Симионов Ю.Ф. (ред.) Экономика города - файл n1.doc

приобрести
Симионов Ю.Ф. (ред.) Экономика города
скачать (665.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc666kb.18.09.2012 16:21скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5


ББК 65 Э40

Рецензенты:

, профессор, доктор экономических наук Белоусов В.М., профессор, кандидат экономических наук Бородин И.А.

Э 40" Экономика города: учебное пособие для вузов / под ред. докт. экон. наук, проф. Ю.Ф. Симионова. — М.: ИКЦ «МарТ»; Рос­тов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2006. — 160 с. (Серия «Эко­номика и управление»).

При написании учебного пособия был использован современ­ный отечественный и зарубежный опыт' в области экономической теории, предпринимательства, финансово-кредитных отношений, налогообложения, экономики строительства, анализа хозяйствен­ной деятельности и бухгалтерского учета. Широко использовались нормативные акты, регулирующие хозяйственную деятельность в стране и, в частности, в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве.

Руководство авторским коллективом осуществлял доктор эконо­мических наук, профессор Ю.Ф. Симионов.

В составе коллектива работали В.В. Бузырев, ТВ. Игнатова, М.М. Кантор, И.Я. Островская, B.J1. Ясько, Н.И. Дрозд, М-В. Шу­мейко, А. П. Ковальчук, Е. Г. Лазарев, С. П. Кюрджиев.

ISBN 5-241-00519-6 ББК 65

© Коллектив авторов, 2006

© Оформление: Издательский центр «МарТ», 2006 © Оформление: ИКЦ «МарТ», 2006
Глава 1 ГОРОД КАК ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ

1. История развития цивилизации — История развития городов

Ретроспективный взгляд на историю свидетельствует, что го­род был, остается и будет ведущим началом в развитии цивилиза­ции, а село — ведомым, хотя без него город не может существо­вать. Почему же именно город занимает такое место в истории человечества?

Во-первых, город был всегда связан с постоянными измене­ниями в производительных силах. Ремесло, а затем индустрия выгодно отличались своим динамизмом и новизной от консер­вативности села, которое усваивало и использовало то, что давал ему город, а именно средства труда. Во-вторых, городская тер­ритория была рыночным пространством, где происходили про­цессы купли, продажи товаров и услуг, что вело к концентра­ции в городе денежных ресурсов и связанных с их движением учреждений (банки, биржи, страховые общества). В-третьих, города испокон веков выполняли роль центров управления в экономическом, политическом и идеологическом отношении. У села таких объективных и субъективных условий не существо­вало. В-четвертых, город, как правило, сосредоточивал на своей территории наиболее интересную и творчески мыслящую часть населения, которая определяла развитие науки, техники, обра­зования и искусства.

Первые города возникли как результат развития всей си­стемы общественных отношений, которая определялась про­цессом производительных сил, выражением чего явилось углу­бление общественного разделения труда. Последнее появилось в отделении земледелия от ремесла, которое быстро развивалось, специализировалось-, приводило к возникновению мастерских, будущих предшественников мануфактур и фабрик. Занятие ре­меслом было более сложной деятельностью, чем земледелие. Оно требовало работников, обладающих бблыпими знаниями, чем земледелец, а это, в свою очередь, вело к возникновению Там, где сосредотачивались ремесленники, образовательных учреж­дений.

Отделение ремесла от земледелия дало толчок к развитию то­варно-денежных отношений, формированию местных рынков. Их центрами стали поселения людей, которые возникали в ме­стах, удобных для торговли и с точки зрения географии, — бли­зость к судоходным рекам, а также возможность защиты населе­ния от врагов. Однако значительная масса населения продолжала заниматься земледелием.

Она нуждалась в продуктах ремесла и защите от внеш­них врагов. Поселение ремесленников, торговцев, воинов не может обойтись без продуктов земледелия. Несмотря на эту взаимосвязь, ведущая роль в этой кооперации труда принад­лежала тем поселениям, где происходило развитие ремесла и торговли.

Если первые поселения оседлых земледельцев появились в VII—IV тыс. до н.э., то период образования первых городов — IV—II тыс. до н.э. История Древнего Египта полна известиями о наличии многочисленных городов, выполнявших самые различ­ные функции — экономические, военно-политические. Среди них выделяются крупные города-столицы, которые становятся местом расположения различных государственных учреждений и резиденций главы государства.

Широкое применение железных орудий повысило роль го­родов как цещров ремесла, а это, в свою очередь, обеспечило дальнейшее развитие торговли, строительства.

Образуются крупные города в Китае, Индии, которые одно­временно способствуют быстрому развитию культуры. Особо следует сказать о роли городов Древней Греции и Древнего Рима. Именно они способствовали возникновению и становлению ан­тичной цивилизации, которая до сих пор является поразитель­ным примером тех безграничных возможностей, которыми об­ладают ум и руки человека.

современников. Однако все было впереди. Развитие тяжелой промышленности и таких ее отраслей как металлургия, маши­ностроение еще больше возвысили значение города, как центра развития производительных сил. Параллельно с этим процессом шло укрепление финансового могущества города, который стал сосредоточением банковских структур, торговых бирж, страхо­вых компаний. Уже в XX в. в Германии доля городского населения составила 54,3 %. Это стало типично для других стран Европы, а также США. Надо учитывать, что возросшая доля городского населения интересна не только с количественной стороны, здесь надо иметь в виду и качественную сторону. Городское населе­ние по уровню образования, культуры своего поведения, образа жизни отличалось в лучшую сторону от сельского населения и являлось движущей силой во всех тех преобразованиях, которые происходили в экономике, политике, идеологии.

Развитие городов в России в силу ряда причин не происходило так бурно, как в Западной Европе.

На рубеже XIX в. в России только 33 города имели население от 3 до 8 тыс. чел., 21 — около 10 тыс., 12 — до 30 тыс. человек. Лишь пять городов перешагнули за этот рубеж: три порта — Рига, Астрахань, Кронштадт (30 тыс. чел.) и столицы — Петербург с населением более 200 тыс. чел. и Москва — самый крупный го­род России того времени — 400 тыс. чел.

Распределение городов по территории России было крайне неравномерным. В обширной Сибири они исчислялись десят­ками, тогда как в европейской части — сотнями.

Большое значение развитию городов уделяли руководители Российского государства. Достаточно вспомнить, что решение Петра о переносе столицы из Москвы на Северо-запад страны диктовалось великой идеей «прорубить окно в Европу» и тем самым способствовать постепенному вовлечению России в тес­ные экономические и политические, культурные отношения с передовыми европейскими странами. Для Петра

На ранних этапах средневековья город еще не выполнял тех функций, которые были характерны для него в античные века. Господствовало натуральное хозяйство и постепенно стало раз­виваться товарное производство, а вместе с ним и город. Уже в XII—XIII в. на территории Италии, Франции, Германии, Нидер­ландов появляются города, которые становятся центрами тор­говли и ремесла. Именно в городах формировались экспедиции известных мореплавателей, стремившихся Открыть новые страны Света и колонизировать их. Именно в городах Италии возникла культура Возрождения, распространившаяся не без участия го­родов в XV-XVI в. в Нидерландах, Англии, Франции.

Однако поистине мощный рывок в развитии, получил город с переходом к капиталистическому способу производства, мате­риальной основой которого стала промышленность. Это корен­ным образом изменило ситуацию. Промышленность, опиравша­яся на машинную технику, революционировала экономику. Она привела к дальнейшему углублению общественного разделения труда, а это в свою очередь вызвало концентрацию производства и увеличение объемов выпускаемой продукции. Происходит про­цесс постепенного превращения мастерских ремесленников в ка­питалистическую мануфактуру, а последней — в фабрику. Первые возникшие фабрики своими размерами, количеством занятых, объемом и номенклатурой выпускаемой продукции поражали лица была символом наступления новой исторической эпохи. Идею Петра I о превращении России в великую державу разви­вала Екатерина II. Если Петр I обращал внимание на Балтийское побережье, то Екатерина II рассматривала строительство городов на Юге страны как условие освоения Черноморского бассейна, сулившее выход дальше, в Средиземноморье. Геополитические подходы К строительству городов у обеих царственных особ ужи­вались со стремлением видеть город как центр нарождающейся промышленности. На базе первых мануфактур на Урале стали возникать и развиваться города.

В пореформенный, после 1861 г., период развитие капита­лизма в России способствовало также процессу городского стро­ительства. В ряду градообразующих факторов первенствующую роль играла промышленность. В. И. Ленин в своей книге «Раз­витие капитализма в России» выделял следующий ряд городов — «важнейших центров фабрично-заводской промышленности в России»: Петербург и Москва, в каждом из которых насчитыва­лось к началу XIX в. свыше 100 тыс. рабочих (в 1890 г. в Москве было 806 фабрик и заводов, в Петербурге — 490); Одесса, где на­считывалось 306 промышленных предприятий, на которых было занято 8634 рабочих; Рига — 226 предприятий (16 306 рабочих); Екатеринослав — 469 заводов и фабрик (4841 рабочих); Тула — 248 (6418 рабочих): Харьков - 122 (3406 рабочих); Клев - 125 (5901 рабочий). <

О влиянии развития промышленности на рост российских го­родов красноречиво свидетельствуют такие цифры: если насе­ление Екатеринослава за неполные 30 лет (1870-1897) увеличи­лось в 5 раз, а Тулы, Самары и Нижнего Новгорода удвоилось, то. ряд губернских городов, таких как Новгород, Владимир, Псков, росли очень медленно. В них почти не было промышленности, а торговля имела сугубо местное назначение. В период суще­ствования СССР развитие городов происходило более быстро в связи с индустриализацией страны, дальнейшим послевоенным развитием экономики, освоением природных ресурсов Сибири и Дальнего Востока.

Значение города в развитии общества отметила статистика. По официальным данным, на 1 января 1996 г. городское населе­ние Российской Федерации превысило 108,1 млн чел., составив 73,0 % от общей численности населения страны.

Вплоть до 1990 г. в России наблюдался постоянный рост го­родского населения, способствующий быстрому увеличению его удельного веса в населении страны. Если в 1913 г. на долю го­родских жителей приходилось лишь 18%, в 1985 г. — 72,4%, то в 1991 г. их число достигло 109,6 млн. чел., т. е. 73,9%.

Города изменяют динамику своего населения под воздей­ствием четырех причин:

Значение этих источников в формировании городского насе­ления менялось в различные периоды: длительное время главную роль играла миграция из села в город, в 80-е гг. на первое место вышел естественный прирост городского населения. В 90-е гг. первые три причины способствовали сокращению численности горожан за счет естественной убыли горожан, оттока горожан в села и преобразования поселков в села.

Цо территории страны характерны групповые формы рассе­ления.

В групповом расселении городов выделяют два контактно расположенных города, образующих биполь (от лат. два и греч. город), три контактно расположенных города, образующих три- поль (от греч. три и город) или триаду, а также систему из 4 и более контактно расположенных городов, функционально вза­имосвязанных между собой, результат деятельности которой не сводится к сумме результатов деятельности членов этой системы, а определяется кумулятивным эффектом взаимоусиления друг друга. Эта сложная система группового расселения городов на­зывается агломерацией.

Агломерация, в которой ощущается явное преобладание одного лидера, называется моноцентрической; при наличии несколь­ких равноценных лидеров она называется полицентрической.

Примерами первой из них могут быть Московская и Петер­бургская агломерации, примером второй — Кавминводы, где имеется группа близких по населению и значимости городов (Пятигорск, Кисловодск, Ессентуки и др.).

Обычно агломерации образуются вокруг крупных городов, особенно вокруг городов-миллионеров, а также в местах кон­центрации центров по добыче и использованию природных ре­сурсов. При этом в состав агломерации включаются и сельские поселения, которые находятся в пределах транспортной доступ­ности. К крупнейшим городским агломерациям России отно­сятся Московская, Петербургская, Нижегородская, Ростовская и Самарская.

Для городского расселения развитых стран мира характерен процесс субурбанизации — повышенной динамики роста доли населения пригородной зоны крупных городов над динамикой доли населения центральной частй крупных городов в пределах их городской черты. Этот процесс вызван переселением состо­ятельной части населения крупных городов в их пригородную зону, которая является наиболее престижной и привлекательной среди всех вариантов расселения населения. Пригороды концен­трируют преимущества проживания в крупных городах и в сель­ской местности и не имеют их недостатков.

Важное экономическое, политическое и социальное значение города как мощного фактора цивилизации заставляет нас гово­рить о такой учебной дисциплине, как экономика города.

2. Предмет учебной дисциплины «экономика города»

В учебных курсах экономической теории, читаемых в вузах, уже сложилось традиционное мнение, что этот курс можно под­разделить на курсы микро- и макроэкономики. Микроэконо­мика — предприятие, фирма, макроэкономика — экономика страны. Однако такая дифференциация экономического знания не может быть принята окончательной. Любая экономическая деятельность, которая предполагает взаимодействие таких фак­торов производства, как труд, капитал, земля, всегда осущест­вляется в определенных Территориальных рамках. .

Пространство приобретает значение важного экономического фактора. Именно в рамках определенного пространства (пред­приятие, район, город, регион и т. д.) происходит распределение производственных фондов, рабочей силы, капитала. Простран­ство оценивается и с точки зрения природных ресурсов, уже ис­пользуемых и намечаемых к использованию.

Пространство — это, прежде всего,. земля. Ее размеры могут быть ограничены.. Это приводит к повышению ее стоимости в условиях исключительно большого спроса на землю. Примером может быть стоимость земли в центре крупных городов — мега­полисов. Территория оказывает воздействие на факторы про­изводства, обусловливает тенденции их развития. Небольшие страны по площади (Южная Корея, Япония) дали наглядный пример интенсивного развития территорий. В противополож­ность этому страны, имеющие большую территорию (СССР, а затем Россия), показали, что большие пространства обусловли­вают экстенсивное развитие. Последнее вынуждает иметь растя­нутые коммуникации, использовать значительные транспортные средства, тратить больше времени и денег на решение производ­ственных и потребительских задач. Так, при обосновании эф­фективности капитальных вложений исходным моментом было приближение предприятий к источникам сырья, размещение их вблизи транспортных коммуникаций.

В обиходе у многих бытует представление, что рынок — это то место, где происходит купля-продажа товаров. В экономической же теории существует традиционно положение, что рынок — это не место, а система экономических отношений, связанных с ку­плей-продажей товаров. Акцентируя внимание на этом, никто не должен умалять значение пространственного фактора — ка­кова территория рынка, где он расположен, каковы подъездные пути к нему.

Пространство, территория — это то место, которое становится для человека весьма важным не только в смысле приложения своего труда, но и базисом развития многочисленных полити­ческих и социальных институтов, без которых он и сообщество не может существовать. Возникает и развивается сложная и ди­намическая интеграция деятельности, когда каждый работает на другого и зависит от него. Что же может быть объектом и пред­метом такой дисциплины как экономика города?

Объектом исследования должны быть социально-экономиче­ские, организационно-экономические и управленческие отно­шения применительно к городской территории их взаимосвязи с производительными силами.

Предметом этой дисциплины может быть выяснение специ­фики действия общеэкономических законов развития общества, а также законов, обусловливающих развитие городов.

В этой связи предстоит выяснить:

  1. Как формы собственности и соответствующие модели раз­вития влияют на развитие экономики города?

  2. Что представляет собой материально-техническая база со­временного города?

  3. Рынок города, его структуру и сегменты.

Финансовое хозяйство города.

  1. Каковы должны быть организационно-экономические и управленческие формы деятельности людей в рамках го­рода?

  2. Каковы тенденции в развитии экономики города?

Экономика города как отрасль знания есть интеграция выво­дов и положений фундаментальной экономической теории (ми­кро- и макроэкономики), менеджмента, маркетинга. Если гово­рить об экономической теории, то все ее категории, в частности такие, как издержки производства, прибыль, рентабельность, цена, выражают суть тех экономических отношений, которые возникают между людьми и в процессе строительства города, и в эксплуатации его фондов. Здесь, как и во всей экономической системе, действуют такие экономические законы, Как закон воз­растания потребностей (проявление этого закона, в частности, в растущей комфортности жилья), законы спроса и предположе­ния, законы экономии времени (это выражается в стремлении оптимизировать работу транспорта, ликвидировать недостатки в социальной инфраструктуре).

Усложнение самих объектов экономического и социального назначения, их укрупнение, Множественность и переплетение их функций объективно требует развития в рамках городских ин­ститутов теории и практики менеджмента. Не менее важны для экономики города выводы и рекомендации такой науки, как мар­кетинг. Быстрое развитие рыночных отношений в нашей стране выразилось в некоторой их хаотичности, особенно в условиях ограниченности городских территорий. Количество торговых предприятий, занятых в них людей не обеспечивает достиже­ния соответствующего эффекта. Занятость городской террито­рии торговыми предприятиями сдерживает развитие социальной инфраструктуры (традиционным стало использование стадио­нов для организации рынков). Одновременно наблюдается дис­пропорция в размещении торговых предприятий в центре и на окраинах города.

Возрастает роль информатики. Внедрение информационных технологий в управление позволяет быстро и эффективно решать как текущие, так и перспективные вопросы развития экономики города. Экономика города как объект исследования и учебная дисциплина должна опираться так все и на такие отрасли науч­ного знания, как статистика, социология. Статистика позволяет определить темпы изменений, которые происходят в жизни го­рода. Социология — уровень тех перемен, которые происходят в образе жизни горожанина и влияние этих изменений на эко­номику города.

Надо использовать выводы экономики градостроительства. Научные исследования в этой области должны дать ответы на вопросы:

  1. Что строить?

  2. В каких объемах?

  3. За счет каких средств?

  4. Как повлияет развитие строительства на экономику го­рода?

Таким образом, экономика города как учебная дисциплина, имея собственный предмет, должна воплотить в себе все то цен­ное, что дают смежные экономические и социальные науки.

Гпава 2

ЭКОНОМИКА ГОРОДА — ОСНОВА РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО СООБЩЕСТВА

1, Экономика города и ее характерные особенности

Экономику города можно рассматривать как систему, в ко­торой функционируют и взаимодействуют два взаимосвязан­ных блока подсистемы. Это блок производительных сил и блок производственных отношений. При рассмотрении экономики города применительно к блоку производительных сил надо го­ворить о материально-технической базе отраслей экономики, состоянии производственных фондов, их воспроизводстве и об использовании трудовых ресурсов, их общеобразовательном и профессионально-техническом уровне.

Производственные отношения обычно структурируют по группам — социально-экономические, организационно-эконо­мические и управленческие. Главенствующее значение имеют социально-экономические отношения, основой которых явля­ется форма собственности на средства производства и на продукт труда. Они определяют весь спектр и характер отношений в сфере производства, распределении, обмене, потреблении.

Экономические отношения — это отношения между субъек­тами — физическими и юридическими лицами, которые имеют свои экономические интересы. Последние множественны, они могут характеризоваться гармонией и противоречивостью.

Переход к рынку с присущим стремлением его участников и прибыли усложняет проблему согласования экономических ин­тересов. Конкуренция внутренне обуславливает усиление одних и банкротство других. В рамках города этот процесс осуществля­ется в условиях ограничения территорий и большой концентра­ции населения. Поэтому все изменения в положении участни­ков рынка должны быть заранее просчитаны, чтобы избежать неприятных последствий: дефицита продукции или его затова­ривания.

В экономике города представлены все формы собственности: федеральная, частная, муниципальная. Наибольший удельный вес приходится на частную собственность. Последняя выражает экономические интересы, прежде всего, того лица или группы лиц, которые владеют предприятием.

Наиболее близка городскому сообществу муниципальная соб­ственность.

В бывшем СССР понятие «муниципальная собственность» в хозяйственно-правовом аспекте отсутствовало. На всех уровнях власти и управления, начиная от союзного и заканчивая местным, собственность была фактически представлена в одной форме — государственной (или, как тогда называли, общественной)1.

В соответствии с действующим законодательством в состав муниципаль­ной собственности могут входить:

  1. средства местного бюджета;

  2. муниципальные внебюджетные фонды;

  3. имущество органов местного самоуправления;

  4. муниципальные унитарные предприятия и муниципальные организации, в том числе муниципальные учреждения (образования, здравоохранения, культуры, спорта и т. п.);

  5. муниципальный жилищный фонд;

  6. муниципальные нежилые помещения;

  7. муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в Му­ниципальной собственности;

  8. муниципальные "банки и другие финансово-кредитные учреждения;

  9. другое движимое и недвижимое муниципальное имущество.


Один из исследователей муниципальной собственности А. Г. Кобилев, подчеркивая специфику собственности, отме­чает ее следующие черты. Во-первых, это — негосударственная форма собственности. Относительное обособление местного са­моуправления, как форма народовластия, порождает необходи­мость соответствующих экономических отношений, как форма экономической основы этой формы власти. Во-вторых, возник­новение муниципальной собственности связано, но опосредо­ванно, с процессом приватизации государственной собствен­ности. В-третьих, муниципальная собственность не является частной собственностью. Муниципальная собственность, в от­личие от частной, не может быть ориентирована только на полу­чение дохода. Ее размеры и состав должны быть достаточными для нормальной жизнедеятельности населения соответствующей территории. А. Г. Кобилев классифицирует функции муници­пальной собственности следующим образом.

  1. Обеспечение доходов местного бюджета, в том числе от ре­ализации имущества, его использования, гибкой налого­вой политики, финансовой помощи (как правило — целе­вой) вышестоящих властно-собственнических инстанций, добровольных взносов и т. п.

  2. Обеспечение развития инженерной инфраструктуры (транспортной, Информационной, бытовых коммуника­ций типа складов, холодильников и пр.).

  3. Обеспечение развития социальной инфраструктуры, и в том числе формирование и развитие таких институций, как:

а) социальная защита,

б) обеспечение занятости.

  1. Обеспечение развития рыночной инфраструктуры, воздей­ствующей на жизнедеятельность акционерных обществ, предприятий и организаций, расположенных на муници­пальных территориях.

  2. Стимулирование малого и среднего бизнеса.

  3. Содействие развитию внешних связей и определение ме­ста и роли города в его управляющей надстройке в этих связях'.

Боровская М. А. отмечает, что муниципальная собствен­ность с позиций институционального подхода имеет бинарную природу и проявляется как форма общественной собственно­сти, представляющая отношения между субъектами территориально-локализованной экономической системы (регионов) в рамках критериев доходности, эффективности и экономи­ческой устойчивости. Качественное отличие муниципальной формы собственности от частной с позиции институциональ­ного подхода заключается в особом характере ее проявления, в том, что эта форма содержит в своей структуре доходоприносящие и финансово-обременительные объекты, следовательно, ^ при оценочной характеристике использования важно учитывать необходимость сочетания в процессе управления рыночных и ^ нерыночных механизмов. Боровская М. А. считает, что в про­цессе управления муниципальной собственностью доминирует ориентация на обеспечение финансирования социальной сферы, организацию, деятельности предприятий и организаций соци­альной инфраструктуры, а также на поддержание на социально приемлемом уровне занятости населения муниципального об­разования, создания благоприятных условий для осуществления видов деятельности, приносящих доход и населению, и муни­ципальному образованию в целом2.

Развитие муниципальной экономики в наибольшей сте­пени соответствует интересам населения города. Во-первых, это вытекает из самой специфики муниципальной собственно­сти, которая отражает интересы местного сообщества, в то время как предприятия частной собственности даже в том случае, что они выпускают товары народного потребления, интересы мест­ного сообщества учитывают и рассматривают через призму по­лучения прибыли.

Во-вторых, муниципальная власть обладает большими пра­вами и возможностями напрямую через свои властные органы оказывать влияние на муниципальные предприятия, чем на предприятия частного сектора.

В-третьих, муниципальная экономика во многом зависит от развития государственного сектора, тех финансовых потоков, которые идут от него. Тем самым происходит усиление и реали­зация общенародных интересов, что способствует укреплению политического и социального единства государства:

В-четвертых, сама природа муниципальной экономики, ее структура в наибольшей степени может содействовать социаль­ной защите населения, что особенно важно в условиях усилива­ющего разрыва в экономическом и социальном положении от­дельных социальных групп в России.

Муниципальная экономика — это экономика, создающая как материальный продукт, так и предлагающая услуги потребителю. Материальный продукт — средства производства и предметы по­требления. Роль первых незначительна как по объему, так и по номенклатуре. В основном, в муниципальной экономике про­изводятся предметы потребления (продукты питания, одежда, обувь и т. д.)

Неизмеримо большое значение имеют оказываемые населе­нию услуги. Это услуги жизнеобеспечения (обслуживание жилья, снабжение водой, энергией и другие услуги инженерных систем, внешнее благоустройство территорий), транспортные услуги, обеспечение безопасности населения, услуги социально-куль­турной сферы. Это учреждения, здравоохранения, санитарно-пидемиологическая служба, воспитательные и образователь­ные учреждения Всех видов, учреждения социальной помощи и страхования, культуры и искусства, физкультуры и спорта, на­учные учреждения. Эти виды деятельности играют важнейшую роль в сохранении и укреплении здоровья населения, повыше­нии его образовательного и культурного уровня, создании благо­приятных для всестороннего гармонического развития способ­ностей людей.

В мировой практике выделяют несколько моделей муни­ципальной экономики. Во-первых, коммунальная модель му­ниципальной экономики, главным элементом которой высту­пает орган местного самоуправления, который осуществляет как накопление ресурсов, так и их расходование. Во-вторых, коммунально-рентная модель. Данная модель, по сравнению с предыдущей, отличается тем, что предусматривает участие орга­нов местного самоуправления в сфере использования ресурсов территории, в ее развитии через предоставление ограниченных прав в финансово-кредитной деятельности и права ресурсной ренты. В-третьих, муниципально-рентная модель муниципаль­ной экономики. Эта модель подразумевает, что основное бремя по обслуживанию интересов населения и по решению местного значения несут органы местного самоуправления, для чего им предоставляется возможность стать полноценным хозяйствую­щим субъектом на своей территории.

Та или иная модель не существует в чистом виде, однако роль и место влияния той или иной модели в различных странах раз­личны. Содержание модели зависит от целого ряда факторов, главными из которых являются: объем компетенции органов местного самоуправления, определенный -законодательством; наличие и характер основных ресурсов территории; наличие квалифицированных кадров в органах местного самоуправле­ния и на муниципальных предприятиях; налогоспособность населения.

В настоящее время в России складывающаяся модель муни­ципальной экономики наиболее похожа на муниципально-рентную, однако с элементами коммунально-рентной.

Доминирующая роль частной собственности в городе при­водит к позитивным и негативным результатам. Переход и быстрое ее развитие благоприятно сказались на состоянии непроизводственной сферы: увеличилось количество торговых предприятий, резко улучшилось качество и номенклатура про­даваемых товаров, повысился уровень обслуживания. Многие частные предприятия (текстильная, обувная промышленность, пищевая) стали успешно конкурировать с иностранными про­изводителями. Частные строительные организации стали, по существу, основными производителями жилья. Быстрое раз­витие автомобильного транспорта привело к развитию част­ных предприятий автосервиса. Однако развитие предприни­мательства происходит однобоко, а именно, в направлении дальнейшего расширения предприятий и организаций непро­изводственной сферы, не имеющей достаточной значимо­сти для населения города (рестораны, кафе, увеселительные учреждения). В заметном проигрыше находится город, кото­рый в процессе приватизации передал в частную собствен­ность предприятия, выпускавшие средства производства (ма­шиностроение, химия).

Таким образом, прослеживаются тенденции дальнейшего укрепления частной собственности1. Это проявляется в ходе ре­формирования ИСКХ. Считают, что создание частных предпри­ятий здесь позволит выйти из кризиса этому важнейшему ком­плексу, не просчитывая, что услуги частных предприятий будут стоить дороже, чем муниципальных.

Относительно высокая концентрация в городе отраслей, производящих товары и услуги, вызывает к жизни многочис­ленное количество организаций, обеспечивающих движение финансовых потоков. Это банки, страховые компании, пенси­онные фонды, различного рода федеральные службы — налого­вые, казначейства и т. д. и т. п. ПО мнению некоторых ученых, эти перемены приводят к тому, что города, которые были всегда центрами индустрии, превращаются в города, где преобладает непроизводственная сфера.

Управленческие отношения в рамках города надо рассма­тривать как отношения между властными структурами (испол­нительными и законодательными) и той средой (физические и юридические лица), на которые направлено управленческое воздействие. Оно может принимать форму либо администра­тивно-правового (закон, положение, предписание), либо эко­номического (установление налогов и тарифов, регулирование цен и т. д.).

По конституции РФ права владения, пользования, распоря­жения муниципальной собственностью принадлежат населению муниципального образования, но в реальной жизни оно может осуществить эти права через органы местного самоуправления. Таким образом, здесь возникают отношения между массой граж­дан и тем органом управления, который они выбирают и кото­рому они доверяют выступать в защиту их интересов. Сразу за­метим, что это довольно сложная проблема, так как практика избирательных кампаний показала аполитичность большинства граждан к проведению выборов. В дальнейшем это проявляется в отказе от принятия какого-либо участия в деятельности орга­нов местного самоуправления.

2. Материально-техническая база городского хозяйства

Почти до последнего времени понятие «материально-тех­ническая база» было объектом внимания многих ученых. Это диктовалось стремлением выявить в производительных силах их основу, опираясь на которую можно было бы их развивать. Преобразования в России были связаны с изменениями в форме собственности. Их масштабность и неуправляемость, ослабили внимание к проблемам производительных сил. Термин «мате­риально-техническая» база исчез из учебников по. экономиче­ской теории и рыночной экономике. С таким подходом не все согласны. По мнению некоторых ученых, общественное разви­тие может быть рассмотрено через призму прогресса в произво­дительных силах. Говорят об этапах «доиндустриального», «ин­дустриального», «постиндустриального» и «информационного общества». Любая экономическая система всегда предполагает как нечто данное существующие и функционирующие в ней про­изводительные силы. В рамках существующих производитель­ных сил всегда находятся такие элементы, которые .определяют их развитие, ведут к устранению старых элементов и усилению новых элементов, которые и придают особую качественную ха­рактеристику системе производительных сил (доиндустриальное, индустриальное общество). Вот эта совокупность новых элемен­тов и будет составлять то, что понимается под материально-тех­нической базой. Если говорить более конкретно, то она включает в себя: средства и предметы труда, технологии, инфраструктуру, обеспечивающую функционирование средств труда (транспорт, дорожное хозяйство, складские помещения).

Экономика города — это, в целом, индустриальная эконо­мика, хотя ее качественные характеристики во многом зависят от того, что представляет собой город. Существуют различные

подходы к классификации городов. По численности населения города и поселки подразделяются на группы.

Таблица 1

Классификация городских поселений по численности населения, тыс. чел. в Градостроительном кодексе РФ

Группы

Города, тыс. чел.

Поселки, чел.

Сверхкрупные

свыше 3000



Крупнейшие

свыше 1000 до 3000



Крупные

свыше 250 до 1000

свыше 5000

Большие

свыше 100 до 250

от 1000 до 5000

Средние

свыше 50 до 100

свыше 200 до 1000

Малые

менее 50 , .

менее 200

По характеру функций могут быть выделены населенные пункты, специализирующиеся на промышленном производ­стве, строительстве и транспорте.

По административно-политическому значению выделяют столичные города, центры краев и областей, автономных рес­публик, центры низовых административных районов.

Три указанных признака лежат в основе функциональной ти­пологии городов. По совокупности этих признаков можно вы­делить:

Многофункциональные столичные города (Москва, Санкт-Пе­тербург). Такие города обычно относятся к крупным или круп­нейшим. Наряду с развитием промышленности, транспорта и других сфер для этих городов характерна высокая степень раз­вития административно-политических и культурно-просвети­тельных функций.

Многофункциональные центры автономных республик и област­ные центры. Как правило, это большие и средние города.

Индустриальные центры. Они относятся преимущественно к большим и средним городам. Индустриальным центрам присущ наибольший удельный вес занятых в промышленности, строи­тельстве и на транспорте (в основном 70—80 %).

Малые города. Для них характерно преимущественное разви­тие организационно-хозяйственных, торгово-распределительных, административно-культурных функций. Промышленность и транспорт здесь, как правило, имеют местное значение.

Транспортные города. Это преимущественно малые и сред­ние города.

Города — оздоровительные центры, где высокий удельный вес занятых в здравоохранении (свыше 10 %).

Города — научно-экспериментальные центры. Ведущей функ­цией является научное обслуживание. По численности населе­ния они относятся к группе средних и малых.

Наряду с перечисленными функциональными типами горо­дов возможно выделение и других, промежуточных, типов по отношению к перечисленным, и новых (например, города-спут­ники, выполняющие функции «жилых филиалов» близлежа­щего крупного города, агрогорода, города — центры туризма). Приведенная классификация городов не является единствен­ной. Так, например, известны попытки классификации малых городов.

Таблица 2

Распределение малых городов России по регионам, %

Экономический район

Доля городов с населением, тыс. чел.

Доля молодых городов в общем числе городов

До 20

20-50

Северный

38,3

35,0

73,3

Северо-Западный

41,6

33,3

75,0

Центральный

38,3

31,7

70,0

Волго-Вятский

49,2

25,4

74,6

Черноземный

26,5

46,9

73,5

Поволжский

43,7

40,8

84,5

Северо-Кавказский

9,9 /

48,5

58,4

Уральский

19,1

• 56,7

75,8

Западно-Сибирский -

13,9

48,1

62,0

Восточно-Сибирский

36,1

30,6

66,7

Дальневосточный

48,9

25,0

73,9

ВСЕГО:

46,1

53,9

71,0

Должны использоваться и другие критерии — экономиче­ские.

В этом случае в первую группу входят города с относительно развитой и крупной экономической системой (53 % малых горо­дов России). Промышленные и промышленно-траспортные го­рода составляют в этой группе около 90 % (из них 30 % — узко­специализированные промышленные города), а транспортные и транспортно-промышленные центры — около 105% (их доля особенно велика в Северном, Дальневосточном, Северо-Кавказ­ском, Центрально-Черноземном и Поволжском экономических районах).

Вторую группу составляют города с относительно небольшой экономической базой, так называемые экономические центры. На их долю приходится около 40 % всех малых городов респуб­лики. Среди них города:

  1. с относительно развитыми промышленными, промыш- ленно-транспортными функциями (3 %);

  2. с преобладанием функций по организационно-хозяй­ственному и социально-культурному обслуживанию при­легающих территорий (30%);

  3. с выраженными сельскохозяйственными функциями (5%);

  4. с невыраженными функциями (2 %).

В третью группу объединены города всех других функцио­нальных типов, составляющих около 7% всех малых городов республики (50). Это города-новостройки, центры науки и научного обслуживания, рекреационные центры, прочие го­рода.

Имеют место попытки дифференциации городов и по харак­теру динамики социально-экономического развития. Малые го­рода можно условно разделить на быстро развивающиеся, слабо развивающиеся, стагнирующие и «умирающие» (22 малых города относятся к быстро развивающимся, 204 города развиваются уме­ренными темпами, 256 — слабо развиваются, 192 — стагнирую­щие и 20 — «умирающие» города). Среди малых исторических городов в группы стагнирующих и слабо развивающихся посе­лений входят более 75 %.

В группу умеренно развивающихся входят 20%, а в группу быстро развивающихся — всего один город (Тутаев). Почти все быстро развивающиеся города расположены в восточных районах.

В группу, условно названную «умирающими» городами, вхо­дят 20 малых городов (из них 8 — исторические). Практически вся эта группа городов расположена в Европейской части Рос­сии. В течение десятилетий в них наблюдается абсолютное сни­жение мер к укреплению экономической базы малых городов, и эта тенденция может стать преобладающей.

Надо говорить также о малых городах, которые выполняют функции межрайонных центов. Наиболее развитые межрайон­ные центры находятся, как правило, в городах с числом жителей более 90 тыс. человек.

Центры со средним уровнем развития межрайонных функ­ций — в городах с числом жителей от 40 до 90 тыс., в которых расположено большинство предприятий и учреждений межрай­онного уровня.

Центры с уровнем развития межрайонных функций ниже среднего (как правило, города с числом жителей от 20 до 40 тыс.) имеют только часть учреждений межрайонного уровня.

В центрах с низким уровнем развития межрайонных функций (с числом жителей менее 20 тыс.) развито незначительное число межрайонных функций (обычно 1,2, например, транспортная). Эти города могут рассматриваться как потенциальные межрай­онные центры, требующие для эффективного выполнения меж­районных функций существенной активизации социально-эко­номического развития.

В целом в России малые города — районные центры и цен­тры национальных округов — являются наиболее перспектив­ными с точки зрения развития экономической базы и адапта­ции ее к рынку.

Несмотря на то, что города имеют различные социально-эко­номические характеристики, их экономика имеет общие черты, отличные от экономики села. Каковы они?

3. Внутригородская специализация, взаимозависимость пред­приятий и отраслей делает неизбежным развитие транспортной системы города, без которой (и ее постоянного обновления) город не может существовать ни как промышленный центр, ни как большое сообщество людей, которые должны удовлетворять свои потребности.

4. Концентрация промышленных предприятий на относи­тельно небольшой территории, в отличие от их разбросанности в сельской местности, диктует необходимость концентрации в городах предприятий и организаций непроизводственной сферы, которые обслуживают как Предприятие, так и населе­ние. Особо следует выделить те из них, которые обеспечивают движение финансовых и товарных потоков (банки, биржи, страховые общества). Для сельской экономики эти учрежде­ния неизвестны.

5. Экономика города — это многомерное рыночное простран­ство, которое вбирает в себя десятки и сотни локальных рынков, в то же время взаимосвязанных между собой, обеспечивающих реализацию товаров и услуг как предприятий города, так и села. Это надо иметь в виду, особенно на современном этапе, когда торговля в городах стала одним из основных видов трудовой де­ятельности.

6. Для города большое значение имеет инженерная инфра­структура (энерго-, тепло-, водообеспечение) как производ­ственной, так и непроизводственной сферы. Без нее невозможно развитие предприятий, эксплуатация жилого фонда.

7.В экономике города, как ни в какой другой, концентриру­ется наиболее динамичная часть населения (высококвалифици­рованные рабочие, инженеры, менеджеры, научные работники), которая определяет во многом темп и качество социально-эко­номического развития. Это требует создания для них условий — материальных и социальных, обеспечивающих реализацию их возможностей.

8.Относительно ограниченные территории городов и, одно­временно, высокая концентрация ресурсов объективно ведут к преобладанию интенсивного воспроизводства.
Экономика города представляет собой единство градообра­зующих и градообслуживающих предприятий.

Градообразующие объекты являются первоосновой города, его возникновения и развития. Градообразующая база представляет собой совокупность отраслей, предприятий, учреждений и орга­низаций, результаты деятельности которых в основном направ­лены на выполнение функций, выходящих за пределы данного города, а также функций по обеспечению занятости, производ­ства товаров для населения.

Градообслуживающие объекты в основной своей, части отно­сятся к непроизводственной сфере. Составной частью является городское хозяйство. Оно включает предприятия жилищно-ком­мунального и бытового обслуживания населения, пассажирский транспорт, учреждения здравоохранения и социально обеспече­ния, просвещения, культуры и искусства. Градообслуживающие объекты выполняют внутренние функции, связанные с произ­водством продукции (услуг) для удовлетворения потребностей населения.

Город развивается в процессе взаимосвязей градообразующих и градообслуживающих отраслей. Градообразующие и градооб­служивающие предприятия должны дополнять друг друга, так как конечные результаты их деятельности зависят друг от друга. В противном случае город будет страдать в экономическом и со­циальном отношении.

Уровень индустриального развития городов в России характе­ризовался пестротой. С одной стороны, это крупные индустри­альные центры — Нижний Новгород, Челябинск, Екатеринбург, а с другой стороны, это города со слабо развитой экономикой (малые города) и, к тому же, не обладающие перспективами раз­вития. Сегодня это — шахтерские города. Изменилось и поло­жение градообразующих предприятий. В тех городах, где было развито машиностроение, роль и значение предприятий этого комплекса резко снизились, что отразилось на экономическом и социальном положении городов. Эти предприятия формиро­вали занятость населения, осуществляли жилищное строитель­ство, обеспечивали функционирование многочисленных соци­альных учреждений (детские сады, ясли и т. д. и т. п.).

Градообразующие предприятия — это не только предприятия машиностроительного профиля. К ним относятся предприятия тяжелой промышленности — металлургия добывающей про­мышленности, химии, а также предприятия легкой промыш­ленности — текстильная, обувная. В частности, последние выполняли эту роль довольно эффективно. Взять, к примеру, предприятия текстильной промышленности в г. Иваново и го­родах области, которые обеспечивали высокую занятость лиц женского пола. Это относится и к городам Юга России, где раз­виты предприятия перерабатывающей промышленности (пи­щевая й т; д.).

Затянувшийся экономический кризис, повлекший за собой банкротство многих промышленных предприятий, которые были градообразующими, нанес ущерб экономике города и его соци­альному развитию.

Экономика современного города — это отрасли не только материального производства, но и быстро развивающиеся се­годня отрасли непроизводственной сферы. В экономической на­уке высказывается мысль, что постепенно город будет менять свой облик, терять связь с промышленностью, которая опреде­ляла его развитие. В. С. Завнадворов и А. Б. Завнадворова про­следили как происходило возрастание сферы услуг в крупных городах-мегаполисах, характеризуя эти изменения как возник­новение отраслей третичного и четвертичного секторов. К от­раслям третичного сектора по типологии, принятой на Западе, относились:

Оптовая и розничная торговля, ремонт домов, домашнего обору­дования и автомобилей. Продажа и ремонт автомобилей. Оптовая торговля и торгово-посреднические услуги. Розничная торговля, ремонт предметов личного и домашнего обихода.

Отели и рестораны. Услуги отелей и ресторанов.

Транспорт, связь и складские услуги. Наземный транспорт и транспортировка по трубопроводам. Водный транспорт. Воз­душный транспорт. Дополнительные и вспомогательные виды деятельности в системе транспорта; деятельность туристических агентств. Услуги почты и служб телекоммуникации.

Финансовое посредничество. Финансовое посредничество, за исключением страхования и услуг пенсионных фондов и касс. Виды страхования и услуги пенсионных фондов и касс, за ис­ключением обязательного страхования. Вспомогательные виды финансового посредничества.

Услуги, связанные с недвижимостью, сдача в наём и прокат, услуги для предприятий. Услуги, связанные с недвижимостью. Прокат машин и оборудования (без предоставления услуг оператора), а также предметов личного и домашнего обихода и т. д.

Государственное обслуживание и оборона; обязательное соци­альное страхование.

Образование.

Здравоохранение и деятельность государства в социальной сфере.

Прочие виды деятельности в сфере общественного, коллектив­ного и личного обслуживания. Ассенизация и вывоз мусора; обслу­живание городских свалок и прочие подобные услуги. Различные другие (отдельно не упомянутые) подобные услуги. Обслужива­ние отдыха, отрасли культуры и спорта. Прочие виды обслужи­вания.

Ведение домашнего хозяйства наемным персоналом.

Экстерриториальные организации.

Фондовые и Товарные биржи, инвестиционные компании, банки играют определяющую роль в современной экономике.
Их можно отнести к ядру четвертичного сектора. По типу дея­тельности и по значению к ним примыкают страховые компа­нии, управленческие офисы крупнейших фирм и предприятий по обслуживанию бизнеса.

Не отрицая тенденции развития непроизводственной сферы, хотелось бы отметить, что предприятия третичного и четвертич­ного секторов, как правило, сконцентрированы в крупных го- родах-мегаполисах и менее всего в средних и малых городах. Указанные предприятия и организации обеспечивали развитие экономики, но сама экономика не может быть сведена только к этим предприятиям. Надо производить машины, добывать уголь, варить сталь. Именно отрасли, производящие материальные про­дукты, обеспечивают реальную основу современной цивилиза­ции. Услуги лишь дополняют то, что связано с материальным производством.

В экономике города часто используется понятие система го­родов как каркас территории. Этот термин впервые упомянут французским ученым Т. Жоржем в 50-е годы XX века.

В основе этой концепции лежат два главных тезиса: 1. Города не являются изолированными экономическими агентами, они включены в систему связей с другими городами (эти связи мо­гут быть иерархического, взаимодополняющего или конкурент­ного типа). 2. В совокупности города и их взаимосвязи опреде­ляют характер экономического пространства страны (ее региона и т. п.). Таким образом, понятие каркаса, акцентируя внимание на городах, как на полюсах экономической активности, позво­ляет рассмотреть экономическое пространство как структурно организационное.

Города характеризуются высокой интенсивностью экономи­ческой жизни и, соответственно, высокой плотностью освоения территории. Территория полей предстает как экономически мало интенсивное, мало освоенное пространство. Именно поэтому го­рода и связывающие их дороги (а в дальнейшем линии телеграфа и телефона, авиалщши и т. д.) уподобляют каркасу. Если кратко вычленить то общее, что вкладывается в понятие каркаса горо­дов различными исследователями, то можно получить некото­рое формальное элементарное определение, которое наполня­ется конкретным содержанием в рамках реальных исследований. Некоторые предлагают называть каркасом просто набор городов некоторой территориальной зоны, рассматриваемой вместе с сис­темой отношений между самими городами, между городами и окружающими их сельскими зонами влияния, а также с внеш­ними и связями этих городов (с прочими городами, лежащими вне исходной зоны). Каркас городов структурирует территорию и является, экономически, ее важнейшей частью.

Изучение реальной морфологии сетей городов свидетель­ствует об усилении роли сетевой формы связи горизонтального типаг которая сочетается, тем не менее, с иерархическими отно­шениями. Такая более сложная конструкция рассматривается как наиболее перспективная пространственная форма каркасов го­родов. В основе этой конструкции — узлы (фокусы активности) и лучи, соответствующие потокам товаров, людей и информации. Экономическое значение города можно описывать различными показателями с учетом изучаемой ситуации. Для описания «эко­номической массы» города-поставщика можно взять показатель численности активного населения или объема продукции, про­изводимой в городе. Для описания «экономической массы» го- рода-рынка удобно взять, например, показатель совокупного до­хода населения этого города, что более точно характеризует его торговую привлекательность, чем простой показатель численно­сти населения. По-видимому, еще более точным будет исполь­зование показателя суммы денежных средств на счетах жителей города. Соглашаясь с этими показателями, следовало бы отме­тить, что они не единственные. Здесь надо говорить и о других показателях. К ним относятся показатели, характеризующие со­стояние основных производственных фондов, их фондоотдачу.

Не менее важными Являются показатели, характеризующие структуру промышленного строительства, номенклатуру произ­водимой продукции, объемы экспортируемой продукции. Все вышесказанное заставляет заняться разработкой специального раздела в статистике, а именно социально-экономической ста­тистики города.
  1   2   3   4   5


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации