Шпоры по теории организации - файл n1.doc

приобрести
Шпоры по теории организации
скачать (438 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc438kb.18.09.2012 16:06скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 1


  1. Объект, предмет и метод теории организации.


Объект теории организации – это регулируемые и самоорганизующиеся процессы, проходящие в общественных организационных системах, совокупность организационных отношений как по вертикали, так и по горизонтали: организация и дезорганизация, субординация и координация, упорядочение и согласование –взаимодействие людей по поводу организации совместной деятельности, производства материальных благ, воспроизводства самих себя как субъектов общественных изменений.

Предмет теории организации – организационные отношения –связи и взаимодействия между различного рода целостными образованиями и их структурными составляющими, а также процессы и действия организующей и дезорганизующий направленности.

Метод теории организации – набор теоретико-познавательных и логических принципов и категорий, а также научного инструментария для исследования системы организационных отношений (индуктивный метод – движение мысли от единичного к всеобщему; статистический метод – количественный учет факторов; абстрактно-аналитической метод – позволяет определять законы явлений, отражающие связи и постоянные тенденции; сравнительный метод – подбор сходных организаций как объектов исследований).


  1. Принципы формирования организаций.

Принципы формирования организации - это общие правила формирования систем в природе и обществе, обеспечивающие их упорядоченность и целесообразность функционирования. Принцип может быть сфор­мулирован на основе как одного, так и нескольких законов. Принципы организации можно разделить на:

- общие (универ­сальные - отражающие правила формирования разнообразных сис­тем в природе и обществе),

- специфические (особенные - действую­щие в отдельных сферах природной и человеческой действительно­сти),

- ситуационные (частные - характерные для конкретных ситуа­ций).

Принципы организации:

1) по степени обоснованности: научные, обыденные;

2) по степени универсальности: универсальные, специфические, ситуационные;

3) по способу реализации: самореализуемые, реализуемые совместно природой и людьми, реализуемые людьми;

4) по масштабу действия: в элементах организации, между элементами организации, между организациями.


ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 2


  1. Место теории организации в системе научных знаний.

Теория организации изучает принципы, законы и закономерности организации и управления компаниями, персоналом и другими ресурсами общественных образований. Необходима для научной организации общественных (социальных) структур –компаний, фирм, цехов, отделов. Является одной из управленческих наук, основой которой служит теория управления. В основе теории организации лежат три главные сферы научного знания: математические, естественные и общественные науки. Изменения объективных условий функционирования организаций, характерные для XX века, внесли немало нового. Рост крупных организаций, отделение управления от собственности, развитие точных наук и наук о человеке послужили основой для разработки научного подхода к организациям, принципов и методов управления ими.


  1. Основные тектологические принципы организации и их сущность.


Тектология, или «всеобщая организационная наука» — новая научная дисциплина, разработанная А. А. Богдановым в 20-х годах XX века. Осталась непонятой и непризнанной современниками. Рассуждая о построении народнохозяйственного плана, Богданов сформулировал основные его принципы: целостности экономики и единство плана, прямых и обратных связей в управлении и планировании, а также «закон наименьших», равновесия плана, пропорциональности, сбалансированности. При этом исходным пунктом планирования является удовлетворение человеческих потребностей. Исходя из цели удовлетворения человеческих потребностей, Богданов выводит объём, виды потребностей и рассчитывает необходимое количество предметов потребления при данной численности трудоспособного и нетрудоспособного населения, выводя отсюда потребность в средствах производства.
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 3


  1. Основные зарубежные научные школы организационно управленческой мысли: классическая, человеческих отношений, современная школа менеджмента.


АДМИНИСТРАТИВНАЯ, или классическая школа управления (Анри Файоль) рассматривает вопросы совершенствования организации в целом, в отличие от школы научного управления, которая изучала отдельные производственные операции. Целью административной (классической) школы было создание универсальных принципов управления.

Сформулированные Анри Файолем 14 принципов управления имеют следующее содержание:

1. Разделение труда - специализация работ для эффективного использования рабочей силы.

2. Полномочия и ответственность

3. Дисциплина

4. Единоначалие - работник получает распоряжение и отчитывается только перед одним непосредственным начальником.

5. Единство действий - все действия, имеющие одинаковую цель, должны объединяться в группы и осуществляться по единому плану.

6. Подчиненность интересов - интересы организации имеют преимущества перед интересами отдельных сотрудников.

7. Вознаграждение персонала - получение работниками справедливого вознаграждения за свой труд.

8. Централизация - естественный порядок в организации, имеющей управляющий центр. Лучшие результаты достигаются при верной пропорции между централизацией и децентрализацией. Полномочия (власть) должны делегироваться пропорционально ответственности.

9. Скалярная цепь - неразрывная цепь команд, по которой передаются все распоряжения и осуществляются коммуникации между всеми уровнями иерархии ("цепь начальников").

10. Порядок - рабочее место для каждого работника и каждый работник на своем рабочем месте.

11.Справедливость - установленные правила и соглашения должны проводиться в жизнь справедливо на всех уровнях скалярной цепи.

12. Стабильность персонала - установка работающих на лояльность по отношении к организации и долгосрочную работу так, как высокая текучесть кадров снижает эффективность организации.

13. Инициатива - поощрение работников к выработке независимых функций, в границах делегированных им полномочий и выполняемых работ.

14. Корпоративный дух - гармония интересов персонала и организации обеспечивает единство усилий (в единстве - сила).

ШКОЛА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ. Это научное направление в теории управления возникло после того, как было обнаружено, что четко разработанные рабочие операции и хорошая заработная плата не всегда вели к повышению производительности труда, как считали представители школы научного управления. Мотивами поступков людей являются не только экономические факторы, но и различные потребности, которые не всегда могут быть удовлетворены с помощью денег. Основываясь на этих результатах, был сделан вывод о том, что если руководство проявляет большую заботу о своих работниках, то и уровень удовлетворенности должен возрастать. Это в свою очередь приведет к повышению производительности. Эта школа рекомендует использовать приемы управления человеческими отношениями, включающие более эффективные действия непосредственных начальников, консультации с работниками и представление им более широких возможностей общения на работе. Основной целью школы поведенческих наук было повышение эффективности организации за счет повышения эффективности человеческих ресурсов, полного использования потенциала каждого работника.

ШКОЛА НАУКИ УПРАВЛЕНИЯ или количественный подход. Основой этой школы является междисциплинарный подход, когда конкретная проблема решается группой специалистов по математике, статистике, инженерным и общественным наукам. После постановки проблемы и формулировки задачи разрабатывается модель, чаще всего математическая, сложившейся ситуации. Такой подход получил название "исследование операций". После создания модели переменным задаются количественные значения. Это позволяет более объективно сравнивать и описать каждую переменную и отношения между ними. Главной характеристикой науки управления считается замена словесных рассуждений и описательного анализа количественными значениями.


  1. Принципы организации как упорядоченных структур в статическом состоянии.


Рациональная структура формируется на основе принципов статической организации. Выделяются следующие принципы структуризации.

Целеполагание. Рациональность структуры состоит в ее целесообразности. Структура должна соответствовать целевой ориентации организации, основу которой составляет ее миссия. Приоритет функций над составом звеньев. Достижение установленных целей предполагает осуществление организацией определенных функций. Эти функции обеспечиваются соответствующей структурой.

Приоритет объекта над субъектом. Структура — важнейшая объективная характеристика организации. Она определяет жизнедеятельность организации в сложившейся ситуации при существующих объективных условиях. Рациональная структура должна обеспечивать устойчивость существования организации при различном состоянии субъективных факторов.

Адаптивность. Структура должна обладать способностью адаптироваться к изменениям внешней и внутренней среды, к целевой переориентации, к новой стратегии развития. Основное условие адаптивности — гибкость структуры.

Полная координация. Основные направления структурной координации: обеспечение согласованности различных функциональных структур; формирование четкой системы координирующих связей между центром, средним звеном и периферией; эффективная межблоковая координация; четкая взаимная координация деятельности структурных подразделений различных уровней; обеспечение скоординированности функционирования каналов и узлов связи.

Минимум сложности. Основными направлениями минимизации структурной сложности являются: обеспечение компактности структуры; установление четкой целевой ориентированности структуры и ее отдельных компонентов; понижение высоты многоуровневых структур; сокращение промежуточных звеньев в общей схеме связей;

уменьшение дублирования функций подразделений должностных обязанностей и каналов связей.

Полномасштабность. В пределах организации не должно быть блоков, подразделений и отдельных людей, изолированных от остальной организации и не включенных в единую сеть структурных системообразующих связей.

Пределы автономности. Каждый компонент структуры должен обладать определенной автономностью, которая, с одной стороны, позволяет ему функционировать как самостоятельной целостной микроструктуре, а с другой — не должна допускать нарушения целостности и единства структуры организации.

Сочетание централизации и децентрализации. Не может существовать полностью децентрализованная структура — она потеряет свою целостность. Не может функционировать и организация, полностью лишенная децентрализации — с потерей автономности она потеряет свою структурность.

Взаимосогласованность вертикальных и горизонтальных связей. Субординация — соподчиненность низших уровней по отношению к высшим. Единство распорядительства по каждому конкретному вопросу на каждом уровне и по отношению к каждому объекту управления. Соответствие между формально зафиксированными и реально существующими структурными связями.

Оптимальный диапазон контроля — достаточно широкий, чтобы обеспечить управляемость и скоординированность функционирования организации, но не чрезмерный, чтобы не нарушать автономности подразделений, не подавлять активность и адаптационные способности членов организации.


ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 4


  1. Организация: эволюция научных взглядов.


Классическая теория организации. Научное управление. Основополагающей предпосылкой этого направления классической теории является то, что работа (в частности, работа исполнителей) может и должна изучаться с помощью научных методов. Согласно Тейлору, объективный анализ фактов и данных, собранных на рабочем месте, может стать основой определения наилучшего способа организации работы.

Сущность научного управления выражена Тейлором в следующих четырех основных положениях:

1. вместо волевых решений научно обосновывать каждый элемент работы;

2. с помощью определенных критериев отбирать, а затем обучать, образовывать и развивать рабочую силу;

3. тесно сотрудничать с людьми, обеспечивая при этом выполнение работы в соответствии с разработанными принципами науки;

4. обеспечивать обоснованное разделение труда и ответственности между руководителем и работниками.

Руководители выполняют ту работу, для которой они лучше подготовлены, чем рабочие, тогда как в прошлом почти вся работа и большая часть ответственности лежала на исполнителях. Тейлор полагал, что посредством более эффективной организации труда общий объем благ может быть увеличен, а доля каждого участника может увеличиваться без сокращения доли других. Точка зрения Тейлора оспаривалась Ганттом, который полагал, что каждый рабочий должен иметь некоторую гарантию фиксированного заработка безотносительно к выполняемой работе. Согласно его теории, рабочему будет гарантирована недельная заработная плата безотносительно к выработке. Но как только рабочий перевыполняет норму, он заработает премию плюс более высокую оплату единицы продукции за сверхнормативную выработку. Психологические методы были развиты для отбора рабочих Хуго Манстербергом, профессором Гарвардского университета в книге «Психология и промышленная эффективность» в 1913 г. Согласно Лайкерту, эффективна та организация, которая побуждает руководителя сосредоточить главное внимание на стремлении создать эффективную рабочую группу с высокопроизводительными целями. Разработанная Лайкертом «Система-4» предполагает, что организация строится на человеческих мотивациях, которые должны проявляться через: * процесс выдвижения целей, * принятие решений, * контроль, * децентрализацию. Лайкерт утверждал, что организации, построенные на основе положений классической теории, являются неэффективными, так как они склонны к консерватизму и не учитывают изменяющийся характер внешней среды. Герберт Саймон предложил концепцию административного работника, который преследует собственные интересы, но не всегда знает, каковы они. Он осознает только несколько из всех возможных вариантов действий и склонен принять адекватное решение, а не оптимальное. Модель организационного поведения Саймона подчеркивает важность ненавязчивого контроля участников: обучение и распределение информации играют более значительную роль в выработке рационального поведения, чем приказы или санкции. Универсальная теория формирования организаций (теория Гласиер) появилась в результате осуществления долгосрочного исследовательского проекта в конце 1940-х годов в Гласиеровской металлической компании в Лондоне. Теория Гласиер выделяет сосуществование по меньшей мере четырех подсистем в каждой организации. Каждая из этих подсистем выполняет исключительные функции в рамках организации, и в то же время они частично пересекаются и взаимодействуют друг с другом. В начале 1970-х годов американский ученый Игорь Ансофф выдвинул ряд новых идей, касающихся подходов к пониманию и развитию организационных структур управления. Промышленную организацию он рассматривает как некоторую систему, осуществляющую взаимосвязи с источниками ресурсов и внешней средой (рынки сбыта, конкуренты, правительство и др.). Исходя из этого выделяется два исторически сложившихся подхода к формированию организационных структур. Первый из них - структурный подход - был характерен для периода до второй мировой войны. Основной упор в нем был сделан на внутреннее строение фирм, разделение функций и рационализацию управления. В своей основе подход являлся статическим, так как не учитывал динамики изменения организационных структур под воздействием внешних факторов. Второй, динамический подход получил наиболее широкое распространение в послевоенный период. Основное внимание в нем сосредоточивается на анализе связей фирмы со средой, в которой она действует, и с источниками ресурсов. Принципиальное значение и актуальность сохраняют выводы из теории новой институциональной экономики, сформулированные Нортом. Главное состоит в том, что чрезвычайно трудно, да и практически недостоверно анализировать переход от плановой экономики к рыночной без институционального подхода к проблемам и событиям. Ученые, занимающиеся теорией организации, выделяют три пути развития: Создание общего подхода к основным научным воззрениям на базе имеющихся в менеджменте, экономике, социологии и других относительно разработанных науках научных воззрений и дальнейшее продвижение в исследованиях; Выделение своей локальной области исследования части организации и развития ее; Формирование трехступенной схемы развития.


  1. Принципы динамической организации в процессе функционирования систем и их реинжиниринга.


Форма динамического существования системы — процесс — единые последовательные и качественно определенные движения системы. Процессы могут быть организованными (обеспечивающими сохранение равновесия и целостности системы) и неорганизованными (деструктивными — ведущими к нарушению системы и ее разрушению). Формирование организованных, внутренне упорядоченных процессов определяется как динамическая организация или процессуализация.

Существует классификация процессов по фазам жизненного цикла системы:

- процессы образования системы как новой качественной определенности (интеграция, дезинтеграция, трансформация);

- процессы роста системы — обеспечивающие увеличение количественных параметров и расширение масштаба (рост новорожденных систем, устойчивый рост зрелых систем, циклический рост);

- процессы развития системы — качественное совершенствования и повышения уровня организованности;

- процессы функционирования системы на одном и том же уровне организованности и при тех же параметрах системы; - процессы спада — падение количественных параметров системы и сужение масштаба;

- процессы регрессирования системы — ухудшение качественных характеристик и снижение уровня организованности;

- процессы разрушения системы — нарушение целостности и потеря качественной определенности.

В соответствии с внутренними характеристиками выделяются следующие процессы:

- закономерные и случайные;

- детерминированные и стохастические;

- управляемые и неуправляемые;

- установившиеся и переходные;

- регулярные и эпизодические;

- непрерывные и дискретные;

- наблюдаемые и латентные.

Использование универсальных принципов организации позволяет обеспечить четкую целевую ориентацию процесса, эффективную реализацию и упорядоченность на всех стадиях осуществления. К принципам процессуализации относятся: направленность, прямоточность, результативность, эффективность, восприимчивость, информативность, надежность, оперативность, гибкость, параллельность, ритмичность, синхронность. К принципам рационализации относятся: концептуализация, алгоритмизация, нормализация, систематизация, классификация, концентрация, выравнивание потенциала, ассоциация, специализация, стандартизация, унификация, персонификация, регламентация.


ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 5


  1. Научный вклад А.А.Богданова в формирование школы всеобщей организационной науки.


А. Богданов ставил перед организационной наукой задачу триединой организации – вещей, людей и идей. Эта наука, по мнению Богданова, должна систематизировать огромный организационный опыт человечества и вооружить руководителей знанием организационных законов. Его заслугой является разработка фундаментальных методологических проблем теории организации. Исходя из анализа сущности организации, А.А. Богдановым была выдвинута идея о необходимости системного подхода к ее изучению. Сформулированная и разработанная А.А. Богдановым «Тектология» явилась одной из первых концепций общего учения об организации. В ней автор дал общее описание процессов возникновения и распада организаций. В отличие от Ф. Тейлора и его последователей, рассматривавших организацию именно как замкнутую систему, находившуюся в неизменном окружении, А.А. Богданов отмечал взаимосвязь организации с внешней средой. В своем фундаментальном труде А.А. Богданов по существу сформировал целостное представление об организационной науке, сформулировал ее основные принципы и закономерности и объяснил механизм их проявления, показал ее роль и значение в мироздании и пути развития. Он дифференцировал науку и искусство организации, считая, что организационное искусство существовало всегда. Предметом этой науки являются, по мнению А.А.Богданова, общие организационные принципы и законы, по которым протекают процессы организации во всех сферах органического и неорганического мира: в психических и физических комплексах, в природе, в работе стихийных сил и в сознательной деятельности людей. Эти процессы действуют в технике (организация вещей), в экономике (организация людей), в идеологии (организация идей). Пути стихийно-организационного творчества природы и методы сознательно-организационной работы человека могут и должны подлежать научному обобщению. Богданов высказал идею о необходимости системного подхода к изучению организационной науки, дал характеристику системы и ее элементов, показав, что организационное целое оказывается больше простой суммы его частей. Богданов считал необходимым рассмотрение всякого целого, всякой системы элементов в ее отношении к среде и каждой части в ее отношении к целому.


  1. Особенности и виды структур межкомпонентных взаимосвязей в организационных системах.


Понятие «связь» входит в любое определение системы наряду с понятием «элемент» и обеспечивает возникновение и сохранение структуры и целостности свойств системы. Это понятие характеризует одновременно и строение (статику) и функционирование (динамику) системы.

Связь характеризуется рядом свойств, например, силой, направленностью и характером (или видом) и др. По первым двум признакам связи можно классифицировать на направленные и ненаправленные, сильные и слабые, а по характеру — на связи подчиненные, генетические, равноправные (или безразличные) связи управления. Связи можно классифицировать также по месту приложения (внутренние и внешние), по направлению процессов в системе в целом или в отдельной ее подсистеме (прямые и обратные). Связи в конкретной системе могут быть одновременно охарактеризованы несколькими из названных свойств.

Важную роль в системе играет понятие «обратной связи». Обратная связь является основой саморегулирования и развития системы, приспосабливает ее к изменению организационных условий существования.

Сеть устойчивых связей элементов системы отражает ее внутреннюю структуру (морфологию), а связи с «окружающей средой» - внешнюю структуру. Морфологическая структура системы является трехуровневой: первый уровень образует технологическая, второй — производственная, а третий — организационная структуры. Взаимодействие элементов технологической структуры имеет силовой (энергетический) характер; производственная структура представляет собой сеть потоков предметов труда или продукции, а организационная—сеть преимущественно информационных потоков.

Важнейшая характеристика производственной структуры — форма специализации ее основных первичных подразделений, предопределяющая состав системы, закон ее композиции и объем вертикальных (внешних) и горизонтальных (внутренних) кооперационных связей между производственными подразделениями и между их первичными элементами.

При оценке и анализе организационного уровня производственной системы (ПС) очень важно определить степень ее предметной и подетальной специализации на основе построения графа кооперационных связей. Под структурой кооперационных связей понимают характеристику сети связей, моделью которой является граф. Его вершины отражают элементы системы, а дуги — их связи. В работах по теории информации мера организованности отождествляется с мерой информации, которая определяется как функция количества разнообразных связей между подразделениями ПС. Вероятность порядка будет выше в той системе, где число элементов внутри подразделений и внешних связей между последними ограничено. Эти ограничения определяют организационную целостность системы, уровень реализации основных принципов организации процессов и эффективность ПС.

При такой трактовке уровень связей по кооперации выступает в качестве критерия прогрессивности и рациональности организационного построения ПС. При низком уровне связей будет обеспечен максимум пропускной способности ПС по объему производства. Отсюда следует, что для оценки уровня организации необходимо рассмотреть кооперационные связи между подразделениями ПС.

К числу основных характеристик связей относятся: их физическое наполнение, направленность, продолжительность, напряженность (мощность) и роль в системе.

По физическому наполнению связи можно подразделить на предметные (вещественные), энергетические, информационные, смешанные и ненаполненные (отношения), по направленности — на прямые, обратные, контрсвязи и нейтральные (фиктивные). Важная характеристика связей — их напряженность (или мощность): число деталей, сборочных единиц и изделий, которые находятся в движении между подразделениями и элементами последних. Относительно последней характеристики можно высказать следующее утверждение. Система существует как некоторое целостное образование тогда и только тогда, когда напряженность существенных связей между элементами системы на интервале времени не равном нулю больше, чем напряженность связи их с окружающей средой. Напряженность предметных связей оценивается по интенсивности потока деталеопераций, сборочных единиц или изделий.

Роль связи в системе определяется характером ее влияния на ход процессов. Формирование существенных связей элементов, упорядочение распределения их в пространстве и во времени по существу есть не что иное, как возникновение организации в ПС.

К процессу проектирования организационных связей предъявляются определенные требования. К числу этих требований следует отнести: эффективность, экономичность, своевременность, надежность, реальная осуществимость.

Рассмотрим применимость этих требований к проектированию организационных связей.

1. Под эффективностью связи следует понимать степень ее влияния на достижение конечной цели функционирования системы, которая является объектом организационного проектирования или перестройки. При этом может оцениваться результативность влияния предпринятой рационализации связей на выход данной локальной системы, которая является частью более общей системы, с тем чтобы потом определить интегрированный результат на ее выходе от улучшения связей в отдельных элементах системы или между ними. Так, эффективность рационализации приемов и методов труда в конкретном процессе, например «человек — орудие — предмет труда», оценивается по критерию соотношения затрат и результатов труда, то есть реального выхода данной системы — процесса труда.

2. Под экономичностью понимается минимизация затрат на реализацию проектируемых связей. При этом определяется отношение эффекта, достигаемого на выходе системы, к затратам на реализацию проектируемых связей и (или) на рационализацию действующих связей.

3. Своевременность предполагает обеспечение реализации связи в нормативно заданные сроки или в темпе объективной потребности в ней, вызываемой технологической необходимостью и последовательностью внутрисистемных процессов.

4. Надежность связи означает степень ее устойчивости. Это требование является одним из наиболее существенных применительно к организационным решениям. По степени устойчивости (бесперебойности) связей можно судить об уровне организованности системы.

Из числа требований к проектируемым связям осталось нерассмотренным лишь одно — реальная осуществимость их. Это требование не нуждается в особых пояснениях. Заметим лишь, что в практической организационной деятельности руководители отдают предпочтение реально осуществимым мероприятиям по сравнению с принципиально осуществимыми даже в том случае, когда последние представляются более эффективными, но не могут быть реализованы в настоящее время, в конкретных условиях из-за отсутствия необходимых ресурсов, подготовленных кадров и т. д.


ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 6


  1. Этапы формирования отечественной школы в области теории организации.


Одним из самых ярких представителей отечественной школы в области теории организации являлся А.А. Богданов. Ядром его концепции является положение о том, что законы организации едины для всех О-в, в которых самые разнообразные элементы объединяются структурными связями. «Целое больше суммы своих частей: этот принцип означает изучение организации как по частям, так и как целого со средой.

После этого некоторые отечественные учёные пытались сформулировать законы и принципы организации, схожие на Богданова. Например Жданов, Ященко. Прямое соглашение с теорией Богданова имеют формулировки Ященко (он выдвинул концепцию научной организации труда и управления производством; принципы ритма и темпа).


  1. Особенности жестких иерархических структур управления. Их достоинства и недостатки.


Основные виды организационных структур увязаны с управлением. В соответствии с этим выделяются два типа организационных структур: иерархические (механистические) и адаптивные (органические). К иерархическим относятся линейные, линейнофункциональные, штабные организационные структуры управления. Они построены по бюрократическому принципу и характеризуются многоуровневостью. Исключительно линейные связи как основной признак линейной организационной структуры управления обуславливают все ее плюсы и минусы. Департаментализация в линейной организационной структуре управления осуществляется путем формирования автономных, самостоятельных и функционально однородных подразделений, не являющихся специализированными в той или иной сфере деятельности. Основными системообразующими связями являются прямые линейные связи типа «руководитель — подчиненный».

Достоинствами данного вида организационных структур управления являются:

1. четкая система взаимосвязей типа «начальник — подчиненный»;

2. в явном виде выраженная ответственность;

3. наличие быстрой реакции на прямые управленческие воздействия;

4. относительная простота построения организационной структуры управления;

5. высокая степень «прозрачности» деятельности всех структурных единиц.

Среди недостатков можно выделить:

- чрезмерную нагрузку на базовый уровень управления;

- отсутствие вспомогательных подразделений;

- отсутствие возможности быстрого разрешения вопросов, возникающих между различными структурными подразделениями;

- высокую зависимость от личных качеств руководителей любого уровня.

Высокая степень централизации при принятии управленческих решений приводит к тому, что ее деятельность становится полностью зависимой от деятельности базового уровня управления. Находящиеся на более низших уровнях иерархии, руководители мелких структурных подразделений и служащие становятся только проводниками и исполнителями воли высшего менеджмента. При этом полностью отсутствует инициатива со стороны служащих. Высшему менеджменту организации это грозит большими перегрузками, т. к. ему необходимо осуществлять оперативное управление, вследствие чего происходит снижение эффективности функционирования организации в целом.

  1   2   3   4   5


ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 1
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации