Горохов А.А., Вавулин Д.А., Емельянов А.С. Комментарий к Федеральному закону О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг (постатейный) - файл n1.docx

приобрести
Горохов А.А., Вавулин Д.А., Емельянов А.С. Комментарий к Федеральному закону О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг (постатейный)
скачать (218.4 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.docx219kb.18.09.2012 22:33скачать

n1.docx

  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Комментарий к Федеральному закону "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" (постатейный)




Предисловие



Мировая глобализация диктует сегодня жесткие условия развития экономики, одно из которых - наличие развитого финансового рынка.

На сегодняшний день вполне очевидно, что без развития индустрии финансовых услуг невозможно решение задачи инновационного развития экономики, в том числе ускорения темпов экономического роста. Во всём мире именно финансовый рынок является источником финансирования компаний, и его развитие тесно связано с задачей "вливания" российской экономики в мировую экономику в процессе глобализации. Построение в России высокотехнологичной и конкурентной на мировом уровне индустрии финансовых услуг поможет повысить диверсификацию национальной экономики как напрямую, так и косвенно - через предоставление инвестиционных ресурсов для развития наиболее динамичных отраслей реального сектора.

Вместе с тем международная конкуренция заставляет сегодня делать выбор только из двух вариантов: иметь высокоразвитый эффективный национальный финансовый рынок или не иметь никакого, привлекая финансирование с использованием ресурсов мировых финансовых центров (США, Великобритании, Восточной Азии). Поэтому не случайно, что одной из целей долгосрочного развития российской экономики провозглашено укрепление лидерства в интеграционных процессах на евразийском пространстве, постепенное превращение экономики России в один из глобальных центров мирохозяйственных связей, в том числе в международный финансовый центр (МФЦ). Его создание в Российской Федерации призвано способствовать повышению привлекательности российских финансовых институтов для национальных и зарубежных участников - инвесторов, эмитентов, финансовых посредников.

Одним из критериев конкурентоспособности МФЦ выступает уровень развития системы защиты прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг. Инвесторы, не имея гарантий того, что их инвестиции в ценные бумаги надежно защищены от различного рода мошеннических действий со стороны эмитентов и профессиональных участников рынка ценных бумаг, будут избегать вложений финансовых ресурсов в инструменты российского фондового рынка и займутся поиском более надежных направлений их инвестирования.

Не случайно в странах, обладающих развитыми фондовыми рынками, во главу угла в течение последних нескольких десятилетий ставится именно защита прав и законных интересов владельцев ценных бумаг. Наиболее ярким примером в этом отношении является фондовый рынок США, где этому вопросу начиная с 1930 г. традиционно уделяется огромное внимание.

Вместе с тем российский фондовый рынок с 1991 г. развивался не только при отсутствии базового законодательства, регулирующего отношения в сфере защиты прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг, но и в условиях отсутствия законодательства, устанавливающего правовые основы функционирования рынка ценных бумаг в целом. В этот период правовая база защиты прав и интересов инвесторов складывалась главным образом из указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, а также ведомственных нормативно-правовых актов, регулирующих организацию и деятельность субъектов рынка ценных бумаг. Все это приводило к тому, что развитие рынка ценных бумаг в РФ происходило в условиях отсутствия эффективной системы защиты прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг.

Как результат такой ситуации - различного рода финансовые "пирамиды", подобные МММ, широкое распространение практики выпуска суррогатов ценных бумаг, активная деятельность нелицензированных финансовых компаний, осуществляющих различного рода мошеннические операции, и, как следствие, миллионы обманутых вкладчиков на всей территории России. Это надолго отбило у населения страны желание вкладывать свои сбережения в ценные бумаги, что самым негативным образом отражалось на развитии российского фондового рынка и экономики в целом.

Ситуация в сфере защиты прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг существенным образом изменилась в лучшую сторону только после того, как в 1995-1996 гг. произошли качественные изменения в правом регулировании отношений на рынке ценных бумаг. Именно в этот период были приняты и вступили в силу ГК РФ (части первая и вторая), Федеральные законы "Об акционерных обществах", а также "О рынке ценных бумаг".

В названных Законах помимо правовых основ функционирования рынка ценных бумаг содержались нормы, направленные на защиту прав и законных интересов инвесторов на данном рынке. Особое значение в этом смысле имел Закон "О рынке ценных бумаг", являющийся основным законодательным актом, регламентирующим функционирование российского рынка ценных бумаг. Большинство норм этого Закона направлено именно на обеспечение гарантий прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг. В частности, им было предусмотрено создание специального государственного ведомства - ФКЦБ России, регулирующего рынок ценных бумаг, а также контролирующего соблюдение участниками данного рынка законных прав и интересов инвесторов на рынке ценных бумаг.

Однако, несмотря на наличие основополагающего законодательного акта, регулирующего деятельность эмитентов и профессиональных участников на фондовом рынке, а также на создание и функционирование специального государственного ведомства в этой сфере, нарушения прав инвесторов по-прежнему оставались, да и до сих пор остаются довольно частым явлением на российском рынке ценных бумаг. С одной стороны, это можно было объяснить процессами передела собственности, приводящими к неизбежным конфликтам между новыми и старыми собственниками, а с другой стороны, и это гораздо более серьезная причина, - явной недостаточностью норм, устанавливающих основания и порядок применения мер ответственности к лицам, нарушающим законодательство РФ о ценных бумагах.

Восполнить недостающие звенья в механизме правового регулирования правоотношений, складывающихся в сфере защиты прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг, как раз и был призван Закон "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг". В нем законодатель сосредоточил нормы различных отраслей права, направленные на обеспечение всесторонней защиты прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг, а также на определение порядка выплаты компенсаций и предоставления иных форм возмещения ущерба отдельным категориям инвесторов, причиненного противоправными действиями эмитентов и профессиональных участников рынка ценных бумаг.

При этом основные положения, отраженные в Законе "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг", условно можно подразделить на четыре основные группы: ограничения, связанные с эмиссией и обращением ценных бумаг; требования к обеспечению информационных прав инвесторов; меры административного принуждения за совершение правонарушений на рынке ценных бумаг; негосударственные формы защиты прав инвесторов, включая защиту прав инвесторов СРО профессиональных участников рынка ценных бумаг.

В настоящем издании предлагается постатейный комментарий к Закону "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" с учетом самых последних изменений и дополнений. Авторами книги предпринята попытка разъяснить сущность соответствующих норм и возможности их практического применения, обобщены материалы судебной арбитражной практики, практики ФСФР России и ее территориальных органов, использована новейшая юридическая и экономическая литература.

Комментарий к Федеральному закону
от 5 марта 1999 г. N 46-ФЗ
"О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг"
(в редакции Федеральных законов от 30.12.2001 N 196-ФЗ, от 09.12.2002 N 162-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 18.06.2005 N 61-ФЗ, от 27.12.2005 N 194-ФЗ, от 27.07.2006 N 138-ФЗ, от 26.04.2007 N 63-ФЗ, от 06.12.2007 N 334-ФЗ, от 28.04.2009 N 74-ФЗ, от 19.07.2009 N 205-ФЗ, от 04.10.2010 N 264-ФЗ, с изменениями, внесенными Федеральными законами от 27.12.2000 N 150-ФЗ, от 30.12.2001 N 194-ФЗ, от 24.12.2002 N 176-ФЗ, от 23.12.2003 N 186-ФЗ, от 23.12.2004 N 173-ФЗ, от 26.12.2005 N 189-ФЗ, от 19.12.2006 N 238-ФЗ)



Статья 1. Цели настоящего Федерального закона

1. В комментируемой статье определены основные цели Закона N 46-ФЗ.

2. Одним из важнейших показателей эффективности рынка ценных бумаг любой страны является уровень защищенности прав и законных интересов инвесторов, вкладывающих деньги в эмиссионные ценные бумаги.

Тем не менее в России долгое время защита прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг осуществлялась в отсутствие базового законодательства. В этот период правовую основу защиты прав и интересов инвесторов составляли главным образом указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, а также ведомственные нормативно-правовые акты, регулирующие организацию и деятельность субъектов рынка ценных бумаг.

Законодательное регулирование сферы защиты прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг начало складываться начиная с конца 1995 г. и было связано с принятием и введением в действие ГК РФ, Законов "Об акционерных обществах" и "О рынке ценных бумаг" и др. Однако норм перечисленных законодательных актов по-прежнему было недостаточно. Кроме того, практика применения федерального законодательства в части защиты прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг выявила множество правовых пробелов в законодательстве, связанных с защитой прав и законных интересов инвесторов, в том числе в административном и судебном порядке, а также с помощью саморегулируемых и общественных организаций.

Восполнить недостающие звенья в механизме правового регулирования правоотношений, складывающихся в сфере защиты прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг, был призван Закон N 46-ФЗ. На необходимость его принятия было указано в Государственной программе защиты прав инвесторов на 1998-1999 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 17.07.1998 N 785*(1).

Как следует из ст. 1 Закона N 46-ФЗ, он ориентирован на достижение двух основных целей:

обеспечение защиты прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг со стороны государства и общества;

определение порядка выплаты компенсаций и предоставления иных форм возмещения ущерба инвесторам, причиненного противоправными действиями эмитентов и профессиональных участников рынка ценных бумаг.

Отметим, что названные цели достигаются, в частности, путем:

создания государственных гарантий для свободного осуществления инвестиций в ценные бумаги российских эмитентов;

предоставления инвесторам компенсаций и иных форм возмещения ущерба, причиненного противоправными действиями в сфере рынка ценных бумаг;

пресечения незаконной деятельности, связанной с эмиссией и обращением ценных бумаг в Российской Федерации.

3. Как было отмечено выше, Закон N 46-ФЗ направлен на обеспечение защиты прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг. Значение инвестора на фондовом рынке трудно переоценить. Рынок любой ценной бумаги существует и развивается, если в его основе лежит интерес инвестора к ее приобретению.

В части 2 ст. 4 Закона N 39-ФЗ*(2), определяющего правовые и экономические основы инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, на территории РФ, установлено, что инвесторами могут быть:

физические лица;

юридические лица;

объединения юридических лиц, не имеющие статуса юридического лица;

государственные органы; органы местного самоуправления;

иностранные субъекты предпринимательской деятельности (иностранные инвесторы).

Из Концепции развития рынка ценных бумаг в Российской Федерации*(3) следует, что инвесторами на рынке ценных бумаг являются:

население;

коллективные инвесторы;

коммерческие банки;

страховые компании;

государство;

иностранные инвесторы (нерезиденты);

другие инвесторы.

Вместе с тем Закон N 39-ФЗ*(4), являющийся основным законодательным актом, регулирующим функционирование отечественного рынка ценных бумаг, не определяет понятие "инвестор". В то же время данный Закон оперирует термином "владелец". Таковым является лицо, которому ценные бумаги принадлежат на праве собственности или ином вещном праве (ст. 2).

Закон N 39 также определяет понятие "добросовестный приобретатель". Таковым является лицо, которое приобрело ценные бумаги, произвело их оплату и в момент приобретения не знало и не могло знать о правах третьих лиц на эти ценные бумаги, если не доказано иное (ст. 2 Закона N 39-ФЗ).

Из смысла ст. 1 Закона N 46-ФЗ следует, что инвестор - это юридическое и физическое лица, вкладывающие средства в эмиссионные ценные бумаги. Таким образом, понятие инвестора, используемое Законом N 46-ФЗ, является более узким по сравнению с тем, которое применяется в инвестиционном законодательстве, поскольку касается только инвестирования на рынке ценных бумаг, но более широким, чем понятие "владелец ценных бумаг", так как включает не только владельцев, но и потенциальных покупателей ценных бумаг.

4. В Законе N 39-ФЗ определено, что инвестиционная деятельность - это вложение инвестиций*(5) и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта (ч. 2 ст. 1), а объектами инвестирования в Российской Федерации могут выступать (ст. 3):

вновь создаваемые и модернизируемые основные фонды и оборотные средства во всех отраслях и сферах народного хозяйства РСФСР;

ценные бумаги;

целевые денежные вклады;

научно-техническая продукция;

имущественные права;

права на интеллектуальную собственность.

Согласно комментируемой статье положения Закона N 46-ФЗ распространяются на инвестирование, осуществляемое инвесторами только на рынке ценных бумаг. При этом круг фондовых инструментов, попадающих в сферу действия данного Закона, ограничивается исключительно эмиссионными ценными бумагами.

ГК РФ (ст. 142) в качестве ценной бумаги определяет документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении.

Для рынка ценных бумаг важное значение имеют так называемые эмиссионные ценные бумаги. Дело в том, что такие инвестиционные инструменты являются предметом массовых выпусков (эмиссий), распространяются среди широкого круга инвесторов, нарушение прав и законных интересов которых потенциально способно привести к серьезным социальным последствиям, и соответственно отношения, возникающие в связи с их выпуском и обращением, подлежат более строгому регулированию и надзору со стороны государства.

Однако понятие "эмиссионная ценная бумага" не определено в ГК РФ, где помимо собственно ценной бумаги перечислены основные виды ценных бумаг (ст. 143) и др. Юридическое определение понятия "эмиссионная ценная бумага" введено Законом N 39-ФЗ, в соответствии со ст. 2 которого это любая ценная бумага, в том числе бездокументарная, которая характеризуется одновременно следующими признаками:

закрепляет совокупность имущественных и неимущественных прав, подлежащих удостоверению, уступке и безусловному осуществлению с соблюдением установленных Законом N 39-ФЗ формы и порядка;

размещается выпусками (выпуск - совокупность всех ценных бумаг одного эмитента, предоставляющих одинаковый объем прав их владельцам и имеющих одинаковую номинальную стоимость в случаях, если наличие номинальной стоимости предусмотрено законодательством РФ; дополнительный выпуск - совокупность ценных бумаг, размещаемых дополнительно к ранее размещенным ценным бумагам того же выпуска эмиссионных ценных бумаг);

имеет равные объем и сроки осуществления прав внутри одного выпуска вне зависимости от времени приобретения ценной бумаги.

На сегодняшний день к числу эмиссионных ценных бумаг относятся четыре вида ценных бумаг, в том числе: акция; облигация; опцион эмитента; российская депозитарная расписка. Рассмотрим эти ценные бумаги более подробно.

Акция. Акции являются, пожалуй, одной из самых известных ценных бумаг. В современной российской истории их появление связано с выходом постановления Совмина СССР от 15.10.1988 N 1195 "О выпуске предприятиями и организациями ценных бумаг"*(6). В этом нормативно-правовом акте юридическое определение акций не было дано. При этом предусматривались два вида акций, которые предприятия и организации, переведенные на полный хозяйственный расчет и самофинансирование, могли выпускать: акции трудового коллектива и акции предприятий (организаций).

Впервые юридически акция была определена постановлением Правительства РСФСР от 28.12.1991 N 78 "Об утверждении положения о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах в РСФСР"*(7). В настоящее время к числу ценных бумаг акцию относит ГК РФ (ст. 143). Однако нормы ГК РФ не содержат юридического определения акции. Отсутствует такое определение и в Законе "Об акционерных обществах", хотя его нормы определяют основные виды и типы акций, которые вправе выпускать акционерные общества.

Определение понятия акции содержится в ст. 2 Закона N 39-ФЗ, где под акцией понимается эмиссионная ценная бумага, закрепляющая права ее владельца (акционера) на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов, на участие в управлении акционерным обществом и на часть имущества, остающегося после его ликвидации. Акция является именной ценной бумагой. Соответственно, как и другие именные эмиссионные ценные бумаги, в настоящее время акции могут выпускаться только в бездокументарной форме.

В соответствии с Законом "Об акционерных обществах" акционерные общества могут размещать два вида акций - обыкновенные и привилегированные. Этим Законом выделяются и так называемые дробные акции. Они могут образовываться, если при осуществлении преимущественного права на приобретение акций, продаваемых акционером закрытого общества, при осуществлении преимущественного права на приобретение дополнительных акций, а также при консолидации акций приобретение акционером целого числа акций невозможно. Дробная акция предоставляет акционеру - ее владельцу права, предоставляемые акцией соответствующей категории (типа), в объеме, соответствующем части целой акции, которую она составляет. В связи с тем что акционерные общества могут быть открытыми и закрытыми, соответственно следует различать акции открытых и закрытых акционерных обществ. В зависимости от стадии выпуска акций в обращение и их оплаты различают объявленные, размещенные, полностью и не полностью оплаченные.

Облигация. Облигация как ценная бумага известна не менее акции. Облигации наряду с банковским кредитом выступают одним из инструментов мобилизации средств различными эмитентами на долговой основе.

В современной российской истории юридическое определение этой ценной бумаги было впервые введено постановлением Правительства РСФСР от 28.12.1991 N 78.

В настоящее время к числу ценных бумаг облигация отнесена ГК РФ (ст. 143). В ГК РФ (ст. 816) содержится и юридическое определение облигации. Взаимоотношения держателя облигации и ее эмитента регулируются правилами ГК РФ о договоре займа, в котором в роли заимодавца выступает держатель облигации, а в роли заемщика - эмитент.

Дальнейшее развитие нормы ГК РФ, касающиеся облигаций, получили уже в Законе N 39-ФЗ, из ст. 2 которого следует, что облигация - эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право ее владельца на получение от эмитента облигации в предусмотренный в ней срок ее номинальной стоимости или иного имущественного эквивалента. Облигация может также предусматривать право ее владельца на получение фиксированного в ней процента от номинальной стоимости облигации либо иные имущественные права. Доходом по облигации является процент и/или дисконт.

Как видно, повторяя положения ГК РФ, ст. 2 Закона N 39-ФЗ относит облигацию к числу эмиссионных ценных бумаг.

Выпускать облигации в Российской Федерации имеют право органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, различные виды юридических лиц. Соответственно по данному признаку можно выделить следующие виды облигаций: государственные облигации; муниципальные облигации; корпоративные облигации.

Закон N 39-ФЗ выделяет следующие разновидности облигаций:

биржевые облигации;

облигации Банка России;

облигации с обеспечением.

Законом N 152-ФЗ*(8) определяются облигации с ипотечным покрытием и жилищные облигации с ипотечным покрытием.

Законом N 39-ФЗ допускается выпуск именных облигаций и облигаций на предъявителя. Именные облигации, как и другие именные эмиссионные ценные бумаги, могут выпускаться только в бездокументарной форме. Облигации на предъявителя могут выпускаться только в документарной форме.

Опцион эмитента. В качестве эмиссионной ценной бумаги опцион эмитента был определен сравнительно недавно, а именно Законом N 185-ФЗ*(9), внесшим изменения в Закон N 39-ФЗ.

Опцион эмитента - эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право ее владельца на покупку в предусмотренный в ней срок и/или при наступлении указанных в ней обстоятельств определенного количества акций эмитента такого опциона по цене, определенной в опционе эмитента. Опцион эмитента является именной ценной бумагой. Принятие решения о размещении опционов эмитента и их размещение осуществляются в соответствии с установленными федеральными законами правилами размещения ценных бумаг, конвертируемых в акции. При этом цена размещения акций во исполнение требований по опционам эмитента определяется в соответствии с ценой, определенной в таком опционе.

Опционы эмитента могут использоваться в качестве вознаграждения менеджеров компании. Данный метод вознаграждения устанавливает зависимость между будущим доходом сотрудника и одним из важнейших показателей или группой показателей успеха компании, например курсом акций корпорации. Участвуя в плане приобретения акций, как считает теория, сотрудники становятся непосредственно заинтересованными в повышении их курса, а следовательно, в увеличении рыночной ценности компании и связывают свое благополучие в долговременной перспективе с ее процветанием.

Российская депозитарная расписка (РДР). Как эмиссионная ценная бумага РДР была определена Федеральным законом от 30.12.2006 N 282-ФЗ*(10), вступившим в силу с 21.01.2007.

РДР - именная эмиссионная ценная бумага, не имеющая номинальной стоимости, удостоверяющая право собственности на определенное количество акций или облигаций иностранного эмитента (представляемых ценных бумаг) и закрепляющая право ее владельца требовать от эмитента РДР получения взамен РДР соответствующего количества представляемых ценных бумаг и оказания услуг, связанных с осуществлением владельцем РДР, закрепленных представляемыми ценными бумагами. В случае если эмитент представляемых ценных бумаг принимает на себя обязательства перед владельцами РДР, указанная ценная бумага удостоверяет также право ее владельца требовать надлежащего выполнения этих обязанностей.

РДР призваны, с одной стороны, обеспечить удовлетворение потребностей российских инвесторов в части, касающейся доступа к иностранным рынкам капитала, и повысить инвестиционную привлекательность и ликвидность российского рынка ценных бумаг, а с другой - облегчить доступ иностранным эмитентам к финансовым ресурсам, обращающимся на российском фондовом рынке.

На отношения, связанные с инвестированием в ценные бумаги, не являющиеся эмиссионными, действие Закона N 46-ФЗ не распространяется.

5. Закон N 46-ФЗ призван обеспечить всестороннюю защиту прав инвесторов, осуществляющих инвестиции в эмиссионные ценные бумаги.

Основные права владельцев и потенциальных владельцев эмиссионных ценных бумаг определяются в действующем законодательстве РФ о ценных бумагах. При этом такие права закреплены, как правило, уже непосредственно в самих определениях тех или иных видов ценных бумаг, представленных, в частности, в Законе N 39-ФЗ.

Так, в соответствии со ст. 2 Закона N 39-ФЗ акция предоставляет инвестору (акционеру) права:

на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов;

на участие в управлении акционерным обществом (право голоса);

на часть имущества, остающегося после ликвидации акционерного общества.

Как следует из Законов N 208-ФЗ и N 39-ФЗ, акция предоставляет инвестору и иные права:

на получение информации об акционерном обществе;

на возмещение ущерба, причиненного акционеру акционерным обществом вследствие содержащейся в проспекте ценных бумаг недостоверной и/или вводящей в заблуждение информации;

на отчуждение акций без согласия других акционеров (в случае открытого акционерного общества);

избирать и быть избранным в органы управления и контрольные органы акционерного общества;

преимущественного приобретения акций дополнительных выпусков акций акционерного общества;

на получение дохода от реализации акции на фондовом рынке.

Кроме основных прав в законодательстве РФ о ценных бумагах закрепляются и специальные права. По существу, эти права служат необходимым условием реализации основных прав. Специальные права возникают у инвестора при взаимодействии с эмитентом, а также с другими участниками фондового рынка, в том числе профессиональными участниками рынка ценных бумаг. Права инвестора по отношению к эмитенту ценных бумаг достаточно широки. В качестве примера можно привести право инвестора на возмещение денежных средств (другого имущества) в тех случаях, когда выпуск ценных бумаг признан недействительным, а ценные бумаги подлежат изъятию из обращения, ввиду того что были выпущены с нарушением установленного законодательством порядка эмиссии ценных бумаг. Достаточно полно урегулированы права инвесторов и по отношению к профессиональным участникам рынка ценных бумаг.

6. Применительно к ст. 1 Закона N 46-ФЗ нарушение прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг можно определить как последствия действия или бездействия эмитента, профессионального участника рынка ценных бумаг, а также иных лиц, в результате которых имело место нарушение прав и законных интересов инвесторов, установленных законодательством РФ.

Такого рода нарушения имеют многообразные формы. Они различаются в зависимости от вида ценной бумаги, размера пакета ценных бумаг, принадлежащих инвестору, а также от других факторов. Так, среди наиболее распространенных нарушений прав акционеров, владеющих мелкими пакетами акций (миноритарные акционеры), можно выделить:

нарушение эмитентом порядка подготовки и проведения общих собраний акционеров;

установление эмитентом в уставе акционерного общества и/или внутренних документах, регламентирующих деятельность акционерного общества, норм, ограничивающих права и интересы акционеров;

нарушение порядка и сроков выплаты дивидендов; нарушение порядка принятия решения о подготовке и организации эмиссии акций, порядка их размещения; непредставление;

несвоевременное и неполное раскрытие информации о деятельности акционерного общества;

нарушение порядка приобретения крупных пакетов акций акционерных обществ;

нарушение требований законодательства РФ о рынке ценных бумаг профессиональными участниками рынка ценных бумаг (специализированными регистраторами, депозитариями, брокерами) и иными участниками рынка ценных бумаг.

7. Закон N 46-ФЗ направлен на обеспечение государственной и общественной защиты прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг.

Как следует из ст. 38 Закона N 39-ФЗ, создание системы защиты прав владельцев ценных бумаг и контроля за соблюдением их прав эмитентами и профессиональными участниками рынка ценных бумаг является одним из элементов государственного регулирования рынка ценных бумаг в Российской Федерации.

Контроль за соблюдением прав и законных интересов инвесторов участниками рынка ценных бумаг осуществляет федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг. Таковым первоначально выступала ФКЦБ России, а после ее ликвидации в ходе административной реформы - ФСФР России.

Защиту прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг в рамках своей компетенции осуществляют и иные органы федеральной исполнительной власти.

Общественную защиту прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг осуществляют СРО профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также общественные объединения инвесторов - физических лиц.

8. Закон N 46-ФЗ направлен на определение порядка выплаты компенсаций и предоставления иных форм возмещения ущерба инвесторам - физическим лицам, причиненного противоправными действиями следующими участниками рынка ценных бумаг:

эмитентами. В статье 2 Закона N 39-ФЗ установлено, что эмитент эмиссионных ценных бумаг - юридические лица или органы исполнительной власти либо органы местного самоуправления, несущие от своего имени обязательства перед владельцами ценных бумаг по осуществлению прав, закрепленных выпущенными ими ценными бумагами.

Значение эмитента для рынка ценных бумаг трудно переоценить. Эта группа участников рынка ценных бумаг крайне важна для нормального функционирования данного сектора рыночной экономики. Значение эмитентов для рынка ценных бумаг определяется тем, что именно они выпускают на рынок тот самый товар (ценную бумагу), вокруг которого складываются все отношения на фондовом рынке.

Основная цель эмитента, выходящего на фондовый рынок, состоит в привлечении дополнительных финансовых ресурсов на основе выпуска эмиссионных ценных бумаг;

профессиональными участниками рынка ценных бумаг. В соответствии со ст. 2 Закона N 39-ФЗ профессиональные участники рынка ценных бумаг - это юридические лица, которые осуществляют виды деятельности, указанные в гл. 2 Закона N 39-ФЗ, а именно:

брокерскую деятельность (брокеры);

дилерскую деятельность (дилеры);

управление ценными бумагами (управляющие);

клиринговую деятельность (клиринговые организации, клиринговые палаты и т.п.);

депозитарную деятельность (депозитарии);

деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг (специализированные регистраторы);

деятельность по организации торговли на рынке ценных бумаг (организаторы торговли, фондовые биржи).

Значение профессиональных участников рынка ценных бумаг определяется тем, что он осуществляют посреднические функции на фондовом рынке (брокеры, дилеры, управляющие), а также обеспечивают возможность функционирования рынка ценных бумаг, т.е. возможность заключения и исполнения сделок (регистраторы, депозитарии, организаторы торговли).
Статья 2. Сфера применения настоящего Федерального закона

1. В комментируемой статье определена сфера применения Закона N 46-ФЗ.

2. Как следует из ч. 1 ст. 2 Закона N 46-ФЗ, его нормы носят преимущественно дополнительный характер к основным нормам, определяющим требования к профессиональным участникам рынка ценных бумаг, условия размещения ценных бумаг, а также меры по защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг и ответственность участников фондового рынка за их нарушение, которые установлены в законодательстве РФ о ценных бумагах, в том числе в
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


Комментарий к Федеральному закону "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" (постатейный)
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации