Медведев М.Ю. Все ПБУ (Положения по бухгалтерскому учёту): постатейные комментарии - файл n1.docx

приобрести
Медведев М.Ю. Все ПБУ (Положения по бухгалтерскому учёту): постатейные комментарии
скачать (2764.9 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.docx2765kb.18.09.2012 22:33скачать

n1.docx

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   91

Все ПБУ (Положения по бухгалтерскому учёту): постатейные комментарии




Предисловие



Бухгалтерское законодательство противоречиво - это общеизвестная, хотя широко не обсуждаемая истина.

Почему так происходит? Потому, что нормативные акты сочиняются людьми, а люди склонны ошибаться. Разумеется, все законы, кроме небесных, написаны людьми, но по нормативной базе бухгалтерского учета это особенно заметно. В рамках короткого вступления останавливаться на вопросе, почему так не повезло бухгалтерскому учету, нет нужды - достаточно констатировать сей прискорбный факт.

Итак, бухгалтерское законодательство противоречиво, но что это означает? То, что в нормативном регулировании бухгалтерского учета главную роль начинает играть законодатель. Личные ошибки законодателя становятся ошибками законодательства, и рядовым бухгалтерам как основным пользователям нормативной базы бухгалтерского учета приходится принимать во внимание не только само законодательство, т.е. нормативные тексты, но и намерения законодателя. Слишком часто, как показывает печальный опыт бухгалтера-практика, первое не совпадает со вторым: намереваясь сказать одно, законодатель говорит с точки зрения формальной логики совсем другое - или требует невозможного, или ошибается иным, часто таким замысловатым образом, что заранее предусмотреть, а тем более предупредить ошибку невозможно. В итоге бухгалтеру приходится постоянно заниматься поисками оптимального решения, причем ориентируясь не на формальный смысл нормативного акта, а на намерения, которые предположительно имел законодатель при разработке этого акта. Тогда на помощь бухгалтеру приходит его опыт, который актуальнее любого самого свежего нормативного акта и самого последнего номера специализированного периодического издания.

Помочь бухгалтеру в выработке такого опыта и призвана книга, которую вы держите в руках. Тексты основополагающих нормативных документов, регламентирующих бухгалтерский учет, - Закона о бухгалтерском учете и двадцати двух положений по бухгалтерскому учету - содержат постатейный, а в некоторых случаях и построчный авторский комментарий. "Авторский" потому, что он не всегда и не во всем напоминает комментарии других специалистов:

внимание комментатора в основном сосредоточено на текстуальном анализе нормативных актов - на том, что именно сказал законодатель согласно или вопреки своим первоначальным намерениям;

затем текст нормативного акта подвергается расшифровке - формальная сторона сказанного законодателем соотносится с его предполагаемыми намерениями, по результатам чего даются рекомендации, как следует поступать бухгалтеру в условиях правовой неопределенности.

Выражаем надежду, что книга поможет читателю в правильном восприятии нормативной базы бухгалтерского учета и разрешит хотя бы некоторые из многочисленных одолевающих его профессиональных сомнений.

Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации
Утверждено Приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. N 34н
(в ред. Приказов Минфина России от 30 декабря 1999 г. N 107н, от
24 марта 2000 г. N 31н, от 18 сентября 2006 г. N 116н,
от 26 марта 2007 г. N 26н)
Зарегистрировано в Минюсте России 27 августа 1998 г. N 1598




I. Общие положения



1. Настоящее Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (далее - Положение) разработано на основании Федерального закона "О бухгалтерском учете".

Настоящее Положение не только разработано на основании ФЗБУ - то же самое можно сказать о любом нормативном акте по бухгалтерскому учету, - оно основательно дублирует ФЗБУ, являясь его более полным вариантом.

2. Положение определяет порядок организации и ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской отчетности юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, независимо от их организационно-правовой формы (за исключением кредитных организаций и бюджетных учреждений), а также взаимоотношения организации с внешними потребителями бухгалтерской информации.

1. Субъекты, подпадающие под действие ФЗБУ и настоящего Положения, не совпадают:

ФЗБУ распространяется на все организации, находящиеся на территории Российской Федерации, а также на филиалы и представительства иностранных организаций, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации;

настоящее Положение распространяется на все юридические лица, за исключением кредитных организаций и бюджетных учреждений.

Таким образом, настоящее Положение не дополняет и не уточняет требования ФЗБУ в отношении кредитных организаций и бюджетных учреждений.

2. Упоминание "взаимоотношений организации с внешними потребителями бухгалтерской информации" неуместно: данная область подпадает под понятие составления и предоставления бухгалтерской отчетности.

Филиалы и представительства иностранных организаций, находящиеся на территории Российской Федерации, могут вести бухгалтерский учет исходя из правил, установленных в стране нахождения иностранной организации, если последние не противоречат Международным стандартам финансовой отчетности, разработанным Комитетом по международным стандартам финансовой отчетности.

1. К субъектам, подпадающим под действие настоящего Закона, также относятся филиалы и представительства иностранных организаций, если иное не предусмотрено международными договорами РФ.

Согласно п. 1 и 2 ст. 55 ГК РФ:

представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту;

филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.

Далее, в п. 3 ст. 55 ГК РФ, говорится: "Представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений. Руководители представительств и филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности. Представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица".

2. Согласно п. 1 ст. 4 ФЗБУ данный документ распространяется на филиалы и представительства иностранных организаций, которые тем самым обязаны его соблюдать. Однако формулировка текущего пункта избавляет их от этой необходимости в случае, если:

филиалы и представительства иностранных организаций ведут бухгалтерский учет по своим национальным правилам;

применяемые национальные правила учета не противоречат МСФО.

Второе возможно в одном случае: если бухгалтерский учет в иностранном государстве организован в соответствии с МСФО. В итоге формулировка текущего пункта приводит к утверждению: вести бухгалтерский учет по национальным правилам могут филиалы и представительства иностранных организаций тех государств, в которых в качестве национального стандарта приняты МСФО.

3. Министерство финансов Российской Федерации на основании Федерального закона "О бухгалтерском учете" и настоящего Положения разрабатывает и утверждает положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, другие нормативные правовые акты и методические указания по бухгалтерскому учету, формирующие систему нормативного регулирования бухгалтерского учета и обязательные к исполнению организациями на территории Российской Федерации, в том числе при осуществлении деятельности за пределами Российской Федерации.

Органом, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, является Министерство финансов, о чем записано в Положении о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденном постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 г. N 329.

Согласно п. 5.2.21 данного постановления:

"Министерство финансов Российской Федерации осуществляет следующие полномочия:

на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации Министерство принимает следующие нормативные правовые акты:

порядок ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности".

4. В соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете":

а) бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций;

1. Дается дефиниция бухгалтерского учета, несколько тавтологичная: бухгалтерский учет определяется как некоторая система учета. Это и без того ясно. Правильнее было бы сказать, что бухгалтерский учет таков, каким он определяется (упорядочивается) настоящим Законом. В этом смысле бухгалтерский учет - безусловно упорядоченная (хотя и с многочисленными ошибками) система.

2. Система бухгалтерского учета предусматривает сбор, регистрацию и обобщение информации - это есть средства для достижения целей бухгалтерского учета, называемых в подп. в) текущего пункта.

Первоначально осуществляется сбор информации о хозяйственной деятельности предприятия, затем информация регистрируется, после чего некоторым образом обрабатывается, чтобы на завершающем этапе предстать в виде бухгалтерской отчетности. На практике первые два этапа совмещены. Не существует никаких правил сбора бухгалтерской информации, отделенных от правил ее регистрации: хозяйственная операция совершается и поэтому подлежит регистрации в системе бухгалтерского учета (подлежит оформлению первичными документами - см. п. 12 настоящего Положения). Составление бухгалтерской отчетности представляет собой самостоятельную бухгалтерскую процедуру, при которой зарегистрированная информация подлежит некоторой интеллектуальной обработке с целью получения на ее основе установленных законодательством отчетных форм.

3. Указание на то, что информация собирается, регистрируется и обобщается в денежном выражении, несправедливо. Действительно, бухгалтерский учет оперирует в основном денежными измерителями, однако данное правило не является безусловным. Наряду с денежными используются также натуральные измерители, в частности любые вещи учитываются не только в денежном, но и в натуральном выражении (например, мониторы SAMSUNG 757 NF, 2 шт. по цене 6 тыс. руб. - натуральный учет в отношении вещей обязателен).

Таким образом, в бухгалтерском учете используются не только денежные, но и натуральные измерители - об этом, в частности, упоминается в п. 13 настоящего Положения.

4. В качестве объектов учета названы имущество и обязательства организации.

Имущество - термин достаточно многозначный. В соответствии с одним из его толкований обязательства входят в состав имущества: тогда указывать наряду с имуществом обязательства в качестве объектов учета не было необходимости. Согласно другому толкованию, имущество - лишь положительные объекты, тогда как обязательства (в данном случае имеются в виду в соответствии с западной практикой только кредиторские обязательства) - отрицательные объекты. Положительные объекты - те, которые либо уже присутствуют в имущественном комплексе (вещи), либо поступят туда (дебиторские обязательства - как вещи, поступление которых ожидается); отрицательные объекты - те, которые должны выбыть из имущественного комплекса. Разумеется, поступление и выбытие вещей рассматривается здесь как обусловленное договорными и иными основаниями, а не в качестве свободной, ни от чего не зависящей потенции. Вероятно, законодателем в формулировке текущего пункта было употреблено именно это толкование.

Вообще же, согласно п. 1 ст. 307 ГК РФ, в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.

5. Как бы ни трактовать имущество и обязательства, они не составляют полный перечень объектов учета, поскольку нормативная база бухгалтерского учета, в т.ч. настоящее Положение, предусматривает множество иных подлежащих учету объектов, в частности типов собственного капитала (см. ПС и ИППС) и некоторых абстракций, не имеющих соответствия в реальном имущественном комплексе, вроде амортизации, резервов, реализации и т.п., но имеющих исключительно методологическую природу существования (см. также ПС и ИППС).

6. Упоминание не только самих объектов учета (имущества и обязательств), но и их движения означает то, что бухгалтерская информация обобщается не только по наличию объектов на определенную дату (сальдо), но и по их поступлению и выбытию за определенный период (обороты).

7. Указание на сплошной, непрерывный и документальный учет хозяйственных операций означает:

сплошной - учет всех хозяйственных операций. На практике учитываются далеко не все операции (события), происходящие в имущественном комплексе, а только те из них, которые согласно бухгалтерскому законодательству или сложившимся обычаям подлежат учету (например, не будет отражен в системе учета обеденный перерыв, во время которого работа прекращается, а оборудование простаивает). Правильнее было бы сказать, что хозяйственными операциями называются в бухгалтерском учете такие операции, которые подлежат учету, - с этой стороны естественно, что получать отражение должны все хозяйственные операции и что бухгалтерский учет является сплошным. Дальнейшее упоминание "всех хозяйственных операций" излишне - если учет сплошной, значит, регистрируются все хозяйственные операции. Требование сплошного учета повторяется в п. 5 ст. 8 настоящего Закона;

непрерывный - имеется в виду, что учет ведется непрерывно по мере того, как хозяйственные операции совершаются. Данное свойство вытекает из первого: нельзя учитывать все хозяйственные операции и при этом прерываться - вернее, прерваться можно, но это не означает отмену обязанности учесть хозяйственные операции, произошедшие за время перерыва;

документальный - хозяйственные операции учитываются посредством документальной (при помощи первичных документов - см. п. 12 настоящего Положения) регистрации объектов.

б) объектами бухгалтерского учета являются имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности;

Заново называются объекты учета, причем к имуществу и обязательствам добавляются хозяйственные операции. Имеет место очевидная путаница понятий, поскольку объекты учета и хозяйственные операции являются - во всяком случае, с точки зрения теории - понятиями разных смысловых уровней.

Хозяйственная операция - это событие, в рамках которого происходит изменение некоторых составляющих имущественный комплекс вещей. Объекты учета - это вещи (настоящие, присутствующие в имущественном комплексе в данный момент, либо будущие, поступление или выбытие которых обусловлено договорными или иными гражданскими основаниями). В результате хозяйственной операции происходит изменение имущественного комплекса: некоторые составляющие его объекты меняют свои качества, поступают в имущественный комплекс или выбывают из имущественного комплекса. Эти происходящие с объектами изменения подлежат регистрации в бухгалтерском учете.

Несколько усложняет вопрос то, что действующая методология бухгалтерского учета действительно предусматривает регистрацию не только объектов, но в некоторых случаях - хозяйственных операций, что осуществляется посредством введения в систему счетов по учету доходов и расходов (в первую очередь счетов 90 "Продажи" и 91 "Прочие доходы и расходы"). В этих случаях можно говорить о том, что наряду с объектами регистрируется хозяйственная операция, в рамках которой объекты изменили свое положение - но только в этих частных случаях. В остальных ситуациях регистрируются объекты, но никак не хозяйственные операции.

Таким образом, хозяйственные операции являются объектами учета скорее в качестве исключений, чем по общему правилу: хозяйственные операции отражаются в системе учета по большей части не в виде отдельных объектов учета, а в виде корреспондирующих между собой счетов бухгалтерского учета. Счет бухгалтерского учета - объект учета. Корреспонденция между счетами бухгалтерского учета как раз и обозначает состоявшуюся хозяйственную операцию. Например, хозяйственная операция по снятию с банковского счета наличности будет отражена в бухгалтерском учете как Дебет (увеличение) счета 50 "Касса" и Кредит (уменьшение) счета 51 "Расчетные счета": объектами учета в данном случае являются касса (наличные деньги) и расчетный счет в банке.

в) основными задачами бухгалтерского учета являются:

формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности - руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним - инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;

обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российский Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;

предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.

1. Текущий подпункт разрабатывался и утверждался в одних условиях, а действует (ныне) в совершенно других. Во времена принятия настоящего Положения о главной функции бухгалтерского учета в текущем подпункте говорилось лишь косвенным образом. Главную функцию бухгалтерского учета составлял контроль за начислением и уплатой налогов, а вовсе не облегчение жизни пользователям бухгалтерской отчетности (определение которых приводится в п. 4 ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации").

С принятием главы 25 НК РФ, которой было узаконено употребление термина "налоговый учет", ситуация в корне поменялась. Функция контроля за начислением и уплатой налогов оказалась присвоена налоговым учетом (который регламентируется НК РФ), действующим параллельно с бухгалтерским, бухгалтерскому же учету осталось то, что ранее служило не более чем неуклюжей маскировкой истинной цели: обеспечение достоверной информацией пользователей бухгалтерской отчетности. Как будто налоговый учет не способен обеспечивать пользователей достоверной информацией или налоговая информация недостоверна!

Очевидно, что регламентироваться законодательно должен только один вид учета, как его ни называй, - тот, который служит для уплаты налогов и одновременно для официального представления финансового положения организации, прочие же виды учетов (сейчас такие подаются под маркой управленческого учета) имеют право на существование вне всякой регламентации.

К сожалению, параллельное существование двух регламентируемых видов учета - бухгалтерского и налогового - продолжается, хотя преследуемые ими цели не являются несовместимыми.

2. Пользователи бухгалтерской отчетности разделены в текущем пункте на внутренних и внешних. Данная классификация является распространенной, общепонятной и никаких возражений не вызывает.

5. Организация для осуществления постановки бухгалтерского учета, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, нормативными правовыми актами Министерства финансов Российской Федерации и органов, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, самостоятельно формирует свою учетную политику, исходя из своей структуры, отраслевой принадлежности и других особенностей деятельности.

Учетной политике посвящен отдельный нормативный документ - ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации".

Требование текущего пункта сводится к тому, что юридические лица организуют систему бухгалтерского учета самостоятельно, но в рамках правил, установленных нормативной базой бухгалтерского учета.

6. Ответственность за организацию бухгалтерского учета в организации, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несет руководитель организации.

Устанавливается персональная ответственность за правильность ведения бухгалтерского учета. Это важно, т.к. альтернативным вариантом является ответственность бухгалтера как лица, ведущего бухгалтерский учет.

Более подробно отношения бухгалтера и руководителя освещены в ст. 7 (особенно в п. 4 ст. 7) ФЗБУ (в настоящем Положении соответствующий раздел отсутствует). Об ответственности бухгалтеров и руководителей см. п. 101 настоящего Положения.

7. Руководитель организации может в зависимости от объема учетной работы:

а) учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;

б) ввести в штат должность бухгалтера;

в) передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту;

г) вести бухгалтерский учет лично.

Приводится - причем очень конкретно, что для нормативной базы бухгалтерского учета редкость, - законченный список вариантов ведения бухгалтерского учета.

Более популярными, по понятным причинам, являются первый (для крупных предприятий) и второй (для небольших предприятий) пункты.

Случаи, предусмотренные в подпунктах "б", "в" и "г" настоящего пункта, рекомендуется применять в организациях, относящихся по законодательству Российской Федерации к субъектам малого предпринимательства.

1. Любезной подсказке не место в нормативном документе. Руководители сами сообразят, каким образом им обеспечить ведение бухгалтерского учета.

2. Определение субъектов малого предпринимательства приведено в Федеральном законе "О развитии малого и среднего предпринимательства" от 24.07.2007 г. N 209-ФЗ: под субъектами малого предпринимательства понимаются хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными настоящим Федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям.

Согласно ст. 4 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства":

"1. К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:

1) для юридических лиц - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов;

2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;

б) до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек;

3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.

2*(1). Предусмотренные пунктом 3 части 1 настоящей статьи предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) и балансовой стоимости активов устанавливаются Правительством Российской Федерации один раз в пять лет с учетом данных сплошных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства.

3. Категория субъекта малого или среднего предпринимательства определяется в соответствии с наибольшим по значению условием, установленным пунктами 2 и 3 части 1 настоящей статьи.

4. Категория субъекта малого или среднего предпринимательства изменяется только в случае, если предельные значения выше или ниже предельных значений, указанных в пунктах 2 и 3 части 1 настоящей статьи, в течение двух календарных лет, следующих один за другим.

5. Вновь созданные организации или вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели и крестьянские (фермерские) хозяйства в течение того года, в котором они зарегистрированы, могут быть отнесены к субъектам малого и среднего предпринимательства, если их показатели средней численности работников, выручки от реализации товаров (работ, услуг) или балансовой стоимости активов (остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов) за период, прошедший со дня их государственной регистрации, не превышают предельные значения, установленные в пунктах 2 и 3 части 1 настоящей статьи.

6. Средняя численность работников микропредприятия, малого предприятия или среднего предприятия за календарный год определяется с учетом всех его работников, в том числе работников, работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанных микропредприятия, малого предприятия или среднего предприятия.

7. Выручка от реализации товаров (работ, услуг) за календарный год определяется в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.

8. Балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете".

Согласно ст. 8 того же Федерального закона:

"1. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, оказывающие поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства, ведут реестры субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей такой поддержки.

5. Информация, содержащаяся в реестрах субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки, является открытой для ознакомления с ней физических и юридических лиц".

См. также Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, утвержденные Приказом Минфина России от 21.12.1998 г. N 64н.

8. Принятая организацией учетная политика утверждается приказом или иным письменным распоряжением руководителя организации.

При этом утверждаются:

рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий применяемые в организации счета, необходимые для ведения синтетического и аналитического учета;

формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

методы оценки отдельных видов имущества и обязательств;

порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств;

правила документооборота и технология обработки учетной информации;

порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

Учетной политике посвящен отдельный нормативный документ - ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации".

В текущем пункте перечисляются позиции, основные при начальной организации бухгалтерского учета. В ПБУ 1/2008 список открытый.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   91


Все ПБУ (Положения по бухгалтерскому учёту): постатейные комментарии
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации