Демиденко О.В. Оценка конкурентоспособности предприятия строительной отрасли - файл n1.doc

приобрести
Демиденко О.В. Оценка конкурентоспособности предприятия строительной отрасли
скачать (354.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc355kb.18.09.2012 20:45скачать

n1.doc









ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ




Омск • 2007

Федеральное агентство по образованию


Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия

(СибАДИ)

Кафедра экономики и управления недвижимостью


ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ


Методические указания к выполнению курсовой работы по дисциплинам «Менеджмент в строительстве», «Маркетинг в строительстве»

для студентов специальности 080502 – Экономика

и управление на предприятии (в строительстве)

очной и заочной форм обучения

Составитель О. В. Демиденко




Омск

Издательство СибАДИ

2007

Оглавление
Введение……………………………………………………………………...4

Задание и исходные данные…………………..………….....……………….5

Требования к оформлению курсовой работы………………..….…………5

Порядок выполнения курсовой работы……....….………………………...6

Изучение окружающей среды маркетинга..…………………………….…6

Расчет показателей конкурентоспособности предприятия…...…………..6

Общая оценка конкурентоспособности предприятия….…….…………..19

Резервы повышения конкурентоспособности и разработка стратегии обеспечения конкурентоспособности предприятия…...………………....22

Библиографический список……………………………..…………………25

Введение

Курсовая работа выполняется студентами с целью углубления и закрепления знаний, приобретенных в процессе изучения теоретического материала по дисциплинам «Менеджмент в строительстве», «Маркетинг в строительстве».

В результате выполнения курсовой работы студенты должны овладеть методиками расчета показателей конкурентоспособности предприятия, общей оценки конкурентоспособности предприятия строительной отрасли, выявлять резервы повышения конкурентоспособности и разрабатывать стратегию обеспечения конкурентоспособности.

Конкурентоспособность предприятия – его способность противостоять на рынке другим изготовителям и поставщикам аналогичного товара (конкурентам) как по степени удовлетворения своими товарами или услугами конкретной общественной потребности, так и по эффективности производственной деятельности.

Конкурентного преимущества фирмы добиваются выбором сферы конкуренции, отличающейся от конкурентов, т.е. поиском новых способов, таких как:

  1. новые, более прогрессивные технологии, позволяющие производить более качественные товары. Совершенствование организации производства и труда, позволяющие снизить затраты на производство. Совершенствование маркетинговых исследований, способствующих лучшему изучению спроса и улучшению потребительских свойств товара;

  2. новые или изменившиеся запросы потребителей;

  3. появление нового сегмента отрасли или перегруппировка существующих сегментов;

  4. изменение стоимости или наличия компонентов производства, таких как сырье, рабочая сила, транспорт, связь, энергия, оборудование и другие.

Актуальность проблемы конкурентоспособности обусловлена стремлением предприятий повышать уровень качества предоставляемых услуг. Борьба за удержание и расширение своих позиций на рынке стимулирует предприятия создавать и производить новые, более качественные товары и услуги, максимально приближаясь к запросам потребителей.

УДК 69:334

ББК 38:65.050.9(2)2


Рецензент канд. техн. наук C. В. Базилевич (кафедра «Организация и технология строительства» СибАДИ)

Работа одобрена научно-методическим советом специальностей 080502 и 270115 в качестве методических указаний к выполнению курсовой работы для студентов специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии (в строительстве)» очной и заочной форм обучения


Оценка конкурентоспособности предприятия строительной отрасли: Методические указания к выполнению курсовой работы по дисциплинам «Менеджмент в строительстве», «Маркетинг в строительстве» для студентов специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии (в строительстве)» очной и заочной форм обучения / Сост. О.В. Демиденко. – Омск: Изд-во СибАДИ, 2007. 26 с.


Методические указания составлены исходя из требований к курсовым работам и задач повышения качества их выполнения в соответствии с современными требованиями. В настоящих методических указаниях приведены задание, методика выполнения работы и необходимая литература.


Табл. 10. Библиогр.: 7 назв.

 Составитель О.В. Демиденко, 2007

Задание и исходные данные

Задание. Выполнить оценку конкурентоспособности предприятия строительной отрасли.

Исходные данные к курсовой работе:

Требования к оформлению курсовой работы

Курсовая работа оформляется в виде расчетно-пояснительной записки, выполненной одним из трех способов: машинописным, с применением печатающих устройств вывода ЭВМ и рукописным способом с использованием стандартных шрифтов. Текст располагается на одной стороне листа формата А4 .

Пояснительная записка должна содержать следующие разделы, расположенные по порядку:

- титульный лист;

- задание на курсовую работу;

- реферат;

- содержание;

- введение;

- основная часть;

- заключение;

- список использованных источников.

Поля пояснительной записки: верхнее – 15мм, нижнее – 20мм, справа – 30мм, слева – 10мм. Гарнитура шрифта Times New Roman, номер шрифта – 14, интервал полуторный, абзацный отступ 1,25см.

Порядок выполнения курсовой работы

Расчетно-пояснительная записка (20…35 страниц формата А4) должна содержать следующие разделы:

Основные результаты должны быть представлены графически. Для сравнения результатов расчета показателей конкурентоспособности целесообразно использовать графики, диаграммы, таблицы, схемы и т. д.

Изучение окружающей среды маркетинга

В данном разделе необходимо привести характеристику деятельности предприятия (предмет деятельности, цели деятельности, наименование, местонахождение, форма собственности и т. д.). Необходимо описать и рассмотреть влияние всех факторов микро- и макросреды маркетинга на деятельность предприятия, его маркетинговые решения.

Основные факторы внешней маркетинговой микросреды: заказчики, поставщики, подрядчики, коммерческие посредники, конкуренты.

Основные факторы внутренней маркетинговой микросреды: производственные (снабжение, производство, планирование, финансы, учет, сбыт); социальные (кадры, организация, стимулирование, социальная защита) факторы.

Основные факторы маркетинговой макросреды: экономика, демография, политика, экология, культурное окружение, научно-технический прогресс, природно-климатические условия.

После рассмотрения влияния всех факторов маркетинговой среды на деятельность предприятия выполняется расчет показателей конкурентоспособности предприятия.


Расчет показателей конкурентоспособности предприятия

Наиболее важные критерии и показатели конкурентоспособности предприятия:

Первый критерий – эффективность производственной деятельности предприятия.

Оценка конкурентоспособности предприятия по данному критерию предполагает рассмотрение таких вопросов, как эффективность управления производственным процессом, экономичность производственных затрат, рациональность использования основных фондов, совершенство технологии изготовления продукции, организация труда на производстве.

Эффективность производственной деятельности характеризуется следующими показателями:

Рентабельность продукции. Данный показатель можно рассчитать по всей реализованной продукции и по отдельным ее видам. Рентабельность всей реализованной продукции дает представление об эффективности текущих затрат предприятия и доходности реализуемой продукции. Рентабельность всей реализованной продукции определяется отношением прибыли от реализации к выручке реализации (данные отчета о прибылях и убытках):
Прибыль от реализации

Р = --------------------------------- х 100%. (1)

Выручка от реализации

Рентабельность отдельных видов продукции зависит от цены, по которой продукция реализуется потребителю, и себестоимости по данному ее виду.

Фондоотдача. Данный показатель позволяет судить о том, сколько приходится продукции в денежном выражении на 1 руб. основных производственных фондов, т.е. характеризует эффективность использования основных средств предприятия:

Выручка от реализации

Фо = ---------------------------------------------------------. (2)

Среднегодовая стоимость основных средств
Фондоемкость является обратной величиной фондоотдачи. Характеризуется стоимостью основных фондов, приходящихся на единицу продукции:

Среднегодовая стоимость основных средств

Фе =-----------------------------------------------------------. (3)

Выручка от реализации
Производительность труда во многом зависит от уровня и степени комплексности автоматизации и механизации производства, от применения высокопроизводительного оборудования, мало- или безотходных технологических процессов, от своевременного выполнения работниками предприятия своих функций. Данный показатель отражает эффективность организации и использования рабочей силы, определяется как отношение выручки от реализации к среднесписочной численности производственного персонала.

Выручка от реализации

Пр = -------------------------------------------------------------. (4)

Ср. спис. численность работников осн. пр-ва
Коэффициент отношения средней заработной платы к прожиточному минимуму. Данный показатель свидетельствует о заинтересованности предприятия в стимулировании работников, о качестве процесса воспроизводства рабочей силы. Чем выше этот показатель, тем больше заинтересованность работников в своем деле, тем выше их мотивация для достижения лучших результатов:

, (5)

где средняя заработная плата определенной категории работников, руб.; ПМ – величина прожиточного минимума в регионе, руб.

Издержки производства на единицу продукции. Определяются отношением общей суммы затрат к объему выпущенной продукции в натуральных единицах измерения.


Рассчитанные показатели рекомендуется представить в табл.1.

По рассчитанным показателям необходимо сформулировать развернутые выводы.
Таблица 1

Показатели эффективности производственной деятельности


Показатель

Единица измерения

Отчетный период

Преды-дущий период

Абсолютное

отклонение

Относи-тельное отклонение

Выручка от реализации

Ден. ед.













Прибыль от реализации

Ден. ед.













Среднегодовая стоимость основных производственных фондов

Ден. ед.













Рентабельность продукции

%













Фондоотдача

-













Фондоемкость К

-













Среднесписочная численность производственных рабочих

Чел.













Производительность труда

Ден. ед.













Средняя заработная плата

Ден. ед.













Прожиточный минимум

Ден. ед.













Коэффициент отношения средней заработной платы к прожиточному минимуму

-













Издержки производства на единицу продукции

Ден.ед./

Нат.ед.изм.














Второй критерий конкурентоспособности предприятия – финансовое положение организации.

Финансовое состояние является важнейшей характеристикой деловой активности и надежности предприятия. Оно определяет конкурентоспособность предприятия и его потенциал в деловом сотрудничестве, является гарантом эффективной реализации экономических интересов всех участников хозяйственной деятельности, как самого предприятия, так и его партнеров.

Под финансовым состоянием предприятия понимается способность предприятия финансировать свою деятельность. Оно характеризуется обеспеченностью финансовыми ресурсами, необходимыми для нормального функционирования предприятия, целесообразностью их размещения и эффективностью использования, финансовыми взаимоотношениями с другими юридическими лицами, платежеспособностью и финансовой устойчивостью.

В рыночных условиях, когда хозяйственная деятельность предприятия и его развитие осуществляются за счет самофинансирования, а при недостаточности собственных финансовых ресурсов – за счет заемных средств, важной аналитической характеристикой является финансовая устойчивость предприятия, которая во многом связана с общей структурой капитала организации, степенью его зависимости от кредиторов и инвесторов.

Показатели финансовой устойчивости характеризуют состояние и структуру активов, уровень привлечения заемного капитала и способности организации обслуживать этот долг. Среди показателей, характеризующих финансовую устойчивость организации, можно выделить следующие:

Коэффициент автономии показывает, какую часть всего капитала составляют собственные средства, т.е. независимость предприятия от заемных источников средств. Чем выше значение этого показателя, тем более финансово устойчива, стабильна и независима от внешних кредиторов организация. Этот коэффициент определяется как отношение собственного капитала к валюте баланса:

Собственный капитал

Кав = ------------------------------. (6)

Валюта баланса

Коэффициент финансовой устойчивости определяется отношением суммы собственного капитала и долгосрочных обязательств к валюте баланса и показывает, какую часть всего капитала составляют заемные средства. Рост этого показателя в динамике означает увеличение доли заемных средств в финансировании предприятия. Если его значение снижается до единицы, это означает, что владельцы полностью финансируют свое предприятие.

Соб. капитал + Долг. обязательства

Кав = -------------------------------------------------. (7)

Валюта баланса

Коэффициент финансирования показывает, какая часть деятельности финансируется за счет собственных, а какая за счет заемных средств. Определяется отношением собственного капитала к заемному:

Собственный капитал

Кав = ----------------------------------. (8)

Заемный капитал
Коэффициент капитализации определяется как отношение заемного капитала к собственному и показывает, сколько заемных средств предприятия привлекло на 1 руб. вложенных в активы собственных средств.

Заемный капитал

Кав = -------------------------------. (9)

Собственный капитал
Рассчитанные показатели рекомендуется представить в табл. 2.

По рассчитанным показателям необходимо сформулировать развернутые выводы.

Одними из основных показателей, характеризующих финансовое состояние предприятия, являются показатели ликвидности и платежеспособности.

Таблица 2

Показатели финансовой устойчивости

Показатель


Отчетный

период

Предыдущий период

Абсолютное отклонение

Относительное отклонение
Коэффициент автономии













Коэффициент финансовой устойчивости













Коэффициент финансирования













Коэффициент капитализации














Платежеспособность означает наличие у предприятия денежных средств и их эквивалентов, достаточных для расчетов по кредиторской задолженности, требующей немедленного погашения. Таким образом, основными признаками платежеспособности являются:

а) наличие в достаточном объеме средств на расчетном счете;

б) отсутствие просроченной кредиторской задолженности.

Предприятие считается платежеспособным, если у него нет просроченной задолженности поставщикам, по банковским ссудам и другим расчетам.

Когда говорят о ликвидности предприятия, то имеют в виду наличие у него оборотных средств в размере, теоретически достаточном для погашения краткосрочных обязательств, хотя бы и с нарушением сроков погашения, предусмотренных договорами.

Важным показателем при рассмотрении понятия ликвидности является ликвидность баланса. Этот показатель определяется как степень покрытия обязательств организации ее активами, срок превращения которых в деньги соответствует сроку погашения обязательств. Баланс считается ликвидным, если его состояние позволяет за счет быстрой реализации средств по активу покрывать срочные обязательства по пассиву. Должны выполняться следующие условия: А1>=П1; А2>=П2; А3>=П3; А4>=П4,

где А1 наиболее ликвидные активы [суммы по всем статьям денежных средств, которые могут быть использованы для выполнения текущих расчетов немедленно, а также те краткосрочные финансовые вложения (ценные бумаги), которые можно приравнять к деньгам];

А2 – быстрореализуемые активы, для обращения которых в наличные средства требуется определенное время. В эту группу можно включить дебиторскую задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты), прочие оборотные активы;

А3 – медленнореализуемые активы – статьи раздела II актива баланса, включающие запасы и прочие оборотные активы.

Товарные запасы не могут быть проданы до тех пор, пока не найден покупатель. Запасы сырья, материалов и незавершенной продукции иногда требуют предварительной обработки, прежде чем их можно будет продать и преобразовать в наличные средства;

А4 – труднореализуемые активы – активы, которые предназначены для использования в хозяйственной деятельности в течение относительно положительного периода. В эту группу можно включить статьи раздела I актива баланса «Внеоборотные активы», а также дебиторскую задолженность, платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты;

П1 – наиболее срочные обязательства (кредиторская задолженность, расчеты по дивидендам, прочие краткосрочные обязательства, а также ссуды;

П2 – краткосрочные пассивы (краткосрочные заемные кредиты банков и прочие займы, подлежащие погашению в течение 12 месяцев после отчетной даты);

П3 – долгосрочные пассивы [долгосрочные заемные кредиты и прочие долгосрочные пассивы (статьи раздела V баланса «Долгосрочные пассивы»];

П4 – постоянные пассивы (статьи раздела IV баланса, не вошедшие в предыдущие группы).

Активы и пассивы предприятия рекомендуется представить в табл. 3. По данным табл. 3 необходимо сформулировать выводы о ликвидности баланса предприятия.

В рамках детального анализа ликвидности используется комплекс приведенных ниже показателей. Эти показатели применяются для оценки способности фирмы выполнять свои краткосрочные обязательства. Они дают представление не только о платежеспособности фирмы на данный момент, но и в случае чрезвычайных происшествий.

Таблица 3
Показатели ликвидности баланса

Показатель

На начало периода

На конец периода

Абсолютное откло-

нение

Относите-льное отклонение

Наиболее ликвидные активы А1













Быстрореализуемые активы А2













Медленнореализуемые активы А3













Труднореализуемые активы А4













Баланс:













Наиболее срочные обязательства П1













Краткосрочные пассивы П2













Долгосрочные пассивы П3













Постоянные пассивы П4













Баланс:













Коэффициент текущей ликвидности (коэффициент покрытия) характеризует общую оценку ликвидности активов и показывает, в какой мере текущие кредиторские обязательства обеспечиваются текущими активами, т.е. сколько денежных единиц текущих активов приходится на 1 денежную единицу текущих обязательств. Поскольку предприятие погашает краткосрочные обязательства в основном за счет текущих активов, то, следовательно, если текущие активы превышают по величине текущие обязательства, предприятие может рассматриваться как успешно функционирующее. Определяется отношением оборотных активов к текущим обязательствам:

Оборотные активы

КТЛ = ---------------------------------. (10)

Текущие обязательства
Коэффициент быстрой ликвидности (строгой ликвидности) является промежуточным коэффициентом покрытия и показывает, какую часть можно погасить текущими активами за минусом запасов. Он рассчитывается отношением суммы денежных средств, краткосрочных финансовых вложений и краткосрочной дебиторской задолженности к текущим обязательствам. Анализируя динамику этого коэффициента, необходимо обращать внимание на факторы, обусловившие его изменение. Если рост коэффициента быстрой ликвидности был связан в основном с ростом неоправданной дебиторской задолженности, это не характеризует деятельность предприятия с положительной стороны.

Денежные средства + Кр.фин.вложения +Кр.дебит.задолж.

КБЛ = ----------------------------------------------------------------------------. (11)

Текущие обязательства
Коэффициент абсолютной ликвидности (платежеспособности) показывает, какая часть краткосрочных заемных обязательств может быть при необходимости погашена немедленно. Определяется отношением наиболее ликвидных активов А1 к текущим обязательствам. Этот коэффициент является наиболее жестким критерием платежеспособности.

Денежные средства + Кр.фин.вложения

КАЛ = ----------------------------------------------------. (12)

Текущие обязательства

Рассчитанные показатели рекомендуется представить в табл. 4.
Таблица 4
Показатели ликвидности

Показатели

На начало периода

На конец периода

Рекомендуемые показатели

Коэффициент текущей ликвидности







1,0-2,0

Коэффициент быстрой ликвидности







0,8-1,0

Коэффициент абсолютной ликвидности







0,2-0,7


На основании рассчитанных показателей необходимо представить развернутые выводы.

Третий критерий конкурентоспособности – эффективность организации сбыта и продвижения товара.

Эффективность организации сбыта и продвижения товара характеризуется следующими показателями:

- коэффициентом затоваренности готовой продукцией;

- рентабельностью продаж (реализации);

- коэффициентом эффективности рекламы.

Коэффициент затоваренности готовой продукцией отражает наличие нереализованной продукции на складах предприятия. Рост показателя свидетельствует о снижении спроса. Данный показатель определяется отношением объема нереализованной продукции к объему продаж, рассчитывается только для предприятий, занимающихся производством строительных материалов, изделий, конструкций.

Рентабельность продаж (реализации) показывает, сколько прибыли приходится на единицу реализованной продукции. Данный показатель рассчитывается как отношение валовой прибыли (или чистой прибыли) к выручке от реализации. Первый способ отражает изменения в политике ценообразования и способность предприятия контролировать себестоимость реализованной продукции, т. е. ту часть средств, которая необходима для оплаты текущих расходов. Динамика коэффициента может свидетельствовать о необходимости пересмотра цен или усиления контроля за использованием материально-производственных запасов. При расчете показателя по чистой прибыли определяется, сколько денежных единиц чистой прибыли принесла каждая единица реализованной продукции.

Коэффициент эффективности рекламы характеризует экономическую эффективность рекламы и средств стимулирования сбыта. Он определяется отношением затрат на рекламу и стимулирование сбыта к приросту прибыли от реализации.

На основании выполненных расчетов заполняется табл.5.

Таблица 5
Показатели эффективности организации сбыта и продвижения товара

Показатель

На начало периода

На конец периода

Абсолютное отклонение

Относительное отклонение

Коэффициент затоваренности готовой продукцией













Рентабельность продаж (реализации)













Коэффициент эффективности рекламы















Четвертый показатель конкурентоспособности предприятия – конкурентоспособность продукции. Рассмотрим показатели, характеризующие конкурентоспособность продукции.

Качество продукции – комплексный показатель, может определяться по различным параметрам: параметрам назначения, эргономическим параметрам, эстетическим параметрам, нормативным параметрам.

Уровень качества как критерий конкурентоспособности представляет собой относительную характеристику, основанную на сравнении показателей качества оцениваемого товара и аналога товара-конкурента.

Качество – это характеристика, выражающая уровень удовлетворения клиента и измеряемая комплексом нормативных и сопоставимых потребительских параметров товара. Прежде всего, важно, чтобы товар не выходил по своим показателям за пределы жестко установленных нормативов, являющихся предметом внимания законодательства о защите прав потребителей. Если безусловные требования соблюдены, то сопоставляются так называемые жесткие потребительские параметры: производительность, энергопотребление, габариты и другие функциональные, конструктивные, технологические характеристики, измеряемые физическими способами. Экспертным путем измеряются мягкие потребительские параметры – уровни дизайна, простоты использования, ремонтопригодности и др. Еще один показатель, характеризующий уровень качества, – это квалификация персонала. Высокий уровень базового образования позволяет руководящему составу предприятия быстро обучаться, осваивать новые технологии, обретать навыки, необходимые для работы в условиях рынка. Высокий профессиональный уровень, многолетний стаж рабочих предприятия также обеспечивают качественное предоставление услуг.

Следует отметить, что качество строительных услуг во многом зависит не только от квалифицированного персонала, но и от качества строительных материалов. Для обеспечения высокого качества материалов следует обратить особое внимание на надежность поставщиков. Качество строительных услуг характеризует сервисное обслуживание сданных объектов, исправление выявленных заказчиками недостатков и многое другое.

Цена является важнейшим фактором конкурентоспособности как товара, так и фирмы в целом. При оценке конкурентоспособности, чем ниже цена (при прочих равных условиях), тем больше продаж может осуществить фирма.

Для того чтобы сравнить качество предоставляемых услуг или выполняемых работ или продукции и цену на них, необходимо рассмотреть качество и цену выполняемых аналогичных услуг на предприятиях - конкурентах. Этих предприятий большое количество: и очень известных, и не очень, и между ними существует очень жесткая конкуренция. Анализировать конкурентоспособность каждой фирмы, естественно, не представляется возможным. Однако можно произвести оценку некоторых из них. Для этого необходимо 1) выбрать четыре-пять предприятий-конкурентов, выполняющих аналогичные виды работ или выпускающих аналогичную продукцию; 2) выбрать не менее пяти показателей, характеризующих качество продукции.

Для оценки качества продукции используется матричный подход, сущность которого заключается в следующем. Каждый показатель имеет свою единицу измерения. Для получения комплексной оценки необходимо привести все показатели в размерный вид. Удобнее осуществлять все последующие расчеты в рамках единицы. Для этого в каждой строке находим максимальное (или наилучшее) значение и делим все значения этой строки на эту максимальную (наилучшую) величину. Таким образом, максимальное (наилучшее) значение будет равно 1.

Пример расчета показателей конкурентоспособности продукции представлен в табл. 6 – 8.

Таблица 6

Исходные данные для оценки конкурентоспособности продукции

Показатели конкурентоспособности товара (i)

Фирмы j

1

2

3

4

1

1000

900

970

700

2

0,6

0,9

0,7

0,4

3

32

38

45

60

Примечание. Подчеркнуты максимальные (наилучшие) значения.

Таблица 7

Результаты расчета конкурентоспособности продукции

Показатели конкурентоспособности товара (i)

Фирмы j

1

2

3

4

1

1

0,9

0,97

0,7

2

0,67

1

0,78

0,44

3

0,53

0,33

0,75

1

Складываем значения полученных показателей по каждой фирме и делим на их количество (в примере их 3). Полученное среднеарифметическое максимальное значение показывает, какое предприятие имеет более конкурентоспособную продукцию. В нашем примере среднеарифметические значения будут равны:

Фирма 1: (1 + 0,67 + 0,53) / 3 = 0,73.

Фирма 2: (0,9 + 1 + 0,33) /3 = 0,74.

Фирма 3: (0,97 + 0,78 + 0,75) / 3 = 0,83.

Фирма 4: (0,7 + 0,44 + 1) / 3 = 0,71.

Фирма с индексом j = 3 имеет максимальное, т.е. наилучшее, значение. Такой расчет приемлем, если все сравниваемые показатели равноценны по значимости.

Далее экспертным путем определяется значимость каждого показателя, характеризующего качество продукции. Значимость можно установить относительно единицы. Например, значимость первого показателя равна 0,3; второго – 0,2; третьего – 0,5. Произведем взвешивание полученных на втором шаге показателей с учетом их значимости (см. табл. 8).

Таблица 8

Результаты расчета конкурентоспособности продукции с учетом значимости показателей

Показатели конкурентоспособности товара (i)

Фирмы j

1

2

3

4

1

0,3

0,27

0,29

0,21

2

0,13

0,2

0,16

0,09

3

0,27

0,16

0,38

0,5

Сумма

0,7

0,63

0,83

0,8

Лучшим осталось третье предприятие, остальные конкуренты поменяли свои позиции.

По рассчитанным показателям конкурентоспособности продукции необходимо сформулировать развернутые выводы. Для наглядности необходимо представить показатели конкурентоспособности продукции графически.
Общая оценка конкурентоспособности предприятия
Проблема оценки конкурентоспособности предприятия является сложной и комплексной, поскольку конкурентоспособность складывается из множества самых разных факторов. Однако эта оценка необходима предприятию для осуществления ряда мероприятий, таких как выработка основных направлений по созданию такого товара, который максимально удовлетворял бы запросы потребителя; установление цен на товар и т.д.

Основные задачи, которые решаются при анализе конкурентоспособности предприятия:

Для общей оценки конкурентоспособности предприятия необходимо выбрать показатели сравнения . Традиционно такими показателями являются: объем продаж, имидж (рейтинг), рентабельность, себестоимость, цена, размещение, качество продукции, производительность труда и др. При выполнении курсовой работы рекомендуется выбирать не менее девяти показателей. На основе экспертных оценок необходимо определить значимость каждого критерия .

Показатели, выбранные для сравнения, имеют разные единицы измерения, поэтому общая оценка конкурентоспособности предприятия может выполняться методом нормализации критериев. Под нормализацией критериев понимается последовательность процедур, с помощью которой все показатели приводятся к единому, безразмерному масштабу измерения.

Нормализация критериев выполняется в следующей последовательности:

На первом этапе определяются максимальные значения каждого показателя, т. е.

. (13)

На втором этапе выделяется группа критериев , которые максимизируются, например, чем выше рентабельность, тем лучше и группа критериев , которые минимизируются, например, чем ниже себестоимость выполняемых работ, тем лучше.

На третьем этапе в соответствии с принципом максимальной эффективности нормализованные критерии определяются: в случае максимизации показателей – по формуле (14), в случае минимизации показателей – по формуле (15).

. (14)

. (15)

На четвертом этапе определяется предприятие, имеющее наилучшие показатели функционирования, т.е. обеспечивается максимальное значение функции цели:

. (16)

Пример общей оценки конкурентоспособности предприятия приводится в табл. 9 – 10.
Таблица 9

Исходные данные к общей оценке конкурентоспособности предприятия

Показатели конкурентоспособности предприятия

Фирмы

Значимость критериев

1

2

3

Производительность, усл. ден. ед.









Стоимость работ, усл. ден. ед.









Энергоемкость, усл. ед.









Надежность, усл. ед.










Таблица 10

Нормализованные показатели общей оценки конкурентоспособности предприятия

Показатели конкурентоспособности предприятия

Фирмы

Значимость критериев

1

2

3

Производительность, усл. ден. ед.









Стоимость работ, усл. ден. ед.









Энергоемкость, усл. ед.









Надежность, усл. ед.









Построим обобщенную функцию цели по каждой фирме.

Фирма 1:.

.

Фирма 2: .

.

Фирма 3:.

.

По результатам расчетов наиболее конкурентоспособной является фирма 1, так как .

Результаты расчетов рекомендуется представлять в табличном виде. По всем расчетам необходимо сформулировать развернутые выводы. Результаты расчета представить графически.

Резервы повышения конкурентоспособности и разработка стратегии обеспечения конкурентоспособности предприятия

В данном разделе на основании выполненных расчетов предыдущего раздела необходимо выявить резервы повышения конкурентоспособности предприятия и разработать стратегию обеспечения его конкурентоспособности. Все предложения должны быть четко и конкретно сформулированы и математически доказаны.

Под резервом понимается существенное обстоятельство в каком-нибудь процессе, явлении; источник, из которого черпаются специально сохраненные ресурсы в случае особой необходимости их использования. Потенциальные возможности повышения конкурентоспособности предприятия связаны с устранением нерациональных потерь имеющихся ресурсов и неиспользованных возможностей рыночной ситуации, поскольку данные потери обусловлены нерациональным использованием всего потенциала предприятия в условиях существующего производства; условий конкретной среды конкретного рынка; социально-экономической и политической обстановки в мире и стране. Резервы конкурентоспособности – это неиспользованные возможности повышения конкурентоспособности предприятия, заключенные во всей совокупности факторов и сокращения на этой основе затрат живого труда на единицу создаваемой потребительской стоимости.

Наиболее важные группы резервов конкурентоспособности предприятия:

Чтобы создать конкурентоспособное предприятие, необходимо не просто модернизировать производство и управление, но и четко знать, для чего это делается, какая цель должна быть достигнута. Главным при этом должно быть одно: умение определить, быстро и эффективно использовать в конкурентной борьбе свои сравнительные преимущества. Все усилия необходимо направить на развитие тех сторон, которые выгодно отличают предприятие от потенциальных и реальных конкурентов.

В любой отрасли экономики суть конкуренции выражается пятью силами:

1) угрозой появления новых конкурентов;

2) угрозой появления товаров и услуг- заменителей;

3) способностью поставщиков комплектующих изделий и т.п. торговаться;

4)способностью покупателей торговаться;

5) соперничеством уже имеющихся конкурентов между собой.

Значение каждой из пяти сил конкуренции определяется ее основными экономическими и техническими характеристиками.

Важная переменная величина, определяющая позицию предприятия, – сфера конкуренции, или широта цели, на которую ориентируется фирма в пределах своей отрасли. Важное определение сферы конкуренции состоит в том, что рынок сегментирован. Сегментирование важно потому, что в разных секторах рынка разные запросы. В разных секторах рынка требуются разные стратегии и разные способности; соответственно источники конкурентного преимущества в разных секторах рынка тоже весьма разные, хотя эти секторы «обслуживаются» одной и той же отраслью.

По мнению одного из ведущих теоретиков в области конкурентоспособности М. Портера, существуют три основные области выработки стратегии фирмы на рынке.

Первая область связана с лидерством в минимизации издержек производства. Данный тип стратегий связан с тем, что компания добивается самых низких издержек производства и реализации своей продукции. В результате этого она может за счет низких цен на аналогичную продукцию добиться завоевания большей доли рынка. Предприятия, реализующие такой тип стратегии, должны иметь хорошую организацию производства и снабжения, хорошую технологическую и инженерно-конструкторскую базу, а также хорошую систему распределения продукции, т. е. чтобы добиваться наименьших издержек, на высоком уровне должно осуществляться всё то, что связанно с себестоимостью продукции.

Вторая область выработки стратегии связана со специализацией в производстве услуг. В этом случае предприятие должно осуществлять высокоспециализированное производство и маркетинг, для того чтобы становиться лидером в производстве своей продукции. Это приводит к тому, что потребители выбирают данную марку, даже если цена и достаточно высока.

Третья область определения стратегии относится к фиксации определенного сегмента рынка и концентрации усилий предприятия на выбранном рыночном сегменте. В этом случае предприятие не стремится работать на всём рынке, а работает на его четко определенном сегменте, досконально выясняя потребности рынка в определенном типе продукции.

Разработка стратегии конкурентоспособности предприятия преследует две основные цели:

  1. эффективное распределение и использование ресурсов (внутренняя стратегия). Планируется использование ограниченных ресурсов, таких как капитал, технологии, люди. Кроме того, осуществляется завоевание новых рынков и выход из нежелательных рынков;

  2. адаптация к условиям внешней среды. Ставится задача обеспечить эффективное приспособление к изменению внешних факторов (экономические изменения, политические факторы и др.).

Как правило, фирма выбирает стратегию из двух и более возможных альтернатив. Каждая из альтернатив открывает различные возможности для предприятия. Например, ценовая стратегия может быть очень гибкой, поскольку цены менять легче, чем создать новую технологию производства. Однако стратегию, базирующуюся на низких ценах, легче всего скопировать. Кроме того, удачная ценовая стратегия может привести к ценовой войне, которая очень плохо подействует на чистую прибыль предприятия. В отличие от этого стратегию, основанную на преимуществах размещения, трудно скопировать в силу длительных сроков аренды и недоступности подходящих мест для конкурентов. Но она может быть негибкой и плохо адаптироваться к изменениям окружающей среды.

В экономической теории выделяют насколько видов базовых стратегий:

- ограниченный рост. Эту стратегию применяет большинство организаций в сложившихся отраслях со стабильной технологией. При стратегии ограниченного роста цели развития устанавливаются от «достигнутого» и корректируются на изменяющиеся условия (например, инфляцию);

- рост. Эта стратегия чаще всего применяется на динамично развивающихся предприятиях с быстро меняющейся технологией. Для нее характерно установление ежегодного значительного превышения уровня развития над уровнем развития прошлого года;

- сокращение или стратегия последнего средства. Эта стратегия выбирается организациями реже всего. Для нее характерно установление целей ниже уровня, достигнутого в прошлом. К стратегии сокращения прибегают тогда, когда показатели деятельности организации приобретают устойчивую тенденцию к ухудшению и никакие меры не изменяют этой тенденции;

- комбинированная стратегия. Эта стратегия представляет собой любое сочетание рассмотренных стратегий – ограниченного роста, роста и сокращения. Комбинированной стратегии придерживаются чаще всего крупные организации, которые активно функционируют в нескольких отраслях.

Каждая из вышеупомянутых стратегий представляет собой базовую стратегию, которая в свою очередь имеет множество альтернативных вариантов.
Библиографический список




  1. Портер М.Э. Конкуренция. – СПб.: ИД «Вильямс», 2000. – 495 с.

  2. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса: экономика, маркетинг, менеджмент. – М., 2002.

  3. Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика: Учеб.-практ. пособие. – М.: Изд-во ГНОМ и Д, 2001.

  4. Лифиц И.М. Формирование и оценка конкурентоспособности товаров и услуг. – М.: Юрайт-Издат, 2004. – 335 с.

  5. Матанцев А.Н. Стратегия, тактика и практика маркетинга. – М.: Юрист, 2002. – 378 с.

  6. Маркетинг в строительстве./Под ред. И.С. Степанова, В.Я. Шайтанова – М.: ЮНИТИ, 2004. – 375 с.

  7. Методика финансового анализа / А.Д. Шеремет, Р.С. Сайфулин. – М.: ИНФРА-М, 1996. – 176 с.

ВЫПИСКА

ИЗ ПРОТОКОЛА №2

ЗАСЕДАНИЯ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО СОВЕТА СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ 080502 И 270115 ОТ 30 ОКТЯБРЯ 2006 ГОДА
Присутствовали: Седанов А.А., Цвяк А.А., Цицикашвили М.С., Романенко Е.В., Козачун Г.У., Сизов С.Г., Пустобаев В.П., Столбов Ю.В., Столбова С.В., Войтович С.А., Рожина Е.Ю., Мухатаева А.Х.
Слушали Демиденко О.В. о разработанных методических указаниях по выполнению курсовой работы на тему «Оценка конкурентоспособности предприятия строительной отрасли» по дисциплинам «Менеджмент в строительстве», «Маркетинг в строительстве» для студентов специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии (в строительстве)» очной и заочной форм обучения. В настоящих методических указаниях приведены задание, методика выполнения работы и необходимая литература.

Решили: рекомендовать методические указания по выполнению курсовой работы на тему «Оценка конкурентоспособности предприятия строительной отрасли» по дисциплинам «Менеджмент в строительстве», «Маркетинг в строительстве» для студентов специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии (в строительстве)» очной и заочной форм обучения опубликовать в редакционно-издательском отделе СибАДИ.




Председатель научно-методического

совета специальностей 080502 и 270115 С.Ю. Столбова


Секретарь А.Х. Мухатаева


Учебное издание

ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ

Методические указания к выполнению курсовой работы

по дисциплинам «Менеджмент в строительстве», «Маркетинг в строительстве»

для студентов специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии

(в строительстве)» очной и заочной форм обучения
Составитель Ольга Владимировна Демиденко
Редактор И.Г. Кузнецова

Подписано к печати 6.06.07

Формат 60  90 1/16. Бумага писчая.

Оперативный способ печати.

Гарнитура Times New Roman Cyr.

Усл. п.л. 1,75 уч.-изд. л. 1,75

Тираж ___ экз. Заказ ___.

Цена договорная.

Издательство СибАДИ

644099, Омск, ул. П. Некрасова, 10

Отпечатано в ПЦ издательства СибАДИ

644099, Омск, ул. П. Некрасова, 10

Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации