Курашов В.И. Начала философии науки - файл n1.doc
приобрестиКурашов В.И. Начала философии наукискачать (1931 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc
Начала философии науки Оглавление
Оглавление 1
Введение: Творческие начала человека 2
Книга 1. Пути познания мира 3
Часть 1. Естественный мир: пути и формы его познания 3
Глава 1. Что есть наука? Понятия науки, научного знания и методологии науки 4
Глава 2. История становления методологии научного познания 20
Глава 3. Современная технология познания мира: эвристика и методология науки 34
Глава 4. Технология мышления: формальная логика и ее познавательные возможности 48
Глава 5. Природа экспериментальных естественнонаучных методов 55
Часть 2. Биография науки и ее интеллектуальное окружение 62
Глава 1. Генезис и концептуальные инварианты науки 62
Глава 2. Знание о мире в зеркале эпохальных познавательных парадигм 64
Глава 3. Вариант внутренней периодизации ренессансной науки: классическая, неклассическая и постнеклассическая науки 67
Глава 4. Наука XX—XXI вв.: осознание пределов познания мира 72
Глава 5. Нет английского закона всемирного тяготения и нет русской периодической системы элементов, но есть ли все же национальные особенности науки? 92
Книга 2. Естественный мир феномены технологии 93
Часть 1. Естественный мир и знание о нем: простанство, время и ход всемирной естественной истории 93
Глава 1. Концепции пространства и времени 93
Глава 2. Концепции пространства и времени в XX веке: специальная теория относительности 101
Глава 3. Общая теория относительности 104
Глава 4. Теория относительности и “человекоразмерность” научного знания 104
Глава 5. Происхождение вселенной: проблема “самого начала” 105
Глава 6. Идея развития и проблема происхождения жизни 108
Глава 7. Экология и эсхатология 118
Часть 2. Естественный мир и знание о нем: познание природы в интеллектуальных коллизиях научных знаний 132
Введение 132
Глава 1. Интердисциплинарные “познавательные идеалы” и “внутринаучные идеологии” в процессах формирования естественнонаучных знаний 134
Глава 2. Взаимодействие наук в становлении знаний об атомно-молекулярном уровне мироустройства 156
Глава 3. Взаимодействие наук в познании системной организации природы: истоки и статус термодинамики 178
Глава 4. Интердисциплинарное единство научных знаний: концепция гносеодинамики 181
Глава 5. Проблема лидерства в системе естественных наук 186
Часть 3. Искусственный мир материальных объектов и технология как феномен культуры 189
Глава 1. Сходства и различия естествознания и технологии 189
Глава 2. Технологическое образование: сходства и уникальность технологического и классического университетов 191
Глава 3. Технология как одна из основ жизни общества и его мировоззрения 193
Книга 3. Познание человеческой науки человеком 194
Часть 1. Контекстуальный анализ работ философов науки 194
Глава 1. Э.Мах. “Познание и заблуждение” 194
Глава 2. Э.Гуссерль. “Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология” 197
Глава 3. М.Полани. “Личностное знание” 199
Глава 4. К.Поппер. “Логика научного исследования” 203
Глава 5. Т.Кун. “Структура научных революций” 208
Глава 6. В.Куайн. “Онтологическая относительность” 211
Глава 7. И.Лакатос. “Методология научных исследовательских программ” 213
Глава 8. С.Т.Тулмин. “Человеческое понимание” 216
Глава 9. П.Фейерабенд. “Против методологического принуждения: очерк анархистской теории познания” 219
Глава 10. В.С.Степин. “Философская антропология и философия науки” 222
Часть 2. Итоги постижения человеческой науки человеком 224
Литература 230
Введение: Творческие начала человека
Можно выделить три сферы создания искусственного мира человеком (мира артефактов), или творческой деятельности человека:
1) творение знаний (они идеальны по природе, и их нет в окружающем эмпирическом мире, а их истинность, т.е. соответствие миру, часто недостаточно обоснована);
2) творение чувственно и интеллектуально воспринимаемых идеальных образов в искусствах (поэзия, музыка, драма, скульптура — все это артефакты);
3) творение материальных объектов в технологических процессах (близость естествознания и технологии: познание и создание материальных объектов).
Технология творчества в первом значении, т.е. технология создания мира идеальных объектов в виде систем знаний, будет рассмотрена в первых разделах книги, посвященных анализу природы науки, методологии науки, биографии науки, в том числе во взаимосвязях с философией и религией. Технология творчества во втором значении не является предметом настоящей работы. В заключительных разделах книги будет рассмотрена технология в третьем значении, т.е. в наиболее употребительном значении слова “технология”.
В данном труде не предпринимается попытка дать скрупулезный обзор различным концепциям, известным в такой области исследований, как философия науки и техники. Автор предпочитает больше смотреть на саму науку и технику, чем на ее отражение в трудах философов науки. Если слишком ориентироваться, как это бывает, на схемы понимания науки философами науки, то получается, что описывается не наука, а ее описание. Другими словами, производится описание описаний. Общеизвестно, что философов науки в основном читают философы науки, а представители собственно науки не столь внимательны к описаниям со стороны “их науки и их в науке”.
Данная книга написана преимущественно на материале самой науки, а не литературы о ней.
Содержание ее непосредственно связано с вопросами философии и методологии науки, а также философским анализом концепций современного естествознания и технологии.
Несколько слов о недавно введенном курсе “Концепции современного естествознания”. Идея введения в программы университетов России этого курса соответствует идеологии высшего образования XXI в. — повышения уровня фундаментальной подготовки специалистов. Латинское слово conceptio имеет буквальный смысл, выражаемый словами “соединение”, “совокупность”, “система”. Основной смысл понятия “концепции науки”, в том числе понятия “концепции естествознания”, — система взглядов, основных идей, постулатов (убеждений), теоретических положений, познавательных принципов и установок, определяющих основной смысл соответствующей области знания. Смысл понятия “естествознание” — знание о естестве, природе, наука о природе. Ранние философы античной Греции называли эту область физикой (греч. physis — природа), позднее вошло в употребление латинизированное слово “натурфилософия”, или “натуральная философия” (лат. natura — природа). В этом смысле, например, название основной работы Ньютона “Математические начала натуральной философии” на языке современной науки было бы близко названию “Теоретические основы естествознания”.
Замечу, что практически все учебники и учебные пособия по курсам “Концепции современного естествознания” или “Философия и методология науки” не выдерживают критики в части определений понятий “наука”, “научное знание”, полноты представления и характеристики общенаучных методологических принципов. Создается впечатление, что часть из них написана людьми, не работавшими ни в естествознании, ни в сфере философии науки. В некоторых из них утверждается, что инвариантом научного знания является объективное знание о мире, что научный метод представляет собой единство всех знаний о мире или проповедуется давно изжитый редукционизм.
Книга 1. Пути познания мира
Часть 1. Естественный мир: пути и формы его познания
В данной части анализируются принципиальные вопросы, связанные с такими фундаментальными понятиями человеческого познания мира, как наука, научное знание, метод и методология научного познания. Все это относится к дисциплине, называемой “философия науки”.
Приведу собственное определение интегративной и разноплановой области знания “философия науки”:
Философия науки — свободная критическая рефлексия науки как целостной органичной подсистемы в системе человеческой культуры.
В предмет философии науки входят генезис и природа человеческого познания мира, сущностные характеристики науки как особой сферы знания и специфической познавательной деятельности, взаимосвязь науки с другими областями знания: философией, религиозными учениями, технологией, мифологией и искусством.
Понятно, что краткая дефиниция обозначает только дверь, за которой находится философия науки во всем ее теоретическом и практическом разнообразии.
Оглавление