Курсовой проект - Антимонопольное регулирование и формирование конкурентной среды - файл n1.doc
приобрестиКурсовой проект - Антимонопольное регулирование и формирование конкурентной средыскачать (396.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Санкт-Петербургский университет сервиса и экономики
Институт региональной экономики и управления
Кафедра «Государственное и муниципальное управление»
КУРСОВОЙ ПРОЕКТПо дисциплине «Государственное регулирование экономики» На тему: «Антимонопольное регулирование и формирование конкурентной среды» Выполнила
студентка ЗУ.8.04.010 группы
3-го курса специальности
Государственное и
муниципальное управление
Санкт-Петербург-2011
Содержание
Содержание 3
Введение 3
1. Конкуренция: понятие и виды. Эффективность конкурентных рынков 5
1.1 Виды конкуренции 7
2. Монополия: понятие, сущность, виды и формы 8
2.1 Сущность монополии характеризуется следующими моментами: 9
2.2 Понятие монополии 9
2.3 Виды монополий 11
2.4 Формы монополий 11
3. История возникновения и развития монополий в России 14
4. Антимонопольная политика 19
4.1 История развития Антимонопольной политики 19
4.2 Антимонопольное законодательство в России 22
4.3 Контроль за экономической концентрацией 25
4.4. Основные направления антимонопольной политики в современных условиях. 26
4.5. Антимонопольная политика в отношении естественных монополий. 28
4.6 Антимонопольная политика в отношении искусственных монополий. 34
4.7 Особенности антимонопольной политики в России. 38
4.8 Область проблем антимонопольного регулирования в России 42
Заключение. 48
Список использованной литературы: 50
Приложения: 52
Введение
Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием -
рынок. Действие рыночной конкуренции, свободного рынка неизбежно порождает монополию, которая меняет условия конкурентной борьбы, под удар ставятся механизмы функционирования рыночной системы.
Проблема взаимоотношения государства и хозяйствующих субъектов является одной из наиболее сложных в экономике. Государство выполняет важнейшие функции в хозяйственной системе. Объективные экономические предпосылки усиливают роль государства в регулировании общественного производства.
Одним из важных видов государственного регулирования является регулирование монополий.
В конце XX столетия наша страна вступила на путь перехода от плановой системы экономики к рыночной, неотъемлемой частью которой является конкуренция как необходимое условие развития предпринимательской деятельности.
Сегодня мы понимаем, что чем ожесточеннее конкуренция на внутреннем рынке, тем лучше национальные фирмы оказываются подготовленными к борьбе за рынки за рубежом, и тем в более выгодном положении оказываются потребители на внутреннем рынке и по уровню цен, и по качеству продукции.
Ведь конкурентоспособная продукция должна иметь такие потребительские свойства, которыми бы она выгодно отличалась от сходной продукции конкурентов.
Именно конкуренция превращает экономическую систему страны в саморегулирующийся аппарат, недаром Адам Смит назвал ее "невидимой рукой рынка".
Но здоровая конкуренция невозможна, если монополизм не будет урегулирован. Проблемы совершенствования конкуренции на российском рынке, повышения конкурентоспособности российских товаров, борьба с монополизмом являются крайне актуальными в современной России.
Цель данной работы – антимонопольная политика государства. Исходя из поставленной цели, перед нами стоят следующие задачи:
Раскрыть понятие и виды конкуренции.
Определить понятие, сущность, виды и формы монополий.
Рассмотреть историю возникновения и развития монополий в России.
Раскрыть такие аспекты антимонопольной политики как:
История развития антимонопольной политики
Антимонопольное законодательство в России
Контроль за экономической концентрацией
Основные направления антимонопольной политики в современных условиях
Антимонопольная политика в отношении естественных монополий
Антимонопольная политика в отношении искусственных монополий
Особенности антимонопольной политики в России
Область проблем антимонопольного регулирования в России
1. Конкуренция: понятие и виды. Эффективность конкурентных рынков
Ключевым понятием, выражающим сущность рыночных отношений, является понятие конкуренции. Конкуренция — это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства, тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке. Стимулом, побуждающим человека к конкурентной борьбе, является стремление превзойти других.
Конкуренция — это динамический, ускоряющий движение процесс. Он служит лучшему обеспечению рынка товарами. Конкуренция — это элемент рыночного механизма, обеспечивающий взаимодействие рыночных субъектов в производстве и сбыте продукции, а также в сфере приложения капитала.
Конкуренция (от латинского «concurrere» — сталкиваться)
1 означает соперничество между отдельными субъектами рыночного хозяйства за наиболее выгодные условия производства и реализации (купли и продажи) товаров.
В рыночной экономике такое столкновение неизбежно, ибо оно порождается следующими объективными условиями:
• наличием множества равноправных рыночных субъектов;
• полной экономической обособленностью каждого из них;
• зависимостью рыночных субъектов от конъюнктуры рынка;
• противоборством со всеми другими рыночными субъектами за удовлетворение покупательского спроса.
Конкурентная борьба за экономическое процветание и выживание есть экономический закон рыночного хозяйства. Это борьба среди продавцов, среди покупателей, между продавцами и покупателями. Продавцы хотят продать свои продукты подороже, но конкуренция вынуждает их сбывать свою продукцию дешевле, чтобы стимулировать покупательский спрос. Иногда на рынке применяется демпинг — продажа товаров по чрезвычайно низким (так называемым бросовым) иенам. В конкуренции среди покупателей побеждает тот, кто покупает больше или по более высокой цене по сравнению с рыночной, несмотря на их естественное стремление приобрести материальные блага по меньшей цене. В борьбе между продавцами (стремящимися продать подороже) и покупателями (стремящимися купить подешевле) выигрывают те, кто больше сплочен и имеет возможность навязать свою (выгодную для них) цену.
Конкуренция — двигатель экономического прогресса. Это объясняется тем, что рыночное соперничество приводит к успеху в том случае, если предприниматель заботится не только о сохранении, но и расширении своего производства, для чего стремится усовершенствовать технику и организацию, повышает качество товаров, снижает затраты на производство единицы продукции и тем самым имеет возможность снизить цены, расширяет ассортимент товаров, улучшает торговое и послеторговое обслуживание покупателей.
Именно этот фактор позволил лауреату Нобелевской премии (1974) Фридриху фон Хайеку
2 сказать, что общества, полагающиеся на конкуренцию, успешнее других достигают своих целей и что именно конкуренция показывает, как можно эффективнее производить вещи. Она способствует вытеснению из производства неэффективных предприятий, рациональному использованию ресурсов, предотвращает диктат производителей по отношению к потребителю. В этом несомненная положительная роль конкуренции в общественном развитии и эффективность конкурентных рынков.
Но конкуренция далека от идиллии. Во все времена глубинные корни конкурентных отношений состояли в необходимости постоянной борьбы за лучшие условия существования. В результате этой борьбы были не только победители — счастливые соперники, приумножавшие свои богатства, но и побежденные. С конкуренцией связываются такие негативные стороны ее проявления, как разорение, обнищание определенной части населения, безработица, нестабильность, дифференциация, социальная несправедливость, инфляция, образование монополий и т.д.