Будило И.В. Задачи личного состава органов внутренних дел МВД России - файл n1.doc

приобрести
Будило И.В. Задачи личного состава органов внутренних дел МВД России
скачать (391 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc391kb.18.09.2012 18:33скачать

n1.doc







Послание

Президента Российской Федерации Д. Медведева

Федеральному Собранию Российской Федерации

от 22 декабря 2011 года

Методические рекомендации

для проведения занятия с личным составом

территориальных органов МВД России

Москва - 2011 г.

Задачи личного состава органов внутренних дел МВД России, вытекающие из положений ежегодного Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации. Методические материалы.


Разработаны: заместителем начальника кафедры психологии, педагогики и организации работы с кадрами Академии управления МВД России кандидатом юридических наук, доцентом полковником полиции Будило Иваном Васильевичем.

В методических материалах освещены основные положения Послания Президента Российской Федерации Дмитрия Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации от 22 декабря 2011 года, дается характеристика общественно-политической и социально-экономической обстановки в Российской Федерации, обозначены основные направления развития страны на 2012 и последующие годы, сформулированы задачи органов внутренних дел в условиях реформирования системы МВД России, вытекающие из Послания.

Методические материалы предназначены для использования руководителями территориальных органов внутренних дел МВД России, (руководителями учебных групп), а также профессорско-преподавательским составом образовательных учреждений МВД России в процессе подготовки к проведению занятий по морально-психологической подготовке личного состава органов, подразделений и учреждений системы МВД России в 2012 году.

Они также могут быть использованы руководителями территориальных органов внутренних дел, сотрудниками подразделений морально-психологического обеспечения при осуществлении мероприятий морально-психологического обеспечения работы с кадрами.

Задачи личного состава органов внутренних дел МВД России, вытекающие из положений ежегодного Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации

(Занятие проводится, с использованием материалов обращения Президента Российской Федерации Дмитрия Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации 22 декабря 2011 года)

Введение
Послание главы государства парламенту – это исторически сложившаяся форма взаимодействия законодательной и исполнительной ветвей власти.

В Российской Федерации норма об обращении главы государства с посланиями высшему законодательному органу впервые появилась в Законе РСФСР от 24 апреля 1991 года «О Президенте РСФСР», в соответствии с пунктом 3 статьи 5 которого Президент «…представляет не реже одного раза в год доклады Съезду народных депутатов РСФСР о выполнении принятых Съездом народных депутатов РСФСР и Верховным Советом РСФСР социально-экономических и иных программ, о положении в РСФСР, обращается с посланиями к народу РСФСР, Съезду народных депутатов РСФСР и Верховному Совету РСФСР. Съезд народных депутатов РСФСР большинством голосов от общего числа народных депутатов РСФСР вправе потребовать от Президента РСФСР внеочередного доклада».1

После вступления в силу Конституции Российской Федерации 1993 года обращение главы государства с посланиями к парламенту приобрело характер ежегодной практики. Согласно п. «е» ст. 84 Конституции Российской Федерации Президент России обращается к Федеральному Собранию с ежегодным Посланием.

Первое такое послание Президента Федеральному Собранию было озвучено 24 февраля 1994 года.2

Послание Президента является программным политико-правовым документом, выражающим видение главой государства стратегических направлений развития страны на ближайшую перспективу. Оно включает в себя как положения политического, экономического, идеологического характера, так и конкретные предложения, касающиеся законотворческой работы парламента.

В соответствии со ст. 80 Конституции РФ Президент России обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Модель взаимодействия различных ветвей государственной власти на определенный период, перспективы их сотрудничества отражается именно в президентских посланиях.

Перспективные направления развития страны, представленные Президентом в послании имеют, отчасти, и юридическое значение. Заметим, что значение это двояко, так как по отношению к исполнительной власти послание носит обязательный характер, а по отношению к другим ветвям власти послание носит характер политического информирования, или, другими словами, политического ориентирования.

Анализ содержания посланий Президента России за ряд лет свидетельствует о том, что они определяют основные направления экономической, финансовой, социальной, внешней политики, государственного строительства, довольно конкретно характеризуют содержание государственной деятельности. Президентские послания отличает наличием единой линии государственно-правовой стратегии, постановку конкретных целей в укреплении и развитии российской государственности.

Таким образом, послания представляют стратегический план развития государства на основе целей, закрепленных в Конституции РФ. В качестве плана президентские послания предполагают постановку и достижение задач, развивающих положения Конституции РФ. Поэтому послания Президента являются одним из ключевых элементов государственно-правовой стратегии, организующим деятельность органов государственной власти в том направлении, где результаты будут наиболее эффективными.
Послание Президента России Дмитрия Медведева 22 декабря 2011 года – это его четвертое обращение к Федеральному Собранию и восемнадцатое по счету за всю историю их оглашения.
Основные положения Послания Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации от 22 декабря 2011 года
Характерной чертой этого Послания является то обстоятельство, что оно оглашено главой государства в канун прекращения полномочий президента страны (обязанности Президента РФ Д. Медведев перестанет выполнять в мае 2012 года, когда главный пост в стране займет новый президент).

В предыдущие годы Медведев обращался с Посланием к парламенту в ноябре, но на этот раз он дождался начала работы Государственной Думы VI созыва, выбранной 4 декабря 2011 года, чтобы ставить задачи уже перед новыми депутатами.

Результаты выборов повлияли и на содержание его речи.

Россия демократическая страна и то, что общество меняется, а граждане всё активнее высказывают свою позицию и предъявляют законные требования к власти, – это хороший признак, и это хорошая тенденция, которая принесёт пользу нашей стране, позволит работать более качественно, быстрее откликаться на проблемы миллионов российских семей. Право людей выражать своё мнение всеми законными способами гарантировано, но, при этом, - заметил Президент, - попытки манипулировать гражданами России, вводить их в заблуждение, разжигать в обществе социальную рознь неприемлемы. Мы не дадим провокаторам и экстремистам втянуть общество в свои авантюры, не допустим и вмешательства извне в наши внутренние дела.

Подводя итоги работы за четыре года, Президент указал на достижение следующих результатов:

Первое. Страна успешно преодолела мировой экономический кризис и сегодня вернулась к докризисным показателям развития. Рост экономики (около 4% в год) превышает скорость восстановления большинства ведущих стран. Государственный долг страны сохраняется на минимальном уровне. Россия стала шестой по величине экономикой мира. Кризисный период показал, что накопление резервов за счёт части нефтяных доходов было и остаётся разумной политикой. Сейчас объёмы золотовалютных резервов близки к докризисному уровню.

Государство полностью исполняет взятые на себя социальные обязательства. Зафиксированы самые высокие с советских времён зарплаты, социальные выплаты, уровень реальных доходов населения. Вклады людей в банках увеличились почти на 80%. Растут и объёмы кредитования.

В 2011 году была самая низкая за историю новой России инфляция: она составляет меньше 7%. Число безработных за последние два года сократилось почти на 2 млн. человек. И сегодня в нашей стране уровень безработицы один из самых низких в мире.

Государство оказывает серьёзную поддержку промышленным предприятиям, строительным и инфраструктурным компаниям, малому бизнесу. Системно поддерживались и сельхозпроизводители, что позволило полностью компенсировать прошлогодние потери, которые были связаны с засухой и пожарами.

Второе. За истекший период полностью обеспечена реализация демографических программ, что стало одним из факторов стабилизации численности населения (за четыре года в стране родилось более 6 млн. человек). Продолжительность жизни, по сравнению с данными 2006 года, увеличилась почти на 3 года и приблизилась в среднем к 69 годам (при этом средняя продолжительность жизни женщин больше и составляет почти 75 лет).

Разумеется, эти цифры должны стать ещё выше. На оздоровление нации, увеличение продолжительности жизни граждан нацелена и новая программа модернизации здравоохранения. Все необходимые решения для её реализации уже приняты.

Третье. В предыдущем Послании Президента одним из приоритетным направлений отмечалась политика государства в области материнства и детства. За прошедшие годы многое в решении поставленных задач было сделано: уже к концу 2011 года в стране будет 23 перинатальных центра; немалые дополнительные ресурсы были направлены на развитие педиатрической службы; диспансеризация школьников теперь будет проводиться на протяжении всего периода обучения; в школьные программы введён ещё один час занятий физкультурой; принят закон, который позволяет использовать материнский капитал и для строительства жилья собственными силами.

В 38 субъектах Федерации решено выплачивать региональный материнский капитал. Регионы теперь имеют право бесплатно предоставлять многодетным семьям земельные участки из государственной муниципальной собственности. Практически во всех регионах появились и активно работают уполномоченные по правам ребёнка.

При учреждениях, где воспитываются дети, оставшиеся без попечения родителей, создаются общественные советы, которые помогают быстрее решать проблемы таких детей.

Четвёртое. Несколько лет назад на уровне главы государства принято решение на модернизацию экономики государства. К настоящему времени по всем приоритетным направлениям модернизации получены первые результаты: достигнут самый высокий с советских времён уровень финансирования научных исследований и разработок; построена дееспособная система институтов развития; постепенно снижается энергоёмкость российской экономики. Достигнутые результаты позволят в обозримом будущем снизить расходы граждан и бюджетных компаний на оплату коммунальных услуг, а при рациональном использовании энергии она может и снизиться.

Имеются успехи и в области высоких технологий: налажено производство новых лекарств (в том числе для лечения инфекционных и онкологических заболеваний); созданы суперкомпьютеры, обслуживающие новые конкурентоспособные технологии в атомной и авиакосмической промышленности, судо- и автомобилестроении; завершается разработка технической документации для строительства и эксплуатации атомной станции нового поколения, обладающих повышенной устойчивостью к экстремальным воздействиям и имеющих более высокие показатели экономической эффективности; в половине российских регионов уже пользуются услугами навигационной системы ГЛОНАСС; на цифровой формат переходит и телерадиовещание (к 2015 году в России будет более 20 общедоступных бесплатных для граждан каналов);

Остановился Президент и ещё на одном крупном проекте модернизации - инновационном центре в Сколкове, где строится современный технологический университет, заключены соглашения о партнёрстве с ведущими мировыми компаниями.

Пятое. Проведённая модернизация политической системы сделала её эффективнее. И, в частности: снижен до пяти процентов проходной барьер на выборах в Государственную Думу; повысилось качество народного представительства; в контексте расширения народного представительства следует рассматривать и новый порядок формирования Совета Федерации, который введён в действие в 2011 году (теперь в верхней палате парламента будут работать только люди, прошедшие через федеральные, региональные или муниципальные выборы); за несколько последних лет выросла роль партий в жизни страны (они получили право представлять Президенту кандидатуры на пост высшего должностного лица субъекта Федерации в случае победы на выборах в законодательное собрание в этом регионе; партии получили гарантии равного освещения своей деятельности в государственных СМИ).

Особая роль отводится контрольным функциям. Так, Правительство ежегодно отчитывается перед Госдумой о своей работе. В регионах перед законодательными собраниями отчитываются высшие должностные лица субъектов Федерации. На местном уровне установлена обязательность отчётов глав муниципальных образований перед представительными органами.

Введён институт отрешения от должности главы муниципалитета.

Шестое. Укрепилось гражданское общество, оно стало более влиятельным, существенно возросла социальная активность общественных организаций. Их сегодня в стране насчитывается более 100 тысяч. Годовые объёмы благотворительности уже сейчас близки к 100 миллиардам рублей. В добровольческих акциях участвуют миллионы граждан (они занимаются благоустройством территорий, социальной помощью семьям, которые находятся в трудной жизненной ситуации, поиском пропавших людей, защитой окружающей среды, многими другими полезными вещами). Всё это, безусловно, заслуживает уважения и приносит пользу нашему Отечеству.

Седьмое. Сделаны существенные подвижки в реформировании судебной системы: принят Федеральный закон о внесении изменений в Уголовный кодекс (согласно этим изменениям осуждённому, впервые совершившему преступление небольшой тяжести, наказание в виде лишения свободы может быть назначено лишь при наличии отягчающих обстоятельств); существенно расширен перечень видов наказания, которые являются альтернативой лишению свободы (в их числе - кратные штрафы, исправительные работы, принудительные работы); суды всё чаще применяют залог или домашний арест.

Наряду со смягчением многих норм Уголовного кодекса была ужесточена уголовная ответственность за тяжкие и особо тяжкие преступления, такие как терроризм, пособничество терроризму, насилие над детьми, педофилия, растление несовершеннолетних, иные насильственные преступления.

Реализованы меры по реформированию правоохранительной системы, что позволило приступить к комплектованию правоохранительных органов профессиональными кадрами.

Восьмое. Ведётся масштабная антикоррупционная работа: Россия присоединилась к международным конвенциям в этой сфере; впервые в истории нашего государства приняты необходимые законы, что позволяет более эффективно вести борьбу с проявлениями коррупции (теперь государственные и муниципальные служащие в случае совершения ими правонарушений коррупционной направленности, помимо других видов ответственности, подлежат и увольнению со службы в связи с утратой доверия).

С 2010 года все государственные служащие, военнослужащие, сотрудники правоохранительных органов декларируют свои доходы и имущество (сведения, содержащиеся в декларациях, проверяются, а результаты таких проверок рассматриваются специальными комиссиями. По итогам этой работы только за первую половину текущего года более 3 тыс. чиновников привлечено к ответственности).

Девятое. Значимым положением в обращении явился вопрос обороноспособности страны. Президент отметил, что, несмотря на сложные условия кризиса 2010 года, были предприняты шаги, позволяющие сделать нашу армию и флот более компактными, мобильными и боеспособными. Численность военнослужащих составила 1 млн. человек. Это позволило строить действительно современные, эффективные Вооруженные силы. Создан новый высокотехнологичный род войск - силы Воздушно-космической обороны. Значительно выросла интенсивность оперативной и боевой подготовки (еще недавно большинство учений проводились в штабах и на картах, а теперь ежегодно проходят учения стратегического масштаба, в которых принимают участие все виды и рода войск).

Вооружённые Силы активно модернизировались: войска оснащались современной техникой и оружием; начался переход к профессиональной армии (уже в следующем году по контракту будут служить 220 тыс. офицеров и более 180 тыс. солдат и сержантов; Современная, хорошо оснащённая армия потребует последовательного сокращения числа призывников и замены их профессиональными контрактниками - уже к 2017 году их численность должна составить 425 тысяч человек).

В государственной программе вооружения до 2020 года акцент сделан на новые виды оружия и технику, которые создаются на основе современных технологий. При этом большая часть гособоронзаказа уже размещается на несколько лет вперёд, что позволяет оборонным предприятиям более эффективно развиваться (к 2020 году российская армия должна быть оснащена современными вооружениями и военной техникой минимум на 70%).

Удалось добиться значимых результатов в укреплении социальных гарантий военнослужащих: с 1 января 2012 г. их денежное довольствие увеличится почти в 3 раза (предполагается, что это качественно поменяет ситуацию в Вооружённых Силах, поскольку офицеры получили дополнительную мотивацию к достойной службе); меняется и материальное положение военных пенсионеров (с 1 января 2012 г. размер их пенсий повышается в среднем не менее чем в 1,6 раза - это важный шаг государства по оценке их заслуг перед Отечеством; пенсии военнослужащих теперь будут ежегодно повышаться не менее чем на два процента сверх уровня инфляции).

Наконец, впервые в истории Вооружённых Сил нашей страны, государство приблизились к решению одной из самых сложных и самых острых проблем – обеспечению военнослужащих постоянным и служебным жильём (в послании отмечается, что в 2009–2010 годах Министерство обороны приобрело почти 100 тыс. квартир, а в 2011–2013 годах планируется приобрести ещё 80 тыс. квартир для постоянного проживания).

Военнослужащие, заключившие контракт после 2007 года обеспечиваются квартирами на плановой основе по накопительно-ипотечной системе (за 5 лет число её участников превысило 180 тысяч человек, а приобретено квартир - 20 тысяч).

К 2014 году под штатную численность военнослужащих, предусмотренную новым обликом Вооружённых Сил, будет создан специализированный (то есть служебный) жилищный фонд. Таким образом, - отметил Президент, - квартирный вопрос военнослужащих будет решён полностью.

Десятое. Внешняя политика государства стала более современной, работающей на цели модернизации страны: достигнуты прорывные результаты в интеграционных процессах на постсоветском пространстве (с 1 июля 2011 г. в полном объёме начал работать Таможенный союз Беларуси, Казахстана и России; подписан Договор о зоне свободной торговли, начинающий действовать уже с 2012 года; к свободному движению товаров добавится свободное движение услуг, капиталов и рабочей силы).

Дальнейшая цель – создание к 2015 году Евразийского экономического союза, которой во многом будет определять будущее стран СНГ.

Активизирована совместная работа с Евросоюзом по упрощению визового режима с перспективой его полной отмены. С государствами – членами Евросоюза подписано уже 23 соглашения о партнёрстве. Наконец, после 18 лет переговоров (на условиях, полностью учитывающих интересы нашей страны), Россия принята в ВТО.

Одно из самых важных достижений последних лет в сфере международной безопасности – это заключение нового российско-американского Договора об СНВ, который работает на упрочение стратегической стабильности и режима нераспространения. Кроме того, инициатива России о заключении договора о европейской безопасности положила начало серьёзному диалогу о создании в Евроатлантическом регионе новой архитектуры равной и неделимой безопасности.

В завершение Президент сказал: «В целом нам многое удалось сделать. И итоги прошедших лет можно считать успешными, а ряд достигнутых результатов – беспрецедентными. Считаю, что работа по обновлению экономики, обновлению всей жизни нашего общества должна быть главной задачей тех, кто будет управлять государством в последующие годы».
В обращении Президентом были определены практические задачи по модернизации нашей страны:

1). Сегодня, на новом этапе развития государства, поддерживая ту инициативу, с которой выступил Председатель Правительства Владимир Владимирович Путин, предлагается провести комплексную реформу политической системы страны. В этой связи, необходимо:

- перейти к выборам руководителей субъектов Российской Федерации прямым голосованием жителей регионов;

- ввести упрощённый порядок регистрации партий (то есть по заявке от 500 человек, представляющих не менее 50% регионов страны);

- отменить необходимость собирать подписи для участия в выборах в Государственную Думу и в региональные законодательные органы;

- сократить количество подписей избирателей, необходимых для участия в выборах Президента России (до 300 тысяч), а для кандидатов от непарламентских партий (до 100 тысяч);

- изменить систему выборов в Государственную Думу (целесообразно, для укрепления связей депутатов с избирателями, ввести пропорциональное представительство по 225 округам. Эта мера позволит каждой территории иметь своего непосредственного представителя в парламенте. Сейчас, к сожалению, некоторые субъекты Федерации не имеют даже одного депутата, избранного местными жителями);

- изменить порядок формирования Центральной и региональных избирательных комиссий (представительство политических партий в избиркомах должно быть расширено. Партии должны получить право отзывать своих представителей в комиссиях досрочно в случае необходимости).

Предполагается, что предложенные меры сделают политическую систему страны более эффективной, лучше представляющей интересы граждан нашего государства.

2). В ближайшее время в Государственную Думу будет внесён пакет законопроектов о децентрализации. Его реализация позволит провести серьёзное перераспределение властных полномочий и бюджетных ресурсов в пользу регионов и муниципалитетов - будут значительно расширены источники доходов региональных и местных бюджетов, в том числе собственные (их объёмы, предварительно, могут составить до 1 триллиона рублей).

Это должно создать условия для успешного развития территорий, для более качественного исполнения обязанностей государства перед гражданами (в частности, будут постепенно отменяться федеральные льготы по региональным и местным налогам; в ряде регионов начнётся взимание налога на недвижимость взамен имущественных налогов; регионам и муниципалитетам будут представлены существенно более широкие права по распоряжению бюджетными ресурсами, которые поступают с федерального уровня; будет устранено излишнее регламентирование, мешающее самостоятельной работе на местах; система финансовой поддержки региональных бюджетов будет в полной мере стимулировать расширение собственной доходной базы регионов; главы регионов получат право ставить вопросы делегирования значительного числа публичных полномочий с федерального на региональный уровень (при этом часть полномочий может быть дополнительно передана всем регионам в силу федерального закона); будет серьёзно укреплена материальная база муниципалитетов, местного самоуправления (как самого близкого к людям института власти).

Безусловно, процесс децентрализации власти будет сопровождаться усилением политической ответственности руководителей регионов и муниципалитетов за конечные результаты их работы по развитию территорий, по повышению качества оказываемых людям услуг.

3). В первой половине 2012 года взамен 94-го закона надо принять федеральный закон, предусматривающий создание федеральной контрактной системы (новые процедуры государственных и муниципальных закупок должны обеспечить высокое качество исполнения государственного заказа и препятствовать формированию монопольно высоких цен и многомиллиардных коррупционных схем).

В целях дальнейшего противодействия коррупции необходимо:

- ввести контроль за расходами лиц, занимающих государственные должности Российской Федерации и некоторые должности федеральной государственной службы, в тех случаях, когда расходы этих лиц явно не соответствуют их доходам (речь идёт о декларировании крупных расходов на приобретение земли, другой недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг).

Введение данного положения (вместе с установленными в уголовном законодательстве кратными штрафами, увольнением в связи с утратой доверия при совершении коррупционных правонарушений и другими уже принятыми мерами) является реализацией идеи Конвенции ООН против коррупции об установлении ответственности за незаконное обогащение. Причём эта ответственность устанавливается в соответствии с принципами правовой системы Российской Федерации.

- расширить перечень лиц, чьи доходы подлежат декларированию;

- продумать, как, наряду с уже существующими мерами (имеются в виду и кратный штраф, и конфискация), радикально снизить экономическую заинтересованность в совершении корыстных преступлений;

- ввести ограничения на совершение сделок между государственными структурами и коммерческими организациями (в которых крупными акционерами или руководящими работниками являются близкие родственники руководителей соответствующих государственных органов и компаний).

4). Необходимо завершить полномасштабный переход к бесконтактным технологиям документооборота при реализации государственных функций и оказании публичных услуг населению (с 1 июля 2012 года на электронное межведомственное взаимодействие должны перейти все регионы и многие муниципалитеты). Реализация этой задачи позволит расширить возможности граждан получать многие государственные и муниципальные услуги дистанционно (в том числе через использование соответствующего интернет-портала и с помощью универсальных электронных карт), что упростит общение гражданина с государственными органами в режиме реального времени, сэкономит и время, и деньги, а электронные технологии обеспечат лучшую прозрачность, крайне необходимую для противодействия коррупции.

5). Начать в ближайшее время и в короткие сроки реализовать программы по поддержке семей с тремя и более детьми, а также учителей, врачей, молодых инженеров и учёных (они должны получить лучшие возможности для улучшения жилищных условий с помощью льготной ипотеки).

6). Полноценная реализация программы «Доступная среда» является одной из важнейших задач всех органов власти и общества в целом. Программа рассчитана на создание благоприятной среды жизнедеятельности граждан-инвалидов (на её реализацию государством выделены большие средства): предстоит устранять сложности с передвижением инвалидов; принимать необходимые меры по их трудоустройству; существенно увеличить количество школ с инклюзивным образованием.

7). Необходимо завершить выполнение всех планов, касающихся развития бюджетной сферы. В частности, в 2012 году следует ускорить решение проблемы нехватки мест в детских садах (для детей старше трёх лет её можно полностью решить в течение ближайших пяти лет). При решении этой задачи, решать и другие, связанные с ней - повышение уровня оплаты труда работающих с детьми преподавателей и воспитателей; продолжить повышение зарплат школьных учителей.

В регионах и на местах надо уделять особое внимание улучшению ситуации в учреждениях культуры, которые непосредственно работают с детьми (школы искусств, музеи, клубы, библиотеки). Они в сложном положении и Правительство должно помочь территориям в реализации программ в этой сфере.

8). На государственном уровне необходимо принять дополнительные меры, которые стимулировали бы рост семейных форм устройства детей-сирот. Главам регионов должно принять программы медико-психологического и педагогического сопровождения семей, которые воспитывают детей-сирот.

Кроме того, во всех регионах необходимо завершить разработку программ социальной адаптации выпускников детских домов (Президент напомнил, что в ряде территорий это поручение ещё не выполнено).

9). Особую роль в проведении эффективной уголовной политики нужно отвести судебной системе. От неё зависит, станет ли система назначения наказаний более гибкой, дифференцированной, а значит, и более справедливой. Президент обозначил дальнейшие шаги в области уголовного права и судопроизводства:

- в первом полугодии 2012 года будут подготовлены законопроекты, предусматривающие формирование системы социальной реабилитации граждан, отбывающих наказание, а также тех, кто отбывает наказание, не связанное с лишением свободы;

- будет продолжена работа по улучшению качества судейского корпуса (создание системы самостоятельных экзаменационных комиссий, через которые будут проходить все кандидаты на высокую должность судьи);

- законы о медиации, принятые ранее, почти не работают, случаи заключения соглашений всё ещё единичны. К сожалению, в настоящий момент у нас практически нет культуры ведения переговоров и поиска взаимоприемлемых решений. Надо более активно информировать граждан о возможности разрешить спор с помощью квалифицированного посредника, а также подумать над целесообразностью введения обязательного применения примирительных процедур при разрешении некоторых видов споров.

10). Следует создать открытое (большое) правительство, объединяющее для решения стратегических и оперативных задач все уровни и ветви власти, общественных деятелей, экспертов, всех, кто готов участвовать в процессах реального управления государством, в выработке и экспертизе важнейших решений и программ. Такое открытое правительство – есть кадровый резерв для обновления и пополнения исполнительной власти в центре и в регионах (у нас уже происходит ротация чиновников, - отметил Президент. Созданные в стране кадровые резервы насчитывают около 100 тыс. человек (из президентского резерва на новые, более высокие позиции назначено более 200 человек). В тоже время, этой работой следует заниматься более последовательно и более активно).

Нельзя сбрасывать со счетов и то обстоятельство, что открытое правительство – это, по сути, эффективный способ обратной связи, позволяющий оценить действенность государственной политики, принципиально иначе построить работу органов власти, сделать её современной, опирающейся на инициативу с мест. И эти механизмы начнут работать уже через несколько недель. На первом этапе, естественно, в рамках специальной временной группы или структуры, которая будет создана для этих целей (одним из первых проектов должен стать публичный конкурс на выявление самых бессмысленных, удушающих жизнь бюрократических процедур. На основе полученных предложений будут приниматься решения об отмене таких процедур или их корректировке, а в необходимых случаях – кадровые решения). Президент выразил уверенность, что соответствующий интернет-ресурс заработает в новом 2012 году.

Предлагается также в ближайшее время решить вопрос о создании общественного телевидения (возможно, на базе одного из существующих федеральных каналов).

В завершение Президент сказал: «Я перечислил задачи, на которых сконцентрирую своё внимание в ближайшие месяцы, а как будет выглядеть федеральная и исполнительная власть в последующий период, зависит от выбора граждан нашей страны. Это ответственный выбор, определяющий наше общее будущее, особенно с учётом той непростой обстановки, которая складывается в мире… Я надеюсь, что мы справимся и с новыми вызовами, кто бы ни стал Президентом России, кто бы ни возглавил федеральное Правительство; существует набор безусловных приоритетов, которыми руководители страны будут заниматься для того, чтобы обеспечить её успешное развитие».
Задачи личного состава органов внутренних дел МВД России, вытекающие из основных положений ежегодного Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 22 декабря 2011 года
Хотя непосредственно органы внутренних дел в Послании Президента Российской Федерации не упоминаются, вместе с тем, в нем есть положения связанные с деятельностью правоохранительных органов в целом и территориальных органов МВД России, в частности. Они касаются активизации мер, направленных на обеспечение безопасности России, борьбу с коррупцией и преступностью.

Заметим, что многие «беды» вызываются нерешёнными проблемами. В своем Послании Президент, в частности, отметил: «Чем благополучнее общество в целом, тем более явными становятся проявления бедности, нарушения прав, несправедливости. Люди устали от отсутствия возможности эффективно, в разумные сроки решать самые острые проблемы. Люди устали от того, что их интересы игнорируют, порой просто не замечают.

Несправедливо, когда тысячи семей живут, по сути, в варварских условиях, без самых элементарных жилищных и коммунальных услуг, когда дети из отдалённых сёл не могут получить нормального образования, когда у людей нет возможности добраться до места, где им окажут качественную медицинскую помощь, другие современные услуги, если у них нет перспектив найти приличную работу, а часто вообще никакую работу нет перспектив найти. Недопустимо, когда предприниматели и инвесторы в большинстве регионов месяцами пробиваются через бюрократические барьеры и на каждом шагу сталкивают с произволом должностных лиц, в том числе должностных лиц, которые лоббируют интересы конкурирующих организаций. Наконец, наши граждане страдают от неправосудных решений или от неэффективного исполнения законных судебных актов».

Это и многое другое вызывает у части общества озлобленность, агрессию, приводит к явному или скрытому противостоянию, а порой и противоправному поведению.

В этих условиях сотрудникам органов внутренних дел следует учиться толерантности, необходимо уважать общественное мнение и действовать профессионально и строго в рамках закона.

Ряд вопросов, обозначенных Президентом в Послании, напрямую не связан с деятельностью территориальных органов внутренних дел МВД России, однако, при определенных условиях, может существенно осложнить оперативную обстановку в регионе. Речь идет о межнациональных отношениях, которые были и остаются безусловным приоритетом в деятельности государства.

Президент отметил: «В нашей стране живут представители более 180 народов, говорящих на 239 языках и диалектах. Этот многонациональный мир – уникальное преимущество России, мир, в котором больше тысячи лет вместе живут представители самых разных национальностей и конфессий. Наше общество в целом не поддерживает экстремизм и идеологии, которые основаны на ненависти к людям… До сих пор серьёзную напряжённость вызывает международная и внутренняя миграция, особенно в крупных городах. Подчас это приводит к межнациональной розни и конфликтам».

В этой связи необходимо:

- устранять экономическую основу для массовой внутренней миграции, а также для концентрации внешней миграции в отдельных регионах страны. Должны быть созданы условия для опережающего развития депрессивных густонаселённых территорий;

- надо больше внимания уделять культурному и нравственному воспитанию детей, учить их взаимоуважению и толерантности (это нужно для того, чтобы сохранить нашу страну).

- нужно последовательно и бескомпромиссно бороться со всеми проявлениями экстремизма, с преступлениями, направленными на разжигание межнациональной розни.

«Подчеркну, такая работа, сказал Президент, – это постоянный приоритет».

Таким же приоритетом в деятельности территориальных органов внутренних дел МВД России является задача недопущения проникновения в систему органов внутренних дел лиц, характеризующихся коррупционной направленностью. Заметим, что повышенная общественная опасность коррупции в сфере публичного управления определяется тем, что проявляясь в поведении субъектов, призванных осуществлять функции интеграции и контроля всего общества, она подрывает основы публичной власти.

В соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»3 коррупция включает в себя следующие противоправные деяния: злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или третьих лиц, либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами. Помимо этого как коррупция расценивается совершение указанных выше действий от имени или в интересах юридического лица.

В теории управления персоналом в числе общих мер, препятствующих формированию условий для коррупции, упоминаются следующие:

- высокий престиж государственной службы;

- высокий уровень образования и профессиональной подготовленности персонала;

- хорошие перспективы служебного роста, привлекающие специалистов;

- формирование и поддержание традиций профессионализма в сочетании с системой этических норм, основанных на осознании высокой ответственности перед населением, необходимости противодействия соблазнам, давлению и насилию;

- реальное обеспечение правовой и социальной защищенности4;

- высокая оплата труда и хорошая перспектива пенсионного обеспечения5;

- быстрое, энергичное, принципиальное реагирование на сигналы о фактах коррупции и других деликтах, совершаемых служащими, и полное их расследование;

- повышению служебной мотивации и антикоррупционной устойчивости, закреплению кадров могут способствовать долгосрочные экономические льготы, расширяющие социальные гарантии правоохранительной государственной службы, например: предоставление единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения6.

Таким образом, престижность правоохранительных органов России в огромной мере определяется политикой государства по их финансированию, военному и материально-техническому обеспечению, оплате и социально-правовой защите личного состава. Она находится также в прямой зависимости от успешности борьбы с преступностью и охраны общественного порядка, уровня реального обеспечения защиты прав и законных интересов граждан, а также фактической общей и профессиональной культуры персонала органов правопорядка.

В целях реализации основных положений Послания Президента в области противодействия коррупционных проявлений в профессиональной среде государственных служащих предстоит большая работа по формированию профессионального сознания (этики), основанного на идеологии государственности (самоценности совершенного демократического социального и правового государства как орудия обеспечения личной и имущественной безопасности гражданина, интересов общества и государства, социальной справедливости), а также деятельность по воспитанию профессиональных традиций, основанных на профессиональной гордости, осознании своего высокого и гуманного предназначения, чувстве достоинства и чести, стимулирующих повышение общей культуры, профессиональной квалификации, служебного рвения и гражданской активности7.

Служебная этика должна утверждать чувства профессионального единения и солидарности, взаимозащиты и коллективной обороны против нарастающего садизма и изощренности преступников, стремящихся деморализовать персонал правоохранительных органов. Важно внедрять в повседневное поведение сотрудников уставной этикет внутрислужебных отношений и ревностное участие в деятельности по обеспечению чистоты профессиональных рядов8.

Здесь стоят большие задачи перед подразделениями по работе с личным составом, психологами и специалистами по морально-психологической подготовке в плане перестройки формалистского чиновничьего мышления и обеспечению повседневной личной примерности руководителей.

При организации воспитательно-профилактического воздействия целесообразно исходить из необходимости соблюдения личным составом определенных этических постулатов, определяющих стандарты поведения сотрудников, в том числе антикоррупционного характера9.

В качестве исходных положений определяется, что, вступая в государственную должность правоохранительной службы, сотрудник принимает на себя обязательства в служебной деятельности и личной жизни следовать высоким этическим стандартам и принципам. Его личные (частные) интересы не могут быть основанием неисполнения или ненадлежащего исполнения служебных обязанностей, они не должны ни в чем препятствовать осуществлению эффективной правоохранительной деятельности. Все решения должны приниматься под воздействием мотивов гражданского и патриотического служения10, объективно и беспристрастно, исходя из задачи необходимости максимального обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также с учетом государственных и служебных интересов. При этом, признавая приоритет государственных и служебных интересов над личными, сотрудники не должны руководствоваться целями достижения материальной выгоды для себя, своей семьи, близких и неслужебного окружения. Персонал должен избегать не только любых злоупотреблений, но и действий, которые могли бы создать видимость использования служебного положения в личных целях. В поведении он должен проявлять политическую нейтральность, воздерживаться от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности государственных органов и их руководителей, если это не входит в круг его служебных обязанностей. Любой свой поступок сотрудник обязан оценивать с позиции необходимости повышения авторитета государственной власти и доверия к ней со стороны населения, формирования положительного имиджа сотрудника органов внутренних дел, постоянного служения закону, народу и каждому человеку в отдельности.

Конкретными требованиями, учитывающими специфику правоохранительной деятельности, являются следующие:

- сотрудники обязаны отказаться от предлагаемой им любой ненадлежащей выгоды, принять меры к установлению лица, сделавшего такое предложение, о чем сразу же информировать руководство и в последующем действовать в соответствии с законом, этическими правилами и полученными указаниями. Дальнейшие контакты с лицом, предложившем ненадлежащую выгоду, могут быть оправданы только служебной необходимостью11. Не допускается приобретение продуктовых и промышленных товаров, любых благ и ценностей, получение услуг вне очереди, в обход существующего порядка, без оплаты или на необоснованно льготных условиях;

- запрещается поддержание любых прямых и опосредованных отношений, непосредственно не вызванных интересами служебной деятельности, с лицами, скомпрометировавшими себя преступлениями и другими противоправными действиями, а также бывшими сотрудниками правоохранительных органов и военнослужащими, уволенными за служебные проступки и (или) недостойное поведение в быту или при проведении досуга;

- свои имущественные, включая денежные, обязательства сотрудник обязан выполнять, строго руководствуясь требованиями Гражданского, Семейного кодексов Российской Федерации, устных договоренностей и моральных норм. Собственные, семейные и родственные интересы недопустимо удовлетворять за счет ущемления прав и законных интересов других лиц и организаций. Безупречности в выполнении долговых и других имущественных обязательств сотрудник должен требовать от своих родственников и близких;

- сотрудники обязаны своевременно докладывать руководству о любых своих личных интересах и ставших им известными интересах сослуживцев, возникающих в ходе выполнения должностных обязанностей, и излагать возможные мотивы самоотвода или отвода12. Назревающие при этом конфликты интересов должны разрешаться в пользу выполнения гражданского и служебного долга. Решения руководителя, направленные на урегулирование конфликта интересов, подлежат обязательному исполнению сотрудниками (государственными служащими)13;

- своими действиями на службе или вне ее сотрудник не должен допускать создания ситуаций финансовой, личной, психологической или иной зависимости от отдельных лиц и организаций, которые могут повлиять на исполнение им служебных обязанностей;

- запрещается вступление во внеслужебные личные или имущественные отношения (в том числе заключение гражданско-правовых сделок), а также получение услуг и подарков либо вещей и предметов в пользование от лиц, являющихся (являвшихся) подозреваемыми, обвиняемыми, потерпевшими, истцами или ответчиками, защитниками и представителями, либо привлекавшимися в качестве экспертов и специалистов по делам и материалам, расследовавшимся (рассмотренным) в органе, учреждении, где сотрудник состоит на службе. Должны исключаться такие отношения и с лицами, на которых распространяются властные или контрольные (надзорные) функции органа или учреждения, где сотрудник состоит на службе;

- сотрудник, неправомерно причинивший гражданам материальный, физический или моральный ущерб, обязан принять все зависящие от него меры для полного и скорейшего возмещения этого ущерба. Руководители органа, соответствующей службы или подразделения также должны обеспечить психологическую поддержку и принести извинения потерпевшим от злоупотреблений и насилия подчиненных, при необходимости изыскать средства для предоставления им материальных компенсаций;

- в обращении между собой, с персоналом других правоохранительных органов и с военнослужащими сотрудники обязаны соблюдать субординацию, вежливость и сдержанность, быть приветливыми и скромными, строить взаимоотношения на доверии и взаимной поддержке. Они должны всегда предупредительно и уважительно относиться к начальникам и командирам, старшим по званию военнослужащим и сотрудникам правоохранительных органов, содействовать им в поддержании общественного и уставного порядка, строго соблюдать установленные правила ношения форменной одежды, служебной вежливости и отдания воинских приветствий;

- не допускаются любые неслужебные (личного или имущественного характера) поручения подчиненным и иным зависимым по службе должностным и частным лицам. Недопустимо также принимать услуги и подарки, предлагаемые этими лицами;

- при принятии кадровых решений о выдвижении на вышестоящую должность, о направлении на учебу, о представлении к наградам и иным поощрениям, о наложении взысканий и т.д. руководители должны быть беспристрастными и справедливыми, исходить только из объективной оценки результатов оперативно-служебной деятельности, профессионально-деловых и нравственно-волевых качеств, биографии и прохождения службы сотрудником, а также учитывать рекомендации психологов, проводивших обследование личности сотрудника.

В заключение отметим, служебный статус требует, чтобы сотрудник вел жизнь добропорядочного нравственного человека, несущего ответственность за происходящие вокруг него события. Люди должны в нем видеть пример чести, достоинства, гражданственности, служения закону и здорового образа жизни. В случае безуспешности воспитательно-профилактического воздействия должно составляться заключение о нецелесообразности продления контракта о службе с данным сотрудником, а при наличии в его действиях доказанного факта грубого нарушения дисциплины или законности - решать вопрос об увольнении.

Заключение
Таким образом, в посланиях Федеральному Собранию Президент Российской Федерации формулирует стратегию внутренней и внешней политики России на ближайшее время. Вопросы, которые в них отражаются, охватывают практически все направления государственного управления.

Отличительной особенностью послания Президента РФ, с которым он обратился к российскому парламенту в 2011 г. является то, что оно было ориентировано не только на решение задач, затрагивающих интересы государства, но и на решении вопросов, связанных с соблюдением интересов обычных российских граждан. Даже в условиях наступающей глобальной рецессии не следует отказаться от новых социальных программ, и, тем более, сокращать существующие обязательства. Все взятые на себя государственные обязательства будут исполнены в полном объёме (это касается пенсий, мер поддержки семей с детьми, охраны здоровья, создания безбарьерной среды для инвалидов, развития образования и культуры).

Президент в своем Последнем послании затронул ряд аспектов, касающихся правоохранительной сферы: реформирование судебной системы, органов внутренних дел; определил задачи по изменению отдельных положений уголовного законодательства; обозначил конкретные меры по противодействию коррупционных проявлений в государственных органах. Их решение неразрывно связано с теми задачами, которые возложены на органы внутренних дел действующим законодательством. Очевидно, в контексте Послания Президента, речь идет о большей эффективности их выполнения всем личным составом ОВД, каждым сотрудником полиции. Укрепляя безопасность государства, охраняя общественный порядок, защищая законные права и интересы его граждан, сотрудники правоохранительных органов призваны и дальше сохранять и отстаивать демократические завоевания народа России.

1 Закон РСФСР от 24.04.1991 г. № 1098-1 «О Президенте РСФСР» // "Ведомости СНД и ВС РСФСР", 25.04.1991, № 17, ст. 512.

Документ утратил силу в связи с изданием Указа Президента РФ от 24.12.1993 г. № 2288.

2 Б. Ельцин. «Об укреплении российского государства (основные направления внутренней и внешней политики)».

3 Российская газета. 2008. № 266 (4823). 30 декабря.

4 Государственная служба в развитых странах, например, привлекает граждан благодаря развитой системе социальной защиты (небольшая вероятность увольнения, высокая пенсия и другие льготы, зачастую отсутствующие в частном секторе). Стимулирует приток новых людских ресурсов в государственную службу ее традиционная престижность, наличие чувства социальной избранности и ответственности за состояние общества, а также реальная возможность после увольнения в отставку получить высокооплачиваемые посты в негосударственном секторе. (См.: Куракин А.В. Административно-правовые средства борьбы с коррупцией в системе государственной службы // Журнал российского права. 2003. № 7. С.83; Охотский Е.В. Правовой статус государственного служащего Российской Федерации // Государство и право. 2003. № 9. С.24).

5 Соблазны коррупции усиливаются, если полицейские получают небольшое жалование. Привлекательность коррупции возрастает прямо пропорционально получаемому «доходу». (См.: Роуз-Аккерман С. Коррупция и государство. – М., 2003. С.95).

6 Ст. 4 Федерального закона от 19.07.2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

7 См. приказ МВД РФ от 24.12.2008 г. № 1138 «Об утверждении Кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации».

8 Огромное влияние на правомерное и этичное поведение сотрудников органов правопорядка во взаимоотношениях с населением оказывают корректное и внимательное отношение руководителей к своим подчиненным. Например, исследования, проведенные в Канаде, свидетельствуют, что нарушения начальниками органов и подразделений полиции прав и интересов подчиненных, грубость с ними, порождают аналогичные действия полицейских в отношении граждан (Российская газета. 2003. 23 сентября).

9 Утвержденный Президентом Российской Федерации 31 июля 2008 года Национальный план противодействия коррупции предусматривает возложение на государственных служащих, образующих единую систему, дополнительных запретов, ограничений, обязанностей и дозволений, направленных на предупреждение коррупции (Российская газета. 2008. 5 августа, 6 ноября).

10 Отсутствие гражданской и патриотической мотивации, перманентное недовольство своим материальным положением, как показывают криминологические исследования, выступает условием формирования установок государственных служащих на коррупционное обогащение (Максимов С.В. Коррупция. Закон. Ответственность. – М., ЮрИнформ, 2008. С.34-35).

11 Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г. Служебное право. - М., 2003. С.30; приказ МВД РФ от 19.04.2010 г. № 293. «Об утверждении порядка уведомления в системе МВД России о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений».

12 Сотрудник должен докладывать непосредственному начальнику также о всех случаях обращения любых лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений (См.: п.4 ст. 21 Кодекса профессиональной этики сотрудника ОВД; ст. 71 Федерального закона от 30.11.2011 г. № 342 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

13 См., например, приказ МВД РФ от 9.12.2008 г. № 1076 «Об образовании Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов».




Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации