Никонов А.В [и др.] (соств.). Административное право России: альбом схем - файл n1.doc

приобрести
Никонов А.В [и др.] (соств.). Административное право России: альбом схем
скачать (797 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc797kb.18.09.2012 17:50скачать

n1.doc



Министерство внутренних дел Российской Федерации

Тюменский юридический институт
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО РОССИИ
Альбом схем


Тюмень

2010

УДК 342.9(075.8)

ББК 67.99(2)1

А 56
Рекомендовано Редакционно-издательским советом Тюменского юридического института МВД России
Рецензенты: кандидат юридических наук С.В. Горовенко

кандидат юридических наук Т.C. Бычкова
Авторы: А.В. Никонов, И.В. Зырянов, С.И. Иванова, С.В. Михайлов, Г.П. Мещеряков, А.А. Петров, Н.Г. Романова, В.А. Тимошенко, Т.А. Трубицына, А.В. Шевцов, В.В. Юрьев.
А 56 Административное право России: альбом схем / А.В. Никонов [и др.]. – Тюмень: Тюменский юридический институт МВД России, 2010. – 116 с.


В альбоме схем представлен теоретический материал, раскрывающий сущность основных институтов административного права. Изложенный в сжатой, схематичной и доступной форме материал позволит обучаемым более глубоко изучить курс административного права, а также систематизировать полученные знания.

Издание предназначено для курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России, преподавателей, студентов высших учебных заведений юридического профиля, а также сотрудников органов внутренних дел.

УДК 342.9(075.8)

ББК 67.99(2)1

Содержание


Предисловие…………………………………………………………………………………………………………….....

5




Часть 1. Государственное управление и административное право…………………………………………………...

6




Раздел 1. Введение в курс административного права России…………………………………………………………

6




Государственное управление как объект административно-правового регулирования……………………………..

6




Административное право как отрасль права и как наука………………………………………………………………

19




Механизм административно-правого регулирования…………………………………………………………………..

29




Раздел 2. Субъекты административного права…………………………………………………………………………

39




Административно-правовой статус гражданина………………………………………………………………………..

39




Административно-правовой статус органов исполнительной власти…………………………………………………

45




Административно-правовой статус государственных служащих………………………………………………………

55




Общественные объединения законодательные основы их деятельности…………………………………………….

64




Раздел 3. Формы и методы государственного управления…………………………………………………………….

73




Формы государственного управления…………………………………………………………………………………...

73




Методы государственного управления …………………………………………………………………………………

74




Правовые акты государственного управления …………………………………………………………………………

75




Раздел 4. Обеспечение законности и дисциплины в государственном управлении…………………………………

79




Способы обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении…………………………………

78




Часть 2. Административно-правовое регулирование в сферах и отраслях управления……………………………..

92




Раздел 5. Административно-правовое регулирование в сфере межотраслевого управления……………………….

92




Сферы межотраслевого управления……………………………………………………………………………………..

92




Раздел 6. Административно-правовое регулирование в социально-политической сфере управления……………..

97




Органы управления обороной…………………………………………………………………………………………....

97




Структура милиции……………………………………………………………………………………………………….

99




Органы управления федеральной службой безопасности……………………………………………………………...

100




Раздел 7. Административно-правовое регулирование в социально-культурной сфере управления……………….

101




Административно-правовое регулирование управления образованием………………………………………………

101




Административно-правовое регулирование управления наукой………………………………………………………

102




Административно-правовое регулирование управления культурой…………………………………………………..

103




Административно-правовое регулирование управления в сфере охраны здоровья

и социального обеспечения граждан…………………………………………………………………………………….

104




Раздел 8. Административно-правовое регулирование в сфере хозяйственной деятельности……………………….

106




Административно-правовые и организационные основы управления в сфере экономики………………………….

106




Часть 3. Административная юрисдикция……………………………………………………………………………….

110




Раздел 9. Административное правонарушение и административная ответственность………………………………

110




Административное правонарушение…………………………………………………………………………………….

110




Административная ответственность……………………………………………………………………………………..

112




Административные наказания……………………………………………………………………………………………

113









Предисловие
Административное право является одной из наиболее многогранных и сложных отраслей российского права. Сложность освоения учебного материала по дисциплине «Административное право России» обусловлена следующими основными факторами: во-первых, административное право по объему нормативных источников, наполняющих ее содержание, превосходит любую другую отрасль российского права; во-вторых, регулируя в основном отношения в сфере реализации исполнительной власти, административное право отличается высокой динамичностью развития и изменения своих правовых институтов.

Предлагаемый курсантам, слушателям и студентам альбом схем составлен в соответствии с государственным образовательным стандартом по дисциплине «Административное право России» для различных специальностей и направлений подготовки.

Каждая отдельная тема содержит учебные наглядные материалы для проведения семинарского или практического занятия.

Перед подготовкой к семинарскому или практическому занятию курсанты, слушатели и студенты помимо лекционного материала могут ознакомиться содержанием темы занятия, представленным в виде схем.

С целью обеспечения более качественного и системного усвоения учебного материала по отдельным темам перед началом семинарского или практического занятия обучаемым рекомендуется обратить внимание на межпредметные связи учебных дисциплин. Например, начиная изучать тему «Граждане как субъекты административного права», рекомендуется повторить темы «Гражданство Российской Федерации», «Конституционные права, свободы и обязанности граждан РФ» дисциплины «Конституционное право России». Далее, используя метод сравнительного анализа и полученные на предыдущих занятиях знания о предмете административного права, следует разграничить конституционные и административные права и обязанности граждан. При этом необходимо учитывать возможность совпадения ряда обязанностей и прав граждан как в конституционном, так и в административном праве. Данный факт объясняется тем, что конституционное право является базовой отраслью по отношению ко всем остальным отраслям права. Исходя из этого, права и обязанности граждан в сфере государственного управления вытекают из правоспособности гражданина, установленной Конституцией Российской Федерации.














ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ШИРОКОМ И УЗКОМ СМЫСЛЕ, СТРУКТУРА







ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ


ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ

ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ


ОТРАСЛЕВОЙ ПРИНЦИП – ОЗНАЧАЕТ, ЧТО КАЖДЫЙ ИЗ ОБЪЕКТОВ ОТРАСЛИ НЕЗАВИСИМО ОТ ТОГО, НА ЧЬЕЙ ТЕРРИТОРИИ ОН РАСПОЛОЖЕН, УПРАВЛЯЕТСЯ ИЗ ЦЕНТРА ЧЕРЕЗ СООТВЕТСТВУЮЩИЕ МИНИСТЕРСТВА И ВЕДОМСТВА И ПОДЧИНЕННЫЕ ИМ ОРГАНЫ НА МЕСТАХ










ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ И ЕЕ МЕСТО В СИСТЕМЕ

ГОСУДАРСТВЕННЫХ ВЛАСТЕЙ



ИСТОЧНИКИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА – ЭТО НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ РАЗЛИЧНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ СИЛЫ, СТРУКТУРИРОВАННЫЕ В СООТВЕТСТВУЮЩИЕ УРОВНИ

СИСТЕМА АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА – ВЫРАЖЕНА В ПРАВОВЫХ НОРМАХ, ИНСТИТУТАХ, ЧАСТЯХ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО КАК ОТРАСЛЬ ПРАВА И КАК НАУКА





Между не соподчиненными органами исполнительной власти


Между органами исполнительной власти и общественными объединениями


Между органами исполнительной власти и органами местного самоуправления


Между органами исполнительной власти и государственными предприятиями и учреждениями

Между органами исполнительной власти и не государственными предприятиями и учреждениями














ОБЩЕНАУЧНЫЕ МЕТОДЫ






ОБЕСПЕЧИВАЕТСЯ МЕРАМИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ, А ТАКЖЕ ДРУГИМИ МЕРАМИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРИНУЖДЕНИЯ







ИСПОЛЬЗОВАНИЕ – СУБЪЕКТ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ САМОСТОЯТЕЛЬНО ПРИНИМАЕТ РЕШЕНИЕ О ТОМ, ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ИЛИ НЕТ ПРЕДОСТАВЛЕННЫМ ЕМУ СУБЪЕКТИВНЫМ ПРАВОМ

РЕАЛИЗАЦИЯ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ НОРМ




ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ



ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКТ – ОСНОВАНИЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОНКРЕТНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ


СОБЫТИЯ

































КОМПЛЕКТОВАНИЕ КАДРОВ

ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ



























побуждение граждан к отказу от исполнения установленных законом гражданских обязанностей и совершению иных противоправных действий






ПО СПОСОБУ ВЫРАЖЕНИЯ

СЛОВЕСНАЯ (ПИСЬМЕННАЯ

И УСТНАЯ)

ВНЕШНЯЯ - ВОЗДЕЙСТВУЕТ НА ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

КОНКЛЮДЕНТНАЯ

(МИМИКА, ЖЕСТЫ, ИНЫЕ НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СПОСОБЫ ОБЩЕНИЯ)

РЕГУЛЯТИВНАЯ

ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ

РАЗДЕЛ 3. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ







ПО СПОСОБУ ПРИНЯТИЯ


КРИТЕРИИ КЛАССИФИКАЦИИ И ВИДЫ

АКТОВ УПРАВЛЕНИЯ

КОЛЛЕГИАЛЬНЫЕ АКТЫ


ПО ТЕРРИТОРИИ

ДЕЙСТВИЯ

ПО СРОКУ ДЕЙСТВИЯ

ЕДИНОЛИЧНЫЕ АКТЫ

ПО ЮРИДИЧЕСКИМ

СВОЙСТВАМ

НОРМАТИВНЫЕ

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ

СМЕШАННЫЕ

ПО ФОРМЕ ВЫРАЖЕНИЯ

СЛОВЕСНЫЕ (ПИСЬМЕННЫЕ И УСТНЫЕ)

КОНКЛЮДЕНТНЫЕ

ПО ХАРАКТЕРУ

КОМПЕТЕНЦИИ

СРОЧНЫЕ

БЕССРОЧНЫЕ

ВРЕМЕННЫЕ

ПО ОРГАНАМ,

ИЗДАЮЩИМ АКТЫ

УКАЗЫ

ПОСТАНОВЛЕНИЯ

РАСПОРЯЖЕНИЯ

РЕШЕНИЯ

ИНСТРУКЦИИ

ПРИКАЗЫ

В МАСШТАБЕ РФ

В МАСШТАБЕ СУБЪЕКТА ФЕДЕРАЦИИ

В МАСШТАБЕ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ЕДИНИЦЫ

ОБЩИЕ

ОТРАСЛЕВЫЕ

МЕЖОТРАСЛЕВЫЕ












УБЕЖДЕНИЕ

(СОСТОИТ В МОРАЛЬНОМ, ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ И МАТЕРИАЛЬНОМ ВОЗДЕЙСТВИИ НА СОЗНАНИЕ И ПОВЕДЕЕНРЕ ЛЮДЕЙ С ЦЕЛЬЮ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОСОЗНАННОГО И ДОБРОВОЛЬНОГО ИСПОЛНЕНИЯ ИМИ ТРЕБОВАНИЯ ПРАВОВЫХ, СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ

ПРИНУЖДЕНИЕ

(ПРИМЕНЕНИЕ ПРИНУДИТЕЛЬНЫХ МЕР ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО И ФИЗИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА, НАПРАВЛЕНЫХ НА НЕУКОСНИТЕЛЬНОЕ СОБЛЮДЕНИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ ВСЕМИ СВУБЪЕКТАМИ ПРАВА

РАЗДЕЛ 4. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАКОННОСТИ И ДИСЦИПИЛНЫ

В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ









НАДЗОР ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ПОСТОЯННОМ, СИСТЕМАТИЧЕСКОМ НАБЛЮДЕ­НИИ СПЕЦИАЛЬНЫМИ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ОРГАНАМИ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ НЕПОДЧИНЕННЫХ ИМ ОРГАНОВ ИЛИ ЛИЦ С ЦЕЛЬЮ ВЫЯВИТЬ НАРУШЕНИЯ ЗАКОННОСТИ. ПРИ ЭТОМ ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДНАДЗОРНОГО ОБЪЕКТА ДАЕТСЯ ТОЛЬКО С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЗАКОННОСТИ, НО НЕ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ







ПЕРСОНИФИЦИРОВАННЫЙ АДМИНИСТРАТИВНЫЙ НАДЗОР

СОСТОИТ В НАБЛЮДЕНИИ ОРГАНОВ МИЛИЦИИ ЗА ОПРЕДЕЛЕН­НОЙ КАТЕГОРИЕЙ ГРАЖДАН, ОСВОБОЖДЕННЫХ ИЗ МЕСТ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ, В ОТНОШЕНИИ КОТОРЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫМ СУДОМ УСТАНОВЛЕНЫ ОГРАНИЧЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО ХАРАКТЕРА




















ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБОРОНОЙ



СТРУКТУРА МИЛИЦИИ РФ















МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ














Учебное издание
Никонов Александр Викторович, Зырянов Игорь Валерьевич,

Иванова Светлана Ивановна и др.

Административное право России
Альбом схем




Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации