Пустоветова И.К. Международные перевозки - файл n1.doc

приобрести
Пустоветова И.К. Международные перевозки
скачать (1204.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc1205kb.18.09.2012 17:32скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5


Министерство образования и науки РФ

ГОУ ВПО «Сибирская государственная автомобильно-дорожная

академия (СибАДИ)»

И. К. Пустоветова

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ


Конспект лекций


Омск

СибАДИ

2011

УДК 656.13

ББК 39.38

П 89


Рецензенты:

канд. техн. наук, доц., директор НГОУ «УКЦ АСМАП»

А.Н. Витушкин (СибАДИ);

канд. техн. наук, доц. В.В. Офицеров

(Омский государственный технический университет)


Работа одобрена редакционно-издательским советом академии в качестве конспекта лекций для специальности 190701 «Организация перевозок и управление на транспорте (автомобильный транспорт)».

Пустоветова И. К.

П 89 Международные перевозки: конспект лекций. – Омск: СибАДИ, 2011. – 100 с.

В конспекте лекций рассматриваются вопросы планирования, организации и технологии международных автомобильных перевозок. Представлены такие темы, как состояние рынка международных перевозок грузов и пассажиров автомобильным транспортом, деятельность международных организаций в области автомобильного транспорта, правовая основа регулирования перевозок грузов автомобильным транспортом и другие.

Содержание издания соответствует рабочей программе по дисциплине ДС.02 «Международные перевозки» специальности 190701 «Организация перевозок и управление на транспорте (автомобильный транспорт)».

Предназначен для студентов всех форм обучения специальности 190701 с целью использования при изучении дисциплины, а также в курсовом и дипломном проектировании.

Может быть полезен студентам других специальностей технического, экономического и управленческого профилей.
Табл. 2. Ил. 4. Библиогр.: 16 назв.
© ГОУ «СибАДИ», 2011

ОГЛАВЛЕНИЕ


К читателю ...........................................................................................................


4

Введение ..............................................................................................................


5

Основные понятия и термины ...........................................................................


8

Раздел I. Международные автомобильные перевозки: международный и федеральный аспекты




Тема 1.

Анализ состояния рынка международных перевозок грузов и

пассажиров автомобильным транспортом .......................................


13

Тема 2.

Деятельность международных организаций в области

автомобильного транспорта ......................................................……


23


Раздел II. Организация и условия перевозок грузов автомобильным

транспортом




Тема 3.

Правовая основа регулирования перевозок грузов автомобильным транспортом ...............................................................................


32

Тема 4.

Режимы труда и отдыха водителей при международных перевозках ..................................................................................................


38


Раздел III. Документальное регулирование перевозок грузов

автомобильным транспортом




Тема 5.

Транспортное страхование международных перевозок ....….........

50

Тема 6.

Таможенные системы и таможенные документы ...........................

60

Тема 7.

Основные документы при выполнении международных

автомобильных перевозок .................................................................


74


Раздел IV. Экономические результаты организации международных

перевозок грузов




Тема 8.

Расчет затрат на выполнение международных перевозок ..............

77










Перечень тем докладов и рефератов ................................................................

87







Вопросы для подготовки к экзамену .................................................................

90







Библиографический список ........……………………………...……………....

93







Приложение 1. Экспорт важнейших товаров …………………………...........

94

Приложение 2. Импорт важнейших товаров …………………………….......

95

Приложение 3. Внешнеторговый оборот Российской Федерации

с основными торговыми партнерами ……………………………....................


96



К ЧИТАТЕЛЮ
Предлагаемый вашему вниманию конспект лекций по дисциплине «Международные перевозки» является логической и композиционной частью учебно-методического комплекса дисциплины. Особенность конспекта лекций состоит в том, что он рассматривает основы вопросов изучаемой дисциплины, базовую часть. Для получения полной информации по вопросам каждой темы необходимо прослушать лекционный курс и выполнить требуемые задания на лабораторных занятиях.

В конспекте лекций выдержан порядок представления тем в соответствии с рабочей программой дисциплины «Международные перевозки». Рассматриваемые темы объединены внутренними связями логики изучения материала. Одновременно сохранены закономерности внутридисциплинарных связей, когда первая тема содержательно уточняется последующими либо отдельный вопрос уточняется в других темах.

Данная особенность позволяет говорить о качестве структурного построения предлагаемого учебного материала, которое обеспечивает комплексно-синтетическое усвоение теоретических знаний в области международных перевозок и дает возможность будущему специалисту наиболее адекватно действовать в современной быстро меняющейся хозяйственной ситуации.

Специфика расположения материала позволяет одновременно удерживать и коррелировать связи между фрагментами информации, непосредственно не пересекающимися в учебной литературе, но синтезирующимися в реальной практической деятельности.

В темах использована отечественная и зарубежная учебная и специальная литература, соответствующая государственному образовательному стандарту подготовки дипломированного специалиста по направлению 653400 «Организация перевозок и управление на транспорте».

И.К. Пустоветова

ВВЕДЕНИЕ
В рыночной экономике автотранспортное предприятие (далее – АТП) является объектом товарно-денежных отношений, обладающим экономической самостоятельностью и полностью отвечающим за результаты своей деятельности. С учетом современных реалий российской экономики важнейшей задачей, стоящей перед АТП, является создание таких форм организации производства, которые бы обеспечили высокую эффективность работы, конкурентоспособность и устойчивость положения на рынке транспортных услуг. Одним из направлений решения поставленной задачи является овладение знаниями, умениями и навыками, необходимыми для организации, планирования и управления международными перевозками.

Конспект лекций раскрывает основное содержание вопросов по дисциплине специализации «Международные перевозки», являющейся частью учебного плана специальности 190701 «Организация перевозок и управление на транспорте (автомобильный транспорт)».

Первая тема курса – «Анализ состояния рынка международных перевозок грузов и пассажиров автомобильным транспортом». Ознакомившись с материалами темы, студент получит понятие о роли и месте международных перевозок в экономическом комплексе страны, из чего складывается конкурентоспособность российских перевозчиков, узнает о структуре экспортно-импортных перевозок грузов, участии регионов РФ в обеспечении внешнеторговых связей и других вопросах.

Вторая тема «Деятельность международных организаций в области автомобильного транспорта» рассматривает вопросы организации деятельности ряда правительственных и неправительственных международных организаций в области автомобильного транспорта. Рассмотрены их цели, задачи, основные функции и компетенции.

В третьей теме «Правовая основа регулирования перевозок грузов автомобильным транспортом» внимание уделяется существующей нормативно-правовой и законодательной базе: выполнен обзор основного содержания Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ, CMR) и протоколов к ней, рассмотрены основные документы российского законодательства, регулирующие международные автомобильные перевозки, приведены определения базисных условий договора поставки товара и «Инкотермса», охарактеризованы сущность и содержание данных понятий.

Четвертая тема – «Режимы труда и отдыха водителей при международных перевозках». В ней выполнен обзор основных положений Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР), национальных нормативно-законодательных актов, приведены основные нарушения правил ЕСТР водителями, выполняющими международные перевозки на территории РФ и в странах Западной Европы, охарактеризована организация контроля за соблюдением режимов труда и отдыха: виды и методы, оборудование.

Тема пятая «Таможенные системы и таможенные документы» содержит описание порядка правового таможенного регулирования международных перевозок, разрешительной системы на международные перевозки, международных конвенций и соглашений, регулирующих таможенные вопросы, видов пограничного контроля, существующих таможенных систем. Особое внимание уделяется рассмотрению содержания Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП, TIR) и вопросам организации перевозок по процедуре МДП.

Шестая тема посвящена характеристике транспортного страхования международных перевозок. Рассматриваются формы и основные виды страхования: обязательное страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств перед третьими лицами (ОСАГО), полисы «зеленая» и «синяя» карты, медицинское страхование водителей, страхование автотранспортных средств (Авто-КАСКО) и другие.

В седьмой теме «Основные документы при выполнении международных автомобильных перевозок» рассматриваются основные документы, требующиеся при выполнении международных перевозок грузов и пассажиров. Документы разделены на три группы: водителя, на транспортное средство и на груз. Приведен перечень дополнительных документов, требующихся в случае перевозки крупногабаритных, тяжеловесных или опасных грузов.

Восьмая тема ­– «Расчет затрат на выполнение международных перевозок». Здесь приведена методика расчета затрат в рублях и валюте на выполнение международной автомобильной перевозки грузов, определены пути сокращения затрат, охарактеризовано влияние условий эксплуатации на себестоимость перевозок в международном сообщении, рассмотрен ряд других вопросов.

Темы для докладов и рефератов позволят определиться с выбором направления более углубленного изучения отдельных аспектов дисциплины.

Вопросы к экзамену, приведенные в данном издании, позволят подготовиться к итоговой аттестации по дисциплине студентам всех форм обучения.

Перечень источников, указанный в библиографическом списке, является одновременно рекомендуемой литературой, предназначенной для помощи студентам в самостоятельной работе (при выполнении домашних заданий, написании контрольной работы и реферата), при подготовке к лабораторным занятиям и к итоговой аттестации по дисциплине.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ


Международная автомобильная

перевозка
Международная автомобильная

перевозка грузов

– перевозка транспорт­ным средством грузов или пассажиров за пределы территории Российской Федерации или на территорию Российской Федера­ции, а также перевозка транспортным средством грузов или пас­сажиров транзитом через территорию Российской Федерации.
К таким перевозкам относятся:

– проезд груженого или негруженого транспортного средства, принадлежащего российскому перевозчику, с территории Россий­ской Федерации на территорию иностранного государства и об­ратно;

– проезд груженого или негруженого транспортного средства, принадлежащего российскому перевозчику, на территорию Рос­сийской Федерации транзитом через территорию иностранного государства;

– проезд груженого или негруженого транспортного средства, принадлежащего российскому перевозчику, с территории одного иностранного государства на территорию другого иностранного государства транзитом через территорию Российской Федерации;

– проезд груженого или негруженого транспортного средства, принадлежащего иностранному перевозчику, на территорию Рос­сийской Федерации и обратно либо транзитом через территорию Российской Федерации.

Регулярная пассажирская

международная автомобильная перевозка

– перевозка пассажиров автобусом по заранее согласованному маршруту следования с указанием начального пункта перевозки и конечного пункта перевозки, остановочных пунктов движения автобуса и расписания его движения.


Нерегулярная пассажирская

международная автомобильная пере­возка

– не являющаяся регулярной пассажирской международной автомобильной перевозкой, перевозка пассажиров автобусом.



Российский перевозчик


– российское юридическое или физи­ческое лицо, использующее принадлежащее ему грузовое транс­портное средство либо автобус для перевозок грузов или пассажи­ров.


Иностранный перевозчик

– иностранное юридическое или фи­зическое лицо, использующее принадлежащее ему транспортное средство для перевозок грузов или пассажиров.


Грузовое транспортное

средство

– самоходное транспортное средство, предназначенное для перевозок грузов, либо самоход­ное транспортное средство с прицепом или полуприцепом.


Разрешение

– документ, предоставляющий право на проезд транспортного средства по территории иностранного государства. Разрешение может быть разовым, многократным, специальным, многосторонним.


Российское разрешение

– разовое или многократное в течение определенного времени разрешение на проезд конкретного транс­портного средства, принадлежащего иностранному перевозчику, по территории Российской Федерации.


Иностранное разрешение

– разовое или многократное в течение определенного времени разрешение на проезд конкретного транс­портного средства, принадлежащего российскому перевозчику, по территории иностранного государства.


Специальное разрешение

– разовое дополнительное разрешение на проезд конкретного транспортного средства с крупногабарит­ным или тяжеловесным либо опасным грузом по территории го­сударства, а также разовое разрешение на проезд конкретного транспортного средства, принадлежащего перевозчику одного из договаривающихся государств, по территориям таких государств в третьи государства или из третьих государств.


Многостороннее разрешение

– разрешение, действующее в тече­ние определенного времени на неограниченное число проездов любого транспортного средства, принадлежащего владельцу тако­го разрешения, по территории любого государства, являющегося членом Европейской конференции министров транспорта.


Крупногабаритный груз

– груз, который с учетом габаритов транс­портного средства превышает установленные на территории Рос­сийской Федерации габариты для движения транспортных средств по автомобильным дорогам.


Тяжеловесный груз

– груз, вес которого с учетом массы транс­портного средства превышает установленные на территории Рос­сийской Федерации вес транспортного средства или нагрузку на ось транспортного средства.


Опасный груз

– вещества, изделия из них, отходы производ­ственной и иной хозяйственной деятельности, которые в силу при­сущих им свойств могут при перевозке создать угрозу для жизни и здоровья людей, нанести вред окружающей природной среде, по­вредить или уничтожить материальные ценности.


Скоропортящиеся грузы

– грузы, которые для обеспечения со­хранности качества при перевозке требуют соблюдения темпера­турного режима, определенной влажности и строгого выполне­ния санитарно-гигиенических требований.


Транспортный коридор

– совокупность магистральных транспортных коммуникаций различных видов транспорта с необходимыми обустройствами, обеспечивающих перевозки пассажиров и грузов между различными странами на направлениях их концентрации.


Международный

транспорт­ный коридор

– это часть национальной или междуна­родной транспортной системы, которая обеспечивает зна­чительные международные грузовые и пассажирские пе­ревозки между отдельными географическими районами, включает в себя подвижной состав и стационарные уст­ройства всех видов транспорта, работающего на данном направлении, а также совокупность технологических, орга­низационных и правовых условий осуществления этих перевозок.


Водитель

– любое лицо, независимо от того, работает ли оно по найму или нет, управляющее транспортным средством хотя бы в течение короткого периода времени или находящееся на транспортном средстве для того, чтобы управлять им в случае необходимости.


Член экипажа

– водитель или любое из следующих лиц: сопровождающий, т.е. любое лицо, сопровождающее водителя для оказания ему помощи при выполнении некоторых маневров и обычно принимающее активное участие в транспортных операциях; кондуктор, т.е. любое лицо, сопровождающее водителя транспортного средства, производящего перевозки пассажиров, в частности с целью выдачи или проверки билетов или других документов.


Таможня

– государственная служба, которая несет ответственность за обеспечение выполнения таможенного законодательства и сбор импортных и экспортных пошлин и налогов, а также за применение других законов и правил, касающихся, среди прочего, ввоза, транзита и вывоза грузов.


Таможенный контроль

– меры, применяемые в целях обеспечения выполнения законов и правил, за соблюдение которых несут ответственность таможни.


Медико-санитарный контроль

– контроль, осуществляемый в целях охраны жизни и здоровья людей, за исключением ветеринарного контроля.


Ветеринарный контроль

– санитарный контроль, осуществляемый в отношении животных и продуктов животного происхождения с целью защиты жизни и здоровья людей и животных, а также контроль предметов или грузов, которые могут являться переносчиками болезней животных.


Фитосанитарный контроль

– контроль, направленный на предупреждение распространения и перевозки через государственные границы вредителей растений и продуктов растительного происхождения.


Контроль соответствия техническим стандартам

– контроль, обеспечивающий соответствие грузов минимальным требованиям международных или национальных стандартов, определенных соответствующими законами и правилами.


Контроль качества

– всякий другой контроль, отличающийся от вышеперечисленных и осуществляемый с целью обеспечения соответствия грузов минимальным международным или национальным показателям качества, установленным соответствующими законами и правилами.




Раздел I. МЕЖДУНАРОДНЫЕ АВТОМОБИЛЬНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ: МЕЖДУНАРОДНЫЙ И ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АСПЕКТЫ
Тема 1. Анализ состояния рынка международных перевозок

грузов и пассажиров автомобильным транспортом
1.1. Роль и место международных перевозок

в экономическом комплексе страны

Хозяйствование в условиях рыночных отношений ставит принципиально новые задачи в сфере управления транспортным ком­плексом. Развитие РФ как самостоятельного независимого государства предопределяет качественные изменения работы транс­порта с переориентацией значительных объемов перевозок в класс международных. Транспорт, обслуживая практически все виды меж­дународных экономических отношений, является важнейшим допол­нительным источником валютных поступлений.

Расширение международного сотрудничества, углубление инте­грационных процессов и увеличение объемов международной тор­говли требуют благоприятных условий для беспрепятственного про­пуска транзитных грузо- и пассажиропотоков, связанных с обеспече­нием межгосударственных экономических связей. Рост транзитных перевозок повышает эффективность использо­вания национальной транспортной системы, стимулирует ее воспро­изводство и совершенствование. Следствием роста транзитных пере­возок могут стать, без значительных капиталовложений, увеличение бюджетных поступлений, доходов транспортных организаций и со­ответственно их эффективное развитие.

Глобализация экономики и сопровождающие ее процессы развития внешнеэкономических связей требуют нового подхода к развитию транспорта, перераспределению грузовых и пассажир­ских потоков. Рост внешней торговли потребует качественного пересмотра доли транспортной составляющей, стандартные под­ходы к формированию которой в ближайшей перспективе еще будут работать, но в среднесрочном плане потребуется глубокий пересмотр классических подходов. Аналитики просчитывают транспортные издержки маршрутов движения товарных потоков по суше и по воде, исследуя зависимость между развитием транспорта и ростом торговли по Интернету (электронной торговлей), демографической динамикой и динамикой развития спроса и предложения, производст­ва и потребления. Прогнозные оценки развития ми­ровой экономики говорят о том, что основные финансовые и товар­ные потоки в начале этого столетия будут сосредоточены в треуголь­нике США – Европа – Юго-Восточная Азия и Китай. Важнейшая задача РФ – в полной мере реализовать свое выгодное гео­графическое положение страны, являющейся естественным транзит­ным мостом между Европой и Азией.
1.2. Конкурентоспособность российских перевозчиков
Емкость российского рынка международных автомобильных перевозок грузов оценивается экспертами в 5,0 млрд долларов США, что обусловливает высокую конкуренцию на этом рынке со стороны иностранных перевозчиков. Суммарный доход российских перевозчиков на указанном рынке оценивается в 1,5 млрд долларов США.

Основными торговыми партнерами России являются: Финляндия – около 23% общего объема внешнеторгового грузопотока, Беларусь – 14,4%, Украина – 7%, Литва – 6,7%, Германия – 6,3%, Польша – 6,1%, Китай – 5%. Наиболее сильные позиции (доля) российских перевозчиков на направлениях: Россия – Китай (75%); Россия – Финляндия (64%); Россия – Швеция (70%); Россия – Норвегия (79%) [11].

Главной проблемой российских перевозчиков является отсутствие надлежащего подвижного состава. Из общего количества автомобилей российских перевозчиков, получивших допуск на осуществление международных перевозок грузов (50,9 тыс. ед., в том числе осуществляющих перевозки на коммерческой основе – 50,3 тыс.ед.), более половины парка автомобилей не соответствует экологическим и другим требованиям Правил ЕЭК ООН, в связи с чем значительная часть этого парка может использоваться для перевозок лишь в отдельные страны только на основе двухсторонних соглашений. При этом, поскольку национальная промышленность практически не производит подвижной состав, соответствующий международным требованиям, российские перевозчики вынуждены приобретать автомобили иностранных производителей: Mercedes-Benz, Volvo, Scania, IVECO, MAN, DAF и др. [11].

Для осуществления транспортного контроля по периметру государственной границы РФ созданы более 160 автомобильных пунктов пропуска со службами Ространснадзора. Однако их техническая необустроенность и нескоординированность работы различных ведомственных структур, осуществляющих контроль при пересечении границы, приводит к длительному ожиданию автотранспортных средств перехода границы, наносит ущерб международному престижу страны, препятствует реализации концепции развития международных транспортных коридоров, предусматривающей ускорение доставки грузов, затрудняет интеграцию России в мировой рынок.

Конкурентоспособность российских международных перевозчиков ограничивается несовершенством нормативной правовой базы, длительными сроками оформления допуска к системе МДП, все еще высокой налоговой нагрузкой в процессе эксплуатации, а также при приобретении автотранспортных средств у иностранных фирм, применением иностранными перевозчиками демпинговых ставок. Кроме того, нарастающее старение подвижного состава приводит к падению рентабельности перевозок, росту затрат на ремонт и обслуживание, отсутствию гарантий безопасности, способности нарушения сроков доставки и снижению качества обслуживания и, в конечном счете, к снижению конкурентоспособности.

Определение количества двусторонних и многосторонних разрешений на перевозки осуществляется без достаточного учета экономических интересов России. На рынке международных автотранспортных услуг недопустимо высока доля перевозчиков третьих стран.

К основным направлениям совершенствования международных перевозок грузов автомобильным транспортом и повышения конкурентоспособности российских перевозчиков относятся:

1. Обеспечение поэтапного сближения положений национального законодательства с международными нормами и требованиями.

2. Формирование нормативных правовых актов по допуску операторов (перевозчиков) к профессии и к рынку международных автотранспортных услуг исходя из общепризнанных в мире критериев их профессиональной компетенции, правовой репутации и финансового состояния.

3. Обеспечение развития производственно-технической базы (парка современных автотранспортных средств, терминально-логистических центров, автомобильных пунктов пропуска, предприятий сервисного обслуживания и ремонта автомобилей и др.) с учетом значительного увеличения объема международных перевозок грузов российскими перевозчиками.

4. Внедрение транспортно-логистических технологий и других высокоэффективных перевозочных систем, включая терминальные системы, контейнерные и контрейлерные перевозки и др.

5. Создание крупных транспортно-экспедиторских компаний по доставке грузов в международном сообщении с применением межтерминальных технологий и обеспечению попутной загрузки автотранспортных средств на территории иностранных государств; комплексного совершенствования систем мониторинга перевозок, статистического учета и отчетности, анализа и оптимизации рынка автотранспортных услуг.

6. Внедрение системы электронного сопровождения авто-транспортных средств и грузов на основных международных маршрутах и автомобильных пунктах пропуска и организация их прохождения по «зеленому коридору» при значительном упрощении системы контроля на границе.

7. Обновление и модернизация структуры парка грузовых автомобилей (с учетом требований рынка и современных международных стандартов); совершенствование дорожной сети, транспортной и сервисной инфраструктуры, устранение диспропорции и узких мест в их развитии.

8. Создание механизмов налогового и инвестиционно-финансового регулирования международных перевозок, включая установление разумных цен на топливо, адекватных с зарубежными странами дорожных сборов и штрафных санкций за нарушения иностранными перевозчиками установленных в России норм и правил, а также условий для стимулирования развития перевозок грузов в международном сообщении отечественными автотранспортными средствами.
1.3. Структура экспортно-импортных перевозок грузов
В экспорте России преобладают товары, отличающиеся низкой ценовой эластичностью (т. е. спрос на них слабо меняется при изменении цен), неустойчивостью ценовой ди­намики, наличием – в долгосрочном плане – тенденции к понижению цен и довольно медленными темпами расши­рения спроса. К тому же рынки некоторых таких товаров не являются свободными. Так, рынок нефти и нефтепродуктов находится под контролем стран ОПЕК, рынок черных ме­таллов уже давно регулируется крупнейшими западными странами (с помощью квот и антидемпинговых мер), сбыт природного газа ограничивается наличием и проводимостью трубопроводной сети.

Невысок удельный вес в российском экспорте машин и оборудования, являющихся по всем параметрам самой перспективной категорией товаров в мировой торговле (осо­бенно это относится к высокотехнологичной продукции, которой в экспорте РФ, если не считать военной техники, почти нет). Доля машин и оборудования в экспорте Рос­сии примерно в 5 раз ниже, чем в экспорте «средней» высокоразвитой западной страны, и в 2–2,5 раза ниже ана­логичного показателя в развивающихся странах (прил. 1).

В импорте России большое место занимают продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье, спрос на которые остается высоким даже в условиях повы­шения цен и падения доходов населения. При данном со­стоянии сферы материального производства Россия попала в значительную зависимость от зарубежных поставок и по многим простейшим промышленным товарам, не говоря уже о высокотехнологичной, наукоемкой продукции (прил. 2).

В географической структуре внешней торговли сохраня­ется тенденция к ослаблению роли стран СНГ, действующая вопреки особому режиму торговли, существу­ющему в рамках Содружества. Емкость рынков и платеже­способность партнеров по СНГ сейчас невелики, а их возможности участия в производственной кооперации, осо­бенно если речь идет о создании высокотехнологичной про­дукции, в настоящее время ограничены.

Состав основных торговых партнеров России не изменяется в течение длительного времени. В десятку первых входят Германия, США, Украина, Беларусь, Италия, Китай, Нидерланды, Швей­цария, Великобритания и Финляндия. Но надо оговорить­ся, что данные о торговле по странам даются Госу­дарственным таможенным комитетом (ГТК) и Росстатом без учета официально не регистрируемой торговли, что силь­но сказывается на показателях развития торговли (особен­но импорта) с некоторыми из стран. С учетом этой торговли в десятку крупнейших торговых партнеров России, вполне возможно, вошли бы Польша и Турция (прил. 3).
1.4. Участие регионов России в обеспечении внешнеторговых

связей
Различия регионов по масштабам и структуре участия в международных экономических отношениях наблюдаются в любой стране. Они обусловлены транспортно-географическим положением, структурой хозяйства, историческим ходом экономического развития, множеством других факторов. В России межрегиональные различия по объемам и структуре участия в международных хозяйственных связях очень велики, хотя с нормативно-правовой точки зрения внешнеэкономическая либерализация в равной мере охватывает все ее пространство.

По абсолютным объемам экспорта субъекты РФ различаются в сотни раз. В стране насчитывается 17 регионов с годовым объемом экспорта более 1 млрд долларов США каждый, включая прямые и посреднические поставки товаров и услуг: г. Москва, Тюменская область (с Ханты-Мансийским и Ямало-Ненецким АО), Красноярский край (с Таймырским и Эвенкийским АО), Пермский край, Иркутская, Самарская и Свердловская области, г. Санкт-Петербург, Татарстан и Башкирия, Кемеровская, Мурманская, Вологодская, Липецкая, Московская, Оренбургская и Нижегородская области. В то же время у 33 регионов годовой объем экспорта составляет менее 100 млн долларов США, в том числе примерно у десятка он не превышает 10 млн долл. (Тува, Алтай, Адыгея, Карачаево-Черкесия, Калмыкия, Коми-Пермяцкий, Агинский Бурятский и Усть-Ордынский Бурятский АО, Еврейская автономная область).

Межрегиональные различия по объемам импорта несколько меньше. Причем в большинстве регионов экспорт значительно превышает импорт. Из 78 субъектов РФ (без отдельного учета автономных округов) у 55 наблюдается положительное сальдо торгового баланса. Отрицательное внешнеторговое сальдо характерно для приграничных и приморских районов, в которых сравнительно широко представлена неорганизованная (челночная) торговля. Через них завозится, а затем распространяется по территории России по каналам мелкооптовой и неорганизованной торговли большая часть импорта. Однако наиболее крупные импортные операции, организованные и неорганизованные, осуществляются через г. Москву. На Московское таможенное управление приходится более трети всех таможенных поступлений в федеральный бюджет.

Большие межрегиональные различия по характеру и масштабам участия во внешнеэкономических связях через финансовый потенциал оказывают существенное влияние на региональные процессы. Наиболее социально, экономически и политически значимым результатом открытия российской экономики стал рост межрегиональной поляризации. Это одна из закономерностей рыночной трансформации, отражающая появление выигрывающих и проигрывающих от реформ территорий.
1.5. Международные транспортные коридоры
Транспортный коридор – это часть национальной или международной транспортной системы, которая обеспечивает значительные международные грузовые и пассажирские перевозки между отдельными географическими районами, включает в себя подвижной состав и стационарные устройства всех видов транспорта, работающих на данном направлении, а также совокупность технологических, организационно-правовых условий осуществления этих перевозок.

Система международных транспортных коридоров (МТК) на территории РФ включает в себя два евроазиатских коридора («Север–Юг» и «Транссиб»), Северный морской путь, панъевропейские транспортные коридоры № 1, 2 и 9, а также коридоры, связывающие северо-восточные провинции Китая через российские морские порты Приморского края с портами стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

Каждому из коридоров присвоено собственное обозначение:

– коридор «Север–Юг» (страны Восточной, Центральной Европы и Скандинавии – европейская часть РФ – Каспийское море – Иран – Индия, Пакистан и др.) – NS;

– коридор «Транссиб» [Центральная Европа – г. Москва – Екатеринбург – Красноярск – Хабаровск – Владивосток /Находка и система его ответвлений (на г. Санкт-Петербург, Киев, Новороссийск; Казахстан, Монголию, Китай и Корею); на территории России и сопредельных стран сопрягается с общеевропейскими коридорами № 2, 3 и 9] – TS;

– коридор «Северный морской путь» (г. Мурманск – Архангельск – Кандалакша – Дудинка) – SMP;

– коридор «Приморье-1» (г. Харбин – Гродеково – Владивосток /Находка /Восточный – порты АТР) – PR1;

– коридор «Приморье-2» (г. Хуньчунь – Краскино – Посьет /Зарубино – порты АТР) – PR2;

– панъевропейский транспортный коридор № 1 [ответвление от основного направления коридора граница с Латвией (от г. Риги) – г. Калининград – граница с Польшей (на г. Гданьск)] – PE1;

– панъевропейский транспортный коридор №2 [граница с Беларусью (от г. Минска) – г. Смоленск – Москва – Нижний Новгород с предполагаемым продолжением до Екатеринбурга] – РЕ2;

– панъевропейский транспортный коридор № 9 [граница с Финляндией (от г. Хельсинки) – г. Санкт-Петербург – Москва – граница с Украиной (на г. Киев) и ответвления коридора г. Санкт-Петербург – граница с Белоруссией (на г. Витебск) и граница с Литвой (от г. Вильнюса) – г. Калининград] – PE9.

В системе МТК на территории РФ панъевропейский транспортный коридор № 2 полностью включен в состав коридора «Транссиб», участок панъевропейского транспортного коридора № 9 граница Финляндии – г. Санкт-Петербург – Москва включен в состав коридора «Север – Юг».

При этом в состав МТК включены, как правило, наиболее оснащенные существующие магистрали и объекты, на которых концентрируются внешнеторговые и транзитные грузо- и пассажиропотоки, и звенья российской транспортной сети, имеющие благоприятные перспективы для привлечения на них указанных потоков.
1.6. Преимущества перевозок автомобильным транспортом
Среди всех видов транспорта особое место принадлежит автомо­бильному, способному с наибольшей эффективностью обеспечить удовлетворение потребностей внешнеторговых фирм в перевозках грузов.

Преимущество автомобильного перед другими видами транспор­та состоит в следующем:

высокая маневренность, доставка грузов «от двери до двери». Сбор и доставка грузов могут быть выполнены без перегрузок, во все пункты, куда может доехать автомобиль. Именно эта характеристика в большей степени, чем любая другая, принимается во внимание, когда во внутренних перевозках отдают предпочтение автомобильному транспорту по сравнению со всеми другими видами транспорта;

срочность и регулярность доставки. Время сбора и доставки грузов может быть назначено достаточно точно. Это важно, когда для погрузки и выгрузки привлекают рабочую силу и когда прибытие груза синхронизировано с потребностями производства. Доставка может быть организована по системе «just in time» – точно в срок;

экономичная упаковка. Часто упаковка требуется в меньших объемах или не требуется вообще по сравнению с перевозкой другими видами транспорта, поскольку отсутствует перевалка груза.

Самостоятельный выход предприятий и фирм всех видов собст­венности на внешние рынки, усиление международной производст­венной кооперации и специализации, создание совместных предпри­ятий, активный переход на прямые связи требуют улучшения транс­портного обслуживания. Уровень транспортного обслуживания ста­новится одним из факторов, влияющих на конечные результаты рабо­ты предприятий и фирм, работающих на условиях са­мофинансирования и валютной окупаемости.

Ритмичность, регулярность, бесперебойность, надежность, высокая скорость доставки продукции из пунктов производства в пункты потребления в строго обусловленные сроки, без потерь, порчи и повреждения товара, с минимальными издержками яв­ляются важнейшими критериями эффективности и качества транспортного обеспечения внешнеэкономических связей.
1.7. Новые технологии в работе транспорта
Переход к рынку стал для автомобильного транспорта началом нового этапа его развития: внедряются новые виды деятельности и формы транспортного обслуживания. Весомая роль в этом принадлежит независимым грузовым транспортным предприятиям, которые в результате проводимых в РФ разгосударствления, акционирования и приватизации получили возможность самостоятельно выходить на рынок транспортных услуг.

Изменение технологий мировой торговли, глобализация товар­ных потоков, комплексная информатизация процессов товарообмена ставят задачу радикального изменения транспортно-распределительных технологий на основе принципов логистики.

Уровень информатизации непосредственно влияет на конкурен­тоспособность национальных транспортных операторов и на конку­рентоспособность российских участков международных транс­портных коридоров. Ввод в действие новых ин­формационных стандартов на транспорте и в товародвижении сказался на структуре и объемах спроса на перевозки, изменил уро­вень качества транспортного обслуживания, качества управления движением, обеспечения безопасности и т.д.

Вместе с тем развитие электронной торговли поставило задачу сокращения сроков доставки товара и внедрения новых транспортных, складских, таможенных технологий, тесно увя­занных с современными информационными технологиями. В частно­сти, значительно возрастает важность контейнеризации, систем мультимодальных перевозок, других транспортных технологий, ускоряю­щих товародвижение.

Формирование российских участков международных транспортных коридоров является веским аргументом в пользу принятия мер государственной поддержки национальных опера­торов внешнеторговых мультимодальных перевозок и транспортно-экспедиторских компаний, обеспечивающих логистиче­ские принципы доставки грузов, полный сервис и контроль их продвижения по всему маршруту следования на основе сквозных тарифных ставок.

Совершенствуя контроль и управление движением транс­портных средств, сопровождая внедрение систем электронного (безбумажного) до­кументооборота, развиваются системы навигации и телематики.

Активный выход перевозчиков на международный транспортный рынок, сложность и многообразие факторов, действующих в сфере международных и внутренних перевозок, вызывают потребность в подготовке высококвалифицированных специалистов в области организации перевозок.

Рекомендуемая литература: [11, 14, 16].


  1   2   3   4   5


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации