Кожевина Н.А. (сост.). Выставочная деятельность библиотек: методические рекомендации - файл n1.doc

приобрести
Кожевина Н.А. (сост.). Выставочная деятельность библиотек: методические рекомендации
скачать (118 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc118kb.18.09.2012 20:02скачать

n1.doc



МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ

«ЧАЙКОВСКАЯ ЦЕНТРАЛИЗОВАННАЯ БИБЛИОТЕЧНАЯ СИСТЕМА»

Методико-библиографический отдел
Выставочная деятельность

библиотек
Методические рекомендации

Чайковский, 2009.

УДК 021

ББК 78.34(2)707

В93

Выставочная деятельность библиотек: методические рекомендации

/МУК «Чайковская Централизованная библиотечная система». Методико-библиографический отдел; сост. Н. А. Кожевина. – Чайковский, 2009. – 24 с.
Проведение выставок в библиотеках является одним из самых традиционных и распространенных методов раскрытия библиотечных фондов, пропаганды лучших документов и информирования пользователей о новых поступлениях.

В прошлом наиболее распространенным являлось понятие «книжная выставка». Но уже со второй половины 20 века оно перестало соответствовать действительному положению библиотечной практики, так как на выставках кроме книг экспонировались периодика (газет и журналы), аудиозаписи (грампластинки, аудиокассеты), видеодокументы (слайды, видеофильмы), а сейчас представлены и новые носители информации (CD, DVD), предметы материальной культуры и быта и многое другое, что диктуется темой. Сегодня специалисты предлагают использовать термин «библиотечная выставка».

Библиотечная выставка – это публичная демонстрация специально подобранных и систематизированных произведений печати и других носителей информации, рекомендуемых пользователям библиотеки для обозрения и ознакомления. (Справочник библиотекаря. – СПб., 2007. – С. 198.).
Главная цель выставочной деятельности библиотек – раскрытие фонда.

Задачи – продвижение чтения, облегчения поиска необходимой информации, привлечение внимание к той или иной проблеме.

Выставочная работа – это деятельность по организации выставок, включающая в себя планирование, разработку, оформление, проведение и подведение итогов выставки.
Существует определенный порядок разработки и оформления книжной выставки, состоящий из следующих этапов:



Работа над будущей выставкой начинается с тщательного продуманного выбора темы, которая должна соответствовать двум требованиям. О первом обычно помнят все – тема должна быть актуальной и интересной читателям. О втором требовании – тему необходимо конкретизировать – часто, к сожалению забывают.

Например, как вы себе представляете книжную выставку на тему «Жизнь и творчество А. С. Пушкина»?. Огромную выставку-просмотр из нескольких десятков изданий? Или полтора десятка случайно отобранных книг? Трудно представить, что такая выставка заинтересует читателей. Лучше выбрать в качестве темы для выставки определенный период жизни великого поэта (лицейские годы, Болдинская осень), или определенный жанр, или тему в творчестве («Адресаты любовной лирики поэта»), или малоизвестные факты его биографии («Неизвестный Пушкин»).

Кроме темы, надо хорошо продумать и читательский адрес будущей выставки. Для кого вы ее оформляете – для подростков, для взрослых читателей, для людей пожилого возраста? От этого будут зависеть все последующие этапы работы над выставкой, начиная от отбора документов и заканчивая рекламой.

Правилом должно стать условие, что ни одна книга, статья или другой материал не появятся на выставке, если содержание данного источника не известно библиотекарю, не ясна точка зрения автора. Следует определить основные аспекты проблемы, представляющие собой возможные разделы выставки. При этом нельзя экономить на затратах по изучению содержания проблемы или пренебрегать отдельными процессами, иначе неизбежны просчеты.
Отбор документов для выставки лучше всего сделать в два этапа. Сначала по каталогам и картотекам, используя библиографические и методические пособия, выявить все документы, какие есть в библиотеке по данной теме – книги, статьи из газет и журналов, аудиовизуальные материалы и другие. Затем просмотреть выявленные источники и отобрать для выставки те, которые соответствуют цели и читательскому адресу. Предпочтение также отдается документам, содержащим новую информацию и имеющим привлекательный вид. «Непрезентабельную», но необходимую книгу надо сначала привести в порядок и только после этого выставлять.
После того, как документы отобраны, можно приступить к подбору аксессуаров – дополнительных средств, усиливающих воздействие выставки. Они могут быть:


Формирование концепции выставки можно считать завершенным, если вы готовы ответить на три вопроса:


Разработка структуры библиотечной выставки почти всегда затруднение. Именно на этом этапе у библиотекаря появляется масса вопросов. Сколько книг должно быть на выставке? А сколько разделов? Всегда ли нужна цитата? Как правильно выбрать название для книжной выставки?

Конкретной цифры количества книг на выставке нет и быть не может. Оно зависит от многих факторов, в том числе от объема фонда, типа выставки, места расположения, размера выставочного стеллажа. Кроме того, количество книг, разделов, наличие цитат и пояснительных текстов вам лучше всего подскажет логика выставки, ее идея. Выставка не должна выглядеть пустой, но она не должна и быть перегруженной – это может привести к обратному эффекту.

В структуру выставки положен принцип от общего к частному, от простого к сложному. Главное требование – структура должна способствовать раскрытию темы и акцентировать внимание на наиболее важных проблемах. При этом, как правило, один из разделов носит краеведческий характер.
Выбор заглавия – важный, можно сказать ключевой момент. Заголовок выставки играет огромную роль в привлечении читателя и связаны с формированием установок на восприятие. Знаменитый исследователь рекламы Альфред Полету на вопрос, какие элементы печатной рекламы являются самыми важными, сказал, что «самыми важными являются заголовки, поскольку некоторые люди читают только их».

Выбор заголовка для библиотечной выставки осуществляется после того, как определяется основная идея и подобрана литература. Предварительный поиск цитат и названий разделов для планируемых выставок не целесообразен, т.к. в процессе подбора литературы может измениться концепция выставки, и заголовок перестанет отвечать содержанию.

В практике чаще всего используют названия, отражающие тематику или проблему выставки. Например:

в названии типа «Новые информационные технологии в учебном процессе» отражена тематика;

в заглавии «Новые информационные технологии в библиотечном обслуживании: действительность и ожидания» - наличие проблемы;

в названии «Новые информационные технологии могут все?» - заложена полемика.

Иногда в заглавие выносится читательское назначение:

«В помощь учителю начальных классов», «Школьникам о правовом статусе», «В помощь арендатору», «В помощь налогоплательщику».
Существует определенный ряд требований к заголовку библиотечной выставки:


  1. Объем заголовка не превышает пяти слов. Стихотворные цитаты необходимо выбирать короткие или, при необходимости, «обрезать» их.

  2. Заголовок выставки опосредованно отражает целевое и читательское назначение выставки. Так выставку литературы к выпускным школьным и вступительным вузовским экзаменам можно назвать «Шпаргалка к экзамену», а экспозиция к юбилеям писателей сказочников может носить заголовок «Сказочный день рождения».

  3. Оригинальность заголовка, отсутствие заимствований, собственная фантазия автора выставки позволяют наиболее полно отразить и жизненную позицию библиотекаря, и его видение проблемы, которой посвящена выставка.

  4. Необходимо с осторожностью подходить к использованию многозначных заголовков, будь это цитата или оригинальное высказывание. В данном случае целесообразно вводить подзаголовок.


Расположение выставок отражает их организационную композицию. В практике используются методы перспективы, обзорности, группировки, насыщенности. Варианты расположения: П-образный, волнообразный, угловой шахматный; на столах, стеллажах, витринах; дополнительно используются банкетки, стулья, кресла.

В расположении заголовка и элементов выставки необходимо учитывать движение глаз слева - направо, сверху - вниз, от крупных элементов к мелким, от темных к светлым, от непривычных форм к привычным. Взрослый человек может сразу охватить около шести различных объектов. Специалисты говорят, о том, что в глаза бросается левый верхний угол, поэтому наиболее важный материал нужно давать именно там. Кроме того, внимание привлекает середина нижней полки.

Язык библиотечной выставки предполагает определенную последовательность изложения: первый раздел носит установочный характер – он объясняет последующие.
В оформлении выставки важны три основных момента


Требования при оформлении выставки (для книг одинаковых по содержанию) – правильное расположение материалов по формату, цвету, графическому решению (с рисунком и без рисунка), по общему тону переплета.

Если две книги в темных, три в светлых тонах – выставка будет распадаться на части, светлую и темную, лучше чередовать цвета. Точно также стоит поступать с книгами с рисунком и без рисунка.

Размерные соотношения: чередовать книги большего формата и книги меньшего формата, или группировать крупные по размеру книги в центре. Размещение материала по убывающей или возрастающей степени не рекомендуется. У читателя будет переключаться внимание от содержания на оформление. Нельзя накладывать одну книгу на другую, закрывая ее заглавие и обложку.

Важную книгу можно выделить:

– путем использования размерных и цветовых соотношений (например: среди книг большого формата книгу маленького формата, среди разноцветных книг одноцветную книгу);

– расстояние между книгами больше по сравнению с обычным расстоянием;

– выделение книги на отдельную полку;

– размещение книг в развернутом виде;

– применение текстов и иллюстраций.
Цветовое решение должно привлекать, но не раздражать и базироваться на трех условиях: контрасте, гармонии, концепции. К чистым цветам относятся красный, синий, желтый. Наиболее удачные сочетания цветов: черный с желтым, оранжевым, золотым, и серебряным; красно-бело-синий; белый на синем, красном, зеленом. Дисгармонию создают следующие сочетания цветов: желтый на красном, синий на желтом. При выборе цветового решения выставки надо учитывать интерьер помещения библиотеки в целом (стены, потолок, пол, мебель, паласы, шторы, светильники).

Концепция каждой выставки подразумевает собственную цветовую гамму. Так если выставка посвящена военной тематике, сочетание красного и черного цветов создадут тревожное настроение, черное с золотом (близкое к расцветке Георгиевской ленты) – торжественное и т.д. Заголовки целесообразно выполнять, используя сочетание трех цветов: фон – общая информация – символика.

Наиболее распространенным считаются следующие типы цветовых композиций:

В более многоцветных композициях случайные цвета могут вызвать пестроту, беспокойность и нарушение единства композиции. Композиции выполненные в контрастных сочетаниях красного и зеленого, оранжевого и синего, желтого и фиолетового цветов, сами по себе броские, как правило, не используются в сочетании с крупным шрифтом заголовка.

Наиболее четко воспринимаются следующие контрастные сочетания: черный на желтом, зеленый на белом, красный на белом, черный на белом, желтый на черном.
Учет эффективности выставки. Эффективность выставочной деятельности библиотек во многом обусловлена четким читательским адресом, актуальностью тематики библиотечных выставок, неординарностью подходов к раскрытию проблематики выставки, а также отбором литературы.

Оценка эффективности библиотечных выставок обычно осуществляется путем подсчета экспонируемых и выданных с выставки документов. В листе ежедневного статистического учета и, соответственно в «Дневнике учета» работы отмечаются документы, взятые читателями с выставки. Сравнив количество документов, представленных на выставке, и количество выданных читателям, можно делать вывод о ее эффективности.

Можно вычислить так называемый «коэффициент книжной выставки». Для этого надо число книговыдач с выставки разделить на число документов, представленных на выставке. Если эффективность низкая, необходимо выяснить, почему выставка не пользовалась популярностью среди читателей. Для этого надо проанализировать все этапы выставочной работы, начиная с выбора темы и заканчивая рекламой, и определить, где были допущены ошибки. Высокую эффективность также надо изучать, чтобы выявить причины успеха выставки у читателей.

В последние годы для изучения эффективности выставочной работы широко используются методы опроса читателей – беседы, интервью, анкетирование.. они помогают выявить интересы и потребности читателей и позволяют планировать выставочную работу в соответствии с читательскими ожиданиями.

Для художественных выставок (картин, репродукций) характерно ведение книги или тетради отзывов (копия, как правило, остается в библиотеке, а оригинал передают автору представленных работ).

При организации выставок встает вопрос о сроках их экспонирования. Классический подход: по времени действия можно выделить выставки постоянные и эпизодические. Постоянные сохраняют свое значение в течение длительного срока, эпизодические носят кратковременный характер. Срок их действия не превышает 20-25 дней. Вместе с тем, анализ практики работы библиотек показывает, что единого методического решения не существует.

Библиотекари дифференцированно подходят к каждому отдельному случаю. Например: выставки к знаменательным датам организуются как правило, за десять дней, за неделю до события в расчете на то, что материал может понадобиться тем, кто готовит беседы, доклады, рефераты. Завершают экспонирование выставки при потере к ней интереса или когда основная литература со стендов выдана читателям.

В одной из своих работ фондовед В. И. Терешин высказал мнение, что выставки на абонементе следует соотносить со сроками выдачи литературы на дом. Как правило, это 20 дней. Аккуратные читатели имеют возможность, приходя в библиотеку, каждый раз знакомиться с новыми выставками.

Хорошо подготовленная выставка – это произведение библиотечного искусства, плод научных и творческих изысканий, результат вдохновенной работы. Она должна способствовать формированию положительного имиджа библиотеки.

Выставки, как средства доведения информации до читателей по форме бывают достаточно многообразны. В последние годы активизировался творческий потенциал библиотечных специалистов, и появились на свет новые виды и формы библиотечных выставок, в специальной печати приводятся многочисленные примеры творческого подхода к организации выставок.
Выставка – вернисаж (видеоряд, художественной школы, живописного жанра, репродукций) предполагает демонстрацию картин или репродукций.

Вернисаж сопровождается экспозицией литературы о художниках – авторах, творчестве местных художников, о данном направлении в искусстве, большие площади для экспонирования работ, использование света, цитат, антуража.

Сложность данной выставки – в разнообразии иллюстративного материала, способности библиотекаря используя различные вспомогательные материалы сохранить индивидуальность каждой иллюстрации.
Выставка – викторина (конкурс, игра, загадка) предполагает наличие вопросов викторины и экспозицию литературы, с помощью которой читателю предлагается ответить на вопросы этой викторины. Вопросы должны быть разной категории сложности, учитывающие категорию читателей на которую рассчитана выставка.

Должно присутствовать обращение к читателю с приглашением принять участие в викторине.

Можно использовать выставку – викторину для рекламы библиотечных услуг: указать, что литературу по теме выставки можно получить на дом (где и на каких условиях), информировать о наличии сценариев мероприятий по данной теме, дать заявки на проведение следующей выставки – викторины.

Выставка – конкурс - цель не только стимулирование интереса к чтению, но и воспитание культуры чтения. Конкурс, как правило, состоит из нескольких этапов, на каждом из которых читателям предлагается выполнить разные задания. Вначале задания сравнительно просты: прочитать книгу с выставки, ответить на вопросы. На следующих этапах задания усложняются, приобретают творческий характер – нарисовать иллюстрацию, написать отзыв, сочинение, рассказ, реферат по теме выставки, изготовить поделку, самодельную книгу. Вся информация о конкурсе должна быть представлена на выставке.
Выставка – диалог: диалог двух точек зрения, двух авторов. Представляется литература авторов с диаметрально-противоположными точками зрения по данной теме, вопросу, проблеме. Читатели могут выразить свое мнение по данному вопросу с помощью карандаша и бумаги, которые располагаются рядом с выставкой.

Еще один вариант – это заочное разговор, заочное общение читателя и библиотекаря. Читатели задают вопросы, библиотекари отвечают на них с помощью книг. Организации выставки предшествует большая подготовительная работа. Примерно за месяц до ее оформления радом с кафедрой выдачи можно поставить склеенный из бумаги тетраэдр (треугольную пирамиду). На двух гранях написать обращение к читателям, а на третьей грани прорезать щель, куда читатели будут опускать записки с вопросами. Рядом с пирамидой положить бумагу и карандаш. Все вопросы библиотекари читают, объединяют похожие, затем подбирают литературу, в которой содержатся ответы на них. Отобранные источники располагаются на выставке по разделам, названиями которых становятся вопросы, заданные читателями.

Выставка – диалог наиболее эффективна в работе с читателями – подростками и юношеством, которые в силу возрастных психологических особенностей не могут задать интересующие их вопросы устно.
Выставка – вопрос. В заголовке выставки содержится вопрос, на который дается ответ с помощью литературы, представленной на выставке. «Есть ли жизнь на Марсе?» - выставка, посвященная проблемам планет Солнечной системы и т.д.
Выставка – декорация. Является основной и естественной декорацией массового мероприятия в библиотеке. На ее фоне мероприятие проводят, с нее берут в ходе действия книги и предметы, к ним обращаются; она может жить и после массового мероприятия, как самостоятельная выставка.
Выставка – кроссворд. «Тихая» выставка, для молчунов. Носит досугово - просветительный характер. В основе ее – кроссворд (увеличенный), ответы на который можно найти в представленной на выставке литературе. Для удобства читателей можно сделать ксерокопии кроссворда. Первый отгадавший получает сувенир.
Выставка – словарь. Цель этой выставки – объяснить значение каких – либо терминов и понятий, а также представить дополнительную информацию о них. Для выставки – словаря могут быть выбраны самые разные понятия и термины – экономические, политические, искусствоведческие, литературоведческие.

Названиями разделов выставки становятся понятия и их определения, взятые из словаря и оформленные на отдельных листах бумаги также как цитаты. Рядом располагаются книги, статьи из газет и журналов, содержащие подробную информацию об этих понятиях.
Выставка одной книги (журнала, публикации). Цель – заинтересовать читателей какой – то определенной книгой. Достичь этого можно, если представить на выставке разнообразный материал, который помогает раскрыть содержание книги и способствует более глубокому ее пониманию. Это может быть следующая информация:

– об авторе книги, его жизни и творчестве;

– об истории создания книги;

– о прототипах героев произведения, их судьбе;

– литературный анализ произведения, высказывания о нем критиков и писателей;

– рассказы известных людей и читателей библиотеки о роли этой книги в их жизни;

– об экранизации произведения; рассказы режиссера и актеров о работе над фильмом и др.

Очень важно для такой выставки правильно выбрать книгу. Она должна быть яркой, содержательной, интересной, не рядовой. Это может быть классика – прошлых веков и современная литература, или краеведческая книга.
Выставка одного журнала – цель заинтересовать читателей каким-то журналом, побудить его к чтению. Это может быть новый журнал, который только начал издаваться, или впервые выписанный библиотекой, или незаслуженно забытый читателями. Заголовком выставки может стать название журнала, написанное тем же шрифтом и цветом, что и на обложке. Можно назвать разделы выставки также как основные рубрики журнала, и представить в них самые интересные статьи из этих рубрик.
Выставка – досье («Литературное досье читателя», «Из читательского формуляра…»). Здесь обычно представлены любимые книги нашего читателя , его портрет, автобиография, ответы на вопросы анкеты, высказывания о роли книги и библиотеки в его жизни, а также отзывы, мнения, впечатления о прочитанных книгах, советы и рекомендации другим читателям.
Выставка – приманка. Выставка в окнах библиотеки. Например выставка новых книг. Широко используется на Западе как дополнительный способ «заманить» читателя в библиотеку.
Выставка – развал. Это выставка – замена книжного развала у кафедры выдачи, в котором так любят копаться читатели. («Читатель советует», «Бестселлеры наших читателей»)
Выставка – сюрприз. С маленьким, недорогим, но приятным презентом, который посетитель выставки уносит с собой. Например, выставка ко Дню Св. Валентина сопровождалась вырезанными из цветной бумаги сердечками с пожеланиями на обороте.

Формы книжных выставок


Названия книжных выставок:




Список литературы:




Выставочная деятельность библиотек
Методические рекомендации

Составитель: Кожевина Наталья Александровна




Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации