n1.doc | 159kb. | 18.09.2012 18:35 | скачать |
15. Система гос-го, экономического и фин-го контроля. Государственный контроль: 1. Бюджетный контроль Счетная палата обеспечивает единую систему контроля за исполнением фед-го бюджета и внебюджетных фондов. Счет. палата также осущ-ет контроль за: (1) управлением и обслуживанием гос-го внутр. и внешнего долга РФ; (2) законностью, рациональностью и эфф-тью использования иностранных кредитов; (3) эффективностью размещения фин-х ресурсов. 2. Налоговый контроль: осущ-ся различными органами, важнейшим явл Гос-ая налоговая служба РФ - единая система контроля за соблюдением налогового закон-ва, за правильностью исчисления, полнотой и своеврем-тью внесения в соотв-щий бюджет налогов и др. обязательных платежей. 3. Валютный контроль осуществляться различными органами. К ним относятся банки (в 1-ю очередь ЦБ), Фед-ая служба России по валютному и экспортному контролю (соблюдение действующего законодательства при осуществлении валютных и внешнеэкономических операций). Экономический контроль: Система эк-х регуляторов должна поддержать равновесие между социальной справедливостью и экономической целесообразностью. I. В социальной сфере: - Выделение фин-ой помощи малоимущим категориям населения из фонда соц-й поддержки населения конкретных регионов; - Изменение районных коэфф-тов и з/пл в проблемных регионах. II. В экономической сфере: 1). Для старо промышленных районов: - освобождение от налогообложения части прибыли направляемой на техническое перевооружение и реконструкцию предприятий; - субсидирование расходов на переподготовку работников и др.; 2). Для депрессивных районов:
рег-х программ; 3). Для свободных эк-х зон и приграничных районов. - снижение или отмена тамож. пошлин экспортно-импортного контроля над товарами; III. В экологической сфере. - отчисления в терр-ные экологические фонды за выбросы, сбросы загрязнённых веществ; штрафы. Фин-й контроль - это сов-ть действий и операций по проверке фин-х и связ-х с ними вопросов деят-ти суб-в хоз-ия и управления с применением форм и методов его орг-ции. Различают: А). Внутрихозяйственный фин-й контроль – осущ-ся экон-ми службами предпр-й (бухг-ий, финансовый отдел). Объектом - выступает производственная и финансовая деятельность предпр-я. Б). Общественный контроль - выполняют отдельные физ. лица на основе добровольности и безвозмездности; В). Независимый (аудиторский). По формам проведения: 1). Предварительный – осущ-ся на стадии рассмотрения и утверждения фин-х планов предприятия, смет доходов и расходов. 2). Текущий– производится в процессе исправления финансовых планов; 3). Последующий– осуществляется после завершения отчётного периода и финансового года в целом. Проверяется целесообразность расходов денежных средств. По методам проведения различают: проверки (отчётных, балансовых и расходных док-в), обследование (определяет фин-ое положение орг-й, перспективы их развития), анализ, ревизию (проверку фин-хоз-й деят-и предприятия за отчётный период) функции фин-го контроля: предупредительную (аналитическую) и штрафную. | 16. Регулирование рынка ценных бумаг в РФ Регулирование рынка ценных бумаг (р.ц.б.) – это упорядочение деятельности на нём всех его участников и операций между ними со стороны организаций, уполномоченных обществом на эти действия. Регулирование р.ц.б. охватывает всех его участников: - эмитентов; - инвесторов; - профессиональных фондовых посредников; - организаций инфраструктуры рынка… Регулирование участников рынка может быть внешним и внутренним. Внешнее регулирование – это подчинённость деятельности данной организации нормативным актам государства, других организаций, международным соглашениям. Внутреннее регулирование – это подчинённость деятельности данной организации её собственным нормативным документам: уставу, правилам и другим внутренним нормативным документам, определяющим деятельность этой организации в целом, её подразделений и её работников. Регулирование р.ц.б. охватывает все виды деятельности и все виды операций на нём: - эмиссионные; - посреднические; - инвестиционные; - спекулятивные; - залоговые; - трастовые и т.п. Регулирование р.ц.б. осуществляется органами или организациями, уполномоченными на выполнение функций регулирования. С этих позиций различают: • государственное регулирование рынка, осуществляемое государственными органами, в компетенцию которых входит выполнение тех или иных функций регулирования; • регулирование со стороны профессиональных участников р.ц.б., или саморегулирование рынка; процесс этот в данный момент развивается двояко. С одной стороны, государство может передавать часть своих функций по регулированию рынка уполномоченным или отобранным им организациям профессиональных участников р.ц.б. С другой стороны, последние могут сами договориться о том, что созданная ими организация получает некие права регулирования по отношению ко всем участникам данной организации; • общественное регулирование, или регулирование через общественное мнение; конечном счёте именно реакция широких слоёв общества в целом на какие-то действия на рынке ценных бумаг является первопричиной, по которой начинаются те или иные регулятивные действия государства или профессионалов рынк Регулирование рынка ценных бумаг обычно имеет следующие цели: - поддержка порядка на рынке, создание нормальных условий для работы всех участников рынка; - защита участников рынка от недобросовестности и мошенничества отдельных лиц или организаций, от преступных организаций; - обеспечение свободного и открытого процесса ценообразования на ценные бумаги на основе спроса и предложения; - создание эффективного рынка, на котором всегда имеются стимулы для предпринимательской деятельности, и на котором каждый риск адекватно вознаграждается; - в определённых случаях создание новых рынков, поддержка необходимых обществу рынков и рыночных структур, рыночных начинаний и нововведений и т.п.; - воздействие на рынок с целью достижения каких-то общественных целей (например, для повышение темпов роста экономики, снижения уровня безработицы и т.д.). Высшие органы государственной власти регулирующие д-ть рцб: Государственная Дума издаёт законы, регулирующие р.ц.б. Президент издаёт указы, поскольку законы принимаются довольно медленно и развитие р.ц.б. в России осуществляется в основном в соответствии с этими указами; главная их цель – осуществление и ускорение процесса приватизации и экономической реформы; Правительство – выпускает постановления, обычно в развитие указов президента. Государственные органы регулирования р.ц.б. министерского уровня: Федеральная комиссия по р.ц.б. (ФКЦБ); Министерство финансов РФ (Минфин); Центральный банк РФ (ЦБ); Государственный комитет по антимонопольной политике; Госстрахнадзор. 17. Таможенно-тарифное регулирование внешней торговли в РФ В государственном регулировании внешней торговли России используются общепринятые в мировой практике методы и инструменты таможенно-тарифного регулирования. В соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливаются ввозные и вывозные таможенные пошлины. Таможенная пошлина представляет собой обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при ввозе товара на таможенную территорию государства (ввозная пошлина) или при вывозе товара с таможенной территории (вывозная пошлина). Основным документом таможенно-тарифного регулирования внешней торговли в Российской Федерации является Закон «О таможенном тарифе» № 5003-1, принятый 21 мая 1993 г. Верховным Советом РСФСР. Таможенная пошлина — это обязательный взнос, взимаемый таможенными органами РФ при ввозе товара на территорию РФ или вывозе товара с этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза. Величину ставок таможенных пошлин определяет Правительство РФ. Таможенный тариф РФ — это свод ставок таможенных пошлин {таможенного тарифа), применяемых к товарам, перемещавмым через таможенную границу РФ и систематизированным в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств (далее — ТН ВЭД СНГ, или просто ТН ВЭД). Режим наибольшего благоприятствования (РНБ) — это условие, закрепленное в международных торговых соглашениях, предусматривающее предоставление договаривающимися государствами друг другу всех прав преимуществ и льгот в отношении таможенных пошлин, налогов и сборов, которыми пользуется и/или будет пользоваться любое третье государство. РНБ — главный принцип, положенный в основу деятельности Всемирной торговой организации. Он создает равные условия для онкуренции во внешней торговле, служит механизмом укрепле-"я и расширения торговых связей, базой которых должны быть принципы равноправия и взаимной выгоды. Исключением из РНБ являются режимы ассоциированных стран и замкнутых экономических группировок, при которых страны предоставляют друг другу большие льготы, чем при режиме наибольшего благоприятствования. Российская Федерация имеет режим РНБ в торгово-полити-ческих отношениях почти со 130 странами мира и двумя сообществами: Европейским союзом и Европейским сообществом по атомной энергии. В Европе — это 35 стран, включая Литву и Латвию и исключая Эстонию, с которой этого режима нет. Если режима наибольшего благоприятствования нет или страна происхождения товара не установлена, то базовые ставки таможенных пошлин увеличиваются в 2 раза. Одной из форм тарифного регулирования является предоставление тарифных льгот, или преференций. Тарифная льгота, или преференция — это предоставляемая на условиях взаимности или в одностороннем порядке льгота в отношении товара или транспортного средства, перемещаемых через таможенную границу, в виде возврата ранее уплаченной пошлины, снижения ставок пошлин, установления определенного количества товара, ввоз {вывоз) которого в пределах этого количества освобождается от пошлин или облагается пониженными пошлинами (еще это называется установлением тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товара). | 13. Управление внутренним и внешнимгосударственным долгом Внешний долг — суммарные денежные обязательства страны, выражаемые денежной суммой, подлежащей возврату внешним кредиторам на определенную дату, то есть общая задолженность страны по внешним займам и невыплаченным по ним процентам. Может взиматься:
Внутренний долг государственный — финансовые обязательства государства, возникающие в связи с привлечением для выполнения государственных программ и заказов средств негосударственных организаций и населения страны. В Российской Федерации включает в себя долговые обязательства Правительства РФ, выраженные в валюте РФ, перед юридическими и физическими лицами, если иное не установлено законодательными актами, обеспечивается всеми активами, находящимися в распоряжении Правительства РФ. Внутренний долг охватывает задолженности прошлых лет, вновь возникшие задолженности и долговые обязательства бывшего СССР в части, принятой на себя РФ. Может иметь форму кредитов, государственных займов, осуществленных посредством выпуска ценных бумаг, других долговых обязательств, гарантированных Правительством РФ. Гос. долг оказывает влияние на функционирование всей экономики страны. Во-первых, выплата процентов по гос-му долгу увеличивает неравенство в доходах, так как долговые обязательства гос-ва в основном сосредоточены у наиболее состоятельной части населения, которые, получая проценты, становится еще богаче. Во-вторых, повышение ставок налогов (как средство выплаты государственного долга или его уменьшение) может подорвать действия экономических стимулов развития производства. В-третьих, существование внешнего долга предполагает передачу части созданного внутри страны продукта за рубеж. В-четвертых, рост внешнего долга безусловно снижает международный престиж страны. В-пятых, правительственные займы приводят к росту ставки процента за кредит, что сокращает возможности частных инвестиций. Для реш. задачи эфф-го управления гос. долгом необходимо: 1) Минимизировать стоимость обслуживания долга. 2) Не допускать переполнения рынка гос-ми заемными обязательствами и резкого колебания их курса. 3) Эффективно использовать привлеченные средства и контролировать целевое использование выделенных гос.кредитов. Без продуманного управления российским долгом немыслимо возрождение финансовой системы, в противном случае не исключена угроза полной утраты доверия инвесторов как внутренних, так и внешних, что способно отбросить Россию на несколько лет назад. 18. Денежно-кредитные инструменты регулирования НЭ Денежно-кредитная политика – важнейший метод государственного регулирования общественного воспроизводства с целью обеспечения наиболее благоприятных условий для развития рыночной экономики. Осуществляет ден.-кред. политику Центральный банк. Обычно денежно-кредитная политика ЦБ направлена на достижение и сохранение финансовой стабилизации, в первую очередь укрепление курса национальной валюты и обеспечение устойчивости платежного баланса страны. Методы денежно-кредитной политики — совокупность приемов и операций, посредством которых субъекты денежно-кредитной политики воздействуют на объекты для достижения поставленных целей. Прямые методы — административные меры в форме различных директив Центрального Банка касающихся объема денежного предложения и цены на финансовом рынке. Лимиты роста кредитования или привлечения депозитов служат примерами количественного контроля. Реализация этих методов даёт наиболее быстрый экономический эффект с точки зрения центрального банка за максимальным объёмом или ценой депозитов и кредитов, за количественными и качественными переменными денежно-кредитной политики. При использовании прямых методов временные лаги сокращаются. Временные лаги — это определенный период времени между моментом возникновения потребности в применении той или иной меры в сфере денежно-кредитной политики и осознания такой потребности, а также между осознанием потребности, выработкой мнения и началом реализации. Косвенные методы регулирования денежно-кредитной политики воздействуют на мотивацию поведения хозяйствующих субъектов при помощи рыночных механизмов, имеют большой временной лаг, последствия их применения менее предсказуемы, чем при использовании прямых методов. Однако, их применение не приводит к деформациям рынка. Соответственно, использование косвенных методов непосредственно связано со степенью развитости денежного рынка. Переход к косвенным методам характерен для общемирового процесса либерализации, повышения степени независимости центральных банков. Так же различают общие и селективные методы: Общие методы являются преимущественно косвенными, оказывающими влияние на денежный рынок в целом. Селективные методы регулируют конкретные виды кредита и носят в основном директивный характер. Благодаря этим методам решаются частные задачи, как ограничение выдачи ссуды некоторым банкам, рефинансирование на льготных условиях. Операции на открытых рынках. Продажа (покупка) ЦБ государственных ценных бумаг на открытых рынках коммерческими банками уменьшает (увеличивает) резервы банков, а следовательно, уменьшает (увеличивает) кредитные возможности банков, увеличивая (уменьшая) процентную ставку. Этот метод денежной политики применяется в краткосрочном периоде и обладает большой гибкостью. Изменение минимальной резервной нормы. Увеличение резервной нормы центральным банком уменьшает избыточные резервы (которые можно отдать в ссуду), тем самым способность банка расширять денежную массу путем кредитования снижается. Это средство регулирования денежной массы обычно применяют в долгосрочном периоде. Изменение учетной ставки. Ставка, взимаемая ЦБ за ссуды, представленные коммерческим банкам, называется учетной ставкой. С понижением учетной ставки увеличивается спрос коммерческих банков на кредиты ЦБ. Одновременно увеличиваются резервы коммерческих банков и их способность давать кредит предпринимателям и населению. Снижается и банковский процент за кредит. Предложение денежной массы в стране возрастает. Наоборот, когда нужно снизить деловую активность, уменьшив денежную массу в стране, центральный банк повышает учетную ставку. Повышение учетной ставки является также приёмом борьбы с инфляцией. В зависимости от экономической ситуации центральный банк прибегает к политике «дешёвых» и «дорогих» денег. Политика дешёвых денег Проводится в период низкой конъюнктуры. Центральный банк увеличивает предложение денег путём покупки государственных ценных бумаг на открытом рынке, понижения резервной нормы, понижения учётной ставки. Тем самым понижается процентная ставка, достигается рост инвестиций и повышение деловой активности. Политика дорогих денег Проводится Центробанком, прежде всего, как антиинфляционная политика. Для того чтобы сократить денежное предложение, ограничивается денежная эмиссия, осуществляется продажа государственных ценных бумаг на открытом рынке, увеличивается минимальная резервная норма, увеличивается учётная ставка. Наряду с перечисленными методами государственного регулирования, имеющими внутриэкономическую направленность, существуют специальные меры внешнеэкономического регулирования. К ним можно отнести меры стимулирования экспорта товаров, услуг, капиталов, «ноу-хау», управленческих услуг. Это - кредитование экспорта, гарантирование экспортных кредитов и инвестиций за рубежом, введение и отмена квот, изменение величины пошлины во внешней торговле. | 14. Региональные и местные бюджеты и их роль в территориальном управлении Территориальные бюджеты РФ включают 2-а вида бюджетов: 1) региональные бюджеты, т. е. бюджеты субъектов РФ; 2) местные бюджеты, т. е. бюджеты муниципальных образований. Доходы терр-х бюджетов состоят из собственных и регулирующих. Собственные доходы бюджетов — это налоговые доходы, закрепленные за соотв-ми бюджетами, бюджетами гос-х внебюджетных фондов законодательством России, и неналоговые доходы, определенные нормативными актами, а также безвозмездные перечисления. Собственные доходы составляют меньшую часть территориальных бюджетов страны. Регулирующие доходы – это средства предназначеные для сбалансированности территориальных бюджетов из бюджетов вышестоящего уровня. К ним относятся также трансферты дотации, субвенции и субсидии. Трансферты - средства поступающее из фед-го и рег-го фондов финансовой поддержки регионов. Дотация — это средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов. Субвенция — это средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы или юридическому лицу на безвозвратной основе для осуществления целевых расходов. Субсидия — это бюджетные средства, передаваемые бюджету другого уровня, юр. или физ. лицам на условиях долевого финансирования целевых расходов. Региональные бюджеты являются центральным звеном территориальных бюджетов. Они предназначены для финансового обеспечения задач, возложенных на государственные органы управления субъектов РФ. Региональные органы власти призваны обеспечить комплексное развитие регионов, пропорциональное развитие производственной и непроизводственной сфер на подведомственных территориях. Собственные доходы рег-х бюджетов: налог на имущество предприятий; налог на недвижимость; дорожный налог; транспортный налог; налог с продаж; налог на игорный бизнес; региональные лицензионные сборы. Местный бюджет — это бюджет муниципального образования, формирование, утверждение и исполнение кот-го осуществляется органами местного Самоуправления. Назначение местных бюдж: • формирование денежных фондов, являющихся финансовым обеспечением деятельности местных органов власти; • распределение и использование этих фондов между отраслями народного хозяйства; • контроль за финансово-хозяйственной деят-ю предприятий, орг-й и учреждений, подведомственных этим органам власти. В состав собственных доходов местных бюдж. входят: 1. Местные налоги и сборы: земельный налог; налог на имущество физ. лиц; налог на рекламу; налог на наследство или дарение; местные лицензионные сборы; 2. Доходы от приватизации (собственности, принадл. муницип. образованиям); 3. Средства обязательного медицинского страхования, средства внебюджетных и отраслевых фондов. В число главных регулирующих доходов местных бюджетов входят отчисления: • от налога на добавленную стоимость; от акцизов; от налога на прибыль (доход) предприятия. |