Шпаргалки к экзамену по муниципальному праву - файл n1.docx

приобрести
Шпаргалки к экзамену по муниципальному праву
скачать (63.1 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.docx64kb.18.09.2012 19:09скачать

n1.docx

1.Понятие муниципального права. Предмет муниципального права.

Концепция муниципального права как комплексной отрасли права начала развиваться менее десяти лет назад. Правовой основой этого процесса служит становление и развитие местного самоуправления в Российской Федерации. Сам факт базирования муниципального права на местном самоуправлении как самостоятельном институте власти дает основания отнести муниципальное право к самостоятельной отрасли права.

Муниципальное право - это комплексная отрасль права, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения, возникающие в процессе организации и деятельности местного самоуправления, в процессе реализации населением права на местное самоуправление непосредственно, а также через органы местного самоуправления.

муниципальное право обладает собственным кругом источников права, главным из которых является ФЗ «Об общих принципах организации МСУ в РФ»; имеется собственное законодательство, которое в своей совокупности образует правовые основы местного самоуправления.

Т.о. предметом муниципального права как отрасли является общественные отношения в сфере организации и деятельности местного самоуправления.

2.Метод муниципального права как отрасли.

Каждая отрасль права имеет свои методы правового регулирования, то есть специальные юридические средства и способы воздействия норм права на общественные отношения.

Муниципальное право РФ, будучи комплексной отраслью права, использует методы, присущие другим отраслям права, однако в специфическом для данной отрасли права их соотношении и переплетении. Так, являясь отраслью публично-частного характера, муниципальное право использует в механизме правового регулирования сочетание публично-правового (императивного) и частноправового (диспозитивного) методов правового регулирования.

В основном, в сущностном плане, для местного самоуправления как публично-правового института характерно, безусловно, преобладание публично-правовых методов правового регулирования. Однако, в тех сферах правового регулирования местного самоуправления. которые касаются деятельности его органов как юридических лиц, реализации их полномочий в сфере управления муниципальной собственностью, местными финансами и т.п., используются, как правило, частноправовые методы

3.Принципы муниципального права.

Под принципами муниципального права понимают основные, базовые начала данной отрасли знание, которые помогают правильно толковать его нормы.
Выделяют следующие:

- государство может на основе закона передать часть своих полномочий местному самоуправлению (полностью профинансировав их институт)

- если у местного самоуправления недостаточно собственных материальных средств для решения вопросов местного значения, государство должно профинансировать их посредством дотаций и субсидий.

4.Источники муниципального права.

Под источниками муниципального права (в узком значении этого термина) понимают те нормативно-правовые акты, которые содержат нормы данной отрасли.

В целом источники муниципального права классифицируются по юридической силе на следующие группы:

  1. КОСТИТУЦИЯ РФ (ст.3,8,9,12,72, Гл.8);

  2. Европейская хартия о местном самоуправлении

  3. ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЗАКОНЫ. Среди них базовое систематическое значение имеет ФЗ «Об общих принципах…» от 16.09.03г.

  4. ЗАКОНЫ СУБЪЕКТОВ РФ (по юридической силе они здесь всегда уступают федеральным). По Конституции РФ муниципальное законодательство отнесено к совместной компетенции РФ и субъектов РФ и потому регионы могут принимать свои законы в области той отрасли.

  5. ПОДЗАКОННЫЕ АКТЫ: указы президента, постановления правительства РФ, подзаконные акты исполнительной власти субъектов РФ.

  6. ПОДЗАКОННЫЕ АКТЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ по юридической силе (в порядке убывания) эти подзаконные акты образуют следующую систему:

- Устав муниципального образования (акты, принятые на местном референдуме);

- Решения представляющих органов местного самоуправления;

- Постановление Главы муниципального образования, постановления Главы местной администрации;

- Приказы отдельных структурных подразделений местной администрации. Подзаконные акты местного самоуправления не могут противоречить с подзаконными актами государства, они соотносятся следующим образом:

- по вопросам местного значения они имеют большую юридическую силу;

- по остальным вопросам уступают по юридической силе.

5.Система муниципального права.

Под системой муниципального права понимается сувокупность институтов, входящих в состав даннай отрасли. Условно все институты можно объединить в общую и особенную части.

Общая часть:

  1. Территориальные основы организации местного самоуправления;

  2. Формы непосредственного осуществления местного самоуправления;

  3. Организационные основы местного самоуправления, а также прохождение муниципальной службы.

  4. Финансово-экономические основы.

  5. Полномочия местного самоуправления.

  6. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления и контроль за их деятельностью.

Особенная часть:

- полномочия местного самоуправления в финансово-экономической сфере;

- полномочия местного самоуправления в сфере природопользования и охраны окружающей среды;

- полномочия местного самоуправления в сфере социальной защиты населения;

- полномочия местного самоуправления в сфере здравоохранения;

- полномочия местного самоуправления в сфере образования;

- полномочия местного самоуправления в сфере охраны общественного порядка;

- полномочия местного самоуправления в сфере ЖКХ

6.Основные теории местного самоуправления.

Теория свободной общины опиралась на идеи естественного права. Основной идеей теории свободной общины было обоснование ограничения вмешательства государства в деятельность общины.

Согласно теории свободной общины государство не создает общину, а лишь признает ее. В теории свободной общины признавалось существование не только трех традиционных ветвей власти - исполнительной, законодательной и судебной, но и четвертой - муниципальной власти.

Общественная теория самоуправления, как и теория свободной общины, во многом основывалась на идее противопоставления государственной власти и местных сообществ.

Согласно этой теории дела хозяйственного характера должны выполняться общиной без вмешательства государства. В разделении государственных дел и дел местного значения виделось основание для самостоятельности местного самоуправления. Однако на практике оказалось практически невозможно так разделить дела государственного управления и дела местного значения, чтобы выделить из них "в чистом виде" только местные хозяйственные дела.

Третьей теорией местного самоуправления стала "государственная" теория самоуправления, которая сменила "общественную (хозяйственную)" теорию. Сущность данной теории состоит в том, что органы местного самоуправления являются, по существу, органами государственного управления, что их компетенция является не какой-либо особенной, самобытной, естественной, а целиком и полностью создается и регулируется государством

Государственная концепция местного самоуправления базировалась на том положении, что учреждения самоуправления обязательно должны действовать и в общественных, и в государственных интересах. местное самоуправление имеет своим источником государственную власть. Организация самоуправления на местах строится на основании закона. Выбор предметов деятельности не зависит от самоуправленческих органов, а определяется государством.

7.Основные мировые модели (типы) местного самоуправления.

Англосаксонская муниципальная система существует в Великобритании, США, Канаде, Австралии и ряде других стран. В научной литературе именно ее традиционно называют первой муниципальной системой. Основными признаками англосаксонской муниципальной системы являются следующие:

органы местного самоуправления имеют право предпринимать только те действия, которые прямо предписаны им законом. В случае нарушения этого правила акты органов местной власти будут признаны судом не имеющими силы, поскольку изданы с превышением полномочий;

органы местного самоуправления напрямую не подчинены органам государственной власти;

основная единица местного самоуправления - приход;

в компетенцию органов местного самоуправления входит: управление полицией, социальными службами, пожарная охрана, местные дороги, строительство и эксплуатация жилья, спортивные сооружения, общественный транспорт и др.

Французская (континентальная) мун. система. Ее главное от англосаксонской заключается в характере взаимоотношений органов местного самоуправления и органов государственной власти. Такая система используется в государствах с традициями централизации власти, значительным контролем органов государственной власти за местными органами власти.

основной единицей местного самоуправления является коммуна, население которой избирает муниципальный совет сроком на 6 лет;

избирательное право имеют граждане Франции, достигшие 18 лет;

в компетенцию муниципального совета входит решение всех вопросов местного значения, за исключением тех, которые представляют непосредственно полномочия мэра;

решения совета, принятые в пределах его компетенции, приобретают обязательную силу при условии, что они переданы представителю государства в департаменте и опубликованы;

муниципальный совет на своей первой сессии избирает мэра, который является председателем коммуны; Мэр уполномочен обеспечивать правопорядок и безопасность, принимать в связи с этим необходимые решения, включая санкции на арест, а также может выполнять иные полномочия, в том числе и те, которые ему может делегировать муниципальный совет .

Сходные системы регионального самоуправления во Франции существуют также на уровне департаментов и регионов.

Государственный контроль за деятельностью органов местного самоуправления осуществляют государственные должностные лица - префекты департаментов и супрефекты коммун. Государственному контролю подлежат все без исключения решения органов местного самоуправления. Если представитель государства считает решение незаконным, он вправе предложить принявшему его органу отозвать или изменить его, а в случае непринятия мер - передать дело в административный суд. Контролю подлежит исключительно законность решений.

Наряду с двумя указанными выше муниципальными системами в зарубежных странах встречаются и иные системы, как разновидности двух основных систем, так называемые смешанные системы или отдельные модели местного самоуправления. В качестве примера можно назвать местное (коммунальное) управление Германии.

В Основном законе Германии (п. 2 ст. 28) гарантируется местное самоуправление и закреплено, что общинам должно быть предоставлено право самостоятельного решения всех проблем общины в рамках закона и под собственную ответственность.

деятельность органов местного управления регулируется конституциями, положениями о местном управлении и отдельными законами. В рамках этих нормативных актов прослеживается, как правило, идея "сквозного управления", при котором федеральное государство, земли, органы самоуправления представляют собой единую вертикаль, в рамках которой осуществляется управленческая деятельность.

К предметам ведения местного самоуправления Германии относятся: местные дороги, планирование и обустройство территории, социальная помощь и поддержка молодежи, строительство и содержание школ, обеспечение безопасности и др

8.Краткая история развития становления местного самоуправления.

В целом в истории местного управления и местного самоуправления в России можно выделить следующие системы:

Система кормлений

При этой системе посольский Приказ назначал на места представителей из центрального управления. Наместников – в городах, волостелей – в волостях. Эти должности обладали управленческими, фискальными, организационными и иными обязанностями, обязанностями по сбору народного ополчения. За свою деятельность наместники и волостели не получали жалование из государственной казны, но имели возможность за осуществление своей управленческой деятельности кормиться с подвластного населения. Размер этого корма вплоть до начала15 века не был урегулирован.

Система губного - земского управления

Формально была введена Иваном Грозным в 1555году. Наместники и волостели не были заинтересованы в развитии подвластных территорий, т.к. воспринимали себя временными здесь людьми. Поэтому было решено, занимать эти должности губными земскими старостами, которые избирались местным населением самостоятельно. Губной староста осуществлял сбор военного ополчения, осуществлял судебные и полицейские функции. Земский староста – сбор налогов, текущее административное управление. Характер полномочий этих должностных лиц мало был связан с истинными потребностями местного населения, поэтому общество воспринимало эти обязанности как своего рода обязательную тяглую повинность на самоуправление.

Воеводская система

Сущность сводится к тому, что царь, назначал на места представителя из центрального аппарата – воеводу, который не имел право взимать корм, а получал - фиксированное жалование из государственной казны. При этом при воеводе было много выборных должностных лиц: товарищи – воеводы, думные дьяки, подьячие и т.д.

Система сословно бюрократического управления

Появилась после принятия Екатериной II учреждений для управления губернией в 1785 году и жалованных грамот дворянству и городам 1785г. По этим документам, дворянству и мещанским сословиям была предоставлена возможность, организовать сословные самоуправления. Дворяне избирались в уездные и губернские сословные собрания. Уездные и губернские дворянские собрания получили возможность избирать общинные и местнические городские Думы, которые в свою очередь могли выбирать городского Главу. Характер полномочий этих выборных институтов действительно соответствовал потребностям местного населения. В истории России – это было первое рабочее мастное самоуправление.

Система земского и городского управлений

Появилась после земской реформы Александра II 1864г. и его же городской реформы 1870г. Это было 1-е всесословное самоуправление. Земская реформа предусматривала всесословные выборы в уездные и губернские земские собрания. В городах жители получили возможность создавать всесословные городские Думы. Данный вид самоуправления очень хорошо себя зарекомендовал, просуществовал до 1917 года.

Советская система управления

Во многом существовала только на бумаге (де-юре). Советы не имели ни реальной политической силы, ни административных полномочий, их роль сводилась к психическому оправданию партийной деятельности (см. предыдущий вопрос).

Современная система управления

23 сентября 1993 год – Конституционная реформа РСФСР.

9.Общая характеристика территориальных основ местного самоуправления.

Территориальные основы местного самоуправления традиционно рассматривались в качестве самостоятельного института данной отрасли. ФЗ посвятил ему отдельную главу 2. Нормы данного института устанавливают перечень территориальных единиц, в пределах которых возможно осуществление местного самоуправления.

Кроме того, здесь регламентируются вопросы связанные с установлением и изменением границ между этими территориями.

В советский период истории вопросы изменения границ между населенными пунктами, как и вопросы административно-территориального деления составляли исключительную компетенцию СССР, рассматривались и решались комиссиях по вопросам административно-территориального деления при Верховном совете.

Подобная ситуация сохранялась вплоть до 90-х. Конституция РФ никак не регламентирует вопрос территориальной организации местного самоуправления.

Принятый в 1995 ФЗ «Об общих принципах…» также не регламентировал этого вопроса, отсылая к законам субъектов РФ. Однако региональные власти никогда не занимались регаментацией данного вопроса.

Поэтому этих законов не было вплоть до 2й половины 2000х.

Принимая во внимание все это новый ФЗ довольно подробно регламентирует вопросы территориальной организации местного самоуправления.

10.Понятия и виды муниципальных образований.

ФЗ «Об общих принципах…» от 2003г. дает следующий исчерпывающий перечень муниципальных образований:

  1. Городские округа;

  2. Муниципальные районы;

  3. Городские и сельские поселения (в составе района);

  4. Внутригородские территории городов федерального значения (в г.Москве – муниципальные районы, в г.Санкт-Петербурге – муниципальные округа)

Все муниципальные образования условно можно разделить на муниципальные образования 1 и 2 уровня.

К первому уровню следует отнести:

- городской округ;

- муниципальный район;

- внутригородскую территорию городов федерального значения.

Ко второму уровню следует отнести:

- сельские и городские поселения в составе района.

11.Порядок изменения границ между муниципальными образованиями. Реорганизация муниципальных образований.

Порядок изменения границ между муниципальными образованиями зависит от того к какому уровню они принадлежат.

Если изменяются границы между муниципальными образованиями второго уровня (сельские и городские поселения в составе района), но при этом внешние границы района остаются неизмененными вопрос об изменении решит председательский орган района. Если изменение границ касается муниципального образования первого уровня (городской округ; муниципальный район; внутригородскую территорию городов федерального значения), вопрос об изменении границ решается на референдуме, который проводится в тех муниципальных образованиях, чьи границы изменяются.

Под реорганизацией муниципальных образований понимают слияние нескольких муниципальных образований или разделение на нескольких частей. В целом реорганизация проходит по тем же правилам, что и изменение границ. Если оно касается муниципальных образований 2-го уровня, и не выходит за рамки муниципального образования, то вопрос решает председательский орган района, а остальные – на местном референдуме. Более подробно вопрос, связанный с установлением и изменением границ между муниципальными образованиями, должен решаться в региональных законах, а что касается внутригородских городов федерального значения, то по этому поводу должен быть ФЗ. Особое место занимает закрытые административно-территориальные образования. Порядок установления и изменения их границ определяется постановлениями правительства РФ.

12.Общая характеристика непосредственных форм осуществления местного самоуправления.

В соответствии со ст.1 ФЗ местное самоуправление осуществляется как непосредственно, так и через выборные органы.

Непосредственные органы местного самоуправления образуют отдельный институт. Действующий ФЗ содержит довольно большой перечень непосредственных форм местного самоуправления. Он может быть дополнен региональными законами и уставами.

Условно все существующие формы можно классифицировать по 2м критериям:

  1. По критерию обязательности практического осуществления:

К обязательным формам местного самоуправления относят:

- местный референдум;

- муниципальные выборы;

- публичные слушания.

Остальные формы:

- собрание;

- конференции;

- опросы граждан

2. По юридической силе итоговых решений:

- непосредственные формы- решения имеют обязательное юридическое значение:

референдум;

муниципальные выборы;

сходы граждан

-решения которые имеют рекомендательный характер:

сходы

публичные слушания

опросы

13.Местный референдум.

Местный референдум – это голосование граждан по вопросам местного значения. Решения, принятые на местном референдуме, обладают самостоятельной и повышенной юридической силы. Следует иметь в виду, что не все вопросы местного значения могут быть вынесены на референдум.
Не могут быть вынесены:

  1. Вопросы, связанные с внешними обязательствами;

  2. Вопросы, связанные с охраной общественного порядка;

  3. Вопросы, связанные с отменой местных налогов, которые заложены в действие или уже принятый бюджет;

  4. Нельзя выносить вопросы, по которым референдум уже проводился.

Как любой другой референдум, местный референдум включает следующие стадии:

- Назначение;

Референдум назначается решением представительного органа по собственной инициативе, по инициативе Главы муниципального образования или по инициативе органов государственной власти.

- Подготовка;

Проведение референдума финансируется за счет местного бюджета, а если от государства – то за счет средств государственного бюджета. Непосредственную подготовку проводит местная администрация.

- Непосредственное проведение (голосование);

Голосование проводится на основе общего, прямого, тайного избирательного права.

- Подведение итогов.

По окончании голосовании участковая избирательная комиссия начинает подсчитывать бюллетени. По окончанию подсчета составляются данные, которые направляются в комиссию муниципального образования. Она и подводить итоги референдума. Решения, принятые на референдуме, обладают высшей юридической силой.

14.Муниципальные выборы.

Муниципальные выборы проводятся на избирательных участках представительного органа, а также в большинстве муниципальных образований для избрания Глав муниципальных образований. В Уставе может быть предусмотрены и другие выборные должностные лица. Выборы проводятся по мажоритарной, избирательной системы.

Стадии проведения выборов такие же, как и в случае референдума: назначение, подготовка, предвыборная агитация; проведение; голосование; подведение итогов.

Выборы представительного органа местного самоуправления назначаются Главами муниципальных образований. Выборы Главы муниципальных образований назначаются представительным органом. Проведение выборов финансируется за счет местного бюджета. Финансирование со стороны иногородних граждан, юридических лиц не допускается.

Выборы проводятся на основе равного, прямого, избирательного права и тайного голосования. В настоящее время в большинстве муниципальных образований минимальный порог явки не установлен, и выборы считаются состоявшимся при любой явке избирателей.

15.Территориальное общественное самоуправление.

- это одна из форм непосредственного осуществления местного самоуправления, сущность которого сводится к решению населения вопросов местного значения на части территории муниципального образования, а именно в пределах квартала, жилого дома.

ТОС – это необязательная форма. Устав муниципального района должен предусматривать и в обязательном порядке, но самостоятельно себе оно организуется только по собственной инициативе граждан. Главной информационной формой ТОС является собрание граждан, которое непосредственного голосованием решает вопросы, относимые к компетенции данного местного самоуправления.

Полномочия ТОС определяются в его Уставе, они не могут подменять полномочия местного самоуправления в рамках всего муниципального образования.

ФЗ «Об общих принципах…» говорит о том, что ТОС могут создавать свои органы, которые могут иметь статус юридического лица. В исключительной компетенции собрания (как высшей организационной формой) при этом находятся:

- принятие Устава ТОС;

- решение вопросов о создании органов ТОС (утверждение их Уставом, если они юрид.лица);

- решение вопросов о формировании бюджетной базы ТОС;
16.Публичные слушания.

Проводятся по инициативе представительного органа, Главы муниципального образования и иных органов и должностных лиц местного самоуправления главное их назначение выяснить мнение населения о проекте того или иного подзаконного акта местного самоуправления. Так закон «Об общих принципах …» говорит, что в обязательном порядке должен проходить:
- проекты Уставов (и изменения в них);

- проекты бюджетов.
Решение о проведение публичных слушаний должно быть принято о обнародовано (с указанием даты и места проведения) не позднее чем за 10 дней. Внутренний порядок проведения публичных слушаний должен регламентироваться специальным решением представительного органа местного самоуправления. Следует иметь в виду, что мнение граждан, выступивших на публичных слушаниях, имеет для местного самоуправления лишь рекомендательный характер.
17.Сходы граждан.

В небольших муниципальных образованиях, число граждан не более 100 человек, сходы граждан поднимают под собой деятельность представительных органов. Сходам присуще все полномочия представительных органов, указанные в ФЗ и в региональных законов. Сход созывается главой муниципального образования или по инициативе самих граждан, если на это настаивают не менее 1/3 от общего числа граждан, обладающих избирательным правом. Председательствуют на сходе Главы муниципального образования. Сход может выбрать и другого председательствующего. Закон обязует присутствовать на сходе представителей органов местного самоуправления данного муниципального образования. Решение на сходе принимается большим числом голосов. Сход сам решает вопрос как голосовать – открыто или тайно. Ход проведения схода фиксируется протоколом.

18.Опросы граждан и иные формы непосредственного осуществления местного самоуправления.

Проводятся по инициативе органов и должностных лиц, или по инициативе органов государственной власти (в последнем случае государство финансирует проведение опроса). Целью проведения опроса является выяснить общественное мнение по любому вопросу, касающихся местного самоуправления или взаимоотношение государства с местным самоуправлением. Решение о проведении опроса должно быть принято не позднее 10 дней от планируемой даты проведения.

В решении д/б указано:

Итоговые результаты подлежат официальному обнародованию и также как в случае публичных слушаниях они имеют лишь рекомендательное значение для органов местного самоуправления и государства.

19.Общая характеристика организационных основ местного самоуправления.

Под организационными основами местного самоуправлениясамостоятельный институт муниципального права, нормы которого регламентируют порядок формирования структуры и полномочий органов местного самоуправления, а также порядок прохождения муниципальной службы.

Закон «Об общих принципах…» 95г. фактически никак не регламентирует внутреннюю структуру и полномочия органов местного самоуправления. Конституция РФ говорит, что структура органов местного самоуправления устанавливается населением (самостоятельно, это принцип многообразия форм местного самоуправления) и старый закон «Об общих принципах…» в любом муниципальном образовании должен быть представительный орган. Способ же его формирования, численный состав, какие могут быть созданы другие органы – все это должно было решаться в законах субъектов Федерации, Уставах муниципальных образований, т.е. закон 95 г. исходил здесь преимущественно из диспозитивных методов правового регулирования.

Новый закон 2003г. более конкретно регламентировал структуру полномочий представительных органов, в соответствии с ним в любом муниципальном образовании должны быть созданы:

Кроме того, в муниципальном образовании могут быть созданы контролирующие органы и иные органы, в соответствии с законами субъектов РФ, региональными законами, Уставами муниципальных образований.

По сути дела закон 2003г. оставил за местными самоуправлениями выбор 3 моделей:

«Сильный мэр – слабый совет», когда Глава муниципального образования избирается населением.

«Сильный совет – слабый мэр», когда Главу муниципального образования избирает представительный орган, в нем он является председательствующим. Такой Глава не может возглавлять местную администрацию, и Глава здесь назначается по конкурсу.

«Совет управляющий»-смешанный вариант, когда население избирает и того и другого, но глава образования не является главой местной администрации, а является самостоятельным лицом.

20.Организация работы и полномочия представительного органа местного самоуправления.

Формируются на основе муниципальных выборов, всеобщего, равного, прямого, избирательного права по мажоритарной системе .

Закон устанавливает единый стандарт для всех местных самоуправлений. Численность состава представительного органа зависит от численности населения местного самоуправления. Не менее 7 человек при численности населения 1 тысячи, 10 человек при 1000-10000 и т.д. При этом представительный орган района не может иметь численность менее 15 человек, в любом случае. Кроме того, в представительном органе района должны быть все представители городских и сельских поселений в его составе. Представительный орган работает на непостоянной, непрофессиональной основе, их основной организационной форма работы является сессия, на которую представительный орган должен созываться не реже 1 раза в месяц. Право созыва принадлежит председателю представительного органа. По требованию Главы муниципального образования, местной администрации, 1/3 депутатов корпуса возможно проведение внеочередной сессии.

Полномочия:

Закон «Об общих принципах…» устанавливает перечень исключительных полномочий представительных органов:


Представительный орган может иметь и другие полномочия в соответствии с Уставом местного самоуправления. Решения (нормативные акты) представительный орган принимает большинством голосов, если Глава муниципального образования одновременно является председательствующим. Он обязан подписать решение, принятое большинством голосов.

Если Глава муниципального образования избирается населением самостоятельно, он обладает правом правотворческого вето, может отклонить, не подписать принятое представительным органом решение, в этом случае вето главы может быть преодолено. Если при повторном голосовании в представительном органе проект наберет более 2/3 голосов, в этом случае Глава обязан подписать и обнародовать нормативное решение.

21.Глава муниципального образования: правовой статус и полномочия.

Глава муниципального образования – это должностное лицо муниципального образования, в его полномочия входят:

-представлять интересы муниципального образования во внешних отношениях (с другими муниципальными образованиями, перед государством)

-опубликование (обнародование) и подписание решений представительного органа

-Глава муниципального образования от собственного имени может принимать такие подзаконные нормативные акты, как постановления

-По инициативе Главы муниципального образования могут приниматься многие решения (назначение референдума, проведение публичных слушаний, опросов, Глава назначает дату проведения муниципальных выборов)

Основаниями для досрочного прекращения полномочий могут являться:

- смерть

- лишение дееспособности

- выход из гражданства

- принятия самостоятельного решения об отставке

- отзыв со стороны избирателей

- реорганизация мун. обр.

- увеличение числа избирателей более чем на 25 %

- внесение изменений в устав

22.Местная администрация: структура и полномочия.

исполнительно-распорядительный орган. Должностные лица работают на постоянной основе и являются муниципальными служащими. Структура местной администрации определяется главой местной администрации по решению представительного органа. Всегда имеет статус юридического лица.

Как правило, входят следующие отделы:

Являясь исполнительно-распорядительным органом, местная администрация работает по принципу единоначалия. Должностные лица назначаются главой местной администрации. Смена главы означает отставку и всего состава.

23.Муниципальная служба.

Поскольку местное управление – негосударственный институт, должностные лица местного самоуправления не могут считаться государственной службой, тем не менее, их деятельность связана с реализацией публично-властных полномочий от своего имени, что и по аналогии с государственной службой требует особого статуса этой категории лиц.

В этой связи существует закон «Об основах муниципальной службы», закон «Об общих принципах», обязывающие субъекты Федерации принимать собственные законы о муниципальной службе в данном регионе. В частности, в Московской области, действует закон «О муниципальной должности и должности муниципальной службы в Московской области».

Муниципальная должность предполагает наличие у лица публично-властных полномочий, которые он реализует от имени муниципального образования. Муниципальные должности могут быть выборными, так и назначаемыми. Помимо выборных должностей к муниципальным должностям относятся муниципальные службы.

Под муниципальной службой понимается профессиональная деятельность, осуществляемая на постоянной основе, на основе трудового договора-контракта, на невыборности должностных лиц в органы местного самоуправления.

Выделение среди всех должностей – должности муниципальной службы обусловлено профессиональными требованиями, предъявляемыми к ним. Все должности муниципальной службы, в зависимости от уровня профессиональной подготовки, делят на группы:

высшие должности.

ведущие должности:

старшие должности:

младшие должности:
Принципы муниципальной службы:

1. соблюдение прав, свобод граждан при прохождении муниципальной службы;

2. равный доступ граждан к муниципальной службе;

3. профессионализм, объем властных полномочий – прямо пропорционален уровню его профессиональной подготовки. С этой целью дается понятие муниципальной службы.

4. принцип социальной и правовой защищенности муниципального служащего.

5. принцип информационной обеспеченности муниципального служащего, создание условий для его профессионального роста.
24.Общая характеристика нормативно-правовых актов местного самоуправления.

Местное самоуправление осуществляется на основе и в соответствии с:

-Конституцией РФ;

- ФЗ № 154 «Об общих принципах»

-другими федеральными законами, конституциями, уставами и законами субъектов РФ,

-а также уставами соответствующих муниципальных образований.

Законодательное регулирование субъектами РФ вопросов местного значения осуществляется в соответствии с Конституцией РФ и ФЗ №154.

Федеральные законы, законы субъектов РФ, устанавливающие нормы муниципального права, не могут противоречить Конституции РФ и ФЗ № 154, ограничивать гарантированные ими права местного самоуправления.

В случае противоречия норм муниципального права, содержащихся в законах, положениям Конституции РФ. ФЗ № 154. применяются положения Конституции РФ и ФЗ № 154.

Положения ФЗ № 154 в равной мере распространяются на республики, края, области, города федерального значения, автономную область, автономные округа.

Принятые в субъектах РФ, до принятия ФЗ № 154,законы о местном самоуправлении, требуют пересмотра и приведения их в соответствие с ним. Противоречащие ФЗ № 154 законы субъектов РФ о местном самоуправлении на их территории и не приведенные в соответствие с ним, не подлежат применению.

25.Общая характеристика полномочий местного самоуправления.

Полномочия местного самоуправления традиционно рассматриваются как самостоятельный институт муниципального права. Действующий закон посвятил им самостоятельные главы 3 и 4.

Данный закон фактически регулирует полномочия местного самоуправления императиивными методами, не давая что-либо изменить на местном уровне.

Все полномочия местного самоуправления прежде всего делятся на 2 самостоятельные группы:

-полномочия в сфере вопросов местного значения- решение этих вопросов отражает независимость от государства;

-полномочия, переданные местному самоуправлению со стороны государства – оформленные законом, в рамках полномочий органов местного самоуправления находится в полной административной зависимости от государства. Реализация является возмездной и финансируется со стороны государства в форме сумвенций.

Полномочия в сфере вопросов местного значения по общему правилу могут решаться как через непосредственные формы управления так и через органы местного самоуправления.

Но в законе есть перечень вопросов, которые могут решаться только органами местного самоуправления.

Полномочия переданные государством всегда исполняются органами местного самоуправления.

26.Полномочия местного самоуправления в сфере вопросов местного значения.

В сфере вопросов местного значения местное самоуправление осуществляется самостоятельно, т. е. не находится в административной зависимости от государства и его органов. Вопросы местного значения – финансирование за счет средств местного бюджета.

все полномочия в сфере вопросов местного значения условно классифицируются на следующие группы:

27.Полномочия местного самоуправления по отдельным вопросам, делегированных государством (наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями).

Ряд вопросов государственной деятельности эффективно могут быть решены только при условии хорошего знания специфики данной территории, в то же время многие органы исполнительной власти не имеют своих территориальных представительств на местном уровне.

Это заставляет наделять органы местного самоуправления отдельными государственными полномочиями. В отличие от вопросов местного значения, в рамках этих полномочий органы местного самоуправления полностью находятся в административной зависимости от государства. Если вопрос местного значения финансируется за счет собственных средств муниципального образования, то данные полномочия финансируются за счет средств государственного бюджета, за счет так называемых субвенций. Помимо непосредственно денежного финансирования для исполнения отдельных государственных полномочий в муниципальную собственность или на основе иных вещных прав может быть передано государством определенное имущество.

Оформляется передача данных полномочий федеральными и региональными законами, в зависимости от того, чьи полномочия передаются. Закон «Об общих принципах …» 2003 г. говорит четко. Что «этот передаточный закон обязан содержать указания»:

28.Муниципальная собственность: понятия, структура, управление, источники формирования.

В соответствии со ст. 8 Конституции РФ муниципальная собственность относится к самостоятельной форме собственности (наряду с государственной и частной ). Понятие муниципальной собственности дается в ст. 214 ГК.

Муниципальная собственность – это имущество, находящееся на праве собственности у муниципального образования.

Закон «Об общих принципах …» 2003 года говорится о том, что у любого муниципального образования должно быть имущество на праве собственности, достаточное для самостоятельного решения вопросов местного значения. Закон дает перечень объектов, которые могут находиться в собственности поселений и районов (городских округов). Порядок распоряжения муниципальной собственностью находится в исключительной компетенции представительных органов местного самоуправления. Непосредственно, управленческая деятельность по отношению к этой собственности осуществляется местной администрацией на районном и городском уровнях в ее структуре, как правило, с этой целью выделяются специальные отделы (комитеты «По управлению муниципальным имуществом»).

Муниципальная собственность делится на 2 части:

  1. имущество, закрепленное на праве хозяйственного ведения и оперативного управления за муниципальными предприятиями и учреждениями.

  2. муниципальная казна – это собственность, непосредственно находящаяся в управлении соответствующего структурного подразделения местной администрации. Подобное деление (на закрепление имущества и казны) необходимо для обеспечения хозяйственной самостоятельности муниципальных предприятий и учреждений, а также организаций субсидиарного характера ее ответственности.

Субсидиарная ответственность по своим обязательствам пред кредиторами муниципальных организаций, учреждений первоначально отвечает за счет средств, закрепленных за ними на праве хозяйственного ведения или управления. Если этих средств недостаточно для погашения долгов, взыскания направляются на муниципальную казну.

Создание муниципальных предприятий, учреждений, находится в ведении местной администрации. Местная администрация разрабатывает проекты Уставов этих предприятий и учреждений, определяет цели и задачи их деятельности. Назначение и отстранение от должности руководителей, определяет цены на товары и услуги этих хозяйственных субъектов, т. е. по своей природе эти отношения, как и у любых других учредителей с созданным им хозяйственным субъектом.

Формирование муниципальной собственности

Процесс формирования муниципальной собственности проходил в 94-96 гг. на основе Указов Президента 91-92гг. и Постановлений Верховного Совета РСФСР. Сущность этого процесса сводится к следующему. Верховный Совет утверждает единый перечень объектов, которые могут находиться в муниципальной собственности представительных органов местного самоуправления, должны были на основании этого перечня составить список объектов, находящихся на территории их муниципального образования, истребованных в муниципальную собственность. Этот список направляется представительному органу субъекта Федерации, и если прямо не отклоняются им в течение 2 недель, объекты считаются переведенными в муниципальную собственность, т. е. по сути дела был установлен уведомительный характер распределения собственности на государственную и муниципальную собственность.

В настоящее время, главным источником формирования муниципальной собственности являются сделки, в которых муниципальное образование выступает как обычный субъект гражданского права.

29.Местный бюджет: разработка, принятие, структура.

Местный бюджет – это самостоятельный вид бюджета (наряду с региональными и федеральными бюджетами). Разрабатывается местный бюджет местной администрацией, в структуре которой, как правило, имеются соответствующие комитеты (планирование). Принимается местный бюджет представительным органом местного самоуправления в порядке, установленном для принятия решений. Если представительный орган по тем или иным причинам не может принять местный бюджет к началу следующего финансового года, до его принятия местная администрация осуществляет ежемесячные траты, исходя из Ѕ расходной части старого бюджета.

В начале каждого нового финансового года местная администрация должна представлять представительному органу местного самоуправления отчет об исполнении предыдущего бюджета, который также принимается большинством голосов. Представительным органом местного самоуправления могут создаваться специальные органы (контрольные) по аналогии со Счетной Палатой, с целью контроля за исполнением бюджета со стороны местной администрации.

Структура местного бюджета.

Как и любой другой бюджет, местный бюджет состоит из 2 частей:

1. доходной

2. расходной

Структура местного бюджета определяется бюджетным кодексом, т.к. финансовое право РФ устанавливает принцип единого бюджетного регулирования.

Доходная часть бюджета.

Доходы, входящие в эту часть по критериям своего происхождения делятся на следующие группы:

1. собственные доходы – доходы, полученные от:

* местных налогов и сборов (перечень местных налогов и сборов – налоговый кодекс)

* доходы от деятельности муниципальных предприятий и учреждений

* доходы от так называемого самообложения граждан

2. так называемые регулируемые доходы – это доходы от государственных дотаций. Возможны ситуации, когда у муниципального образования недостаточно собственных финансовых средств для регулирования вопросов местного значения, тогда государство обязано профинансировать решение этого вопроса, делая это за счет дотаций.

Дотации – причисление из вышестоящего бюджета в нижестоящий, не имеет в отличие от субвенций строго целевого назначения.

Дотации распределяются из регионального фонда соответствующего уровня бюджетного обеспечения муниципальных образований данного субъекта Федерации. Объем дотирования заранее может быть неизвестен, определяется в процессе исполнения местного бюджета. Поэтому данные доходы называются регулирующими.

  1. Государственные субвенции – это средства, перечисляемые из регионального бюджета, переданные для выплаты государственной помощи.

Имеют строго целевое назначение.


  1. Иные доходы. Муниципальное образование является самостоятельным хозяйствующим субъектом. Оно может выпускать муниципальные займы, проводить лотереи, брать займы по другим гражданско-правовым договорам, выступать в качестве обычного субъекта частного права.

Расходная часть местного бюджета

Состоит из расходов на финансирование, вопросов местного значения и расходуются на финансирование отдельных переданных государством полномочий.

30.Межмуниципальное сотрудничество.

В целях организации взаимодействия органов местного самоуправления, выражения и защиты общих интересов муниципальных образований в каждом субъекте РФ образуется совет муниципальных образований субъекта РФ.

В целях организации взаимодействия муниципальных образований, советов муниципальных образований субъектов РФ, выражения и защиты общих интересов муниципальных образований РФ, в том числе в целях представления указанных интересов в федеральных органах государственной власти и организации сотрудничества муниципальных образований РФ с международными организациями и иностранными юридическими лицами, советы муниципальных образований субъектов РФ могут образовывать единое общероссийское объединение муниципальных образований.

С учетом особенностей территориальной и организационной основы муниципальных образований на добровольной основе могут быть образованы иные объединения муниципальных образований.

В целях объединения финансовых средств, материальных и иных ресурсов для решения вопросов местного значения могут быть образованы межмуниципальные объединения, учреждены хозяйственные общества и другие межмуниципальные организации в соответствии с федеральными законами и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. В этих же целях органы местного самоуправления могут заключать договоры и соглашения. Указанные межмуниципальные объединения не могут наделяться полномочиями органов местного самоуправления

Договоры (соглашения) между МО о сотрудничестве могут заключаться как представительными, так и исполнительными органами местного самоуправления. Такие акты могут заключаться между МО различного вида: МО поселений может заключать публично-правовые договоры (соглашения) с МО района или административного округа; МО административного округа - с МО муниципального района и т.д

Представительные органы МО для совместного решения вопросов местного значения могут принимать решения об учреждении межмуниципальных хозяйственных обществ в форме закрытых акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью. Они могут также создавать автономные некоммерческие организации и фонды. При этом органы местного самоуправления могут выступать соучредителями межмуниципального печатного средства массовой информации

31.Общая характеристика ответственностей органов и должностных лиц местного самоуправления.

Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления считается самостоятельным институтом муниципального права. Закон «Об общих принципах …» 95г., 2003г. посвятил этим вопросам отдельные главы.

Ответственность перед населением организуется в виде отзыва депутата или выборного должностного лица со стороны избирателей. Основанием к этому отзыву является утрата доверия.

Закон 95 года раскрывает понятия утрата доверия, не регламентирует процедуру, ссылаясь на региональное законодательство, последнее ссылается на Уставы муниципальных образований, в них такая процедура отсутствует.

Закон 2003года достаточно подробно регламентирует процедуру отзыва. Ответственность органов и выборных должностных лиц местного самоуправления перед государством, представляет возможность их досрочного роспуска или досрочного отрешения от должности. Поскольку местное самоуправление – негосударственный институт, ответственность пред государством может быть только по факту нарушения закона РФ, также Устава муниципального образования.

Ответственность по факту плохого управления невозможна, т.к. это означает административную зависимость, которая запрещается Конституцией. В 2002 году желая усилить ответственность местного самоуправления пред государством, Президент В.В. Путин внес изменения в закон 95г., после чего представительный орган может быть отправлен в отсутствии представительного органа субъекта и Государственной Думы, а Глава муниципального образования может быть отправлен в отставку, как губернатором, так и Президентом. Требование нарушения закона подтверждается в судебном порядке. Новый закон «Об общих принципах …» еще более усложняет процедуру ответственности представительных органов и выборных должностных лиц перед государством.
32.Ответственность выборных должностных лиц местного самоуправления перед населением муниципального образования.

В соответствии с законом 2003 года ответственность выборных должностных лиц перед населением реализуется в форме их досрочного отзыва. Отзыв должностных лиц власти местного самоуправления организуется в порядке проведения референдума.

Инициатива может исходить только от населения муниципального образования. Если речь идет об отзыве главы муниципального образования, решение о назначении референдума назначается представительным органом.

Перед проведением референдума, когда решение о его проведении уже принято, депутату или иным должностным лицам представляется возможность отчитаться перед населением о причинах правонарушения, основой может являться только нарушение закона (Устава), устанавливается в судебном порядке. Сам отзыв считается состоявшимся, если за него проголосовало более Ѕ избирателей, от имени которых избирался данный кандидат.

33.Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед государством.

Ответственность представительных органов перед государством по новому закону 2003года осуществляется следующим образом. Досрочный роспуск и сама привлекается к ответственности, также возможно по факту нарушения законов РФ, субъектов РФ, Устава муниципального образования. Факт нарушения закона должен быть установлен судом. Здесь имеется в виду принятие представительным органом решения, которое противоречит законам или Уставам. Если суд установит факт этого противоречия, представительный орган должен в 3-х месячный срок, исправить противоречивое решение. По истечении этого срока факт не исправления должен быть подтвержден в судебном порядке, только после этого Глава исполнительной власти субъекта Федерации может направлять уведомление представительному органу субъекта о роспуске.

34.Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами.

В соот. со ст.76 ФЗ Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами наступает в порядке главы 59 ГК РФ который регламентирует порядок наложения гражданско-правовой ответственности.

Ответственность государственного и муниципального органа за незаконное решение, причинившее вред отдельным лицам образует специальный деликт, отличающийся от генерального деликта следующими признаками:

  1. здесь не совпадает субъект, который фактически причинил вред и субъект, который расплачивается.

  2. в отличие от правил в этом деликте презумпция невиновности ответчика

  3. судебный процесс включает 2 стадии:

- доказывается сама незаконность

- факт причинения ущерба от реализации

Данный специальный деликт распространяется только на органы местного самоуправления. Если вред от гос. учреждений, он устанавливается в порядке генерального деликта.

35.Анализ устава муниципального образования по следующему плану:

1.Когда и кем был принят, когда, кем зарегистрирован.

2.Полное название муниципального образования.

3.Какие формы непосредственного осуществления местного самоуправления называются в уставе.

4.Наименование, порядок формирования, состав и полномочия представительного органа местного самоуправления.

5.Как избирается глава муниципального образования, каковы его полномочия.

6.Совпадают ли должности главы муниципального образования и главы местной администрации.

7.Как реализованы полномочия местного самоуправления.

8.Особенности ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления по данному уставу.

1.Понятие муниципального права. Предмет муниципального права
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации