Шпаргалки в сокращенном формате - файл n1.doc

приобрести
Шпаргалки в сокращенном формате
скачать (215 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc215kb.18.09.2012 18:29скачать

n1.doc

1. Принцип историзма.  – в наст время стала полноправной наукой, изуч процессы возникн-ния и разв  чел-ка и жив. Первые упоминания о  появились более 2000 лет назад, когда Аристотель написал «Трактат о душе». В то время  не считалась отд наукой, она была разделом философии. Как самост наука  была заявлена во 2-й половине 19в. В историч исслед-нии важным принципом явл-ся принцип историзма. Он требует рассмотрения того или иного отрезка прошлого во всей полноте его конкр содерж. В соотв с принц производ-ся и оценка прошлого, выявл-ся то новое, что содержит в себе рассматриваемое знание. Значение: истор  – важнейш форма внутринаучн рефлексии, она явл-ся критерием нормальности «созн» и разв науки. Задачи: 1). Изуч закон-сти разв знаний о . 2). раскрыть взаимосвязь  с др науками, от кот зависят ее достиж. 3). выяснить завис-сть зарожд и воспр знаний от идеологич влияний на научн творч-во, т.е. от запросов общ-ва. 4). изуч роль личн, ее индивид. пути в становл науки.
2. Периодизации истории. Первые научн о  представл возникли в 6в.д.н.э. В ист  различ-ся 2периода:1- психолог знания разв-сь в недрах философии,а также др наук; 2— когда  разв-сь как самост наука.

6в.д.н.э.–5в. Формир-ние 2-х направл – материализма и идеализма — в объяснен происхожд и проявл души. 5–8в. Разв учения о душе в рамках филос. Начало опытной методол иссл-ния. 14–16в.Отказ от души как предм исслед-ния. Введение терм «»

17 – сер.19в. Формир-ние эмпирич интроспект и асоцианистич . Понятие о бессознат.

Разв.  как самост.науки. Нач. 19– б0-е гг.19в. Д-сть НС и органов чув-в. Соотнош между физич и психич. Экспериментал метод. Учение о рефлексе. 60-е гг. 19в.–конец 19в. и созн в связи с их адаптивной ф-цией в повед. Возникн-ние новых обл . 10-е гг.–сер.30-х гг.20в.Повед. Бессознат. Установка. Психологич исслед-ние д-сти. Откр кризис в .Конец30-х–50-егг.20в.Возникн-ние:необихевиоризм,-фрейдизм,генетич, персоналистич конц личн и др. 60-е гг.XX в.–конец XXв.Личн.Дискуссии в сов. о предм, по пробл бессознат, общения и др.
3. Факторы разв . 1. Логика разв психологич знаний: изменение предм, с влиянием смежных с психологией наук, с разв принц. 2. Соц ситуация разв науки:обществ, историч условия воздействуют как на содерж научных конц, так и на их распростр-ние, помогают разв научных школ. 3. Особ-сти личн ученого -ценностные ориентации, когн стиль, волев кач-ва, особ-сти общения с коллегами, принадлежность к научн школе и т.д. Ведущ фактором все же явл-ся логика разв психологич науки. Исследоват программа – исходные представл ученого о научн пробл, целях и задач исслед-ния, используем методах, хар-ре объяснения, предполагаем рез-тах. Д-сть ученого оценивается в зависим от того, в какой степени была реализована исследоват прогр (полностью, частично или не реализована).
4. Источн ист : все материалы, кот отраж историч процесс накопл психологич знаний, и труды гов прошл,в кот исслед-ся психологич пробл. Важным источн разв явл-ся обществ практика—медицина,обуч и восп,юридич практика, матер произв-во. К наст времени наиболее освоенной обл оказалась медицина, особенно психиатрия. Источн психологич знаний явл-ся др науки — естествозн (физика, химия, астрономия), языкозн, этнограф,антропол и др.Пробл, связан с использ-нием источн, составл особую обл — источниковеден ист. Примером исслед-ний в этой обл явл-ся опыт изуч психологич мысли, содерж в разн сф культуры, обл обществ практики и созн в России в 18в. Стволом явл-ся общ , кот изуч взросл чел-ка. Общраскрыв содерж основн понятий  и описывает ее общ закон-сти,кот явл-ся основой для всех др раздел . На стыке с др науками общ  образовала отрасли . На стыке с технич науками- инженер и труда, с медициной-медиц, психотерапию, пато, с педагогикой - пед и т.д. Ветвями этого дерева явл-ся такие отрасли:соц., диф , сем,возр,юридич , космич ,  управл,  искусства, спорт , воен  и т.д.
5. Возникновение как самост науки.Х.Вольфу принадлеж заслуга разработ нем психол терминол. Слово «» стало в общеизвест после выхода книг Вольфа «Эмп» и «Рацион». Эмп выпало описан фактов, наблюд за явлен. Перед рац  была задача путем дедукции выводить явлен психич жизни из сущн и природы души. Для объяснен выдвигалось понятие о способн. Вольф-автор теории «способн». В ней сделана попытка дать научн объяснен разл психич кач-вам чел-ка. И.Гербарт – нем. философ, предприним попытку превратить  в точную науку, как естеств дисципл. Гербарт первым стал заним-ся методол науки. Кажд наука имеет свои основан. Для  важное основан – факты созн. Исходя из них, исслед-ль должен исп-ть метод дополнен, кот позвол восстанов те явл созн, кот самим субъектом воспр-ся неотчетливо. Полная картина созн восстанавл-ся с помощью рассужд. Исслед-ль в своих рассужд должен опир-ся на опыт. Т.о. по Гербарту,  остается филос дисципл, но опора на матем,метафизику и опыт позвол стать ей точн наукой.

6. Условия и предпосылки выделения в самост науку.Во 2-й пол19в. созд-ся объектив услов для выдел в самост науку. В заруб и отеч науке встреч-ся мысль о необходим самост, отд от филос и естествозн, в рамках кот зародилась психол мысль, разв: этого требует специфика психич явл. Выдел  в самост науку произошло в 60-х-гг.19в. с появл 1-х исслед учрежд — психологич лаборатор и инстит, кафедр в ВУЗах, начавших подготовку научн кадровгов, выходом спец психол журн, образов психол общ-в и ассоциац, провед междунар конгрессов по. По реш роль в становл как самост науки сыграло внедр экспер. Экспер был заимствованиз естествозн, из физиол органов чув-в и НС.
7. Вундт и научн.В наст время терм «эксп» имеет знач как сист знаний, получ на основе эксперим изуч повед чел-ка и жив. Основат эксп считают В.Вундта. Он пришел к програм разработ как самост науки, независ от физиол. Опираясь на факты, относящ к д-сти органов чув-в и движ, Вундт выдвинул идею созд эксп . Он исп-вал достиж 2-х др направл: психофизики, изуч на основе эксп-нта закономерн отнош между физич раздражит и вызываем ощущ, и др направл, определяющ опытн путем время реакции субъекта на предъявляем стимулы. Вундт показал, что на основе эксперим-тов, объектом кот служит чел-к,может разрабат-ся как самост наука. Стремясь отстоять самост-сть, он доказывал,что у нее имеются собств з-ны,а изучаем ею явлен подчинены особой «психич причинности». К этим з-нам Вундт относил: принц творч синтеза,з-н психич отнош(завис-сть события от внутр взаимоотнош элементов),з-н контраста (противоположности усиливают друг друга) и з-н гетерогенности целей(при соверш поступка могут возникн непредусмотр первоначальной целью действия, влияющ на его мотив).
8. Физиол и народов.1-м вар как самост науки явилась физиолВ.Вундта. Терм физиол он ввел для обознач эксп. Вундт ограничивал обл физиоллишь элементарн психич процессами — ощущ, простейш чувств-ми и двигат реакц-ми. В наст время физиолпонимается как отрасль психол науки, изуч физиол мех-змы психич д-сти от низш до самых высок уровней ее орг-ции. Вундт наряду с эксп-нтом в кач-ве источн психолог исслед-ния называет анализ продуктов чел духа. Эти идеи наметили задачународов,кот сложилась в 19в в Герм. По В.Вундту объектнарод - то, что он назыв «душой народа». Душа народа не сводится к совокупн действий отд индивид: совм жизнь многих индивид порожд новые, специфич з-ны. Осн облнарод-язык, мифы и обычаи. народ исслед-т эти3обл и их взаимод-вие: язык-форма мифа; обычай выражает миф и разв-т его.
9. актов Ф.Брентано. Основн чертами интенционал актов, кот он разрабатывал, явл-сь предметность, активность и един-во. Считал,что нужно изуч не содерж созн,ощущ - а сам акт воспр. Акт интенционально содерж в себе объект на кот он направл. Созн всегда предметно, предм облад интенционал бытием. Душу считал субстанционал носителем душевн процессов. Выделял 3вида дух актов: *Акты представл: в представл предм презентируются созн, модификациями этого акта явл-ся воспр, воображ, понятие. *Акты сужд: в сужден объект мнится, как истинный или ложный. *Акты чув-ва: в таких актах субъект относится к своему объекту, как к добру или злу. Отрицал возможность провед эксп-тов. Психич феномены, как акты явл-ся предм.
10. Психол взгляды И.МСеченов считается основоположн отеч научн. Он пытался объяснить внешн д-сть чел-ка с помощью извест рефлекторн схемы. По Сеченову все психич акты разв-ся путем рефлекса. Схема психич процесса: начало (внешн воздейств), продолж (центр д-сть), и конец (реакция: движ,поступок,речь). Рефлекторный принц не означ сведения психич к физиологич, они просто сходны по структуре и происхожд. По его мнению, научндолжна быть рядом с учением о происхожд психол д-сти. Он стремился показать начало,центр фазу и конец психич акта. Он отмечал бесплодность интроспективн метода и развивал идеи генетич подхода в. В дальнейшем Сеченов развивал представл об активном деятельностном хар-ре чувств позн.Он признавал соц обусловл-сть созн, но не смог включ изуч этого аспектав свою програм.
11. Разв эксперим . Выделен -и в самост науку сопровожд интенсив развит эксперим иссл,создав психол лабор, инстит эксперим и прикладн исслед.Распространен эксперим положено Эббингаузом, работой о памяти.ги Вюрцбургской школы эксперим изучали мышл и волю.Возник дискуссии о месте,назначении эксперим происходит раскол -и на естеств-науч, материалистич-ю, и историческую,направл идеалистич-и. В Герман экспер-т получил большое развитие, распростр-е на изучен сложн хич проц(памят,мышл,волю). Эббингауз ввел 2 метода исследов памяти: заучивания и сбережения.Мюллер создал мет парных ассоциаций.Отто Зельц экспер изуч продуктив мышл.Экспер -я возникла из-за необходим исследов наибол общих з-ов сознан и . Индивидуал вариац были помехой, от кот надо избавл,как от ошибки в исследов.Но в разв эксперимен исследов появил опыты по определен индивид различий: Гальтон,Бине,Кеттел и Холл,Штерн,Лазурский были 1, кто создавал -ю индив различий. У истоков экспер-и в Рос стояли врачи-психиатры.В 80-х 19 в. ими были организов эксперим психол лаборат при психол-х клиник.
12. Разв дифференц . ДП –Начало ее разработки положил Ф. Гальтон, кот создал ряд методов и приборов для изучения индивидуальных особенностей, в том числе для их статического анализа.Термин «ДП» ввел Штерн. 1-ми представителями: Бине,Лазурский,Кеттел.Основ метод:тесты (индивид,группов, проектив).В проц обработ тестов метод факт анализа определ фак-ры,сигнализир об общих св-вах интел,личнустанавл колич вариац в психол-х св-ах индивидов. Наибол известн 2теор:1)теор2 фак-ров Спирмена,в любой деят есть общий и специфич фактор 2) мультифакт теор Терсон, Гилфорд. С особенност различ между индивид в умствен плане,исслед различ творч, организацион,структ и мотивац личн. Значит место отводится выявлен корреляц между психологич,физиологич и биохим св-ми. Раньше решающ значен приписыв наследств и созрев организ,взаимосв индив-психол особен от конкрет образа жизни личн, соц-экон услов ее разв игнориров.
13. Истор и соц  на рубеже 19-20вв.Соц -Я(СП) – отр -И,кот изуч з-сти повед и деят людей,обусловлен их вхождением в соц груп, вкл-я психол-е хар-ки самих гр.Долго соц-псих взгл изучались в рамках разнообр филос учен.Во 2 пол.19в. были попытки развит самостоят соц-психол отр, что произошло в 1908, когда появил работы Росса и Макдугала, в кот испол термин «СП». Культ-Ист  акцентирует вним на пробл роли культ в психол развит на стад филоген и онтоген. Майкл Коул занимался вопрос КИП,считал её наукой будущего и прошлого. Она послужила истоком практич -и,кот управл поведен и деят людей и возникла намного раньше научной -и. КИП представляет собой возвращение -и к культ истокам.
14. Дет и пед .Дет -и (ДП) нач развив в кон19в.Кажд возраст,характериз определен изменен структ личн. Пед-я (ПП) – психол отр,исслед развит реб в проц обуч и восп.ПП имеет на 3 отрасли: я обуч, я воспит и я педаг. С кон 19 в.-1950. ПП получает статус самост науки, и внут нее формир наука о детях – педология,кот была запрещ в 1936.В 54г Скиннером было предлож программир обуч, кот впослед подвергли алгоритмизации. В 70—80-х гг. возник пробл обучение, затем Эльконин и Давыдов предлож теор развивающ обучен.В настоящ время тщат исслед повед реб в коллект сверстн,разрабат метод обуч трудн дет.Предмет ПП – факты и механиз интел развит чел,кот представл его как субъекта учеб деят.
15. Взгляды И. Канта на ю. Все познаваемое К. делил на явлен(кот можно познать) и вещи в себе(непознаваемы,недоступны для познан).Познание явл происходит при эксперим исследов,кот точнее,достовернее,обыч наблюд. К считал,что-я обладает ограничен данными, связывая это с тем,что в-и невозмож эксперим исслед. Психич факты,сущ-ют в неповторим потоке времени,нельзя подвести под математ з-ны.  -я, не может быть наукой точной и достоверной. В -и развил след идеи,он основат учения о трихотомии души:разделение душ состоян на познават чувства и волю. По К. разница между желан и волей в том,что воля побужд разумом,а желан имеет источником чувсвания удовольств и страдан.
16. С. Холл и его вклад в ю. С.Холл, ученик Вундта, организовал 1-ю в США эксперимент лаборатор; основат 1-х журналов, по пробл возр . По его инициативе была создана Ассоциация амер психологов. Известность Х. принесли исслед психич разв детей. В своей лаборатории Х. исследовал детей подрост и юнош возр, разработав для них спец вопросники, целью кот было изуч разли сторон , где дети должны были рассказать не только о своих знанх, представл о мире или отнош к др людям, но и о своих пережив,в частности о своих морал и религиозных чувс, ранних воспоминаниях, о своих радостях и опасениях.. Исследуя психич разв реб,Х. пришел к выводу,в основе лежит биогенетич з-н, распространяя его действие на  чел, доказывая, что онтогенетич разв реб кратко повторяет все стадии филогенетич разв  чел, последовательность и содерж этапов заданы генетически, перескочить стадию невозможно. Педология, созданная им, быстро завоевала популярность во всем мире и просуществовала до сер20в,что объяснялась ее ориентированностью на практику, связью с нуждами пед-ки и практич .
17. Э. Клапаред как детский психолог. Он основал ассоциацию прикладной  и Пед. институт им. Руссо в Женеве.Поддерживая идею Холла о необходимости создания - педологии, считал, что сходство между фило- и онтогенетич разв  потому, что существует общая логика разв, кот определяет сходство этих процов, но не их тождество. Раздел. дет  на прикладн(психогност и психотехн)и теорет-ю(исслед з-нов психич жизни,этап психич развит дет). К. развивал идею о саморазв, саморазвертывании тех задатков, кот сущ-т у реб уже при рождении,механизм кот явл игра,подражание. К. изуч мышл, этап его развит у дет,отождеств мышл с психич развит.Открыл синкретизм - нерасчленен,слитн дет представлен о мире. Развит способн обусловл наследств факт
18. Д. Селли (1843-1923) считал что реб рожд-ся только с предпосыл основ психич проц(ум,чувств,воля),кот дальше формир при жизни.Из ощущен формир-ум из чувст тона-чувс,врожденн формы движен – воля.Его труды имели большое значение для практич возраст -и и педологии,он изучал какие ассоц,их порядок появлен в проц хич развит дет(1-е ассоц сходствформир образ предм, на ассоц.смежнассоц по контраст). Выдел осн этапы в познават,эмоц,волев развит дет,кот необходимо учитывать при обучении.
19. Э. Мейман как детский психолог. (1862-1915) основал психол лаборат при Гамбургском универ,в кот проводились исследов психич развит детей. Написал «Лекции по экспер-й педагогике»в 3-х том,кот явл энциклопед пед -и.М. создал свою периодизац психич.развития,по этапы интел развит 1)0-7л – ст.фантаст синтеза, дети обобщ отдел ощущен без всякой сист и логики 2)7-12л – ст.анализа, разложение общ понят, знаний, кот ребен пытается осознать 3)12-16л – ст.рассудочн синт,формир операцион мышл. М. считал,возраст -я должна изучать ещё и индивид вар развит. Исследов различ способы отбора детей в классы по ур-ню интел,интерес,склонност. Проблема взаимод учител и ученик,реакц учен на разные стили общения в1-е полно была поставл именно М.
20. Зоо и сравнит  на рубеже 19-20 вв. З – наука, изуч психику ж, проявл и з-сти психичо отражен.Появлен з как науки в кон18-нач19,связ с именами Бюффона,Ламарка,позднее Дарвин.В Росс основополож были Вагнер, Рулье. Они 19-20в. полож начал материалист эволюц направлен З.  ж изуч в единстве с их внеш двигат активн,благодаря кот происх установл всех жизн необх связ с окр средой.Научен у ж представ приобретен и накоплен индивид опыта,совершенств и видоизмен инстинктивн составляющ психич деят в определен услов обитан.Инстинктив поведен ж не нужд в повторен, сохран без систтич подкреплен и отлич устойчив.В филоген происход формир врожден, наследств закреплен для всех представит вида компонент поведен,кот составл основу жизнедеят. З рассматр усложнен жизнедеят,приводящее к интенсификац,совершенствов и обогащен двиг активн ж. Психич деят ж отлич от человеч-й тем,что она полностью обусловл биолог фактор.В этом заключ связь З с этологией и др биол науками.
21. Психотехника. На руб 20в. промышл прогресс направил интересына пробл производств, рабоч д-сти, определил зарожд психотехн (В. Штерн). Ф.Тейлор придумал сист интенсификации д-сти для целесообразн объедин произв-ва. Для структурирования психотехн применялись достиж опытной иразгранич. Главн направл психотехн:1) выявл наилучш длит-сти трудов времени;2) опытные изуч вопрусталости;3) методы рассмотр профессий и проф. пригодн. Приобретает известность профориентац.Основоположн явл-ся Дж.Парсон.В задачи профориент входило:1) помочь субъекту посред-вом тестов приобрести по возможн более точную информацию о своих психич св-вах;2) ознакомиться с требов, кот предъявл-ся к пфзкой орг-ции чел-ка разл профес;3) сравнив эти2группы сведений, предоставить целесообр назнач.Знач стадией разраб психотехники стала книгаГ.Мюнстерберга « промышл производ-сти».В ней анализ-лись пробл научн руков-ва предприятиями, профотбора и профориен, производств обуч, приспособл техники к психол потенциалам чел-ка и проч факторы увелич продуктивности рабочих и доходов предпринимателей.

22. Вюрцбургская школа. Представл собой группу ученых во главе с нем гом О.Кюльпе, исслед в нач20в. в Вюрцбурском универ высш психол процессы (мышл, волю) посред-вом лабораторного эксп-нта в сочет с метод интроспекции.ВШ ввела в эксп  в кач-ве нового объекта анализа выполн зад интеллект хар-ра. Было выявлено, что мышл явл-ся психич процессом, закон-сти кот не сводятся ни к з-м логики, ни к з-м возникнов ассоц.

Своеобразие мыслит процессов объяснялось тем, что ассоц отбир-ся в сопоставл с тенденциями, создаваем имеющ у испыт зад. ВШ пришла к выводу, что в созн содерж-ся несенс составле (умств действия и независ от чувств образов смыслы и знач). Поэтому специф конц ВШ обычно рассматр-ют в том, что она включила впонятие о безобразн мышл. РаботыговВШ поставили ряд важн пробл,кот касаются качеств отлич между мышл и др познави процессами. Данные, получ ВШ, вызвали критику со стороны представителей др школ эксп, также пользовавшихся методом интросп, что привело к кризису интроспективн направл в целом.
23. Структурализм. Э.Титченер, отец опытн в Амер.Его важный вклад заключ-ся в том,что он придалнаучн статус. Он сформир-л оперативн способы и научн аппарат и настаивал на необходим тщат подготов экспгов. Задача – раскрытие прост структур созн, не поддающ дальнейш раздел, выясн з-нов интеграц этих элемент, обнаруж связи психол составл с физиол процессами. Центр методом явл-ся аналитич интроспекция, в кот от наблюд-ля, принимающ участие в опыте, требуется изображ элементов созн в понят чувств-ний. Возникнувш структурн школа считает своим объектом созн, постигаемое с помощью раздел на составляющ того, что дано субъекту в его интросп, с тем, чтобы затем выявить общ з-ны, по кот из них формир-ся структура. Под интросп нужно понимать способн изобр явл созн, абстрагируясь от внешн объектов, представл данным созн.Титченер разделял 3катег составл: ощущ (элемент процесс,имеющ кач-во,интенсивность,четкость,работа), образ и чув-во.Титченер выдвинул контекстн теорию смысла,в соотв с кот всякое знание о предм основ-ся на комплексе чувств элементов.
24. Функционализм.Образ воспр осозна-ся как ф-ция перцепт сист. Идеи функционал получили свое развв теории неосознав умозаключГ.Гельмгольца. Его полож: первонач сенс данных мало, чтобы воспр-ть подробн предм.*они многозначны по природе;*они излишни,т.е. не всякое чув-во может стать компонент образа предм. Функционализм старался анализ-ть все психич проявл с т.зр. их адаптивн хар-ра. Функцион подвергает анализу вопр влияния его устремлен на реш жизненно важных для челока сложных ситуаций под углом зрен его биол-приспособит смысла. Пробл состоит в том, чтобы постигнуть ф-цию созн. Начиная с этого временистремится понять, как устанавл-ся эти новые способы адаптац.Таков подход к изуч и путей приобрет навыков, и вообще процесса науч. Психич фуции анализ-ся в связи с орг-змом и его потребн, с одной стороны, и с окруж, на кот обращено повед, – с др. Функцион подчеркивает необходим рассматр-ть орг-зм в общности разума и тела, физич и психич аспектов. Практич направл-сть функцион способствовала формир-нию пед, мед, инжен.
25. Гештальт – направл, кот возникло в Герм в 1-й трети20в., выдвинувш програм исслед-нияс т.зр. целостных структур (гештальтов).Г.выступила против выдвинутпринц раздел созн на отд элем и постр из них по основам з-нов ассоц или творч синтеза сложн психич феноменов. При анализе интеллект повед была прослежена роль сенс образа в составл двигат реакций. Идеи Г. и получен рез-ты способствовали разв знания о психол процессах, также привели к утвержд сист подхода. Психич «гештальты» и их преобразов трактовались как св-ва индивид созн, завис-сть кот от предм мира и д-сти ЦНС представлялась по типу структурного подобия, являющ вар ПФЗкого параллелизма. Главн представит – немги Вертхеймер, К.Коффка. Близк к ней общенаучн позиции принадлеж Левину и его школе, кот распростр принц системн и идею приоритета целого в меняющ психич образов на мотивац повед чел-ка.
26. К.Левин– предпринял попытку сделать  более точн наукой. Теория «поля» К. Левина–сист представл,кот может применяться во всех отрасл.Понятие «поля» включ в себя как внешн факторы (окр ср),так и внутр (личн чел-ка). Любая д-сть протекает в поле и определ-ся его условиями. Основные тезисы теории поля.1.Логику повед чел-ка необходимо искать в изуч ситуации. Ситуация должна рассматр-ся так, как ее воспр-ет сам действующ субъект.2.Объясн должно строиться на, в 1-ю очередь нужно учитывать и анализ-ть факторы, восприним субъектом, – как реально существующ, так и представл только в пережив.3.Повед субъекта обусловл действ некот сил. 4.Схожее повед не всегда обусловл схож причинами.5.В 1-ю очередь на повед влияют факторы, существ в наст времени.6.Для упрощен обраб психол ситуац их можно представить в алгебраич форме. Свою теорию поля Левин применял к разнообраз психол пробл,в т.ч. повед умств неполноц личн, повед малых групп, младенч и дет повед.
27.Основат бихевиоризма явл-ся Дж.Уотсон, опубликов статью « с т.зр.бихевиориста». По его мнению, достойно исслед-ния не созн, а повед. Он предлож изуч внешн проявл, кот видимы без спец приспособл. Согласно формуле (S-R) ответные реакции субъекта мб генетич (наследств) и приобретен. Под наследств имелись в виду рефлексы, простые эмоции; приобрет – это привычки личн, его повед. Дж.Уотсон проводил эксп-нт: в кач-ве безусл стимула выступал резкий, кот вызывало у маленького реб страх, в сочет с услов стимулом в виде кролика. Через некоте время было замечено, что простой показ кролика реб вызывал у него возникне чув-ва страха. По мнению ученых, повед чел-ка можно было формир-ть под воздейств подготовл внешн стимулов. Но бихевиористы не учитывали того, что повед и вся д-сть чел-ка обусловл-ся определ мотивами и целями. Бихевиористич учение оказалось далеким от идеала,т.к. в нем предъявлялись слишком большие требования к строгости и объективности.
28. Необихевиоризм — направл в амер, возник в1930-х гг. Восприняв главный постулат бихевиор, согласно кот предмявл-ся наблюдаемые реакции орг-зма на стимулы внешн ср, Н.дополнил его понятием о "промежут перемен" как факторах, служащ опосредствующ звеном между воздейств стимулов и ответн мышечн движ. Н. полагал, что содерж указан понятия выявл-ся в лаборат эксп-нтах по признакам, определяя посред-вом операций исслед-ля. Н.свидет-вал о кризисе "классич" бихевиор, неспособн объяснить целостность и целесообразн повед, регулируемость инфо об окр.мире и завис-сть от потребн орг-зма.
29. Соц. бихевиоризм, начало кот приходится на 60-егг20в.- направл в амер, выдвинувш взаимосвязь между потребн и реакцией (удовл-нием) в кач-ве основы повед индив и соц группы, позвол изуч челе повед и управлять им. Крупным представит соцбихевиоризма явл-ся Скиннер. Соц бихевиористы рассматр-ли повед чел-ка в1-ю очередь с т.зр. его проявл в общ-ве – они изуч процесс социал-ции реб. Соц бихевиоризм называют когнитивн, т.к. реакция опосредована знанием.
30. Генетич Ж.Пиаже создал наиболее глубок учение об интеллекте. Интеллект разв реб основывалось на разв у него речи и мышл. Пиаже 1-ым предложил исслед-ть то, как реб думает. Пиаже выдвинул версию о том, что эгоцентризм, свойств реб, преодол-ся в процессе его соц-ции. На основе этого можно говорить об интер-зации внешн действий,т.е. продумывании своих поступков. Он выделял 4 основн стадии разв интеллекта.I. Сенсомоторн (рожд-1,5–2г.): инфо через органы чув-в («на ощупь»).II. Дооперациональн(2-7л): по мере взросл реб начинает говорить, основн символ– слово, кажд предм имеет свой признак (цвет, форма).III.Стадия конкр операц (7-11–12л): появл-ся логич мышл, способн классифик и обобщ.IV. Стадия формал операций (12л-конец жизни): хар-ся прошлым опытом, на кот чел-к опирается, принятие решен становится логич, формир-ние абстр мышл.Пиаже считал интеллект живой биол структурой, благодаря кот чел-к способен воспр-ть определ знания на кажд этапе своего разв, это процесс приспособл к внешн миру. Разв чел-ка зависит от его активности.
31. Психоанализ З. Фрейда. Психоан - мет исслед, развитый Фр, 1-м психоанал-им трудом счит Толкован сновиден.Основ положен:1)Биологич детермин:тело чел явл единств источн всей его психич энергии 2)Психич детерм:всякая мысль и поведен имеют значен,повод,всякое явление вызывается сознат/бессознат намерен и определ-ся событ,кот ему предшествовали.3) Выдел3ур-ня психич жизни:сознание,предсознание,бессознат._Фр выдел4источника развит личн:проц физиологич роста, фрустрации,конфликты,угрозы.Из-за них возник напряженчел овладев нов способ снижения напряжен,а это проц развит личн.,кот заканч к5год,весь последующ рост представл собой развит базов струк-ы.Период-я развит личн ребен сост из 5 психосекс стадий,развит управл либидо,фиксац на опред-й стад ведет к формир типа характ.
32. Аналитич  К. Юнга. Центр-е содерж ан.-и:учен о бессозн и проц развит личн.Бессозн имеет 2аспек:личн-е и коллектив-е,между четкая дифференц._Структ личн из3ч:Эго вкл сознат ум(воспом,мысл,чувст),выступ как центр личн,обусловлив ее ориентац и адапт в простр.Личн бессозн – верхн слой ,сформиров из индивидуал опыта чел (забыт воспомин,вытеснен импул и желан)Коллек бессозн-наибол влият психич сист:вкл расовую,национ ист;дочел-ое ж-ое сущ-ние,все архетипы, кот носят наследс хар-ер. Арх явл структ единиц коллект бессозн,присущи всему человеч роду,врождены у кажд чел,передают от поколен поколен. По Ю,сущ-т ряд универс арх для всех культур,времен,народов,кот имеют определен характер и явл структ лични:Персона, Анима/Анимус,Тень,Самость.Ю хотел создать универс теор,объясняющ природу чел,кот открыта для нового опыта.Его идеи оказали сущ-ое влиян на развит в20в,обогатив и расширив ее понятийный аппарат.
33. Индивид  А. Адлера. Адлер1870-1937Структура теор.личн: Чувст неполноц,явл фактор развит личн,заставл преодолев мнимый/ реал недостаток. Хар-ка:врожден,бессозн природа,индивидуал у кажд чел; мб физич недост/психологич Стремлен к превосх, врожден,бессознат,это компенсац переживаем неполноцен,уравновешивающая ее.Индивидуально у кажд,явл движущ силой развития личн.Фиктивный финализм,постановка жизнен цели.При физич недостатке цель преодолеть его и жизнь строится по соответствующ плану.Стиль жизни набор особен и привычн спос функцион индив в окр ср,кот вырабат индивид как компенсац конкрет неполноцен и спос достижен цели.Соц интерес - чувс общн с др,умен сотрудн.Творч Я -. Чел сам формир свою жизнь испол факты наслед и опыта.
34. Неофрейдизм (Э. Фромм и К. Хорни).

Нфр-продолж психоан Фрейд,но ориентир на социокульт факт.Основя роль в поведен чел у бессознат побужден. чел соц детерминир,поэтому невротич и норм состоян чел зависит от его окружен. Хорни выдвинула теор культ-филос психопатолог.Х считала врожден инстин доминирующ. Бессознат чувс тревоги основыв на чувс одиноч и беспомощн.Х выдел2вида трев– психологич(боязнь не соединен идеальн и реал образы я) физиолог ( страх новорожде,что родит могут не удел необх ему вним). Фромм (1900–1980), основатель гуманистич психоан, ставил на 1е место достижение личн психологич свободы,на кот «покушается» социум. Чел, не имеющ возможн обрести такую свободу,отказыв от истин ценност,соглашаясь на мнимые,обладан чем-лб.

35. Когнитивная психология. КП – -я познан души и поведен чел, её можно рассматр как дополн гуманист -и,эти направл возник практич в 1время – кон1950нач60. На 1-х этап своего разв КП изуч проц переработ инф от ее попадан на рецепт и до получ ответ реакц;рассматр кратковр и долговр память.Было выясн,что знание и др познават проц,играет 1у из 1х ролей в поведен чел.Чел рассматр как сист, для кот наибол значен имеет поиск и переработ инф(1конит револ).2когн рев - зарожден в КП качеств нов направл,чел выполн определ задач,исп символ сист,язык.Минус КП в ее рамках нет ни 1й теор, кот объясн познав проц и их протек,нет опоры на культ развит чел, рассматр лишь мех-мы протек проц.
36. Гуманистическая психология. ГП возник в нач1960, когда Маслоу сформулир основ принц направлен.ГП доказала,что резул исслед-я ж нельзя перенос на понимание личн чел.Основ принц явл то,что чел появл на свет добр,положит, а все негатив проявл формир на осн его окруж,формир агрессив,озлоблен,гнев.Предм изучен явл конкрет целостн личн со всеми ее составляющ(активн,самосовершенст)и возможн пробл.Деят чел должна мотивир стремлен к справедл,истине,что формир личн потенц.ГП рассматр чел как активн суб деят,кот выбир спос поведен.Мет ГП противопост мет науч -и:клинико-биограф мет против эксперим мет,статистич исслед научной -и. ГП внесла больш вклад в развит психотерапев направл,теор личн,консультир,в-ю была вкл развивающ личн,поведен кот рассматрив со всех сторон научн познан.
37. Разв отеч психологии. Маркс,основ работы: К практике полит.эконом;Капитал.Цель теор историч.материализма-создан объект.наук об историч развит общ,что вытек из революц войны за создан соц.общ.Название-попытка решить базов противореч в филос Гегеля,меж верой в то,что чел явл свободн в действ и представлен,что услов делают чел так как он есть.Объек теор-услов жизн,как сам.важн источн развит чел.Основн факт развит–труд.Личн явл продукт/резул бщест.отношен_В20-30г актив развит получ психотехна,задач кот явл осуществ практич целей психологич средст и использ на производ з-ов человеч поведен для его целесообр регулир и воздейст на чел.В СССР принц психтех выраж в платформе17-ти,в кот входил совет ги:Керженцев,Каплун,Шпильрейн,где решал вопр теор,практ организац труда и управлен_Перед была поставл задач воспит нов челв кон1928-нач29г был созван 1й Пед съезд,на кот выбр общ платфор развит педол.Она явил основ для дальнейш разв возр. После30г усилил напад на педол и психтех,связан с настоящ и мним ошиб:отсутс квалифиц гов-практик, отрыв теор от практ.Глав крит,что воспит актив,творч личн не явл актуал в услов изменив действитпостановлению36г и закрытию педол как наук.
38. Проблема разв в работах сов психологов. Выготский ввел понятие ВПф как о специфич человеч, соц обусловл формы ,анали­зировал проц формирован ВПФ, кот первоначально сущ как формы внеш деят, позже – как полностью внутр проц. Они происходят из форм речевого общен между людьми и опосредованы знаками языка. Сист знаков определяет поведен в большей степени, чем окр природа, т.к. знак, символ содержит в свернутом виде программу поведен. Леонтьев провел цикл эксперим исследов, раскрывающ механизм формирован ВПФ как проц «вращивания» (интериоризации) высш форм орудийно-знаков действий в субъективн структуры чел. А.Р. Лурия особое внимание уделял проблемам мозговой локализац ВПФ и их нарушен. Он явился одним из создателей новой области психологической науки – нейропсихологии. В сов период отеч учеными было выработано определ  как науки о , закон-стях ее проявл и разв. Определение опиралось на полож марксистской философии, ленинской теор отраж и рефлекторной теор.  следовало понимать как св-во мозга отражать объективн действит-ть; психическое - свойство физиологич; физиологич материально, психич идеально.Такие исходные позиции по мере развития психо­логии и накопления ею данных экспериментальных исследований и практического опыта привели к трудностям самого определения пред­мета психологии.
39. Психологич взгляды Г.И. Челпанова.Глав цент-м разработ пробл эксп  стал создан Челп.-Инстит эксп  было построено исследоват и учебн заведен,высок экспер культ проводивш исслед-й.В 1917 инстит начал изд Психологич обозрение. Эсперим,по Челп,базируется на первич понятиях. Они сущ-ют априорно как элементы идеал знания,обладающ абсолют достоверностью. Извлечь эти элем можно только из внут опыта путем их непосред усмотрения .Это аналитич метод,кот должен лечь в основу психологич исслед-й.Челп. сперва пропагандировал вундтов экспер,затем – данные вюрцбургцев, сделавш упор на внутр активности и внечувственности мышл.Главную задач га -очистить сознан от влияния используем в эксперим стимул и наблюдать образующие его начал сущности; найти з-ны душевн жизни,за-сти . Утверждал, что  как экспер наука не мб марксистской и выдвиг проект создания соц, т.к. чел есть член общ-ва.Разделял  на чистую( и зак-сти) и прикладную(решен практиче задач)
40. Естественно-научное направл в отеч и.Павлов создал учен о ВПФживых существ, основн актом повед явл условный рефлекс, так же были выделены др категории рефлексов(ориентиров,рефл цели,рефл свободы).Внеш стимулы выступают в роли сигн,кот носят системн хар-ер,они образуют 2е системы:сенсорную (чувст образы,ощущ, представл) и вербал (слова,письм знаки). 2-я сигн сист в результате анализа и синтеза чувс образов образует обобщен умствен образы.Это качеств различие меж повед ж и чел.У ж повед регулир только нервн сигнал сист,а у чел обе сист связаны.Павл.разработал учение о различ типах ВНД.В России учение Павл об условн рефлек было основн и определяющ фактом для развит естест-научн гии.­Бехтер говорит о равноправном существован2х l: субъектив(эмпирич l сознани)и объективн (заним внеш деят и деят нс как внеш проявлен единой нервно-психич деят). Бехтерев создает общ основы рефлексологии, по Бехт рефлект повед подчиняется двойной детерминации механич и биологич. Принц механич причинности опирается на з-он сохр, все формы поведения есть преобразован энерг.Биологич детерминац, рефлекс есть способ установлен равновес меж организмом и средой.Исследуя биологически механ-мы рефлект деят, Бехт отстаивал мысль о воспитуемости, а не о наследуемом характ рефл.
41. Реактология. К.Корнилов– 1-йсов.г,выступил против субъектив идеалистич теории Вундта и Челпанова, считавш интросп единств надежным метод позн психич.Целью научн работы К. считал соедин объективнс экперимент. Предм реактол – реакции как перв форма всякого жизн проявл. Метод–объектив наблюд. и эксперимент. Структура реакции: сенс компонент, центр и моторный.
42. П.Блонский. Основн научн интересы – методол,общ и возр .Предм считал повед., связан с созн и являющееся соц. Общ психол идеи касались разв памяти и мышл в дет.возрасте и разввообще.1. Память и мышл разв-ся по биогененетич принципу, согласно кот первичнее биол.факторы разв.2. Орг-зм чел-ка и егопроходят 3этапа разв: 1). Детство, 2). Рамножение,3). Угасание.
43. Л.С.Выготский–1-н из выдающихся гов. Все помыслы Выг. были сосредоточ на том,чтобы поконч с версией о "2-х", кот расщепляла чел-ка. В центре интересов было культурн разв реб. Принципиал нововведен в том, что в структуру функции вводились особ регуляторы- знаки, кот созд-ся культурой. Знак–кое орудие, посред-вом кот строится созн. Они изменяют внешн природу и в силу этого – самого чел-ка. Речев знак-также орудие,кот направлено на внутр мир чел-ка и преобразует его. Выг вводит понят о психич сист. Ее комп явл-ся взаимосвязан ф-ции. Разв-ся не отдельно взятая ф-ция (память/мышл), а целостная сист ф-ций. Разв впф соверш-ся в общен. Всякая ф-ция возник сначала между людьми, а затем становится "частной собств-стью" реб. Эти "мысли вслух" в дальнейш интериор-ся и преобраз-ся во внутр речь.Выг обосновал идею, согласно кот "только то обуч явл-ся хорошим, кот забегает вперед разв".Он ввел понятие о "зоне ближайш разв". Под ней имелось в виду расхожд между уровнем задач, кот реб может решить самост/под руковод взросл. Обуч, создавая подобную "зону", и ведет за собой разв. Важное знач в разв реб Выг придавал кризисам, кот тот испытывает при переходе от одной возр ступени к др.
44. М.Басов – как г примык к функц направл, где созн понималось как сист взаимосвязан психич ф-ций. Ее центром он считал волю как ф-цию, предполаг усилия личн по достиж осознан цели. Этот вопр он изуч путем объективн наблюд за разв повед реб. Т.к. изуч было сосредоточ не на внешн движ (рефлексах), а на их внутр смысле, Басов применил вместо терм "повед" термин "д-сть". Басов предлож считать д-сть особ структурой, сост из отд актов и мех-змов, связи между кот регул-ся задачей. Центр для Басова выступала пробл разв д-сти.Чтобы объяснить, как строится и разв-ся д-сть реб, следует взглянуть на нее c т.зр. высш ее формы, каковой явл-ся проф-труд д-сть (в т.ч. умств). Труд – особ форма взаимод-вия его участников между собой и с природой. Его изначал регулятором служит цель, кот подчин-ся и тело, и душа субъектов трудов процесса. Эта цель осозн-ся ими в виде рез-та, ради кот они объедин-ся и тратят свою энергию. Игры детей и их обуч отлич-ся от реального трудов процесса.Они строятся на психолог началах, присущ труду: осознан цель, кот регулирует действия, осознан координация этих действий и т.п.
45. С.Рубинштейн. Основн тематикой его исслед-ний были проблемы методол науки. Он обосновал принц един-ва созн и д-сти, кот позвол дать новую трактовку созн как высш уровня орг-ции психич д-сти. Сомкнуть созн с процессом д-сти, объяснив, как оно формир-ся в этом процессе–таков был подход Руб к предм.Созн,ставя цели, проектирует активн субъекта и отраж реальность в чувств и умств образах. Предполагалось, что природа созн явл-ся изначально соц, обусловл обществ отнош. Т.к. эти отнош изменяются от эпохи к эпохе, то и созн представляет собой историч изменч продукт.Основу связей субъекта с объективн миром составл д-сть чел-ка, кот, изменяя мир, измен-ся сам.На основе принц единства созн и д-сти Руб был проведен цикл эксп исслед-ний ключ пробл,касающ когн процессов(воспр и памяти,речи и мышл).
46. А.Леонтьев-развивал полож о том, что все совершающееся в психич сф чел-ка укоренено в его д-сти. Он предложил схему орг-ции д-стии преобразов на разл уровнях: в эволюц жив мира, в истор чел обще-ва, в индивид разв чел-ка.Леонтьев подчеркивал, что д-сть – особая целостность. Она включ разл комп:мотивы,цели,действия. Их нельзя рассматривать порознь, они образуют сист. Обращ к д-сти как присущ чел-ку форме сущ-ния позвол включ в широк соц контекст изуч основн психолог категорий (образ, действие, мотив, отнош, личн), кот образуют внутр связан сист.
47. Б.Г. Ананьев разработал понятие возр как основн единицы период-ции жизн пути чел-ка. Он ставил задачу исслед-ть связи биол особен и соц достиж личн.Идея соц детермин личн занимает в конц Ананьева одно из центр мест. Соц фактор рассматр-ся им опосредованно, через понят соц статуса, соц ситуации, образа жизни. Он тщат исслед-л пробл индивидо разв чел-ка. В этой пробл он выделял понятия индивида, личн, субъекта, чел-ка. Личн рассматр-ся как наиболее позднее образов по сравнс индивидом. Ананьев предложил антрополог подход к исслед-нию чел-ка, кот был реализован с помощью провед сист генетич исслед-ний,в кот он показывает, что индивид разв - внутренне противоречив процесс, зависящий от многих детерминант.
48. Узнадзе Д.Н. – основатель грузй психол.школы.Методол.основа теории установки. Критикуя полож о непосредств.воздейств внешн стимулов начел-ка Узнадзе предложил исп-ть понят«установка».Установка-целостное,недифференц.бессознат сост субъекта, позвол. Быть готовым к соверш действия.Типы установок:1.фиксирован – реакции на один и тот же раздр-ль, возник после многокр повтор.2.диффузная – на определ.повед, проявля спустя определ время.3.первичная – формир-ся при встрече актуальной потребн и ситуации, делающей возможным её удовл-ние. Типы повед: (уровни, критерием кот явл-ся активность установки):1. на уровне установки (автоматизиров установкой), 2. на уровне объективации (повед, в кот.установка наталкивается на затрудняющие обстоят-ва и требует сознат. оценки ситуации).
49 А.Лурия .В нач 30-хгг.Лурией было проведено эксп исслед-ие роли культурн факторов в развВПФ. Было обнаружено, что измен практич форм д-ти, в особен перестройка д-ти, основан на формал образов и соц опыте, вызывали качеств измен в процессах мышл. С целью изуч взаимоотнош биол и культурн факторов в разв ВПФ было предпринято изуч однояйцевых и разнояйцевых близнецов.Пробл регулир роли речи и речев опосредствования в разв произв психич процессов была, центр в его работе. Клинич исслед-ния близнецов дали большой материал о роли речи в формир-нии впф у детей. Изуч влияние речи на орг-цию повед у норм детей раннего возр и детей, страдающих разн формами умств отсталости. Особенно важный материал для такого изуч открывает обл исслед-ний локал пораж мозга. Разработка этой обл составила главное содерж научн д-сти Лурии. Эти исслед-ния вылились в теорию сист динамич локализации ВПФ и составили содерж новой обл—нейро, основоположн кот был А.Р. Лурия.
50. Педология-наука о детях. «Основатель педол движ в России Блонский определил педол как науку, где изуч симптомокомплекс разл эпох, фаз и стадий дет возр в их времен послед-сти и в их завис-сти от разл условий. Педолог движ сконцентрировало свои усилия на измерен интеллекта детей,отборе неуспевающих и определ их в спец школы. Тестир-ние интеллекта приобрело массов хар-р: вместо разработок образоват программ, помощи в преодол последствий пед запущен педологи сфокусировали вним на выявл негатив последствий соц перемен в России. 4 июля 1936 г. вышло постановлЦК ВКП (б) «О педол извращ в сист Наркомпросов»,где говорилось о том, что педол — вредная орг-ция, имеющая свои руковод центры, ставящая ложные научн эксп-нты, создающ вредные анкеты и тесты, цель кот — найти max негат инфо, характеризующей сов школьника, его семью, родных и обществ среду. Педоло движ в одночасье прекратило свое сущ-ние».
51. Психологич взгляды франц просветителей. В 18в. происх становл эмпир -и во Фр.Этот проц происход под воздейст теор Локка об опытн происхож человеч знан и в споре с Декартом,др рационал.У истоков фран эмпир -и стоят крупн филос Просвещ Ламетри,Гельвеций,Вольтер,Кондильяк,Руссо. Наиб сущест черты фр-и,вним к пробл активн человеч сознан,указан на его обусловл обществен услов—определ как своей соц базой.Руссо Проблемы чел в центре вним.Идеализир чел,каким его создала природа,характериз добр,чувств,сострадающ.В соц состоян чел меняет свою природу. Автор сист воспит. Кандильяк признав 1н источн опыта – ощущен.Методич прием:статуя,внут организован,как чел,обладающ духом,лишен идей и чувс. Он надел её обонян и выводит идеи и психич способн:вним,пам,сравнен,воля.Игнорир соц обусловлен сознан.Гельвеций исследовал пробл неравен умов, считал все люди облад равн предпосыл для разв умств способн. Ламетри - естественнонауч подход к проблеме чел и его.Отвергает дуализм Декарта:приписывает материи на ряду с протяжен,способн к движен,к ощущ и мышл.Нет души как особой субстанц.Ж имеют способн чувств,не явл машинами.Чел-часть природы.Душа-лишен содержан термин,за кот не кроется никак идеи,кот польз для обозначения части организма,кот мыслит. Дидро высказывал материалистич и диалектич идеи в пониман сознан,природы человеч интерес,страст.Дал трактовку способн,признал их врожден.Критиковал сенсуализм Гельвеция,указывал на специф мышл
52. Ассоциативнаяя(Гартли, Беркли, Юм). Беркли шел от сенсуализма к субъект идеализму. Разработ теор зрительн восприят простр,по кот оно комбинация зрит и осязательных ощущ от движен глазных мышц.Говорил о зрен как о языке осязания,подчеркив его знаковый хар-ер. Юм -в тракт “О человеч природе”и труде “Исслед о человеч познании”развил понятие ассоциац, представив все познан как ассоц идей.Поделил все состояния сознан на впечатления и идеи,их отражен.Сложн идеи образуются путем ассоц,через работу особого механиз ассоц,по кот строится вся работа познан.Ассоциац неправильн и случайн даются по з-ну смежности во времени/пространстве,а правильн-по з-ну сходства и причинности.Они лежат и в основе науч мышл.Гартли  развил учение о  как естествен нач,восходящ к органич структуре мозга.Выдел 3основн простейш элем душевной жизни:ощущ, идеации (идеи ощущ/повторение ощущ без предметов),аффекции – удовольствие/неудовольствие.Из этих элем с помощью механиз ассоц строится душевная жизнь,в основе лежат вибрации – физиологич процы,возникающ в вещ-ве нервов и мозга под влиянием внеш воздейств.Ассоциац мб одновремен/последоват.Понимание слов –образован ассоц меж словом и значени, оно устанавлив в детстве из опыта.Истины пассивно отражаются сознан на основе механиз ассоц,новые мысли – комбинац/разложение старых идей.Память –воспроиз ощущ по ассоц в том порядке и отношении, в каком они были получены. Если этот порядок нарушается, мы имеем дело уже с воображением. Воспроизведение происходит объективно без участия субъекта.
53. Психологические взгляды Дж. Локка. Локк развив идеи ассоциан.Основ формиров сознан явл опыт, источн кот явл ощущ,рефлексия. Идеи, возникающ из внеш мира, доставл до сознан ощущен. Внутр идеи(внутр ощущ) доставл до сознан с помощ рефлексии,самонаблюден,анализ и размышл ума.Этот проц получ назван интроспекц и стал основ мет практич изучен содержан созн в интроспект -и.Понятие души. Принц наблюд примен и к изучен души. Душа,как и все в созн чел, явл чист лист,и все содержан души возник при жизни из опыта, не имеют врожд,божест идей,она пассив,способная к восприят среда_Ассоц - неверн соед идей,кот,изнач не связаны,но в созн людей соедин и работ как един целое,сопровож др дрг Причин устан связи мб сила воспит и привычки,внеш источн. Под идеями у Л. поним элем всяк знан,втч ощущен. Источн идеи явл внеш опыт,обеспечив ощущен,и внут-производим рефлексией.Выдел2вида идей:простые,содерж только 1 представл/восприят и приобретают посредс ощущ или рефлексии,и сложн,это сочетан прост идей через мех-зм ассоц.
54. Психологические взгляды Лейбница. Лейбниц–немец филос,математ;рассматр чел как целостн сущ-во,но имел свое поним единств телесн и психич= психофиз параллел:душа и тело не влияют 1о на др и соверш свои операц самостоят,автоматич,в основ единст духов начало.В душе, происх непрерыв деят-неосозн воспр, осознан кот происх при присоедин апперц,вкл вним,пам.Душа имеет 3обл: отчетлив знан,смутн зн и бессозн,наделен разн степ осознан.Субъективн человеч зн связ с познав активн:проц познан любого предм внос собств представл о нем,основанн на жизн опыте,уже на нач стад познан невозм огранич истинность,объективн предм от субъек поним его чел.Восприят и пониман основн кач предм/явл у больш люд совпад и отраж объект картину мира.Значен представл Л.о психике чел закл в том,что они измен и расшир представ о психич,выявив его важн компон – бессозн психику,идея кот впослед широко разрабат в глубин -и,в частн в психоан Фрейда.
55. Психологические взгляды Спинозы. Сущ 4 способа познан:понаслышке;от беспорядочного случайного опыта; от общего к частному;непосредств восприятие сущности через познание ее причины.На основе кот выдел3типа познан:

познан1го рода мнение,воображ,существующ в виде образов, они смутны,искажены,дают абстракт знан;познан 2го рода - общ идеи о существ свойст вещей,основание для наук,но с отрыв от конкретн индивид особенностей объектов; интуитивное познание,знание сущности вещей,в кот конкретное и индивид выступает в их подлинном единстве.__Аффекты определ как естествен проявлен природы. С т.з.мышл афф - ложная,внушен окруж вещами идея,в кот утвержд неадекват реальной способн тела сущ-ть и действов.С т.з.протяжения аффе- состоян тела,в кот вследствие воздейст др тел преувеличив/преумен действит возможность этих тел существ и действовать. Выдел 3 первичных афф:желание,удовольствие,неудовольствие.Многообразие прочих афф образуется на основе этих 3. Спиноза определя страсти,эмоц,афф как основную причину несвободы чел,т.к.поглощенность ими не дает возможности понять их причины.Только отказ от эмоц обусловливает человеч свободу и дает представлен об истинной силе и возможн,показывая чел,что зависит от его воли,а что - от сложивш обстоят.Свобода не возможность следовать своим афф,а как возможн познан необходимости и подчинение этой необходимости.Свобода-освобождение чел от влияния на него инстинк/страстей.
56. Психологические взгляды Декарта. Декарт 1ым осуществил разделение души и тела, сделав их совершен независим др от др, использ механистич теор человеч организма как тела-машины,и способн тела самостоят функ-ть и обрабатывать весь психич материал без помощи души.Способн тела явл только движен, а принц его работы-рефлекс. Способн души - мышл, а принц ее работы-рефлексия, отражения собств мыслей,идей,ощущ,кот видны только ей.Предметом изучения l становится сознан. Объяснение сосуществован в организме души и тела как независ субстанций основано на принц психофизич взаимод:тело влияет на душу,пробуждая в ней страсти в виде чувс восприят,эмоц,душа с помощ мышлен и воли воздейств на тело, побуждая его работать и изменяться. Дуализм.Не только душа воздейств на тело,но и тело способно существенным образом влиять на состоян души, т.е. не однонаправлен воздействие души на тело,а об обоюдн взаимод.Дуализм - душа независима от тела и тесно с ним связана.Душа может сущ отдельно от тела,но в действительности сущ только в связи с ним Рефлекторная.Д.1м ввел понят рефлекса.Схема рефл сводилась к:внеш импульс приводит в движен частицы, называемые ж-ыми духами, кот заносятся в мозг по трубкам,из кот складывается периферическая н.с, а оттуда переходят к мышцам.Мышл - единственный атрибут души, что обусловливает постоянность мыслит проц,происходящих в душе.Она мыслящ субстанция,природа кот состоит в одном мышл. понимается как внут мир чел,доступный самонаблюдению,имеющий особое, духовное бытие, это внут зрение.Мет познан явл систематич сомнение:следует сомневаться во всем, независимо от того,представляется ли оно естественным или сверхъестественным.
57. Психологические идеи Средневековья. В средвек период в Евр 1о из цент положен заним схоласт(филос рассужд)господст в 11-16в,сводил к рацион трактов христиан вероуч.Схоласт им.различ течен,общ положен для кот-было коммент текст.Обычн изучен люб предмета и обсужд реал животрепещ пробл замен словесн ухищрен.Католич церк внач запрещ изуч и пропаганд труды Аристот,но вскоре адаптир их в соответ со своим нужд.Аквинский-создал томизм.Ак. отстаив свою религиоз истин,полагал,что разум обязан служить эт истин,как и само религиоз чувс.Опис душев жизнь и располож различ ее форм в виде лестниц-от низш к высш,кажд явлен имеет свое определен место.Души располож ступенч(человеч,растит,ж-ная),в кажд из них располаг способн и их продукты-ощущ,представл,понят_ Против концепц томист выступ номинализм,основат кот Оккам,отстаив учен о двойствен истин. Считал,что необход опираться на чувствен опыт,и ориентиров на нечто, обознач классы предм,либо знаки/имена.Концепц номинализ способств развит научн взгляд на возможн чел познав мир.Т.о. в эпоху средвек получ распростр нов идеи, связан с опытн познан проявлен душу,стали возник др идеи,основан на детерминист подход,достигш расцвет в эпох Возрожд.
58. Психологические идеи эпохи Возрождения. В 14-15в велась борьбой с церковным видением души.1-ым выступил пантеизм, кот обусловил переход к объяснению мироздания с материалистической т.з.Возникали идеи,отражающ единство чел и природы,направленн против иерархизации, дуализма,христианской теологииновой форме учен,в космос сравнив с божеством, а чел-с космосом.Учен Ибн Рушда 1мы проникли в Итал.Неокрепшие естественнонаучные мысли в эпоху Возрождения не могли выработать собственных обобщающих конструкций. Взгляды идеологов совпали с концепцией мыслителей древнего мира, позаимствовав их стремления к эмпирии, к чувс познан реальности. Бернардино Телезио возглавил новое эмпирико-натуралистич направл,стал разработчиком теор аффект,положившей нач последующ становлен материалистич воззрений.1-м из выдающ ученых эпохи Возрождения явл Леонардо да Винчи,кот воплотил в своих трудах нов вариант отношен к действит. Изменен в реал бытии личн изменяли ее самосознание. Субъект осознав себя центр направлен вовне духовн сил,кот воплощаются в реал,чувс-ые ценности, он желал подражать природе. В Испан возникли направлен против схоластики учения,ищущие реал знания о .Хуан Луис Вивес в кн.О душе и жизн доказывал,что природа чел познается путем наблюден и опыта, позволяющ,опираясь на теор,правильно воспитывать ребен.Хуан Уарте требовал применить индуктивный метод исслед-я способност к наукам, он ставил задач изучить индивид различия меж людьми для определен их пригодности к различным профессиям.
59. Психологические взгляды Платона. Понят о душе у П неразрыв связ с учен о идеях.Мир идей первичен, истинен, неизмен, не зависит от чувс.вещей, и мир вещей,явл небытием, приходящ и смертн.Люб вещь имеет идею,именно идеи - образцы,вещи - их подобия,несовершен слаб копии. Душа выступ связующ звен между мир ид и чувс вещ,хотя сама в своем первобыт сост находит в царств идей и существ прежде, чем соедин с каким-лб те,поэ природа души сродни природе идей. Душа сост из 3ч: вожделеющ душа, разумная душа, противост вожд, яростн дух. Нарушен гармонии част привод к страдан,а ее восстан - к чувс удовол. Борьба част души обнаруж в снах. П.сделал акцен на внут диал, предполаг, что душа в проц мышл спрашив саму себя,сама отвеч,утверж и отриц.Всяк знан воспом душой тех идей, кот она познала во время пребыв в мире идей, до того, как соедин с телом. Чувс познан отделен от рацион-о, отраж материал мир,дает чел вторичн,несущест знан, т.к. отраж кажущ мир вещ.Оно дает промежут мнен меж знан и незнан и явл низ вид знан. Поэт истин мб тольк то познан, кот проник в саму суть,в мир идей.
60. Психологические взгляды Аристотеля. А. в1е систем-л все знан о природе чел от ист вопроса до анализ мнен предшеств и построен на этой основ своей теор.Глав фун-я души - реализ биолог существ организ, в кот телесн и духов образ нераздел целостн. Душа –не самостоят сущн,а форма,способ организац живог тела.После смерти душ возвращ в простран,имеет божест нач,приходящ в тело в момент рожден. Ур-ни способн душ:1Вегетат у.- растен,содерж способн к движен:питан,рост,упад.2Чувс у.-ж,главн способн- чувс,ощущ.3Разумн,высш у.-чел,основ способн размышл_Познават способн души: Восприят – 1чный источ познан, постиг частное,на осн кот чел позн общ;Осязан-глав ощущ, необход для жизни;Память,сохр и воспр ощущ(делится на3вида:низш,сохр ощущ в виде представл; собств пам образ в соед с врем хар-кой;высш пам-проц воспом-я путем установ как-лб отнош настоящ с иском прошл,через ассоц);Воображ -образов предст-я,явл энерг чувс органа без соответ воздейс извне;Мышл-как составлен сужден,протек в понят и постиг общ(мышл низш,не исслед,не утвержд-мнен/предполож;мышл высш,кот позн основ вещ и мб логич,интуит,через кот мож наход посылки;мышл-мудр,кот явл высш вид мышл)
61. Болдуин доказывал, что соврем общ-во влияет на формир-ние не только эмоций, но и личн кач-в детей. Процесс соц-ции влияет и на формир-ние самооценки. В самооценке проявл-ся общ сист ценностей, закрепл в обычаях, условностях, соц учрежд. При этом сущ-т 2круга норм - узкий, относящ к тому семейн кругу, в кот живет реб, широкий - того социума, народа, страны, к кот он принадлежит.Т.к. все дети данного круга и данной нации попадают ~ в одинак условия, то у среднего уровня не сущ-т противореч между личн и обществ нормами. Такие противореч возник только у выдающ людей, кот считают возможн поставить себя выше общ-ва и жить по собств законам. С позиций обществ норм Болдуин рассматривает понятия:одаренность и гениальность. Для него в исслед-нии одаренности главное проанализировать, насколько одаренность чел-ка принимается общ-вом. Т.о., гений и общ-во должны быть согласны относит пригодности новых мыслей, их соотв обществ ценностям. Из этого понятно, почему Болдуин настаивал на необход-сти для всех детей обществ обуч,в т.ч. и обуч игре. Он одним из 1ых отметил соц роль игры и рассматривал ее как инструмент подготовки чел-ка к жизни, к сложным соц отнош.
62. А.Гезелл—амер психолог. Научн д-сть Г. связана с нормативн изуч процессов разв детей.Он хотел провести более тщат исслед-ние раннего разв детей. В Йельском ун-те в1-ые была создана клиника разв детей, где Г. развернул свои исслед-ния. Г. и его коллеги начали тщат исслед-ние раннего разв детей. Они исп-вали фотографирование, позже—киносъемку,придумывали уникал приспособл. Для наблюд за детьми применяли "зеркало Гезелла" (полупроницаем зеркал стекло, отделявшее часть помещен, из кот велось наблюд). Исп-лись естеств условия наблюд, например в фильме, посвящен типичн дню младенца. Получен инфо была представл в "Атласе повед грудн реб". Исслед-ния Г. касались периода от детства до юности.Г. доказывал, что измен повед разв-ся по жестко задан схемам. В кач-ве прямого док-ва выступал "близнецов метод", при кот сравнивали обучен и необучен близнецов. Г. открыл, что необучен близнец очень быстро догонял обучен. На основе этих исслед-ний были выработаны нормы для детей от 4 недель до 6 лет по показателям моторики, речи, адаптивн повед, личностно-соц повед и т. п.
63. К.Бюлер изуч интеллект разв реб. Главное вним он уделял творч мышл, моменту инсайта, что привело его впоследствии к мысли, что интеллект процесс - в какой-либо степени процесс творч-ва. Развивая идею о роли творч-ва в психич разв, Бюлер создал эвристич теорию речи. Речь не дается ребенку в готовом виде, она придумывается, изобретается им в процессе общен со взросл..Интеллект разв детей Бюлер также считал творч процессом. Изучая процесс решен задач, он пересматривает связь между ассоц и осозн,заявляя, что реб связывает между собой только то, что уже осознал как целостность. Это осозн есть творч процесс и происходит мгновенно. Процесс мгновен схватывания сути вещей Бюлер назвал "ага-переживан". Такое схватывание отнош есть процесс мышл, кот не зависит от прошл опыта и является творч актом самого реб.Анализируя связь мышл с творч-вом, Бюлер приходит к мысли о том, что рисование оказывает влияние на интеллект разв детей. Он считал, что рисунок - графич рассказ, построен по принципу устной речи, т.е. рисунок реб -рассказ о нем. Говоря о знач дет игры для психич разв, Бюлер подчеркивал роль именно в формир-нии эмоций. Он вводит понятие функц удовольствия, объясняя, что в игре нет продукта потому, что игра не нуждается в нем, ее цель -процесс игров д-сти.Т.о., в теории игры появилось 1ое объяснение ее мотивации.
64. Ш.Бюлер. Окончив берлин универ, она увлекласьдетства. Одним из важн открытий Ш. Бюлер стало исслед-ние отклонений в психич разв, в частности пробл, кот возник у детей в кризисн периоды жизни. Получ данные привели к мнению о том, что, необходимо учитывать и «профиль разв» реб, он показывает динамику разв и соотнош разл сторон его. Большое знач имели и работы Ш.Бюлер, посвящ изуч жизн пути чел-ка. Фактически она одной из 1-х ввела это понятие, рассматривая жизнь как целостное становл личн. Главной движущ силой этого разв,с ее т.зр., служит потребн личн в самоосуществл.Экспер исслед-ние разл периодов жизни привело к мысли о том, что наиб важн явл-ся пубертат,т.к. это период созрев,связан со становл особой потребн –в дополнении.Бюлер сделала вывод о том, что культура накладывает существ отпечаток на разв подростков, причем с разв общ-ва происходит и удлинение периода пубертатности. Выделяя негативную и позитивную фазы в этом периоде, она считала, что критич периоды сопровождают весь жизн путь личн, при этом отрицат пережив сменяются новыми качеств приобретен, источн радости при переходе к след жизн циклу. Эта работа Бюлер фактически стала первой, в кот дан анализ пуберт возр. Ей принадлежат 1ые исслед-ния, посвящ истор становл возртенденций в ее разв.
65. Психологические взгляды В. Штерна.Его центр исследован-анализ духовн разв реб.Основал в Берлине Институт приклад -гии,развив концеп психотехн.Изучен целостной личн,зак-тей формиров стало целью теор персонализма,исследов этапы развит мышл и речи,стремясь исслед не изолированн развит отд когнит процессов,а формир целостн структ личн ребен.Психич развит-саморазвит,саморазвертыван имеющихся у чел задатков, отпредел средой,в кот живет ребенок – теор конвергенции,т.к. в ней учитывалась роль наследствен и среды. Развитие понимал как рост и преобразован психич структ. Шт.стал 1м из основателей дифферl, доказывал,что сущ индивидуал нормативность,характеризующ конкретного ребен. Шт. доказыв,что эмоц связаны с оценкой окружающ,помогают проц социализац детей и развит рефлексии. Шт. повлиял практич на все обл детской гии от исследов когнит проц до изучен развития личн,эмоц/периодизации детс развит.
66. Основные направления русской философской . Чернышевского основывалась на принц философ материализма в его антрополог форме (чел как единое целое имеет только одну натуру, кажд сторона его деят – деят всего организма целиком/деят органа,рассматрив в натуральн связи со всем организм). Чернышевский боролся за причинный подход в : науч  должна выйти за пределы сознан в целях познан его причин. Юркевич выступил с критикой Чернышев,недостаток трактовки психич явл сост в том, что  рассматрив по образцу естествознан. наука о внут чувс. Соединение педагогики с происходит в труде Ушинского«Чел как предмет воспит». В духовном развит,в формиров хар-ера и нравств качеств исключит роль отводит деят,особенно труду.Другой областью приложения психологической мысли к практике стала промышленная практика. В 80х гг. появляются работы по учету психики в труде.
67. Учение Демокрита о душе и психических процессах. ДЕМОКРИТ — древнегреч. философ. Душа рассматривалась Д. как материальн образование — совокупность наиболее подвижных атомов огня, кот вызывают движения и др. процессы в теле и рассеиваются после смерти тела. Воспр Д. объяснял попаданием в душу отделяющихся от предм тонких пленок (образов); мышлен,кот может познавать и невидимое (сущностное), — определенным расположением атомов души. Целью жизни человека Д. считал спокойное расположение духа, не возмущаемое страстями (страхом, завистью и т. п.). Понимание души Д. сыграло большую роль в утверждении детерминистского способа познан в ,хотя и подвергалось справедливой критике за невозможность в его рамках объяснить возникновение в сознан общих понятий и морально-этических категорий.
68. Франц эмпирич  17в. (Кондильяк, Ламетри, Гельвеций, Дидро, Руссо). В 18 в. происх становл эмпир -и во Фр.Этот проц происход под воздейст теор Локка об опытн происхож человеч знан и в споре с Декартом,др рационал.У истоков фран эмпир -и стоят крупн филос Просвещения Ламетри,Гельвеций,Вольтер,Кондильяк,Руссо. Наиб сущест черты фр-и,вним к пробл активн человеч сознан,указан на его обусловл обществен услов—определ как своей соц базой.Руссо Проблемы чел в центре вним.Идеализир чел,каким его создала природа,характериз добр,чувств,сострадающ.В соц состоян чел меняет свою природу. Автор сист воспит. Кандильяк признав 1н источн опыта – ощущен.Методич прием:статуя,внут организован,как чел,обладающ духом,лишен идей и чувс. Он надел её обонян и выводит идеи и психич способн:вним,пам,сравнен,воля.Игнорир соц обусловлен сознан.Гельвеций исследовал пробл неравен умов, считал все люди облад равн предпосыл для разв умств способн. Ламетри - естественнонауч подход к проблеме чел и его.Отвергает дуализм Декарта:приписывает материи на ряду с протяженностью,способн к движен,к ощущ и мышл.Нет души как особой субстанц.Ж имеют способн чувств,не явл машинами.Чел-часть природы.Душа-лишен содержан термин,за кот не кроется никак идеи,кот польз для обозначения части организма,кот мыслит. Дидро высказывал материалистич и диалектич идеи в пониман сознан,природы человеч интерес,страст.Дал трактовку способн,признал их врожден.Критиковал сенсуализм Гельвеция,указывал на специф мышл.

1. Принцип историзма
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации