Чепелева Н.Н. Антикризисное управление на автотранспортном предприятии - файл n1.doc

приобрести
Чепелева Н.Н. Антикризисное управление на автотранспортном предприятии
скачать (738.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc739kb.18.09.2012 17:23скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7


Н.Н. Чепелева


АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

НА АВТОТРАНСПОРТНОМ

ПРЕДПРИЯТИИ

Омск • 2007

Федеральное агентство по образованию

Сибирская государственная автомобильно-дорожная

академия (СибАДИ)

Н.Н. Чепелева


АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

НА АВТОТРАНСПОРТНОМ

ПРЕДПРИЯТИИ

Курс лекций

Омск

Издательство СибАДИ

2007

УДК 656.1

ББК 39.38

Ч 44

Рецензенты:
декан экономического факультета ОмЭИ канд. экон. наук,

доц. каф. " Бухгалтерский учет и аудит" Ю. Н. Югатова;

декан факультета экономики и управления СибАДИ канд. экон.наук,

доц. каф. "Общая экономика и право" Е.В. Романенко


Работа одобрена редакционно-издательским советом академии в качестве курса лекций по дисциплине «Антикризисное управление на автотранспортном предприятии» для студентов специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии (транспорт)».

Чепелева Н.Н.

Ч 44 Антикризисное управление на автотранспортном предприятии: Курс лекций. – Омск: Изд-во СибАДИ, 2007. – 84 с.


ISBN 978 – 5 – 93204 – 282 – 3

Курс антикризисного управления входит в программу обучения студентов экономических специальностей и является сравнительно молодой дисциплиной, изучающейся в российских вузах в течение последних 10 лет, начиная со времени перехода экономики России к рыночным отношениям. Данный предмет раскрывает современные подходы и методы управления автотранспортными предприятиями, находящимися в кризисной ситуации, а также позволяет будущим специалистам научиться избегать кризиса или минимизировать нанесенный предприятию ущерб.

В книге кратко представлены механизм экономического кризиса, пути его преодоления, а также освещены вопросы выхода из кризиса не только на микро-, но и на макроуровне. Рассмотрены методы финансовой диагностики предприятий, меры по финансовому оздоровлению, особенности управления антикризисными инновациями.

Табл. 6. Ил. 16. Библиогр.: 45 назв.

ISBN 978 – 5 – 93204 – 282 – 3 © Н.Н. Чепелева, 2007

ПРЕДИСЛОВИЕ
В нормальных условиях работы руководители подавляющего большинства автотранспортных предприятий не пытаются планировать свои действия на случай возникновения кризисной ситуации. Но в современном мире события происходят так стремительно и зависят от такого большого количества факторов, что предсказать, насколько стабильной будет работа предприятия, становится трудной задачей. Не всегда изменения, происходящие во внешней среде, можно использовать с выгодой. Как правило, это происходит потому, что менеджеры предприятий вовремя не подготовили необходимые материалы и планы действий для неблагоприятных случаев. Поэтому данное пособие призвано помочь будущим специалистам-практикам в области автомобильного транспорта научиться если не предвидеть наступление кризиса, то распознавать его признаки на ранних этапах развития, взглянуть на ситуацию с положительной стороны, поскольку кризис – это всегда развитие, и в случае воздействия кризисных явлений на предприятие попытаться минимизировать нанесенный ущерб.

Курс "Антикризисное управление автотранспортным предприятием" является необходимым в процессе обучения студентов по специальности "Экономика и управление на предприятиях", так как позволяет эффективно управлять АТП не только в стабильных, но и в сложных кризисных ситуациях, ведь нет предпосылок говорить о том, что со временем их станет меньше.

Назначение данного учебного пособия – научить студентов определять возникновение кризисной ситуации, знать ее основные черты, уметь классифицировать. Важно разбираться в кризисных процессах не только на уровне предприятий, но и на уровне отраслей и экономики государства в целом, владеть знаниями о причинах возможного кризиса, развивать навыки планирования своих действий до наступления кризисных ситуаций. Пособие дает представление о методах вывода предприятий из кризиса и принципах антикризисного управления на стабильных и развивающихся предприятиях с профилактической целью. Не обделены вниманием при изучении данного курса и предприятия-банкроты, а также принципы формирования стратегий при выводе их из кризиса, смены деятельности или ее прекращения. Данная дисциплина не рассматривает кризис в границах предприятия, а помогает разобраться во внешних и внутренних причинах его возникновения, путях воздействия на него, локализации и ликвидации с учетом развития не только самого предприятия, но и отрасли, в которой оно работает, экономики страны и т.д.

В конце пособия читатели могут ознакомиться со списком литературы, рекомендованной для дополнительного изучения по курсу "Антикризисное управление на автотранспортном предприятии".

Лекция 1. ОСНОВЫ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ
В о п р о с 1. Кризисы, катастрофы и управление
Кризис (греч. "решение") ? это маловероятное событие, способное угрожать жизнедеятельности предприятия, характеризующееся неопределенными причинами и труднопредсказуемыми последствиями и требующее принятия немедленных решений.

В свою очередь, антикризисное управление автотранспортным предприятием заключается в минимизации потенциального риска нормальной работе предприятия и направлено на предотвращение кризиса путем проведения организационных изменений, обеспечивающих единство действий основных стейкхолдеров, а в случае его наступления – выхода из кризиса с минимальным ущербом.

Стейкхолдеры (англ. stakeholders) ? индивиды и группы, заинтересованные в достижении организационных целей.

Для того чтобы антикризисное управление было эффективным, требуется использование психологических, социально-политических и структурно-технологических подходов к исследованию кризиса и разработке антикризисных мероприятий (рис. 1) [16].

Психологический подход исследует степень влияния отдельных индивидов на возникновение и преодоление кризисной ситуации на автотранспортном предприятии.

С позиций социально-политического подхода причины кризиса лежат в сфере культуры и идеологии предприятий.

Структурно-технологический подход базируется на уверенности, что двигателем прогресса и средством преодоления глубоких и вялотекущих кризисов являются технологии.

Антикризисное управление может считаться эффективным, если удалось избежать кризиса, а ключевые стейкхолдеры уверены, что угроза кризиса не отразится на доходах предприятия или не произойдут существенные отклонения от запланированных показателей работы (табл. 1) [16].

Наряду с понятием кризиса следует рассмотреть и катастрофы, которые обычно ассоциируются с масштабными бедствиями, обвалом планов и расчетов, потерей управления. Катастрофы подразделяются на природные, военные и социотехнические.

Природные катастрофы предопределены природой и не зависят от воли человека (наводнения, землетрясения, сели, пожары, ураганы и т.д.).

Социотехнические (техногенные) катастрофы ? это авария на Чернобыльской АЭС и химическом заводе в Китае, гибель "Титаника", подлодки "Курск" и т.д.

Военные катастрофы ? в последнее время под ними понимаются страдания мирного населения в ходе военных действий, беженцы. Такие катастрофы еще называют гуманитарными (бомбардировка Югославии, силовая акция в Косово в 2000 году, военные действия в Ираке), их несложно предвидеть, но очень трудно предотвратить, так как они носят рукотворный характер и являются следствием политических решений.


Изменения

во внешней среде


Уровень внимания

руководителей

к кризисным программам


Разработка кризисных программ и планирование кризисных действий


Индивидуальные

и коллективные

реакции на кризис:

установок;

состояния;

струк­туры предприятия

Запланированная

организационная

реакция на кризис:

индивидуаль­ная

ответственность;

стейкхолдерами;







Неудача Результат Успех



Рис. 1. Многоаспектный подход к кризисному управлению

Таблица 1

Кризисное управление с точки зрения эффективности


Аспекты

кризиса

Управление

неэффективное

частично

эффективное

эффективное

Получение

сигналов о

возможном кризисе

Сигналы игнорируются

Сигналы заставляют руководство встревожиться

Сигналы рано обнаруживаются, принимаются необходимые меры

Границы

кризиса и его влияние на

стейкхолдеров

Кризис выходит

за рамки предприятия и наносит ущерб всем его стейкхолдерам

Ущерб от кризиса для внешних стейкхолдеров незначителен

Кризис локализован внутри предприятия и не наносит ущерба стейкхолдерам

Возобновление деловой

активности

Все процессы прекращены, руководство пытается их восстановить

Некоторые процессы приостановлены. Основные функции выполняются

Предприятие функционирует как и до кризиса, все обязательства выполняются

Использование опыта от прошлых

ошибок

Отсутствует. Предприятие допускает те же ошибки в подобных ситуациях

Учитываются лишь отдельные элементы негативного опыта

Меняется политика и процессы. Опыт учитывается при решении подобных проблем в будущем

Воздействие

кризиса на

репутацию

Предприятие испытывает длительное негативное влияние последствий кризиса, некоторые стейкхолдеры прекращают взаимодействие с ним. Общественное мнение осуждает поведение предприятия во время кризиса

Негативное воздействие кризиса на внешнюю оценку деятельности непродолжительно. Потребители продолжают пользоваться услугами предприятия

Имидж предприятия улучшается из-за эффективного поведения во время кризиса. Предприятие воспринимается стейкхолдерам и общественностью как «жертва», превратившаяся в «героя»

Доступность ресурсов

Предприятию недостает ресур­сов для преодо­ления кризиса

Предприятие имеет возмож­ность заимство­вать внешние ресурсы

Ресурсы имеются в достаточном количестве

Процесс

приня­тия

решений

Осуществляется медленно из-за внутренних конфликтов

Осуществляется медленно из-за проблем во взаимодействии с внешними стейкхолдерами

Решения прини­маются вовремя и на основании достоверной информации. Характеризуются четкостью и точностью

В о п р о с 2. Понятие и признаки кризиса
Основные причины, способные создать кризисную ситуацию на автотранспортном предприятии, следующие:

  1. Финансовые результаты хуже ожидаемых, угроза поглощения другим предприятием.

  2. Увольнения сотрудников, сокращения, низкий моральный дух персонала, забастовки.

  3. Затяжные судебные процессы, пени и штрафы.

  4. Проблемы качества автотранспортных услуг, количество несчастных случаев.

  5. Потеря или отсутствие клиентов, различные форс-мажорные обстоятельства.

Негативными последствиями кризиса для АТП являются:

  1. Испорченная репутация, утрата лояльности сотрудников.

  2. Снижение объема перевозок, падение прибыли.

  3. Появление издержек для минимизации ущерба от кризиса.

  4. Снижение уровня производительности труда.

  5. Изменения в составе менеджмента топ-уровня.

Области повышенного внимания групп стейкхолдеров, на которые может влиять кризис, демонстрирует табл. 2.

Антикризисное управление АТП включает методы:

Для эффективного управления антикризисный управляющий должен:

Помимо сложностей кризис может вызвать и позитивные последствия: рост известности и узнаваемости имени АТП, возможность продемонстрировать управленческую компетенцию руководству предприятия, новые возможности для роста и развития менеджеров, улучшение отношений, проведение необходимых изменений.

Основные ошибки антикризисного управления: промедление принятия решений, нежелание изменять запланированные действия, неудачно организованное предоставление информации или неподготовленность информационных материалов, игнорирование звонков СМИ.
Таблица 2

Интересы стейкхолдеров АТП


Группа стейкхолдеров

Сфера интересов

Акционеры


Размер годового дивиденда

Рост стоимости предприятия и его прибыль

Сбалансированность их инвестиционного портфеля

Инвесторы

Размер инвестиций с высоким уровнем риска

Ожидание высокой прибыли

Менеджеры высшего звена

Уровень заработной платы и премий

Виды возможных дополнительных доходов

Социальный статус, связанный с работой на АТП

Уровни ответственности, острота служебных проблем

Работники (водители, ремонтные рабочие и др.)


Гарантии занятости, размер заработной платы

Наличие социальных гарантий

Возможности продвижения по службе

Уровень удовлетворения работой

Потребители автотранспортных услуг

Желаемые и качественные услуги

Приемлемые цены, безопасность услуг

Новые виды услуг АТП (помимо автотранспортных)

Поставщики

Стабильность заказов

Оплата в срок и по условиям договора

Создание отношений зависимости от поставок

Сотрудники

финансовых отделов и служб

Способность привлечь и выплатить займы

Своевременная выплата процентов

Хорошее управление движением денежных средств

Представители

государственной и

муниципальной

власти

Обеспечение занятости

Выплата налогов

Соответствие деятельности требованиям закона

Вклад в экономический рост региона, в местный бюджет

Социальные

и общественные группы


Забота об окружающей среде

Поддержка местной общественной деятель­ности

Проведение акций социальной ответствен­ности

Требование прислушиваться к группам влияния

В о п р о с 3. Опасность и вероятность кризисов в тенденциях

циклического развития АТП
Для менеджмента знание о кризисе, его проявлениях в жизнедеятельности системы служит основой для разработки мероприятий по предотвращению (смягчению) отрицательных и усилению положительных последствий. Повышение вероятности наступления кризиса возникает в переходные периоды развития предприятия. Такие периоды можно рассматривать в виде процессов перехода из одного состояния в другое.

Каждый переходный период имеет свои временные границы и особенности. Первые опреде­ляются эффективностью антикризис­ного управления, вторые – закономерной последовательностью воз­никновения новых свойств в развитии. Их сочетание, выраженное в основных показателях работы, и характеризует этап развития, а переходный период отражает последовательные изменения в направлении от этапа к этапу. На рис. 2 представлены этапы жизненного цикла грузового АТП.

1-й этап ? период зарождения нового ГАТП в среде уже функционирующих. Чаще всего положительные и отрицательные моменты этого периода в работе тесно переплетаются, так как кризис характеризует противоречие развития и не всегда это опасность разрушения ? может быть кризис обновления, кризис ускорения, кризис поиска.

Возникновение потенциала нового предприятия, как правило, связано с общей экономической ситуацией в регионе, где предполагается ее действие. Период похож на предпринимательство в области малого бизнеса: рождение идеи и первые шаги ее реализации; повышенная деловая актив­ность и вероятность промаха.

Кризисы при возникновении предприятия, как правило, незначительно влияют на общую рыночную ситуацию в регионе, так как они малочисленны, их рыночные позиции незначительны, они готовы к неудаче. Во многих странах существует государственная поддержка предприятий малого бизнеса как важной сферы предпринимательской активности в области инноваций, реагирования на изменения потребностей и спроса.

Но если количество новых предприятий, попадающих в кризисную ситуацию, начинает превышать критическую массу, могут возникнуть отрицательные, так называемые системные (синергические) эффекты, оказывающие существенное влияние на жизнедеятельность региона, его социальную напряженность. Из-за того, что новые предприятия невелики по числу занятых и часто бесприбыльны в начале своей деятельности, они не могут содержать структурную единицу, специализирующуюся на прогнозировании и минимизации потерь от кризиса. Поэтому менеджеры вновь появившихся АТП должны владеть основами прогнозирования, теории кризисов и быть экономически грамотными.






  1   2   3   4   5   6   7


Н.Н. Чепелева
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации