Пипия И.А., Старникова В.Г. Методические рекомендации и планы семинарских занятий по социологии для студентов очной формы обучения всех специальностей - файл n1.doc

приобрести
Пипия И.А., Старникова В.Г. Методические рекомендации и планы семинарских занятий по социологии для студентов очной формы обучения всех специальностей
скачать (413 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc413kb.18.09.2012 20:30скачать

n1.doc

  1   2   3   4
Методические рекомендации

и планы семинарских занятий

по социологии
для студентов очной формы обучения

всех специальностей

Омск – 2008

Федеральное агентство по образованию

Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия

(СибАДИ)
Кафедра философии

Методические рекомендации

и планы семинарских занятий по социологии

для студентов очной формы обучения

всех специальностей

Составители: И.А.Пипия, В.Г.Старникова
Омск

Издательство СибАДИ

2008

УДК 316

ББК 60.5
Рецензент канд. филос. наук, доцент А.Ф. Тимофеев

Работа одобрена научно-методическими советами в качестве методических рекомендаций для студентов всех специальностей.


Методические рекомендации и планы семинарских занятий по социологии для студентов очной формы обучения всех специальностей / Сост.: И.А.Пипия, В.Г.Старникова. – Омск: Изд-во СибАДИ, 2008. – 59 с.

Составлены на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования РФ 2-го поколения по дисциплине «Социология» для всех специальностей.

Каждый раздел, помимо названия темы и вопросов к занятию, включает методические рекомендации по изучению данной темы и организации самостоятельной работы студентов при подготовке к занятию, контрольные вопросы для самопроверки степени усвоения студентами материала. Тематика докладов и рефератов позволяет самостоятельно выбрать проблему для более глубокого изучения. Предлагаемый к каждой теме список литературы включает в себя учебные, учебно-методические, периодические издания в качестве дополнительного материала для подготовки к занятиям.

Данная методическая разработка имеет целью оказание помощи студентам в освоении дисциплины «Социология» и организации индивидуальной самостоятельной работы при подготовке к семинарским занятиям.

© Составители: И.А. Пипия,

В.Г.Старникова, 2008

Введение

Методические рекомендации и планы семинарских занятий составлены в соответствии с требованиями (федеральный компонент) к обязательному минимуму и уровню подготовки дипломированного специалиста по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины» государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования второго поколения. Содержание дисциплины включает в себя следующие дидактические единицы:

Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки. Социологический проект О.Конта. Классические социологические теории. Современные социологические теории. Русская социологическая мысль. Общество и социальные институты. Мировая система и процессы глобализации. Социальные группы и общности. Виды общностей. Общность и личность. Малые группы и коллективы. Социальная организация. Социальные движения. Социальное неравенство, стратификация и социальная мобильность. Понятие социального статуса. Социальное взаимодействие и социальные отношения. Общественное мнение как институт гражданского общества. Культура как фактор социальных изменений. Взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры. Личность как социальный тип. Социальный контроль и девиация. Личность как деятельный субъект. Социальные изменения. Социальные революции и реформы. Концепция социального прогресса. Формирование мировой системы. Место России в мировом сообществе. Методы социологического исследования.
Цели и задачи курса «Социология»

Целью дисциплины является подготовка широко образованных творческих и критически мыслящих специалистов, способных к анализу и прогнозированию острых социальных проблем и овладению методикой проведения социологических исследований.

Задачи курса:
1.Освоение основных понятий и терминов в области социологии.

2.Изучение этапов исторического становления и развития предмета социологии и её роли в преобразовании социальной действительности.

3.Ознакомление с многообразием современных социальных проблем, острых вопросов социального неравенства, бедности и богатства, межнациональных, этнических конфликтов, болезненных процессов, происходящих в социальных институтах российского общества.

4. Помощь студентам в определении с ценностными ориентациями, в том числе и профессиональными.
Требования к уровню освоения содержания дисциплины
В результате освоения дисциплины студент должен:

знать:

– основные этапы развития социологии, современные направления и школы западной и отечественной социологической науки;

– основные понятия и термины социологии, структуру, уровни и функции социологии;

– типологию обществ и базисные социальные институты, их функции и роль в социальной системе;

– концепции и факторы социальных изменений, критерии общественного прогресса;

– тенденции формирования мирового сообщества, место России в мировой системе;

– виды социальных групп, социальных общностей и социальных организаций;

– культурно-исторические типы социального неравенства и стратификации;

– статусную и ролевую концепции личности в социологии, виды и причины девиантного поведения и формы социального контроля;

– типологию социальных взаимодействий и формы массового поведения;

– основы методологии и методики проведения социологического исследования;
иметь представление:

– о предыстории и социально-философских предпосылках социологии как науки, классических и современных социологических теориях, русской социологической мысли;

– об обществе, его структуре, основных элементах, их специфике и взаимосвязи;

– о процессах социальной стратификации и социальной мобильности;

– о культуре как факторе социальных изменений, культурном многообразии, культурном релятивизме и этноцентризме;

– о мировой системе и процессах глобализации;

– о малой и большой социальной группах, о групповой динамике и лидерстве;

– о личности в социологии, её структуре, социальной среде, социальной активности личности и процессе социализации;

– о социальном конфликте как форме социального взаимодействия, о сферах развертывания, механизмах и способах регулирования конфликтов;

– о программе, рабочем плане, социологической выборке, анализе эмпирических данных и составлении отчета о социологическом исследовании;
иметь навыки:

– применения социологических понятий для анализа социальных проблем современности;

– использования теоретической базы социологии для прогнозирования тенденций общественного развития;

– проведения анкетирования, опросов, наблюдений.
Методические рекомендации ставят своей целью:


Социология, в силу особенностей своего предмета, помогает студентам понять окружающие их социальные явления и процессы, происходящие в данный момент в России, исследует острые вопросы социального неравенства, бедности и богатства, этнических, экономических и политических конфликтов, формируя активную жизненную и гражданскую позицию студентов.

В соответствии с учебным планом на освоение дисциплины отводится в среднем 72 ч (в том числе: лекции – 18 ч, семинары – 18 ч); на самостоятельную работу (подготовка к семинарским занятиям, рефераты, доклады) – 36 ч. Отсюда общая структура и трудоемкость основных элементов курса распределяется следующим образом:

Структура и трудоемкость дисциплины «Социология»



Раздел дисциплины

Количество часов

Лекции

Семинары

СР

1. История социологии

2

2

4

2. Общество: типология обществ и социальные институты

2

2

4

3. Социальные изменения. Культура как фактор социальных изменений

2

2

4

4. Мировая система и процессы глобализации

2

2

4

5. Социальные группы и общности

2

2

4

6. Социальное неравенство, стратификация и мобильность

2

2

4

7. Личность и общество

2

2

4

8. Социальные взаимодействия и социальные отношения

2

2

4

9. Методология и методы социологического исследования

2

2

4

ВСЕГО

18

18

36


Аудиторная работа включает в себя прослушивание, конспектирование и усвоение лекционного курса, позволяющего обратить внимание студентов на основные проблемы дисциплины, а также работу на семинарских занятиях, которые помогают усвоить социологический материал путем самостоятельного изложения проблемных вопросов, указанных в плане семинарских занятий.

Самостоятельная работа студентов включает: подготовку к семинарским занятиям, написание реферата на выбранную тему, подготовку доклада по теме семинарского занятия, составление кроссворда и словаря социологических терминов и др.

Выполнив данный объем аудиторной и самостоятельной работы, можно утверждать, что студент вполне успешно справился с освоением дисциплины и заслуживает зачета по социологии.

Методические рекомендации подготовлены преподавателями кафедры философии Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии и являются базовыми для руководства самостоятельной работы студентов в процессе освоения курса социологии. Данная методическая работа включает в себя введение, методические рекомендации и планы семинарских занятий по всем темам лекционного курса, тематику рефератов и рекомендуемую литературу ко всем темам семинарских занятий в соответствии с государственным образовательным стандартом. Методические рекомендации издаются для студентов всех факультетов и специальностей. Список литературы, указанной в планах семинарских занятий, учитывает в основном литературу, имеющуюся в библиотеке академии.

Методические рекомендации акцентируют внимание студента на понимании рассматриваемых в курсе социологии проблем.

В результате самостоятельной работы над курсом социологии студент овладевает знаниями объекта, предмета и методологией социологической науки; нарабатывает умения ориентироваться в истории социологических учений и в современных направлениях; приобретает навыки социологического анализа и применение его в своей профессиональной деятельности.

Знания, умения и навыки, приобретенные в результате самостоятельной работы, станут базой не только в курсе социологии, но и при изучении отдельных тем политологии, психологии и педагогики. В частности, в политологии нельзя обойтись без социологии при изучении вопросов: социокультурные основания российской политической традиции, гражданское общество, институциональные аспекты политики, электоральные системы, политические системы, политические конфликты и способы их решения, политические организации, политическое лидерство, социокультурные аспекты политики, мировая политика и международные отношения, национально-государственные интересы России и т.д.

Знания, умения и навыки, полученные в процессе самостоятельной работы при изучении курса социологии, позволяют основательнее разобраться в таких проблемах психологии и педагогики, как индивид, личность, субъект, индивидуальность; межличностные отношения; психология малых групп; межгрупповые отношения и взаимодействия; образование как общечеловеческая ценность, как социокультурный феномен; семья как субъект педагогического воздействия и социокультурная среда воспитания и развития личности и т.д.

В условиях развития науки и изменяющейся социальной практики социология формирует у специалиста потребность в переоценке накопленного опыта, анализе своих возможностей. Она помогает выпускнику вуза всестороннее и глубже понять сущность и социальную значимость своей профессии.

Для эффективного использования методических рекомендаций студенту необходимо из областей истории, культурологии и философии иметь представления об основных этапах в истории человечества и их хронологии; понимать сущность культуры, ее место и роль в жизни человека и общества, знать исторические и региональные типы культуры, достижения культуры в ХХ веке; знать условия формирования личности, понимать роль науки в развитии цивилизации, иметь представление о связанных с ней социальных и этических проблемах.
  1   2   3   4


Методические рекомендации
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации