Реферат - Средневековье (эссе) - файл n1.doc
Реферат - Средневековье (эссе)скачать (92.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc
1.) Средневековье - удивительная страница в истории Западной Европы. Это мир рыцарских турниров и гербов, крестовых походов, утопающих в роскоши феодальных замков, умирающих от голода и болезней деревень и городов. Это мир Карла Великого и Мухаммеда, Ричарда Львиное Сердце и Жанны д'Арк, Робина Гуда и короля Артура.
Великодушие и жестокость, роскошь и нищета, благородство и предательство были в этом мире настолько яркими и контрастными, а герои этой эпохи настолько легендарными, что этот мир часто представляется нам волшебной сказкой. Но это реальная историческая эпоха в жизни человечества, длившаяся более 1000 лет -
с середины V до конца XV века. Многие ученые считали, что
Средневековье длилось с 395 года (окончательное разделение
Римской империи на Восточную и Западную) и вплоть
до 1453 года (падение Константинополя).
Средневековье условно делится на
три основных периода:
Раннее Средневековье (конец V — середина XI веков).
Высокое или классическое Средневековье (середина XI — конец XV веков).
Позднее Средневековье или раннее Новое время (XVI—XVII века).
2.) В XII веке в Европе начали появляться первые в мире
высшие школы - университеты. Некоторые университеты, например, в Севилье, Париже, Тулузе, Неаполе, Кембридже, Оксфорде, Валенсии, Болонье были основаны в XII - XIII веках. Остальные, например, в Уппсале, Копенгагене, Ростоке, Орлеане были основаны позднее - в XIV - XV веках.
Традиционно средневековое образование ограничивалось церковными школами, которые становились все более популярны из-за расслоения средневекового общества, которому нужны были образованные администраторы, юристы, нотариусы, медики и священники. Были вновь открыты
античные авторы и
римское право, понадобились новые переводы
Аристотеля, и для удовлетворения этих новых нужд возникла новая форма образования, а также
студенческие гильдии или университеты (общины), от которых произошло наименование учебных заведений нового типа.
Первым университетом часто называют
Болонский университет, основанный в 1088 г, хотя по этому поводу имеются определенные разногласия. Действительно, этот университет считают «матерью европейских университетов», хотя эта концепция родилась в свое время как символ итальянского национального единства, а не для доказательства того, что именно этот университет был исторически первым. Если считать университетом единую корпорацию студентов и профессоров по различным дисциплинам, то, возможно, было бы правильнее считать первым
Парижский университет, основанный в 1208 г. С другой стороны, задолго до них учебным заведением, в котором были собраны видные ученые специально для создания «центра средневековой греческой науки и культуры», стал
университет в Константинополе. Как и арабские
медресе в
мусульманской части Испании и на
Сицилии константинопольский университет оказал значительное влияние на развитие высшего образования в Западной Европе.
В средние века не было отделения высшего образования от среднего, поэтому в университетах и существовали
младший и старшие факультеты. После изучения латыни в начальной школе школяр (scolarius) в 15-16, а иногда даже в 12-13 лет поступал в университет на подготовительный факультет. Здесь он
изучал "семь свободных искусств" (septem artes liberales), состоявших из двух циклов -
"тривиум" (trivium--"перекресток трех путей знаний": грамматика, риторика, диалектика) и
"квадривиум" (quadrivium--"перекресток четырех путей знания": музыка, арифметика, геометрия, астрономия). Только после изучения "философии" предоставлялось право поступать на старшие факультеты: юридический, медицинский, богословский.
Учебные занятия в университете были рассчитаны по составленному учебному плану на весь учебный год. Он делился на две неравных части: большой ординарный учебный период (magnus оrdinarius) с октября, а иногда с середины сентября и до Пасхи, а также "малый ординарный учебный период (ordinarius parvus) с Пасхи и до конца июня. Разделение на полугодия или семестры появляется лишь к концу средневековья в германских университетах.
Основных форм преподавания было три: Lectio (лекция)--полное, систематическое изложение учебного предмета, по программе, изложенной в статутах, в определенные часы. Эти лекции делились на ординарные (обязательные) и экстраординарные (дополнительные). В средние века школяры не слушали курс какой-то определенной науки, например, курс философии или римского права. Тогда говорили, что такой-то преподаватель читает или такой-то студент слушает такую-то книгу.
Repetitio (повторение) - это подробное объяснение отдельного текста с разных сторон, с учетом всех возможных сомнений и возражений. В Парижском университете чаще это была проверка всех относящихся к определенной частной проблеме источников по различным рукописям и просмотр соответствующих комментариев в различных сочинениях. В германских университетах они проходили в форме диалога между учителем и учеником. Учитель задавал вопросы и по ответам судил об успехах ученика. Была и еще одна форма - повторение части прочитанного. В это же время готовились к диспутам.
Disputatio (диспут)--одна из самых распространенных форм преподавания. Руководство университетов придавало им очень большое значение. Именно диспуты должны были научить школяров искусству спора, защите приобретенных знаний. В них на первое место выдвигалась диалектика. Самым распространенным методом проведения диспутов был предложенный Пьером Абеляром метод pro et contra, sic et non (за и против, да и нет). Каждые две недели один из магистров держал речь по возможно более широкой теме и в заключение называл тезисы или вопросы, которые должны были стать предметом спора, затем в течении нескольких дней собирал со школяров все "за" и "против". Самым любопытным и самым торжественным был проходивший на подготовительном факультете диспут "о чем угодно" (disputatio de quodlibet). Темы диспутов были самые разнообразные.
Факультет (
лат. facultas «возможность, способность») — учебно-научное и административное структурное подразделение
высшего учебного заведения, осуществляющее подготовку
студентов и
аспирантов по одной или нескольким родственным
специальностям, повышение квалификации специалистов, а также руководство научно-исследовательской деятельностью
кафедр, которые он объединяет.
Стандартный средневековый университет состоял из
четырёх факультетов:
Медицинский факультет.
Юридический факультет.
Богословский факультет (теологический факультет).
Факультет искусств (факультет свободных искусств, артистический факультет).
По окончании обучения студент выдерживал экзамен. Его принимала группа магистров от каждой нации во главе с деканом. Студент должен доказать, что читал рекомендованные книги и участвовал в положенном количестве диспутов (6 у своего магистра и 3 общеуниверситетских). Интересовались здесь и поведением школяра. Затем его допускали к публичному диспуту, на котором полагалось ответить на все вопросы. Наградой была первая степень бакалавра. Два года бакалавр ассистировал магистру и получал "право на преподавание" (licentio docendi), становясь "лиценциатом". Спустя полгода он становился магистром и должен был прочесть торжественную лекцию перед бакалаврами и магистрами, дать клятву, устроить пир.
Таков в самых общих учебный процесс в средневековом западноевропейском университете. Несмотря на все свои недостатки, средневековый университет все же давал возможность получить неплохое образование. В университетах обучались такие известные деятели культуры, как Пьер Абеляр, Петр Ломбардский, Фома Аквинский, Дунс Скотт, Вильям Оккам и др.
Профессор - (от лат.
professor — преподаватель, учитель), учёное звание, должность преподавателя высшего учебного заведения или сотрудника научного учреждения
Декан - (латин.
decanus, букв. десятник) - лицо, стоящее во главе факультета в высшем учебном заведении.
Доцент - (от лат.
docens, родительный падеж
docentis — обучающий; учитель, ученый), учёное звание преподавателей высшего учебного заведения.
Студе́нт - (от
лат. studens — усердно работающий, занимающийся) —
учащийся высшего, в некоторых странах и среднего учебного заведения. В Древнем Риме и в Средние века студентами назывались любые лица, занятые процессом познания.
3.) На протяжении XII—XIII веков в Европе
произошёл резкий подъём развития технологий и увеличилось число нововведений в
средствах производства, что способствовало экономическому росту региона. Менее чем за столетие было сделано больше
изобретений, чем за предыдущую тысячу лет.
Были изобретены пушки,
очки,
артезианские скважины и кросс-культурные внедрения:
порох,
шёлк,
компас и
астролябия пришли с Востока. Были также большие успехи в судостроении и в
часах. В то же время огромное количество греческих и арабских работ по
медицине и науке были переведены и распространены по всей Европе.
Известные учёные делали свои открытия именно в это время.
Тихо Браге,
Николай Коперник и
Галилео Галилей.
Алхимия - (араб. - философский камень, сокровенное искусство) - средневековая мистическая наука, предшествовавшая научной химии, искавшая т. наз. философский камень, средство превращения простых металлов в драгоценные и т. п.;
4.) Средневековье — это господство религиозного
мировоззрения, выраженного в богословии.
Философия становится служанкой теологии. Её
основная функция — истолкование Священного Писания, формулировка догматов Церкви и доказательство бытия Бога. Попутно развитие получила логика, осуществлялась разработка понятия личности (спор о различии ипостаси и сущности) и спор о приоритете единичного или общего (реалисты и номиналисты).
Реализм (
лат. realis — «существенный», «действительный», от res — «вещь») — стиль и метод в искусстве и литературе, а также философская доктрина, согласно которой предметы видимого мира существуют независимо от человеческого восприятия и познания.
Номинализм — (ново лат., от ome имя, с греч. окончанием). Учение, по которому слова, обозначающие общие понятия, не выражают собою реальных предметов: противоположное реализму.
Схоластика (
греч. σχολαστικός, «учёный, школьный») — систематическая
средневековая философия, сконцентрированная вокруг
университетов и представляющая собой синтез
христианского (
католического)
богословия и
логики Аристотеля.
5.) Карнава́л (от
лат. carne vale, «прощай, мясо» либо
лат. car val- «корабль шутов») — праздник, связанный с
переодеваниями и красочными
шествиями.
Карнавал появился в IX—X в. К этому времени относятся наиболее ранние упоминания о периодических городских празднествах в разных городах
Западной Европы. Первые карнавалы появились в
Италии, где раньше всего появились большие независимые города. Затем появились карнавалы во
Франции.
Главнейшая часть любого карнавала — шествие по главным улицам города. Ведущий его мотив — изобилие, происходящее от древнейших праздников урожая. Оно может быть выражено в огромных кучах сельскохозяйственных продуктов, цветов, кушаний, которыми кормят всех желающих. Всё происходящее во время шествия носит подчёркнуто игровой характер.
Основная фигура на карнавале — шут. Он задаёт тон и шествию, и представлению, которое затем развёртывается на центральной площади города.
1.) Средневековье