Шпаргалки - Юридическая психология - файл n1.rtf

приобрести
Шпаргалки - Юридическая психология
скачать (1418.8 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.rtf1419kb.18.09.2012 19:04скачать

n1.rtf

  1   2   3   4   5   6   7   8
Вопрос№2

Высший уровень психического отражения представлен у человека сознанием. Появление сознания в процессе эволюции животного мира связано с переходом человека с биологического на социально-историческнй путь развития.Сознание в психологии рассматривается как совокупность чувственных и умственных образов непосредственно представленныхледовеку в его внутреннем субъективном опыте.

Сознание представляет собой картину мира, открывающегося человеку. Иными словами, сознание есть вся та информация, которая поступает к человеку в данный момент времени и в наличии которой человек может дать себе и другим отчет.

Эти две характеристики — сознание - совокупное знание, которым располагает человек в данный момент времени, и возможность словесного обозначения этой информации с помощью имеющихся в распоряжении человека слов и понятий — являются важнейшими характеристиками сознания человека.

В структуру сознания входят познавательные процессы человека, в первую очередь, его высшие психические функции. К ним относятся произвольная память, произвольное внимание, абстрактно-логическое мышление и речь. Понятие высших психических функций введено в психологию известным русским психологом Л.С. Выготским. В своей культурно-исторической теории он обосновал существование и выявил основные факторы развития человеческой психики. Низшие, или натуральные психические функции имеются и у животных. Это непроизвольная память, непроизвольное внимание (рефлекс «что такое?»), зачатки интеллектуальных действий. По мере перехода человека на культурно-исторический путь развития произошло, по мнению Выготского, два кардинальных изменения: первое связано с тем, что человек научился воздействовать на природу, изменяя ее в соответствии со своими нуждами и в своих интересах. Второе состоит в том, что человек, с помощью знака, символа научился воздействовать на собственную психику, также изменяя ее.Сознание выполняет ряд важных функций.

1) функция познания — благодаря сознанию человек имеет возможность получать достоверные сведения об окружающем мире: человеческое сознание включает в себя совокупность знаний об окружающем нас мире;

2) функция ориентации во времени, месте, пространстве — при утрате или нарушении сознания человек теряет прежде всего ориентацию в окружающей обстановке;

3) функция целеполагания (обеспечение целесообразной активности человека) — благодаря сознанию человек ставит перед собой цели, a B случае утраты его наблюдается хаотичная, беспорядочная активность человека, получившая название «полевое поведение»;

4) функция самосознания — человек способен выделять себя как субъекта активности, ориентироваться в собственных действиях, исследовать собственную личность.

В психологии самосознание исследуется как совокупность процессов сознания, направленных на самопознание, саморегуляцию и самоконтроль.Самосознанием в психологии обозначается совокупность психических процессов, с помощью которых человек осознает себя как субъекта, то есть инициатора действия, активного деятеля.

В структуре самосознания можно выделить следующие компоненты.Самопознание- осознание своих психических свойств. В результате формируется мысленный образ «Я» — устойчивое представление человека о самом себе.Самооценка- эмоционально окрашенное представление человека о самом себе. Возможны как самооценка отдельных сторон личности и ее поведения, так и обобщенная самооценка человека. Самочувствие — комплекс ощущений, переживаний, связанных с состоянием физического и психического здоровья, ощущением на личностном уровне психологического комфорта и безопасности, защищенности, эмоционального благополучия или неблагополучия.Саморегуляция, самоконтроль — сознательное влияние на ход, процесс психической жизни человека, воздействие на мысли, чувства и поведение с целью их оптимизации или коррекции.Низший уровень психики человека образует бессознательное. Бессознательное представляет собой такой уровень отражения действительности, при котором не отдается отчет в совершаемых действиях, утрачивается полнота ориентировки во времени, месте действия, отсутствует возможность регулирования поведения с помощью речи.Заслуга исследования сферы бессознательного принадлежит австрийскому врачу, психиатру 3. Фрейду. Его представления о сфере бессознательного, строении психики получили широкое распространение и признание во всем мире, стали основанием многих психологических концепций, теорий личности. 3. Фрейд делил всю психику на сознание, подсознание и бессознательное. Подсознание — это вся та информация, сведения, знания, которые в нас имеются, но которые в данный момент нами не сознаются.

Вопрос№3

Отражение действительности человеческим мозгом происходит в виде различных психических явлений, совокупность которых представляет собой внутренний мир человека, его субъективный опыт. Психические явления - это ответы мозга на внешние (окружающая среда) и внутренние (состояние организма как физиологической системы) воздействия. Психические явления рассматриваются как постоянные регуляторы активности человека и животных, возникающие в ответ на раздражения и обобщающие эти раздражения воздействия.

У человека психика представлена в трех классах психических явлений: психические процессы, психические состояния и психические свойства. Психические процессы — это элементарные психические явления, включенные в более сложные виды психической деятельности. Психические процессы отличают динамика (начало, течение, конец), фазовый характер, временные параметры. К ним относятся познавательные и эмоционально-волевые процессы.психические состояния — целостная характеристика психической деятельности человека в определенный момент времени, для них свойственны статический момент, относительное постоянство психического факта.Психические свойства показывают устойчивость психического факта, его закрепленность и повторяемость в структуре личности.Образы предметов и явлений могут воспроизводиться после действия раздражителей в виде представлений, то есть образов ранее воспринятых предметов и явлений.

Ощущения, восприятие, представления, образы предметов и составляют чувственный уровень отражения действительности.

На другом, более высоком уровне опосредованного, или рационального познания действительности знания достигаются путем сравнений, обобщени^умозаключений, т.е. путем мышления. Мышление тесным образом связано с языком и осуществляется при помощи языка. Язык, слово рассматриваются как внешне звуковое, материальное оформление мысли.

Результаты отражения человеком действительности выражаются в образах памяти, т.е. в процессах запоминания, сохранения, воспроизведения и забывания. Запоминание, сохранение и последующее воспроизведение индивидуумом его опыта называетоугамятью.

Эмоционально-волевые процессы у человека представлены эмоциями, чувством и волей. Чувства и эмоции являются не просто отражением внешнего мира, но и переживанием отношения человека к отражаемому. Это отражение происходит в зависимости от характеристик отражаемого объекта и от особенностей личности отражающего субъекта волейз.психологии понимается психический процесс, направленный на преодоление препятствий на пути к достижению цели.

К психическим состояниям относят, прежде всего, эмоциональные состояния человека (настроение, аффект, фрустрация) и так называемые функциональные, или рабочие состояния (работоспособность, утомление). Психические состояния могут продолжаться в течение нескольких часов, дней, недель. Состояние бодрости или подавленности, работоспособности или утомления, раздражительность или рассеянность, хорошее или плохое настроение — эти состояния хорошо известны каждому из нас.

К «психическим свойствам относят такие свойства личности, как ее темперамент и характер, способности и направленность. Все эти свойства присущи личности в течение длительного времени, порой на протяжении всей жизни.

Следует отметить, что все три класса тесно взаимосвязаны, психические явления могут переходить из одного класса в другой. Так, например, эффективность протекания психических процессов обусловлена психическим состоянием человека: радостное, бодрое настроение повышает восприимчивость человека, обостряя ощущения, а подавленность и уныние, напротив, ведут к рассеянности, вызывают преждевременную усталость. Характер познавательных процессов может определяться свойствами темперамента человека (холерик все схватывает на лету, флегматик отличается замедленным темпом запоминания, но то, что он учил, запоминает прочно и надолго)

Вопрос№4

Значительное внимание в общей психологии уделяется вопросам ее отношения^психикТГ)и деятельности^центральной нервной системы. отечественная психология опирается на идеи выдающихся русских физиологов И.М. Сеченова и И.П. Павлова о регулятивной роли психики в жизне деятельности живых существ. Согласно естественно-научным представ лениям по своему происхождению, природе и функциям психика являете» результатом деятельности центральной нервной системы, продуктом, свойством особым образом организованной материи. У человека и высших животных психика — продукт мозга. Вместе с тем психика не является прямым, непосредственным отражением тех процессов, которые происходят в центральной нервной системе.

Основное содержание психофизиологической проблемы составляет решение вопроса о соотношении психических и физиологических процессов. Этот вопрос по-разному решался в истории развития психологических учений. аучное понимание вопроса связано с рассмотрением психики как одной из форм отражения, а именно — психического отражения. В рамках теории отражения определение психики может быть сформулировано следующим образом: психика — это особое свойство высокоорганизованной материи, которое состоит в активном отображении субъектом объективного мира, построении картины этого мира и регуляции на ее основе своего поведения и деятельности.

Центральная категория психологии — понятие образа. Характерной особенностью психического отражения является то, что оно существует в виде образа. Поэтому нередко психику называют субъективным образом объективного мира. Под образом в широком смысле в психологии понимается субъективная форма отражения действительности (реальности) (Смирнов С.Д., 1993). Соотношение объективного и субъективного в психике также относится к дискуссионным проблемам психологии. Принято считать, что отражение человеком действительности есть неразрывное единство объективного и субъективного. Как отмечает в своем исследовании С.Д. Смирнов, психическое отражение объективно по содержанию, поскольку детерминировано внешними воздействиями и отражает внешние явления и предметы внешнего мира. Объективность психического отражения обусловлена также его связью с реальными нервными процессами и проявлением их вовне в различных внешних действиях и поведении человека.

Однако психический образ, психическое отражение не является точной копией отражаемого внешнего мира. Оно всегда субъективно, т.к. осуществляется живым существом, субъектом, и потому любое внешнее воздействие преломляется через совокупность внутренних условий (Рубинштейн С.Л., 1946). К ним, прежде всего, относятся внутренний индивидуальный опыт человека, его личностные особенности, система отношений человека к миру и самому себе.

Отражение объективной действительности служит основой воздействия человека на мир и его изменения. Таким образом, психика обеспечивает приспособление человека к условиям изменяющегося мира.

Вопрос№5

Методы психологии — это способы, приемы получения информации о психических явлениях. К основным методам психологии относятся наблюдение, беседа, опросы, эксперимент и тесты.

Наблюдение — это систематизированное, целенаправленное восприятие поведенческих реакций (проявлений) другого человека.

Беседа — устное получение от испытуемого сведений о его деятельности, в которых объективируются свойственные данному субъекту психические явления. Существуют следующие виды бесед: сбор данных для анамнеза (истории развития человека, истории развития взаимоотношений) и интервью. Интервью — это вид беседы, при которой ставится задача получить ответы опрашиваемого на определенные вопросы.

Опрос используется для изучения субъективного опыта человека по какой-либо проблеме. В случае, если вопросы представлены в письменной форме, то имеет место анкетирование. Анкета представляет собой совокупность вопросов, следующих в определенном порядке. Рекомендуется в начале анкеты, опроса предлагать несложные вопросы, не затрагивающие личную, интимную сторону жизни опрашиваемого. Для проведения опроса требуется знание основных закономерностей установления психологического контакта.

Эксперимент — это метод, предоставляющий возможность активноговмешательства исследователя в деятельность испытуемого. В эксперименте создаются условия, в которых психологический факт может быть не только обнаружен, но и изменен в определенном направлении. Для этого метода характерна активная позиция исследователя-психолога по отношению к испытуемому. Выделяют следующие компоненты эксперимента:

1) экспериментальная ситуация; 2) зависимые и независимые

(зависимые — те факторы, которые подлежат изучению, изменению в каком-либо направлении, независимые — влияющие факторы).

Различают две основные разновидности эксперимента: 1) лабораторный — исследования проводятся в специально созданных условиях, с использованием специальной аппаратуры, действия испытуемого определяются инструкцией; 2) естественный — исследование проходит в обычных, естественных условиях (урок, игра, беседа, приготовление домашних заданий).

Тесты — это стандартизированное испытание, проходя которое человек обнаруживает те или иные свойства, выдает информацию о своем состоянии. При использовании теста не только диагностируется наличие того или иного свойства психики, личности испытуемого, но и выявляется уровень его развития, через определение его соответствия существующим нормам и стандартам. v'

Различают следующие виды тестов:

тесты-задания — определяют уровень развития способностей, в т. ч. и умственных. Примером служат тесты на определение коэффициента интеллекта;

тесты-опросники, или личностные тесты — выявляют индивидуально-психологические характеристики личности, свойства ее темперамента, направленности и характера;

проективные тесты — обнаруживают дубинные личностные осо-бенности, присущие данному человеку, наличие внутренних психологических конфликтов, эмоциональных проблем.

Кроме рассмотренных основных методов психология широко использует арсенал частных методов и методик, дающих возможность получать разнообразную информацию психологического характера в зависимости от целей и задач конкретного психологического исследования.

Вопрос№6

Ощущением называется простейший психический процесс отражения в коре головного мозга отдельных свойств предметов и явлений действительности, которые в данный момент воздействуют на органы чувств. .^

В мозг разнообразная информация поступает по специальным каналам связи мозга с внешним миром.;Нервный аппарат, производящий анализ сигналов, поступающих из внешнего мира, получил названии анализатор) В строении анализатора выделяют три отдела:

1. Периферический отдел (рецепторы), к нему относятся органы чувств (глаза, уши, нос, язык, кожа).

2. Проводниковый отдел — содержит центростремительные (афферентные) и центробежные (эфферентные) нервы.

3. Мозговой, или центральный отдел. Это различные отделы мозга, в которых происходит сложный анализ поступающей информации. Ощущения разного вида возникают именно здесь.

Процесс возникновения ощущения может быть представлен следующим образом. Предмет-раздражитель, действуя на рецептор, вызывает в нем физико-химический процесс. На уровне рецепторов внешняя энергия преобразуется в нервный процесс. Возбуждение в виде нервного (физиологического) процесса по центростремительным нервам передается в центральный отдел анализатора. В корковом отделе анализатора на основе А нервного процесса возбуждения возникает психический процесс ощущение. Следует отметить, что в формировании психического образа (ощущения) самое непосредственное участие принимает двигательный анализатор. Органы чувств тесно связаны с органами движения, которые участвуют в получении информации.Выделяется также и большое число ощущений различного вида. Классификация ощущений, как и любая другая классификация, может быть произведена по различным основаниям. Традиционным для отечественной психологии является деление ощущений по следующим критериям:

по наличию или отсутствию непосредственного контакта с раздражителем, вызывающим ощущение — на дистантную ("зрение, слух, обоняние) и контактную (вкус, боль, прикосновение) рецепции. Контактная рецепция обеспечивает ориентировку в ближайшей среде;

по месту расположения рецепторов — на экстероцептивные ощущения, возникающие от раздражения рецепторов, расположенных на поверхности тела (зрительные, слуховые, тактильные...); интероцептивные ощущения, возникающие от раздражения рецепторов, находящихся внутри организма — ощущения голода, жажды, духоты. Этот вид ощущений несет информацию о состоянии внутри самого организма, их по-другому называют органическими ощущениями; проприоцептивные или мускуль-но-двигательные ощущения, возникающие от раздражения рецепторов, находящихся в мышцах и сухожилиях тела человека;

по времени возникновения в процессе эволюции — на новую и древнюю рецепции. К новой рецепции относится зрение человека, более древней является болевая рецепция;

по модальности (виду) раздражителя — на зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, тактильные, статические (ощущение напряжения в мышцах, связанное, например, с длительностью сохранения определенного положения тела в пространстве), кинестетические (ощущение перемещения в пространстве),болевые, жажды и голода.

Кроме этих видов есть ощущения, занимающие промежуточное положение между другими ощущениями. Так, например, вибрационные ощущения, благодаря которым человек отражает упругие колебания сре-Ды, занимают промежуточное положение между слуховыми и кожными. Установлено, что специального анализатора для их различения не существует. Вибрацию способны отражать многие клетки человеческого тела.

Свойства ощущений: качество, интенсивность, длительность,пространственная локализация раздражителя.

Пороги ощущений. Обнаружена определенная зависимость между интенсивностью ощущений и силои действующего раздржителя.Психологическая характеристика этой зависимости отражается в понятии «порог ощущений». Различают абсолютный и разностный (порог различения) пороги ощущений^Нижиий абсолютный порог ощущений характеризуется минимальной силой раздражителя, при которой впервые возникает едва заметное ощущение. Наибольшая сила~раздражителя, при которой еще возникает ощущение данного вида, называется верхним абсолютным порогом ощущений.

Порогом различенйя*называется наименьшая прибавка к силе действующего раздражителя, при которой возникает едва заметное различие в силе или качестве ощущений.

Чувствительность органа чувств определяется минимальным раздражителем, способным в данных условиях вызвать ощущение. Анализаторы человека обладают разной чувствительностью. Порог одной обонятельной клетки человека для соответствующих пахучих веществ не превышает 8 молекул. Для того, чтобы вызвать вкусовые ощущения, требуется в 25 тыс. раз больше молекул, чем для создания обонятельных ощущений. Чрезвычайно высокой чувствительностью отличаются зрительный и слуховой анализаторы.

Установлено, что изменение чувствительности анализаторов может быть вызвано воздействием второсигнальных раздражителей (слово, речь). Так, зафиксировано изменение электрической чувствительности глаза и языка в ответ на предъявление испытуемому выражения «кислый, как лимон». Эти изменения аналогичны изменениям при действительном раздражении языка лимонным соком.

Адаптация — закономерность процесса ощущения, означающая приспособление чувствительности к постоянно действующему раздражителю, которая выражается в понижении или повышении порогов. Велики возможности к адаптации обонятельного и зрительного анализаторов. Примером повышения чувствительности и, следовательно, понижения порога зрительных ощущений, является тот факт, что через 40 мин. пребывания в абсолютной темноте повышается чувствительность к свету

в 200 тыс. раз.

Взаимодействие ощущений. Эта закономерность отражает факт изменения чувствительности одной анализаторной системы под влиянием деятельности другой анализаторной системы. Существование данной закономерности объясняется наличием корковых связей между анализаторами, а также процессами иррадиации (распространения) и концентрации возбуждения в коре головного мозга. Общий принцип взаимовлияния таков: слабые раздражители одной анализаторной системы повышают чувствительность другой анализаторной системы, а сильные раздражители ее снижают. Согласно исследованиям, проведенным И.П. Павловым, слабый раздражитель вызывает в коре больших полушарий процесс возбуждения, который легко иррадиирует. В результате действия сильного раздражителя возникает очаг возбуждения, который как бы притягивает к себе раздражители, поступающие в другие анализаторные системы. По закону взаимной индукции это приводит к торможению в центральных отделах других анализаторов и вызывает снижение их чувствительности.

Сенсибилизация — это повышение чувствительности в результате взаимодействия ощущений, а также систематических упражне-ний. Сенсибилизацию может вызвать влияние двух факторов: 1) необходимость компенсации сенсорных дефектов (то есть имеющихся нарушений психических функций — слепота, глухота); 2) особые требования деятельности, профессии. Известно, что утрата зрения или слуха может компенсироваться развитием других видов чувствительности. Слепоглухонемая Элен Келлер идентифицировала друзей и знакомых по запаху, что связано с высоким уровнем развития обонятельной чувствительности. Известны факты высокого развития осязания у людей, лишенных зрения, благодаря чему они могли успешно заниматься скульптурой.

У лиц, длительное время занимающихся каким-либо видом профессиональной деятельности, также может происходить сенсибилизация органов чувств. Отмечается необычная острота зрения у шлифовальщиков. Они видят просветы до 0,0005 мл, а нетренированные люди — всего до 0,1 мл. Специалисты по окраске тканей различают от 40 до 60 оттенков черного цвета. Опытные сталевары способны лишь по оттенкам расплавленного металла, не прибегая к использованию специальной аппаратуры, определить температуру плавящегося металла и степень его готовности.

Контраст ощущений — закономерность процесса ощущения, состоящая в изменении интенсивности или качества ощущений под влиянием предшествующего или сопутствующего раздражителя. Всем известны примеры последовательного контраста из повседневной жизни: после холодного душа теплый кажется горячим; после меда вполне сладкий чай кажется нам недостаточно сладким.
Вопрос№7

Восприятием называют психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей при их непосредственном воздействии на органы чувств. Восприятие — более сложный по сравнению с ощущением психический познавательный процесс. В основе восприятия лежат два вида нервных связей —-связи, образующиеся в пределах одной анализаторной системы, и межанализаторные связи. Восприятие — это процесс отражения комплексного раздражителя, он предполагает наличие различных ощущений, но не сводится к их простой сумм^Восприятие представляет собой активный процесс, тесно связанный с выполняемой^еловеком деятельностью. Воспри-ятие сопровождается различными досматривающими объект, движениями руки, ощупывающей предмет, движениями гортани, воспроизводящей звуки. Органы движения принимают участие в формировании образов восприятия.

Восприятие многообразно по своим видам и проявлениям, поэтому классификация видов восприятия может строиться по разным основаниям. Наиболее распространенной является классификация, проведенная по

следующим основаниям.

1. По ведущему анализатору — зрительные, слуховые, осязательные,

кинестетические, обонятельные и вкусовые.

2. По отражаемой форме существования материи —

а) восприятие пространства (включает в себя восприятие величины, формы, объемности и глубины). Основой восприятия этого вида являются величина и форма объективно существующих предметов, изображение которых получается на сетчатке глаза. В основе восприятия объема и глубины лежит бинокулярное зрение (отображение в результате рассмотрения двумя глазами). Монокулярное зрение дает правильное отображение удаленности предметов при расстоянии, не превышающем 30 м. Ясное изображение предметов на сетчатке обеспечивается благодаря механизму конвергенции — согласованному движению глаз;

б) восприятие времени — это отражение длительности и последовательности событий и явлений. Самостоятельного анализатора времени не существует, время воспринимается всеми анализаторами. Физиологической основой восприятия времени являются условные рефлексы на время, которые вырабатываются у человека. Определение временных промежутков связано также с ритмичностью процессов, происходящих в организме. Психологическими факторами восприятия времени считаются возраст человека, его индивидуально-психологические особенности, актуальное эмоциональное состояние. Так, установлено, что с возрастом ход времени субъективно ускоряется. Промежутки времени, насыщенные большим количеством событий, дел, субъективно воспринимаются как менее длительные (хотя затем, впоследствии, оцениваются как более продолжи-тельные). Отрезки времени, ничем не заполненные, «тянутся» очень медленно . Кроме того, промежутки времени, связанные с отрицательными переживаниями человека, оцениваются как более длительные, а время, заполненное радостными переживаниями, событиями, пролетает незаметно («мгновения счастья»);

в) восприятие движения — это отражение изменения положения, которое объекты занимают в пространстве. При восприятии движения отражаются скорость, ускорение, направление перемещения движущихся объектов. Основную роль в восприятии движения играют зрительный и кинестетический анализаторы. Восприятие пространственно-временных перемещений и оценка движений зависят, кроме того, от восприятия интервалов времени. Восприятие движения имеет жизненно важное значение, поскольку движущиеся объекты могут представлять определенную опасность и привлекают к себе повышенное внимание субъекта.

3. По степени целенаправленности восприятия различают непреднамеренное (непроизвольное) и преднамеренное (произвольное) восприятие. Непреднамеренное восприятие может быть вызвано особенностями отражаемых предметов, а также соответствием этих предметов интересам личности. В непреднамеренном восприятии отсутствуют заранее поставленная цель и волевая активность. Преднамеренное восприятие регулируется поставленной задачей воспринимать какой-либо объект. В том случае, когда произвольное восприятие выступает как самостоятельная деятельность, оно происходит в виде наблюдения. Наблюдение, таким образом, — это произвольное, планомерное восприятие, которое осуществляется с определенной, ясно осознаваемой целью с помощью произвольного внимания.

Свойства восприятия

Апперцепция — зависимость восприятия от прошлого опыта человека. В апперцепции проявляются избирательность восприятия, активность сознания человека. Одним из примеров апперцепции является преппочтительное восприятие одних объектов по сравнению с другими, а также выделение фигуры из фона.

Осмысленность — в процессе восприятия не просто формируется чувственный образ предмета, но и происходит его осмысление. То, что воспринято, может быть и названо. При этом человек использует имеющуюся в его распоряжении систему понятий. Называние предмета повышает степень обобщенности восприятия.

Целостность — в процессе восприятия отдельные элементы предмета обычно объединяются в целое. При этом большее значение имеет не близость элементов по их положению в пространстве, а их принад-лежность к определенному предмету. Целостный образ предмета складывается на основе обобщения_знаний об отдельных свойствах и качествах предмета, полученных в виде различных ощущений.

Предметность — выражается в отнесении сведений, полученных из внешнего мира, к этому миру. Эта закономерность восприятия связана с таким его свойством, как отражение предметов и явлений не столько по внешнему виду, сколько в соответствии с их функциями и предназначением.

Структурность — восприятие не отвечает отдельным, сиюминутным ощущениям и(не^водится к их простой сумме (при отражении мелодии мы слышим в каждый момент отдельные звуки, но воспринимаем некоторое музыкальное произведение; при этом одна и та же мелодия, но исполненная на разных музыкальных инструментах или без музыкального сопровождения, будет идентифицирована нами). Мы фактически воспринимаем абстрагированную от отдельных ощущений некоторую обобщенную структуру, которая формируется в течение некоторого времени.

Константность — качество восприятия сохранять соответствие образа отражаемому предмету, несмотря на различие отдельных входящих в него ощущений. Проявляется при зрительном восприятии цвета, величины, формы предметов. Благодаря этому свойству мы воспринимаем окружающие предметы как относительно постоянные по форме, величине, цвету, несмотря на изменившиеся условия восприятия.

Вопрос№8

Мышлением называется психический процесс опосредованного и обобщенного познания (отражения) объектов и явлений действительности. Основной функцией мышления является познание сущности вещей и явлений и установление закономерных связей между ними. Как особый вид познавательной деятельности мышление состоит из отдельных действии содержание которых связано с определенной целью стоящей перед человеком. Действия, в свою очередь, осуществляются с помощью мыслительных операций, представляющих собой способы, приемы оперирования с образами, понятиями отражаемых объектов и явлений действительность.Главными мыслительными операциями являются анализ и синтез. Анализ- это мысленное разложение целого на части, выделение в нем отдельных признаков и свойств. синтез- это мысленное соединение частей предметов или явлений либо1пысленное сочетание их признаков, свойств и/или сторон. Производными от основных являются операции: сравнение, обобщение, классификация, систематизация, конкретизация, абстракция. Основные формы мышления — это понятие, суждение и умозаключение.

Понятием называется форма мышления, в которой отражаются существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений действительности. Существенными считаются признаки, каждый из которых, отдельно взятый, необходим, а все вместе достаточны, чтобы с их помощью можно было дать описание какого-либо предмета (явления)

Суждение — это форма мышления, в которой устанавливаются связи и отношения между предметами и явлениями окружающего мира и их свойствами и признаками. Суждение есть высказывание чего-либо о чем-либо или ком-либо. В суждении может что-либо утверждаться или отрицаться (утвердительные и отрицательные суждения). Суждение может быть истинным или ложным.

Форма мышления, в которой из одного или нескольких суждений выводится новое суждение, называется умозаключением. Исходные суждения, из которых выводится новое знание, называются посылками умозаключения. Вывод получаемый в ходе умозаключения, называется заключением. Чаще всего используются два вида умозаключенйя:индукция и дедукция. Индукцией называется способ рассуждений от частных суждений к более общему суждению. Установление общих правил и законов происходит на основании изучения лишь отдельных явлений и фактов. Накапливая знания об однородных проявлениях в чем-то сходных между собою предметов и обобщая эти факты, мы делаем вывод о принадлежности этих проявлений всему классу данных предметов. Дедукция — это способ рассуждения от общего суждения к частному суждению, познание отдельных предметов и явлений на основе изучения общих законов и правил.

Традиционна дифференциация мышления на видыпо мере их появ-. ления в онтогенезе (в процессе индивидуального развития человека). В подобной классификации принято выделять следующие виды.

Наглядно-действенное мышление —- оно непосредственно включено в практическую деятельность человека. Он решает какую;либо_ задачу,непосредственно манипулируя определенными предметами. При этом задача представлена в наглядной форме и способом ее решения будет практическое действие.

Наглядно-образное мышление — в процессе познания человек отчетливо представлет_себе_объект и оперирует наглядными образами. В данном виде мышления связь с практическими действиями не является однозначной и непосредственной.

Абстрактно-логическое мышление — это вид мышления, в котором отражение предметов и явлений окружающей действительности осуществляется с помощью абстрактно-логических конструкций.

В реальной практической деятельности человека все три вида мышления неразрывно связаны между собой и взаимодополняют друг друга.

Кроме видов мышления, совпадающих с фазами развития мышления в процессе онтогенеза, различают также другие его виды.

Теоретическое мышление — познание общих_закономерностей, правил, принципов.

Практическое мышление — мышление, включенное непосредственно в практическую деятельность человека, связанное с необходимостью преобразования действительности, происходит, как правило, в условиях дефицита времени.

Интуитивное мышление — мышление, осуществляемое фактически, на бессознательном уровне. Характеризуется высокой скоростью, свернутостью процесса, отсутствием четкого деления на этапы.

Аналитическое (дискурсивное) мышление — развернутый во времени процесс, логически последовательный, имеет четко выраженные отдельные этапы.

Конвергентное мышление («сходящееся») — необходимо для нахождения единственно верного решения. Близко к этому виду мышление алгоритмическое, которое осуществляется посредством элементарных операций.

Дивергентное («расходящееся») — порождает творческие, нестандартные решения, поиск при этом идет по разным направлениям. Этот вид мышления называют еше творческим, или эвристическим мышлением.
  1   2   3   4   5   6   7   8


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации