Курсовая работа - Организация производственного процесса - файл n2.rtf

Курсовая работа - Организация производственного процесса
скачать (47.3 kb.)
Доступные файлы (2):
n1.inf
n2.rtf358kb.30.10.2007 15:56скачать

n2.rtf

Профессиональный Лицей №18

КУРСОВАЯ РАБОТА
Тема: Организация производственного процесса.


По предмету: Экономика и управление предприятием.

Студент 1 курса

Специальность: программное обеспечение вычислительной техники.

Студент гр. П-111 Косарев А.В.

Преподаватель Буханцева Т.Ф.

Южно – Сахалинск,

1999

Оглавление



Глава 1. Принципиальная организационная структура предприятия. … 3
Глава 2. Производственно-технологический процесс предприятия. ……. 4

2.1. Основное и вспомогательное производство …………………………. 6

2.2. Организация технологического процесса по выпуску основной продукции предприятия ……………………………………………….. 7

2.3. Управление технологическим процессом в производстве …………. 9

2.4. Контроль, за качеством продукции ………………………………….. 11

Глава 3. Организация снабжения готовой продукции. ……………………13

3.1. Виды материальных ресурсов …………………………………………13

3.2. Организация материально-технического снабжения ………………14

3.3. Работа и расчеты с поставщиками ……………………………………15

3.4. Договора и их содержание………………………………………………17
Глава 4. Организация сбыта готовой продукции. ………………………… 19

4.1. Формы сбыта готовой продукции ……………………………………. 19

4.2. Жизненный цикл товара ………………………………………………. 21

4.3. Работа по поиску новых партнеров …………………………………...22

Глава 1. Принципиальная организационная структура предприятия


Подразделения и работники предприятия, выполняющие определённую функцию управления, образуют функциональную подсистему управления. Различают техническую, экономическую, производственную, внешних хозяйственных связей и социальную подсистемы управления (приложение. 1).

Функции управления деятельностью предприятия реализуются подразделениями аппарата управления и отдельными работниками, которые при этом вступают в экономические, организационные, социальные, психологические отношения друг с другом.

Многообразие функциональных связей и возможных способов их распределения между подразделениями и работниками определяет разнообразие возможных видов организационных структур управления. Все эти виды сводятся в основном к четырём типам организационных структур:

  1. линейный

  2. функциональный

  3. линейно-функциональный (смешанный)

  4. матричный

Линейный используется в системах управления производственными участками, отделами, цехами. Не рассчитан на управление большим предприятием, т.к. не включает в себя научные и проектные организации, разветвлённую систему связей с поставщиками и потребителями.

Функциональный: характерные его черты – углубление функционального разделения управленческого труда, обособление функций и специализация подразделений управления. Практически не используется, т.к. нарушается принцип единства управления, снижается ответственность исполнителей.

Смешанная структура наиболее применяемая. При ней функциональные подразделения действуют на правах штаба при линейных руководителях, помогая им в решении отдельных управленческих задач. (АвтоВАЗ)

Матричный тип организационных структур управления строится путём сочетания традиционной линейно-функциональной системы с созданием тематических проблемных групп специалистов. (Используется на КАМАЗе)

Чёткое иерархическое разделение труда и специализация подразделений аппарата управления являются основными направлениями развития организационных структур.

Глава 2. Производственно-технологический процесс предприятия


Производственный процесс – совокупность взаимосвязанных процессов труда и естественных процессов, в результате которых исходные материалы превращаются в готовые изделия.

В зависимости от характера и масштаба выпускаемой продукции производственные процессы могут быть простыми и сложными. Продукция, изготовленная на машиностроительных предприятиях, как правило, состоит из большого количества деталей и сборочных единиц. Детали имеют разнообразные габаритные размеры, сложные геометрические формы, обрабатываются с большой точностью, для их изготовления требуются различные материалы. Всё это усложняет производственный процесс, который делится на части, и отдельные части этого сложного процесса выполняются различными цехами и производственными участками завода.

Производственный процесс включает, как технологические, так и нетехнологические процессы.

Технологические – процессы, в результате которых изменяются формы, размеры, свойства предметов труда.

Нетехнологические – процессы, не приводящие к изменению этих факторов.

По масштабам производства однородной продукции различают процессы:

массовые – при большом масштабе выпуска однородной продукции;

серийные – при широкой номенклатуре постоянно повторяющихся видов продукции;

индивидуальные – при постоянно меняющейся номенклатуре изделий, когда большая доля процессов носит уникальный характер.

Все производственные структуры машиностроительных предприятий можно свести к следующим типам (в зависимости от их специализации):

  1. Заводы с полным технологическим циклом. Они имеют все заготовительные, обрабатывающие и сборочные цехи с комплексом вспомогательных и обслуживающих подразделений (ЗИЛ, КАМАЗ).

  2. Заводы с неполным технологическим циклом. К ним относятся заводы, получающие заготовки в порядке кооперирования от других заводов или посредников.

  3. Заводы (сборочные), выпускающие машины только из деталей, изготовляемых другими предприятиями, например автосборочные заводы.

  4. Заводы, специализирующиеся на производстве заготовок определённого вида. Они имеют технологическую специализацию (завод “Станколит”).

  5. Заводы подетальной специализации, производящие отдельные группы деталей или отдельные детали (завод шарикоподшипников).


2.1. Основное и вспомогательное производство

В зависимости от того, какой продукт является результатом производства, производственные процессы подразделяются на основные, вспомогательные и обслуживающие.

Центральное место в этой совокупности занимает основной производственный процесс, в результате которого исходное сырьё и материалы превращаются в готовую продукцию. Например, на автомобильных заводах основным процессом будет изготовление заготовок для деталей, сборка сборочных единиц и полная сборка автомобилей.

Основной производственный процесс делится на три стадии: заготовительную, обрабатывающую и сборочную.

Вспомогательный ПП – процесс изготовления продукции, которая будет использоваться внутри предприятия. Например, вспомогательный процесс на автомобильном предприятии включает изготовление инструментов, которые используются при обработке деталей автомобилей, изготовление запасных деталей для ремонта оборудования.

Обслуживающий ПП – это процесс труда, в результате которого никакой продукции не создаётся. К нему относятся транспортные, складские операции, технический контроль и др.

Своевременное и качественное выполнение основного ПП в значительной степени зависит от того, как налажено выполнение вспомогательных и обслуживающих процессов, которые подчинены задаче лучшего обеспечения основного ПП.

2.2.Организация технологического процесса по выпуску основной продукции предприятия


Организация производства охватывает все звенья – от групп отраслей и подотраслей народного хозяйства до рабочего места.

В рамках крупного машиностроительного предприятия можно выделить три уровня организации производства:

  1. Организация процесса на рабочем месте состоит в чётком сочетании элементов процесса труда. Для одностаночного рабочего места организация производства должна обеспечить рациональное соответствие основных параметров станка, используемого инструмента, уровня квалификации рабочего, особенностей используемых материалов и выполняемых работ.

При комплексном рабочем месте организация производства характеризуется прежде всего чётким проектированием системы обслуживания, порядка загрузки (запуска) и съёма готовой продукции, обоснованием рациональных изменений режимов эксплуатации агрегата.

  1. Внутрицеховая организация производства обеспечивает сочетание ПП, протекающих на рабочих местах, которые входят в одну стадию технологического процесса или в один частный ПП. Организационно такая стадия производства может быть оформлена как участок или цех.

  2. Межцеховая организация производства включает проведение мероприятий производство пространственному и временному сочетанию крупных стадий ПП. Каждая из таких стадий – достаточно законченный процесс.

Основываясь на содержании и направлениях организации производства, можно сформулировать её основные задачи:

Высшей формой организации производства являются автоматические поточные линии, которые представляют собой совокупность машин, которые в определённой последовательности автоматически выполняют технологические операции производство изготовлению продукции.

Например, на АЗЛК существует автоматическая линия для штамповки клапана автомобиля “Москвич”. Она объединена общим транспортным устройством и состоит из индукционного нагревателя, горячештамповочного пресса, обрядного пресса, закалочной печи, закалочного бака, отпускной печи, травильной, моечной и сушильной машины.

Экономическая эффективность автоматических поточных линий состоит в резком повышении производительности труда и качества продукции, значительном снижении себестоимости и улучшении других показателей, а также в облегчении труда рабочих, функции которых сводятся к управлению машинами.


2.3. Управление технологическим процессом в производстве

Управление технологическим процессом зависит от конкретной структуры определённого предприятия. А также от способа построения функциональной системы предприятия.

При централизованном способе все функции управления сконцентрированы в функциональных отделах управления предприятия.

В цехах и на участках оставлены только линейные руководители. Для приближения функционального аппарата к производству часть этого аппарата может быть размещена на территории цехов, которые она непосредственно обслуживает. Но работники этой части подчиняются начальнику общего функционального отдела предприятия. Централизованная система оправдывает себя при небольших объёмах производства, хотя она и широко применялась в прошлом на всех предприятиях в “застойные” времена.

При децентрализованном способе все функции обслуживания передаются цехам. Каждый цех превращается в замкнутое производственное подразделение.

Наиболее эффективен смешанный способ, который получил наибольшее применнение на большинстве предприятий. При этом вопросы, которые могут более оперативно и лучше решить цех или хозяйственное бюро, передаются в их ведение, а методическое руководство функциональными подразделениями и контроль за качеством продукции выполняют функциональные отделы аппарата управления предприятием.

Так как основная часть производственного процесса проходит непосредственно в цехе, он имеет свой аппарат управления технологическим процессом. Во главе цеха стоит начальник, назначаемый из числа опытных, высококвалифицированных работников и подчиняется директору предприятия. Он организует труд всего коллектива, проводит мероприятия производство механизации и автоматизации производственного процесса, производство внедрению новой техники, осуществляет меры производство охране труда.

Для решения конкретных технико-экономических задач в крупном цехе создаются:

  1. техническое бюро, занимающееся совершенствованием технологических процессов производства, оказанием помощи участкам при освоении технологических процессов и контролем технологической дисциплины;

  2. производственно-диспетчерское бюро, осуществляющее оперативно-производственное планирование и управление производственным процессом;

  3. группа механика цеха, обеспечивающая уход за оборудованием и его ремонт.

Важнейшим звеном производственной структуры цеха является производственный участок, во главе которого стоит мастер. Мастер – непосредственный организатор процесса производства в своём подразделении. Он имеет право: принимать на работу и производить расстановку рабочих на участке, производство согласованию с начальником цеха освобождать лишних рабочих; присваивать тарифные разряды рабочим; премировать и штрафовать рабочих.

Пользуясь этими правами, мастер обязан: обеспечивать выполнение работ и заданий, стоящих перед участком; предупреждать брак в производстве; обеспечивать экономное использование сырья и материалов; обеспечить строгое выполнение техники безопасности и охраны труда.

Повсеместное использование АСУ упрощает процесс управления. Основа АСУ – интегрированная обработка производственно-экономической информации, охватывающая решение задач прогнозирования, планирования и управления производством с использованием современных средств.

АСУ решают три задачи:

  1. оперативное планирование и управление всех цехов завода;

  2. технико-экономическое планирование и материально-технического снабжения;

  3. учёт движения товарно-материальных ценностей, готовой продукции, расчётов с поставщиками, кассовых и банковских операций.

Действующие АСУ безусловно доказали свою исключительную экономическую эффективность.


2.4. Контроль, за качеством продукции

Качество продукции – это совокупность свойств, определяющих её пригодность удовлетворять потребности в соответствии с её назначением.

Конкретно для машиностроительного производства качество его продукции характеризуется теми свойствами, которые определяют её эксплуатационную пригодность и проявляются в процессе использования.

Такие показатели качества, как производительность, надёжность и безаварийность или безотказность работы, срок службы, удобство управления, внешний вид и отделка, являются общими для всех машин и механизмов.

Качество изделия оценивается относительно, т.е. путём сопоставления его с другим изделием, имеющим оптимальные показатели качества, которые фиксируются в ГОСТах.

Существуют следующие показатели качества продукции: назначения (скорость, мощность); надёжности; эргономические; эстетические; технологические; транспортабельные; стандартизации и унификации; патентно-правовые; экологические и безопасности.

Виды контроля делятся:

  1. в зависимости от места проведения: стационарный и летучий;

  2. визуальный, геометрический, лабораторный, испытания;

  3. в зависимости от количественного охвата: сплошной и выборочный;

  4. в зависимости от момента проведения: входной, промежуточный и выходной.

Технический контроль – это проверка соответствия продукции или процесса, от которого зависит качество продукции, установленным техническим требованиям. В машиностроении он представляет собой совокупность контрольных операций на всех стадиях производства.

Основной задачей технологического контроля является своевременное получение полной и достоверной информации о качестве продукции и состоянии технологического процесса с целью предупреждения неполадок и отклонений, которые могут привести к нарушениям требований ГОСТов. Технический контроль призван обеспечивать стабильность производственного процесса, т.е. устойчивую повторяемость каждой операции в предусмотренных технологических режимах, нормах и условиях.

Объекты ТК: поступающие материалы, п/ф на разных стадиях изготовления, готовая продукция, средства производства, технологические процессы и режимы, общая культура производства.

Функции ТК: контроль за качеством и комплектностью выпускаемых изделий, учёт и анализ возвратов готовой продукции, дефектов, брака, рекламаций, предупреждение брака и дефектов в производстве.

Исполнители контрольных операций: представители главного металлурга, технолога, энергетика, механика, а так же ОТК и производственный материал.

Функции ОТК:

  1. обеспечивает развитие и совершенствование системы технического контроля;

  2. осуществляет окончательную техническую проверку и испытание готовой продукции; оформляет и предъявляет её к сдаче заказчику;

  3. выполняет инспекторский надзор и выборочные проверки готовой продукции и производственного процесса;

  4. осуществляет контроль за сохранением единства мер и состоянием измерительных средств;

  5. организует оперативно-технический учёт и анализирует брак, дефекты и возвраты готовой продукции.

ОТК независим от служб предприятия в вопросах определения качества готовой продукции и подчинён директору предприятия. Он самостоятельно проводит окончательную приёмку готовой продукции, приёмно-сдаточные испытания, контролирует законченную продукцию цехов.

Операции ОТК являются неотъемлемой частью технологического процесса. Они разрабатываютс отделом главного технолога, согласовываются с ОТК и фиксируются в технологических картах.


Глава 3. Организация снабжения готовой продукции

3.1. Виды материальных ресурсов


Материальные ресурсы представляют собой часть оборотных фондов предприятия, т.е. тех средств производства, которые полностью потребляются в каждом производственном цикле, целиком переносят свою стоимость на готовую продукцию и в процессе производства меняют или теряют свои потребительские свойства.

Наибольшую долю материальных ресурсов предприятия составляют основные материалы. К ним относятся предметы труда, идущие на изготовление продукции и образующие основное её содержание. (Основными материалами при изготовлении автомобиля являются металл, стекло, ткань и т.д.).

К вспомогательным относятся материалы, потребляемые в процесс обслуживания производства или добавляемые к основным материалам с целью изменения их внешнего вида и некоторых других свойств (смазочные, обтирочные, упаковочные материалы, красители и т.д.).

Экономическое использование материальных ресурсов оказывает решающее влияние на снижение издержек производства, себестоимости продукции, а следовательно повышении прибыльности и рентабельности работы предприятия. Доведения материальных запасов до реально необходимого и достаточного уровня способствует высвобождению оборотных средств, вовлечению дополнительных материальных ресурсов в производство, а тем самым и создаёт условия для выпуска дополнительного количества продукции.

Для обеспечения экономии и рационального использования материальных ресурсов работники снабженческих отделов выявляют возможности приобретения экономичных видов сырья и организуют их доставку, хранение и подготовку к производству с минимальными затратами и потерями.


3.2. Организации материально-технического снабжения

Материальные ресурсы можно разделить на 4 группы:

  1. постоянно потребляемые в значительных количествах;

  2. материалы, поставка которых по условиям работы поставщиков производится один раз в планируемый период и приурочена к определённому месяцу этого периода;

  3. получаемые от поставщиков, среднемесячный расход которых меньше заказной нормы;

  4. получаемые со сбытовых или снабженческих баз.

В зависимости от объёма производства и специфики материалов отделы материально-технического снабжения на предприятии организуются по-разному. Существуют следующие виды организации материально-технического снабжения:

  1. Централизованная форма. При этой форме снабженческие и складские функции осуществляются единым аппаратом снабжения, который делится на следующие рабочие группы: плановая, заготовительная, занимающаяся складскими операциями. Эта структура характерна для небольших и средних предприятий.

  2. Система “снабсклад”. Она состоит из отдельных снабженческих подразделений, специализированных по отдельным группам материалов. Каждый из снабскладов полностью автономен и сам выполняет все снабженческие функции по своей группе материалов. Эта структура практикуется на предприятиях, потребляющих в большом количестве однородные виды материалов.

  3. Система цехового снабжения. При этой системе снабжение ведётся по территориально - производственному признаку. Склад обслуживает один определённый цех и в одной структурной единице совмещены все снабженческие функции. Эта система встречается редко.


3.3. Работа и расчеты с поставщиками

Т.к. машиностроительные заводы представляют собой давно работающие, устоявшиеся комплексы, с сформировавшейся инфраструктурой и системой внешних и внутренних связей, то они имеют определённые прочные партнёрские связи как в регионах России, так и за рубежом. Каждый завод имеет своих партнёров-поставщиков, с которыми он устанавливает взаимовыгодные связи.

Завод может заключать с посредником несколько видов сделок:

  1. Товарообменные или бартерные – взаимные синхронные поставки товаров и оказание услуг на равные суммы без платежей;

  2. Прямые закупки – это непосредственные сделки между поставщиком и потребителем. Поставки без посредника распространены при международных поставках промышленного сырья на долгосрочной основе;

  3. Торгово-посреднические операции в области закупок и поставок сырья подразумевают, что посредник подыскивает для завода поставщика за определённое вознаграждение;

  4. Биржевые сделки на биржах сырьевых товаров.

В нынешних условиях машиностроительный комплекс России широко использует производственное кооперирование. Это высокоэффективная форма сотрудничества. Существуют следующие виды кооперации:

  1. подрядная или кооперация - субпоставка, при которой одна сторона-подрядчик (субпоставщик) изготавливает и поставляет агрегаты, комплектующие для изготовителя готовой продукции (заказчика);

  2. взаимная подрядная кооперация – субпоставка, при которой обе стороны изготавливают различные кооперированные комплектующие, составные части машин, оборудования и обмениваются ими для производства готовой продукции;

  3. кооперированное производство, предусматривающее совместную программу выпуска единого, сложного изделия. Стороны изготавливают отдельные его части и поставляют их друг другу. В этом случае возможен и совместный сбыт;

  4. поставки кооперированных комплектующих, частей машин и т.д., изготовленных из сырья и полуфабрикатов заказчика.

Видов расчётов с поставщиками огромное множество. Наличный платёж, как платёж через банк против документов, обычно предполагает одну из таких форм расчётов, как аккредитив, инкассо, перевод, открытый счёт, по чекам, расчёты кредитной картой. Надёжной и распространённой формой расчёта служит подтверждённый безотзывной аккредитив, открываемый заказчиком в коммерческом банке.

Документы, представляемые поставщиком заказчику вместе с выписанным на его имя счётом, включает копию транспортного документа, сертификат о качестве, сертификат о происхождении, упаковочные листы, спецификации, страховой полис, различные медицинские свидетельства.

Предоплата представляет собой фактический аванс, выдаваемый продавцом.

Платёж в кредит предполагает рассрочку платежа, которая обычно оформляется в форме векселя, выдаваемого должником кредитору, либо в форме тратты, выписываемой кредитором на должника в порядке безусловного приказа оплатить определённую сумму в определённый срок. Векселя и тратты обычно обеспечиваются банковской гарантией платежа при неплатёжеспособности должника.


3.4. Договора и их содержание

Договор (контракт) купли-продажи – это документ свидетельствующий о соглашении между поставщиком и заказчиком на поставку товара.

На практике широкое применение получили типовые контракты, в которых отражены наиболее часто применяемые на практике условия сделок, получившие силу торговых обычаев.

Подготовка контракта начинается с переговоров. На этом этапе важнейшая задача – отлично подготовить все материалы по предмету переговоров, т.к. от степени подготовленности зависит результат переговоров.

Содержание контракта:

  1. Вводная часть – содержит сведения о сторонах;

  2. Предмет контракта – перечисление товаров, входящих в контракт, их характеристики, количество;

  3. Качество – в этом разделе отражаются качественные характеристики товара – свойства, определяющие пригодность его для использования по назначению;

  4. Срок и дата поставки. При периодических поставках срок обозначается конкретными периодами (“ежеквартально”). При заключении долгосрочных контрактов стороны определяют общий срок действия контракта (2–3 года), который может быть разделён на промежуточные сроки;

  5. Цена и сумма контракта. Цена в контракте формулируется в зависимости от принятых сторонами обязательств по доставке и страхованию груза в пути и в соответствии с международными правилами. Ключевой вопрос цены в контракте – определение уровня цен на мировом рынке и ориентация на них;

  6. Условия платежа и форма расчётов. В этом пункте стороны договариваются о таком расчёте, который удовлетворял бы и покупателя, и поставщика;

  7. Упаковка и маркировка. Основное требование к упаковке – соответствие условиям поставки. В маркировке указываются номер контракта, номер транса, весо-габаритные характеристики мест, номера мест, число мест в партии;

  8. Санкции за просрочки в выполнении обязательств. В контракте предусматриваютс размер взыскиваемых штрафов, прогрессирующих в зависимости от длительности просрочек;

  9. Гарантии. Претензии по качеству. Большинство контрактов содержат коммерческие гарантии качества – обязательства продавца поставить товар, обладающий в течение установленного периода определёнными свойствами. В течение гарантийного периода покупатель может предъявить претензии продавцам, если качество или технические характеристики товара не соответствуют условиям контракта;

  10. Обстоятельства непреодолимой силы. В контракт, включается оговорка о переносе сроков исполнения контракта или освобождении сторон от всех или части обязательств, в случае непредвиденных обстоятельств;

  11. Арбитраж. В случае, когда конфликтные ситуации невозможно решить дружеским путём, стороны передают разногласие третейским судам. На этот случай должны быть оговорены все условия этой передачи и расходов по арбитражу;

  12. Заключительная часть – указание юридических адресов сторон, подписи представителей сторон.

Глава 4. Организация сбыта готовой продукции.

4.1. Формы сбыта готовой продукции


С материально-техническим снабжением предприятий тесно связан процесс сбыта продукции.

Важнейшими задачами отделов сбыта является наблюдение за своевременностью отгрузки, качеством и комплектностью готовой продукции, ускорение и удешевление продвижения ее к потребителю.

Объектами сбыта являются все виды товарной продукции (готовая продукция, полуфабрикаты), идущие сторонним потребителям; продукция для собственных нужд (капитального строительства или ремонта); различные виды услуг; излишние и неликвидные материалы, оборудование, отходы производства.

Виды сделок частично были рассмотрены в п. III.3. Но стоит упомянуть еще несколько:

  1. Торговля машинно-технической продукцией в сборе. На неё приходится около 50% общего объёма мировой торговли продукцией машиностроения. При этом виде сделки продавец производит дополнительные операции: предпродажный сервис; предпродажную доработку; техническое обслуживание в гарантийный и пост гарантийный периоды.

  2. Поставки на сборку. Этот вид торговли поставляет детали и узлы для сборки изделий по предоставленным технологиям.

  3. Лизинг – долгосрочная и краткосрочная аренда машин, оборудования и иных материальных средств.

  4. Торговля комплектным оборудованием. Комплектным принято считать промышленное оборудование, объединенное в технологический комплекс по выпуску готовой продукции.

  5. Международные торги. Это конкурсная форма реализации заказов на закупку оборудования или привлечение подрядчиков для сооружения комплектных объектов.

  6. Инжиниринг — продажа технического опыта, в основном проектирования объектов, методов организации производства, эксплуатация предприятий и реализации готовой продукции.

  7. Иностранные инвестиции. Широкое распространение в нашей стране получили совместные предприятия с участием иностранных партнеров. В совместном предприятии предусматривается формирование общей собственности, создание общих органов управления и распределение прибыли в соответствии с долями участия партнеров.

  8. Торговля технологиями на основе лицензий.


4.2. Жизненный цикл товара

Жизненный цикл товара — тот промежуток времени, в течение которого товар разрабатывается, занимает определенное место на рынке, а потом исчезает. Существуют следующие этапы жизненного цикла товара: внедрение, рост, зрелость, насыщение рынка, спад.

В машиностроении жизненный цикл товара часто исчисляется десятками лет, так как производство машин и оборудования не из тех производств, которые можно быстро свернуть или развернуть новое. Да и товары (машины, оборудование) создаются в расчете на долгое время эксплуатации. Наиболее короткие жизненные циклы товара и наиболее часто меняющийся ассортимент существует, наверно, в автомобилестроении.

(см. приложение 2.)


4.3. Работа по поиску новых партнеров. Рекламная работа

Готовая продукция предприятий машиностроения в первая очередь рассчитана на оптовую торговлю с себе подобными крупными заводами или посредническими фирмами. Однако в последнее время на некоторых (например, автомобильных) заводах организуются свои отделы розничной торговли, которые налаживают торговлю в магазинах от этого завода. В этом случае для привлечения новых покупателей используются всевозможные виды рекламы: на телевидении, в прессе, щитовая реклама и т.д.

При работе с крупными предприятиями и фирмами их было бы трудно привлечь щитовой рекламой. В целях налаживания партнерских связей и поиска новых путей взаимодействия широкое распространение получили международные выставки. Выставки выполняют несколько функций, таких как: место для эффективной рекламной кампании, выход на международный рынок, предоставление новых поставщиков и покупателей и бесценный обмен опытом. В сегодняшней мировой практике международные выставки необходимы машиностроительному комплексу для эффективной работы и дальней- шего развития.



Профессиональный Лицей №18

КУРСОВАЯ РАБОТА
Тема: Организация производственного процесса.


По предмету: Экономика и управление предприятием.

Студент 1 курса

Специальность: программное обеспечение вычислительной техники.

Студент гр. П-111 Косарев А.В.

Преподаватель Буханцева Т.Ф.


Южно – Сахалинск,

1999

Производственный процесс – совокупность взаимосвязанных процессов труда и естественных процессов, в результате которых исходные материалы превращаются в готовые изделия.

В зависимости от характера и масштаба выпускаемой продукции производственные процессы могут быть простыми и сложными.

Производственный процесс, включает, как технологические, так и нетехнологические процессы.

По масштабам производства однородной продукции различают процессы:

В зависимости от того, какой продукт является результатом производства, производственные процессы подразделяются на основные, вспомогательные и обслуживающие.

Центральное место в этой совокупности занимает основной производственный процесс, в результате которого исходное сырьё и материалы превращаются в готовую продукцию.

Основной производственный процесс делится на три стадии: заготовительную, обрабатывающую и сборочную.

Вспомогательный ПП

Обслуживающий ПП. К нему относятся транспортные, складские операции, технический контроль и др.

Организация производства охватывает все звенья – от групп отраслей и подотраслей народного хозяйства до рабочего места.

В рамках крупного машиностроительного предприятия можно выделить три уровня организации производства:
  1. Организация процесса на рабочем месте


  2. Внутрицеховая организация производства

  3. Межцеховая организация производства

Основываясь на содержании и направлениях организации производства, можно сформулировать её основные задачи:

Высшей формой организации производства являются автоматические поточные линии.

Экономическая эффективность автоматических поточных линий состоит в резком повышении производительности труда и качества продукции, значительном снижении себестоимости и улучшении других показателей, а также в облегчении труда рабочих, функции которых сводятся к управлению машинами.

Управление технологическим процессом зависит от конкретной структуры определённого предприятия.

При централизованном способе все функции управления сконцентрированы в функциональных отделах управления предприятия.

При централизованном способе все функции управления сконцентрированы в функциональных отделах управления предприятия.

При децентрализованном способе все функции обслуживания передаются цехам. Каждый цех превращается в замкнутое производственное подразделение.

Наиболее эффективен смешанный способ, который получил наибольшее применнение на большинстве предприятий. При этом вопросы, которые могут более оперативно и лучше решить цех или хозяйственное бюро, передаются в их ведение, а методическое руководство функциональными подразделениями и контроль за качеством продукции выполняют функциональные отделы аппарата управления предприятием.

Так как основная часть производственного процесса проходит непосредственно в цехе, он имеет свой аппарат управления технологическим процессом. Во главе цеха стоит начальник, назначаемый из числа опытных, высококвалифицированных работников и подчиняется директору предприятия. Он организует труд всего коллектива, проводит мероприятия производство механизации и автоматизации производственного процесса, производство внедрению новой техники, осуществляет меры производство охране труда.

Важнейшим звеном производственной структуры цеха является производственный участок, во главе которого стоит мастер. Мастер – непосредственный организатор процесса производства в своём подразделении. Он имеет право: принимать на работу и производить расстановку рабочих на участке, производство согласованию с начальником цеха освобождать лишних рабочих; присваивать тарифные разряды рабочим; премировать и штрафовать рабочих.

Пользуясь этими правами, мастер обязан: обеспечивать выполнение работ и заданий, стоящих перед участком; предупреждать брак в производстве; обеспечивать экономное использование сырья и материалов; обеспечить строгое выполнение техники безопасности и охраны труда.

Повсеместное использование АСУ упрощает процесс управления. Основа АСУ – интегрированная обработка производственно-экономической информации, охватывающая решение задач прогнозирования, планирования и управления производством с использованием современных средств.

Качество продукции характеризуется теми свойствами, которые определяют её эксплуатационную пригодность и проявляются в процессе использования.

Качество изделия оценивается относительно, т.е. путём сопоставления его с другим изделием, имеющим оптимальные показатели качества, которые фиксируются в ГОСТах.

Технический контроль – это проверка соответствия продукции или процесса, от которого зависит качество продукции, установленным техническим требованиям. В машиностроении он представляет собой совокупность контрольных операций на всех стадиях производства.

Материальные ресурсы представляют собой часть оборотных фондов предприятия, т.е. тех средств производства, которые полностью потребляются в каждом производственном цикле, целиком переносят свою стоимость на готовую продукцию и в процессе производства меняют или теряют свои потребительские свойства.

Наибольшую долю материальных ресурсов предприятия составляют основные материалы. Наибольшую долю материальных ресурсов предприятия составляют основные материалы.

К вспомогательным относятся материалы, потребляемые в процесс обслуживания производства или добавляемые к основным материалам с целью изменения их внешнего вида и некоторых других свойств.

Материальные ресурсы можно разделить на 4 группы:

  1. постоянно потребляемые в значительных количествах;

  2. материалы, поставка которых по условиям работы поставщиков производится один раз в планируемый период и приурочена к определённому месяцу этого периода;

  3. получаемые от поставщиков, среднемесячный расход которых меньше заказной нормы;

  4. получаемые со сбытовых или снабженческих баз.

Существуют следующие виды организации материально-технического снабжения:

  1. Централизованная форма.

  2. Система “снабсклад”.

  3. Система цехового снабжения.

Т.к. машиностроительные заводы представляют собой давно работающие, устоявшиеся комплексы, с сформировавшейся инфраструктурой и системой внешних и внутренних связей, то они имеют определённые прочные партнёрские связи как в регионах России, так и за рубежом. Каждый завод имеет своих партнёров-поставщиков, с которыми он устанавливает взаимовыгодные связи.

Завод может заключать с посредником несколько видов сделок:

  1. Товарообменные или бартерные

  2. Прямые закупки

  3. Торгово-посреднические операции

  4. Биржевые сделки на биржах сырьевых товаров.

Договор (контракт) купли-продажи – это документ свидетельствующий о соглашении между поставщиком и заказчиком на поставку товара.

На практике широкое применение получили типовые контракты.

С материально-техническим снабжением предприятий тесно связан процесс сбыта продукции. Важнейшими задачами отделов сбыта является наблюдение за своевременностью отгрузки, качеством и комплектностью готовой продукции, ускорение и удешевление продвижения ее к потребителю.

Объектами сбыта являются все виды товарной продукции (готовая продукция, полуфабрикаты), идущие сторонним потребителям; продукция для собственных нужд (капитального строительства или ремонта); различные виды услуг; излишние и неликвидные материалы, оборудование, отходы производства.

Виды сделок

  1. Торговля машинно-технической продукцией в сборе.

  2. Поставки на сборку.

  3. Лизинг.

  4. Торговля комплектным оборудованием.

  5. Международные торги.

  6. Инжиниринг.

  7. Иностранные инвестиции.

  8. Торговля технологиями на основе лицензий.

Жизненный цикл товара — тот промежуток времени, в течение которого товар разрабатывается, занимает определенное место на рынке, а потом исчезает. Существуют следующие этапы жизненного цикла товара: внедрение, рост, зрелость, насыщение рынка, спад.

Готовая продукция предприятий машиностроения в первая очередь рассчитана на оптовую торговлю с себе подобными крупными заводами или посредническими фирмами. Однако в последнее время на некоторых (например, автомобильных) заводах организуются свои отделы розничной торговли, которые налаживают торговлю в магазинах от этого завода. В этом случае для привлечения новых покупателей используются всевозможные виды рекламы: на телевидении, в прессе, щитовая реклама и т.д.
Наиболее простой путь — наладить учет, анализ и планирование затрат на обеспечение качества, то есть измерить качество рублем. К сожалению, предприятия, где налажен такой учет, встречаются редко. Да и у исследователей этой проблемы тоже нет единого мнения: многие считают, что не стоит усложнять жизнь, поскольку результат от такого учета незначителен, а объем работ по сбору и обработке информации возрастает существенно. Следует отметить, что МС ISO 9001:2000 содержит требование определения затрат на качество.

В самом деле, с внедрением на предприятии системы качества на основе МС ISO 9000 функции экономической и бухгалтерской служб практически не изменились: СМК действует сама по себе, бухгалтерия решает свои задачи. В действующей системе учета затрат на производство значительная часть затрат на обеспечение качества продукции рассредоточена и обезличена, что не позволяет анализировать их распределение и динамику, находить пути улучшения работы. Тем самым затрудняется реализация одного из основных принципов ISO 9001:2000 — принципа непрерывного улучшения, целью которого — сокращение потерь, экономия затрат и улучшение качества продукции.

Для налаживания управления затратами на обеспечение качества целесообразно дополнить Руководство по качеству разделом «Управление затратами на качество », где будут сформулированы задачи по учету и анализу затрат, решаемые на каждом этапе производства, а также принципы оценки, планирования и управления. Также необходимо разработать стандарт предприятия, регламентирующий порядок сбора финансовой информации обо всех видах затрат на качество, процедуры ее обработки и анализа, а также определяющий ответственных исполнителей, формы регистрации данных и представления отчетов для высшего руководства. Ответственным за организацию учета затрат на обеспечение качества должен быть главный бухгалтер, а ответственным за их анализ, оценку и принятие необходимых мер — директор по качеству.

Стандарт ISO 9000:2000 требует, чтобы менеджмент качества базировался на фактической информации (экономических, физических, геометрических, временных и других характеристиках продукции и процессов). Средством измерения качества, в том числе и затрат на качество, может стать перестройка информационного обеспечения предприятия на основе внедрения новых информационных технологий [1, 2, 3]. Тогда традиционная технология создания и функционирования системы качества, состоящая во внедрении организационных решений, подготовке документации, «бумажном » сборе и обработке информации приобретает новое содержание. Система менеджмента качества становится не столько физической, сколько «виртуальной ». Информационная компьютерная система предприятия позволяет не только автоматизировать сбор, обработку, документирование данных о процессах обеспечения качества на всех этапах жизненного цикла продукции или изделия, но и перейти на «безбумажную » технологию управления.

Выход на более высокий технологический уровень работы с информацией — это стратегическая цель предприятий, но именно в создании системы информационной поддержки СМК заключается суть «измерения качества » и, на этой основе, — оценки эффективности функционирования системы качества.

Для руководства предприятия представляют интерес следующие реальные данные о следующих видах затрат:

· расходы на содержание службы качества и сертификацию;

· затраты на технический контроль и испытания продукции;

· потери от внутреннего и внешнего брака. Это область наибольших потерь, включающая в себя затраты, связанные с несоответствиями и дефектами, выявленными в ходе производства и на этапе послепродажного сервиса; стоимость дополнительных работ по устранению брака;

· затраты на рекламационную работу;

· убытки от нарушения сроков и объемов поставок;

· арбитражные издержки, санкции за нарушение прав потребителей;

· суммы незаслуженно выплаченных работникам премий;

· распределение накладных расходов между производственными и обслуживающими подразделениями;

· структура затрат на обеспечение качества по заказам (видам продукции);

· - затраты на подготовку, переподготовку и аттестацию персонала.

По мере улучшения качества продукции стоимость потерь снижается. Затраты, вложенные в предупредительные мероприятия, как правило, приводят к значительному сокращению общих затрат за счет снижения убытков от внутреннего и внешнего брака. Доля затрат на оплату труда основных производственных рабочих в себестоимости продукции также имеет тенденцию к уменьшению. Поэтому объем затрат, которые идут на обеспечение и управление качеством, довольно существенно зависит не только от затрат основных ресурсов (оплата труда основного персонала, расход энергии и материалов), но и в большей степени — от объема вспомогательных операций, не добавляющих новую стоимость, таких как подготовка производства, входной контроль, технический контроль качества продукции, испытания, обращение с несоответствующей продукцией и др. В этих операциях основная доля работ выполняется специалистами ОТК и вспомогательным персоналом, не создающими новой стоимости. В общей совокупности затрат на производство продукции затраты на контроль качества и испытания изделия, например в авиационной промышленности, составляют примерно 25—30%, а в электронной промышленности и приборостроении — достигают 25—50% себестоимости изделий.

Прямые затраты труда снижаются, в результате непрямые функции могут вносить существенный вклад в формирование стоимости продукции. Руководству предприятия это необходимо знать не по абстрактным рассуждениям, а на основе соответствующих измерений и регистрации данных. Тогда принятие решений будет основываться на фактах.

Создание системы оценивания затрат на качество может стать средством выявления неэффективных видов деятельности, способом оценки результативности СМК, а финансовые отчеты помогут руководству предприятия оценивать результаты инвестиций в качество на общедоступном языке делового общения.

Литература

1. Информационные технологии поддержки жизненного цикла продукции. Методология функционального моделирования. Рекомендации по стандартизации. — М.: Госстандарт РФ, 2001.

2. ГОСТ Р ИСО 10303—99. Системы автоматизации производства и их интеграция. Представление и обмен данными об изделии.

3. Компьютерные системы управления качеством продукции — эффективный путь внедрения международных стандартов ИСО серии 9000 версии 2000 года: Тезисы докладов научно –практической конференции, 19–20 июня 2001 г., г. Королев. – М., 66 с.



© 2001, журнал “Век качества”

Список использованной литературы:


  1. “Практический менеджмент предприятия” Веснин Р.В. Москва 1998 г.

  2. “Управление персоналом” Базарова Т.Ю. Москва 1998 г.

  3. “Основы менеджмента” Лебедев О.Т. Санкт-Петербург 1998 г.

  4. “Менеджмент организации” Румянцева З.П. Москва 1995 г.

  5. “Основы предпренимательского дела” Москва 1992 г.


Организационно-экономический механизм управления качеством продукции хлебопекарной промышленности
Центральное место в системах управления качеством занимает организационно-экономический механизм управления качеством продукции (ОЭМУК), который необходим для приведения в действие систем управления и с помощью своих элементов обеспечивает их надежное функционирование - планирование, контроль качества продукции, учет и анализ брака, дефектов. По своему содержанию ОЭМУК - совокупность взаимосвязанных организационных, экономических, административно-правовых и других рычагов и методов целенаправленного воздействия на объект управления для обеспечения надежного функционирования системы управления качеством.
В экономической литературе под механизмом понимается совокупность методов и средств воздействия на экономические процессы, их регулирования [1]. Применительно к системному управлению качеством такой механизм рассматривают как совокупность организационных, экономических и правовых компонентов и звеньев, обеспечивающих согласованное функционирование всех элементов системы управления качеством для достижения целей управления [2]. Данный механизм должен обеспечивать анализ состояния качества и причин брака, дефектов, выработку эффективных целенаправленных управляющих воздействий на различные факторы, влияющие на качество, и осуществлять их реализацию в процессе управления. В соответствии с приведенным определением механизм управления качеством следует рассматривать в неразрывной связи с системой менеджмента качества, в которой данный механизм будет служить центральным звеном. На рис. 1 приведена графическая модель ОЭМУК.
Из схемы видно, что центр данного механизма - орган управления качеством (ОУК), который осуществляет планирование, контроль, учет качества продукции и другие функции управления им, опираясь на принципы управления качеством, методы контроля и анализа качества на основе стандартов (ГОСТ, ОСТ, СТП, ИСО 9000) и другой нормативно-технической документации. Важнейшими элементами ОЭМУК являются экономические и правовые рычаги и стимулы, которые воздействуют на объект управления и обеспечивают систематический контроль, учет, анализ и соответствующее регулирование качества. Основу функционирования ОЭМУК составляет нацеленность системы управления на конечные результаты, приемку и сдачу готовой продукции на склад или непосредственно заказчику. Такой ОЭМУК обеспечивает надежное воздействие на систему управления -приведение ее в действие и обеспечение эффективного функционирования по достижению конечных результатов с наименьшими затратами ресурсов.
Изучение теории и практики управления качеством продукции на зарубежных и отечественных предприятиях показывает, что в настоящее время наиболее эффективное управление качеством хлебобулочной продукции возможно путем практического создания систем управления качеством на основе их проектирования и разработки соответствующих методов управления и методологии формирования функций, организационной структуры и систем управления в целом.
Исследования показывают, что проектирование и создание систем управления качеством целесообразно осуществлять в 5 этапов:
* анализ достигнутого уровня качества продукции и управления им;
* определение целей и задач управления качеством;
* выявление функций управления и бизнес-процессов, посредством которых осуществляется управление качеством в соответствии с принципами процессного и системного подходов;
* проектирование систем управления качеством;
* формирование организационно-экономического механизма действия системы управления качеством.
Рассмотрим каждый из перечисленных этапов более подробно.
1. Анализ достигнутого уровня качества и управления им. Данный анализ необходим для определения состояния мероприятий по обеспечению требуемого уровня качества продукции и степени соответствия существующей системы управления качеством своему назначению. Анализ и объективная оценка фактического уровня качества и дефектности, а также эффективности принимаемых мер в этой области позволяет выявить проблемы в области обеспечения качества, если таковые имеются, и принять решение о необходимости создания системы управления качеством или совершенствовании действующей системы управления производством и качеством. Особое внимание при этом должно уделяться оценке достигнутого уровня качества на основе расчета уровня дефектности, установления размеров допущенного брака, его причин и характера, тенденций изменения и анализу факторов, влияющих на качество продукции, так как именно факторный анализ позволяет выявить слабые места в организации контроля и обеспечения качества продукции.
По результатам анализа достигнутого уровня качества и факторов, влияющих на качество хлебобулочной продукции на предприятиях Приморского края, нами было установлено, что в целом уровень дефектности в объеме реализации невелик, но при этом он не имеет однозначной тенденции к снижению (это видно из графика на рис. 2). Построенная линия тренда к графику потерь от брака указывает на снижение уровня потерь в динамике. Однако сама ломаная линия потерь носит скачкообразный характер.
Из всех факторов, влияющих на качество хлебобулочной продукции, были выявлены следующие основные: уровень материально-технической базы, качество труда работников, уровень организации производства, качество сырья и уровень контроля качества. Исследования показали, что существуют определенные проблемы в этой области, а именно - необходимость повышения уровня прогрессивности материально-технической базы, улучшения технической готовности технологического оборудования, инструментов, повышения качества труда работников и более эффективного стимулирования их за высококачественное выполнение работ. Необходимо усиление контроля качества сырья, материалов, технологии, производства и обеспечение всестороннего контроля качества продукции на каждом этапе производственного процесса. Реализации указанных мер должно способствовать создание эффективной системы управления качеством.
2. Определение целей и задач управления качеством. Важное место при создании системы управления качеством занимает определение конкретных целей и задач управления качеством, так как от правильно выбранной цели зависит структура системы управления, ее эффективность и экономичность в процессе функционирования. Поэтому выбор цели - важнейший этап создания системы управления качеством. В зависимости от оценки достигнутого уровня качества и поставленных целей по его повышению принимается решение о создании новой или совершенствованию имеющихся систем управления качеством, если уровень качества продукции относительно высок.
При этом сформулированные цели должны полностью соответствовать принятой стратегии предприятия и соответствующим ей стратегическим направлениям. Выделение стратегий развития производства на основе повышения качества продукции как целей системы управления качеством позволит увязать общую стратегию развития предприятия с целями управления качеством. В соответствии с таким подходом основная стратегическая цель управления качеством - повышение качества продукции на основе решения текущих задач - повышение качества сырья, материалов, качества труда работников, совершенствование контроля качества и учета потерь от брака, улучшение состояния материально-технической базы производства и т. д. Данная цель тесно взаимосвязана с целями инновационного развития и снижения издержек производства, так как без них невозможно достичь максимального качества в социально-экономическом смысле, поэтому данные цели также необходимо рассматривать при проектировании систем управления качеством. Указанный подход позволит увязать цели системы управления качеством с общей стратегией развития предприятия и тем самым будет способствовать более полной интеграции рассматриваемой системы в общую систему управления.
3. Выявление функций управления и бизнес-процессов, посредством которых осуществляется управление качеством. При проектировании систем управления необходимо прежде всего выявить функции, относящиеся к управлению качеством продукции, и установить их взаимосвязи с производственными функциями управления, бизнес-процессами. Это необходимо для определения границ систем управления качеством в общей системе управления производством, выявления необходимых связей с производственными системами для обеспечения единства процесса производства и управления качеством. От правильности выявления функций управления зависит реальность и эффективность выполнения задач, поставленных системой, так как ошибочное определение функций управления может привести к неправильному построению структуры системы управления и органов управления качеством.
Исследование функций управления качеством на отечественных и зарубежных предприятиях позволило выявить следующие основные функции управления качеством хлебобулочной продукции:
* планирование и стимулирование повышения качества;
* контроль качества;
* учет и анализ качества;
* оценка качества продукции;
* регулирование качества продукции.
Кроме выделения из общей системы управления производством функций, касающихся управления качеством, важное значение имеет идентификация бизнес-процессов, относящихся к системе управления качеством. Данный подэтап играет важную роль в реализации принципа процессного и системного подходов, в соответствии с которыми организация должна определить процессы, необходимые для создания ценностей, оценить их взаимосвязи, обеспечить управление ими. Выделение бизнес-процессов очень важно в управлении качеством, так как они обеспечивают взаимосвязь функций управления с этапами жизненного цикла продукции, а также способствуют созданию необходимых условий для осуществления эффективного управления качеством посредством приобщения к ним определенных функций управления производством. Данный подход обеспечивает комплексность охвата управлением всех стадий жизненного цикла продукции, а также дополнительных процессов и элементов, влияющих на качество выпускаемой продукции.
4. Проектирование систем управления качеством продукции. Проектирование систем управления качеством осуществляется на основе выявления функций управления качеством и определения структуры системы управления, ее внутренних и внешних связей и взаимодействия с другими системами.
Важно уточнить, что системы управления качеством обладают специфическими особенностями, которые отличают их от других систем управления, так как системы управления качеством создаются не для выполнения отдельных функций управления, а для решения комплекса задач, связанных с выполнением контрольно-аналитических, социально-экономических, правовых и других функций управления качеством. Поэтому в управлении качеством важен комплексный подход, охватывающий не только функции управления качеством, но и межфункциональные проблемы, связанные с качеством технической документации, планированием, материальным и моральным стимулированием, правовым регулированием качества и т. д.
В связи с этим совершенствование управления качеством должно осуществляться по пути использования комплексных систем управления качеством продукции (КСУКП), функционирующим в соответствии с комплексными целевыми программами управления, составленными для решения определенных проблем. Такие системы призваны комплексно воздействовать на все элементы и факторы, влияющие на качество продукции, быть гибкими при перестройке для решения различных задач и устойчивыми к воздействию помех в управлении, обеспечивать тесную взаимосвязь требований к качеству продукции со всей производственно-хозяйственной деятельностью предприятия по достижению этих требований с использованием организационно-распорядительных, экономических, правовых и других методов управления [3, с. 74].
КСУКП должна обеспечивать тесную связь между функциями и объектами управления на всех этапах жизненного цикла продукции и уровнях управления. На основе изложенного предлагается использовать следующую модель системы комплексного управления качеством хлебобулочной продукции, включающую все вышеперечисленные элементы (рис. 3).
Из данной схемы видно, что предлагаемая система управления качеством по своей структуре и выполняемым функциям соответствует принципам системного и процессного подходов и обеспечивает комплексность в вопросах обеспечения и совершенствования качества, так как предполагает учет и рассмотрение проблем качества на всех стадиях жизненного цикла продукции. Также она охватывает все объекты управления - труд, средства и предметы труда, технологические процессы, что создает научную основу для рассмотрения проблемы по всем элементам, факторам и направлениям улучшения качества продукции.
Таким образом, представленная схема комплексного подхода к управлению качеством продукции обеспечивает тесную связь и взаимодействие всех элементов системы на всех уровнях управления и в комплексе охватывает все процессы и объекты управления качеством.
5. Формирование организационно-экономического механизма управления качеством. Для приведения в действие и обеспечения стабильного функционирования системы управления качеством необходимо создать механизм действия этой системы, способный воплотить требования экономических законов и закономерностей развития качества в практику управления качеством продукции. На рис. 1 приведена схема ОЭМУК.
Основными элементами механизма управления качеством являются специфические принципы управления качеством, методы планирования и стимулирования повышения качества продукции, комплексные целевые программы и органы управления качеством, обеспечивающие использование экономических законов и закономерностей в практике управления качеством.
Основу действия механизма управления качеством составляет увязка целей и задач системы управления качеством с методами, средствами достижения целей и управленческими ресурсами, которые являются элементами механизма управления. Такая увязка достигается установлением связей и соответствия общей стратегии деятельности предприятия с системой и элементами механизма управления качеством. Взаимосвязь системы управления качеством и элементов механизма управления показана на рис. 4.
Из приведенной модели видно, что механизм управления качеством строится в соответствии с общей целевой стратегией управления и служит центральным звеном системы управления качеством. Он представляет собой совокупность принципов, методов, планово-экономических, административных, правовых рычагов и стимулов, с помощью которых можно решать вопросы, связанные с обеспечением требуемого уровня качества продукции, которые в сочетании с ценовыми факторами обеспечивают достижение высокой конкурентоспособности продукции. Кроме этого, представленная модель позволяет тесно увязать цели, задачи, средства достижения целей и ресурсы с требуемым управлением качеством продукции.
В качестве методологической базы системы и механизма управления качеством выступают научно-техническая документация, экономические законы, закономерности управления качеством, принципы, методы управления производственным процессом, а также административные, правовые и экономические рычаги управления и стимулы.
При этом принципы управления качеством - один из основополагающих элементов механизма и системы управления качеством. Для управления качеством хлебобулочной продукции представляется целесообразным руководствоваться закрепленными в стандартах ИСО серии 9000 специальными принципами управления качеством, среди которых наибольший интерес представляют принципы процессного и системного подходов, ориентации на потребителя, постоянного улучшения, вовлечения всего персонала в процесс управления, а также ответственности высшего руководства за управление качеством.
Кроме этого, применительно к управлению качеством хлебобулочной продукции нами были сформулированы специфические принципы управления, отражающие особенности управления в данной отрасли. Это прежде всего принцип минимизации стоимости жизненного цикла продукции, позволяющий увязать экономические интересы потребителя хлебобулочной продукции, обладающей неэластичным спросом, и ее производителя; принцип эффективности качества, предполагающий неразрывность качества и эффективности производства продукции; принцип единства количества и качества, отражающий взаимосвязь технической и экономической сторон качества; принципы экономического стимулирования, непрерывности контроля качества и соответствия качества продукции уровню материально-технической базы производства, обеспечивающие комплексный подход к управлению. Принцип надежности системы управления качеством позволяет обеспечить достижение синергетического эффекта системой управления на основе ее надежного, безотказного функционирования, тем самым гарантируя рост эффективности функционирования экономического механизма управления качеством.
Важнейшим элементом в составе механизма управления качеством является орган управления качеством продукции, которым может быть отдел технического контроля или отдел управления качеством, или другие службы управления качеством, которые призваны осуществлять весь комплекс мероприятий по управлению им. Структура служб управления качеством должна формироваться на основе выделения из общей системы управления производством функций, присущих управлению качеством и нацеленных на достижение требуемого уровня качества с минимальными издержками, обусловливающими рост конкурентоспособности продукции, интеграции и взаимодействия этих функций.
Необходимо уточнить, что в изучаемой отрасли производства хлебобулочной продукции слабо осуществляется исследование функций управления производством и обособление функций, относящихся к управлению качеством, что является существенным препятствием на пути создания эффективных систем управления качеством.
Для создания оптимальной структуры и обоснования численности службы управления качеством необходимо рациональное распределение и перераспределение функций по управлению качеством продукции между работниками технологических, производственных служб, отделов маркетинга, технического контроля, бухгалтерии и других структурных подразделений предприятия. Это обеспечит более эффективное управление качеством. В этой связи предлагается следующее закрепление выделенных ранее функций управления качеством за структурными подразделениями предприятия:
* планирование качества - служба качества, производственные цеха, участки, отделы снабжения, технологическая служба;
* контроль качества - производственные мастера, служба качества;
* учет и анализ качества, оценка качества продукции - служба качества, бухгалтерия, главный технолог;
* стимулирование и регулирование качества продукции - руководитель предприятия, начальники цехов, плановый отдел или отдел труда и заработной платы, бухгалтерия.
Совокупность перечисленных функций и объем работ по ним определяют организационную структуру службы качества, ее взаимосвязь с другими структурными подразделениями. Исходя из этого, предлагается следующая структура органов управления качеством, приведенная на рис. 5.
Данная структура органов управления качеством предполагает выделение в составе службы качества четырех подразделений, которые обеспечивают выполнение основных функций управления качеством, а также предусматривает взаимосвязь указанных подразделений с другими подразделениями предприятия в соответствии с предложенным закреплением функций внутри предприятия. Это обеспечит комплексный подход к управлению качеством на всех этапах производства и формированию соответствующего механизма управления.
Для реализации комплексного целевого подхода к управлению качеством предлагается использовать комплексную целевую программу повышения качества хлебопекарной продукции, разработанную автором для Владивостокского хлебозавода N 1, в которой цели, задачи, средства их достижения и ресурсы тесно увязываются с помощью комплексных целевых программ и их инструментария - дерева целей (рис. б).
На основе дерева целей разрабатывается комплексная целевая программа повышения качества продукции, являющаяся важнейшим звеном механизма управления качеством и определяющая основные мероприятия по обеспечению и улучшению качества, а также увязывающая эти мероприятия с исполнителями и имеющимися ресурсами.
Фрагмент комплексной целевой программы повышения качества хлебобулочной продукции приведен в таблице.
Планирование мероприятий по повышению качества с помощью комплексных целевых программ позволит увязать цели, задачи, функции управления с ресурсами и конечными результатами на всех уровнях управления и стадиях жизненного цикла продукции, что будет способствовать росту эффективности функционирования механизма управления качеством.
Исходя из этого, организационно-экономический механизм является генезисом систем управления качеством, представляющим взаимосвязанную совокупность принципов управления качеством, организационных, правовых и экономических методов и рычагов управления и органа управления, которые во взаимодействии обеспечивают программирование действия системы менеджмента качества, реализацию комплексных целевых программ и планов повышения качества продукции. Этот механизм должен обеспечивать надежную настройку и функционирование КСУКП, а также систематический контроль, учет, оценку уровня качества работ и экономическое стимулирование персонала управления качеством. Дальнейшее совершенствование КСУКП необходимо осуществлять в тесной связи с требованиями стандартов ИСО 9000, конъюнктурой рынка и уровнем развития производственного, научно-технического и кадрового потенциала организации.

ЛИТЕРАТУРА
1. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. - М.: ИНФРА-М, 2005.
2. Мишин В.М. Управление качеством. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
3. Шевченко Д.К., Груздев В.В. Организация и управление качеством: Монография. - Владивосток: Дальрыбвтуз (ТУ), 1998.

Рис. 1. Схема организационно-экономического механизма управления качеством продукции
Рис. 2. Динамика потерь от брака хлебобулочной продукции за 2001-2005 гг.
Рис. 3. Принципиальная схема комплексного подхода к управлению качеством продукции
Рис. 4. Модель взаимосвязи комплексной системы управления и элементов механизма управления качеством
Рис. 5. Структура органов управления качеством
Рис. 6. Фрагмент дерева целей: реструктуризация генеральной цели управления качеством
Комплексная целевая программа повышения качества хлебобулочной продукции



3.1 Основная литература



  1. Готра З.Ю., Николаев И.М. Контроль качества и надежность микросхем, - М.: Радио и связь, 1989.

  2. Чернышев А.А. Основы надежности полупроводниковых приборов и ИМС. – М.: Радио и связь, 1988.

  3. Испытания радиоэлектронной, электронно-вычислительной аппаратуры и испытательное оборудование. Под ред. Коробова А.И. – М.: Радио и связь, 1987.

  4. Технология полупроводниковых приборов и изделий микроэлектроники. В 10 кн/Кн. 10. Семенов Ю.Г. Контроль качества. – М.: Высшая школа, 1990.

  5. Достанко О. А. Испытания, контроль и сертификация МЭУ. Лабораторный практикум. – Мн.: МГВРК, 1999.


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации