Экономическая оценка ущерба от загрязнения окружающей среды - файл n1.doc

приобрести
Экономическая оценка ущерба от загрязнения окружающей среды
скачать (286 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc286kb.18.09.2012 16:57скачать

n1.doc

  1   2   3



ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА УЩЕРБА

ОТ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

КУРС ЛЕКЦИЙ

для студентов, обучающихся по специальности 080105 – финансы и кредит, экономического факультета
Ставрополь, 2009г.

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка

4

Раздел I. Методический инструментарий экономической оценки ущерба от загрязнения окружающей среды


5

Тема 1. Количественные методы определения величины экономического ущерба от загрязнения окружающей природной среды


5

Тема 2. Оценка и возмещение экологического ущерба. Основные принципы оценки экологического ущерба


8

Тема 3. Оценка экологического риска и экологический мониторинг

10

Тема 4. Экологическое страхование

13

Раздел II. Влияние экономики на окружающую среду

15

Тема 5. Структура общего экономического ущерба от загрязнения природной среды. Концепция полной экономической ценности


15

Тема 6. Система социально-экономических показателей воздействия деятельности предприятия на состояние окружающей природной среды


18

Тема 7. Критерии социально-экономической эффективности деятельности предприятия с учетом воздействия на окружающую природную среду


20

Тема 8. Экономический и экологический подходы к оценке результатов хозяйственной деятельности человека


22

Заключение

27

Список информационных источников

28


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Экономическая оценка ущерба от загрязнения окружающей среды региона – эколого-экономическая дисциплина, изучающая применение основ экономической теории к охране окружающей среды. Базовыми для данной дисциплины служат курс по экономической теории, основам права и экономики природопользования.

Целью курса является знакомство студентов с использованием процедур оптимизации величины экологического ущерба, а также изучение подходов к его экономической оценке и методов регулирования величины загрязнения окружающей среды.

Предметом курса являются отрицательные экстерналии (различного рода загрязнения окружающей среды, отходы, разрушение природных объектов и т.д.), возникающие вследствие экономической деятельности и механизмы рыночного саморегулирования и государственного вмешательства.

Предлагаемая дисциплина предназначена для студентов экономических и географических специальностей высших учебных заведений.

Учебные задачи:

Воспитательные задачи:

Форма проведения занятий: лекции, семинары и практические занятия. Итоговая форма контроля – зачет.

РАЗДЕЛ I. МЕТОДИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ УЩЕРБА ОТ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
ТЕМА 1. Количественные методы определения величины экономического ущерба от загрязнения окружающей природной среды
Огромные масштабы негативных воздействий хозяйственной деятельности на окружающую среду обусловили необходимость активизировать научно-исследовательские и практические работы в области экономической оценки этих последствий, и в первую очередь, загрязнения окружающей среды, т.е. экологического ущерба. Недооценка последнего приводит к искажению показателей социально-экономического развития регионов. Адекватная и реалистичная эколого-экономическая оценка последствий хозяйственной деятельности имеет важное значение для принятия обоснованных экономических решений на база сопоставления выгод и затрат.

В последние годы данной проблеме уделяется много внимания учеными как у нас в стране, так и за рубежом. Потребности практики диктуют необходимость создания упрощенных (укрупненных) методов оценки экономического ущерба. Таковой была Временная типовая методика определения экономической эффективности осуществления природоохранных мероприятий и оценки экономического ущерба, причиняемого народному хозяйству загрязнением окружающей среды (Москва, 1986 г.). Предпринимались попытки ее обновления и доработки, но они не были утверждены в соответствующем порядке.

В 1999 г. Госкомэкологией РФ была утверждена Методика определения предотвращенного экологического ущерба для получения укрупненной эколого-экономической оценки ущерба, предотвращенного в результате деятельности территориальных природоохранных органов системы Госкомэкологии РФ. Она предназначена «для получения укрупненной эколого-экономической оценки ущерба, предотвращаемого в результате осуществления государственного экологического контроля, реализации экологических программ и природоохранных мероприятий, выполнения мероприятий в соответствии с международными конвенциями в области охраны окружающей среды, осуществления государственной экологической экспертизы, мероприятий по сохранению заповедных природоохранных комплексов и других видов деятельности территориальных органов системы Госкомэкологии». Кроме того, она применяется при технико-экономическом обосновании природоохранных мероприятий согласно Пособию к СНиП 11-01-95, раздел проектной документации «Охрана окружающей среды» (Москва, 2000). Методику-99 можно рассматривать как обновленный вариант «Временной типовой методики определения экономической эффективности осуществления природоохранных мероприятий и оценки ущерба, причиняемого народному хозяйству загрязнением окружающей среды» которая в свое время широко применялась для выполнения планово-проектных расчетов в области охраны окружающей среды. В ней сохранен в основном подход, принятый во Временной типовой методике. Однако «Методика - 99» имеет ряд существенных недостатков.

Во-первых, занижены показатели удельного экологического ущерба от загрязнения атмосферы по сравнению с показателями от загрязнения водных ресурсов. По расчетам специалистов, необходимо повысить показатель удельного экологического ущерба от загрязнения атмосферы примерно в 3 раза. Во- вторых, в методике не учитывается повышенная степень опасности для здоровья человека выбросов от автотранспорта по сравнению с выбросами тех же загрязнений (при прочих равных условиях) от стационарных источников, и высота источника выброса. Поэтому при определении экономического ущерба от загрязнения атмосферы выбросами от автотранспорта необходимо установить повышающий коэффициент. В- третьих, при оценке экологического ущерба не учитываются внутри региональные ущербоформирующие факторы, важнейший из которых – фоновое загрязнение окружающей природной среды тем или иным загрязняющим веществом. Кроме того, в Методике - 99 требуется внести коррективы в коэффициенты относительной эколого-экономической опасности некоторых загрязняющих веществ, сбрасываемых как в водные источники, так и выбрасываемых в атмосферу с учетом оценки риска для здоровья населения от комплексной химической нагрузки.

Специалистами предлагается методический инструментарий экономической оценки экологического ущерба с учетом выше названных замечаний. Предлагается гармонизировать методологию экономической оценки экологического ущерба с методологией оценки риска здоровью населения на базе использования результатов оценок риска здоровью населения от загрязнения окружающей среды в качестве важнейшего критерия при определении удельных показателей экологического ущерба.

Применительно к оценке ущерба от выбросов в атмосферу загрязняющих веществ наиболее значимыми факторами, определяющими величину их приземной концентрации являются высота источника выброса и фоновое загрязнение данным веществом.

Количественные методы определения величины экономического ущерба от загрязнения окружающей природной среды

Количественно величина экономического ущерба от загрязнения окружающей природной среды может быть определена тремя методами:

  1. Методом прямого счета или контрольного (условно-чистого) района;

  2. Математического моделирования (включая методы многофакторного анализа);

  3. При помощи комбинированного метода.

  4. Нормативный метод.

Каждый из этих методов имеет свои преимущества и недостатки. С этой точки зрения они не являются альтернативными и взаимоисключающими. Выбор метода предполагает учет как конкретных условий проведения исследований (сроки работы, наличие исходной информации и так далее), так и основных особенностей источника и объектов загрязнения.

Метод прямого счета

Этот метод основан на прямом, непосредственном сопоставлении и анализе показателей, характеризующих отрицательные последствия воздействия загрязнения на реципиентов в контрольном (условно чистом) районе и зоне загрязнения источника (предприятий). Из этого определения следует, что метод прямого счета - это метод определения фактической, а не прогнозируемой оценки ущерба. Последняя необходима для оценки воздействия деятельности предприятия на окружающую природную среду. Для ее определения можно использовать методы математического моделирования или комбинированный метод.

Методы математического моделирования

Практическое использование методов математического моделирования предполагает наличие динамических рядов данных о загрязнении окружающей природной среды и результатах (отрицательных последствиях) такого загрязнения. Источником соответствующей информации являются контрольные районы (зоны, города), в которых в течение определенного времени применялись виды деятельности, аналогичные (сходные) рассматриваемому виду деятельности – объекту анализа и оценки. В этой связи наибольший практический интерес представляют методы многофакторного анализа, основными видами которого являются методы корреляционного и регрессивного анализа. Характерные особенности этих методов рассмотрены во многих работах. Регрессионный анализ проводится одновременно с корреляционно-регрессионным) и главное его назначение состоит в том, чтобы с его помощью получить уравнение регрессии, которое используется как модель изменения величины ущерба при изменении интенсивности воздействия включенных в нее факторов окружающей природной среды (загрязнений).

Комбинированный метод расчета экономического ущерба от загрязнения окружающей природной среды

Практическое использование метода математического моделирования для оценки воздействия деятельности предприятия на состояние окружающей природной среды может быть сопряжено с преодолением ряда принципиальных трудностей информационного и вычислительного характера из-за необходимости иметь длинные динамические ряды данных о загрязнении окружающей среды и его влияния на реципиентов. В этом случае целесообразно использовать для определения величины ущерба комбинированный метод. Этот метод предложен и обоснован авторами «Временной типовой методики».

Нормативный метод расчета экономического ущерба от загрязнения окружающей природной среды

Возможно также рассчитать величину экономического ущерба от загрязнения окружающей природной среды на основе международных нормативов удельного ущерба на единицу массы выброса (сброса) или конечной продукции). Такие нормативы разработаны, например, для определения ущерба от загрязнения окружающей природной среды выбросами (сбросами) электростанций различного типа. Некоторые из этих нормативов приведены в таблицах 1 и 2.

Таблица 1 – Нормативные значения удельного экономического ущерба от загрязнения природной среды выбросами тепловых электростанций

Загрязняющие вещества

Нормативы удельного экономического ущерба

Доллары США/т

Немецкие марки/т

СО2

45 - 450

10 - 100

SO2

2268 - 4060

5000 - 8950

NO*

1680 - 1814

3615 - 4000

Взвешенные вещества

454 - 2380

1000 - 5247


Таблица 2 – Удельный экономический ущерб от загрязнения окружающей природной среды выбросами электростанций разного типа

Виды частных ущербов и реципиентов

Удельный ущерб (пфеннинг/киловатт-час)

Типы станций

ТЭЦ (на угле)

Атомная

Ветровая

Ущерб от повышенной заболеваемости населения

0.18 - 0.19

0.02 - 0.06

0.02 - 0.05

Оценка риска (аварийность)

 

0.01 - 0.07

 

Шумовое загрязнение

 

 

0.001

Ущерб лесным ресурсам

0.19

 

 

Ущерб животному миру

0.02

 

 

Материалы

0.05 - 0.08

 

 

Деградация экосистем

0 - 0.03

0 - 0.03

 

Дополнительные затраты на специальные исследования и разработки

0 - 0.05

0 - 0.45

0 - 0.34

Другие виды ущерба

0 - 0.58

0 - 0.03

 

Всего

0.44 - 1.15

0.03 - 0.64

0.02 - 0.391


ТЕМА 2. Оценка и возмещение экологического ущерба
Цели оценки экономического ущерба

В России процедура оценки ущерба, причиненного загрязнением окружающей среды, в практике оценки стоимости недвижимости пока не распространена, но она развивается в рамках природоохранной деятельности и больше ориентирована на нормативные методы не связанные с рыночной ситуацией.

Оценка экологического вреда (ущерба) может проводиться для целей:

Нормативно-методическая база оценки и возмещения экологического ущерба

Оценка и возмещение экологического вреда (ущерба), причиненного окружающей природной среде, природным ресурсам, здоровью населения, а также различным субъектам правовых отношений и хозяйственной деятельности регламентируется обширным перечнем нормативно-методических документов, утвержденных на федеральном и на региональном уровнях. На федеральном уровне в настоящее время насчитывается около 70 нормативных документов, устанавливающих и (или) разъясняющих различные аспекты деятельности в данном направлении. Однако в связи с изменениями в законодательстве и структуре органов власти правовой статус большинства этих документов не ясен. Документы регионального уровня, то есть утвержденные органами власти Субъектов Федерации, либо восполняют пробелы в нормативных методах оценки ущерба тем или иным компонентам природной среды, либо являются развитием документов, имеющих федеральный статус, с учетом местных особенностей. Большая часть этих документов включает вопросы стоимостной оценки размеров ущерба, порядка его компенсации, а также полномочий должностных лиц и государственных органов в данной сфере деятельности. Несмотря на обширный перечень нормативных и методических документов, и длительную практику расчета размера исковых претензий за нарушение природоохранного законодательства, понятие собственно «экологического ущерба», как вреда, причиненного природной среде и здоровью населения, а также сопряженных с этим вредом убытков, нигде однозначно не раскрыто. В 2001 году, в законодательстве появилось определение вреда окружающей среде, под которым понимается негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов. Однако термины «деградация естественных экологических систем» и «истощение природных ресурсов» действующим законодательством не раскрыты, что приводит к неоднозначной трактовке понятия «вред окружающей среде» и затрудняет возможность исчисления его размера, так как считается спорным вопрос, с какого момента наступает деградация естественных экологических систем. Это пробел действующего законодательства, который дает возможность уклоняться от ответственности за причиненный экологический вред на юридическом основании. Общие принципы оценки и возмещения вреда и убытков (экономического ущерба) содержатся в Гражданском кодексе Российской Федерации. В Законе РФ «Об охране окружающей среды» содержатся наиболее общие принципы оценки и возмещения вреда, причиненного окружающей природной среде в результате экологического правонарушения. Данные принципы полностью соответствуют принципам, изложенным в Гражданском кодексе Российской Федерации, в частности, в статье 15, раскрывающей понятие убытков. В остальных нормативно-методических документах принципы возмещения ущерба и вреда, изложенные в перечисленных документах либо уточняются, либо дополняются в зависимости от категории природного ресурса или компонента природной среды, которым нанесен вред или отрасли народного хозяйства, использующей определенные природные ресурсы или объекты. Согласно статье 15 Гражданского кодекса РФ под убытками понимаются расходы, которые необходимо произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение имущества (реальный ущерб), а также недополученные доходы (упущенная выгода). Реальный ущерб определяется стоимостью утраченного имущества, а упущенная выгода определяется неполученными доходами, которые потерпевший получил бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено. Данная статья Гражданского кодекса РФ описывает и закрепляет в качестве правовой нормы основную экономическую формулу, которая в настоящее время широко используется при подсчете убытков и ущерба, вызываемых повреждением, гибелью и уничтожением всех видов имущества и ресурсов, включая и природные ресурсы и объекты, большая часть из которых относится к объектам недвижимости. То есть:

У = ВНП + РУ + УВ,

РУ = утрата или повреждение имущества,

УВ = неполученные доходы

,где

У – убытки,

ВНП – восстановление нарушенного права,

РУ – реальный ущерб,

УВ – упущенная выгода,

Экономический смысл формулы заключается в том, что размер убытков определяется суммированием затрат, необходимых для восстановления нарушенного объекта (приведения его в первоначальное состояние), стоимости утраченного объекта и убытков, вызванных неполучением ожидаемых доходов. На этой же формуле основан и порядок исчисления размера потерь и убытков различных субъектов права (государства, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, отрасли народного хозяйства и т. д.), а также вреда, причиненного тем или иным природным объектам, закрепленный различного рода законодательными и иными правовыми актами.

Согласно статье 77 Закона РФ «Об охране окружающей среды» вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

Основные принципы оценки экологического ущерба и убытков субъектов гражданских отношений

1. Оценка экологического ущерба включает две позиции:

а) собственно экологический вред, причиненный окружающей природной среде и природным объектам – земле, почве, воде, воздуху, зеленым насаждениям;

б) убытки муниципалитета, юридического лица или иного субъекта гражданских отношений, вызванные его причинением и необходимостью ликвидации последствий за счет средств города.

2. В состав убытков, возникающих при причинении экологического вреда можно включать:

1) затраты на ликвидацию негативных последствий – рекультивацию и реабилитацию территории, устранение загрязнения воды и воздуха;

2) стоимость утраченных или поврежденных природных объектов – зеленых насаждений, почвы, местообитаний животных, самих животных; 3) стоимость потери экосистемных услуг (природоохранных и рекреационных функций), выполняемых экосистемами;

4) убытки от снижения стоимости недвижимости – рыночной стоимости земли или квартир;

5) убытки от неполучения платежей, адекватных стоимости земли (упущенная выгода);

6) проценты на суммы средств, отвлекаемых для ликвидации отрицательных последствий (упущенная выгода);

7) убытки от причинения вреда здоровью жителей муниципалитета (возможны различные схемы расчетов).

3. Минимальный размер убытков можно определять по затратам на реабилитацию территории и устранение загрязнения воздушной и водной среды.

При оценке земельных участков оценщикам в ближайшее время придется сталкиваться с проблемой исчисления размера «прошлого» экологического ущерба, которая может быть легко решена по предлагаемой выше схеме.
ТЕМА 3. Оценка экологического риска и экологический мониторинг
Понятие суммарного риска и его критерии

В условиях интенсивной антропогенной деятельности, базирующейся, к сожалению, на недостаточно высоком уровне научной и технической оснащенности народного хозяйства и связанной с серьезными ошибками в технической и экологической политике, проблема экологической безопасности окружающей природной среды представляется одной из наиболее актуальных. Следует подчеркнуть, что реализация крупных народно-хозяйственных проектов, помимо достижения планируемых положительных моментов, сопровождается возникновением негативных природно-антропогенных процессов, приводящих, в частности, к ухудшению качества водных и земельных ресурсов и снижению экологической устойчивости природной среды.

Наиболее объективной оценкой уровня экологической безопасности антропогенной деятельности, объединяющей различные ее аспекты: технический, экономический, экологический и социальный, является оценка суммарного риска, под которым понимается вероятность возникновения и развития неблагоприятных природно-техногенных процессов, сопровождающихся, как правило, существенными экологическими последствиями. При этом уровень экологического риска возрастает из-за недостаточной изученности функционирования новой природно-технической системы и возможности предвидеть весь комплекс неблагоприятных процессов и траектории их развития и из-за недостаточной информации о свойствах и показателях отдельных компонентов природной среды, необходимых для построения оперативных, среднесрочных и долгосрочных прогнозов развития каждого из природно-техногенных процессов на основе моделей различного типа – детерминированных, вероятностных и других. Существенно возрастает уровень экологического риска из-за того, что практически невозможно оценить обобщенную реакцию природной среды от суммарного воздействия отдельных видов антропогенной деятельности, носящей синергетический характер и способной привести к катастрофическим последствиям.

Ранжирование уровней экологического риска по степени значимости позволяет выделить следующие категории: маловероятен (Р < 0,2), возможен (Р = 0,2...0,4 ), вероятен (Р = 0,4...0,7) и весьма вероятен (Р > 0,7).

Интегральную количественную оценку экологических рисков представляется возможным получить через экологические ущербы окружающей природной среде, которая выражается в виде фактических экологических, экономических и социальных потерь и проявляется в виде природных, трудовых, материальных и финансовых ресурсов в народном хозяйстве, а также ухудшения социально-демографических условий проживания населения. Экологический ущерб окружающей природной среде может иметь как прямое, так и косвенное воздействие, которое проявляется в виде ухудшении качества атмосферы, водных и земельных ресурсов, а также ухудшения состояния биоресурсов (изменение качественного состояния флоры и фауны и сокращение биоразнообразия). На региональном уровне представляет интерес оценка величины суммарных экологических ущербов от загрязнения и ухудшения окружающей природной среды, и, прежде всего, атмосферному воздуху, водным ресурсам, биоресурсам, почвам и земельным ресурсам.

Для своевременного предупреждения негативных процессов и возникновения экологических рисков представляется необходимым и целесообразным использование данных экологического и эколого-геосистемного мониторингов, информация которых является основой для анализа тенденций и прогноза развития негативных процессов, а также для количественных оценок экологических ущербов окружающей природной сред.

Экологический риск и его социально-экономическая оценка

Риск (опасность) – понятие стохастическое (случайное). Его величина зависит от многих факторов. Количественно эту величину можно определить (оценить) через вероятность нанесения того или иного ущерба реципиентам и прежде всего - здоровью людей. Риск определяет как отношение тех или иных отрицательных последствий в единицу времени к возможному числу событий. В этой связи особый практический интерес имеют данные об усредненном риске смерти, связанные с загрязнением окружающей природной среды. Некоторые из них представлены в таблице 3. В мировой практике широко используется концепция приемлемого риска, т.е. такого риска при котором защитные мероприятия в основном направлении на поддержание достигнутого уровня безопасности. При этом учитываются следующие основные категории последствий: строительные травмы, заболевания, материальный ущерб и др. Приемлемый уровень риска зависит от характера таких последствий. Например, для смертельных случаев он имеет значение 10-6 на человека в год. Концепция приемлемого риска позволяет дать следующую практическую рекомендацию по определению величины риска для целей социально-экономической оценки воздействия деятельности на окружающую природную среду: количественно эта оценка R может быть определена величиной совокупности затрат (текущих и капитальных) на осуществление мероприятий на достижение показателей приемлемого (допустимого) риска.

Таблица 3 – Риск смерти, связанный с загрязнением окружающей природной среды (на человека в год)

Вид воздействия

Риск смерти

Примечание

Наводнение, цунами

4*10-6

 

Землетрясения

3*10-6

 

Тайфуны, циклоны, бури

2*10-6

 

Ураганы, торнадо

3*10-8

 

Грозы

6*10-7

 

Все виды событий

1*10-5

 

Выбросы теплоэлектростанций

10-6 - 10-5

Смог, аварийное загрязнение окружающей среды

Выхлопные газы автомобилей

(1 - 5)*10-5

В промышленно развитых странах

Выбросы и отходы атомных электростанций

5*10-8 - 3*10-7

При дозе 1 - 5 мбэр на границе зоны АЭС

Выпадение радиоактивных веществ

(1 - 5)*10-5

При годовой популяционной дозе 1.5*10 7 чел.бэр

продолжение

Прочие виды воздействия ионизирующей радиации на население

(1 - 5)*10-5

Радиоактивные вещества в товарах народного потребления

Все виды воздействия искусственных источников ионизирующей радиации

(1 - 5)*10-5

Исключая профессиональные заболевания


Экологический мониторинг

Мониторингом окружающей среды называют регулярные, выполняемые по заданной программе наблюдения природных сред, природных ресурсов, растительного и животного мира, позволяющие выделить их состояния и происходящие в них процессы под влиянием антропогенной деятельности.

Под экологическим мониторингом следует понимать организованный мониторинг окружающей природной среды, при котором, во-первых, обеспечивается постоянная оценка экологических условий среды обитания человека и биологических объектов (растений, животных, микроорганизмов и т.д.), а также оценка состояния и функциональной ценности экосистем, во-вторых, создаются условия для определения корректирующих воздействий в тех случаях, когда целевые показатели экологических условий не достигаются.

Система мониторинга природных сред и экосистем включают в себя средства наблюдения: экологического качества воздушной среды, экологического состояния поверхностных вод и водных экосистем, экологического состояния геологической среды и наземных экосистем.

В настоящее время на базе Общегосударственной службы наблюдения и контроля разработана Единая государственная система экологического мониторинга России (ЕГСЭМ).

Основными задачами мониторинга являются:


ТЕМА 4. Экологическое страхование
Экологическое страхование является важнейшей частью экономического механизма охраны окружающей среды.

В Российской Федерации осуществляется экологическое страхование предприятий, учреждений, организаций, а также граждан, объектов их собственности и доходов на случай экологических и стихийных бедствий, аварий и катастроф.

Под экологическим страхованием (страхованием ответственности за нанесение вреда окружающей среде) понимается страхование гражданской ответственности владельцев потенциально экологически опасных объектов в связи с необходимостью возмещения третьим лицам ущерба, обусловленного технологической аварией или катастрофой. Такое страхование предусматривает покрытие затрат на ликвидацию последствий загрязнения, прямого имущественного ущерба третьим лицам, пострадавшим от загрязнения, а также затрат по возмещению вреда жизни и здоровью граждан, пострадавших от вредных воздействий, и требует разработки перечня страховых событий, подлежащих страхованию, и методик оценки ущерба, причиненного в результате аварийного загрязнения.

Основные принципы экологического страхования, установленные Законами РФ «Об охране окружающей природной среды» и «Об организации страхового дела в Российской Федерации», позднее получили развитие в нормативных актах Госкомэкологии и Минприроды. Их реализации также содействовало принятие Водного кодекса, Законов РФ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», «О безопасности гидротехнических сооружений» и «О соглашениях о разделе продукции», а также Закона «Об охране окружающей среды».

Первоначально порядок добровольного экологического страхования, в соответствии с распоряжением Правительства РФ, определялся «Типовым положением о порядке добровольного экологического страхования в Российской Федерации». В настоящее время Росстрахнадзор лицензирует страховые компании, разработавшие собственные правила экологического страхования.

В рамках добровольного экологического страхования страховая компания предоставляет страховую защиту гражданской (имущественной) ответственности страхователя за ущерб, причиненный третьим лицам в результате внезапного, непреднамеренного и неожиданного загрязнения окружающей природной среды.

Объектом страхования является риск гражданской ответственности, выражающийся в предъявлении страхователю имущественных претензий физическими или юридическими лицами в соответствии с нормами гражданского законодательства о возмещении ущерба за загрязнение земельных угодий, воздушного бассейна, водной среды на территории действия конкретного договора страхования.

Страховым случаем является внезапное, непреднамеренное причинение ущерба окружающей природной среде, возникшее в результате аварии, приведшее к неожиданному выбросу загрязняющих веществ в атмосферу либо к загрязнению земной поверхности, сбросу сточных вод.

Перечни причин страховых случаев и загрязняющих веществ оговариваются в каждом конкретном договоре страхования.

Страховые платежи уплачиваются в соответствии с утвержденными тарифными ставками и определяются в основном экологической опасностью объекта, принадлежностью его к той или иной отрасли производства, вероятной частотой аварийных событий. Страховое покрытие включает в себя:

- компенсацию ущерба, вызванного повреждением или гибелью имущества;

- убытки, связанные с ухудшением жизни граждан в окружающей среде;

- расходы по очистке загрязненной территории и приведению ее в состояние, предшествовавшее аварии;

- расходы, необходимые для спасения жизни и имущества лиц, которым в результате страхового события причинен вред;

- расходы, связанные с предварительным расследованием, проведением судебных процессов и т.д.

Последовательность развития видов экологического страхования обусловлена степенью социальной опасности существующих рисков. Поэтому вполне понятно, что страхование радиационно-опасных объектов стало первым видом экологического страхования, к настоящему времени выделившимся в самостоятельное направление.

Вслед за страхованием радиационных рисков стало развиваться экологическое страхование в нефтяной промышленности, ряде отраслей химической промышленности и сфере нефтепродуктообеспечения.

Законы «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и «О безопасности гидротехнических сооружений» существенно упорядочили систему страхования экологических рисков, одновременно способствуя выделению страхования объектов, не относящихся к сфере опасных производств. Такими видами являются страхование отходов производства и потребления, страхование водопользования, землепользования, лесопользования, начавшее оформляться страхование при осуществлении недропользования.

Опыт развития отечественного экологического страхования показал, что оптимальным является включение страхования в число обязательных условий осуществления тех видов деятельности, которые могут привести к неблагоприятным экологическим последствиям. Это обусловлено положением дел в российской экономике, которое не способствует быстрому распространению экологического страхования вопреки очевидности его практической значимости и необходимости.

РАЗДЕЛ II. ВЛИЯНИЕ ЭКОНОМИКИ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ
ТЕМА 5. Концепция полной экономической ценности

  1   2   3


ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА УЩЕРБА
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации