Реферат - Правовые режимы информационных ресурсов - файл n1.doc

Реферат - Правовые режимы информационных ресурсов
скачать (97.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc98kb.18.09.2012 17:44скачать

n1.doc



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «САРАТОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»


Кафедра Административного и муниципального права

Учебная дисциплина «Информационное право»

Правовые режимы информационных ресурсов

(реферат)

Выполнила:

Студентка 3 курса

.

Саратов

2011

Оглавление


Оглавление 2

2

Введение 3

1. Понятие правового режима информационных ресурсов. 4

2. Понятие и виды охраноспособной информации. 5

3. Режимы защиты информации 7

4. Правовой режим информационных технологий, информационных систем и сетей. 9

5. Применение института правового режима к информационно-коммуникационным технологиям и сетям 11

Бачило И.Л. Информационное право основы практической информатики. М:- 2003. 122-140 14

Заключение 15

Список литературы 16



Введение


Сегодня невозможно представить себе жизнь современного общества без информационных ресурсов.

Возрастание роли информации практически во всех областях жизнедеятельности обусловлено многими факторами и, прежде всего, формированием информационного сектора экономики, равного по значимости, а порой и превосходящего по ресурсному потенциалу такие традиционные ее подразделения, как промышленность, сельское хозяйство и услуги. Мера развитости информационного сектора не только оказывает существенное влияние на систему производственных от­ношений, но и предопределяет реальные границы возможностей для членов общества искать, получать и распространять информацию.

Важную роль в проектировании информационных процессов играет право, с помощью которого не только регулируются сложившиеся отношения, но и происходит расширение сферы информационной деятельности, диктуемое общественными потребностями.

Таким образом, право воздействует непосредственным образом на ход информационных процессов, определяя и поддерживая те направления, которые формируют облик так называемого информационного общества.

Информационное общество развивается стремительными темпами, и это развитие сказывается на характере общественных отношений, складывающихся между членами данного общества, а также между ними и государством. Сущность и характер этих общественных отношений не позволяют осуществить их регулирование нормами только классических отраслей права, поскольку они специфичны в силу особенностей и юридических свойств информации, выступающей в роли основного объекта, по поводу которого и возникают такие отношения. Данное обстоятельство обусловило появление новой комплексной отрасли права — информационного, а равно принципиально новой одноименной юридической дисциплины, которая производна от информационного права как отрасли права и отрасли науки.

Информация также является объектом права. Поэтому ей как и другим объектам прав присущи определенные риски, которые необходимо страховать.

1. Понятие правового режима информационных ресурсов.


Содержание правового режима информационных ресурсов не предусмотрено в действующем Законе об информации, однако данное правовое явление занимает особое место в правовых отношениях. Смысл понятия "правовой режим" заключается в возможности совершения или несовершения с объектом права определенных действий, влекущих известный юридический результат.

В зависимости от характера действий и юридических последствий их совершения или несовершения, составляющих содержание правовых режимов, различают следующие виды гражданско-правовых режимов:

- правовой режим собственности;

- режим исключительных прав;

- режим обязательственного права.

В содержание правового режима информационных ресурсов включаются:

1) порядок документирования информации;

2) положения о доступе к информационным ресурсам в зависимости от их категорий;

3) принятие мер по охране информации (способы охраны и порядок их применения). Следует отметить, что охрана - более широкое понятие, чем понятие "защита информации", и включает в себя также меры, направленные на предупреждение нарушения.

В свою очередь, следует отметить, что порядок защиты одинаков для всех объектов

правоотношений, в том числе для информации. Различают юрисдикционный и неюрисдикционный порядок защиты. Юрисдикционный порядок защиты - это деятельность государственного органа, направленная на восстановление права и пресечение действий, нарушающих право. Юрисдикционный порядок делится, в свою очередь, на судебный и административный. Неюрисдикционный порядок имеет место при самозащите и при применении мер оперативного воздействия.

Следует отметить, что элементы правового режима информационных ресурсов

закрепляются также в законодательстве субъектов РФ. Так, И.Л. Бачило говорит о том, что в законодательстве субъектов РФ насчитывается до 7 - 8 элементов правового режима информационных ресурсов, к ним, в частности, законодатель относит: порядок создания информационного продукта, стандарт его документального оформления, порядок финансирования, определение субъекта права собственности или исключительного права установление категории доступа, правила учета и регистрации, условия обеспечения безопасности, порядок правоохранительной процедуры.

2. Понятие и виды охраноспособной информации.


Информация с ограниченным доступом определяется двумя признаками.

1. Доступ ограничен в соответствии с законом.

2. Цель ограничения - защита основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечение обороны страны и безопасности государства.

Признаки охраноспособности информации:

1) охране подлежит только документированная информация;

2) информация должна соответствовать ограничениям, установленным законом;

3) защита информации устанавливается законом.

Виды информации с ограниченным доступом:

1) государственная тайна;

2) конфиденциальная информация - документированная информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством РФ:

- коммерческая тайна;

- тайна частной жизни;

- служебная тайна;

- профессиональная тайна.

Следует отметить, что термин "защита информации" законодательно закреплен в ст.16 Закона об информации, анализ законодательства РФ позволяет говорить о том, что данное понятие является широко употребляемым. Толковый словарь "Бизнес и право" правовой системы "Гарант" под данным понятием подразумевает "все средства и функции, обеспечивающие доступность, конфиденциальность или целостность информации или связи, исключая средства и функции, предохраняющие от неисправностей. Она включает криптографию, криптоанализ, защиту от собственного излучения и защиту компьютера".

Между тем в ряде международных соглашений можно найти термин "защита информации".

Под ним подразумевается:

- деятельность, направленная на предотвращение утечки конфиденциальной информации, несанкционированных и непреднамеренных воздействий на конфиденциальную информацию1;

- комплекс административных, организационных и технических мероприятий по ограничению доступа к информации и ее носителям в целях обеспечения ее сохранности и недоступности третьим сторонам, предусмотренный законодательством РФ2.

Таким образом, защита информации представляет собой принятие правовых,

организационных и технических мер, направленных на:

1) обеспечение защиты информации от неправомерного доступа, уничтожения,

модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения, а также иных неправомерных действий в отношении такой информации;

2) соблюдение конфиденциальности информации ограниченного доступа;

3) реализацию права на доступ к информации.

Обладатель информации, оператор информационной системы в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, обязаны обеспечить:

1) предотвращение несанкционированного доступа к информации и (или) передачи ее

лицам, не имеющим права на доступ к информации;

2) своевременное обнаружение фактов несанкционированного доступа к информации;

3) предупреждение возможности неблагоприятных последствий нарушения порядка доступа к информации;

4) недопущение воздействия на технические средства обработки информации, в результате которого нарушается их функционирование;

5) возможность незамедлительного восстановления информации, модифицированной или уничтоженной вследствие несанкционированного доступа к ней;

6) постоянный контроль за обеспечением уровня защищенности информации.

Федеральными законами могут быть установлены ограничения использования

определенных средств защиты информации и осуществления отдельных видов деятельности в области защиты информации.

3. Режимы защиты информации


Цели защиты информации:

1) предотвращение хищения, утечки, искажения, утраты и подделки информации;

2) предотвращение несанкционированных действий по уничтожению, модификации,

копированию и блокированию информации;

3) реализация права на государственную тайну и конфиденциальную информацию.

На основании ст. 16 Закона об информации защите подлежит любая документированная информация, неправомерное обращение с которой может нанести ущерб ее собственнику, владельцу, пользователю и иному лицу.

Защищаемая информация - информация, являющаяся предметом собственности и

подлежащая защите в соответствии с требованиями правовых документов или требованиями, устанавливаемыми собственником информации.

Защита информации осуществляется от:

- утечки (неконтролируемого распространения защищаемой информации в результате ее разглашения, несанкционированного доступа к информации и получения защищаемой информации разведками);

- несанкционированного воздействия (воздействия на защищаемую информацию с

нарушением установленных прав и (или) правил на изменение информации, приводящего к ее искажению, уничтожению, блокированию доступа к информации, а также к утрате, уничтожению или сбою функционирования носителя информации);

- непреднамеренного воздействия (воздействия на защищаемую информацию ошибок ее пользователя, сбоя технических и программных средств информационных систем, природных явлений или иных нецеленаправленных на изменение информации мероприятий, приводящих к искажению, уничтожению, копированию, блокированию доступа к информации, а также к утрате, уничтожению или сбою функционирования носителя информации);

- разглашения (несанкционированного доведения защищаемой информации до

потребителей, не имеющих права доступа к этой информации);

- несанкционированного доступа (получения защищаемой информации заинтересованным субъектом с нарушением установленных правовыми документами или собственником, владельцем информации прав или правил доступа к защищаемой информации);

- разведки (получения защищаемой информации технической, агентурной разведкой).

Режим защиты информации устанавливается в отношении трех групп сведений:

1. Сведения, относящиеся к государственной тайне: режим устанавливается

уполномоченным государственным органом на основании Закона РФ о государственной тайне.

2. Конфиденциальная информация. Режим защиты информации устанавливается

собственником информационных ресурсов или уполномоченным им лицом на основании Закона об информации.

3. Персональные данные. Режим защиты информации устанавливается специальным

Федеральным законом N 152-ФЗ от 27 июля 2006 г. "О персональных данных".

Контроль за соблюдением требований к защите информации, а также обеспечение органами мер защиты информационной системы, образующие информацию с ограниченным доступом в негосударственных структурах, возложены на государственные органы. Собственник информации также имеет право осуществить аналогичный контроль. Законом устанавливаются только перечни сведений, которые не могут быть отнесены к конкретному виду информации с ограниченным доступом. Исключение - перечень сведений, составляющих государственную тайну3.

4. Правовой режим информационных технологий, информационных систем и сетей.


Триединство информации, технологий и систем связи в практической информатике определяет значение института правового режима не только для информационного ресурса. Этот институт действует и в отношениях, связанных с информационными технологиями, образуемых на их основе информационными системами и обеспечивающими взаимодействие систем средств связи.

Есть ли специфика в применении института правового режима к информационным технологиям? Безусловно. Инфраструктура информатизации как процесса удовлетворения информационных потребностей в информации различных пользователей этого ресурса, безусловно, включает информационные технологии, информационные системы и информационные коммуникации - сети. Это не исчерпывающий состав инфраструктуры, ибо сюда включаются и кадры специалистов, и системы управления, и системы производства, и многое другое. Названные предметы отношений, как и информационные ресурсы, включаются в структуру института правового режима.

Дефиниция категории "информационные технологии" в нормативно-правовых актах пока самостоятельно не определена.

Согласно Федеральному закону "Об информации, информатизации и защите информации" технологии отнесены к категории "средства обеспечения автоматизированных информационных систем", а программы для ЭВМ являются средством обеспечения технологий. Более четкая постановка вопроса об информационных технологиях содержится в Законе РФ от 23 сентября 1992 г. "О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных". Здесь программа для ЭВМ определена как объективная форма представления совокупности данных и команд, предназначенных для функционирования ЭВМ и других компьютерных устройств с целью получить определенный результат. 

Другой закон РФ, принятый одновременно с Законом "О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных", и посвященный правовой охране топологий интегральных микросхем, определяет свой предмет как зафиксированное на материальном носителе пространственно-геометрическое расположение совокупности интегральной микросхемы и связей между ними.  Закон определяет порядок установления авторства и имущественных прав создателя микросхем.

Таким образом, программа, согласно двум законам 1992 г., имеет организационную форму выражения в виде: 1) изделия на материальном носителе; 2) "подготовительных материалов", которые могут быть представлены письменными документами, фрагментами микросхемы, демонстрационными стендами; 3) как сказал законодатель -в виде аудиовизуального отображения.

Таким образом, описание программы как объекта внимания права говорит о его сложности, о том, что он имеет три разных формы его представления. А это, в свою очередь, заставляет насторожиться, когда весь предмет отношений в информатике, во всей его совокупности, отнесен к объектам авторского права. Вместе с тем обостряется вопрос и о сложности правового режима на этот объект информатики.

Позиции правового режима применительно к программам для ЭВМ по аналогии с правовым режимом информационного ресурса.

1. Фиксация информации в документированной форме в данном случае дополняется воплощением в виде материализованного и выраженного в объективированной форме - "изделие" и в виде экранного "отображения".

2. Вторая позиция правового режима оказывается самой сложной для данного объекта. Формально в позициях правового режима применительно к информационным ресурсам предусмотрено установление собственности на этот ресурс. Но относительно информационных технологий, сердцевиной которых являются программы и их сочетания в программном обеспечении определенных ЭВМ, в соответствии с Законом "Об авторском праве...", к сфере ведения которого причислены программы для ЭВМ-, речь может идти о сфере интеллектуальной собственности в части исключительных прав создателя или правообладателя программы. Но это уже не сфера права собственности вещной по российскому праву.

3. Третья позиция правового режима применительно к информационным технологиям -  определение категорий по доступу к данному объекту. Программы и программный продукт может быть секретным и относиться к режиму государственной тайны.

Более мягкая форма ограничений доступа к программам для ЭВМ и программному продукту - коммерческая или служебная тайны. Но возникает конфликтная зона в связи с ограничениями для выхода на рынок программного продукта, который может иметь режим ноу-хау. Необходимы более жесткие условия защиты интереса создателя и интереса государства или иного субъекта, который заинтересован в ограничении распространения этого продукта с учетом среды его применения.

4. Последняя позиция правового режима - выбор формы охраны и защиты объекта, режима, обеспечивающего безопасность для самого продукта, интереса соответствующих субъектов, а также для пользователей - создателей и эксплуатационных структур информационных систем. Правовые механизмы здесь сосредоточены на производствах учета, квалификации и регистрации результатов работы в области создания информационных технологий.

Определяя возможность применения института правового режима к таким объектам, которые называются "информационные технологии", в общей форме имеем в виду, что более детально эти вопросы должны быть привязаны к проблеме информационной деятельности и обеспечению управления процессами информатизации.

Таким образом, правовой режим информационных технологий, являясь комплексным правовым институтом, устанавливает обязательность определения формы представления технологического продукта (в письменной или иной форме), определения формы собственности и исключительных прав его создателя или правообладателя, категории по доступу и способам защиты и предусматривает применение методов и средств гражданского права, включая средства интеллектуальной собственности, а также применение средств и методов регулирования публичного права (конституционного, административного, уголовного и др.).

5. Применение института правового режима к информационно-коммуникационным технологиям и сетям


В сфере практической информатики реализуются не только программные продукты обработки информации, но и технологии передачи информации на расстоянии. Федеральный закон "Об информации..." в составе средств обеспечения автоматизированных информационных систем называет и средства связи (ст. 2). Федеральный закон "Об участии в международном информационном обмене" определяет "средства международного информационного обмена" как "информационные системы, сети и сети связи" (ст.2).

Системы связи и образуемые при их обслуживании информационных систем сети имеют важное значение для обозначения пределов информационного пространства в его физическом восприятии. Категория "информационное пространство" не имеет жесткого определения и может рассматриваться не только в границах жизни информационной инфраструктуры, выраженной сетями связи, но и масштабах распространения информационных ресурсов России в мировой культурной, экономической инфосфере в результате включения российских информационно-коммуникационных сетей в глобальные системы мирового масштаба - Интернет, всемирную паутину.

В этой области различают электронное, эфирное, кабельное, цифровое вещание, в основе которых лежат определенные технологии передачи информации, связи между информационными системами и ЭВМ.

Чтобы система работала и не оставалась локальной только для одного пользователя, необходимы ее контакты с другими системами и с пользователями. Здесь возникает проблема определения средств связи в предметном, функциональном, социальном, психологическом аспектах, и каждый из них имеет свою проекцию в правовой системе.

Средства связи в Федеральном законе от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ "О связи" в ст. 2 определены как "средства, используемые для формирования, обработки, передачи или приема сообщений электросвязи либо почтовых отправлений". Соответственно сети электросвязи определяются как технологические системы, обеспечивающие один или несколько видов передач: телефонную, телеграфную, факсимильную передачу документальных сообщений, включая обмен информацией между ЭВМ, телевизионное, звуковое и иные виды радиопроводного вещания. Технические средства и сооружения электросвязи, используемые для предоставления услуг электросвязи, образуют "сетевые ресурсы".

Для понимания предмета информационных систем связи полезно иметь в виду определения технических средств связи, радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств. В связи с допускаемыми уровнями радиопомех под техническими средствами, которые должны соответствовать государственным стандартам понимаются изделия, оборудование, аппаратура и (или) их составные части, функционирующие на основании законов электротехники, радиотехники и (или) электроники и содержащие электронные компоненты и (или) схемы.

Радиоэлектронные средства означают "технические средства, состоящие из одного или нескольких радиопередающих или радиоприемных устройств или их комбинаций и вспомогательного оборудования, предназначенные для передачи и приема радиоволн".

Высокочастотные устройства означают оборудование или приборы, предназначенные для генерирования и местного использования радиочастотной энергии и промышленных, научных, медицинских, бытовых или подобных целей, за исключением применения в области электроники.

Для обеспечения связи пользователей ЭВМ и различных информационных систем используются сети связи общего пользования. Они открыты для всех физических и юридических лиц, органов государственной власти и местного самоуправления.

В системах общего пользования широко применяются коммуникационные системы проводного, волоконно-оптического, беспроводного характера. Телерадиовещание использует электрические, кабельные каналы связи и спутниковые системы связи. Организационные и управленческие проблемы здесь те же, что и с технологиями информационными. Особенность состоит в установлении порядка выделения частот для вещания определенных программ. Это связано с регулированием правил выделения частот для пользователей. В правовом плане это оформляется как выдача лицензии на право радио- и телевещания. Эти вопросы в большей мере относятся к проблемам организации и деятельности средств массовой информации и телерадиовещания.

Заключение о том, что и применительно к средствам коммуникации, средствам связи и их систем институт правового режима имеет прямое отношение. Здесь есть своя специфика. Но принципиально все позиции правового режима проявляют себя и в этой части инфраструктуры информатизации.

Первая позиция правового режима - требование документирования информации в этом случае трансформируется в соответствии с характером объекта.

При оформлении права на средство связи, используемое в информационной сфере в обязательном порядке требуется зарегистрировать вид средства связи, которое будет использоваться конкретным субъектом. При необходимости для этого следует оформить лицензию на пользование определенным каналом, частотой и т.п. Средство связи должно отвечать установленным требованиям и быть сертифицировано. Все это создает определенный режим данного предмета отношений собственника средств связи, как правило государства и пользователя.

Вторая позиция правового режима - установление права собственности на объект связи, используемый в информационно-коммуникационной системе, также требует правового оформления.

Путем изменения правового режима собственности на радиотелепередающие центры, т.е. на средства коммуникации, изменяется работа системы по существу.

Третья позиция правового режима, связанная с установлением категории используемой информации для обеспечения качества работы систем связи, информационной безопасности имеет самое прямое отношение. Режим информации, режим информационных технологий и информационно-коммуникационных каналов требует синхронизации с учетом интересов государства, личности и общества в целом. Установление определенного режима доступа к информации должно быть поддержано всеми остальными средствами информатизации.

И последняя, четвертая, позиция правового режима самым тесным образом связана со всеми предыдущими и работает в комплексе. Правовые, технические, организационные и иные формы защиты информации и технологий должны быть сбалансированы.

В область обеспечения безопасности средств информатизации, ее инфраструктуры входят и отношения, реализующие ответственность за правонарушения в области связи.

В главе 13 КоАП "Административные правонарушения в области связи и информации" из перечисленных составов правонарушений видно, что все они касаются соблюдения правового режима средств связи и коммуникаций, норм, устанавливаемых от имени государства, касающихся всех субъектов, осуществляющих деятельность в рассматриваемой области.

В Уголовном кодексе РФ нет специальных составов преступлений в области связи. Но в гл. 28 "Преступления в сфере компьютерной информации", где помещены три статьи: 272. "Неправомерный доступ к информации", 273. "Создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ", 274. "Нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети", - во всех случаях имеется в виду в части последствий преступного деяния "нарушение работы ЭВМ, системы ЭВМ или их сети" (выделено нами - И.Б.). Это дает основание считать, что законодатель наряду с защитой информации и компьютерных систем предусматривает и нанесение вреда коммуникационным системам и их сетям. Вместе с тем не помешало бы преступления в сетях информационных коммуникаций выделить в самостоятельные составы4.

Заключение


Нормы, определяющие правовой режим информационных ресурсов, устанавливают:

· порядок документирования информации;

· право собственности на отдельные документы и отдельные массивы документов в информационных системах;

· категорию информации по уровню доступа к ней;

· порядок правовой защиты информации.

Таким образом, правовой режим – это установленная последовательность совершения одних действий за другими, без осуществления которых немыслимо само понятие «правового режима» и, соответственно, всего становления процесса информатизации в юриспруденции как некоего социально-экономического и научно-технического процесса в правовом пространстве. Таким образом, правовой режим информационных ресурсов в целом представляет собой сложную процедуру по включению информации в сферу гражданского оборота, что не может не говорить о высокой степени важности данной процедуры и ее детализированной проработке в законодательстве. Именно законодательное определение позволит различным информационным системам, технологиям и субъектам информационного обмена работать в легальном режиме.

Список литературы


ФЗ «ОБ ИНФОРМАЦИИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЯХ И О ЗАЩИТЕ ИНФОРМАЦИИ» 27 июля 2006 года N 149-ФЗ

ФЗ "О связи" от 7 июля 2003 г № 126-ФЗ

ФЗ "О персональных данных" от 27 июля 2006 г № 152-ФЗ.

Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Белоруссия о сотрудничестве в области защиты информации (Москва, 9 июля 1997 г.).

Соглашение между Правительством РФ и Правительством Словацкой Республики о защите информации ограниченного доступа (Братислава, 29 апреля 1997 г.).

Н.Н.Ковалева. Информационное право России. Учебное пособие. 2008.

Бачило И.Л. Информационное право основы практической информатики. М:- 2003.


1 Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Белоруссия о сотрудничестве в области защиты информации (Москва, 9 июля 1997 г.).


2 Соглашение между Правительством РФ и Правительством Словацкой Республики о защите информации ограниченного доступа (Братислава, 29 апреля 1997 г.).


3 Н.Н.Ковалева. Информационное право России. Учебное пособие. 2008. С.38-43

4 Бачило И.Л. Информационное право основы практической информатики. М:- 2003. 122-140




Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации