Шпаргалка к экзамену по дисциплине Государственное регулирование национальной экономики - файл n1.doc

приобрести
Шпаргалка к экзамену по дисциплине Государственное регулирование национальной экономики
скачать (158.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc159kb.18.09.2012 18:35скачать

n1.doc


1. Сущность и цели государственного регулирования НЭ

ГРЭ – это система мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых государственными структурами и общественными организациями и направленных на эффективное функционирование НЭ, стабилизацию.

Объектами ГРЭ являются основные сферы, отрасли, региональные условия соц-эк развития страны. Конкретными объектами ГРЭ являются: экономический цикл, секторная и региональная структуры хозяйства, экономический потенциал, занятость населения, денежное обращение, платежный баланс, ценовая политика, НТП, условия конкуренции, социальные отношения, образование, здравоохранение, окружающая среда, внешнеэкономическая политика.

Субъектами ГРЭ являются носители, выразители и исполнители экономических (хозяйственных) интересов. Последними являются юридические и физические лица, а также образуемые ими группы, т.о. в сферу ГРЭ попадает все экономически активное население страны.

Цели ГРЭ: 1) высшая (глобальная) цель развития НЭ, кот. предполагает обеспечение максимального благосостояния общества. 2) генеральная цель - эти цели трактуют, как функции государства. Достижение этих целей являются средством для реализации глобальной цели, сюда входят экономический рост, политическая и социальная стабильность в обществе, внешние и внутренние безопасность, социальная ориентированность экономики) 3) страт цели. В специальной литературе принято выделять 4 основных стратегические цели: обеспечение необходимых темпов экономического роста; обеспечение полной занятости нас страны; стабильность уровня цен и устойчивость национальной валюты; поддержание внешнеэкономического равновесия.

Основной целью регулирования экономики является эк. и соц.стабильность. От цели распр-ся «дерево» частных целей, без осущ-я к-рых генер.цель не м.б.достигнута.
Выделяют 2 осн.формы вмешат-ва гос-ва в эк-ку:

  • Прямое вмешательство ч\з администр.ср-ва, к-рое базир-ся на силе гос.власти и включ. в себя меры запретов, разрешения и принуждения;

  • Косвен.вмешат-во – с помощью разл.мер эк.политики.


­­­­­­­­­­­

7. Финансовая политика гос-ва: цели и принципы проведения.

Фин. политика гос-ва – деятельность государства по использованию финансов для укрепления своего потенциала (экономического, политического, военного, социального).

Финансовая стратегия определяет действия государства в области развития финансовой системы и финансов, направленных на выработку целевых программ, для реализации которых требуется время и финансовые ресурсы.

Финансовая тактика – конкретные методы и приемы достижения поставленных целей в конкретных условиях.

К финансовым стабилизаторам страны относятся: налоги и налогообложение; государственное страхование; государственные дотации, субсидии, компенсации; личные сбережения граждан.

Состав финансовой политики государства: бюджетная политика; налоговая политика; валютная политика; кредитная политика; учетная или дисконтная. ЦБРФ осуществляет ее путем повышения или понижения учетной ставки в целях воздействия на объемы кредита, на темпы инфляции, на состояние платежного

баланса.
Учетная ставка – это ставка, используемая при расчете величины учетного %.
Механизм реализации финансовой политики государства:

1) Выработка концепции развития ФПГ;

2) Определение основных направлений использования финансового механизма в экономической политике государства;

3) Составление программ по укреплению потенциала страны. Финансовый механизм управления ФПГ включает в себя стратегию и тактику управления.

Цели финансовой политики:

  • получение необходимых финансовых ресурсов;

  • полная и своевременная мобилизация финансовых ресурсов в бюджет;

  • бесперебойное финансирование мероприятий, предусмотренных государственными программами социального и экономического развития;

  • усиление контроля за целевым и рациональным использованием государственных материальных, трудовых и денежных ресурсов.

Принципы финансовой политики:

• соблюдение интересов всех участников общественного производства, социальных, несоциальных и профессиональных групп при составлении утверждений и использовании бюджетов исходя из реального наличия финансовых ресурсов;

• обеспечение планомерной организации финансовых отношений;

• сбалансированность доходов и расходов во всех сферах и звеньях финансовой системы;

• создание финансовых резервов (превышение доходов над расходами в бюджетной системе и финансовых резервов в отраслевых финансах);

• оптимальное распределение финансовых ресурсов между государством и хозяйствующими субъектами.

Направления финансовой политики:

• проведение мероприятий по укреплению рыночных отношений в сфере финансов хозяйствующих субъектов;

• преодоление кризисного состояния и оздоровления финансовой системы;

• комплекс мер по социальной защите населения.


12. Бюджетный федерализм и межбюджетные отношения в РФ.

Финансово-бюджетный федерализм — это разделение полномочий между центральными органами власти, властями субъектов Федерации и органами местного самоуправления в области финансов, в частности, в бюджетной сфере,

Осн. принципы:

1) законодательное разграничение полномочий по расходам между органами власти всех уровней управления;

2) обеспечение соответствующих органов власти необходимыми финансовыми ресурсами для выполнения ими возложенных на них функций;

3) обеспечение вертикального и горизонтального выравнивания доходов всех звеньев бюджетной системы;

4) наличие единых для каждого звена бюджетной системы формализованных прозрачных и всем понятных методов регулирования бюджетов и тд.;

Межбюджетные отношения — это отношения между органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, связанные с формированием и исполнением соответствующих бюджетов.

Принципы:

• распределения и закрепления расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы РФ;

• равенства бюджетных прав субъектов РФ, равенства бюджетных прав муниципальных образований;

• выравнивания уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ, муниципальных образований;

• равенства всех бюджетов РФ во взаимоотношениях с фед-м бюджетом, равенства местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов РФ.

Дотации – средства, предоставляемые бюджету другого уровня на безвозмездной и безвозвратной основе для покрытия текущих расходов.

Субвенция – средства, предоставляемые, на той же основе бюджету другого уровня или юр. лицу на осуществление целевых расходов, определенного мероприятия или объекта (субвенция используется в течение оговоренного срока, при нарушении целевого использования или не использовании в срок субвенция подлежит возврату).

Субсидия – разовое пособие в денежной или натуральной форме


2. Система форм и методов государственного регулирования НЭ
Под ГЭП следует понимать совокупность мер, направленных на упорядочение, корректировку и поддержание соц-эк процессов развития общества, обеспечивающих экономический рост и необходимый уровень благосостояния населения.

ГРЭ осуществляется в различных формах: законодательной, налоговой, денежно-кредитной, трансфертной, прогнозной, субвенционной, контрольно-исполнительной и др.

Методы ГРЭ:

1. По критерию «степень непосредственного воздействия государства на процесс принятия субъектами управленческих решений» различные методы прямого и косвенного воздействия. Прямые методы ГРЭ (государственное субсидирование; государственное предпринимательство; система государственного управления эк-кой) оказывают непосредственное воздействие на деятельность хозяйственных субъектов, они вынуждают их принимать решения, основанные не на с/ст эк выборе, а на предписаниях государства. При применении косвенных методов (налоги; штрафы; преференции; квоты; таможенные пошлины; информация)

2. По организационно-институциональному критерию принято различать: административные и экономические методы ГРЭ. Административные базируются на силе государственной власти. Функциями административного метода являются: обеспечение стабильной юридической обстановки деловой жизни; защита конкурентной среды; гарантирование права собственности и свободы принятия экомических решений. Административные методы подразделяются на: меры запрета, разрешения, принуждения. Экономические представляют собой меры государственного воздействия, направляющие развитие рыночных процессов в нужное государственное русло.
8. Цель и принципы построения налоговой политики государства

Налоговая политика государства – это инструмент экономической политики используемый в качестве средства воздействия на экономику.

Гл. цель – формирование доходной части фед. бюджета гос-ва.

Принципы налогооблажения:

1. Экономические принципы:

А) принцип справедливости – каждый должен принимать участие в финансировании расходов государства соразмерно своим доходам и возможностям;

Б) принцип соразмерности – предусматривает сбалансированность интересов налогоплательщика и государственного бюджета. Этот принцип характеризуется кривой Лаффера;

В) принцип экономичности – суммы сборов по отдельному налогу должны превышать затраты на его обслуживание;

Г) принцип учета интересов налогоплательщиков основан на двух принципах:

- принципе определенности (сумма, способ и время платежа должны быть точно известны налогоплательщику);

- принципе удобства (в удобное время).

2. Юридические принципы – это общие специальные принципы налогового права.

3. Организационные принципы – это положения, на которых базируется построение налоговой системы и осуществляется взаимодействие ее структурных элементов.

Функции:

1. фискальная – формирование доходов посредством аккумулирования в бюджете и во внебюджетных фондах средств для реализации государственных программ;

2. Социальная – неравное налогообложение разных сумм доходов;

3. Регулирующая – предполагает влияние налогов на инвестиционный процесс, спад или рост производства, а также его структуру. Эта функция включает в себя:

А) стимулирующую функцию – подразумевает систему льгот и освобождений;

Б) дестимулирующая –посредством повышения ставки налогов ограничить развитие игорного бизнеса, повысить таможенную пошлину и т.д.

В) воспроизводственная –аккумулирование средств на восстановление используемых ресурсов.

4. Контрольная – позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступлений в бюджет налоговых платежей.

Классификация налогов:

1. Прямые и косвенные.

Прямые взимаются с доходов или имущества налогоплательщиков физ. и юр. лиц (НДФЛ, на прибыль). Косвенные – на товары и услуги, взимаемые путем включения в цену товара (НДС, акцизы ).

2. Общие и специальные.

Общие (НДФЛ, НДС); Специальные (ЕСН, военный, дорожный и т.д.);

3. Федеральные, региональные, местные.

Федеральные (налог на прибыль – он зачисляется и в другие виды бюджетов);

Региональные (единый налог на вмененный доход (ЕНВД), на имущество организации);

Местные (на землю, на рекламу и т.д.).

Налоговая ставка – это часть налоговой базы, изымаемая в виде налогов и измеряемая в

процентах. Налоговая база – это часть объекта, на которую практически начисляются налоги. Объект налогообложения – это количественно измеримый экономический феномен, подлежащий налогообложению (прибыль и др.);

Налоговые льготы - полное или частичное освобождение от налога.

Налоговая система есть совокупность налогов и сбора, принципов их установления, а также форм и методов налогового контроля и ответственность за нарушение налогового законодательства.


11. Бюджетная система и бюджетный процесс в РФ

Бюджетная система это совок-ть бюджетов гос-ва, административно-терр-ых образований самостоятельных в бюджетном отношении гос-х учреждений и фондов, основанная на экономических отношениях, государственном уст­ройстве и правовых нормах.

Бюджетная система является главным звеном финансовой сис­темы государства.

Принципы бюджетной системы РФ:

• единство бюджетной системы (единство правовой базы, форм бюджетной документации);

• сбалансированность бюджета;

• эффективность и экономность использования бюджетных средств и тд..

Бюджетный Процесс – деятельность органов власти и управления по составлению, рассмотрению и утверждению бюджета.

На основании указа Президента правительство начинает разработку бюджета.

Этап 1 – анализируются основные положения в соц - эк-ой сфере; определяются сводный баланс фин-х ресурсов, основные направления бюджетной политики, после чего рассчитываются контрольные цифры проекта бюджета (3 месяца).

Этап 2 – территориальные органы гос-го управления ведут проработку и согласование контрольных цифр.

Этап 3 – подготовка бюджетного послания, с ним Президент д. выступить в Парламенте.

После выступления, комиссии и комитеты осуществляют постатейное рассмотрение и выносят вердикт. После этого проект бюджета выносится на рассмотрение Федерального собрания (Гос-й думы и Совет Федерации). Сначала рассмотрение происходит в Гос-ой думе, если она одобряет, то проект передается в Совет Федерации. Последний обязан рассмотреть его в течение определенного срока. Если бюджет утвержден он идет к Президенту, который его подписывает. После его подписи бюджет становится Законом.



3. Управление государственной собственностью.

Государственная собственность – это форма общей неразделенной собственности, принадлежащей государству и используемой им в общенародных интересах. Эта собственность образует основу государственного сектора экономики. В РФ государственной является федеральная собственность и собственность субъектов федерации.

Ресурсы, культурно-исторические ценности и золотовалютный запас страны входят в федеральную собственность.

Законодательство РФ предусматривает 2 организационно-правовые формы государственных унитарных предприятий на праве хозяйственного ведения и оперативного управления.

Государственное регулирование осуществляется через систему государственных рынков, государственных заказов, государственных закупок.

Объекты права собственности Российской Федерации (объекты управления):

* недвижимое имущество (здания, сооружения, земельные участки, мосты, и др.);

* движимое имущество (доли, паи, ценные бумаги, в т.ч. акции, облигации, и др.);

* денежные средства (валюта, и др.);

* долги иностранных государств;

* информация;

* интеллектуальная собственность и другие результаты интеллектуальной деятельности.

Объекты собственности Российской Федерации могут принадлежать на праве:

* собственности - Российской Федерации, юридическим и физическим лицам;

* хозяйственного ведения - юридическим лицам, в т. ч. религиозным и другим организациям;

* оперативного управления - федеральным органам исполнительной власти, учреждениям и организациям.

Приватизация федеральной собственности - возмездное отчуждение находящихся в собственности Российской Федерации и ее субъектов объектов приватизации в собственность юридических и физических лиц.

Деприватизация - обращение федерального имущества, например, за счет дополнительной эмиссии акций и последующей передачи их эффективному собственнику (по заранее определенным критериям эффективности).

­­­­­­­­­­­­­­­­­­5. Формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности.

Согласно закону «Об инвестиционной деятельности» инвестициями являются денежные средства, целевые банковские вклады, паи, ценные бумаги, технологии, оборудование, лицензии, кредиты, имущественные права, интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательства и других видов деятельности в целях получения прибыли и достижения положительного социального эффекта.

Формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности отражены в статье 10 Федерального закона «Об инвестиционной деятельности в РСФСР». Согласно кот. инвестиционная политика государства д.б. направлена на улучшение благосостояния общества, подъем производства, поддержание и развитие научной деятельности, образование и медицину.

Согласно закону, инвестиционный процесс реализуется в форме:

- государственных инвестиционных программ (инвестирование в отрасли промышленности, науки, образования);

- для привлечения в экономику страны инвестиций необходимо введение льготных ставок налогов и таможенных пошлин;

-предоставление финансовой помощи в виде дотаций, субсидий, субвенций, бюджетных ссуд на развитие отдельных территорий, отраслей, производств;

Для регулирования деятельности инвесторов на территории РФ государство исполняет след методы:

1) контроль за соблюдением государственных норм и стандартов, обязательной сертификации; Т.е. субъекты инвестиционной деятельности обязаны соблюдать нормы и стандарты, установленные законодательством.

2) антимонопольные меры. Т.о., для инвестирования того или иного направления экономик, государство должно создавать равные условия для всех участников инвестиционной деятельности, не допускать монополизации отдельных участков экономики 1 инвестором.

3) экспертизу инвестиционных проектов. Т.е. оценку целесообразности инвестиций в данный проект или отрасль.

9. Гос. социальная политика: содержание, методы обоснования и формы реализации.

Социальная политика - политика регулирования социальной сферы, направленная на достижение благосостояния в обществе.

Формы реализации:

1) защита уровня жизни путем введения разных форм компенсации при повышении цен и проведение индексации;

2) обеспечение помощи самым бедным семьям;

3) выдача помощи на случай безработицы;

4) установление min зарплаты;

5) развитие сферы образования, здравоохранения, окружающей среды;

6) проведение активной политики занятости.

Основные методы соц-й политики:

1. Политика доходов. Денежные доходы населения включают все поступления денег в виде оплаты труда, доходы от предпр-ой деятельности, пенсий, стипендий, пособий, доходы от собственности в виде %, дивидендов, ренты, сумм от продажи цен. бумаг и недвижимости. Основной источник доходов - зарплата.

С целью защиты денежных доходов от инфляции применяется индексация, т.е. увеличение номинальных доходов в зависимости от роста цен. Индексация может быть ретроспективной и ожидаемой. В 1 случае компенсация осуществляется в соответствии с ростом цен, имевших место за определенный период, во 2 – покрывает ожидаемый рост цен

2. Политика государства на рынке труда.

Min з/пл является одним из важных рычагом, на ее основе установления пособия (в т.ч. по безработице), пенсии и т.д. При установлении min з/пл рекомендуется учитывать потребности работников и их семей, стоимость жилья, социальные льготы, инфляцию. За базу min уровня з/пл принимают набор основных товаров и услуг, которые удовлетворяют основным физиологическим и соц-ым нуждам человека. Важное значение имеет потребительская корзина - min набор продуктов питания, непродовольственных тов. и усл., необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности. Прожиточный минимум - стоимостная оценка потребительской корзины. Величина прожит min на душу нас и по основным социально-демографическим группам определяется ежеквартально на основе потребительской корзины и данных Госкомстата РФ.

3. Социальная помощь. На основе мирового опыта можно выделить 4 формы социальной защиты населения.

1) государственная соц. помощь лицам, которую в силу нетрудоспособности, отсутствия работы, источников дохода не в состоянии материально обеспечить себя;

2) обязательное соц. страхование утраты дохода (зарплаты) из-за потери трудоспособности или места работы;

3) добровольное личное (коллективное) страхование работников (от несчастных случаев, медицинское и пенсионное обеспечение).

4) корпоративные системы соц. защиты работников, которые организованы работодателями (медицинская и оздоровительная помощь, оплата жилищных, транспортных, учебных и культурных услуг, пенсионные выплаты). Финансовые источники – средства п/пр.

4. Нормативно-правовое регулирование малого предпринимательства в РФ.

Малый бизнес, представляет собой многочисленный слой мелких собственников, которые в силу своей массовости в значительной мере определяют социально – экономический и отчасти политический уровень развития страны.

Характерными особенностями МБ в развитой рыночной экономике является гибкость, простота и дешевизна управления, способность содействовать научно-техническому прогрессу, ускорять внедрение его завоеваний, мобилизовать значи­тельные финансовые и производственные ресурсы общества обуславливают важную эко­номическую, антимонопольную, инновационную и социальную роль этого сектора эконо­мики.

Проблемы, в разрешении которых была бы полезна помощь правительства.

1).Нестабильность налогового законодательства;

2). Нехватка собственных финансовых средств для развития;

3). Недостаток площадей (производственных, офисных, торговых);

4). Высокие ставки арендной платы и нестабильность условий аренды;

5). Недостаточный платежеспособный спрос на товары и услуги малых предприятий,
6). Сложности с получением банковского кредита.

Регулирование малого бизнеса:

1). Участие гос-ва в кредитовании малого бизнеса. (частично покрывать риски банков, кредитующих предприятия малого бизнеса. Т.о., гос-во сможет страховать риски при кредитовании.

2). Введение упрощенной системы налогообложения.

Малыми организации - количество сотрудников не более 100 человек и годовым оборотом до 180 млн руб.

Основным нормативным документом, регулирующим малое предпринимательство в Российской Федерации, является Федеральный закон от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации". Также необходимо отметить следующие нормативные акты:

  • Указ Президента РФ от 4 апреля 1996 г. № 491 "О первоочередных мерах государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации".

  • Постановление Правительства РФ от 4 декабря 1995 г № 1184 "О федеральном фонде поддержки малого предпринимательства".

  • Постановление Правительства РФ от 23 апреля 1996 г № 523 "Об участии субъектов малого предпринимательства в производстве и поставке продукции и товаров (услуг) для федеральных государственных нужд".

  • Постановление Правительства РФ от 21 августа 2001 г № 615 "Об утверждении соглашения о поддержке и развитии малого предпринимательства в государствах - участниках CHГ".

  • Приказ Министерства финансов РФ от 21 декабря 1998 г. №64н "О типовых рекомендациях по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства". В приказе утверждены: рекомендованный рабочий план счетов для субъектов малого предпринимательства, формы бухгалтерского учета, возможность применения кассового метода и ряд других моментов, имеющих важное значение для организации и ведения бухгалтерского учета на малых предприятиях.


­­­­­­­­­­­­

6. Региональная экономическая политика в РФ: цели и инструменты реализации.

Под региональной политикой РФ понимается система целей и задач органов государственной власти по управлению политическим, экономическим и социальным развитием регионов страны, а также механизм их реализации.

Ведущим звеном в региональной политике является политика перераспределения, которая интерпретируется в 3-х аспектах:

1.перераспределение есть не только результат, но и процесс;

2. перераспределение может быть активным и пассивным;

3.политика перераспределения не равнозначна политике выравнивания межрегиональных различий.

Экономическая политика региона предполагает решение проблем в сфере экономики, социальной сфере и других. Главная цель развития регионов – стабилизация производства, возобновление экономического роста в каждом регионе, повышение на этой основе уровня жизни населения. В связи с этим экономическая политика региона должна быть направлена на решение следующих задач:

1.укрепление теоретических основ территориальной целостности и стабильности государства;

2.содействие развитию и углублению экономической реформы;

3.становление региональных и общероссийских рынков товара, труда и капитала,

институциональные рыночные инфраструктуры;

4. сокращение чрезмерно глубоких различий в уровне социально-экономического развития региона;

5.оказание государственной поддержки районам экологического бедствия и другим проблемным регионам и тд.;

Существуют различные
инструменты региональной экономической политики. Причём набор инструментов в
различных странах отличается друг от друга. При этом можно выделить пять больших
классов:

1) средства, идущие на сдерживание размещения новых предприятий в
перенаселенных регионах;

2) пространственное распределение деятельности
государства в области экономического развития;

3) стимулирование деятельности
компаний путем финансовой поддержки;

4) формирование инфраструктуры;

5)«мягкие» меры по стимулированию развития.

Инструменты
региональной экономической политики также можно разделить на:

1)
финансовые;

2) административные;

3) инфраструктурные.

Первая группа
инструментов включает в себя налоги, финансовую помощь, привлечение инвестиций,
штрафы и т.д.

Административные инструменты включают в себя запреты, разрешения,
лицензирование и т.д.

Инфраструктурные инструменты направлены на стимулирование
экономики через развитие инфраструктуры.

Решение задач экономической политики осуществляется с помощью прогнозирования и программирования и особое место среди форм реализации региональной экономической политики должно быть отведено разработке и осуществлению федеральных целевых программ социально-экономического развития региона.
10. Гос. регулирование сферы научных исследований.

Гос-во вносит свой вклад в финансирование фундаментальных исследований, осуществляемых в университетах, научных лабораториях и т. д. Наука предпринимательского сектора – это самый крупный сектор по объему расходов средств на НИОКР по числу занятых специалистов и учёных. Преобладает 2 формы предоставления средств:

1.Институционально-административная (дотационная) – финансирование научных организаций;

2.Индивидуальная – предоставление безвозмездных субсидий (грандов) отдельным учёным, небольшим исследовательским коллективом, работающих над самостоятельными проектами, как правило, на конкурсной основе.

НТП гос-ва – это система мероприятий направленная на поддержку развития образования, науки и процесса техники.

Данная политика подразделяется на научно-техническую стратегию и научно-техническую тактику.

Научно-техническая стратегия это долговременный курс НТП, рассчитанный на перспективу и предусматривающий формирование крупномасштабных целей в области науки и техники.

Научно-техническая тактика направлена на подготовку конкретных мероприятий, обеспечивающих достижение стратегических задач в каждый данный период времени.





15. Система гос-го, экономического и фин-го контроля.

Государственный контроль:

1. Бюджетный контроль

Счетная палата обеспечивает единую систему контроля за исполнением фед-го бюджета и внебюджетных фондов. Счет. палата также осущ-ет контроль за: (1) управлением и обслуживанием гос-го внутр. и внешнего долга РФ; (2) законностью, рациональностью и эфф-тью использования иностранных кредитов; (3) эффективностью размещения фин-х ресурсов.

2. Налоговый контроль: осущ-ся различными органами, важнейшим явл Гос-ая налоговая служба РФ - единая система контроля за соблюдением налогового закон-ва, за правильностью исчисления, полнотой и своеврем-тью внесения в соотв-щий бюджет налогов и др. обязательных платежей.

3. Валютный контроль осуществляться различными органами. К ним относятся банки (в 1-ю очередь ЦБ), Фед-ая служба России по валютному и экспортному контролю (соблюдение действующего законодательства при осуществлении валютных и внешнеэкономических операций).

Экономический контроль: Система эк-х регуляторов должна поддержать равновесие между социальной справедливостью и экономической целесообразностью.

I. В социальной сфере: - Выделение фин-ой помощи малоимущим категориям населения из фонда соц-й поддержки населения конкретных регионов; - Изменение районных коэфф-тов и з/пл в проблемных регионах.

II. В экономической сфере:

1). Для старо промышленных районов:

- освобождение от налогообложения части прибыли направляемой на техническое перевооружение и реконструкцию предприятий;

- субсидирование расходов на переподготовку работников и др.;

2). Для депрессивных районов:

  • выделение гос-х, отеч-х и иностранных инвестиций и субвенций в рамках фед-х и

рег-х программ;

3). Для свободных эк-х зон и приграничных районов.

- снижение или отмена тамож. пошлин экспортно-импортного контроля над товарами;

III. В экологической сфере.

- отчисления в терр-ные экологические фонды за выбросы, сбросы загрязнённых веществ; штрафы.

Фин-й контроль - это сов-ть действий и операций по проверке фин-х и связ-х с ними вопросов деят-ти суб-в хоз-ия и управления с применением форм и методов его орг-ции. Различают:

А). Внутрихозяйственный фин-й контроль – осущ-ся экон-ми службами предпр-й (бухг-ий, финансовый отдел). Объектом - выступает производственная и финансовая деятельность предпр-я. Б). Общественный контроль - выполняют отдельные физ. лица на основе добровольности и безвозмездности; В). Независимый (аудиторский).

По формам проведения:

1). Предварительный – осущ-ся на стадии рассмотрения и утверждения фин-х планов предприятия, смет доходов и расходов.

2). Текущий– производится в процессе исправления финансовых планов;

3). Последующий– осуществляется после завершения отчётного периода и финансового года в целом. Проверяется целесообразность расходов денежных средств.

По методам проведения различают: проверки (отчётных, балансовых и расходных док-в), обследование (определяет фин-ое положение орг-й, перспективы их развития), анализ, ревизию (проверку фин-хоз-й деят-и предприятия за отчётный период)

функции фин-го контроля: предупредительную (аналитическую) и штрафную.

16. Регулирование рынка ценных бумаг в РФ

Регулирование рынка ценных бумаг (р.ц.б.) – это упорядочение деятельности на нём всех его участников и операций между ними со стороны организаций, уполномоченных обществом на эти действия.

Регулирование р.ц.б. охватывает всех его участников:

- эмитентов;

- инвесторов;

- профессиональных фондовых посредников;

- организаций инфраструктуры рынка…

Регулирование участников рынка может быть внешним и внутренним.

Внешнее регулирование – это подчинённость деятельности данной организации нормативным актам государства, других организаций, международным соглашениям.

Внутреннее регулирование – это подчинённость деятельности данной организации её собственным нормативным документам: уставу, правилам и другим внутренним нормативным документам, определяющим деятельность этой организации в целом, её подразделений и её работников.

Регулирование р.ц.б. охватывает все виды деятельности и все виды операций на нём:

- эмиссионные;

- посреднические;

- инвестиционные;

- спекулятивные;

- залоговые;

- трастовые и т.п.

Регулирование р.ц.б. осуществляется органами или организациями, уполномоченными на выполнение функций регулирования. С этих позиций различают:

• государственное регулирование рынка, осуществляемое государственными органами, в компетенцию которых входит выполнение тех или иных функций регулирования;

• регулирование со стороны профессиональных участников р.ц.б., или саморегулирование рынка; процесс этот в данный момент развивается двояко. С одной стороны, государство может передавать часть своих функций по регулированию рынка уполномоченным или отобранным им организациям профессиональных участников р.ц.б. С другой стороны, последние могут сами договориться о том, что созданная ими организация получает некие права регулирования по отношению ко всем участникам данной организации;

• общественное регулирование, или регулирование через общественное мнение; конечном счёте именно реакция широких слоёв общества в целом на какие-то действия на рынке ценных бумаг является первопричиной, по которой начинаются те или иные регулятивные действия государства или профессионалов рынк

Регулирование рынка ценных бумаг обычно имеет следующие цели:

- поддержка порядка на рынке, создание нормальных условий для работы всех участников рынка;

- защита участников рынка от недобросовестности и мошенничества отдельных лиц или организаций, от преступных организаций;

- обеспечение свободного и открытого процесса ценообразования на ценные бумаги на основе спроса и предложения;

- создание эффективного рынка, на котором всегда имеются стимулы для предпринимательской деятельности, и на котором каждый риск адекватно вознаграждается;

- в определённых случаях создание новых рынков, поддержка необходимых обществу рынков и рыночных структур, рыночных начинаний и нововведений и т.п.;

- воздействие на рынок с целью достижения каких-то общественных целей (например, для повышение темпов роста экономики, снижения уровня безработицы и т.д.).

Высшие органы государственной власти регулирующие д-ть рцб:

Государственная Дума издаёт законы, регулирующие р.ц.б.

Президент издаёт указы, поскольку законы принимаются довольно медленно и развитие р.ц.б. в России осуществляется в основном в соответствии с этими указами; главная их цель – осуществление и ускорение процесса приватизации и экономической реформы;

Правительство – выпускает постановления, обычно в развитие указов президента.

Государственные органы регулирования р.ц.б. министерского уровня:

Федеральная комиссия по р.ц.б. (ФКЦБ);

Министерство финансов РФ (Минфин);

Центральный банк РФ (ЦБ);

Государственный комитет по антимонопольной политике;

Госстрахнадзор.


17. Таможенно-тарифное регулирование внешней торговли в РФ
В государственном регулировании внешней торговли России используются общепринятые в мировой практике методы и инструменты таможенно-тарифного регулирования. В соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливаются ввозные и вывозные таможенные пошлины. Таможенная пошлина представляет собой обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при ввозе товара на таможенную территорию государства (ввозная пошлина) или при вывозе товара с таможенной территории (вывозная пошлина).

Основным документом таможенно-тарифного регулирования внешней торговли в Российской Федерации является Закон «О та­моженном тарифе» № 5003-1, принятый 21 мая 1993 г. Верхов­ным Советом РСФСР.

Таможенная пошлина — это обязательный взнос, взимаемый та­моженными органами РФ при ввозе товара на территорию РФ или вывозе товара с этой территории и являющийся неотъемлемым ус­ловием такого ввоза или вывоза. Величину ставок таможенных по­шлин определяет Правительство РФ.

Таможенный тариф РФ — это свод ставок таможенных по­шлин {таможенного тарифа), применяемых к товарам, перемещавмым через таможенную границу РФ и систематизированным в со­ответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств (далее — ТН ВЭД СНГ, или просто ТН ВЭД).

Режим наибольшего благоприятствования (РНБ) — это усло­вие, закрепленное в международных торговых соглашениях, преду­сматривающее предоставление договаривающимися государствами друг другу всех прав преимуществ и льгот в отношении таможенных пошлин, налогов и сборов, которыми пользуется и/или будет пользо­ваться любое третье государство.

РНБ — главный принцип, положенный в основу деятельности Всемирной торговой организации. Он создает равные условия для онкуренции во внешней торговле, служит механизмом укрепле-"я и расширения торговых связей, базой которых должны быть принципы равноправия и взаимной выгоды. Исключением из РНБ являются режимы ассоциированных стран и замкнутых экономи­ческих группировок, при которых страны предоставляют друг другу большие льготы, чем при режиме наибольшего благоприятство­вания.

Российская Федерация имеет режим РНБ в торгово-полити-ческих отношениях почти со 130 странами мира и двумя сообще­ствами: Европейским союзом и Европейским сообществом по атом­ной энергии. В Европе — это 35 стран, включая Литву и Латвию и исключая Эстонию, с которой этого режима нет.

Если режима наибольшего благоприятствования нет или стра­на происхождения товара не установлена, то базовые ставки та­моженных пошлин увеличиваются в 2 раза.

Одной из форм тарифного регулирования является предостав­ление тарифных льгот, или преференций.

Тарифная льгота, или преференция — это предоставляемая на условиях взаимности или в одностороннем порядке льгота в отноше­нии товара или транспортного средства, перемещаемых через тамо­женную границу, в виде возврата ранее уплаченной пошлины, сниже­ния ставок пошлин, установления определенного количества товара, ввоз {вывоз) которого в пределах этого количества освобождается от пошлин или облагается пониженными пошлинами (еще это назы­вается установлением тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товара).

13. Управление внутренним и внешнимгосударственным долгом

Внешний долг — суммарные денежные обязательства страны, выражаемые денежной суммой, подлежащей возврату внешним кредиторам на определенную дату, то есть общая задолженность страны по внешним займам и невыплаченным по ним процентам.

Может взиматься:

  • правительством страны и субъектами федерации (руководством областей и городов)

  • кредитно-финансовыми организациями (банками, фондами и т.п.)

  • напрямую крупными предприятиями страны

  • у кредитно-финансовых организаций других стран

Внутренний долг государственный — финансовые обязательства государства, возникающие в связи с привлечением для выполнения государственных программ и заказов средств негосударственных организаций и населения страны.

В Российской Федерации включает в себя долговые обязательства Правительства РФ, выраженные в валюте РФ, перед юридическими и физическими лицами, если иное не установлено законодательными актами, обеспечивается всеми активами, находящимися в распоряжении Правительства РФ. Внутренний долг охватывает задолженности прошлых лет, вновь возникшие задолженности и долговые обязательства бывшего СССР в части, принятой на себя РФ.

Может иметь форму кредитов, государственных займов, осуществленных посредством выпуска ценных бумаг, других долговых обязательств, гарантированных Правительством РФ.

Гос. долг оказывает влияние на функционирование всей экономики страны.

Во-первых, выплата процентов по гос-му долгу увеличивает неравенство в доходах, так как долговые обязательства гос-ва в основном сосредоточены у наиболее состоятельной части населения, которые, получая проценты, становится еще богаче.

Во-вторых, повышение ставок налогов (как средство выплаты государственного долга или его уменьшение) может подорвать действия экономических стимулов развития производства.

В-третьих, существование внешнего долга предполагает передачу части созданного внутри страны продукта за рубеж.

В-четвертых, рост внешнего долга безусловно снижает международный престиж страны.

В-пятых, правительственные займы приводят к росту ставки процента за кредит, что сокращает возможности частных инвестиций.

Для реш. задачи эфф-го управления гос. долгом необходимо:

1) Минимизировать стоимость обслуживания долга.

2) Не допускать переполнения рынка гос-ми заемными обязательствами и резкого колебания их курса.

3) Эффективно использовать привлеченные средства и контролировать целевое использование выделенных гос.кредитов.

Без продуманного управления российским долгом немыслимо возрождение финансовой системы, в противном случае не исключена угроза полной утраты доверия инвесторов как внутренних, так и внешних, что способно отбросить Россию на несколько лет назад.

18. Денежно-кредитные инструменты регулирования НЭ

Денежно-кредитная политика – важнейший метод государственного регулирования общественного воспроизводства с целью обеспечения наиболее благоприятных условий для развития рыночной экономики.

Осуществляет ден.-кред. политику Центральный банк.

Обычно денежно-кредитная политика ЦБ направлена на достижение и сохранение финансовой стабилизации, в первую очередь укрепление курса национальной валюты и обеспечение устойчивости платежного баланса страны.

Методы денежно-кредитной политики — совокупность приемов и операций, посредством которых субъекты денежно-кредитной политики воздействуют на объекты для достижения поставленных целей.

Прямые методы — административные меры в форме различных директив Центрального Банка касающихся объема денежного предложения и цены на финансовом рынке. Лимиты роста кредитования или привлечения депозитов служат примерами количественного контроля. Реализация этих методов даёт наиболее быстрый экономический эффект с точки зрения центрального банка за максимальным объёмом или ценой депозитов и кредитов, за количественными и качественными переменными денежно-кредитной политики. При использовании прямых методов временные лаги сокращаются. Временные лаги — это определенный период времени между моментом возникновения потребности в применении той или иной меры в сфере денежно-кредитной политики и осознания такой потребности, а также между осознанием потребности, выработкой мнения и началом реализации.

Косвенные методы регулирования денежно-кредитной политики воздействуют на мотивацию поведения хозяйствующих субъектов при помощи рыночных механизмов, имеют большой временной лаг, последствия их применения менее предсказуемы, чем при использовании прямых методов. Однако, их применение не приводит к деформациям рынка. Соответственно, использование косвенных методов непосредственно связано со степенью развитости денежного рынка. Переход к косвенным методам характерен для общемирового процесса либерализации, повышения степени независимости центральных банков.

Так же различают общие и селективные методы:

Общие методы являются преимущественно косвенными, оказывающими влияние на денежный рынок в целом.

Селективные методы регулируют конкретные виды кредита и носят в основном директивный характер. Благодаря этим методам решаются частные задачи, как ограничение выдачи ссуды некоторым банкам, рефинансирование на льготных условиях.

Операции на открытых рынках.

Продажа (покупка) ЦБ государственных ценных бумаг на открытых рынках коммерческими банками уменьшает (увеличивает) резервы банков, а следовательно, уменьшает (увеличивает) кредитные возможности банков, увеличивая (уменьшая) процентную ставку. Этот метод денежной политики применяется в краткосрочном периоде и обладает большой гибкостью.

Изменение минимальной резервной нормы.

Увеличение резервной нормы центральным банком уменьшает избыточные резервы (которые можно отдать в ссуду), тем самым способность банка расширять денежную массу путем кредитования снижается. Это средство регулирования денежной массы обычно применяют в долгосрочном периоде.

Изменение учетной ставки.

Ставка, взимаемая ЦБ за ссуды, представленные коммерческим банкам, называется учетной ставкой. С понижением учетной ставки увеличивается спрос коммерческих банков на кредиты ЦБ. Одновременно увеличиваются резервы коммерческих банков и их способность давать кредит предпринимателям и населению. Снижается и банковский процент за кредит. Предложение денежной массы в стране возрастает. Наоборот, когда нужно снизить деловую активность, уменьшив денежную массу в стране, центральный банк повышает учетную ставку. Повышение учетной ставки является также приёмом борьбы с инфляцией. В зависимости от экономической ситуации центральный банк прибегает к политике «дешёвых» и «дорогих» денег.

Политика дешёвых денег

Проводится в период низкой конъюнктуры. Центральный банк увеличивает предложение денег путём покупки государственных ценных бумаг на открытом рынке, понижения резервной нормы, понижения учётной ставки. Тем самым понижается процентная ставка, достигается рост инвестиций и повышение деловой активности.

Политика дорогих денег

Проводится Центробанком, прежде всего, как антиинфляционная политика. Для того чтобы сократить денежное предложение, ограничивается денежная эмиссия, осуществляется продажа государственных ценных бумаг на открытом рынке, увеличивается минимальная резервная норма, увеличивается учётная ставка.

Наряду с перечисленными методами государственного регулирования, имеющими внутриэкономическую направленность, существуют специальные меры внешнеэкономического регулирования. К ним можно отнести меры стимулирования экспорта товаров, услуг, капиталов, «ноу-хау», управленческих услуг. Это - кредитование экспорта, гарантирование экспортных кредитов и инвестиций за рубежом, введение и отмена квот, изменение величины пошлины во внешней торговле.

14. Региональные и местные бюджеты и их роль в территориальном управлении

Территориальные бюджеты РФ включают 2-а вида бюджетов:

1) региональные бюджеты, т. е. бюджеты субъектов РФ;

2) местные бюджеты, т. е. бюджеты муниципальных образова­ний.

Доходы терр-х бюджетов состоят из собственных и регулирующих.

Собственные доходы бюджетов — это налоговые доходы, закрепленные за соотв-ми бюджетами, бюджетами гос-х внебюджетных фондов законодательством России, и неналоговые доходы, определенные нормативными актами, а также безвозмездные перечисления. Собственные доходы составляют меньшую часть территориальных бюджетов страны.

Регулирующие доходы – это средства предназначеные для сбалансированности территориальных бюджетов из бюджетов вышестоящего уровня. К ним относятся также трансферты дотации, субвенции и субсидии.

Трансферты - средства поступающее из фед-го и рег-го фондов финансовой поддержки регионов.

Дотация — это средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов.

Субвенция — это средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы или юридическому лицу на безвозвратной основе для осуществления целевых расходов.

Субсидия — это бюджетные средства, передаваемые бюджету другого уровня, юр. или физ. лицам на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Региональные бюджеты являются центральным звеном территориальных бюджетов. Они предназначены для финансового обеспе­чения задач, возложенных на государственные органы управления субъектов РФ.

Региональные органы власти призваны обеспечить комплексное развитие регио­нов, пропорциональное развитие производственной и непроизводственной сфер на подведомственных территориях.

Собственные доходы рег-х бюджетов: налог на имущество предприятий; налог на недвижимость; дорожный налог; транспортный налог; налог с продаж; налог на игорный бизнес; региональные лицензионные сборы.

Местный бюджет — это бюджет муниципального образования, формирование, утверждение и исполнение кот-го осуществляется органами местного Самоуправления.

Назначение местных бюдж:

• формирование денежных фондов, являющихся финансовым обеспечением деятельности местных органов власти;

• распределение и использование этих фондов между отраслями народного хозяйства;

• контроль за финансово-хозяйственной деят-ю предприятий, орг-й и учреждений, подведомственных этим органам власти.

В состав собственных доходов местных бюдж. входят:

1. Местные налоги и сборы: земельный налог; налог на имущество физ. лиц; налог на рекламу; налог на наследство или дарение; местные лицензионные сборы;

2. Доходы от приватизации (собственности, принадл. муницип. образованиям);

3. Средства обязательного медицинского страхования, средства внебюджетных и отраслевых фондов.

В число главных регулирующих доходов местных бюджетов вхо­дят отчисления:

• от налога на добавленную стоимость; от акцизов; от налога на прибыль (доход) предприятия.



Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации