Иванова С.И., Трубицына Т.А. Профилактическая работа участкового уполномоченного милиции с лицами, ранее судимыми, совершавшими преступления - файл n1.doc

приобрести
Иванова С.И., Трубицына Т.А. Профилактическая работа участкового уполномоченного милиции с лицами, ранее судимыми, совершавшими преступления
скачать (531 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc531kb.18.09.2012 21:38скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5


Министерство внутренних дел Российской Федерации

Тюменский юридический институт


С.И. Иванова, Т.А. Трубицына

ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА УЧАСТКОВОГО УПОЛНОМОЧЕННОГО МИЛИЦИИ С ЛИЦАМИ, РАНЕЕ СУДИМЫМИ, СОВЕРШАВШИМИ ПРЕСТУПЛЕНИЯ, ПРИВЛЕКАВШИМИСЯ

К УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ И ОСВОБОДИВШИМИСЯ

ИЗ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

(методическое пособие)

Тюмень 2011


ванова С.И., Трубицына Т.А.

Профилактическая работа участкового уполномоченного милиции с лицами, ранее судимыми, совершавшими преступления, привлекавшимися к уголовной ответственности и освободившимися из исправительных учреждений. Методическое пособие. – Тюмень: ТЮИ МВД России, 2011. – 76 с.


Рецензенты:

Доцент кафедры уголовного права и криминологии Института государства и права Тюменского государственного университета кандидат юридических наук, доцент В.В. Трифанов.

Начальник кафедры административного права и административной деятельности Ставропольского филиала Краснодарского университета МВД России кандидат юридических наук, доцент С.Н. Чмырёв.

В методическом пособии на основе действующего административного, уголовного и уголовно-процессуального законодательства раскрываются особенности деятельности участкового уполномоченного милиции с лицами, ранее судимыми, совершавшими преступления, привлекавшимися к уголовной ответственности и освободившимися из исправительных учреждений, даются практические рекомендации для использования в оперативно-служебной деятельности с такими лицами.

Методическое пособие направлено на совершенствование работы участковых уполномоченных милиции и других сотрудников органов внутренних дел и должностных лиц с лицами, ранее судимыми, совершавшими преступления, привлекавшимися к уголовной ответственности и освободившимися из исправительных учреждений, а также может быть использовано в учебном процессе преподавателями, курсантами и слушателями вузов МВД России при изучении учебных дисциплин «Административное право России», «Административная деятельность ОВД», «Организация деятельности участковых уполномоченных милиции», «предупреждение преступлений и административных правонарушений ОВД»

Оглавление


См., например: ст. 20 Федерального закона от 2 авг. 1995 г. № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (ВСв?); п. 9.11 Инструкции по организации деятельности участкового уполномоченного милиции, утв. приказом МВД России от 16 сент. 2002 г. № 900 «О мерах по совершенствованию деятельности участковых уполномоченных милиции» (ВСв?); п. 20 приказа Генеральной прокуратуры РФ, МВД России, МЧС РФ, Минюста РФ, ФСБ РФ, Министерства экономического развития и торговли РФ и Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков от 29 дек. 2005 г. № 39/1070/1021/253/780/353/399 «О едином учете преступлений» (ВСв?); приказ МВД России от 18 дек. 1996 г. № 662 «Об утверждении форм статистической отчетности» (ВСв?) и др. 9

См., например: ст. 19 Закона РФ от 18 апр. 1991 г. № 1026-I «О милиции» (ВСв?); ст. 8 Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации» (ВСв?); ст. 4 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (ВСв?); ст. 8 Федерального закона от 29 нояб. 2001 г. № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах» (ВСв?); ст. 13 Федерального закона от 13 дек. 1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии» (ВСв?) и др. 10

См.: п. 20 Приказа Генеральной прокуратуры РФ, МВД России, МЧС РФ, Минюста РФ, ФСБ РФ, Министерства экономического развития и торговли РФ и Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков от 29 дек. 2005 г. № 39/1070/1021/253/780/353/399 «О едином учете преступлений» (ВСв?). 14


Введение

Как отмечает в своем выступлении министр внутренних дел РФ Р. Нургалиев, особая роль в обеспечении общественной безопасности отводится институту участковых уполномоченных полиции (далее – УУП). Это центральное звено в системе обеспечения общественного правопорядка. На участкового возлагается ответственность за обстановку, которая складывается в местах проживания граждан. Именно участковый является главным связующим звеном полиции с населением, его поступки формируют общественное мнение жителей о деятельности органов внутренних дел (далее – ОВД)1.

Профилактика преступлений и защита граждан на административном участке – главное в работе УУП. Находясь в шаговой доступности, участковый должен поддерживать отношения с людьми, проживающими на «его участке», что напрямую будет отражаться на эффективности его работы. Сегодня уже недостаточно просто служебного и жизненного опыта «деревенского Анискина». Современный участковый должен сочетать в себе качества и психолога, и воспитателя, при этом также быть образованным, грамотным и коммуникабельным человеком2.

УУП является должностным лицом, выполняющим возложенные на него задачи по борьбе с преступностью и охране общественного порядка на закрепленной за ним в установленном порядке части территории, обслуживаемой ОВД3. Основная задача УУП – систематическая и планомерная отработка административного участка, в ходе которой осуществляется в том числе и комплекс профилактических мероприятий.

В частности, в целях выявления, предупреждения и пресечения преступлений и административных правонарушений УУП должен проверять на причастность к совершенным преступлениям ранее судимых лиц, другие категории правонарушителей, состоящих на профилактическом учете, а также жителей административного участка с противоправным поведением4. Из этого следует, что предупреждение рецидива преступления является одним из приоритетных направлений деятельности УУП и в целом ОВД.

Рецидивная преступность была и остается одним из наиболее опасных видов преступности. Ее повышенная общественная опасность обусловлена тем, что совершение преступления во второй и более раз свидетельствует об упорном стремлении лица продолжать (возобновлять) преступную деятельность, несмотря на принятые в отношении его уголовно-правовые меры. Социальный вред рецидивной преступности проявляется и в том, что преступники-рецидивисты своим примером оказывают негативное влияние на неустойчивых людей, особенно из числа молодежи, вовлекая их в преступную деятельность.

Система функций ОВД по предупреждению рецидива преступлений в основном состоит из двух подсистем: функций УУП по надзору за лицами, отбывшими меры уголовного наказания, и функций дознавателя (следователя) по установлению причин и условий, способствовавших совершению судимыми лицами повторных преступлений.

Особенно много проблем связано с профилактической деятельностью УУ.

Низкая эффективность упреждающих мер воздействия в отношении криминогенных категорий населения в значительной степени обусловлена недостатками в ведомственном нормативном регулировании этой деятельности. В частности, изучение в различных регионах страны мнений руководящего и инспекторского состава участковой службы выявило необходимость расширения профилактических учетов правонарушителей (прежде всего за счет привлекавшихся к уголовной ответственности), определения порядка проведения с ними соответствующей предупредительной работы.

Медлительность процесса становления адекватного механизма профилактики преступлений и других правонарушений в определенной мере определяется низким уровнем общей и специальной подготовки большинства УУ, высокой текучестью кадров, негативным отношением со стороны работников ОВД к профилактике правонарушений, недооценкой ими ее возможностей и преимуществ по сравнению с традиционными видами работы (раскрытие преступлений и привлечение виновных к уголовному наказанию).

Повышение эффективности профилактической деятельности УУ сдерживается отсутствием федерального законодательства, регламентирующего вопросы предупреждения преступлений и других правонарушений. Этот процесс тесно связан с совершенствованием отраслевого законодательства, в том числе административного, поскольку именно в нем получают свою конкретизацию и детализацию конституционные права и свободы граждан. Недостаточная результативность профилактической деятельности УУП на современном этапе обусловлена слабой информированностью субъектов профилактики о формах и методах этой деятельности1. Имеющиеся нормативные акты не дают точных ориентиров и критериев оценки профилактической деятельности УУП1.

Эффективная индивидуальная профилактическая работа УУП возможна при условии, что он обладает достаточными полномочиями, правовыми и организационными средствами профилактического воздействия в отношении подучетных лиц. С этой точки зрения регулятивных норм существующих нормативных правовых актов явно не достаточно, в силу этого образуется разрыв между уголовно-правовыми и административно-правовыми мерами воздействия, неподкрепленность правовых средств воздействия воспитательным и общественным влиянием2.

Для совершенствования организации комплексного использования сил и средств ОВД при реализации задач по охране общественного порядка, защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан активно развивается нормотворчество. Министерством внутренних дел (далее – МВД) разрабатываются Концепция развития подразделений участковых уполномоченных милиции органов внутренних дел на 2009-2011 годы и Наставление по организации деятельности участковых уполномоченных милиции, направленных на развитие профилактической направленности деятельности участковых на обслуживаемой территории, укрепление их позиции среди населения. Эти документы должны сконцентрировать внимание на ранней индивидуальной профилактике правонарушений в жилом секторе3.

Кроме того, в последнее время отмечаются трудности при ведении учетов УУП, связанные с разграничением лиц, ранее совершивших преступление, на лиц, ранее судимых, совершавших преступления, привлекавшихся к уголовной ответственности и освободившихся из исправительных учреждений. Данные трудности, в свою очередь, влекут ошибки при заполнении статистических карточек и дальнейшей постановке таких лиц на учет.

На выявление недостатков при работе с лицами, ранее судимыми, совершавшими преступления, привлекавшимися к уголовной ответственности и освободившимися из исправительных учреждений, а также выработку рекомендаций по определению их социально-правового статуса, форм и методов профилактической работы с ними направлено настоящее методическое пособие.

§ 1. Социально-правовая характеристика лиц,
ранее судимых, совершивших преступления,
привлекавшихся к уголовной ответственности
и освободившихся из исправительных учреждений


Под правовым положением гражданина понимается совокупность закрепленных законодательством РФ прав и обязанностей личности в среде ее существования. Правовым статусом гражданина охватываются также гарантии государства в предоставлении гражданину возможности пользоваться правами, закрепленными в законодательстве, и гарантии исполнения гражданином возложенных на него обязанностей. Одной из таких гарантий является наказание граждан, не исполняющих предписаний законов надлежащим образом.

К категории лиц, обладающих специальным статусом, относятся лица, ранее судимые, совершившие преступления, привлекавшиеся к уголовной ответственности и освободившиеся из исправительных учреждений.

Основанием возникновения такого статуса является постановка таких лиц на учет и последующая профилактическая работа с целью недопущения рецидива.

Согласно п. 18 Инструкции по организации деятельности участкового уполномоченного милиции, утвержденной приказом МВД России от 16 сент. 2002 г. № 900 «О мерах по совершенствованию деятельности участковых уполномоченных милиции»1 УУ при осуществлении индивидуальной профилактики правонарушений с лицами, состоящими на профилактическом учете, должен осуществлять в пределах своей компетенции контроль и профилактическую работу со следующими категориями граждан:

1. Освобожденными из мест лишения свободы, в отношении которых установлены ограничения в соответствии с законом.

2. Осужденными к мерам наказания, не связанным с лишением свободы.

3. Освобожденными от уголовной ответственности по нереабилитирующим основаниям.

4. Допускающими правонарушения в сфере семейно-бытовых отношений.

5. Хроническими алкоголиками и лицами, больными наркоманией, а также допускающими потребление наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача, из числа состоящих на учете в учреждениях здравоохранения, систематически допускающими правонарушения.

6. Психически больными лицами, представляющими непосредственную опасность для себя и окружающих, состоящими на учете в учреждениях здравоохранения.

7. Несовершеннолетними правонарушителями, состоящими на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних.

В соответствии с целями настоящей работы нас интересует социально-правовой статус первых трех подучетных категорий лиц, поскольку именно они связаны с совершением преступлений.

От правильного установления этих категорий зависит обеспечение принципа законности в деятельности УУП, т.к. именно в отношении этих категорий они не просто имеют право, а обязаны собирать, систематизировать и использовать полученную о таких лицах информацию в целях осуществления мер индивидуального предупреждения совершения ими преступлений и других правонарушений, а также заводить на лиц, состоящих на учете в ОВД, контрольную карточку, а на лиц, освобожденных из мест лишения свободы, в отношении которых установлены ограничения в соответствии с законом, – учетно-профилактическое дело.

Кроме того, согласно п. 27 указанной инструкции УУП имеет право осуществлять предусмотренные законодательством учеты физических лиц, предметов, фактов и использовать в своей деятельности данные этих учетов, а также информационные системы, видео- и аудиотехнику, кино- и фотоаппаратуру и другие технические и специальные средства. Так, согласно Приложению № 1 к Инструкции по организации деятельности участкового уполномоченного милиции в раздел III «Сведения, характеризующие дом (дома)»1 заносится информация о проживающих лицах, ранее судимых (п. 9), а также состоящих на профилактических учетах, в том числе лицах, освобожденных из мест лишения свободы, в отношении которых установлены ограничения в соответствии с законом, а о лицах, осужденных к уголовному наказанию, не связанному с лишением свободы, кроме того, в «Паспорт на административный участок». Таким образом, очевидно, что законодатель разделяет лиц, ранее судимых, и лиц, состоящих на профилактическом учете, следовательно, не все ранее судимые подлежат профилактическому учету.

Основанием для осуществления контроля и составления контрольной карточки выступают осуждение к мерам наказания, не связанным с лишением свободы, и освобождение от уголовной ответственности по нереабилитирующим основаниям, а для учетно-профилактического дела – освобождение из мест лишения свободы с установлением ограничений в соответствии с законом. Сведения о рассматриваемой категории лиц учитываются и в других документах статистической отчетности. Например, в раздел 10 «Сведения о раскрытых преступлениях, совершенных отдельными категориями лиц» Приложения к приказу МВД России от 18 дек. 1996 г. № 662 «Об утверждении форм статистической отчетности»2 вносятся сведения о лицах, совершивших преступления, а в раздел 12 «Сведения о лицах, совершивших преступления» – сведения о ранее совершавших преступления и ранее судимых за преступления. Аналогичное деление на лиц, ранее судимых, и лиц, ранее совершавших преступление, имеется и в постановлении Федеральной службы государственной статистики от 15 янв. 2008 г. № 4 «Об утверждении статистического инструментария для организации статистического наблюдения за регистрацией уголовных дел и учетом преступлений»1, и в приказе Генеральной прокуратуры РФ, МВД РФ, МЧС РФ, Минюста РФ, ФСБ РФ, Министерства экономического развития и торговли РФ и Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков от 29 дек. 2005 г. № 39/1070/1021/253/780/353/399 «О едином учете преступлений»2.

Для определения форм и методов профилактического воздействия УУП на лиц, ранее судимых, совершивших преступления, привлекавшихся к уголовной ответственности и освободившихся из исправительных учреждений, рассмотрим понятие и содержание социально-правового статуса каждой категории указанных лиц. Несмотря на то, что законодатель достаточно часто использует термин «лицо, ранее судимое»3, определение данного понятия он не дает. Более того, законодатель ввел в оборот понятие «лицо, впервые совершившее преступление» (ст.ст. 75, 76, 801, ч. 6 ст. 88 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ). При этом судимость как юридическое последствие осуждения за преступление представляет собой достаточно разработанный в уголовном праве институт.

В постановлении от 19 марта 2003 г. Конституционный Суд Российской Федерации констатировал, что судимость представляет собой особое правовое состояние лица, обусловленное фактом осуждения и назначения ему по приговору суда наказания за совершенное преступление и порождающее особые, складывающиеся на основе уголовно-правового регулирования публично-правовые отношения с государством, которые при совершении этим лицом новых преступлений могут служить основанием для оценки его личности и совершенных им преступлений как обладающих повышенной общественной опасностью и потому могут предполагать применение к нему более строгих мер уголовной ответственности; наличие у лица, совершившего преступление, судимости, свидетельствуя о повышенной общественной опасности его личности, может также служить препятствием к освобождению этого лица от уголовной ответственности1.

Конституционный Суд РФ признал, что такого рода уголовно-право-вые последствия прежней судимости для лица, совершившего новое преступление, не выходят за рамки уголовно-правовых средств, которые могут быть использованы для достижения конституционно оправданных целей дифференциации уголовной ответственности и наказания, усиления его исправительного воздействия на осужденного, предупреждения новых преступлений и тем самым защиты личности, общества и государства от преступных посягательств. Определение содержания этих последствий, равно как установление иных юридически значимых обстоятельств, подлежащих учету при решении вопросов, связанных с возложением уголовной ответственности или с освобождением от нее, является прерогативой федерального законодателя.

Действующее законодательство не содержит специального акта, который давал бы перечень правовых ограничений, связанных с наличием судимости. Согласно некоторым нормативным актам, запрещается принимать лиц, имеющих судимость, на определенные должности, им запрещается приобретать огнестрельное оружие и т.д. Лица, имеющие судимость, не могут занимать должности следователя, прокурора, быть членами коллегии адвокатов и т.п.2 В соответствии с ч. 1 ст. 86 УК РФ, судимость учитывается при рецидиве преступлений и при назначении наказания. Тем самым уголовно-правовые последствия судимости законодатель связывает только с совершением нового преступления. Наличие судимости в этом случае:

– является препятствием к освобождению от уголовной ответственности по основаниям, предусмотренным ст.ст. 75, 76, 90 УК РФ;

– учитывается в качестве отягчающего наказание обстоятельства (п. «а» ч. 1 ст. 63 УК РФ);

– учитывается при признании в деяниях лица рецидива, опасного и особо опасного рецидива (ст. 18 УК РФ) и влечет особый порядок назначения наказания (ст. 68 УК РФ);

– может повлечь особые правила отбытия виновным наказания в виде лишения свободы (п. «в», «г» ч. 1, 2 ст. 58 УК РФ);

– влияет на применение условно-досрочного освобождения от отбывания наказания и др.1

Соответственно, для определения социально-правового статуса лица, ранее судимого, необходимо определить начальный и конечный момент судимости.

Согласно ч. 1 ст. 86 УК РФ, лицо, осужденное за совершение преступления, считается судимым со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу до момента погашения или снятия судимости.

Таким образом, возникновение судимости связано лишь с вынесением обвинительного приговора и назначением уголовного наказания. Судимость характеризует юридический аспект состоявшегося осуждения и выступает как его правовое подтверждение. После аннулирования судимости (путем погашения или снятия) лицо не может рассматриваться как судимое. Следовательно, аннулирование судимости влечет за собой устранение правовых последствий предшествующего осуждения (ч. 6 ст. 86 УК РФ).

Судимость погашается по истечении установленного законом срока либо может быть снята судом. Погашение судимости – это автоматическое прекращение ее действия по истечении установленного законом срока без особого решения суда по этому вопросу. Судимость погашается либо по истечении установленного законом срока после отбытия основного и дополнительного наказаний, либо по истечении испытательного срока.

Судимость погашается:

а) в отношении лиц, условно осужденных (по истечении испытательного срока);

б) в отношении лиц, осужденных к более мягким видам наказаний, чем лишение свободы (по истечении 1 года после отбытия или исполнения наказания);

в) в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за преступления небольшой или средней тяжести (по истечении 3 лет после отбытия наказания);

г) в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления (по истечении 6 лет после отбытия наказания);

д) в отношении лиц, осужденных за особо тяжкие преступления (по истечении 8 лет после отбытия наказания) (ч. 3 ст. 86 УК РФ).

Если осужденный в установленном законом порядке был досрочно освобожден от отбывания наказания, то срок погашения судимости исчисляется исходя из фактически отбытого срока наказания с момента освобождения от отбывания наказания. Иначе решается вопрос об исчислении срока погашения судимости при замене наказания, когда лицо фактически отбывало два вида наказания одновременно. В этом случае исходным для погашения судимости является тот вид наказания, который указан в приговоре суда. Например, если лицо было осуждено к исправительным работам, которые затем были заменены лишением свободы в связи со злостным уклонением осужденного от отбывания наказания (ч. 3 ст. 50 УК РФ), срок погашения судимости должен исчисляться исходя из наказания в виде исправительных работ. Если имела место замена неотбытой части наказания более мягким видом наказания, то фактически отбытый срок определяется путем сложения срока наказания, отбытого по приговору, и срока наказания, отбытого по определению суда о замене наказания. Так, если лишение свободы было заменено исправительными работами (ч. 3 ст. 80 УК РФ), то сложению подлежат фактически отбытый срок лишения свободы и отбытый срок исправительных работ. При этом три дня исправительных работ приравниваются к одному дню лишения свободы. В итоге срок погашения судимости исчисляется исходя из наказания в виде лишения свободы, но с учетом категории совершенного преступления. В соответствии с законом исчисление срока погашения судимости начинается с момента освобождения от отбывания или основного, или и дополнительного наказания (если таковое было назначено). В связи с этим интерес представляет указание, закрепленное в ч. 4 ст. 47 УК РФ. В случае назначения лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в качестве дополнительного вида наказания к ограничению свободы, аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы оно распространяется на все время отбывания указанных основных видов наказания, но при этом его срок исчисляется с момента их отбытия.

В действующем уголовном законодательстве, в отличие от УК 1960 г., не предусмотрена возможность перерыва срока погашения судимости. Если лицо совершает новое преступление во время срока погашения судимости, течение этого срока не прерывается. В этом случае сроки погашения судимости за предыдущее и новое преступления исчисляются самостоятельно. Вполне возможны ситуации, когда судимость за первое преступление будет погашена во время отбывания наказания за вновь совершенное преступление. Возможен и другой вариант: течение срока погашения судимости за новое преступление завершится раньше истечения этого срока за первое преступление. При устранении преступности и наказуемости деяния, за совершение которого лицо ранее было осуждено, оно считается не имеющим судимости с момента вступления в силу нового закона.

Закон допускает и возможность досрочного снятия судимости. Если осужденный после отбытия наказания вел себя безупречно, то по его ходатайству суд может снять с него судимость до истечения срока погашения судимости (ч. 5 ст. 86 УК РФ). Законодатель не раскрывает понятия безупречного поведения. Видимо, оно подразумевает ведение лицом законопослушного образа жизни. Из ч. 5 ст. 86 УК РФ не понятно, по истечении какого срока судимости можно поставить вопрос о досрочном ее снятии. Вряд ли целесообразно снимать судимость сразу же после освобождения от отбывания наказания. На наш взгляд, подобный вопрос следует рассматривать не ранее истечения половины предусмотренного ч. 3 ст. 86 УК РФ срока.

Специальный случай досрочного снятия судимости предусмотрен ч. 1 ст. 74 УК РФ: если до истечения испытательного срока условно осужденный своим поведением доказал исправление, суд по представлению органа, осуществляющего контроль за поведением условно осужденного, может вынести постановление об отмене условного осуждения и о снятии с осужденного судимости. При этом условное осуждение может быть отменено по истечении не менее половины установленного испытательного срока. Следовательно, и судимость может быть снята только по истечении указанного срока. Судимость может быть снята также в соответствии с актами амнистии и помилования. В ч. 6 ст. 86 УК РФ специально подчеркнуто, что погашение или снятие судимости аннулирует все правовые последствия, связанные с судимостью. В правовом плане лицо считается как бы не подвергавшимся в прошлом наказанию за совершенное преступление, хотя при общей социально-нравственной оценке личности, в том числе и при назначении наказания за новое преступление (ч. 3 ст. 60 УК РФ), данное обстоятельство (как, впрочем, и прежние заслуги перед обществом) может учитываться.

В то же время не следует отождествлять понятия «осуждение» и «судимость», поскольку сам факт осуждения не всегда порождает у виновного судимость. Согласно ч. 2 ст. 86 УК РФ, не имеющими судимости признаются лица, признанные виновными, но освобожденные от наказания. При вынесении обвинительного приговора без назначения наказания, а также с освобождением от наказания в силу акта амнистии или в связи с истечением срока давности виновный как не отбывавший наказания признается не имеющим судимости независимо от продолжительности предварительного заключения1. Если обвинительный приговор вступил в законную силу, а исполнение наказания не начато по каким-либо причинам, лицо все равно признается имеющим судимость, поскольку суд признал его виновным в совершении преступления и назначил наказание с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления.

Исключение из этого правила касается лица, условно осужденного, которое фактически освобождено от реального исполнения наказания на определенный испытательный срок, хотя по прямому указанию закона (п. «а» ч. 3 ст. 86 УК РФ) такие лица считаются судимыми до истечения испытательного срока. Это обусловлено, на наш взгляд, условностью такого освобождения, поскольку назначенное наказание при определенных условиях может отбываться таким лицом при отмене условного осуждения.

Таким образом, лицом, ранее судимым, следует признавать лицо, имеющее не снятую или не погашенную судимость, т.е. это лицо, условно осужденное в период испытательного срока, а также лицо, отбывающее конкретное наказание и отбывшее его до исчисления сроков погашения судимости или ее снятия.

Все остальные лица: освобожденные от уголовной ответственности, осужденные за совершение преступления, но освобожденные от наказания, имеющие снятую или погашенную судимость юридически не могут признаваться ранее судимыми и, соответственно, в отношении них не могут осуществляться учеты как в отношении ранее судимых. В тоже время это не означает, что они не могут подпадать под другую категорию лиц, из числа рассматриваемых, а лица ранее судимые могут подпадать не только под учет, но и под контроль, как, например, лица, освобожденные из мест лишения свободы, в отношении которых установлены ограничения в соответствии с законом.

Лицо считается ранее совершившим преступление, если оно за ранее совершенное им преступление привлекалось к уголовной ответственности (уголовное дело направлялось в суд либо прекращалось по нереабилитирующим основаниям)1. То есть законодатель не разделяет термины «лицо, ранее совершавшее преступление» и «лицо, ранее привлекавшееся к уголовной ответственности», наоборот использует их как слова синонимы, определяя одно из них через другое. При этом, четко проводя грань при осуществлении учета, а именно то, что учету подлежат только лица, освобожденные от уголовной ответственности по нереабилитирующим основаниям. Все остальные лица подлежат снятию с учета.

Согласно п. 40. приказа Генеральной прокуратуры РФ, МВД РФ, МЧС РФ, Минюста РФ, ФСБ РФ, Министерства экономического развития и торговли РФ и Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков от 29 декабря 2005 г. № 39/1070/1021/253/780/353/399 «О едином учете преступлений» учету подлежат все лица, в отношении которых вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям, о прекращении уголовного дела или уголовного преследования по нереабилитирующим основаниям, уголовное дело направлено прокурором в суд с обвинительным заключением (актом) либо вынесен обвинительный приговор по уголовному делу частного обвинения.

Основаниями учета лица, совершившего преступление выступают:

1) обвинительное заключение (акт);

2) обвинительный приговор по делу частного обвинения, вступивший в законную силу;

3) постановление об отказе в возбуждении уголовного дела (по нереабилитирующим основаниям);

4) постановление о прекращении уголовного дела или уголовного преследования (по нереабилитирующим основаниям).

Необходимо отметить, что в научной литературе существуют различные точки зрения по поводу определения перечня нереабилитирующих оснований1.

В то же время, согласно п. 2.12. указанного межведомственного приказа к нереабилитирующим основаниям относят прекращение уголовного дела или отказ в возбуждении уголовного дела, в связи:

1) с истечением сроков давности уголовного преследования (п. 3 ч. 1 ст. 24 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее – УПК РФ);

2) со смертью подозреваемого или обвиняемого, за исключением случаев, когда производство по уголовному делу необходимо для реабилитации умершего (п. 4 ч. 1 ст. 24 УПК РФ);

3) прекращение уголовного дела в связи с примирением сторон (ст. 25 УПК РФ), за исключением преступлений по уголовным делам частного обвинения;

4) прекращение уголовного преследования:

5) вследствие акта об амнистии (п. 3 ч. 1 ст. 27 УПК РФ);

6) в связи с деятельным раскаянием (ст. 28 УПК РФ);

7) в связи с применением к несовершеннолетнему обвиняемому принудительной меры воспитательного воздействия (ч. 1 ст. 427 УПК РФ).

К реабилитирующим основаниям относят:

1) оправдательный приговор суда в случаях, когда не установлено событие преступления, подсудимый не причастен к совершению преступления, в его деянии отсутствует состав преступления либо в отношении его коллегией присяжных заседателей вынесен оправдательный вердикт (пп. 1-4 ч. 2 ст. 302 УПК РФ);

2) прекращение уголовного дела или отказ в возбуждении уголовного дела по следующим основаниям: отсутствие события преступления; отсутствие в деянии состава преступления; отсутствие заявления потерпевшего, если уголовное дело может быть возбуждено не иначе как по его заявлению (пп. 1, 2, 5 ч. 1 ст. 24 УПК РФ);

3) прекращение уголовного дела или отказ в возбуждении уголовного дела в связи с отсутствием заключения суда о наличии признаков преступления в действиях одного из лиц, указанных в пп. 1, 3-5, 9 и 10 ч. 1 ст. 448 УПК РФ, либо отсутствие согласия соответственно Совета Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания, Конституционного Суда РФ, квалификационной коллегии судей на возбуждение уголовного дела или привлечение в качестве обвиняемого одного из лиц, указанных в пп. 1 и 3-5 ч. 1 ст. 448 УПК РФ (п. 6 ч. 1 ст. 24 УПК РФ);

4) прекращение уголовного дела частного обвинения в связи с примирением потерпевшего с обвиняемым (ч. 2 ст. 20 УПК РФ);

5) прекращение уголовного дела в случае, когда до вступления приговора в законную силу преступность и наказуемость этого деяния были устранены новым уголовным законом (ч. 2 ст. 24 УК РФ);

6) прекращение уголовного преследования вследствие непричастности подозреваемого или обвиняемого к совершению преступления, наличия в отношении подозреваемого или обвиняемого вступившего в законную силу приговора по тому же обвинению либо определения суда или постановления судьи о прекращении уголовного дела по тому же обвинению, наличия в отношении подозреваемого или обвиняемого неотмененного постановления органа дознания, следователя или прокурора о прекращении уголовного дела по тому же обвинению либо об отказе в возбуждении уголовного дела (пп. 1, 4, 5 ч. 1 ст. 27 УПК РФ);

7) прекращение уголовного преследования в отношении лица, не достигшего к моменту совершения деяния предусмотренного уголовным законом возраста, с которого наступает уголовная ответственность, а также в отношении несовершеннолетнего, который хотя и достиг возраста, с которого наступает уголовная ответственность, но вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) и руководить ими в момент совершения деяния, предусмотренного уголовным законом (ч. 3 ст. 27 УПК РФ);

8) прекращение уголовного дела в случае применения п. 1 ч. 1 ст. 439 УПК РФ, когда характер совершенного деяния и психическое расстройство лица не связаны с опасностью для него или других лиц либо возможностью причинения им иного существенного вреда;

9) направление уголовного дела в суд на основании п. 2 ч. 1 ст. 439 УПК РФ для применения принудительной меры медицинского характера;

10) постановление суда об освобождении психического больного от уголовной ответственности и о применении к нему принудительной меры медицинского характера (ч. 1 ст. 443 УПК РФ);

11) постановление суда о прекращении уголовного дела в отношении психического больного с отказом в применении к нему принудительной меры медицинского характера (ч. 2 ст. 443 УПК РФ).

Соответственно первая категория лиц (освобожденные по нереабилитирующим основаниям) подлежит учету и контролю в течение 1 года с заведением контрольной карточки.

Вторая категория лиц подлежит снятию с учета по следующим основаниям:

1) отсутствие события преступления (п. 1 ч. 1 ст. 24 УПК РФ);

2) отсутствие в деянии состава преступления (п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ);

3) примирение потерпевшего с обвиняемым по делам частного обвинения (ч. 2 ст. 20 УПК РФ);

4) отсутствие заявления потерпевшего, если уголовное дело может быть возбуждено не иначе как по его заявлению (п. 5 ч. 1 ст. 24 УПК РФ);

5) наличие в отношении подозреваемого или обвиняемого вступившего в законную силу приговора по тому же обвинению либо определения суда или постановления судьи о прекращении дела по тому же обвинению, неотмененного постановления органа дознания, следователя, прокурора о прекращении дела по тому же обвинению, а также в случаях, когда не установлено событие преступления, подсудимый не причастен к совершению преступления, в его деянии отсутствует состав преступления либо в отношении него коллегией присяжных заседателей вынесен оправдательный вердикт (пп. 4 и 5 ч. 1 ст. 27, пп. 1-4 ч. 2 ст. 302 УПК РФ);

6) отсутствие заключения суда о наличии признаков преступления в действиях одного из лиц, указанных в пп. 1, 3-5, 9 и 10 ч. 1 ст. 448 УПК РФ, либо отсутствие согласия, соответственно, Совета Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания, Конституционного Суда РФ, квалификационной коллегии судей на возбуждение уголовного дела или привлечение в качестве обвиняемого одного из лиц, указанных в пп. 1 и 3-5 ч. 1 ст. 448 УПК РФ (п. 6 ч. 1 ст. 24 УПК РФ);

7) непричастность подозреваемого, обвиняемого к совершению преступления (п. 1 ч. 1 ст. 27 УПК РФ).

Таким образом, под лицом, ранее привлекавшимся к уголовной ответственности следует понимать лицо, в отношении которого дело направлялось в суд и оно осуждено без назначения наказания, а также лицо, в отношении которого отказано в возбуждении уголовного дела, либо оно прекращено по нереабилитирующим основаниям.

Термин «лицо, ранее совершившее преступление» не целесообразно использовать в учетах УУП, поскольку он не несет самостоятельной смысловой нагрузки и является обобщающим термином, включающим в себя все остальные, т.е и ранее судимых, и ранее привлекавшихся к уголовной ответственности, и освободившихся из исправительных учреждений.

Термин «лицо, освободившееся из исправительного учреждения» также не определяется законодателем. В то же время им предписывается обязательность контроля за лицами, освобожденными от отбывания наказания (ст. 183 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее – УИК РФ). В юридической литературе такой контроль называется «криминологическим», «профилактическим», «посткриминальным», «постпенитенциарным» и т.д.

Полагаем, что термин «лицо, освободившееся из исправительного учреждения» включает в себя две категории лиц: полностью отбывших наказание и лиц, освобожденных от отбывания наказания. В отношении первой категории лиц может быть установлен административный контроль, как за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, в отношении которых установлены ограничения в соответствии с законом, в отношении второй – уголовно-исполнительный контроль, как за лицами условно-досрочно освобожденными из мест лишения свободы.

Причем, говоря о лицах, освобожденных из мест лишения свободы, законодатель имеет ввиду только тех, в отношении которых установлены ограничения в соответствии с законом. Только в отношении этой категории освобожденных УУ имеет право осуществлять в пределах своей компетенции контроль и профилактическую работу1.

Так, частью 6 ст. 79 УК РФ предусмотрен контроль за поведением лица, освобожденного от отбывания наказания условно-досрочно, в течение неотбытой им части срока наказания. Ст. 79 УК РФ устанавливает, что за лицами, освобожденными условно - досрочно, устанавливается контроль уполномоченным на то специализированным государственным органом, а в отношении военнослужащих - командованием воинских частей и учреждений. Применяя условно-досрочное освобождение, как указано в ч. 2 ст. 79 УК РФ, суд может возложить на осужденного обязанности, предусмотренные ч. 5 ст. 73 УК РФ. В этом случае орган, осуществляющий контроль за освобожденным, должен следить за исполнением данным лицом возложенных на него обязанностей, информировать суд о фактах их неисполнения.

Кроме рассмотренных терминов законодатель использует термин «лицо, ранее отбывавшее наказание в виде лишения свободы». Данное понятие раскрывает п. 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12 ноября 2001 г. № 14 «О практике назначения судами видов исправительных учреждений»: ранее отбывавшим лишение свободы следует считать лицо, которое за совершенное им в прошлом преступление было осуждено к наказанию в виде лишения свободы и отбывало его в исправительной колонии, тюрьме, лечебном исправительном учреждении, лечебно-профилактическом учреждении (статья 74 УИК РФ) либо в следственном изоляторе для производства следственных действий, участия в судебном разбирательстве или в связи с оставлением для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию (статьи 77,771 и 772 УИК РФ), если судимость за это преступление не была снята или погашена на момент совершения нового преступления.

К ранее отбывавшим наказание в виде лишения свободы, в частности, относятся также:

а) лицо, условно осужденное к лишению свободы, которое по основаниям, изложенным в частях третьей, четвертой и пятой статьи 74 УК РФ, было направлено для отбывания лишения свободы в исправительное учреждение;

б) осужденная к лишению свободы женщина, которая по отбытии части срока наказания была освобождена из исправительного учреждения с предоставлением отсрочки отбывания наказания в соответствии со статьей 82 УК РФ;

в) лицо, осужденное к лишению свободы, которое по отбытии части срока наказания освобождено из мест лишения свободы условно-досрочно либо по амнистии, в порядке помилования, по болезни (статья 81 УК РФ) либо которому оставшаяся неотбытая часть лишения свободы заменена более мягким видом наказания;

г) лицо, осужденное к лишению свободы по приговору суда другого государства (включая страну - участницу Содружества Независимых Государств), которое в связи с последующей передачей его в Россию для дальнейшего отбывания наказания отбывало лишение свободы в исправительном учреждении Российской Федерации в соответствии с судебным решением о принятии приговора к исполнению, а также лицо, имеющее судимость по приговорам других стран - участниц Содружества Независимых Государств до прекращения существования СССР.

Не может рассматриваться как ранее отбывавшее наказание в виде лишения свободы:

а) лицо, осуждавшееся к наказанию в виде исправительных работ или ограничения свободы, которому по основаниям, предусмотренным частью третьей статьи 50 и частью четвертой статьи 53 УК РФ, эти виды наказаний были заменены лишением свободы;

б) лицо, которому за совершенное преступление суд в соответствии с частью второй статьи 55 УК РФ вместо лишения свободы назначил наказание в виде содержания в дисциплинарной воинской части;

в) лицо, находившееся в исправительном учреждении по приговору суда, если в отношении него приговор отменен в порядке надзора с прекращением дела либо изменен и назначено наказание, не связанное с лишением свободы, или применено условное осуждение к лишению свободы;

г) осуждавшееся к лишению свободы лицо, но фактически не отбывавшее наказание в исправительных учреждениях в связи с применением к нему амнистии или освобождением от отбывания наказания в порядке помилования либо неприведением в исполнение приговора в случаях истечения установленных законом сроков давности обвинительного приговора согласно статье 83 УК РФ;

д) лицо, отбывающее наказание в виде лишения свободы, в случае его осуждения к лишению свободы за преступление, совершенное до вынесения первого приговора;

е) лицо, осужденное к лишению свободы и отбывшее наказание в местах лишения свободы за деяния, преступность и наказуемость которых устранена действующим законом, а равно, если действующим законом за их совершение не предусмотрено наказание в виде лишения свободы.

ж) лицо, ранее осуждавшееся к лишению свободы в пределах срока нахождения его под стражей в качестве меры пресечения, поскольку оно не отбывало наказание в исправительном учреждении.

Выделение данного термина обусловлено необходимостью индивидуализации назначения наказания и его исполнения, а также раздельного содержание лиц, впервые совершивших преступления и ранее отбывавших лишение свободы.

Разграничение рассмотренных понятий необходимо как с уголовно-правовой точки зрения, так и криминологической, поскольку в первом случае определяется порядок признания наличия или отсутствия рецидива преступлений, во втором постановку на соответствующие учеты и выбор форм и методов профилактического воздействия на таких лиц. На ведение последующих профилактических учетов оно не влияет, но может быть учтено при выборе форм и методов профилактического воздействия на таких лиц с целью недопущения рецидива с их стороны.

Рецидив преступлений законодателем определяется через две группы признаков. В частях 1 - 3 ст. 18 УК РФ отражены его позитивные признаки, которые определяют что следует считать рецидивом. В части 4 ст. 18 УК РФ названы негативные признаки, которые определяют, что не следует считать рецидивом. Причем и те, и другие вполне пригодны для юридической оценки преступления.

Один из обязательных признаков рецидива преступлений - непогашенная или неснятая судимость за предыдущее умышленное преступление. Несомненно, судимость означает, что лицо в прошлом было признано виновным в совершении преступления и приговорено к определенной мере наказания. Включение судимости в число признаков рецидива предполагает, что человек уже наказан государством и должен сделать из этого соответствующие выводы1.

Специфическими особенностями общественной опасности рецидива преступлений, вытекающей из того факта, что в соответствии с уголовным законодательством рецидив преступлений влечет более строгое наказание (ч. 5 ст. 18 и ч. ч. 1, 2 ст. 68 УК РФ) являются:

– причинение или возможность причинения вреда одновременно различным группам общественных отношений: жизни и здоровью людей, собственности, политическим правам и свободам граждан, российской государственности, которые в своей совокупности составляют объект рассматриваемого явления;

– включение в круг преступной деятельности значительного количества лиц (так называемое криминальное предполье);

– высокая организованность и особо квалифицированная подготовка совершаемых преступлений;

– психологическая готовность и нацеленность, как правило, на многократное совершение тяжких преступлений1.

Говоря о судимости как обязательном признаке рецидива, необходимо иметь в виду не просто обвинительный приговор, вступивший в силу, а приговор, которым виновному назначено наказание независимо от его вида и размера. Есть ли рецидив в тех случаях, когда закон предусматривает возможность применения к лицам, совершившим преступления, не уголовного наказания, а иных мер уголовно-правового воздействия? Общеизвестно, что применение принудительных мер воспитательного воздействия или принудительных мер медицинского характера исключает судимость.

Рецидив - явление более сложное, чем совершение нового деяния. Поэтому важно определиться с «временными границами» возможности совершения очередного (рецидивного) преступления. Под криминологическим рецидивом преступлений понимается совершение уголовно наказуемых деяний как лицами, к которым применялось уголовное наказание либо меры, его заменяющие, независимо от снятия или погашения судимости за прежние преступления, так и лицами, к которым уголовно-правовые меры воздействия по тем или иным причинам не применялись.

Совокупность всех подпадающих под понятие рецидива преступлений, совершенных в государстве в определенный период времени, образует рецидивную преступность как составную часть всей преступности.

Криминологическое понятие рецидива позволяет выделить в этой совокупности случаи совершения новых преступлений лицами: а) ранее судимыми, но у которых судимость погашена (снята); б) освобожденными от уголовной ответственности или наказания с применением мер, заменяющих наказание; в) совершивших преступление, но к которым наказание не применялось по разным причинам (например, преступление не было своевременно раскрыто).

В заключение следует отметить, что ограничение в правах лиц ранее судимых, совершивших преступления, привлекавшихся к уголовной ответственности и освободившихся из исправительных учреждений может выражаться в одной из трех форм:

а) в лишении возможности пользоваться отдельными правами, предоставленными остальным гражданам;

б) в установлении ограничений, в рамках которых разрешается пользоваться отдельными правами;

в) в предписании выполнять обязанности, не возлагаемые на других граждан, в которых реализуются элементы государственного принуждения.

Ограничения для таких лиц в пользовании конституционными или иными правами и принудительное возложение на них исполнения обязанностей, носящих карательный характер, могут устанавливаться федеральными законами, относящимися к различным отраслям права - конституционному, уголовно-исполнительному, административному, гражданскому, трудовому, семейному и т.д. Более подробно ограничения, связанные с контролем и учетом, проводимыми ОВД будут рассмотрены в следующих главах настоящей работы.

Таким образом, правовой статус лиц ранее судимых, совершивших преступления, привлекавшихся к уголовной ответственности и освободившихся из исправительных учреждений можно определить как совокупность прав и обязанностей, закрепленных нормами различных отраслей федерального законодательства Российской Федерации, на период отбывания наказания, срока судимости либо нахождении на учете.

  1   2   3   4   5


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации