Чекунова Л.В. Школа библиотекаря: методические материалы в помощь повышению квалификации: дайджест - файл n1.doc

приобрести
Чекунова Л.В. Школа библиотекаря: методические материалы в помощь повышению квалификации: дайджест
скачать (274 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc274kb.18.09.2012 21:15скачать

n1.doc



ВОЛГОГРАДСКАЯ ОБЛАСТНАЯ УНИВЕРСАЛЬНАЯ НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА ИМ. М. ГОРЬКОГО ПРЕДСТАВЛЯЕТ:
Дайджест

лучших методических Материалов

БИБЛИОТЕК рОССИИ






ШКОЛА БИБЛИОТЕКАРЯ

Методические материалы в помощь повышению


квалификации





Волгоград

2006

78.3

Ш 67


Составитель:

Л.В. Чекунова, главный библиотекарь отдела НИиМР





Редактор:

М.Ю. Караваева, заведующая отделом НИиМР





Ответственный за выпуск:


Т.И. Климова, ученый секретарь











Школа библиотекаря : метод. материалы в помощь повышению квалификации : дайджест / ВОУНБ им. М. Горького, Отдел НИиМР; Сост. Л.В. Чекунова, ред. М.Ю. Караваева, отв. за вып. Т.И. Климова. – Волгоград, 2006. – 19 с.

В издание включены примерные программы подготовки таких форм повышения квалификации, как творческая лаборатория, зональный семинар, семинар-встреча, семинар-практикум, дан материал для производственной учебы.

Современная библиотека: стиль и имидж

Программа подготовки зональной, районной, городской творческой лаборатории
Согласно "Словарю русского языка С.И. Ожегова" стиль – это методы, совокупность приемов, направлений работы, деятельности, поведения.

Творческая лаборатория по избранной теме предполагает изучение, показ опыта работы ЦБС и библиотеки-базы, изучение участниками занятия документов, программ, проектов, обсуждение существующих теоретических положений, организация аукциона новых идей, деловую игру по составлению технологической карты на определенную операцию. И, в конечном итоге, выработку рекомендаций в адрес дирекции каждой ЦБС зоны, отделов управлений, областных методических центров, Департамента культуры, Совета директоров ЦБС области по изучаемой теме и опыту. Рекомендации как итоговый документ работы творческой лаборатории, направляются всем перечисленным выше организациям.

Составляя программу творческой лаборатории необходимо определиться, какие из перечисленных составных частей будут включены.

Подготовка участников занятий предполагает серьезное изучение литературы по теме, как теории, так и сложившейся практики. Это поможет сформулировать исходную гипотезу обсуждения проблемы творческой лаборатории, которая будет положена в основу разговора. Возможно, сформулируете ее так – "Современная библиотека – изменение ее общественного статуса и роли, ее место в социокультурном пространстве общества. Что необходимо сделать для изменения стиля и имиджа Вашей библиотеки и библиотек в целом?"

Участники творческой лаборатории готовят и привозят на занятия материалы, показывающие свой опыт (рекламные афиши, приглашения на мероприятия, издательскую продукцию, программы, проекты). Эти материалы иллюстрируют рассказ об опыте.
Примерные вопросы для обсуждения



Литература

Авраева, Ю. Как создать новый имидж / Ю. Авраева // Библиотека. – 1999. – № 11. – С. 21-23.

Бабенко, Н. На серый цвет согласья нет / Н. Бабенко // Библиотекарь. – 1990. – № 10. – С. 46-47.

Булдашова, Т. Комфортная среда и сервисные услуги / Т. Булдашова // Библиотека. – 1999. – № 7. – С. 29-31.

Головко, С. Н. Библиотечно-имиджевое пространство : средства и методы формирования / С. Н. Головко // Библиотечное дело. XXI век. – 2005. – № (5). – С. 137-142.

Демчукова, И. М. Привлекательный образ библиотеки / И. М. Демчукова // Молодые в библиотечном деле. – 2004. – № 5-6. – С. 99-103.

Езова, С. А. Самая привлекательная и обаятельная / С. А. Езова // Библиотековедение. – 1998. – № 3. – С. 95-96.

Кондратенко, Л. В. Забота об имидже / Л. В. Кондратенко // Библиотека. – 2003. – № 8. – С. 36-38.

Лебедева, Н. Д. Нужен ли имидж библиографу ? / Н. Д. Лебедева // Библиография. – 1996. – № 5. – С. 16-19.

Матлина, С. Г. Новая реальность, или Что может реклама / С. Г. Матлина // Библиотека. – 1995. – № 3. – С. 18-21.

Матлина, С. Г. Привлекательная библиотека, или Что может реклама : Практ. Пособие.– Изд. 2-е, доп. и перераб. – М. : Либерея, 2000 – 128 с.

Меркулов, Г. Деньги ничто – имидж все ! ? / Г. Меркулов // Библиополе. – 2006. – № 7. – С. 34-37.

Панова, Р. Положительный имидж : как его создать ? / Р. Панова // Библиотека. – 1997. – № 2. – С. 11-13.

Сидорова, А. Стиль и имидж : Современная библиотека Нижнего Тагила / А. Сидорова // Библиотечное дело. – 2005. – № 4. – С. 27-28.

Стельмах, В. Д. Что думают россияне о библиотеке ? / В. Д. Стельмах // Науч. и техн. б-ки. – 1993. – № 9. – С. 32-34.

Цесарская, Г. О фирменном стиле / Г. Цесарская // Библиотека. – 1997. – № 1. – С. 32-34.

Пожилой человек в библиотеке:

уровень библиотечного обслуживания пожилых людей

Программа зонального, межзонального семинара библиотечных работников
1. Старшее поколение: особенности возраста, потребности, проблемы.

Информация сотрудника отдела соцзащиты районной (городской) администрации.

2. Об обслуживании тех, для кого читать – значит жить.

Консультация и опыт работы библиотек области.

3. Пожилой читатель: досуг, мотивы обращения в библиотеку, читательские интересы, общение с библиотекарем.

Итоги анкетирования пожилых в ЦРБ, ЦГБ.

4. Обслуживание инвалидов и ветеранов на дому: особая востребованность.

Опыт работы.

5. Информационное и справочное обслуживание пожилых читателей.

Опыт работы библиотек зоны.

6. Массовая работа для пожилого населения: объем, формы, пользующиеся наибольшей популярностью.

Опыт работы библиотек зоны.

7. Создание для пожилых благоприятной моральной атмосферы и комфортной библиотечной среды.

Опыт работы библиотек зоны.

8. Оценка пожилыми читателями работы библиотек.

Анализ анкет сельских библиотек.



Методические рекомендации по подготовке семинара



Духовные и культурные потребности пожилых людей имеют прямое отношение к работе библиотек. Отсюда задачи библиотек по работе с этой возрастной категорией можно сформулировать так: помощь в удовлетворении интеллектуальных и культурных запросов, реализации личностного потенциала и организации досуга; участие в формировании положительного стереотипа пожилого человека, в создании благоприятной нравственной атмосферы вокруг пожилых людей.

Слабая социальная защищенность пожилых людей, многочисленность этой категории населения – весомые причины, делающие работу с ней значимой для библиотек.

Роль библиотек возрастает еще и потому, что старшее поколение в силу ограниченности средств, практически лишено возможности посещать кино, театр, другие платные формы проведения досуга, пользование библиотечными фондами осталось тем немногим, что им доступно.

Вместе с тем в настоящее время нет более полной и достоверной картины обслуживания пожилых людей в ЦБС области, даже инвалидов. Есть много примеров того, как остаются без внимания интересы, запросы пожилых людей мелких населенных пунктов, не имеющих стационарных библиотек. Часто библиотекари так и рассуждают: "населенный пункт не обслуживается, так как там живут одни пенсионеры…". А, между тем, их никто и не спрашивал, нужны ли им книги.

Значимость проблемы и фрагментарность знаний о ней составляют определенное противоречие. Поэтому необходимость проведения такого семинара очевидна.

В период подготовки семинара предлагаем провести небольшое исследование в центральной библиотеке и 3-4 сельских в каждой ЦБС.

Цель исследования: изучение роли библиотек в реализации интеллектуальных и культурных потребностей, организации досуга и общения пожилых людей, выработка рекомендаций, способствующих наиболее полному использованию потенциала библиотек в обслуживании этой категории пользователей.

Основные задачи исследования:

Основные методы сбора данных: анкетирование, устный опрос, анализ библиотечной документации.

Рекомендуем особо обратить внимание на выступление представителя соцзащиты, так как речь должна пойти не только о том, что делает этот отдел районной администрации, но и по сути формулировки темы выступления. При необходимости предлагаем помочь подготовить текст выступления.
Литература

Библиотека и реабилитация социально незащищенных групп читателей : консультация / [сост. : Т. И. Климова, А. Л. Макарова] ; ВОУНБ им. М. Горького, Отдел НИиМР. – Волгоград, 2002. – 16 с.

Материалы областной научно-практической конференции "С теплом и лаской к человеку : работа библиотек области с социально-незащищенными категориями населения" / ВОУНБ им. М. Горького, Отдел НИиМР // Библиотечная летопись Волгоградской области : сборник информационных и методических материалов.– Волгоград, 2002. – Вып. 8. – С. 3-45.


Молодежи о профессиях

Профориентационная деятельность библиотек

Встреча-семинар
1. Профориентация – одна из форм социализации личности. Роль библиотек в профориентации молодежи.

Консультация специалиста.

2. Рекламные материалы, раскрывающие деятельность библиотек по

профориентации.

Обзор.

3. Координация библиотек с различными учреждениями, занимающимися профориентационной деятельностью молодежи.

Круглый стол.

4. Составление профессиограммы как одна из форм работы с выпускниками школ по профессиональному самоопределению.

Тренинг.
Методические рекомендации
Выбор профессии и подготовка к трудовой деятельности являются одними из наиболее важных задач в развитии и становлении личности и ее самоопределении. Необдуманный выбор может привести не только к глубокому разочарованию, неудовлетворенности, но и к неоправданным материальным затратам как для общества, так и для семьи.

Проблема профориентации молодежи нашла свое отражение в документах, как федерального, так и областного уровня:

Для обзора литературы необходимо использовать рекламные материалы, раскрывающие как деятельность библиотек по данному направлению, так и буклеты, брошюры, выпускаемые центрами занятости, учебными заведениями и др.

Перед выпускниками школ стоят три основные проблемы выбора: профессии, учебного заведения и в перспективе – трудоустройства. Библиотеки решают обозначенные проблемы посредством обзоров, выставок, бесед и других форм работы с молодежью. Все разнообразие этих форм должно быть раскрыто на круглом столе, основная задача которого – рассмотрение опыта работы и налаживание (или укрепление) сотрудничества в целях эффективного взаимодействия с учреждениями образования, службы занятости по данному направлению.

Составление профессиограмм (характеристик профессий с требованиями, которые они предъявляют к личности работающего) – один из методов самоопределения в выборе профессии. Ее можно представить в виде анкеты для выпускников школ. Работа по составлению профессиограммы позволяет глубже узнать содержание будущей профессии, оценить свою профпригодность к ней. Кроме того, она поможет определить и те качества, которые нужно развивать у себя. Если эта форма работы с молодежью по профориентации раньше не использовалась, то на семинаре желательно провести пробный тренинг для его участников.


Профессиограмму желательно составлять по такому плану:

  1. Общие сведения о профессии:

  1. Характеристика процесса труда:

  1. Санитарно-гигиенический условия труда:

  1. Психологические требования профессии к человеку:

  1. Сведения о профессиональной подготовке:

  1. Что можно читать о данной профессии?



Литература

Методика преподавания курса "Твоя профессиональная карьера" : кн. для учителя. – М. : Просвещение, 1997. – 190с.

Поляков, В.А. Технология карьеры : практ. руководство / В. А. Поляков. – М. : Дело, 1995. – 128 с.

Профориентационная работа среди юношества : библ. указ. Вып. 8 / Гос. респ. юнош. б-ка. – М. : ГРЮБ. – 1990. – 59 с.

Прощицкая, Е. Н. Практикум по выбору профессии : учеб. пособие для 8-11 кл общеобразоват. учреждений / Е.Н. Прощицкая. – М. : Просвещение, 1995. – 191 с. : ил.

Пряжников, Н. С. Психологический смысл труда : учеб. пособие Акад. пед. и соц. наук: Моск. психолог. соц. ин-т / Н. С. Пряжников. – М. : Ин-т практ. психологии; Воронеж : Модэк, 1997. – 351 с. – (Библиотека школьного психолога)

Тигер, П. Д. Делай то, для чего ты рожден : Путь к успешнной карьере через самопознание [Пер. с англ.] / П. Д. Тигер. – М. : Армада, 1996. – 490 с.

Зеер, Э. Ф. Личностно ориентированное профессиональное образование / Э. Ф. Зеер // Педагогика. – 2002. – № 3. – С. 31-32.

Полищук, Е. И. Психология самоопределения и выбор специальности / Е. И. Полищук // Специалист. – 2002. – № 8.– С. 31-32.

Черноглазкин, С. Ю. Общеделостные умения в профессионализации / С. Ю. Черноглазкин // Специалист. – 2001. – № 11. – С. 22-23.

Шереги, Ф. Престиж – явление общественное : А общество хочет денег: беседу провела Н. Алексютина // Учит. газ. – 2000. – 28 нояб. (№ 49). – С.9.

Интернет-сайты в помощь профориентации / Волгог. обл. юнош. б-ка. – Волгоград, 2005. –15 с.
Конфликты в библиотеке: предупреждения и разрешение

Программа зонального семинара для библиотечных работников центральных библиотек
1. Конфликтология – наука о конфликтах.

Открытие семинара.

2. Конфликты в библиотечном коллективе:

3. Конфликты при общении с читателями библиотеки.

4. Кодекс профессиональной этики российского библиотекаря.

5. Практикум для участников семинара.

Анализ причин конфликтов в Вашей ЦБС.

6. Заключение.
Методические рекомендации для подготовки семинара
Подготовиться к семинару поможет предлагаемая литература. Рекомендуем выступающему кроме теории обратиться к практике Вашей ЦБС, провести наблюдения, собрать факты.

В программу семинара включен практикум для участников семинара, он предполагает анализ причин конфликтов в конкретной ЦБС.

Попробуйте проанализировать основные причины конфликтов в Вашем трудовом коллективе и продумать возможности их устранения. Для этого заполните таблицы №1 и №2, отметив в них частоту возникновения конфликтов по разным причинам (проставьте "+" в соответствующих графах).

Если какие-то причины конфликтных ситуаций, возникающих в Вашем коллективе, не отражены в этих таблицах, Вы можете добавить их самостоятельно.

Каковы причины наиболее частых конфликтов в Вашем коллективе? Преобладают ли среди них "деловые конфликты" или "конфликты взаимоотношений"?

Таблица №1
Конфликты в Вашем коллективе


Причины конфликтов (по горизонтали)


Частота возникновения

конфликтов

Часто

Иногда

Никогда

1

2

3

4

Из-за недостатков в организации труда










Из-за нечеткого распределения обязанностей










Из-за неудовлетворительной работы коллег










Из-за плохого планирования деятельности (частое перебрасывание людей с одного участка на другой, неравномерное распределение заданий между членами коллектива, сверхурочная работа и т.д.)










Из-за плохих условий труда










Из-за нарушения трудовой дисциплины










Из-за начисления зарплаты (сложность расчетов, несправедливость при начислении зарплаты и т.д.)










Из-за распределения премий










Из-за распределения отпусков










Из-за таких поступков и действий коллег, мимо которых нельзя пройти равнодушно










Из-за недостатков поведения, личных особенностей, характеров отдельных членов коллектива










Можете добавить свои причины











Таблица № 2
Конфликты с руководителем


Причины конфликтов (по вертикали)


Частота возникновения

конфликтов

Часто

Иногда

Никогда

1

2

3

4

Из-за недостатков в организации труда










Из-за нечеткого распределения обязанностей отдельных работников










Из-за плохого планирования деятельности










Из-за плохих условий труда










Из-за нарушений трудовой дисциплины










Из-за начисления зарплаты










Из-за распределения премий










Из-за сменности










Из-за распределения отпусков










Из-за стиля и методов работы руководителя










Из-за таких поступков и поведения руководителя, которые не соответствуют его положению










Из-за недовольства членов коллектива деловыми качествами руководителя










Из-за недовольства руководителя деловыми качествами работников










Можете добавить свои причины











В какой форме протекают конфликты в Вашем коллективе? В виде открытого обсуждения возникших разногласий, с привлечением и других членов коллектива? В виде скрытых противоречий, скрытого противостояния, участники которого предпочитают поочередно обсуждать свои позиции с другими членами коллектива, как говорится, "в кулуарах", не переходя к открытой дискуссии? Какой тип ситуаций Вам кажется более легким с точки зрения их преодоления? Почему?

Для проведения в рамках семинара такого практикума библиотека, на базе которой проводится данный семинар, тиражирует по числу участников эти таблицы. Часть группы заполняет таблицу №1, часть – таблицу №2, анализируются полученные знания. От каждой ЦБС выступает один человек с изложением полученных данных и ответом на проведенные выше вопросы. Результаты анализа причин конфликтов в конкретной ЦБС после семинара могут быть рассмотрены на заседании Совета при директоре ЦБС, где следует принять необходимые решения.
Литература

Алтухова, Г.А. Профессиональная этика библиотекаря / Г. А. Алтухова. – М. : Профиздат, 2000. – 102 с.

Библиотекарь и читатель : Профессиональный тренинг. – СПб. : РНБ, 1995.– 86 с.

Библиотекарь и читатель : Проблемы общения. – Вып. 2 – СПб.: РНБ, 2000.– 99с.

Библиотечный коллектив : Формирование и управление : учеб. пособие – СПб.: СПб ГАК, 1996. – 57 с.

Езова, С. А. Библиотечное общение / С.А. Езова. – Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1990. – 68 с.

Конфликтные ситуации в библиотечном обслуживании и их разрешение : Методика. Тесты. Тренинги : метод. рекомендации – М. : РГБ, 1993. – 99 с.

Панфилова, А. П. Деловые беседы : практ. рекомендации для руководителей КПУ / А. П. Панфилова. – Л. : ЛГИК, 1989. – С. 90-101.

Психологический климат в коллективе библиотеки : практ. пособие – М. : РГБ, 1996. – 152 с.

Суслова, И. М. Основы библиотечного менеджмента / И. М. Суслова. – М. : Либерея, 2000. – С. 224-231.

Езова, С. А. Вредные библиотекари, вредные пользователи / С. А. Езова // Науч. и техн. б-ки. – 1998. – № 6. – С. 34-40.

Ловкова, Т. Б. Библиотечная конфликтология как учебная дисциплина / Т. Б. Ловкова // Науч. и техн. б-ки. – 2000. – № 11. – С. 10-16.

Мейжис, И. А. Обратная связь. Инструктирование. Конфликты : заочная психологическая школа, занятие 6-е / И. А. Мейжис // Науч. и техн. б-ки. – 1994. – № 7. – С. 38-47.

Сукиасян, Э. Р. Библиотечная конфликтология : За и против / Э. Р. Сукиасян // Науч. и техн. б-ки. – 2000. – № 11. – С. 17-24.
Организация внутрибиблиотечного пространства.

Библиотечный дизайн

Материал к производственной учебе
Появление в библиотеках новых технологий обслуживания и расширение функций в информационном обществе неизбежно приводит к изменениям и в облике библиотечных зданий и интерьеров. Правильно организованное библиотечное пространство создает необходимые условия для реализации целей и задач библиотек, лучшего обслуживания информационных и материальных ресурсов. Таким образом, в пространстве библиотеки, естественным образом должны взаимодействовать потоки читателей, документов и персонала. Именно это взаимодействие определяет и формирует библиотечное пространство, которое представляет собой совокупность различных, структурных элементов, обеспечивающих и так называемые "публичные" стороны библиотечной работы, и внутрибиблиотечные процессы и службы.

Создание комфортной библиотечной среды является актуальным для библиотекарей-практиков и в плане формирования привлекательного облика библиотеки, что способствует привлечению пользователей, повышению социального статуса библиотеки.

Для дальнейшего развития этой темы может послужить проведение данного конкурса проектов.
Конкурс проектов
Положение о проведении конкурса

В положении отмечаются организационные вопросы относительно проведения данного конкурса (кем проводится: управлением культуры, районной библиотекой и т.д.). Кем будет осуществляться финансирование.
Основная цель конкурса

Ради чего проводится данный конкурс (ради рекламы, для привлечения пользователей, ради дополнительного финансирования и т.п.). Какие результаты хотят получить организаторы. Что будет в итоге извлечено из этого конкурса.
Условия конкурса

Кто принимает участие в конкурсе проектов, есть ли ограничения.

Какие и в каком виде представляются материалы на конкурс (на бумаге, на других носителях, в виде схем, чертежей, конструкций и т.п.).
Критериии


Номинации


Порядок проведения конкурса

Место проведения конкурса, сроки проведения конкурса (один день, неделя, месяц), предоставление материалов, пути и формы реального воплощения проекта и т.д.
Руководство конкурсом

Осуществляет созданный (созванный) оргкомитет в составе (и перечисляются ФИО, должность).
Состав групп(ы) для проведения конкурса

Разделение на группы может быть или не быть.

Награждение
Оценка проектов может производиться по памятке эксперта

  1. Актуальность проекта.

Должна подтверждаться социальная значимость проекта, которая бы удовлетворяла потребности определенных групп населения, а также важность его реализации в заявляемой территории.

  1. Соответствие проекта заданной тематике номинации.

Соответствие целей проекта техническому заданию номинации, четкость и законченность планируемых мероприятий, соответствие их планируемым результатам.

  1. Наличие инноваций, оригинальность проекта.

Использование новых путей, методик, механизмов, технологий решения социальных проблем, их новизна для предлагаемой территории, актуальность, наличие заинтересованных организаций, которые готовы поддерживать инновации.

  1. Степень участия в проекте населения, общественности, волонтеров, местной власти.

Данный критерий предполагает активизацию и привлечение населения к решению поднимаемой в проекте проблемы, выявление и поддержка инициатив.

  1. Конкретность и обоснованность механизмов и методов осуществления проекта.

Четкость целей и задач, реалистичность проекта в целом, в том числе сроков реализации, бюджета и обоснованности, требуемых и заявляемых ресурсов, а также обоснование жизнеспособности проекта.
Литература

Матлина, С. Г. Привлекательная библиотека / С. Г. Матлина. – М. : 2000. – 128 с.

Мастер-класс по оснащению и дизайну библиотек. – М. : Библиотека, 2000. – 40 с.

Капранова Н. Н. Комнатные растения в интерьере / Н. Н. Капранова. – М. : Изд. МГУ, 1989. – 190 с.

Гаскюэль, Ж. Пространство для книги / Ж. Гаскюэль. – М. : Рудомино, 1995. – 298 с.

Нестеренко, О. И. Краткая энциклопедия дизайна / О. И. Нестеренко. – М. : Мол. гвардия, 1994. – 147 с.

Павлова, И. А. Библиотечный интерьер : требования и задачи / И. А. Павлова // Науч. и техн. биб-ки. – 1995. – № 7. – С. 48-58.

Пономарева, Е .С. Цвет в интерьере / Е. С. Пономарева. – Минск : Выш. школа, 1984. – 167 с.

Прокопенко, К. Несекретные секреты экспонирования / К. Прокопенко // Библиотека. – 2002. – № 8. – С. 16-17.

Силеманова, Е. Бумага, краски, карандаш – вот нехитрый наш багаж : несколько советов начинающим дизайнерам / Е. Силеманова // Библиотека. – 2002. – № 1. – С. 16-18.

Силеманова, Е. Реклама – не роскошь, а средство продвижения. Дизайн. / Е. Силеманова // Библиотека. – 2000. – № 4. – С. 14-16.

Соколова, Н. Фирменная символика / Н. Соколова // Библиотека. – 2001. – № 5. – С. 23.

Чехова, С., Бойко, В. Символика творчества / С. Чехова, В. Бойко // Библиотека. – 2001. – № 10. – С. 24-26.

Чрелашвили, О. Реклама в библиотеке и реклама библиотек / О. Чрелашвили // Библиотечное дело. – 2004. – № 8. – С. 31-34.


Подготовка маркетингового исследования

Программа семинара-практикума
1. Маркетинг и маркетинговые исследования.

Консультация

2. Подготовка маркетингового исследования.

Деловая игра.
Методические рекомендации

Еще не так давно слово "маркетинг" было непривычным применительно не только к деятельности библиотечной, но и к любой другой. Сегодня же оно прочно вошло в нашу речь. И интерес к нему как к концепции рыночного управления значительно возрос.

В узком, предпринимательском смысле маркетинг – система управления производственно-сбытовой деятельностью организации, направленная на получение приемлемой величины прибыли посредством учета и активного влияния на рыночные условия.

В другой формулировке – маркетинг определяется как цельная система, предназначенная для планирования ассортимента и объема выпускаемых продуктов, определения продуктов между выбранными рынками и стимулирования их сбыта, с тем, чтобы достигнутое при этом разнообразие благ приводило к удовлетворению интересов, как производителей, так и потребителей.

Последнее определение имеет более широкий смысл, так как охватывает деятельность также и некоммерческих организаций.

Маркетинг увязывает возможности библиотеки по подготовке библиотечной продукции и услуг с возможностями их реализации на рынке.

Маркетинг библиотечной продукции и услуг можно определить как систему комплексного изучения спроса в целях организации и управления библиотечной деятельностью, максимально ориентированной на удовлетворение потребностей в библиотечной продукции и услугах. Более кратким может быть такое определение – создание абонента библиотеки. В основе маркетинга в сфере библиотечной деятельности лежит принцип создания такой библиотечной продукции и оказания таких услуг, которые требуются абоненту библиотеки и удовлетворяют потребности в них. Поиск спроса на библиотечную продукцию и услуги определяет основное различие между просто сбытом и маркетингом. Маркетинг охватывает практически все сферы деятельности библиотеки в той мере, в какой они влияют на реализацию информационных ресурсов, источников информации и услуг, оказываемых библиотекой.

Деятельность в области маркетинга включает в себя анализ, планирование, реализацию и контроль за деятельностью по выявлению и удовлетворению запросов потребителей для достижений целей предприятия.

Маркетинговый анализ предполагает определение и оценку рынков предприятия и внешней среды маркетинга с целью выявления привлекательных возможностей, обнаружения трудностей и слабых мест в работе предприятия. Эффективный маркетинговый анализ является необходимым условием разработки планов маркетинга, но он также выполняется в процессе их реализации и контроля. Информация необходимая для маркетингового анализа, собирается в результате проведения маркетинговых исследований.

В последние годы библиотеки нередко прибегают к маркетинговым исследованиям, не ограничиваясь наблюдением за меняющимися запросами пользователей. При этом изучается:

Маркетинговые исследования имеют важное значение для принятия аргументированных решений при организации библиотечного обслуживания, разработке различных программ и проектов.

Консультация призвана ознакомить библиотечных работников с основными понятиями маркетинга, особенностями библиотечного маркетинга. Раскрыть содержание и направление маркетинговых исследований, описать процесс и методы их проведения. Консультация, наравне с теоретическим материалом, должна включать большое число примеров по тому или иному аспекту маркетингового исследования. Для этого необходимо представить четкое поэтапное описание процесса маркетингового исследования. Для подготовки консультации рекомендуем использовать следующую литературу: Голубков Е. П. "Маркетинговое исследование: теория, методология и практика" (М., 1999), а также "Библиотечный маркетинг: Практикум" (М., 1997).

Деловая игра "Разработка плана маркетингового исследования" должна способствовать практическому применению полученных сведений.

Цель игры – подготовка командами планов маркетинговых исследований, которые должны дать информацию, способствующую решению проблем стоящих перед библиотекой.

Аудиторию следует разделить на три группы, две группы игроков, а третья – эксперты, которые будут следить за ситуацией. Каждой группе рекомендуем раздать заранее приготовленные карточки со структурой маркетингового исследования, который может выглядеть следующим образом:

Разработка плана маркетингового исследования

I. Определение проблемы и целей исследования:

II. Разработка плана исследования:

III. Разработка форм для сбора данных
Ситуации для обеих групп аналогичны: сельская библиотека, низкая посещаемость, и как следствие – вероятная угроза ликвидации библиотеки.

Задача участников игры – разработать план сбора информации, которая поможет в решении стоящих перед библиотеками проблем.

Первый этап – четкое определение проблем, целей и задач исследования.

Второй этап – выбор методов проведения маркетинговых исследований (анализ документов, опрос потребителей, экспертные оценки); выбор методов сбора данных (опросы, наблюдения, глубинные интервью); выбор методов получения данных от респондентов (интервью, осуществляемое на дому у респондента, интервьюирование посетителей крупных магазинов, интервью в офисах, традиционное телефонное интервью, групповое самостоятельное заполнение анкет, самостоятельное заполнение оставленных анкет, опрос по почте).

Третий этап – разработка форм для сбора данных (анкеты вопросника).

Эксперты должны проанализировать работу групп и сделать выводы.

Ситуации для деловой игры могут варьироваться.


Литература

Библиотеки России : Стратегия выживания и развития. Вып. 1. Экономико-правовые аспекты функционирования библиотеки. – М., 1994. – 183 с.

Библиотечный маркетинг : практикум. – М. : ГПНТБ, 1997. – 46 с.

Герасимова, Л. Н., Кокойкина, О. Н. Маркетинг в библиотеке : учеб. пособие / Л. Н. Герасимова, О. Н. Кокойкина. – М. : МГИК, 1993. – 64 с.

Карташов, Н. С. Заметки о маркетинге, маркетинговой среде и организационной деятельности библиотеки / Н. С. Карташов // Науч. и техн. библ-ки. – 2001. – № 9. – С. 1-15.

Клюев В. К., Ястребова В. М. Маркетинговая ориентация библиотечно-информационной деятельности : [Маркетинг в системе управления библиотекой] : учеб. пособие – М. : Профиздат : МГУКИ, 2001. – 144 с.

Маркетинг – современная концепция управления библиотекой. – М., 1994. – 146 с.

Маркетинговая деятельность библиотеки : консультация. / Нац. б-ка Удмуртской республики. – Ижевск, 1997. – 26 с.

Маркетинговый подход организации библиотечного обслуживания : метод. рекомендации / Нижнегород. ОУНБ им. В.И. Ленина. – Нижний Новгород, 2001. – 23 с.

Матлина, С. Г. Библиотечный маркетинг : практ. пособие для работников публичных библиотек. – Пермь, 1993. – 65 с.

Проскудякова, О. В. Все о маркетинге / О. В. Проскудякова // Библиография. – 2000. – № 4. – С. 46-55.

Суслова И. Учимся управлению : Практический маркетинг / И. Суслова // Библиотека. – 2003. – №. 1. – С. 16-20.


Жизнь языка – жизнь народа

Программа семинара библиотекарей школ и ЦБС
1. Федеральная целевая программа "Русский язык" (2006-2010гг.), ФЗ РФ "О Государственном языке Российской Федерации" № 53 от 01.06. 2005г.

Участие организаций органов образования и культуры в их реализации.

2. Основные направления в деятельности массовых и школьных библиотек по сохранению национального языка и повышению культуры.

3. Введение в храм слова.

Обзор словарей, справочников нового поколения, учебно-методической литературы.

4. Нетрадиционные уроки русского языка в школе и библиотеке.

Обзор специальной периодики.

5. Русский язык и его история. Час интересных сообщений.

Показательное мероприятие.
Методические рекомендации
Русский язык относится к наиболее распространенным языкам мира. В России и за ее пределами на нем говорят сейчас не менее 250 млн. человек. В литературной форме он представляет собой один из самых развитых и богатых языков мира. Он поистине велик и могуч. В XX веке в течение 70 лет он был государственным языком великой советской державы, языком межнационального общения народов союзных республик, изучался как учебная дисциплина в школах и вузах стран социалистического лагеря, в лицеях и университетах капиталистических государств. Его непосредственное и опосредованное взаимовлияние и взаимодействие с другими языками (особенно в области искусства слова и науки) было очень большим и благотворным. На нем говорили и писали (в том числе художественные произведения и научные работы) русские эмигранты, покинувшие родину, но не забывшие ее и язык. Он и сейчас продолжает занимать прочные позиции в республиках России, выступает в качестве одного из рабочих языков ООН и ряда международных органов, на нем многие говорят и за рубежом, хотя конец XX в. и начало XXI в. для нашего языка, как и для народов России, не стали безоблачными.

По времени своего появления на языковой арене русский язык принадлежит к сравнительно небольшому числу молодых языков. Вместе с русским народом русский язык родился на рубеже XIV и XV вв., выделившись, из распавшегося на русский, украинский и белорусский древнерусского языка, бывшего с VII-VIII вв. общим языком восточных славян.

К. Д. Ушинский в статье "Родное слово" 1861 года писал: "Язык народа – лучший, никогда не увядающий… цвет всей его духовной жизни… В сокровищницу родного языка складывает одно поколение за другим плоды глубоких сердечных движений, плоды исторических событий, верования, воззрения, следы прожитого горя и прожитой радости, – словом, весь след своей духовной жизни народ бережно сохраняет в… слове…"

Язык – величайший учитель, наставник, язык, – начиная от колыбельной песни и потешек до "Илиады", до Тургенева, Чехова, Бунина – всегда формировал и формирует мировосприятие, человечность, нравственность. Язык был педагогом и тогда, когда еще не было ни школ, ни книг. И теперь учит, в век телевидения и компьютеров.

С №3 2001г. в журнале "Семья и школа" введена новая рубрика "Беседы о языке", в которой планируется публиковать небольшие статьи и заметки о русском языке, нынешнем его состоянии, о путях его развития, об истории отдельных слов и выражений, о культуре нашей речи и т.д., что входит в круг интересов науки о языке – лингвистики. Материал Л. П. Крымина "О пользе словарей" можно с успехом использовать для подготовки вопроса программы семинара "Введение в храм слова".

Анализ деятельности ЦБС за прошедший год по выполнению федеральной программы "Русский язык" показал, что в организации работы по данному направлению имеются существенные резервы. Основная часть мероприятий проводится в Дни славянской письменности и культуры. Как правило, они носят разовый характер и имеют однотипные названия. Общероссийский праздник русского языка, литературы и культуры, приуроченный к Пушкинским дням (6 июня и 19 октября) не сопровождался яркими библиотечными мероприятиями. Не прослеживается координация этой работы со школьными библиотеками, органами образования. Структурные подразделения ЦБ не нацелены на объединение усилий по реализации программы "Русский язык". Учителя-словесники, как и потребители информации не фигурируют в отчетных данных ЦБС, информационные списки, предупредительные библиографические справки для этой категории не составляются.

Включение данной темы семинарского занятия для повышения квалификации библиотекарей позволит:

Беседы "Древнейшие письменные памятники на Руси", "Русский язык в кругу славянских языков", "Русский язык в школе и дома", "Почему мы так говорим?", "Роль родного языка в становлении духовного мира личности", "Культура речи современного человека", "Деловая речь", "Взаимовлияние языковых культур", брейн-ринг "Что означает это слово", часы интересных сообщений "Язык – это великое чудо", информационные листы "Правильно ли мы говорим", викторины, выставки-кроссворды, выставки-полемики и другие формы массовой работы должны стать предметом обсуждения при планировании работы на следующий год.

Неоценимую помощь для проведения мероприятий библиотекарям смогут оказать два издания:

Энциклопедия для детей. Т. 10. Языкознание. Русский язык / Глав. ред. М. Д. Аксенова – М. : Аванта+?, 1998. – 704 с.: ил.

Русский язык. Энциклопедия / Гл. ред. Ю. Н. Караулов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Большая Рос. Энциклопедия; Дрофа, 1998. – 703 с., 16 л. вкл.

Первое издание включает не только самые важные вопросы школьной программы, но и множество интересных сведений о родном языке, которые обычно остаются за строками учебников. Книга содержит практические советы по повышению грамотности, развитию речи, а также занимательные языковые игры, лингвистические задачи, юмористические рисунки.

Во втором издании собрано все, что знает современная наука о русском языке: алфавите, свойствах букв, истории развития и памятниках письменности, словарях, диалектах, жаргонах и т.п.


Детектив – любимый жанр литературных фанатов

Программа однодневного семинара
1. История и законы детективного жанра.

Лекция.

2. Современный российский детектив: характерные черты и особенности.

Обзор.

3. Отечественный детектив: право сильного взамен этики?

Дискуссия.

4. Феномен популярности Б. Акунина.

Вечер-портрет.
Методические разработки
В настоящий момент детектив, наряду с женским любовным романом и произведениями в стиле фэнтези, является наиболее популярным литературным жанром.

До недавнего времени, несмотря на то, что аудитория читателей и почитателей детектива насчитывала десятки миллионов, в отечественных редакциях и издательствах к этому жанру относились с некоторым пренебрежением, не говоря уже о литературоведах, большинство из которых считали изучение детектива делом несерьезным, в то время, как на Западе новинки жанра регулярно рецензировались в престижных литературных изданиях, существовало немало критических и литературоведческих работ, в том числе академического характера.

В первые годы перестройки страна была наводнена хлынувшим потоком американских и английских детективов. Но со временем российские любители этого жанра обратили взоры на отечественных авторов.

С начала девяностых годов детективный жанр переживает настоящий бум. Этому не стоит удивляться, так как именно он, возможно единственный из литературных жанров, напрямую реагирует на новую реальность и распад старого государственного порядка, сопровождаемого всплеском преступности и насилия.

Цель нашего семинара – расширить познания библиотечных работников об этом литературном жанре, рассмотреть основные черты и законы классического зарубежного детектива, обратить внимание на особенности детектива постсоветского, так как нередко современный российский детектив не вписывается в каноны детектива классического.

Вопрос о законах и истории жанра рекомендуем раскрыть в лекции. По этой теме есть довольно много литературы. Советуем использовать популярную библиографическую энциклопедию С. Бавина "Зарубежный детектив XX века" (М., 1991) и работу Т.Кехстейи "Анатомия детектива" (Дебрецен, 1989).

Обратить внимание на особенности российского детектива, предлагаем в обзоре "Современный российский детектив: характерные черты и особенности". Отечественные детективы не всегда соответствуют устоявшейся классификации – авторы часто нарушают законы жанра, соединяя элементы полицейского детектива с любовным романом, мелодрамы – с триллером, ироничного детектива – с боевиком. Советуем использовать для подготовки обзора статью Б. Менцеля "Что такое популярная литература?" и беседу Л. Гурского с Р. Арбитманом "Торжество урки в царстве "доппелей". Обе статьи опубликованы в журнале "Новое литературное обозрение" (1999. – № 40).

Для определения отношения библиотечных работников к постсоветскому детективу рекомендуем провести дискуссию "Отечественный детектив: право сильного взамен этики?". Предлагаем для обсуждения следующие вопросы :

- Согласны ли вы с тем, что российский детектив как литературный жанр не существует?

- Детектив – это плохо?

- Этичны ли российские детективы?

- Какие книги вы можете назвать качественными отечественными детективами и готовы рекомендовать их читателям?

- Ваше отношение к "женскому детективу"?

- Согласны ли вы с тем, что лучшие образцы зарубежных и отечественных детективов стоит ввести в школьную программу?

Безусловно, список вопросов Вы можете продолжить.

В заключение семинара рекомендуем провести вечер-портрет "Феномен популярности Б. Акунина", но в зависимости от материала , которым располагает конкретная ЦБС этот автор может быть заменен другим.
Литература

Адамов, А. Мой любимый жанр – детектив : Записки писателя / А. Адамов. – М. : Сов. писатель, 1980. – 312 с.

Бавин, С. Зарубежный детектив XX века : попул. библиогр. энцикл / С. Бавин. – М. : Кн. палата, 1991. – 202 с.

Как сделать детектив.– М. : Радуга, 1990. – 320 с.

Кехстейи, Т. Анатомия детектива : Следствие по делу о детективе / Т. Кехстейи. – Дебрецен : Корвина,1989 – 260 с.

Райнов, Б. Черный роман / Б. Райнов. – М. : Прогресс, 1975. – 283 с.

Тук, Б. Первая десятка современной русской литературы / Б. Тук. – М.: ОНИКС XI век, 2002. – 380 с.

* * *

Арбитман, Р., Гурский, Л. Торжество урки в "царстве доппелей" : [Беседа о жанре детектива в современной русской литературе] / Р. Арбитман, Л. Гурский // Нов. лит. обозрение. – 1999. – № 40. – С. 421-431.

Бочаров, К. Оркестр в кустах…[О творчестве Б. Акунина] / К. Бочаров // Кн. обозрение. – 2000. – № 14. – С. 17.

Галина М. Вне закона : Отечественный детектив : Право сильного взамен этики / М. Галина // Лит. газета. – № 42. – С. 10.

Донцова, Д. Моя героиня на сто процентов дама : [Об ироничных детективах Д. Донцовой] / Д. Донцова // Кн. обозрение. – №36. – С. 26.

Доценко, В. "Я стараюсь писать, чтобы было интересно всем" : [Интервью с автором популярных боевиков] / В. Доценко // Искусство кино. – 1998. – № 6. – С. 6-10.

Дубин, С. Детектив, который не боится быть чтивом : [О творчестве Б. Акунина] / С. Дубин // Нов. литературное обозрение. – 2000. – № 41. – С. 412-414.

Лесин, Е. Фандорин и Фантомас : [О герое романов Б. Акунина] / Е. Лесин // Кн. обозрение. – 2000. – № 14. – С. 16.

Лурье, А. Борис Акунин как учитель истории / А. Лурье // Искусство кино. – 2000. – № 8. – С. 53-56.

Менцель, Б. Что такое "популярная литература"? : Западные концепциии "высокого" и "низкого" в советском и постсоветском контексте / Б. Менцель // Нов. лит. обозрение. – 1999. – № 40. – С. 391-407.

Маринина, А. "Я – оптимистка " : [Автор о жанре детектива в своем творчестве] / А. Маринина // Искусство кино. – 1998. – № 6. – С. 13-17.

Морозова, С. Следствие ведут дилетанты : [Женский детектив в современной русской литературе] / С. Морозова // Лит. газета. – 1998. – № 27. – С. 10.

Морозова, Т. Слышишь, время гудит: БЛЯМ!: Герои-клички размножаются делением, умножением и сложением: [К характеристике современной российской массовой литературы : детектив, боевик, триллер] / Т. Морозова // Лит. газета. – 1998. – № 43. – С. 10.

Петрова, П. Переход качества в количество, или как важно быть нежадным: [О современном российском детективе] / П. Петрова // Кн. обозрение. – 1998. – № 18. – С. 12.

Плахова, Е. Женщина, которая гуляет сама по себе : [О творчестве А. Марининой] / Е. Плахова // Искусство кино. – 1998. – № 6. – С. 17-21.

Пономарева, М. "Женские детективные дела…" : [О современном женском детективе] / М. Пономарева // Наш современник. – 1999. – № 4. – С. 280-283.

Сиривля, Н. Мир, принадлежащий мужчинам :[О романах В. Доценко] / Н. Сиривля // Искусство кино. – 1998. – № 6. – С. 10-12.

Тодоров, Л. Бессмертна ли мафия? : О нравственном смысле современных детективных повествований / Л. Тодоров // Русская словесность. – 2001. – № 4. – С. 41-48.

Треппер, Х. Филипп Марлоу в шелковых чулках, или женоненавистничество в русском женском детективе : О фигуре женщины – частного детектива у Марины Серовой / Х. Треппер // Нов. лит. обозрение. – 1999. – № 40. – С. 408-420.
Дайджест составлен по материалам пособия:
Методические рекомендации в помощь составлению планов повышения квалификации библиотечных работников области на 2003 учебный год / ПОУБ им. А.М. Горького. – Пермь, 2002. – Вып. XXX. – 52 с.



ВОЛГОГРАДСКАЯ ОБЛАСТНАЯ УНИВЕРСАЛЬНАЯ НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА ИМ. М. ГОРЬКОГО ПРЕДСТАВЛЯЕТ
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации