Девятко И.Ф. Методы социологического исследования - файл n2.doc
приобрестиДевятко И.Ф. Методы социологического исследованияскачать (364.3 kb.)
Доступные файлы (3):
n2.doc
Русский Гуманитарный Интернет УниверситетБиблиотекаУчебной и научной литературы WWW.I-U.RU щего собой — в согласии с нуль-гипотезой — среднее гипотетического распределения разностей средних, t-распределения. Для этого полученную в эксперименте разность групповых средних нужно перевести в t-единицы (т. е. единицы стандартного отклонения для t-распределения). Для данной разности средних величину t можно высчитать по формуле:
Полученное значение t нужно сравнить с соответствующим значением из таблицы t-распределения для избранного уровня значимости
(р = 0,05 или 0,01) и числа
степеней свободы, соответствующего количеству наблюдений в каждой группе (или подвыборке). Число степеней свободы — довольно сложное статистическое понятие, анализ которого выходит за пределы этого учебника (в самом общем виде оно обсуждается в гл. 7). На практике число степеней свободы можно рассматривать как величину, равную числу наблюдений (испытуемых, опрошенных, баллов и т. п.) минус число оцениваемых параметров. Для разности средних двух групп это составит число наблюдений в экспериментальной группе минус один (
nэ 1) плюс число наблюдений в контрольной группе минус один
(пk 1):
Nст.своб. = (
nэ 1)
+ (пk 1)
Таблицы t-распределения можно найти в любом учебнике или справочнике по статистике (см. «Дополнительную литературу» к данной главе, а также к гл. 8). Здесь мы приводим лишь фрагмент такой таблицы.
Таблица 4.1
Сокращенная таблица t-распределения Стьюдента (W. Gosset, 1908) Число степеней свободы | Р = 0,05 | Р = 0,01 |
1 | t = 12,706 | t = 63,657 |
2 | t = 4,303 | t = 9,925 |
5 | t = 2,571 | t = 4,032 |
8 | t = 2,306 | t = 3,355 |
10 | t = 2,228 | t = 3,169 |
14 | t = 2,145 | t = 2,977 |
16 | t = 2,120 | t = 2,921 |
20 | t = 2,086 | t = 2,845 |
30 | t = 2,042 | t = 2,750 |
60 | t = 2,000 | t = 2,660 |
120 | t = 1,980 | t = 2,617 |
| t = 1,960 | t = 2,576 |
Рассмотрим пример вычисления
t для описанного выше эксперимента, в котором изучалось воздействие антивоенного фильма на изменение установок студентов. Пусть для контрольной и экспериментальной групп при итоговом тестировании по шкале пацифистских установок были получены следующие результаты:
Контрольная группа | Экспериментальная группа |
nk = 28 чел. | Nэ = 34 чел. |
 |
 |
Sk = 5,6 | Sэ= 3,4 |
Наша статистическая задача заключается в том, чтобы определить, отличаются ли средние двух групп настолько, чтобы можно было отвергнуть нулевую гипотезу о том, что эти средние взяты из одной генеральной совокупности. Воспользуемся приведенной выше формулой для вычисления значения
t1:
Число степеней свободы в приведенном примере: (28 1) + (34 1) = 60.
Полученное значение
t = 3,4760 заведомо превосходит табличные значения и для
p < 0,05, и для
р < 0,01 (на 5%-м уровне значение
t для 60 степеней свободы составит 2,00, а на 1%-м — 2,660). Следовательно, мы можем отклонить нулевую гипотезу и сделать вывод, что существует статистически значимая разница между средними уровнями пацифизма в группе студентов, посмотревших антивоенный фильм, и в контрольной группе.
Важно, однако, всегда помнить о том, что статистическая значимость результатов совершенно отлична от их
содержательной значимости! Даже высокая статистическая значимость результатов эксперимента не гарантирует, что эти результаты будут иметь сколько-нибудь интересную интерпретацию и повлияют на состояние современного социологического знания. Содержательная значимость зависит прежде всего от нашей способности увязать экспериментальную гипотезу с существующими социологическими теориями.
Многомерные и факторные эксперименты: общий обзор В описанных выше экспериментах с контрольной группой каждый раз используются лишь два типа условий — «есть воздействие» либо «нет воздействия». Эти два типа условий по сути можно рассматривать как два уровня независимой переменной, которым можно присвоить условные числовые значения — например, «1» и «0». Иными словами, с точки зрения уровня измерения независимая переменная является номинальной, качественной. В контрольной группе ее значение равно нулю, в экспериментальной — единице. Однако исследователь часто располагает значительно большей информацией о независимой переменной и способен измерить и проконтролировать ее по крайней мере на трех-четырех уровнях значений. Соответственно экспериментальная гипотеза может быть сформулирована в терминах более или менее интенсивного воздействия либо наличия-отсутствия «отклика» зависимой переменной при конкретных уровнях независимой переменной.
В психологии хорошо известен закон «оптимума мотивации», так называемый закон Йеркса-Додсона.
В начале нашего века Р. Йеркс изучал, как влияет негативное подкрепление в форме удара электрическим током на выработку элементарных навыков у животных. В частности, в опытах с «танцующими мышами» (разновидность домашней мыши, имеющая генетический дефект, который заставляет ее двигаться по кругу или по восьмерке) он использовал три уровня силы тока — «сильный» (500 усл. ед.), «средний» (300 усл. ед.) и «слабый» (125 усл. ед.). Мышь должна была научиться выбирать один из двух туннелей. В конце туннеля ее в любом случае ожидало «вознаграждение» — мышь противоположного пола. При ошибочном выборе (белый туннель) мышь испытывала удар током, при правильном выборе (черный туннель) негативное подкрепление отсутствовало. Местоположение туннелей (слева-справа) менялось случайным образом от пробы к пробе. Выяснилось, что быстрее всего обучение происходит при «средней» величине стимуляции. Обнаруженный в этом эксперименте нелинейный характер связи между величиной стимула к решению определенной задачи и успешностью решения был затем неоднократно подтвержден и во многих других экспериментах, в том числе с испытуемыми-людьми и с позитивной стимуляцией. Чрезмерная мотивация и чрезмерная величина подкрепления, как и слабая мотивация, всякий раз оказывали меньшее воздействие на успешность выполнения различных задач.
Эксперименты, в которых используется несколько (более двух) уровней независимой переменной, называются многоуровневыми. Схема вышеописанного эксперимента с рандомизацией и тремя уровнями независимой переменной
(Х1 Х2, Х3 ) такова:
Русский Гуманитарный Интернет Университет