышает качество подготовки специалиста по данной специаль­ности.

Целью курсового проекта по дисциплине «Логистика снабже­ния» является закрепление теоретических знаний, полученных при изучении специальных дисциплин «Основы логистики», «Экономико-математические методы и модели в логистике», «Управле­ние в логистических системах», «Логистика снабжения», «Транспор­тировка в логистических системах» и базовых дисциплин «Основы менеджмента», «Макроэкономика», «Микроэкономика» и др., при­обретение и развитие творческих навыков по анализу и проектиро­ванию логистических систем.

Задачи курсового проектирования состоят в следующем:

— систематизация, закрепление и расширение теоретических знаний по дисциплине «Логистика снабжения» во взаимосвязи со-смежными дисциплинами;

— углубление навыков ведения студентом самостоятельной ис­следовательской работы, работы с различной справочной и спе­циальной литературой;

— изучение и использование современных методов аналити­ческой и проектной работы в области логистических систем;

— овладение методикой исследования при решении разрабаты­ваемых в курсовом проекте проблем;

— проектирование современных эффективных систем управ­ления снабжением организации на основе принципов логистики;

— подготовка к выполнению дипломного проекта.

Знания и навыки, полученные студентами при написании кур­сового проекта по дисциплине «Логистика снабжения», помогут им в дальнейшем при выполнении научно-исследовательских работ, в разработке курсовых проектов по дисциплинам «Управление за­пасами в логистических системах», «Логистика производства», «Проектирование логистических систем», а также при выполнении дипломного проектирования. В связи с этим целесообразно выби­рать тему курсового проекта с учетом возможности ее дальнейшей разработки и использования в дипломном проекте.

Общие требования к курсовому проекту

Тематика курсовых проектов определяется программой дис­циплины «Логистика снабжения». Тема курсового проекта выбира­ется студентом самостоятельно на основе тематики, утвержденной заведующим кафедрой логистики.

Возможны темы, предложенные организациями — объектами организационно-экономической практики, либо самими студентами с учетом их личного практического опыта. В этих случаях требуется обоснование целесообразности разработки предлагаемой тематики и окончательное согласование темы с научным руководителем.

При выборе темы курсового проекта необходимо учитывать следующие факторы:

— актуальность темы курсового проекта;

— соответствие темы целям и задачам курсового проекта;

— соответствие темы научному профилю кафедры;

— обеспеченность исходными данными, литературными источ­никами;

— соответствие темы индивидуальным способностям и интере­сам студента;

— разнообразие тематики курсовых проектов.

Тема курсового проекта должна обосновать необходимость ре­шения конкретной проблемы, четко выделенной из числа других, при этом представляется нецелесообразно включать одновремен­но несколько сложных проблем для рассмотрения в рамках одной работы.

Ниже приведена примерная тематика курсовых проектов по дисциплине «Логистика снабжения».

1. Формирование критериев выбора поставщика при осуществ­лении процесса закупки материально-технических ресурсов в орга­низации.

2. Организация системы снабжения предприятия и оценка ее экономической эффективности.

3. Оптимизация издержек в процессе закупки товаров произ­водственного и потребительского назначения.

4. Разработка системы цен и расчетов при поставке продукции производственно-технического назначения.

5. Совершенствование планирования закупок материально-тех­нических ресурсов.

6. Совершенствование управления закупочной деятельностью организации.

7. Внедрение методов сетевого планирования при составлении плана закупок материально-технических ресурсов.

8. Организация контроля за закупками материально-техниче­ских ресурсов.

9. Разработка мероприятий по повышению эффективности сис­темы закупок материально-технических ресурсов организации.

10. Совершенствование организации нормирования расхода материальных ресурсов на предприятиях.

11. Организация использования заменителей дефицитных и до­рогостоящих материалов при производстве продукции и оценка эффективности их применения.

12. Моделирование динамики норм расхода важнейших видов материальных ресурсов (по отраслям производства).

13. Разработка системы показателей использования материаль­ных ресурсов в организации.

14. Организация системы оперативного маневрирования мате­риальными ресурсами.

15. Организация рационального использования вторичных ма­териальных ресурсов.

16. Организация закупок материально-технических ресурсов в условиях функционирования «толкающей» системы MRP.

17 Организация закупок материально-технических ресурсов в условиях функционирования «тянущей» системы «KANBAN».

18. Совершенствование методов оценки эффективности систе­мы закупок материальных ресурсов организации.

19. Организация и управление материальными потоками в ин­тегрированных системах управления логистикой снабдения.

20. Реализация правовых основ закупок и расчетов за поставку.

21. Организация снабжения материалами производственных подразделений организации.

22. Внедрение автоматизации расчета потребности в материаль­но-технических ресурсах организации.

23. Внедрение системы планирования потребностей в материа­лах (MRP).

24. Организация системы контроля в сфере закупочной дея­тельности.

25. Организация мониторинга показателей работы поставщиков.

26. Организация внедрения электронного снабжения.

27. Разработка стратегии снабжения организации.

28. Организация использования современных информацион­ных технологий при

осуществлении закупок.

29. Совершенствование механизма функционирования логис­тики снабжения.

30. Разработка стратегии и тактики ведения переговоров с по­ставщиками.

31. Организация поиска и оценки потенциальных источников снабжения.

32. Исследование современных тенденций управления снабже­нием.

33. Организация международных закупок.

34. Управление затратами на закупки в современной организации.

35. Организация внедрения закупок в режиме «точно в срок».

36. Координация коммуникационного процесса между покупа­телем и поставщиками услуг.

37. Моделирование логистического цикла закупки.

38. Организация управления качеством в логистике снабжения.

В соответствии с выбранной темой каждому студенту вы­дается задание на курсовое проектирование.

Курсовой проект оформляется в виде пояснительной запис­ки, включающей текстовый, графический, табличный и другой иллюстративный материал. Пояснительная записка имеет следую­щую типовую структуру (табл. 1.2).



Оформление титульного листа производится в соответствии с принятой формой. Он должен содержать наименование вуза, ин­ститута, кафедры, дисциплины («Логистика снабжения»), темы курсового проекта, сведения о студенте и руководителе, причем руководителя проекта необходимо называть с указанием его уче­ных степени и звания.

В начале курсового проекта приводится его содержание, кото­рое должно включать все разделы курсового проекта с указанием страниц начала каждого раздела.

Исходя из рекомендуемой структуры курсового проекта объем его пояснительной записки (без учета приложений) должен со­ставлять примерно 30 страниц.

Содержание курсового проекта

Приведенные выше основные разделы курсового проекта долж­ны иметь следующее содержание.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


ЛОГИСТИКА: ТРЕНИНГ И ПРАКТИКУМ
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации