Самонов А.П. Психологическая подготовка пожарных - файл n1.doc

приобрести
Самонов А.П. Психологическая подготовка пожарных
скачать (1457.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc1458kb.18.09.2012 16:06скачать

n1.doc

  1   2   3   4
Б Б К 88.4

С 17

УДК 614.842.86

Печатается по решению секции литературы по противопожарной технике редакционного совета Стройиздата.

Рецензент: В. М. Переведенцев

Самонов А. П.

С 17 Психологическая подготовка пожарных.—М.:

Стройиздат, 1982.—79 с., ил.

Рассмотрены психологические аспекты воспитания пожарных и проблемы управления пожарными подразделениями. Дан психологический анализ деятельности пожарных. Приведены рекомендации по_ психологической подготовке личного состава подразделений пожарной охраны.

Для инженерно-технических работников пожарной охраны.

3405000000—233

-207—81.

ББК 88.4 15

047(01)—82

©Стройиздат, 1982


ПРЕДИСЛОВИЕ

Проблема психологической подготовки пожарных привлекает к себе все более пристальное внимание практических работников пожарной охраны. И это не случайно. Увеличение промышленного потенциала нашей страны, особенно развитие нефтяной, газовой, нефтеперерабатывающей, химической и других взрыво- и пожароопасных отраслей промышленности, применение в строительстве новых легкогоргочих материалов, рост городов в высоту предъявляют к профессиональной подготовке пожарных повышенные требования.

Психологическая подготовка пожарных к работе в сложных условиях тушения пожаров и ликвидации их последствий — основа не только эффективности боевой деятельности по спасению людей и сохранению материальных ценностей от уничтожения огнем, но и основа безопасности самих пожарных. Подготовка личного состава пожарных подразделений к действиям в экстремальных. условиях неразрывно связана с формированием у них моральных и психологических качеств. Нельзя пассивно ждать, когда сформируется личность пожарного, или уповать на то, что все придет с опытом. Нужно с первых же дней зачисления пожарного на службу формировать у него такие моральные и психологические качества, которые гарантировали бы боевую эффективность и постоянную психологическую готовность к действиям в сложных, опасных для жизни условиях.

В современных условиях перед руководством аппаратов и подразделений пожарной охраны ставятся новые задачи. Прежде всего они касаются поиска новых, более совершенных методов подготовки пожарных подразделений. А это значит, что требуется коренной пересмотр устоявшихся форм управления учебным процессом.

В Отчетном докладе XXVI съезду Коммунистической партии Советского Союза Генеральный секретарь ЦК КПСС товарищ Л. И. Брежнев сказал:

«Следует вообще заметить, что совершенствование организационных структур управления не терпит косности. Нельзя приспосабливать живой, развивающийся организм управления хозяйством к устоявшимся, привычным формам. Наоборот, формы должны приводиться в соответствие с изменяющимися хозяйственными задачами». Эти указания полностью относятся и к управлению пожарными подразделениями.

В книге на основе материалов конкретных исследований, проведенных автором, сделана попытка наметить наиболее целесообразные, по его мнению, способы и методы психологической подготовки пожарных к активным действиям в экстремальных условиях.

Автор выражает глубокую признательность действительному члену Академии педагогических наук СССР, д-ру психологических наук, проф. А. Б. Петровскому, чл.-кор. АПН СССР, д-ру психологических наук, проф. Е. А. Климову, д-рам психологических наук, профессорам К. М. Гуревичу, А. И. Китову, А. М. Столяренко, кандидатам психологических наук, проф. В. А. Бакееву. доцентам Б. А. Вяткину, О. И. Зотовой, А. И. Панкину, В. А. Петровскому, В. А. Черненилову.
Глава 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ БОЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЖАРНЫХ

1. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА БОЕВОЙ РАБОТЫ ПОЖАРНЫХ

Труд пожарных сопряжен с большой эмоциональностью, обусловленной особенностями их деятельности:

непрерывным нервно-психическим напряжением, вызывает мым систематической работой в необычной среде (при высокой температуре, сильной концентрации дыма, ограниченной видимости и т. д.), постоянной угрозой жизни и здоровью (возможны обрушения горящих конструкций, взрывы паров и газов, отравление ядовитыми веществами, выделяющимися в результате горения) , отрицательными эмоциональными воздействиями (вынос раненых и обожженных людей и т. д.);

большими физическими нагрузками, связанными с демонтажем конструкций и оборудования, прокладкой рукавных линий, работами с пожарным оборудованием различного назначения, выносом материальных ценностей, высоким темпом работы и т. д.;

необходимостью поддерживать интенсивность и концентрацию внимания, чтобы следить за изменением обстановки на пожаре, держать в поле зрения состояние многочисленных конструкций, технологических агрегатов и установок в процессе выполнения боевой задачи на горящем объекте;

трудностями, обусловленными необходимостью проведения работ в ограниченном пространстве (в тоннелях, подземных галереях, газопроводных и кабельных коммуникациях), что затрудняет действия, нарушает привычные способы продвижения, рабочие позы (продвижение ползком, работа «лежа и т. д.);

высокой ответственностью каждого пожарного при относительной самостоятельности действий и решений по спасению жизни людей, дорогостоящего оборудования и т. д.,

наличием неожиданных и внезапно возникающих препятствий, осложняющих выполнение боевой задачи.

Для оценки психического состояния пожарных их боевую деятельность условно можно разделить на три этапа: подготовительный, основной и заключительный.

Подготовительный этап охватывает период деятельности личного состава пожарных подразделений с момента получения сообщения о пожаре до прибытия на место происшествия. В него входят подача сигнала тревоги, сбор личного состава по тревоге, следование к месту пожара и приведение сил и средств в состояние готовности для выполнения боевой задачи. \/ Сигнал тревоги застает пожарных во время занятий, обеда, отдыха и т. п. и, как правило, является внезапным сигналом, извещающим о начале боевых действий. По этому сигналу пожар

ные обязаны быстро и правильно одеться, занять свое рабочее место в кабине автомобиля и в максимально короткий срок прибыть к месту назначения. Уже во время следования на пожар пожарный испытывает нарастающее нервно-психическое напряжение, связанное с неизвестностью предстоящих событий. В пути номера боевого расчета и командиры мысленно программируют свои будущие действия. Именно поэтому .в кабине, как правило, не услышишь шуток, смеха—там стоит деловая напряженная тишина: пожарные стараются подчинить все свои чувства и мысли выполнению предполагаемой боевой задачи.

Специфическими особенностями этого этапа ^боевой деятельности пожарных являются жесткий дефицит времени и неопределенность ситуации (нет полной информации о пожаре).

Основной этап включает период от начала проведения разведки и конкретных действий, направленных на реализацию приказа руководителя тушения пожара, до момента полной ликвидации пожара,

По прибытии к месту вызова производятся разведка пожара и боевое развертывание в соответствии с требованиями Боевого устава пожарной охраны ЛВ этих обстоятельствах от командиров и пожарных требуется максимум внимания и профессионализма. Опытные командиры и пожарные могут определить по запаху дыма, что горит, ощупывая рукой поверхность пола и стен — степень распространения огня, по характерному треску и шипению горящих предметов'—место пожара. Лица, которые проводят разведку, должны обладать высоким уровнем оперативного мышления, способностью к ориентировке и устойчивостью к различным неблагоприятным эмоциональным воздействиям, связанным с опасностью, дефицитом времени, неожиданностью, необходимостью быстро реагировать на изменения в обстановке: уточнять принятые ранее решения, видоизменять способы действий, наращивать в необходимых условиях силы и средства пожаротушения. Специфика этого этапа боевой деятельности заключается в том, что работа пожарных связана с риском для жизни (взрывы, обвалы, высокая температура, ядовитые газы), т. е. с наличием большого числа стресс-факторов, вызывающих состояние ярко выраженного нервно-психического состояния (стресса).

Заключительный этап охватывает период от момента ликвидации пожара до момента готовности караула к очередному выезду на пожар. Он включает приведение в порядок техники и оборудования. На этом этапе состояние пожарных во многом зависит от результатов их работы, длительности и напряженности боевых действий. Успех или неудача выполнения боевых задач на пожаре переживается всеми участниками его тушения. Пожарные стремятся оценить свои действия и действия товарищей;

начальники принимают меры к восстановлению боевой готовности подразделений.

Наиболее целесообразно разбор проводить через некоторое время после окончания тушения пожара, чтобы бойцы могли в спокойной обстановке оценить свое поведение на пожаре. При разборе необходимо учитывать, что при успехе одни люди испытывают радость и желание закрепить достигнутый результат, другие же успокаиваются, начинают считать, что теперь им необязательно прилагать усилия в процессе повседневных занятий и что в дальнейшем на пожарах они и впредь смогут хорошо работать. Такое «головокружение от успеха» может стать серьезным тормозом повышения боеготовности этих лиц. Неудачное выполнение боевых задач тоже по-разному влияет на боеготовность пожарных: одни мобилизуют силы для дальнейшей работы, другие так сильно переживают, что могут оказаться неготовыми к новым боевым действиям. Нередко они пытаются объяснить неудачу какими-либо объективными причинами или переложить вину на товарищей. Начальники пожарных частей, которые, как правило, производят разбор тушения пожара, должны знать эти особенности подчиненных и своевременно принимать меры для поднятия боевого духа у личного состава подразделения.

2. ВЛИЯНИЕ СТРЕСС-ФАКТОРОВ БОЕВОЙ ОБСТАНОВКИ НА ПСИХИКУ ПОЖАРНОГО

Основными стресс-факторами, вызывающими нервно-психическое напряжение (стресс) у пожарных в боевой обстановке, являются опасность, создающая угрозу жизни, ответственность за решение боевой задачи, дефицит времени на принятие решений и выполнение действий, необычность условий рабочей среды (высокая температура, загазованность, шум и т. п.).

Психическая напряженность у пожарных может быть вызвана также несоответствием уровня развития профессиональных качеств требованиям, предъявляемым данной деятельностью к личности пожарного: психологической неподготовленностью к выполнению различных боевых задач в период тушения пожара, чрезмерной эмоциональной возбудимостью, впечатлительностью, низкой эмоциональной устойчивостью и т. д.

Стрессовое состояние у пожарных может возникнуть и на боевом, дежурстве, т. е. в период ожидания выезда на пожар. У некоторых пожарных волнение, вызванное ожиданием пожара, сопровождается стресс-реакцией, которая может значительно превосходить стресс-реакцию, возникающую в период боевых действий.

Стресс-реакция каждого конкретного человека в период ожидания боевого выезда зависит не только от его индивидуально-психологических особенностей, но и от эмоционального состояния товарищей по боевому расчету, караулу.

Стресс-факторы могут быть объективного и субъективного происхождения. Например, опасность взрыва на пожаре может быть реальной (объективной),'но может быть и мнимой (субъективной) .

Наиболее характерными и часто встречающимися стресс-факторами в боевой работе пожарных являются:

высокая температура окружающей среды, которая после кратковременного усиления возбуждения приводит к угнетенному состоянию, нарушает равновесие между возбуждением и торможением, ослабляет тормозной процесс, создает дискоординацию движений. Напряженная физическая работа, связанная с большим теплообразованием в организме, при высокой температуре окружающей среды и значительной влажности воздуха, например характерных для тушения пожара в тоннелях, подземных галереях, коллекторах для прокладки инженерных коммуникаций, подвалах жилых домов, вызывает ухудшение самочувствия: появляются жажда, головная боль, головокружение, стук в висках, слабость, нежелание двигаться и т. д.

Известно, что при повышении температуры тела до 40° и более может наступить тепловой удар (высшая степень перегревания), который сопровождается появлением судорог, галлюцинаций, потерей сознания;

высокая концентрация дыма, оказывающая отрицательное воздействие в первую очередь на органы чувств. Дым вызывает сильное раздражение слизистой оболочки глаз и носоглотки, вызывает кашель, одышку, нередко приводит к потере работоспособности, а иногда и к отравлению организма;

шум, способствующий возникновению страха, тревоги, беспокойства. Шум затрудняет речевой обмен, приводит к искажению приказов, распоряжений и поступающей информации. В условиях шума уменьшается сосредоточение внимания, снижается мыслительная способность, увеличивается время реакции на различные сигналы;

ограниченное пространство (например, при работе в тоннелях, подземных галереях, каналах кабельных коммуникаций и т. д.), вызывающее трудности не только физического, но и психического порядка, что приводит к значительному снижению работоспособности;

ядовитые газы, выделяемые при горении химическими веществами и материалами и оказывающие отравляющее действие на организм человека. Наиболее постоянным компонентом всех токсичных примесей является окись углерода (СО), которая образуется при неполном горении. Ее содержание в продуктах горения, выходящих, например, из подвала жилого дома, иногда может достигать 1—2%, в то время как вдыхание воздуха с примесью СО в количестве 0,4—5% в течение нескольких минут может вызвать смертельный исход. Отравление

окисью углерода характеризуется общей слабостью, усилением сердцебиения, нарушением ритма и глубины дыхания, потерей сознания.

Таким образом, наличие стресс-факторов создает трудности в работе пожарных, ухудшает их физическое и психическое состояние, что влияет на эффективность тушения пожаров. Отрицательное воздействие стресс-факторов значительно снижается, если пожарные своевременно психологически подготовлены к работе в сложных условиях пожара и организм их адаптирован к этим условиям. Более того, постоянная работа в условиях стресса образует у некоторых пожарных особое свойство личности — склонность к риску. На лиц, склонных к риску, стресс-факторы оказывают активизирующее и мобилизующее влияние. Их поведение почти во всех случаях характеризуется экономной затратой не только физических, но и нервно-психических сил. У людей, склонных к риску, в отличие от других самый низкий уровень психической напряженности, зависящий, очевидно, от сознательного и умелого управления волевыми процессами и положительными эмоциями, которые вызываются удовлетворенностью работой и уверенностью в своих силах. Склонность к риску проявляется как направленность на опасность, поэтому эффективность действий пожарных, обладающих таким качеством, в.экстремальных условиях очень высока. Это очень важно учитывать при расстановке сил на опасных участках боевой работы.
Глава 2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ ПОЖАРНЫХ
1. ПОНЯТИЕ О ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ ПОЖАРНЫХ

Под психологической подготовкой пожарного следует понимать систему мероприятий, направленных на активизацию способностей и обеспечение состояния психической готовности пожарного к действиям в боевой обстановке тушения пожара. Психическая готовность — это способность мобилизовать психику, настроиться на целесообразные действия в конкретной деятельности.

Состояние психической готовности пожарного к боевой деятельности, как всякое психическое состояние, является сложным целостным проявлением личности. Оно характеризуется:

стремлением выполнить свой профессиональный долг;

убежденностью в необходимости решения боевой задачи;

уверенностью в своих силах, надежности техники и поддержке товарищей по звену, боевому расчету;

стремлением активно, с полной отдачей сил и до конца бороться за правильное и быстрое выполнение боевой задачи;

высокой помехоустойчивостью при работе в неблагоприятных и угрожающих здоровью и жизни условиях;

оптимальным уровнем эмоционального возбуждения, позволяющим контролировать свои мысли, чувства, поведение и обеспечивающим высокую эффективность работы на пожаре.

Психическая готовность в сочетании с профессиональными навыками позволяет пожарному умело и быстро выполнять боевые задачи в условиях пожара, способствует осуществлению активных, решительных и эффективных действий. Однако она не возникает у пожарного сама по себе, а целенаправленно и систематически формируется и закрепляется в процессе всей его служебной деятельности, на учебных занятиях и тренировках.

Различают два вида психологической подготовки пожарного — общую и непосредственную.

2. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА .

Общая психологическая подготовка пожарного неразрывно связана с идейно-политической, моралько-волевой, физической, пожарно-тактической, пожарно-строевой подготовкой. Задачами общей психологической подготовки являются:

формирование коммунистической направленности личности бойца — воспитание важнейших нравственных качеств: любви к своему народу, государственного отношения к народному достоянию, любви к своей профессии, чувства долга,, ответственности, чести;

формирование характера, его стержневых черт—-трудолюбия и добросовестности, чувства коллективизма, скромности и аккуратности, чуткости и отзывчивости по отношению к своим товарищам по службе и другим людям;

повышение интеллекта (развитие потребности постоянно приобретать и совершенствовать общие и специальные знания, выработка таких качеств, как самостоятельность, критичность, быстрота и гибкость мышления);

развитие профессиональных ощущений и восприятии (быстроты и правильности ориентировки в задымленной среде, чувства пространства и времени, температурных ощущений и т.д.);

развитие волевых качеств (целеустремленности и инициативности, решительности и смелости, выдержки и самообладания, настойчивости и упорства);

совершенствование профессиональных качеств: физических (силы, быстроты, выносливости, ловкости) и психологических (готовности к опасности, риску);

выработка способности в нужный момент мобилизовать все силы для выполнения поставленной задачи; обучение приемам саморегуляции эмоциональных психических состояний.

Рассмотрим основные формы и содержание общей психологической подготовки пожарных к действиям в боевой обстановке.

Идейно-политическое воспитание. Цель идейно-политического воспитания пожарных — формирование у них высокой политической сознательности, идейной убежденности, беспредельной преданности партии и народу, воспитание чувства долга и ответственности, готовности выполнить боевую задачу, невзирая ни на какие трудности и даже угрозу жизни.

Глубокая идейная убежденность и политическая сознательность являются основой для формирования у пожарного необходимых волевых и моральных качеств (смелости, мужества, стойкости, активности и т. д.).

Важная роль в процессе идейно-политического воспитания пожарных отводится .системе партийно-политической работы, обеспечивающей воспитание личного состава в духе марксистоско-ленинского мировоззрения и понимания государственных интересов, а также готовность выполнения задач по охране социалистической собственности и личного имущества граждан от огня. Главная роль в идейном воспитании личного 'состава пожарных подразделений отводится основным формам политической учебы: марксистско-ленинской подготовке, партийному образованию, политическим занятиям.

В формировании идейно убежденных работников пожарной охраны большую роль играет их воспитание на революционных, трудовых и боевых традициях совметского народа, Коммунистической партии, советской пожарной охраны. Для этого в частях пожарной охраны создаются уголки боевой славы, которые, оформляются стендами о подвигах пожарных, ведется летопип части, организуются встречи с ветеранами пожарной охрань т. д. Однако воспитание пожарных на боевых традициях — 1г. простое ознакомление их с историческими фактами и событиями. Это активный процесс формирования у личного состава высокой политической сознательности, повышения ответственности каждого пожарного за постоянную боевую готовность подразделения, за успехи коллектива.

Пропаганда примеров героизма, взаимовыручки, дисциплинированности, бдительности способствует созданию у пожарных. уверенности в успешном выполнении порученного им дела. Хорошие результаты дают беседы с отличниками боевой и политической подготовки, лучшими по профессии. Важное место в идейно-политическом воспитании пожарных занимает организация социалистического соревнования по выполнению нормативов по пожарно-строевой подготовке, борьбе за звания отличника, лучшего по профессии и т. д. Все это способствует неустанному росту боевой подготовки.

В поддержании боевого духа личного состава важную роль играют средства наглядной агитации — лозунги, плакаты и т. и Задача наглядной агитации — воздействовать на мысли и чувства человека, поэтому плакаты, стенды, диаграммы должны притягивать внимание своим оформлением, яркостью и эмоциональностью. Серые, небрежно сделанные средства наглядной агитации не выполняют своей задачи.

Одновременно с целенаправленной политико-воспитательной работой необходимо постоянно поддерживать строгие требования ,к соблюдению уставного порядка. Обстановка боевых дежурств не должна допускать никаких условностей. Жесткий контроль за выполнением устава позволяет пожарным сохранить собранность, высокую активность, т. е. находиться в постоянной готовности к боевым действиям.

Большое значение в идейно-политическом воспитании пожарных имеют коллектив, его традиции и стремление. Хорошо известно, что уровень развития каждой личности зависит от уровня развитая всего коллектива и определяется требованиями, которые коллектив предъявляет к каждому своему члену. Под влиянием коллектива человек вырабатывает свои убеждения и взгляды. Вот почему воспитание коллектива — одна из главных задач начальствующего состава пожарной охраны.

Воспитательную работу в пожарном подразделении необходимо организовать так, чтобы выработать у бойцов убеждение, что ценность каждого из них определяется не его личными успехами и достоинствами, а тем, насколько он полезен для подразделения, для всего коллектива. Поэтому ни один значительный (плохой или хороший) поступок не должен оставаться без коллективного обсуждения. Это не значит, что по малейшему поводу нужно собирать собрание. Надо, чтобы любое событие в подразделении получало общественную оценку, чтобы каждый пожарный знал, одобряют его действия товарищи или осуждают. Сближению пожарных способствуют многие обстоятельства: совместное выполнение ответственных заданий на пожарно-тактических занятиях и учениях, а также на занятиях по пожарно-строевой и физической подготовке, коллективные поощрения за успехи в боевой подготовке, участие в общественной работе, взаимная помощь в ходе социалистического соревнования, совместное проведение досуга и т. д. Важным условием сплочения личного состава отделения, караула является взаимозаменяемость. Она позволяет добиться единства действий и высоких показателей в выполнении боевых задач на пожаре.

Немаловажная роль в идейно-политическом воспитании пожарных принадлежит самовоспитанию. Заниматься самовоспитанием—значит требовать от себя повседневного проявления настойчивости, принципиальности, решительности, смелости, поэтому самовоспитание подразумевает прежде всего критический анализ собственной деятельности, постоянный контроль над своими мыслями, чувствами, поступками. Бойцы должны научиться анализировать и оценивать свое поведение, свои решения, находить причины успехов и закреплять их, выяснять причины неудач, чтобы не повторять их в будущем.

Формы самовоспитания могут быть самыми различными: самокритика, самоубеждение (самооценка), самопринуждение. Однако какая бы большая роль в системе психологической подготовки пожарных не отводилась самовоспитанию, руководители отделений, караулов, частей должен помнить, что формирование коммунистических убеждений и высоких моральных качеств пожарных определяется прежде всего проводимой ими воспитательной работой.

Морально-волевая подготовка. Важной задачей психологической подготовки личного состава пожарных подразделений является развитие и совершенствование морально-волевых качеств. Начальствующий состав должен заботиться, чтобы морально-волевые качества пожарных развивались на основе высокой сознательности, идейной убежденности и коммунистической нравственности, чтобы их проявление всегда было подчинено высоким общественно значимым мотивам, а не эгоистическим стремлениям отдельных лиц.

Волевая подготовка в профессии пожарного имеет свои особенности, так как работа на большой высоте, в условиях повышенной температуры и сильной концентрации дыма, обрушений и взрывов связана с большим эмоциональным возбуждением. Управлять своим поведением в такой обстановке значительно труднее, чем в обычной. Вот почему пожарным необходимо развитие прежде всего таких волевых качеств, как настойчивость и упорство, смелость и решительность, самообладание и выдержка.

Настойчивость и упорство — волевые качества, проявляющиеся в способности человека к волевому усилию, направленному на достижение намеченной цели в условиях длительно или повторно возникающих трудностей. Эти качества необходимы пожарному для успешного осуществления любых боевых задач в условиях тушения пожара.

Смелость и решительность выражаются в способности при трудных обстоятельствах принимать обоснованные решения и без колебаний и задержек претворять их в жизнь. Эти волевые качества особенно необходимы руководителю тушения пожара, начальникам боевых участков. Нередко о решительности пожарного или командира судят только по тому, насколько быстро -он предпринимает какие-либо действия в критической ситуации. Такой подход позволяет оценить лишь временный фактор — насколько быстро принимаются решения, но не учитывает качество решений. Осмысленность, .обоснованность, наиболее полное соответствие решений обстановке на пожаре также должны приниматься во внимание при оценке решительности. В работе пожарных проявление решительности, пожалуй, больше, чем в работе других профессий, связано с профессиональным мастерством. Если пожарный последним не обладает, то он и не сможет быстро и правильно принять решение по ликвидации пожара или спасанию людей, попавших в беду.

Самообладание и выдержка характеризуют способность человека управлять своим поведением. В процессе тушения пожаров бойцы пожарных подразделений сталкиваются с условиями, которые могут вызвать растерянность, чрезмерное волнение, несдержанность, подавленность. Справиться с отрицательными эмоциями, регулировать свое поведение пожарным помогают выдержка и самообладание.

Пожарные, умеющие контролировать свои действия и поступки, всегда проявляют выдержку, хладнокровие, стойкость, они находят правильный выход из самого трудного положения.

Волевые качества не являются врожденными. Они проявляются и развиваются только в процессе преодоления трудностей. При подготовке пожарных такие трудности могут быть созданы на занятиях по пожарно-строевой и тактической подготовке (рис. 1.

При организации процесса развития волевых качеств у бойцов пожарной охраны необходимо прежде всего соблюдать следующие условия:

постепенно наращивать и усложнять трудности, доводя их до предела возможностей пожарного и подразделения в целом (по принципу от простого к сложному); проводить занятия в неблагоприятных условиях — при высокой концентрации дыма, повышенной температуре, на большой высоте (рис. 2, 3);

применять разнообразные и неожиданно возникающие трудности.

Создавая трудности, необходимо побуждать пожарных к активному их преодолению. Практика показывает, что нередко бойцы, особенно молодые, на занятиях боятся выполнять те пли иные упражнения, проявляют пассивность, стремятся уклониться от трудностей. Помочь преодолеть им эти трудности должен руководитель, старший опытный товарищ. Для стимулирования активных действий пожарных на учебно-тренировочных занятиях можно применить правила проф. А. Ц. Пуки, предлагаемые им для, развития волевых качеств:

всегда 'владей собой, делай не то, что хочешь, а то, что необходимо;

постоянно следи за собой и ищи причины промахов иногда прежде всего в самом себе;

знай свои недостатки (слабые стороны волн, дурные привычки, отрицательные черты характера) и имей программу действий для их устранения.

Приближение условий учебных занятий к реальным условиям боевой обстановки. Психологическая подготовка пожарных идет более успешно, если обучение их осуществляется в условиях, максимально приближенных к реальным (рис. 4). Нельзя подготовить личный состав пожарных подразделений к эффективным боевым действиям одними разъяснениями, не дав бойцам на себе прочувствовать особенности действия стресс-факторов, возникающих на пожаре. Каждому бойцу и командиру необходимо привыкнуть к высокой температуре, дыму, шуму или другим типичным для боевой обстановки условиям.

Ценность пожарно-тактических занятий и учений на местности лишь с условным обозначением пожара для психологической подготовки личного состава пожарных подразделений невелика. Когда обучение слишком просто, интерес к нему падает. Иное дело, когда на учениях пожарные ощущают значительное нервно-психическое напряжение. Поэтому очень важно, чтобы занятия были насыщены элементами внезапности, непрерывной динамики, высокой скорости, неясности, новизны, опасности и риска, предельной сложности, длительных максимальных нагрузок. Эти факторы требуют от пожарных на занятиях и учениях активной работы мысли, напряжения ума, воли.

Приблизить занятия и учения к реальным условиям позволяют пожарные полигоны.

Полигон Пермского гарнизона включает два комплекса: огневой и спортивный. Огневой комплекс состоит из технологической установки и городка для психологической подготовки личного состава пожарных подразделений и противопожарных формирований гражданской обороны.

Технологическая установка размещена на площадке размером 40Х40 м с бетонным покрытием. В состав установки входят три основных блока: колонн и емкостей, открытой технологической насосной, технологической эстакады с узлом задвижек и трубопроводом для имитации пожаров при разрывах трубопроводов (рис. 5). На каждый блок по самостоятельному трубопроводу с задвижками на общем коллекторе подается нефтепродукт.

Блок технологических колонн и емкостей состоит из двух технологических колонн, вертикальной и горизонтальной емкостей. В состав блока входит теплообменник, в который, в отличие от всех аппаратов, нефтепродукт подается в трубное пространство, а межтрубное пространство заполняется водой.

Открытая технологическая насосная имеет общую площадь 170 м2, где размещены шесть технологических насосов с электродвигателями.

Эстакада технологических трубопроводов с узлом задвижек размещена на расстоянии 12 м от площадки технологических насосов и 15 м от блока вертикальных и горизонтальных аппаратов. Длина эстакады трубопроводов 10 м. На консолях железобетонных колонн укреплены шесть отрезков технологических трубопроводов, пять из которых последовательно соединены между собой системой перемычек и задвижек. На верху эстакады смонтирована проходная площадка шириной 0,7 м, с обеих сторон которой устроены маршевые лестницы. У границы технологической установки предусмотрен водопеноколлектор, дающий возможность подключать три пенных или водяных ствола. Площадь горения на площадке технологической установки может достигать 1600 м2.

Кроме учебно-тренировочной технологической установки на пожарном полигоне расположены:

вертикальный стальной резервуар объемом 2000 м3, предназначенный для отработки приемов тушения пожаров в резервуарах;

насосная станция, в которой установлены два центробежных насоса: один 1^ них служит для закачки нефтепродукта в резервуары и на технологическую установку, другой — для закачки воды и в резервуары и подачи воды в кольцо охлаждения резервуара. Около насосной размещены три емкости общим объемом 100 м3 для хранения нефтепродукта. Для обеспечения подои пожарной •техники, а также заполнения двух открытых пожарных водоемов объемом по 400 м" проложена сеть водопровода, на котором расположены четыре пожарных гидранта.

Полигон позволяет имитировать реальные пожары на технологических установках и в резервуарных парках, различные аварийные ситуации. Оборудование такого полигона дает возможность учить тому, что необходимо при тушения пожара (рис. 6). Занятия с пожарными в условиях полигона, создающих на учениях большое психическое напряжение, закаляют обучаемых, приучают не работать на предельных нагрузках.

Занятия на полигоне проводят в соответствии с годовым учебным планом, которым предусматриваются:

отработка приемов и способов тушения пожаров нефти и нефтепродуктов и вертикальных резервуарах, на технологических установках (ректификационных колоннах, насосной площадке, теплообменниках, эстакаде и др.);

работа со специальной пожарной техникой, обучение приемам работы с пожарным оборудованием в условиях, максимально приближенным к реальным;

проведение занятий по изучению возможностей пожарной техники.

Как правило, тренировочные занятия личного состава пожарных подразделений гарнизона проводят сотрудники, штаба пожаротушения управления пожарной охраны. В роли руководителей тушения «полигонного пожара» выступают начальники частей и их заместители, оперативные дежурные. Они оценивают обстановку на пожаре, определяют решающее направление, необходимое количество сил и средств, способы и приемы боевых действий. По окончании занятия сотрудники штаба пожаротушения проводят его разбор, дают оценку действиям того или иного командира, пожарного, указывают на положительные и отрицательные стороны в их работе.

»

Опыт обучения личного состава пожарных подразделений на полигонах показывает, что в условиях полигона не только осуществляется психологическая подготовка, но и вырабатывается профессиональное мастерство пожарных. Все это положительно сказывается на состоянии боевой готовности пожарных подразделений.

В результате аварии на нефтеперерабатывающем заводе в Перми загорелся пропан в насосной технологической установке. Рабочие не смогли перекрыть запорную арматуру, огонь угрожал распространению на другие насосы и объ-ьлты. Здесь и пригодились начальнику караула 30-й ВПЧ В. А. Сарамотину и его подчиненным навыки перекрытия запорно.й арматуры, которые они приобрели, тренируясь на вышеописанной технологической установке. Авария была быстро ликвидирована. На сотни тысяч рублей сохранено материальных ценностей.

Психическая готовность пожарных к работе в сложных условиях во многом определяется их физической подготовкой (рнс. 7). Чем выше физическая подготовка, тем увереннее чувствует себя пожарный, тем меньше его нервное напряжение в боевой обстановке. Наилучшим образом подготовка достигается на стандартных полосах препятствий, дополненных различными

преградами. Такие полосы или городки позволяют создавать на занятиях условия, требующие от личного состава пожарных подразделений значительных затрат физических сил и эмоционального напряжения.

Городок в Минском гарнизоне пожарной охраны включает семь снарядов (рис. 8).

На снаряде № 1, представляющем собой горизонтальную металлическую трубу диаметром 0,12 м, высотой 1 м, длиной 4 м, отрабатываются приемы работы со спасательной веревкой: закрепление за конструкцию, вязка узла для подъема пожарного оборудования на высоту.

Для тренировки вестибулярного аппарата предназначен снаряд № 2 — вибрирующий трап длиной 15 м, высотой 1,5 м, изготовленный из двух досок толщиной 0,66, шириной 0,2 м каждая. С обеих сторон трапа размещены противни, в которые заливается горючая жидкость.

Снаряд № 3 — тоннель из железобетонных лотков — служит для отработки упражнений «передвижение на четвереньках по горизонтальной поверхности» и «передвижение по-пластунски через узкий лаз». Длина тоннеля 9, высота 0,75, ширина 1,2 м. Во время занятий в верхней части выхода из тоннеля устанавливаются металлические желоба, в которые заливается горючая жидкость. При движении по тоннелю пожарный в кислородно-изолирующем противогазе встречает различные препятствия, находится в среде сильного задымления и высоких температур.

Упражнения по подъему и спуску по вертикальной лестнице выполняются на снаряде № 4. Лестницы (одна длиной 6 м, другая — 6,5 м, обе шириной 0,6 м) прикреплены к металлической раме высотой 5 и шириной 6 м. В верхней части снаряда имеется переходная площадка с поручнями. На расстоянии 3 м от снаряда находится высокая подставка для мяча. Выполняя упражнение, пожарный со стволом взбирается по одной из лестниц, затем, находясь на высоте, сбивает водяной струёй мяч.

Снаряд № 5 — фрагмент жилого дома — представляет собой стеновую панель с оконным проемом и двумя лестничными маршами с площадкой. Под площадкой размещена емкость с горючей жидкостью. На этом снаряде пожарные отрабатывают упражнения по транспортировке пострадавших вверх и вниз по маршевым лестницам, тренируются в проведении разведки с отысканием манекена и т. д. Эти упражнения тоже выполняются в задымленной атмосфере.

Физическая выносливость вырабатывается на участке, где размещена «песочница» (снаряд № 6) размером 6Х8, окаймленная бордюрным камнем или панелями высотой 0,6 м. Внутри нее на песке разбросаны тяжелые предметы, которые в ходе занятий пожарные перекантовывают с помощью немеханизированного инструмента.

Лабиринт (снаряд № 7) с трансформирующейся конфигурацией внутренних стен выполнен из трубчатых стоек высотой 2 м, скрепленных между собой сеткой. Он предназначен для приобретения навыков передвижения со стволом и рукавами, находящимися под напором, в помещениях с большим числом поворотов, а также для выработки умения определить пройденное расстояние. В общий комплекс городка входят башня и теплодьмокамера.

Опыт использования сооружений, установленных на пожарных полигонах или в городках, показывает, что профессиональное мастерство пожарными более эффективно приобретается и закрепляется тогда, когда сооружения отвечают следующим требованиям:.

позволяют создавать для обучаемых познавательные, волевые и эмоциональные трудности и проводить психологическую подготовку бойцов в условиях, максимально приближенных к сложной обстановке на пожаре;

моделируют как можно точнее и полнее те стороны боевой обстановки, которые встречаются на пожаре;

позволяют создавать условия формирования согласованных действий между номерами боевых расчетов, между командирами (начальниками) и подчиненными;

не дают формирования побочных навыков, вредных для профессии пожарного.

В связи с этим рекомендуется, прежде чем приступить к строительству сооружений пожарного полигона или городка, составить описание объема обучающей информации, подлежащей усвоению, и порядка приобретения навыков и умений, необходимых пожарным в реальной боевой обстановке.

В каждом случае при сооружении полигона или городка необходимо, чтобы его конструкции отвечали следующим требованиям:

психологическим — способствовали адаптации пожарных к условиям среды (температуре, звуковым и другим стресс-факторам) (рис. 9);

психолого-педагогическим — позволяли обучать пожарных способности мобилизовать себя для выполнения боевой задачи в любых условиях (рис. 10).

Конструкцией сооружений, устанавливаемых на полигоне, должна предусматриваться возможность создания аварийных ситуаций, такие ситуации позволяют развивать у пожарных способность принимать решения в сложных условиях. Очень важно также обеспечить контроль за действиями обучаемых, например регистрацию числа совершенных ошибок, времени, потраченного на выполнение отдельных операций и всей программы. Эти данные необходимы для анализа допущенных ошибок и для установления'. соответствующих нормативов. Нельзя забывать и о создании условий выработки согласованных действий между номерами боевых расчетов, отделений, так как на полигонах должны формироваться не только профессиональные знания, навыки и умения каждого в отдельности, но и «сработанность» между .номерами боевых расчетов, между командиром и подчиненным.

Психологическая подготовка пожарных осуществляется также на занятиях по пожарной тактике и пожарно-строевой подготовке.

Так, занятия по пожарной тактике должны быть нацелены на тренировку воображения пожарного, его памяти, мышления, проявление инициативы и т. п. При этом различные варианты действий личного состава разрабатываются в ситуациях, которые могут возникнуть в период действительного тушения пожара. Если обучаемый принимает неправильное решение, руководитель занятия сообщает ему новую вводную, которая форму-

цшруется с учетом слабых сторон познаний обучаемого. Поиски ^продолжаются до тех пор, пока не будет найден'способ действий, полностью соответствующий замыслу решения пожарно-так-тической задачи. Такая постановка вводных заставляет активизировать работу мышления обучаемого, развивает его умственные способности.

Обучение личного состава пожарных подразделений на занятиях и пожарно-та.ктических учениях происходит особенно успешно при доказательном изложении и осмысленном усвоении знаний, высокой активности обучаемых, самостоятельном решении ими пожарно-тактических задач. Только сложные задачи на пожарно-тактическом занятии или учении побуждают личный состав пожарных подразделений к творческому мышлению.

Занятия по пожарно-строевой подготовке предоставляют большие возможности для психологической подготовки, так как выполнение упражнений пожарно-строевой подготовки требует от пожарных максимального внимания. Необходимым условием психологической подготовки в процессе занятий по пожарно-строевой подготовке является систематическая тренировка пожарных в обстановке, приближенной к реальным условиям боевой работы. Поэтому занятия по пожарно-строевой подготовке следует, как правило, проводить на объектах района выезда.

Как и при любо.м виде обучения, на занятиях по пожарно-строевой подготовке должны соблюдаться последовательность и систематичность в приобретении знаний, равномерность психологической и физической нагрузки, целенаправленность выполнения упражнений, техника безопасности.

Насколько важно руководствоваться этими принципами в процессе обучения, рассмотрим на примере воспитания у пожарных чувства привыкания к высоте. Известно, что не все одинаково переносят высоту: одни не боятся ее, другие же не могут посмотреть вниз даже с балкона третьего этажа. Пожарный С. длительное время не мог подняться по выдвижной лестнице в окно третьего этажа учебной башни. После ряда целенаправленных тренировок он уже поднялся до уровня второго этажа, а потом—третьего. Однако не был преодолен еще один переход—с лестницы в окно третьего этажа. Пришлось прибегнуть к помощи страховой веревки. В дальнейшем, в результате систематических тренировок, надобность в страховой веревке отпала.

Боязнь высоты особенно характерна для пожарных, выполняющих какие-либо упражнения наверху и не имеющих устойчивых навыков. Спуск по веревке с четвертого этажа на первых занятиях действует на большинство пожарных угнетающе. Поэтому целесообразно начинать отрабатывать упражнение «самоспасение» спуском обучаемых сначала из окон второго, а затем третьего и четвертого этажей здания.

Немаловажный фактор в психологической подготовке пожарных—формирование и закрепление веры личного состава в технической надежности пожарного оборудования. Достичь эти качества можно привлечением пожарных к испытаниям, техническому обслуживанию и другим работам с пожарным оборудованием. Например, в описываемом нами случае пожарные . при первоначальной подготовке, отрабатывая упражнения «спасение» и «самоспасение» с высоты с помощью веревок, не верили в их надежность и отказывались выполнять упражнение. Тогда командир предложил им перед занятием провести испытания веревки и пояса. Уверенность в надежности пожарного оборудования способствует его успешному использованию на пожаре. Далее рассмотрим некоторые методы общей психологической подготовки пожарных.

Программирование предстоящей деятельности в боевой обстановке. Данный вид психологической подготовки пожарных осуществляется в ходе разработки тактического плана пожаротушения, навык закрепляется в период отработки оперативных планов и карточек пожаротушения. Составление оперативных планов и карточек тушения пожара способствует развитию тактического мышления начальствующего состава и психологической подготовке его к тушению пожаров на объектах, где требуются значительные силы и средства пожарной охраны.

В период составления оперативных планов и карточек тушения пожаров мысленно «проигрываются» возможные оптимальные решения боевой деятельности в зависимости от предполагаемых очагов возникновения пожара. «Проигрывание» осуществляется в целой цепи умственных действий, носящих характер умственного эксперимента. Для закрепления навыка умственный эксперимент необходимо дополнить практическими действиями, т. е. произвести отработку и корректировку оперативных планов и карточек тушения пожара во время -пожарно-тактических учений и занятий.
  1   2   3   4


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации